Программа по дисциплине опд ф. 33 «Основной язык: социолингвистика»




Скачать 212.42 Kb.
НазваниеПрограмма по дисциплине опд ф. 33 «Основной язык: социолингвистика»
Дата публикации19.10.2014
Размер212.42 Kb.
ТипПрограмма
literature-edu.ru > Литература > Программа
Ф СТО НГПУ 7.5-04/01-02

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новосибирский государственный педагогический университет»

УТВЕРЖДЕНА


Советом факультета ИФМИП __

________________/ Е.Ю. Булыгина/

« » 2012 г.
Обсуждена на заседании кафедры

современного русского языка

Протокол №

от « » 2012 г.

________________ / Л.Н. Храмцова/

ПРОГРАММА по дисциплине

ОПД Ф. 3. 33 «Основной язык: социолингвистика»
Направление 031000.62 Филология.

Профиль: Русская филология

Степень: Бакалавр филологии
Составитель: Л.Н. Храмцова, канд. филол. наук, доцент

Новосибирск 2012

ВЫПИСКА ИЗ ГОССТАНДАРТА


ОПД.Ф.04.

Основной язык / языки

(введение в спецфилологию, теория и история языка, диалектология, стилистика и риторика, практический курс языка и другие лингвистические дисциплины)

Социологическая, историческая, сравнительно-сопоставительная и типологическая характеристика языка; язык в его литературной форме и диалектном разнообразии; устная и письменная разновидности литературного языка. Язык художественной литературы.
Происхождение и основные этапы развития языка; современные языковые процессы.
Письменность, ее становление и современное функционирование; графика, орфография и пунктуация.
Языковой строй. Фонологическая система. Лексикология. Фразеология. Словообразование. Морфология. Синтаксис.
Лексикография.
Теория текста.


1. Цели и задачи дисциплины

В центре внимания курса “Основной язык: социолингвистика” находится изучение форм существования языка в их социальной обусловленности, рассмотрение общественных функций языка, связи его с различными социальными процессами, исследование особенностей языка разных социальных групп и – соответственно – анализ дифференциации языка в этом аспекте.

Курс тесно связан, с одной стороны, с историей и социологией, а с другой – с собственно лингвистическими дисциплинами, прежде всего с курсами “История языка”, “Стилистика” и “Современный русский литературный язык”.

Обращение к социолингвистике позволяет:

а) познакомить студентов c социальным аспектом функционирования языковых единиц разных уровней: фонетических, лексических и грамматических;

б) расширить представления студентов о подсистемах русского языка, прежде всего о просторечии и жаргонах;

в) показать реальную жизнь языка в его динамике и неразрывной связи с развитием общества;

г) дать студентам знания об основных типах языковых ситуаций и направлениях языковой политики;

д) показать, как социальные факторы влияют на использование языковых средств, их строение и взаимоотношения друг с другом.

Изучение социолингвистики особенно важно в наше время, когда влияние социальных факторов на язык особенно заметно и приводит к существенным изменениям в функционировании лексических, словообразовательных и грамматических средств. Научить студентов видеть новые тенденции в развитии языка, верно их оценивать и учитывать при анализе языковых фактов в “социальном контексте” – одна из важных задач изучаемого курса. Анализ конкретных фактов, отражающих воздействие социальных факторов на язык и новые тенденции его развития, – обязательный элемент практических занятий по курсу “Основной язык: социолингвистика”.

Социолингвистика непосредственно обращена к проблемам общения – общения межличностного, общения микро- и макросоциальных групп, общения разных языковых коллективов, поэтому программа курса включает ряд вопросов, связанных с социальным и речевым поведением говорящих, а также с проблемами языковых контактов и взаимодействия различных языков.

Изучение курса “Социолингвистика” имеет, таким образом, и важную воспитательную задачу: оно не только знакомит студентов с различными формами воздействия социальных процессов на язык (и языка на общество), но и призвано способствовать выработке у будущих преподавателей и научных работников эффективных форм социального и речевого поведения.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В процессе изучения курса “Основной язык: социолингвистика” студенты должны овладеть базовыми терминами дисциплины, приобрести навыки социолингвистического анализа языковых явлений и умения:

а) разграничивать различные подсистемы русского языка;

б) квалифицировать языковые факты в социолингвистическом аспекте;

в) определять характер и тип языковой ситуации;

г) учитывать социальные роли коммуникантов при речевом общении;

д) выделять социальный компонент в семантике и функционировании языковых средств;

е) использовать приёмы социолингвистических исследований при сборе и анализе языкового материала;

ж) выделять новые тенденции в развитии языка, обусловленные действием социальных факторов;

з) работать с социолингвистическими словарями.

3. Объём дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Общая трудоёмкость дисциплины

Всего часов

72

Семестры

Аудиторные занятия

Лекции

36

18

6

6

Практические занятия

18

6

Семинары







Лабораторные работы







и (или) другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа

Курсовой проект (работа)

36

6

Вид итогового контроля

зачет

6

4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий


Раздел

Лекции

ПЗ

ЛР

СР


Социолингвистика как наука
Из истории становления социолингвистики
Язык и структура общества
Социальный аспект владения языком
Языковая и коммуникативная компетенция
Внутригрупповая коммуникация
Речевое поведение ребенка
Социально-речевые портреты носителей современного русского языка
Невербальная коммуникация
Языковое планирование
ИТОГО


2
2
4
4
2
2

2
18

2
4
2
2
2

4
2
18





6
6
4
4
2
2
6

2
4
36


4.2. Содержание разделов дисциплины
Социолингвистика как научная дисциплина.

Предмет и задачи социолингвистики. Связь языка и общественного развития. Воздействие социальной среды на язык и речевое поведение людей. Изучение групповых языков и речевого поведения человека как члена группы. Ситуативный уровень владения языком. Проблемы языковой политики. Широкое и узкое понимание предмета социолингвистики. Разделы социолингвистики (Дж. А. Фишман, Л.Б. Никольский). Макро социолингвистика и микро социолингвистика.

Связь социолингвистики с другими лингвистическими дисциплинами. Социолингвистика и лингвистика. Социолингвистика и социология. Социолингвистика и диалектология. Социолингвистика и риторика.

Методы социолингвистических исследований. Методика сбора социолингвистических данных и методика социолингвистического анализа. Социолингвистические аксиомы У. Лабова. «Парадокс наблюдателя».

А.Д. Швейцер о методах социолингвистических исследований. Социолингвистические эксперименты. Эксперимент Д. Хоппе.

Из истории становления социолингвистики как науки


Зарождение социолингвистических идей в работах советских лингвистов 20-30 гг. XX в. Концепция Е.Д. Поливанова. Программа социолингвистического подхода к языку. Б.А. Ларин о языке города. Понятие двудиалектности. А.М. Селищев: положение о гетерогенности языка и социальной неоднородности его носителей. Л.П. Якубинский о языковой вариативности, обусловленной ситуациями общения. В. М. Жирмунский о национальном языке и социальных диалектах. «Новое учение» о языке Н.Я. Марра. «Дискуссия о Марре». Причины привлекательности учения о Марре.

Пражская лингвистическая школа (ПЛШ). Разработка социолингвистических проблем. ПЛШ и идеи Ф.де Соссюра о языке. Новый взгляд на язык. Функциональный подход к исследованию литературного языка.

Разработка социолингвистических проблем в американской лингвистике. Причины развития социолингвистики в США. Работы У. Брайта, Д. Хаймса, Дж. Гамперца.

Язык и структура общества.

Социальная и функциональная дифференциация языка. Литературный язык. Территориальные диалекты. Городское просторечие. Жаргоны. Типы жаргонов: профессиональные, групповые, возрастные. Признаки жаргона: неоднородность состава носителей, установка на языковую игру, метафоризация и др. Основные функции жаргона. Условные “языки” ремесленников. Арго, его функции. Взаимодействие и взаимовлияние языковых подсистем.

Социальный аспект владения языком.

Понятие «владения языком». Уровни «владения языком»: собственно лингвистический, национально культурный, энциклопедический, ситуативный. Речевое общение и социальные роли коммуникантов. Принципы речевого общения. Социолингвистический аспект использования языковых единиц разных уровней. Социофонетика. Социальные компоненты в семантике языковых единиц. Социолингвистическая дифференциация лексики и фразеологии. Социолингвистический аспект рассмотрения грамматических единиц. Стили языка как социолингвистическая проблема.

Языковая и коммуникативная компетенции.

Н. Хомский о языковой компетенции. Порождающая грамматика. Грамматизм толкования языковой компетенции Н. Хомского. Природа коммуникативной компетенции Д. Хаймса. Набор ситуативных компонентов коммуникации (акроним Speaking): обстановка и сцена, участники, эффект (исход и цели), ход действия, ключ, инструментарий (каналы и формы речи), нормы, жанры. Формирование навыка свободного владения языком и процесс социализации ребенка.

Внутригрупповая коммуникация.

Типы групп. Первичные и вторичные группы. Физические ис оциальные характеристики. Сферы социальных отношений. Факторы, способствующие речевой гомогенности группы. Понятие референтной группы. Корреляция между видами отношений и сфер и типичными выборами языкового кода. Д. Гамперц о личном и деловом общении. Английская система обращений (С. Эрвин-Трипп).

Социально-речевые портреты носителей современного русского языка.

Речевой портрет представителя интеллигенции. Речевой портрет носителя просторечия. Речевой портрет бизнесмена. Речевой портрет «нового русского» как героя анекдота и литературного персонажа. Специфика мужской и женской речи.

Речевое поведение ребенка.

Коммуникация «ребенок – взрослый». Эгоцентрическое и социоцентрическое общение. Типы речевых стратегий взрослого. Эксперимент Б. Бернстайна. Развернутый и ограниченный коды. Предрасположенность типов людей к усвоению того или иного кода.

Невербальная коммуникация.

Невербальная коммуникация как канал выражения статусных отношений. Фонация. Кинесика. Социолингвистические эксперименты о роли жестов и мимики в определении статусной позиции. Уважение как оценка статуса человека.

Языковое планирование.

Функции государства по отношению к языку (распространение письменности, организация обучения языкам, определение соотношения ряда национальных языков и др.). Понятие о языковой политике. Основные направления языковой политики. Факторы, влияющие на развитие языковой политики. Два аспекта языковой политики. Понятие «языковых проблем». Аспекты языковых проблем. Способы реагирования правительства на языковые проблемы языковых меньшинств.
5. Лабораторный практикум

(“не предусмотрен”)

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература

Основная:

1. Бондалетов В. Д. Социальная лингвистика: учебное пособие для вузов по специальности "Русский язык и литература". М., 2011.

2. Швейцер А. Д. Современная социолингвистика: теория, проблемы, методы. М., 2011.

Дополнительная:

  1. Беликов В.И. Социолингвистика. – М., 2001.

  2. Белл Р.Т. Социолингвистика. – М., 1980.

  3. Бондалетов В.Д. И. Даль и тайные языки в России. М., 2005.

  4. Горбачевич К.С. Вариантность слова и языковая норма: на материале современного русского языка. – М., 2009.

  5. Громов Д.В. Сленг молодежных субкультур: лексическая структура и особенности формирования // Русский язык в научном освещении. 2009. № 1. С. 228-240.

  6. Дешериев Ю.Д. Социальная лингвистика: к основам общей теории. – М., 1977.

  7. Жирмунский В.М. Национальный язык и социальные диалекты // Ф.М. Березин. История советского языкознания. Некоторые аспекты общей теории языка. Хрестоматия. М., 1981.

  8. Карасик В.И. Язык социального статуса. – М., 2002.

  9. Кочеткова М. А. Культурологические аспекты сленга: сленг американских студентов: College Slang. Нижний Новгород, 2008.

  10. Крысин Л.П. Русское слово, свое и чужое: исследования по современному русскому языку и социолингвистике. – М., 2004. - Доступна эл. версия.

  11. Ларин Б.А. К лингвистической характеристике города // Ф.М. Березин. История советского языкознания. Некоторые аспекты общей теории языка. Хрестоматия. М., 1981.

  12. Марр Н. Я. Яфетидология. М., 2002.

  13. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. – М., 2000.

  14. Мечковская Н. Б. История языка и история коммуникации: от клинописи до Интернета: курс лекций по общему языкознанию. – М., 2009.

  15. Никольский Л.Б. Синхронная социолингвистика. – М., 1976.

  16. Новое в зарубежной лингвистике. – Вып. 7. Социолингвистика. – М., 1975.

  17. Разговорная речь в системе функциональных стилей современного русского литературного языка: лексика / под ред. О. Б. Сиротининой. – М., 2009.



  18. Современный русский язык: социальная и функциональная дифференциация. – М., 2003.

  19. Социально-лингвистические исследования / под ред. Л.П. Крысина и Д.Н. Шмелева. – М., 1976.

  20. Черняк В.Д. Наброски к лексическому портрету маргинальной языковой личности // Русский текст. 1994. № 2.

  21. Швейцер А.Д. Введение в социолингвистику.– М., 1978.

  22. Язык. Культура. Этнос / под ред. С.А. Арутюновой. – М., 1994.

  23. Язык и моделирование социального взаимодействия. – М., 1987.

  24. Язык вражды и язык согласия в социокультурном контексте современности: коллективная монография / М. П. Абашева и др. ; отв. ред. И. Т. Вепрева. Екатеринбург, 2006.


Электронные ресурсы НГПУ (авторизованный доступ):

1. Анищенко О. А. Генезис и функционирование молодежного социолекта в русском языке национального периода. М., 2010. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/93363/, авторизованный.

2. Гриценко Е. С., Сергеева М. В., Лалетина А. О., Бодрова А. А., Дуняшева Л. Г. Гендер в британской и американской лингвокультурах. М., 2011. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/69169/, авторизованный.

3. Земская Е. А. Русская разговорная речь [Электронный ресурс]: лингвистический анализ и проблемы обучения: учебное пособие / Е. А. Земская. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Флинта: Наука, 2011. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/83088/, авторизованный.

4. Петрова Н. Е., Рацибурская Л. В. Язык современных СМИ: средства речевой агрессии. Учебное пособие. М., 2011. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/69151/, авторизованный.

5. Солганик Г. Я. Основы лингвистики речи. М.: МГУ, 2010. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/56824/, авторизованный.
Интернет-ресурсы (свободный доступ):

1. Вахтин Н. Б. Социолингвистика и социология языка. Аудиолекция по предмету "Социолингвистика и социология языка". Читает Вахтин Николай Борисович. – Режим доступа: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3466904, свободный.

2. Филология и лингвистика. Социолингвистика. – Режим доступа: http://filologia.su/sociolingvistika, свободный.

3. Русский филологический портал. Социолингвистика. – Режим доступа: http://philology.ru/linguistics2.htm, свободный.

4. Библиотека Гумер. Русская социолингвистика. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/russlin/index.php, свободный,
6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины
Формы текущего контроля

1) Обсуждение на семинарских занятиях вопросов, предложенных в рамках определённой темы;

2) написание реферата по одной из предложенных тем и его устная защита.

Подготовка к семинарским занятиям предполагает изучение лекционного и теоретического материала в рамках курса, усвоение основных социолингвистических терминов.

Список литературы для подготовки докладов и сообщений

  1. Современный политический язык. Чудинов А.П. Фитонимная метафора в современной политической речи // Русская речь, 2004. № 4; Бобровская Г.В. Об особенностях современного политического языка // Русская речь, 2006. № 4.

  2. Специфика современного газетного текста.

Покровская Е.В. Прагматика современного газетного текста // Русская речь, 2006, № 3.; Воронцова Ю.А. О коммуникативной установке текстов СМИ // Русская речь, 2005. № 3; Газета в современной культурно-речевой ситуации // Русская речь, 2005. № 5; Обезглавливание через озаглавливание // Русская речь, 2003. № 4; Комические афоризмы в современной газете // Русская речь, 2002. № 5

  1. Лингвистические экспертизы.

Горбаневский М.В. Словом можно убить // Русская речь, 2003. № 6.

  1. Гендерные различия в языке.

Попова Е.А. Об особенностях речи мужчин и женщин // Русская речь, 2007. № 3.

Кирилина А.В. Гендерные исследования в лингвистике и теории коммуникации. М., 2004.

Формы итогового контроля

Итоговой формой контроля является зачет, проводимый в форме опроса студентов по программному материалу.

Вопросы к зачету

1. Предмет и задачи социолингвистики. Связь языка и общественного развития. Проблемы языковой политики. Широкое и узкое понимание предмета социолингвистики. Разделы социолингвистики (Дж. А. Фишман, Л.Б. Никольский). Понятие макросоциолингвистики и микросоциолингвистики.

Связь социолингвистики с другими лингвистическими дисциплинами. Социолингвистика и лингвистика. Социолингвистика и социология. Социолингвистика и диалектология. Социолингвистика и риторика.

2. Методы социолингвистических исследований. Методика сбора социолингвистических данных и методика социолингвистического анализа. Социолингвистические аксиомы У. Лабова. «Парадокс наблюдателя». А.Д. Швейцер о методах социолингвистических исследований. Социолингвистические эксперименты. Эксперимент Д. Хоппе.

3. Этапы становления социолингвистики в России. Зарождение социолингвистических идей в работах советских лингвистов 20-30 гг. XX в. Концепция Е.Д. Поливанова. Работы Б.А. Ларина, А.М. Селищева, Л.П. Якубинского, В. М. Жирмунского. «Новое учение» о языке Н.Я. Марра. «Дискуссия о Марре». Причины привлекательности учения о Марре.

4. Пражская лингвистическая школа (ПЛШ). Разработка социолингвистических проблем. ПЛШ и идеи Ф.де Соссюра о языке.

5. Разработка социолингвистических проблем в американской лингвистике. Причины развития социолингвистики в США. Работы У. Брайта, Д. Хаймса, Дж. Гамперца.

6. Социальная и функциональная дифференциация языка. Литературный язык. Территориальные диалекты. Городское просторечие. Жаргоны. Типы жаргонов: профессиональные, групповые, возрастные. Признаки жаргона. Основные функции жаргона. Условные “языки” ремесленников. Арго, его функции. Взаимодействие и взаимовлияние языковых подсистем.

7. Понятие «владения языком». Уровни «владения языком» Речевое общение и социальные роли коммуникантов. Принципы речевого общения. Социолингвистический аспект использования языковых единиц разных уровней. Социофонетика. Социальные компоненты в семантике языковых единиц. Социолингвистическая дифференциация лексики и фразеологии. Социолингвистический аспект рассмотрения грамматических единиц. Стили языка как социолингвистическая проблема.

8. Н. Хомский о языковой компетенции. Порождающая грамматика. Грамматизм толкования языковой компетенции Н. Хомского. Природа коммуникативной компетенции Д. Хаймса. Набор ситуативных компонентов. Формирование навыка свободного владения языком и процесс социализации ребенка.

9. Внутригрупповая коммуникация. Типы групп. Первичные и вторичные группы. Физические и социальные характеристики. Сферы социальных отношений. Факторы, способствующие речевой гомогенности группы. Понятие референтной группы. Корреляция между видами отношений и сфер и типичными выборами языкового кода. Д. Гамперц о личном и деловом общении. Английская система обращений (С. Эрвин-Трипп).

10. Социально-речевые портреты носителей современного русского языка. Речевой портрет представителя интеллигенции. Речевой портрет носителя просторечия.

11. Речевое поведение ребенка. Коммуникация «ребенок – взрослый». Эгоцентрическое и социоцентрическое общение. Типы речевых стратегий взрослого. Эксперимент Б. Бернстайна. Развернутый и ограниченный коды. Предрасположенность типов людей к усвоению того или иного кода.

13. Невербальная коммуникация. Невербальная коммуникация как канал выражения статусных отношений. Фонация. Кинесика. Социолингвистические эксперименты о роли жестов и мимики в определении статусной позиции. Уважение как оценка статуса человека.

14. Понятие современной языковой ситуации. Взаимодействие внутренних закономерностей в развитии языка и социальных факторов. Изменения в условиях функционирования современного русского языка.

Методические рекомендации по изучению дисциплины

«Основной язык: социолингвистика» для студентов
Объём дисциплины и виды учебной работы.

Дисциплина «Основной язык: социолингвистика» изучается в шестом семестре. Общая трудоемкость дисциплины – 72 ч: 36 ч – аудиторные занятия, 36 ч – самостоятельная работа. Лекции – 18 ч; практические занятия – 18 ч. Итоговый контроль в шестом семестре – зачет.

«Педагогический сценарий изучения дисциплины».

Из-за небольшого количества часов на изучение дисциплины темы практических занятий не повторяют темы лекций. На лекции выносится рассмотрение следующих вопросов: социолингвистика как научная дисциплина; из истории становления социолингвистики как науки; языковая и коммуникативная компетенции; социальный аспект владения языком; речевое поведение ребенка. На практических занятиях рассматриваются вопросы: язык и структура общества; социально-речевые портреты носителей современного русского языка; внутригрупповая коммуникация; языковое планирование.

При подготовке к практическим занятиям студентам рекомендуется использовать обязательную литературу (помечена знаком * в списках литературы к каждому практическому занятию) – делать конспекты. Для лучшего усвоения материала следует использовать дополнительную литературу.

В качестве основного учебника рекомендовано использовать учебник: Беликов, В.И. Социолингвистика / В.И. Беликов, Л.П. Крысин. – М., 2001. Из-за отсутствия других современных учебников рекомендовано использовать следующие издания:

  1. Крысин, Л.П. Русское слово, свое и чужое: исследования по современному русскому языку и социолингвистике / Л.П. Крысин. – М., 2004, где представлены републикация книги автора «Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка» (1989 год) и ряд статей на социолингвистические темы;

  2. Современный русский язык: социальная и функциональная дифференциация. – М., 2003.

Некоторые темы, выносимые на практические занятия, изучаются посредством подготовки рефератов:

  1. «Смотря по обстоятельствам»;

  2. «Как в театре»;

  3. «Путь в общество» и усвоение языка»;

  4. Русский речевой этикет (способы обращения);

  5. Слово и жест;

  6. Социолингвистический портрет «нового русского» (на материале анекдотов);

  7. Прецедентное имя и парадигма социального поведения;

  8. Студенческий жаргон;

  9. Активные социолингвистические процессы в сфере городских наименований;

  10. Семейный диалог и семейные номинации;

  11. Эвфемизмы в современной русской речи.

Основу эффективного изучения дисциплины составляет обязательное посещение лекционных и практических занятий, регулярное выполнение самостоятельной работы.

Раздел «Язык и структура общества» является базовым при изучении дисциплины, так как в нем определяются основные понятия. При подготовке к семинарским занятиям кроме использования указанной учебной литературы, следует прочитать работы:

Жирмунский В.М. Национальный язык и социальные диалекты // Ф.М. Березин. История советского языкознания. Некоторые аспекты общей теории языка. Хрестоматия. – М., 1981;

Ларин Б.А. К лингвистической характеристике города // Ф.М. Березин. История советского языкознания. Некоторые аспекты общей теории языка. Хрестоматия. – М., 1981.

Ларин Б.А. О лингвистическом изучении города // Ф.М. Березин. История советского языкознания. Некоторые аспекты общей теории языка. Хрестоматия. – М., 1981.

При изучении раздела «Языковая и коммуникативная компетенция» необходимо познакомиться с работами американской школы социолингвистики:

Гамперц Джон Дж. Типы языковых обществ // Новое в лингвистике. Вып.III. Социолингвистика. – М., 1975

Или электронный ресурс http://www.philology.ru/linguistics1/gumperz-75.htm

Хаймс, Делл Х. Этнография речи / Делл Х. Хаймс // Новое в лингвистике. Вып. III. Социолингвистика. – М., 1975.

Раздел «Социально-речевые портреты носителей современного русского языка» предусматривает изучение следующих работ:

Черняк В.Д. Наброски к лексическому портрету маргинальной языковой личности // Русский текст. 1994. № 2.

Крысин Л. П. Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета // Русский язык в научном освещении. - № 1. - М., 2001. - С. 90-106. или электронный ресурс http://www.philology.ru/linguistics2/krysin-01.htm

Современный русский язык: социальная и функциональная дифференциация. – М., 2003.

Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса (УМКД).

В УМКД входят:

  • программа курса «Основной язык: социолингвистика», список основной и дополнительной литературы, необходимой для теоретического освоения курса и подготовки к практическим занятиям;

  • практические задания;

  • вопросы к зачету;

  • приложение.

В приложение включены электронные версии учебников и отдельных работ, необходимые для освоения дисциплины.

1) Беликов В.И. Социолингвистика. – М., 2001.

2) Разговорная речь (Онлайн Энциклопедия Кругосвет)

3) Марр Н. Я. К происхождению языков // Марр Н.Я. Избранные работы. - Т. 1. - Л., 1933. - С. 217-220.

4) Швейцер А.Д. Социолингвистика // Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990. - С. 481-482.

5) Брайт У. Введение: параметры социолингвистики // Новое в лингвистике. Вып. VII. - М., 1975. - С. 34-41.


6) Гамперц Джон Дж. Типы языковых обществ // Новое в лингвистике. Вып.III. Социолингвистика. – М., 1975

7) Вахтин Н.Б. Социальные аспекты исследования языка (лекция).

8) Скляревская Г. Н. Слово в меняющемся мире: русский язык начала XXI столетия: состояние, проблемы, перспективы // Исследования по славянским языкам. - № 6. - Сеул, 2001. - С. 177-202.

9) Стернин И. А. Социальные факторы и развитие современного русского языка // Теоретическая и прикладная лингвистика. - Вып. 2. Язык и социальная среда. - Воронеж, 2000. С. 4-16.

10) Крысин Л. П. Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета // Русский язык в научном освещении. - № 1. - М., 2001. - С. 90-106.

На зачете учитывается работа студентов в течение семестра: выступление на практическом занятии с докладом по одной из предложенных тем составляет первую часть зачета. Вторая часть зачета – ответ на теоретический вопрос по программе курса. На зачете студент должен продемонстрировать следующие знания и умения:

а) разграничивать различные подсистемы русского языка;

б) квалифицировать языковые факты в социолингвистическом аспекте;

в) определять характер и тип языковой ситуации;

г) учитывать социальные роли коммуникантов при речевом общении;

д) выделять социальный компонент в семантике и функционировании языковых средств;

е) использовать приёмы социолингвистических исследований при сборе и анализе языкового материала;

ж) выделять новые тенденции в развитии языка, обусловленные действием социальных факторов.
Методические рекомендации для преподавателей,

ведущих занятия по социолингвистике
В связи с ограниченным количеством часов на изучение дисциплины целесообразно распределить материал между лекционными и практическими занятиями. В курсе лекций следует рассмотреть общетеоретические социолингвистические проблемы:

предмет и задачи социолингвистики;

методы социолингвистических исследований;

функции языка в социолингвистическом аспекте;

влияние социальных факторов на язык,

а также вопросы становления социолингвистики как науки.

На практические занятия следует вынести темы, которые позволяют в процессе анализа конкретных фактов научить студентов видеть воздействие социальных факторов на язык и новые тенденции в развитии языка:

вопрос о структуре национального языка (литературные и нелитературные подсистемы);

социально-речевые портреты носителей современного русского языка;

речевое общение в малых социальных группах (на примере семьи);

язык в современном обществе: речевое общение.

Круг проблем, рассматриваемых современной социолингвистикой, очень широк и многообразен, поэтому с целью рассмотрения большего количества вопросов в аудитории следует активизировать самостоятельную работу студентов. Для этого каждый студент должен подготовить доклад (сообщение) по конкретной теме, связанной с описанием речи отдельных социальных групп, с современной языковой ситуацией в России и анализом новых языковых фактов. Эта форма работы позволяет не только активизировать самостоятельную работу студентов, но и способствует развитию у них интереса к научно-исследовательской деятельности. Тема доклада (сообщения) может также быть выбрана студентом самостоятельно.

В случае активной работы студента в течение семестра, подготовке содержательного доклада (сообщения), наличия конспектов обязательных работ зачет может быть выставлен такому студенту по итогам работы («автоматически»). В остальных случаях студент сдает зачет по вопросам программы курса и готовит спецвопрос, связанный с темой реферата (сообщения) и самостоятельно подготовленный студентом.
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 031000.62 Филология; профиль: Русская филология; степень: Бакалавр филологии.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по дисциплине опд ф. 33 «Основной язык: социолингвистика» iconПрограмма по дисциплине опд ф. 36 Основной язык: теория речевых жанров
Дисциплина «Основной язык: теория речевых жанров» относится к блоку вариативных дисциплин и является авторским курсом

Программа по дисциплине опд ф. 33 «Основной язык: социолингвистика» iconРабочая программа по дисциплине опд. Ф 2/опд. Ф 3 Сопротивление материалов
Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта»

Программа по дисциплине опд ф. 33 «Основной язык: социолингвистика» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Основной иностранный язык»...
Программа «Практический курс английского языка» для студентов 5 курса филологического факультета включает в себя содержательные модули...

Программа по дисциплине опд ф. 33 «Основной язык: социолингвистика» iconАннотация рабочей программы по дисциплине «Русский язык», 8 класс
Дисциплина «Русский язык» относится к базовой части основной образовательной программы и изучается на базовом уровне на всех ступенях...

Программа по дисциплине опд ф. 33 «Основной язык: социолингвистика» iconПрограмма по дисциплине в 21 Греческий язык
Предлагаемая программа предусматривает обучение греческому (древнегреческому) языку как дисциплине предметной подготовки на первом...

Программа по дисциплине опд ф. 33 «Основной язык: социолингвистика» iconРабочая программа по дисциплине опд. В2 Контрольно-измерительные приборы
Специальность 140604 Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов

Программа по дисциплине опд ф. 33 «Основной язык: социолингвистика» iconРабочая программа по дисциплине опд. Ф. 3 Материаловедение. Технология...
Судовые энергетические установки" (СМ)/190701 "Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) (ОП)

Программа по дисциплине опд ф. 33 «Основной язык: социолингвистика» iconПрограмма собеседования по дисциплине «русский язык» для абитуриентов, поступающих
Программа собеседования по дисциплине «русский язык» для абитуриентов, поступающих на базе среднего профессионального профильного...

Программа по дисциплине опд ф. 33 «Основной язык: социолингвистика» iconПрограмма по учебной дисциплине «Русский язык» (как иностранный)...
Русский язык: Программа дисциплины для студентов-ино­стран­цев II курса (вариант «Б») всех направлений подготовки бакалавров. М.:...

Программа по дисциплине опд ф. 33 «Основной язык: социолингвистика» iconКонтрольная работа по дисциплине «Иностранный язык (английский)»
Целью данных рекомендаций является разъяснение студентам заочного отделения оптимального пути подготовки и выполнении контрольной...

Литература


Заказать интернет-магазин под ключ!

При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции