Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все




Скачать 141.56 Kb.
Название Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все
Дата публикации 18.10.2014
Размер 141.56 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.
Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь, по нашему мнению, оказывает общение дошкольника с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.
Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Анкетирование родителей и беседы с детьми выявили, что у современных детей заметно снижен интерес к чтению, резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей.
На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

Одним из приоритетных направлений нашего детского сада стала работа приобщение ребенка к чтению, воспитанию бережного и уважительно отношения к книге, к людям, благодаря кому она появилась (писатели, иллюстраторы, издатели и др.), к истории ее появления.

В рамках этого направления в нашем детском саду прошла «Неделя детской книги», на которой были представлено большое разнообразие литературной продукции, предназначенной детям. Были организованы персональные выставки, посвященные одному писателю (Пушкину А.С., Маршаку С.Я, Чуковскому К.И.), либо одному произведению («Приключение Буратино или Сказка о золотом ключике» Толстого А.Н.) В совместной деятельности воспитателя и детей, при помощи родителей были изготовлены книги-самоделки, авторские книги.

Чтобы интерес к книге не угасал, в группу к детям часто «приходят» ожившие герои их любимых сказок, играют с ними, дарят подарки. Детьми старших групп организовано шефство над малышами, они помогают «подлечить» порванные книжки.

Результаты нашей работы уже видны: у детей возрастает интерес к книгам и чтению, дети приобретают новые литературно - художественные впечатления, расширяется кругозор, обогащается словарный запас слов, развивается творческое воображение.

Рекомендации для родителей по приобщению ребенка к художественной литературе.
Когда нужно начинать читать ребенку книги?
Ответ на этот вопрос неоднозначен. С одной стороны, чем раньше начинается знакомство ребенка с книгами, тем быстрее он их полюбит, научится слушать. Но, с другой стороны, в полгода ребенок еще не в состоянии понять прочитанного. Стоит ли опережать события? А почему бы и нет. Ведь есть книжки для малышей, в которых всего несколько строчек очень простого текста и красивые, яркие, понятные картинки. Как правило, эти картинки сопровождаются короткими стишками или потешками, содержащими многократно повторяющийся звуковой ряд: «киска-киска – брысь-брысь-брысь…». Слыша эти слова, ребенок радуется, потому что узнает их. К тому же детям очень нравится поэтическая ритмика. В два года нужно читать уже совсем другие книги, но согласится ли ребенок их слушать, если он не был вовлечен в мир литературы еще тогда, когда ему было сложно даже подражать звукам животных?

К тому же книга способствует более быстрому формированию речевых навыков, что очень важно. Неслучайно рекомендуется с самого раннего возраста читать детям сказки Пушкина, так как они способствуют пониманию языка, запоминанию его звучания. Современные дети начинают говорить в целом на полгода позже, чем еще 20 лет назад. Возможно, это связано именно с тем, что родители стали меньше внимания уделять книгам.
Как подобрать книгу по возрасту?
Прежде всего нужно руководствоваться тем, насколько ваш ребенок способен воспринять данный текст. Некоторые дети уже в 3 года с удовольствием слушают рассказы Носова, тогда как другие с трудом понимают самые простые сказки. Все зависит от опыта ребенка. Если ему постоянно и много читали, пересказывали и обсуждали с ним прочитанные книги, ему намного легче перейти от волшебной сказки к реальной жизни и начать слушать рассказы.

Очень важным показателем доступности книги является то, о детях какого возраста в ней рассказывается. Например, в рассказах Н. Носова мальчикам по 6-7 лет, стало быть, читать эту книгу в два и даже четыре года еще рановато. В целом ребенок сможет понять содержание, ему будет интересно слушать о забавных случаях, но большая часть событий останется непонятой, поскольку у него еще недостаточно жизненного опыта. Повесть-сказка А. Линдгрен «Малыш и Карлсон» рассказывает о мальчике, которому 7 лет. Но эту книгу очень любят дошкольники, потому что в ней есть элемент сказки, который стирает возрастные границы. Карлсон – герой без возраста. А вот другая повесть той же Астрид Линдгрен «Эмиль из Ленеберги» – о пятилетнем мальчишке-шалуне. Именно пятилетние дети от нее в восторге, потому что им все абсолютно понятно, сюжет не вызывает затруднений, легко воспринимается и запоминается. Поэтому, выбирая ребенку книгу, советуем пролистать ее и обратить внимание на возраст героев. Ведь они поступают так же, как мог бы поступить и ваш малыш, окажись он на их месте. Чем ближе возраст героев книги к возрасту вашего ребенка, тем более понятной будет для него данная книга.

Сказки, казалось бы, не имеют возрастных ограничений. Волшебство любят все и всегда. Однако это не совсем так. Сказка «Теремок» и «Снежная королева» очень сильно отличаются друг от друга, и, если первая пятилетнему малышу уже неинтересна, то вторая еще пока малопонятна.

Детям до полутора лет нужно читать коротенькие стишки А. Барто, С. Маршака, сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок». С полутора лет начинается знакомство с К. Чуковским и его неисчерпаемым наследием малопонятных и от этого, наверное, столь привлекательных для детей сказок. «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-цокотуха», «Доктор Айболит» – дети очень любят эти произведения, постоянно просят перечитывать их, пока не запомнят наизусть. Кроме того, именно в этом возрасте начинается знакомство с русской народной сказкой, сказками В. Сутеева и другими. Не следует забывать и о стихах. Большой популярностью у детей двух-трех лет пользуется сборник стихов Юнны Мориц «Большой секрет для маленькой компании».

После трех лет можно переходить к более объемным произведениям, которые будут читаться каждый вечер перед сном. Это бессмертные творения Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья», «Трое из Простоквашино», «38 попугаев» Григория Остера, «Винни-пух и все-все-все» Алана Александра Милна, уже упоминавшаяся повесть-сказка Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон», «Приключения Буратино» А.Н. Толстого.

В четыре года дети начинают осознавать происходящее в книге и выражать свое отношение. Важно не упустить этот момент и включить в список книг «Приключения олененка Бэмби», «Золушку» и «Белоснежку». Это книги о взаимоотношениях, переживаниях, боли. Эти чувства очень важны для человека, их нужно научиться понимать. Сказка о трогательном олененке заставляет плакать и взрослых. Дети, которые уже научились слушать книгу, нередко впервые задумываются о несправедливости и всерьез переживают прочитанное. После такой тяжелой книги обязательно переключитесь на что-нибудь более спокойное и веселое.

Выбирать книги для детей 5-6 лет уже проще, поскольку жизненный опыт ребенка позволяет ему многое понять и усвоить. В этом возрасте можно начать посещать детскую библиотеку, чтобы он сам мог выбрать ту книгу, которую ему было бы интересно прочесть. Многие дети в этом возрасте уже начинают учиться читать самостоятельно, в этом случае собственный выбор ребенка особенно важен.
Как правильно читать книги ребенку?
Одного прочтения произведения вовсе недостаточно. Необходимо знать, насколько ребенок понял, о чем в книге говорится, запомнил ключевые моменты. Это особенно важно, когда речь идет об объемных произведениях, которые за один вечер прочитать невозможно.

В процессе чтения обязательно останавливайтесь на тех словах, значения которых ваш ребенок точно не знает, и объясняйте их. Иногда сложной бывает сама сюжетная линия, которую тоже необходимо раскрыть. То, насколько ребенок понял прочитанное, легко определяется при попытке пересказать текст или ответить на вопросы. Особенно на следующий день. Он должен вспомнить, о чем читали вчера и ждать не просто вечернего ритуала чтения, а продолжения конкретной книги.

Время чтения определяется индивидуально. Некоторые дети спокойно могут выдержать полчаса и просить почитать еще, другим достаточно 10 минут, после чего они начинают отвлекаться и перестают внимательно слушать.

Родителям не рекомендуем внедрять чтение в процесс игры. Ребенок должен быть спокоен и сосредоточен на книге, слушать сидя или лежа, а не в перерыве между гонками за бандитами и воздвижением гигантской башни из кубиков. Книга – это источник новой информации, эта информация должна дойти до ребенка и быть им воспринята. Играя, ребенок будет слушать невнимательно. Кое-что он, скорее всего, запомнит и даже сумеет пересказать, но в общем цель не будет достигнута, а время потрачено впустую.
Если ребенок не хочет слушать
Это довольно распространенная проблема современных детей. Слишком много других развлечений и источников информации. Мультфильмы можно смотреть в любом количестве и какие захочешь. Зачем еще и читать скучные бумажные книжки с неподвижными картинками, когда на экране все динамично, ярко, красиво и при этом сюжет тот же самый. Именно такова позиция детей, которых не ограничивают в просмотре телевизора. Когда же родители спохватываются и начинают пытаться читать детям сказки, в ответ они получают бурный протест. Действительно, зачем книги, когда есть телевизор? Другое дело, когда телевизор есть лишь на 15-20 минут в день. Естественная потребность в новой информации неизбежно привлечет внимание ребенка к книге, и он сам попросит вас почитать.

Также важно напоследок сказать, что вовсе не нужно ограничивать репертуар детских книг для вашего ребенка перечисленными выше произведениями. Книги, о которых говорилось в статье – классика детской литературы. Однако мир не стоит на месте, и каждый год новые детские писатели пишут не менее замечательные детские книги, о которых мы, к сожалению, не всегда имеем возможность узнать. Для того чтобы как-то ориентироваться в огромном мире книг, посещайте с ребенком книжные магазины, интересуйтесь о новинках у продавцов, заходите на сайты детских издательств и интернет-магазинов, читайте отзывы, и, возможно, так у вашего ребенка появятся новые любимые книжки.

Книги, прочитанные в детстве, влияют на нас гораздо больше всех остальных. Они не просто дают необходимую информацию, как это происходит во взрослом возрасте. Они воспитывают и формируют личность. Дети, привыкшие к книге, гораздо более самостоятельны в суждениях и поведении, легче вступают в контакты. А уже месяцев в 8-10 малыш слушает и понимает несложные стихи и сказки, быстрее и охотно рассматривает картинки, находят правильные решения. Что читать от 0 до 2 лет? Какие книги надо читать детям

Первые книги должны быть литературой самой высокой пробы. Найдите собрание «Библиотеки мировой литературы для детей», посоветуйтесь с библиотекарями или просто ориентируйтесь на свой вкус: со времен вашего детства мало что изменилось, читайте ребенку книги, которые вам самому нравились в детстве. Что читать от 3 до 6 лет. Всевозможные сказки и сказочные истории, лучше народные – авторские сказки не всегда однозначно воспринимаются ребенком. Но проверенные временем произведения, конечно же, будут только на пользу. Это русские (и прочие) народные сказки, сказки Пушкина, «Конек-Горбунок» П. Ершова, сказки Шарля Перро «Золушка» и «Красная Шапочка», «Двенадцать месяцев» С. Маршака, «Винни-Пух», «Сказки дядюшки Римуса», «Маугли» (и сказки Киплинга для маленьких), «Малыш и Карлсон» и «Пеппи Длинный чулок». Книги про Чиполлино и про Буратино, Незнайку и его друзей, Муми-тролля. Это «Мэри Поппинс» П. Трэверс, «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова, «Королевство кривых зеркал» В. Губарева и т. д. Это русские былины и античные мифы в переложении для детей. Библейские сказания, также адаптированные для ребят.

В более взрослом возрасте, когда ребенок идет в школу, происходит знакомство с классикой – русской и зарубежной. Замечательно, если он читает эти книги не только в соответствии со школьной программой или внеклассным чтением, но и ради удовольствия. Ведь запоминается именно то, что мы читали по доброй воле, а не принудительно. А без этих книг в развитии ребенка будет что-то безвозвратно упущено. Сказочные истории в этом возрасте тоже никуда не деваются: ребенок еще находится в том счастливом состоянии, когда продолжает верить в чудеса.

Книги для девочек, книги для мальчиков


Если возрастные рекомендации, как правило, указаны на самой книге, то разделение на произведения для девочек и мальчиков довольно условно. В чем же разница между книгами для тех и для других? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться, а чем же вообще отличаются психология и восприятие девочек и мальчиков? Мужчина уже в детстве – человек действия. Пришел, увидел, победил. Не правда ли, несколько комично выглядит эта древняя формула, если поставить ее в женский род? Так что не случайно не только в жизни, но и в кино, и в литературе мальчиков волнует то, что называют о модным словом «экшн» -действие. Девочки по своей природе совсем другие. Для них главное не действие, а чувство. Если любимыми персонажами мальчиков становятся, как правило, всевозможные героические личности, то девочкам важна эстетическая привлекательность. Принц, заметьте, в сказках всегда прекрасный, а уж потом только сильный, благородный и умный. «Красивый» в «девочкиных» сказках всегда синоним «хорошего». Поэтому, скажем, Человек-паук, покоривший своим бесстрашием множество мальчишек, вряд ли восхитит среднестатистическую девочку. Что хорошего для нее в пауке? Есть известная фраза: «В «Войне и мире» Толстого мальчики читают о войне, девочки - о мире». Отчасти это так и есть, поэтому в последние годы стали активно выходить специальные серии книг, обращенных непосредственно к детям того или иного пола. Существуют и специальные энциклопедии, настольные книги, следуя советам которых девочки могут овладеть изысканными манерами, стать хорошими хозяйками, а мальчики, соответственно, - приобрести те черты характера, которые в обществе принято считать традиционно «мужскими». Все это замечательно, но вряд ли стоит ограничивать круг чтения детей исключительно «по половому признаку». Ведь настоящая литература, в том числе и детская, адресована всем сразу. Просто каждый вычитает там что-то свое.
Ребенок и книга
Кто-то однажды сказал: «Культура-это нечто неосязательное, без чего человек перестает быть таковым». Какие верные слова! И может быть, именно сегодня они актуальны, как никогда.

Но недостаточно понимать важность этой истины, надо твердо усвоить: человек культурный формируется в раннем детстве, до 5 лет, а дальше или совершенствование, шлифование, углубление приобретенного, или путь, который, скорее всего, никогда не пересечется с миром культуры.

Дошкольному детству в настоящее время уделяется большое внимание: создаются программы, проводятся научные исследования, в детских садах детям читают книги, их водят в музеи, но…

Но процесс формирования культурного человека не может быть только публичным, массовым. Наоборот, чем более он личностный, тем более он значим для ребенка, тем больший след оставляет в его душе.

Откройте стихотворение В. Д. Берестова «У калитки».

Весеннее утро. А я, как влюбленный,

Стою у калитки и жду почтальона.

Я в луже весенней и в зимнем пальто

Стою, хоть мне писем не пишет никто.

Зато я – читатель, прилежный и пылкий.

Давнишний подписчик «Чижа» и «Мурзилки».

Что письма? Они только взрослым нужны.

На них только яркие марки важны.

Их пишут солидные дяди и тети.

Стихов и рисунков вы в них не найдете.

Вот номер «Мурзилки». Смотрите, каков!

Мне пишут Чуковский, Маршак, Михалков!

Берестов очень точно указал здесь на извечную потребность ребенка в общении. Ему важно знать: где, у кого он найдет ответы на все свои «почему» и «что такое хорошо и что такое плохо». Постоянный неторопливый поиск на эти вопросы, раздумье над ними, пусть детское и иногда по-детски парадоксальное,- вот что делает ребенка человеком культурным.

Особую роль в этом процессе всегда играла литература. Русская детская литература изначально формировалась как литература, не только понимающая детскую душу, но и созидающая ее. В ней в доступной для ребенка форме решались сложнейшие вопросы его, детской, жизни: что хорошо и что дурно, как жить среди людей, что такое ценности настоящие и мнимые, все ли можно получить с помощью волшебства.

На протяжении двух веков развития русской детской литературы ее лучшие произведения были неотъемлемой частью детского сознания. В настоящее время картина бытования детской литературы явно не в ладу с традициями. Сегодня литература не участвует в воспитании ребенка, то есть не реализует одно из своих изначальных предназначений. С ребенком некогда говорить о нравственном и безнравственном. Детская литература на современном этапе отказывается быть собеседником ребенку. Литература для дошкольников, имеет игровой характер, что соответствует природе ребенка этого возраста и, казалось бы, должно утешать. Но можно ли назвать правильно сформированным круг чтения ребенка-дошкольника, если он состоит из сплошных сказок? Взрослые – родители и воспитатели – должны являться для ребенка источником знаний о книге, примером общения с нею и уважения к ней. Но, к сожалению, этого не происходит, так как лейтмотивом жизни большинства взрослых является борьба за выживание. Думая только о материальном достатке как определителе качества и благополучия жизни, мы, взрослые, забываем о том, что усложняем жизнь собственным детям, лишаем их детства при наличии, казалось бы, всех внешних признаков и атрибутов того, что называется детством нормальным.

Не приобщив ребенка к книге в дошкольный период его жизни, мы, взрослые, тем самым создаем трудности для него, школьника. Программы начальной школы предполагают серьезную и интересную работу по литературе, но по-настоящему она станет возможной тогда, когда основы формирования грамотного читателя будут заложены в период от 0 до 7, когда ребенок придет в школу читателем. Замечу: не обязательно читающим, но обязательно читателем, то есть человеком, связавшим свою жизнь с книгой и на детском уровне понимающий ее смысл и значение.

Решение задачи воспитания грамотного читателя возможно только в союзе с родителями.


Как читать ребенку
Живое общение с книгой, которую малыш «читает» с мамой – весомый шаг к развитию его мышления и интеллекта. Хорошая книга щедро восполняет потребность ребенка в новой информации и дарит ему новые впечатления, которые останутся с ним на всю жизнь. С помощью печатного слова родители могут найти самый короткий путь пониманию малышом, что такое доброта, щедрость, благородство, настоящая дружба.

Детская книга – это гармония текста и графики, текста и внетекстовой информации. Не следует забывать об иллюстрации. На этом этапе она будет служить практическим руководством в общении с книгой. Рисунок должен быть рассчитан на длительное рассматривание, к нему ребенок возвращается не один раз. Текст, находящийся рядом с рисунком, делает последний «читаемым». Параллельное с чтением рассматривание иллюстраций помогает глубже воспринимать прочитанное.

В этом возрасте ребенок уже может воспринимать художественное произведение на слух. Для его лучшего восприятия читать малышу следует. А для того, чтобы дети накапливали не только сведения о героях и событиях, но и учились связывать содержание книги с ее оформлением и наоборот, непременно следует сразу же после чтения рассматривать с детьми каждую прочитанную книгу по всем правилам:

-- сначала мама «глаза в глаза» читает ребенку текст и не показывает картинок;

-- дальше вместе рассматривают обложку, затем медленно перелистывают страницы;

-- обдумывают, что изображено на обложке, разграничивают иллюстрации и надписи;

-- демонстрируют порядок чтения надписей сверху вниз, выделяют среди надписей на обложке фамилию автора и заглавие книги;

-- соотносят фамилию автора с личным читательским опытом ребенка, а заглавие книги – с рисунком на обложке;

-- следуют выразительно, правильно расставляя акценты-ударения. Если сходу это делать вам трудно, предварительно потренируйтесь.

Родителям, которые хотят, чтобы чтение осталось одним из любимых занятий ребенка на всю жизнь, следует принять во внимание следующие моменты.

Что читать дошкольнику?
Существует огромное количество книг. Круг детского чтения также постоянно расширяется и пополняется. Все книги ни перечитать, ни приобрести невозможно, однако, существует так называемый «золотой фонд», содержащий самые лучшие книги, которые помогут ребенку всесторонне развиваться.

Выбирая книги для чтения дошкольнику, следует обратить внимание на следующие моменты.

Основным принципом выбора книг для дошкольников будет тема «О детях».

Книга, которую читает взрослый ребенку, должна нравиться ему самому. Если вам не нравится – лучше не берите, это будет чувствоваться в вашем чтении и не вызовет должного отклика у ребенка.

Каждый ребенок является индивидуальностью. Значит, интересы ребенка могут отличаться от ваших. Не нужно насильно пичкать ребенка тем, что он отвергает.

Что интересно одному ребенку, может совершенно не нравиться другому. Выбирайте то, что с удовольствием воспринимает ваш ребенок.

Выберите правильное время для чтения. Главное, чтобы ваше чтение не становилось наказанием, насилием, неприятным занятием.

Читать надо регулярно (каждый день по 10-15 минут), чтобы ребенок не утомлялся и не заскучал.

Для дошкольника очень важно перечитывание. Оно создает ребенку ситуацию комфортности.

Нет жесткого разграничения в чтении младшим дошкольникам и старшим.


Рекомендации составлены по материалам Интернет-сайтов

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все icon Как должны мы обучать наших детей, чтобы помочь им стать компетентными,...
Этот период, повидимому, является критическим для успеха или неуспеха в строгом абстрактном мышлении: одни получают призы на олимпиадах,...
Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все icon Звук в жизни и в искусстве
...
Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все icon Каким образом данные о том, что происходит в клетках
Играет ли эта клеточная реакция одну и ту же роль у кошки и у моллюска, пока неизвестно, но знание биохимичес
Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все icon Как утро нужно считать самой лучшей частью суток, как весна самое...
Многие черты характера, приобретённые в детстве, человек проносит через всю долгую жизнь. Вот почему с самого начала, с ранних лет...
Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все icon Ты человек, любя природу, хоть иногда ее жалей, в увеселительных походах не растопчи ее полей
Кроме того, экологическое образование детей – огромный потенциал их всестороннего развития. Планета Земля – наш общий дом, каждый...
Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все icon Музыка в баснях И. А. Крылова
Цель урока: вместе с учащимися выяснить, каким образом музыка играет главную роль в баснях И. А. Крылова
Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все icon Доклад наркомания-это страшное зло которое все больше проникает в...
Каждый человек прекрасно знает, насколько серьезной проблемой является наркомания. Больше всего наркоманов зафиксировано в возрастной...
Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все icon «Особенности употребления концепта Любовь в английской паремиологии»
На современном этапе развития языкознания современная лингвистическая наука все большее внимание уделяет сопоставительному изучению...
Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все icon Директору Муниципального казённого учреждения
Роль физической культуры в формировании навыков здорового образа жизни у учащихся
Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все icon Человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи,...
Человек способен преодолеть совершенно невозможные трудности, если убежден, что это имеет смысл. И он терпит крах, если сверх прочих...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции