Скачать 473.71 Kb.
|
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» Предметная область ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО Программа по учебному предмету ОП.01.УП.01. Специальность (баян) Срок реализации- 8 (9) лет Разработчик - Елагина Ольга Сергеевна преподаватель второй квалификационной категории по классу баяна ДМШ г. Тулун 2013 г. Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка
II. Содержание учебного предмета
III. Формы и методы контроля, система оценок
VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы
Пояснительная записка 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе. Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «баян», далее – «Специальность (баян)», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты». Учебный предмет «Специальность (баян)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на баяне, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно - нравственное развитие ученика. Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них – на их дальнейшую профессиональную деятельность. 2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (баян)» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте: с шести лет шести месяцев до девяти лет – составляет 8 (9) лет. 3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (баян): Таблица 1
Самостоятельная работа учащегося включает в себя следующие виды внеаудиторной деятельности: выполнение домашнего задания, посещение концертов, участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности МБОУДОД «ДМШ». Домашняя работа обучающегося состоит из: самостоятельного разбора музыкальных произведений, работы над инструктивным материалом, выучивания репертуара наизусть, чтения нот с листа и других творческих видов работ. Увеличение количества часов, выделенных на самостоятельную работу в средних и старших классах, связано с усложнением репертуара, необходимостью более тщательной работы над техническим, учебным и концертным материалом. Консультации проводятся с целью подготовки учающихся к контрольным урокам, зачётам, экзаменам и другим мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счёт резерва учебного времени. В случае если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающегося. 4.Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально психологические особенности. Цель программы – приобщение обучающихся к искусству, развитие их творческих способностей, приобретение начальных профессиональных навыков. Задачи программы:
воспитание у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности, как способа самовыражения личности; развитие практических навыков и умений, необходимых для музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование, игра в ансамбле).
5. Обоснование структуры программы учебного предмета «Специальность (баян)». Программа содержит необходимые для организации занятий параметры: - распределение учебного материала по годам обучения; - описание дидактических единиц учебного предмета; - требования к уровню подготовки обучающихся; - формы и методы контроля, система оценок; - методическое обеспечение учебного процесса. 6. Методы обучения Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: Объяснительно-иллюстративный метод Является наиболее распространенным в учебной практике, так как он позволяет в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед учеником творческие задачи, указать пути их решения. Педагог исполняет на инструменте отрывок пьесы, ученик должен скопировать игру педагога. Основной принцип этого метода: «Делай как я!». Репродуктивный метод Применяется чаще всего тогда, когда учащийся еще не приучен к самостоятельному решению стоящих перед ним задач. Суть его заключается в многократном повторении отдельных игровых приемов или эпизодов с целью развития автоматизма исполнительских действий. Однако чрезмерное увлечение этим методом ведет к формальному усвоению музыкального материала. Это касается характера произведения, эмоциональности исполнения, образного наполнения произведения Метод проблемного изложения. Педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения. Метод упражнений и повторений В основе его лежит выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения; Творческий метод Высшим этапом работы учащегося является творческий метод, использование которого предоставит возможность ученику решать исполнительские и творческие задачи. Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося. 7. Необходимое техническое оснащение занятий
Содержание курса Содержание программы по учебному предмету «Специальность. Баян» направлено на:
Годовые требования Первый класс Знакомство с инструментом. Основное внимание уделяется постановке рук, посадке, звукоизвлечению на баяне в свете нового подхода к этой проблеме (т.е. связи меховедения и туше), контролю за качеством звука, освоению основных приемов игры на баяне, контролю за точностью ритма и темпа. Освоение исполнения ступеней лада различными длительностями, с различной силой звука, разными аппликатурными вариантами. На примерах простых мелодий формировать умение уместной смены направления движения меха, понимание смысла фразы, отдельных интонаций, мелодии в целом; образного восприятия музыки. Также желательно начать работу над гаммами с целью развития беглости пальцев, формирования штриховой и артикуляционной культуры, аппликатурных навыков, независимости пальцев, подкладывания и перекладывания их, решения различных художественных задач. Начать работу по подбору по слуху простейших мелодий и басов к ним, чтению с листа, умению смотреть вперед. Большое внимание уделяется единству меховедения и нажатия клавиши, контролю за легкими движениями пальцев на фоне мускульной работы левой руки. За год учащийся должен играть гаммы «До», «Соль», «Ре» мажор правой рукой отдельно различными длительностями, определенным количеством нот на одно движение меха, короткие арпеджио в этих тональностях правой рукой, также 2-3 этюда на различные виды техники, 12-14 пьес различного характера (народные песни и танцы, пьесы для детей). За учебный год учащийся должен исполнить:
Примерный репертуарный список Этюды
Детские песни
Обработки народных песен и танцев
« Ах, во саду, саду « Василёк», « Заинька», « Как под горкой»,
« У кота», « Теремок».
« Веснянка», « Лети, воробышек», « По дороге жук, жук». Произведения русских композиторов
Произведения зарубежных композиторов
Произведения отечественных композиторов XX века
Примерные экзаменационные программы 1 вариант
2 вариант
3 вариант
Второй класс. Дальнейшее совершенствование приобретенных знаний, игровых движений на более сложном музыкальном материале. Работа над техническим материалом направлена на гармоничное развитие всех пальцев, их независимость и эластичность в естественных для них условиях. Из учебных задач главными являются знакомство с полифонией, с анализом произведений (лад, тональность, характер и др.). Вводятся различные понятия: динамика, кульминация, художественный образ, триоль, синкопа, различные термины. Также можно начать работу над ансамблем. За год учащийся играет гаммы «До», «Соль», «Ре» мажор двумя руками, «Ля», «Ми», «Си» минор правой рукой (виды минора) короткие арпеджио в пройденных тональностях правой рукой, а также 2-3 этюда на различные виды техники, 2-3 произведения с элементами полифонии, 7-8 пьес различного характера. За год учащийся должен исполнить:
Примерный репертуарный список Этюды
Обработки народных песен и танцев
« Белолица, круглолица», « Осень», « На улице дождь, дождь», « Все мы песни перепели», « Я пойду ли молоденька» « Ты, кукушечка лесная» Произведения русских композиторов
Произведения зарубежных композиторов
Произведения отечественных композиторов XX века
Полифонические произведения
Ансамбли
Примерные экзаменационные программы 1 вариант
2вариант
3 вариант
Третий, четвертый класс. Разбирая с учащимся различные произведения, следует обобщать и систематизировать ранее накопленные знания и объяснять на примере изучаемой пьесы ранее не встречавшиеся средства музыкальной выразительности. Дать такие понятия как форма (период, простые двух-трехчастные формы, вариационные), сложные и переменные размеры. По прежнему совершенствовать игровые движения, развивать технику, воспитывать штриховую и артикуляционную культуру, эмоционально-образное восприятие музыки. За год учащийся должен пройти гаммы мажорные до 3х знаков в ключе двумя руками различными штрихами в две октавы, минорные до двух знаков в ключе двумя руками в две октавы гармонический мелодический вид, также 2-3 этюда на различные виды техники, 1-2 произведения полифонического склада, 6-8 разнохарактерных пьес, чтение с листа. За учебный год учащийся должен исполнить:
Примерный репертуарный список 3 класс Этюды
Обработки народных песен и танцев
Произведения зарубежных композиторов
Произведения отечественных композиторов XX века
Полифонические произведения
Ансамбли
Примерные экзаменационные программы 1 вариант
2 вариант
3 вариант
Примерный репертуарный список 4 класс Этюды
Обработки народных песен и танцев
Произведения зарубежных композиторов
Произведения отечественных композиторов XX века
Полифонические произведения
Ансамбли
Примерные экзаменационные программы 1 вариант
2 вариант
3 вариант
Пятый класс Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления, опережающего слуха, связи между слухом и игровыми движениями. Навыки анализа формы исполняемых произведений. Понимание стилистических особенностей произведения. Развитие беглости пальцев. Совершенствование исполнительских приёмов игры на инструменте. Подбор по слуху, транспонирование, чтение нот с листа, игра в ансамбле. В течение года ученик должен освоить мажорные гаммы до пяти знаков в ключе двумя руками вместе, в две октавы. Минорные гаммы до трёх знаков в ключе двумя руками вместе, в две октавы. Короткие и длинные четырёхзвучные арпеджио в пройденных тональностях двумя руками. Тонические четырёхзвучные аккорды с обращениями в пройденных тональностях двумя руками вместе, а также 14-16 произведений: 2 полифонических произведения; 1-2 произведения крупной формы; 3 разнохарактерных пьесы; 2-3 обработки народных песен и танцев; 4 этюда на разные виды техники; 2 ансамбля; 2 произведения для самостоятельной работы или подобранных по слуху. Чтение с листа произведений из репертуара 2-3 классов. Примерные репертуарные списки Этюды
Обработки народных песен и танцев
Шашкин П. Казачок, Волоколамский перепляс Произведения русских композиторов
Произведения зарубежных композиторов
Произведения отечественных композиторов XX века
Полифонические произведения
Произведения крупной формы
Ансамбли
Примерные экзаменационные программы 1вариант
2вариант
3вариант
Шестой, седьмой класс. Дальнейшая работа над развитием музыкально-слуховых представлений и исполнительских навыков учащегося. Совершенствование исполнительских приёмов игры на инструменте. Совершенствование звуковедения. Развитие всех видов музыкального слуха. Подбор по слуху, транспонирование, чтение нот с листа, игра в оркестре (ансамбле). В течение года ученик должен освоить: Мажорные гаммы до пяти знаков в ключе двумя руками вместе (используется весь диапазон). Минорные гаммы до четырёх знаков в ключе двумя руками вместе, в две октавы. Мажорные гаммы До, Соль, Фа терциями, октавами, минорные – ля, ми, ре терциями и октавами правой рукой. Короткие и длинные арпеджио; тонические аккорды с обращениями в пройденных тональностях двумя руками вместе (используется весь диапазон), а также 16 произведений: 2 полифонических произведения; 1-2 произведения крупной формы; 4 разнохарактерные пьесы; 2-3 обработки народных песен и танцев; 4 этюда на разные виды техники; 2 ансамбля; 1-2 произведения для самостоятельной работы или подобранных по слуху. Чтение с листа произведений из репертуара 3 класса. Транспонирование несложных мелодий из репертуара 1-2 классов в изученные тональности. Примерные репертуарные списки Этюды
Обработки народных песен и танцев
Произведения русских композиторов
Произведения зарубежных композиторов
Произведения отечественных композиторов XX века
Полифонические произведения
Произведения крупной формы
Ансамбли
Примерные экзаменационные программы 6 класса 1 вариант
2 вариант
3 вариант
Примерные репертуарные списки Этюды
Обработки народных песен и танцев
Произведения русских композиторов
Произведения зарубежных композиторов
Произведения отечественных композиторов XX века
Полифонические произведения
Произведения крупной формы
Ансамбли
Примерные экзаменационные программы 7 класс 1вариант
2 вариант
3 вариант
Восьмой класс |
Программа учебного предмета дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной... Федеральными государственными требованиями (фгт) по программе «Народные инструменты», утвержденными приказом Министерства культуры... |
Общеобразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты» Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская школа искусств №3 |
||
Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его роль... Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Струнные инструменты» |
Программа «Народные промыслы России» Так возникли народные художественные промыслы – особая форма бытования народного декоративно-прикладного искусства. Народные промыслы... |
||
Детская музыкальная школа Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной... |
Тема урока Элемент содержания Интонационно образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его... |
||
Из истоков русских песен слово автора о народной песне Подобные признания об органической связи со своим народом и его музыкальным творчеством можно встретить у каждого великого композитора.... |
Рабочая программа учебной дисциплины «Промышленность и народные промыслы Нижегородской области» Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области традиционных направлений промышленного производства и народных... |
||
Рабочая программа дисциплины "цветоведение и колористика" направление... Главной целью дисциплины является подготовка студента к самостоятельной профессиональной деятельности в области декоративно-прикладного... |
Образовательный стандарт основного общего образования по искусству... Специфика музыкального языка. Мелодия, ритм, темп, тембр, гармония, фактура. Роль выразительных средств в создании и исполнении музыкального... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |