Образовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты»




Скачать 473.71 Kb.
НазваниеОбразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты»
страница1/4
Дата публикации18.10.2014
Размер473.71 Kb.
ТипОбразовательная программа
literature-edu.ru > Литература > Образовательная программа
  1   2   3   4
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»


Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

Программа по учебному предмету

ОП.01.УП.01. Специальность (баян)

Срок реализации- 8 (9) лет

Разработчик - Елагина Ольга Сергеевна преподаватель второй

квалификационной категории по классу баяна ДМШ

г. Тулун

2013 г.

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

  • Срок реализации учебного предмета;

  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;

  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;

  • Цели и задачи учебного предмета;

  • Обоснование структуры программы учебного предмета;

  • Методы обучения;

  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета

  • Годовые требования по классам;

III. Формы и методы контроля, система оценок

  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

  • Критерии оценки;

  • Методические рекомендации педагогическим работникам;

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

  • Список методической литературы

  • Список нотной литературы


Пояснительная записка

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «баян», далее – «Специальность (баян)», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

Учебный предмет «Специальность (баян)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на баяне, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно - нравственное развитие ученика.

Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решения основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей учащихся, а для наиболее одаренных из них – на их дальнейшую профессиональную деятельность.

2. Срок реализации учебного предмета «Специальность (баян)» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте:

с шести лет шести месяцев до девяти лет – составляет 8 (9) лет.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Специальность (баян):

Таблица 1


Наименование учебного предмета

Трудоёмкость в часах


Распределение по годам обучения




1-й класс

2-й класс

3-й класс

4-й класс

5-й класс

6-й класс

7-й класс

8-й класс




количество недель аудиторных занятий




32

33

33

33

33

33

33

33




недельная нагрузка в часах




Специальность.

Баян

Аудиторные занятия (в часах)



559

2

2

2

2

2

2

2,5

2,5

Самостоятельная работа (в часах)

757

2

2

2

3

3

3

4

4

Максимальная

учебная































нагрузка по предмету (без учёта консультаций)

1316

4

4

4

5

5

5

6,5

6,5

Консультации (часов в год)

62

6

8

8

8

8

8

8

8


Самостоятельная работа учащегося включает в себя следующие виды внеаудиторной деятельности: выполнение домашнего задания, посещение концертов, участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности МБОУДОД «ДМШ».

Домашняя работа обучающегося состоит из: самостоятельного разбора музыкальных произведений, работы над инструктивным материалом, выучивания репертуара наизусть, чтения нот с листа и других творческих видов работ. Увеличение количества часов, выделенных на самостоятельную работу в средних и старших классах, связано с усложнением репертуара, необходимостью более тщательной работы над техническим, учебным и концертным материалом.

Консультации проводятся с целью подготовки учающихся к контрольным урокам, зачётам, экзаменам и другим мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счёт резерва учебного времени. В случае если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучающегося.

4.Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока – 40 минут

Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, способности, эмоционально психологические особенности.

Цель программы – приобщение обучающихся к искусству, развитие их творческих способностей, приобретение начальных профессиональных навыков.

Задачи программы:

  • формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;

  • формирование художественного вкуса на лучших образцах народного музыкального творчества, классиков русской, зарубежной и современной музыки.

воспитание у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности, как способа самовыражения личности;

развитие практических навыков и умений, необходимых для музицирования (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование, игра в ансамбле).

  • формирование у детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

5. Обоснование структуры программы учебного предмета

«Специальность (баян)».

Программа содержит необходимые для организации занятий параметры:

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

6. Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

Объяснительно-иллюстративный метод

Является наиболее распространенным в учебной практике, так как он позволяет в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед учеником творческие задачи, указать пути их решения. Педагог исполняет на инструменте отрывок пьесы, ученик должен скопировать игру педагога. Основной принцип этого метода: «Делай как я!».

Репродуктивный метод

Применяется чаще всего тогда, когда учащийся еще не приучен к самостоятельному решению стоящих перед ним задач.

Суть его заключается в многократном повторении отдельных игровых приемов или эпизодов с целью развития автоматизма исполнительских действий. Однако чрезмерное увлечение этим методом ведет к формальному усвоению музыкального материала. Это касается характера произведения, эмоциональности исполнения, образного наполнения произведения

Метод проблемного изложения.

Педагог ставит и сам решает проблему, показывая при этом ученику разные пути и варианты решения.

Метод упражнений и повторений

В основе его лежит выработка игровых навыков ученика, работа над художественно-образной сферой произведения;

Творческий метод

Высшим этапом работы учащегося является творческий метод, использование которого предоставит возможность ученику решать исполнительские и творческие задачи.

Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.

7. Необходимое техническое оснащение занятий

  • учебная аудитория для индивидуальных занятий;

  • готово-выборный баян и баян с готовыми аккордами;

  • стулья: для учителя, ученика;

  • пюпитр для нот;

  • нотная литература

Содержание курса

Содержание программы по учебному предмету «Специальность. Баян» направлено на:

  • выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации,

  • приобретение навыков творческой деятельности,

  • умение планировать свою домашнюю работу,

  • осуществление самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью,

  • умение давать объективную оценку своему труду, формированию навыков

  • взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе,

  • уважительное отношение к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам,

  • понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности,

  • определение наиболее эффективных способов достижения результата.

Годовые требования

Первый класс

Знакомство с инструментом. Основное внимание уделяется постановке рук, посадке, звукоизвлечению на баяне в свете нового подхода к этой проблеме (т.е. связи меховедения и туше), контролю за качеством звука, освоению основных приемов игры на баяне, контролю за точностью ритма и темпа. Освоение исполнения ступеней лада различными длительностями, с различной силой звука, разными аппликатурными вариантами.

На примерах простых мелодий формировать умение уместной смены направления движения меха, понимание смысла фразы, отдельных интонаций, мелодии в целом; образного восприятия музыки.

Также желательно начать работу над гаммами с целью развития беглости пальцев, формирования штриховой и артикуляционной культуры, аппликатурных навыков, независимости пальцев, подкладывания и перекладывания их, решения различных художественных задач.

Начать работу по подбору по слуху простейших мелодий и басов к ним, чтению с листа, умению смотреть вперед. Большое внимание уделяется единству меховедения и нажатия клавиши, контролю за легкими движениями пальцев на фоне мускульной работы левой руки.

За год учащийся должен играть гаммы «До», «Соль», «Ре» мажор правой рукой отдельно различными длительностями, определенным количеством нот на одно движение меха, короткие арпеджио в этих тональностях правой рукой, также 2-3 этюда на различные виды техники, 12-14 пьес различного характера (народные песни и танцы, пьесы для детей).

За учебный год учащийся должен исполнить:

1 полугодие

2 полугодие

Декабрь - зачет (2 разнохарактерные пьесы)

Май - экзамен (зачет) 2-3 разнохарактерные пьесы.


Примерный репертуарный список

Этюды

  • Беренс Г. Этюд До мажор

  • Беркович И. Этюд Соль мажор

  • Гурлит К. Этюд До мажор

  • Иванов В. Этюд До мажор

  • Салин А. Этюд ля минор

  • Черни К. Этюд До мажор

  • Шитте Л. Этюд Фа мажор

Детские песни

  • «Весёлые гуси»

  • « Все уж птички прилетели»

  • « Зайка»

  • «Лошадка»

  • «Пастушок»

  • «Птичка»

  • « Солнышко»

  • « Сорока»

  • « Листопад»

  • « Птичка над моим окошком»,

  • « Ходит зайка по саду».

Обработки народных песен и танцев

  • Белорусская народная песня «Перепелочка»

  • Русские народные песни:

« Ах, во саду, саду « Василёк», « Заинька», « Как под горкой»,

  • « Летал голубь», « На горе стоит верба», « Не летай, соловей»,

« У кота», « Теремок».

  • Украинские народные песни:

« Веснянка», « Лети, воробышек»,

« По дороге жук, жук».

Произведения русских композиторов

  • Гурилёв А. Песенка

  • Калинников В. Журавель Тень- тень

  • Ребиков В. Птичка

Произведения зарубежных композиторов

  • Вебер К. Колыбельная

  • Векерлен Ж. Детская песенка

  • Глюк К. Мелодия

  • Моцарт В. Азбука

  • Тюрк Д. Баюшки - баю

Произведения отечественных композиторов XX века

  • Васильев – Буглай Д. Осенняя песенка

  • Гедике А. Заинька

  • Красев М. Баю – баю Ёлочка Конь

  • Майкапар С. Первые шаги

  • Раухвергер М. Воробей

  • ФилиппенкоА. Подарок маме

Примерные экзаменационные программы

1 вариант

  • Калинников. Тень - тень

  • Русская народная песня «Вставала ранёшенько»

2 вариант

  • Аренский А. Журавель

  • Русская народная песня «Как под яблонькой»

3 вариант

  • Доренский. Мамин вальс

  • Украинская народная песня «Ехал казак за дунай»

Второй класс.

Дальнейшее совершенствование приобретенных знаний, игровых движений на более сложном музыкальном материале. Работа над техническим материалом направлена на гармоничное развитие всех пальцев, их независимость и эластичность в естественных для них условиях.

Из учебных задач главными являются знакомство с полифонией, с анализом произведений (лад, тональность, характер и др.).

Вводятся различные понятия: динамика, кульминация, художественный образ, триоль, синкопа, различные термины. Также можно начать работу над ансамблем.

За год учащийся играет гаммы «До», «Соль», «Ре» мажор двумя руками, «Ля», «Ми», «Си» минор правой рукой (виды минора) короткие арпеджио в пройденных тональностях правой рукой, а также 2-3 этюда на различные виды техники, 2-3 произведения с элементами полифонии, 7-8 пьес различного характера.

За год учащийся должен исполнить:

1 полугодие

2 полугодие

Ноябрь - технический зачет (диезные мажорные, минорные гаммы, этюд, чт.с листа)

Декабрь-зачет (пьеса с элементами полифонии, обработка народной песни).

Апрель - технический зачет (бемольные гаммы, этюд, чт. с листа)

Март – зачет 2 разнохарактерные пьесы.

Май - переводной экзамен (Пьеса с элементами полифонии, обработка народной мелодии, песни, танца или оригинальное произведение)

Примерный репертуарный список

Этюды

  • Беренс Г. Этюд До мажор

  • Вольфарт Г. Этюд Фа мажор

  • Гаврилов Л. Этюд До мадор

  • Гурлит К. Этюд До мажор

  • Жилинский А. Этюд До мажор

  • Лешгорн А. Этюд До мажор

  • Слонов Ю. Этюд ля минор

  • Черни К. Этюды: До мажор, Фа мажор, Соль мажор

  • Шитте Л. Этюд До мажор

Обработки народных песен и танцев

  • Белорусский народный танец « Микита»

  • Латышская народная песня « Кукушечка»

  • Польская народная песня « Весёлый сапожник»

  • Польский народный танец « Маленький краковяк»

  • Русские народные песни: « Ах ты, канава»,

« Белолица, круглолица», « Осень»,

« На улице дождь, дождь», « Все мы песни перепели»,

« Я пойду ли молоденька» « Ты, кукушечка лесная»

Произведения русских композиторов

  • Глинка М. Жаворонок

  • Гурилёв А. Песенка

  • Римский – Корсаков Н.Ладушки

  • Гречанинов А. Песенка

Произведения зарубежных композиторов

  • Бетховен Л. Экосез

  • Брамс И. Колыбельная

  • Люлли Ж. Песенка

  • Моцарт В. Волынка

  • Мейер В. Полька

  • Тюрк Д. Маленький вальс

  • Филипп И. Колыбельная

Произведения отечественных композиторов XX века

  • Александров А. « К нам гости пришли»

  • Бекман Л. Ёлочка

  • Гедике А. Плясовая

  • Дунаевский И. Колыбельная

  • Жилинский А. Танец Детская полька

  • Книппер Л. Полюшко – поле

  • Красев М. Игра с мячом

  • Левидова Д. Песня

  • Слонов Ю. Песня Разговор

  • Чайкин Н. Серенада

  • Шостакович Д. Марш

Полифонические произведения

  • Аглинцова А. Русская песня

  • Арман Ж. Пьеса

  • Воков В. Напев

  • Гардорф К. Пьеса

  • Кранц А. Кукушка в лесу

  • Панкин М. Пьеса

  • Слонов Ю. Просто так

Ансамбли

  • Кабалевский Д. Весёлый наигрыш Песенка

  • Лысенко Н. « На горе, горе»

  • Ребиков В. « Воробышек, воробей»

  • Шуберт Ф. Экосез

Примерные экзаменационные программы

1 вариант

  • Телеман. Гавот До-мажор

  • Русская народная песня «Со вьюном я хожу».

2вариант

  • Самойлов «Полифоническая миниатюра №2»

  • Бонаков В. Маленькая полька

3 вариант

  • Моцарт. Менуэт ре-минор

  • Русская народная песня «Ой, полным полна коробушка» обр. Ю Соловьев.

Третий, четвертый класс.
Разбирая с учащимся различные произведения, следует обобщать и систематизировать ранее накопленные знания и объяснять на примере изучаемой пьесы ранее не встречавшиеся средства музыкальной выразительности. Дать такие понятия как форма (период, простые двух-трехчастные формы, вариационные), сложные и переменные размеры.

По прежнему совершенствовать игровые движения, развивать технику, воспитывать штриховую и артикуляционную культуру, эмоционально-образное восприятие музыки.

За год учащийся должен пройти гаммы мажорные до 3х знаков в ключе двумя руками различными штрихами в две октавы, минорные до двух знаков в ключе двумя руками в две октавы гармонический мелодический вид, также 2-3 этюда на различные виды техники, 1-2 произведения полифонического склада, 6-8 разнохарактерных пьес, чтение с листа.

За учебный год учащийся должен исполнить:

1 полугодие

2 полугодие

Ноябрь - технический зачет (диезные мажорные, минорные гаммы двумя руками в подвижном темпе, этюд, чт.с листа)

Декабрь-зачет (пьеса с элементами полифонии, обработка народной мелодии).

Апрель - технический зачет (бемольные гаммы, этюд, чт. с листа)

Март – зачет 2 разнохарактерные пьесы)

Май – переводной экзамен (Полифония, обработка народной мелодии, песни, танца или оригинальное произведение)


Примерный репертуарный список

3 класс

Этюды

  • Беренс Г. Этюды: До мажор, Ре мажор, Соль мажор

  • Беркович И. Этюд До мажор

  • Биль А. Этюд До мажор

  • Бухвостов В. Этюд ми минор

  • Гнесина Е. Этюд Ре мажор

  • Гурлит К. Этюды: Соль мажор. Ля минор

  • Дювернуа Ж. Этюд Соль мажор

  • Лешгорн А. Этюд До мажор

  • Лондонов П. Этюд – канон

  • Мотов В. Этюд ля минор

  • Павин С. Этюд До мажор

  • Черни К. Этюды: До мажор, Соль мажор,

  • Шитте Л. Этюды: До мажор, Ре мажор,

Обработки народных песен и танцев

  • Варламов А. Песня

  • Гречанинов А. Колыбельная

  • Гурилёв А. « Улетела пташечка»

  • Калинников В. Осень

  • Ребиков В. Птичка

Произведения зарубежных композиторов

  • Барток Б. Песня странника

  • Бетховен Л. Контрданс, Немецкий танец

  • Векерлен Ж. Детская песенка

  • Корелли А. Сарабанда

  • Люлли Ж. Менуэт

Произведения отечественных композиторов XX века

  • Бухвостов В. Марш

  • Волков В. Напев

  • Гедике А. Танец

  • Жилинский А. Танец

  • Кажлаев М. Шарманщик

  • Лндонов П. Игра

  • Филиппенко А. На мосточке, « То снежинки, как пушинки»

Полифонические произведения

  • Бах И. Ария

  • Гайдн Й. Менуэт

  • Глинка М. Полифоническая пьеса

  • Горлов Н. Пьеса – канон

  • Корелли А. Сарабанда

  • Кригер И. Менуэт

  • Пёрселл Г. Ария

  • Фрескобальди И. Канцона

Ансамбли

  • Брамс И. Колыбельная

  • Витлин В. Детская песенка

  • Гайдн Й. Немецкий танец

  • Глинка М. Полька

  • Калинников В. Киска

  • Касьянов А. Русская песня

  • Русская народная песня « Перевоз Дуня держала»

  • Украинская народная песня « Ехал казак за Дунай»

  • Шуберт Ф Благородный вальс

Примерные экзаменационные программы

1 вариант

  • Бах И.С. Бурре ми-минор

  • Шуберт Ф. Немецкий танец

2 вариант

  • Майкапар. Раздумье

  • Завальный. Школьный вальс

3 вариант

  • Гендель Г. Чакона

  • Русский народный танец «Яблочко» обр. Лондонова

Примерный репертуарный список

4 класс

Этюды

  • Беренс Г. Этюды: До мажор, Ре мажор, Соль мажор

  • Беркович И. Этюд До мажор

  • Биль А. Этюд До мажор

  • Бухвостов В. Этюд ми минор

  • Гнесина Е. Этюд Ре мажор

  • Гурлит К. Этюды: Соль мажор. Ля минор

  • Дювернуа Ж. Этюд Соль мажор

  • Лешгорн А. Этюд До мажор

  • Лондонов П. Этюд – канон

  • Мотов В. Этюд ля минор

  • Павин С. Этюд До мажор

  • Черни К. Этюды: До мажор, Соль мажор,

  • Шитте Л. Этюды: До мажор, Ре мажор,

Обработки народных песен и танцев

  • Варламов А. Песня

  • Гречанинов А. Колыбельная

  • Гурилёв А. « Улетела пташечка»

  • Калинников В. Осень

  • Ребиков В. Птичка

Произведения зарубежных композиторов

  • Барток Б. Песня странника

  • Бетховен Л. Контрданс, Немецкий танец

  • Векерлен Ж. Детская песенка

  • Корелли А. Сарабанда

  • Люлли Ж. Менуэт

Произведения отечественных композиторов XX века

  • Бухвостов В. Марш

  • Волков В. Напев

  • Гедике А. Танец

  • Жилинский А. Танец

  • Кажлаев М. Шарманщик

  • Лндонов П. Игра

  • Филиппенко А. На мосточке, « То снежинки, как пушинки»



Полифонические произведения

  • Бах И. Ария

  • Гайдн Й. Менуэт

  • Глинка М. Полифоническая пьеса

  • Горлов Н. Пьеса – канон

  • Корелли А. Сарабанда

  • Кригер И. Менуэт

  • Пёрселл Г. Ария

  • Фрескобальди И. Канцона

Ансамбли

  • Брамс И. Колыбельная

  • Витлин В. Детская песенка

  • Гайдн Й. Немецкий танец

  • Глинка М. Полька

  • Калинников В. Киска

  • Касьянов А. Русская песня

  • Русская народная песня « Перевоз Дуня держала»

  • Украинская народная песня « Ехал казак за Дунай»

  • Шуберт Ф Благородный вальс

Примерные экзаменационные программы

1 вариант

  • Самойлов «Полифоническая миниатюра №5»

  • Дюбюк А. «Ах улица широкая»

2 вариант

  • Гендель Г. Сарабанда

  • Даргомыжский А. Вальс

3 вариант

  • Пахельбель И. Фуга

  • Доренский. Закарпатский танец

Пятый класс

Дальнейшее развитие музыкально-образного мышления, опережающего слуха, связи между слухом и игровыми движениями. Навыки анализа формы исполняемых произведений. Понимание стилистических особенностей произведения. Развитие беглости пальцев. Совершенствование исполнительских приёмов игры на инструменте. Подбор по слуху, транспонирование, чтение нот с листа, игра в ансамбле.

В течение года ученик должен освоить мажорные гаммы до пяти знаков в ключе двумя руками вместе, в две октавы. Минорные гаммы до трёх знаков в ключе двумя руками вместе, в две октавы. Короткие и длинные четырёхзвучные арпеджио в пройденных тональностях двумя руками. Тонические четырёхзвучные аккорды с обращениями в пройденных тональностях двумя руками вместе, а также 14-16 произведений: 2 полифонических произведения; 1-2 произведения крупной формы; 3 разнохарактерных пьесы; 2-3 обработки народных песен и танцев; 4 этюда на разные виды техники; 2 ансамбля; 2 произведения для самостоятельной работы или подобранных по слуху. Чтение с листа произведений из репертуара 2-3 классов.

Примерные репертуарные списки

Этюды

  • Бурмистров А. Этюд соль минор

  • Гнесина Е. Этюд Ре мажор

  • Дювернуа Ж. Этюд До мажор

  • Иванов В. Этюд ми минор

  • Кокон Ж. Этюд ля минор

  • Лак Т. Этюд ре минор

  • Тышкевич Г. Этюд Соль мажор

  • Шашкин П. Этюд До мажор

Обработки народных песен и танцев

  • Алёхин В. Катерина

  • Варламов А. « Для чего летишь, соловушка»

  • Дымов о. « Сенокосная»

  • Павин С. « Канава» русская народная песня

  • Тышкевич Г. « Савка и Гришка» белорусская народная песня

Шашкин П. Казачок, Волоколамский перепляс

Произведения русских композиторов

  • Булахов П. Романс

  • Варламов А. Вальс, « Что ты рано, травушка пожелтела?»

  • Верстовский А. Вальс Мазурка

  • Глинка М. Полька

  • Гречанинов А. Маленькая сказка

  • Дюбюк А. Романс

  • Козловский А. Вальс

  • Ребиков В. Восточный танец

  • Чайковский П. Гавот

Произведения зарубежных композиторов

  • Барток Б. Вальс

  • Бетховен Л. Вальс, Три немецких танца

  • Боккерини Л. Менуэт

  • Вебер К. Вальс

  • Гершвин Д. Колыбельная

  • Григ Э. Деревенская песня, Народная мелодия

  • Корелли А. Гавот

  • Рамо Ж. Ригодон

  • Сигмейстер Э. Пьеса

  • Скарлатти Д. Жига

  • Стоянов С. Юмореска

  • Телеман Г. Бурре

  • Шуберт Ф. Галоп

Произведения отечественных композиторов XX века

  • Бухвостов В. Маленькая сюита

  • Василенко И. Испанский танец

  • Глиэр Р. Вальс, Рондо, Яблочко

  • Звонарёв О. За околицей, У ручья

  • Кабалевский Д. Рондо-марш, Скерцо, Токкатина

  • Камалдинов Г. Вальс

  • Лондонов П. Четыре танца

  • Раков Н. Скерцино

  • Рожков В. Марш

  • Рыбников А. Последняя поэма

  • Свиридов Г. Вальс, Военный марш

  • Темнов В. Весёлая кадриль

  • Тихонов Б. Скакалка

  • Хренников Т. Вальс, Романс

  • Холминов А. Полька

  • Шендерёв Г. Мелодия

Полифонические произведения

  • Болдырев И. Русская

  • ВоленбергА. Прелюдия

  • Гедике А. Канон

  • Насидзе С. Инвенция

  • Раков Н. Взгрустнулось

  • Сорокин К. Маленькая фуга

  • Щуровский Ю. Инвенция

Произведения крупной формы

  • Бенда Г. Рондо

  • Бетховен Л. Сонатина

  • Бухвостов В. Маленькая сюита

  • Вебер К. Сонатина

  • Гендель Г. Вариации

  • Сорокин К. Сонатина

  • Хаслингер Т. Сонатина

Ансамбли

  • Даргомыжский А. На зелёной лужайке

  • Захарова Л. Танец казанских татар

  • Калинников В. Грустная песенка

  • Красев М. Пляска

  • Лядов А. Колыбельная

  • Ребиков В. Вальс

  • Фаттах А. Прогулка

  • Шестериков И. Весёлый пастушок

  • Шуберт Ф. Анданте

  • Шуман Р. Вальс, Народная песенка

Примерные экзаменационные программы

1вариант

  • Гедике А. Канон

  • Дербенко. Емеля на печи

2вариант

  • МайкапарС. Прелюдия и фугетта

  • Глазунов А. Сонатина ля минор

3вариант

  • Бах. И.С. Ария до-мажор

  • Завальный. Юмореска

Шестой, седьмой класс.

Дальнейшая работа над развитием музыкально-слуховых представлений и исполнительских навыков учащегося. Совершенствование исполнительских приёмов игры на инструменте. Совершенствование звуковедения. Развитие всех видов музыкального слуха. Подбор по слуху, транспонирование, чтение нот с листа, игра в оркестре (ансамбле).

В течение года ученик должен освоить: Мажорные гаммы до пяти знаков в ключе двумя руками вместе (используется весь диапазон). Минорные гаммы до четырёх знаков в ключе двумя руками вместе, в две октавы. Мажорные гаммы До, Соль, Фа терциями, октавами, минорные – ля, ми, ре терциями и октавами правой рукой. Короткие и длинные арпеджио; тонические аккорды с обращениями в пройденных тональностях двумя руками вместе (используется весь диапазон), а также 16 произведений: 2 полифонических произведения; 1-2 произведения крупной формы; 4 разнохарактерные пьесы; 2-3 обработки народных песен и танцев; 4 этюда на разные виды техники; 2 ансамбля; 1-2 произведения для самостоятельной работы или подобранных по слуху. Чтение с листа произведений из репертуара 3 класса.

Транспонирование несложных мелодий из репертуара 1-2 классов в изученные тональности.

Примерные репертуарные списки

Этюды

  • Бертини Г. Этюд соль минор

  • Лешгорн А. Этюд Фа мажор

  • Лондонов П. Этюд ля минор

  • Сорокин К. Этюд-картинка

  • Черёмухин М. Этюд-картинка

  • Черни К. Этюды: До мажор, Соль мажор, соль минор

  • Шишаков Ю. Этюд ля минор

Обработки народных песен и танцев

  • Бухвостов В. В саду

  • Дунаевский И. « Дивлюсь я на небо»

  • Жигалов В. Чардаш

  • Иванов В. Дуня – тонкопряха

  • Кузнецов Е. Как под яблонькой

  • Левкодимов Г. Как из улицы в конец

  • Матвеев И. Чом, чом не прийшов

  • Мотов В. На лодочке

  • Павин С. Сенокосная

  • Шашкин П. Страдания

  • Широков А. У меня ль во садочке

Произведения русских композиторов

  • Балакирев М. На Волге

  • Глинка М. Вальс

  • Даргомыжский А. Табакерочный вальс

  • Лядов А. Протяжная

  • Пахульский Г. Прелюдия

  • Ребиков В. Мазурка

  • Рубинштейн А. Персидская песня

Произведения зарубежных композиторов

  • Барток Б. Вечер в деревне

  • Бах И.С. Ария

  • Бетховен Л. Шесть экосезов

  • Вивальди А. Лярго

  • Гендель Г. Жига

  • Григ Э. Вальс

  • Дворжак А. Славянский танец

  • Моцарт В. Менуэт

  • Скарлатти Д. Пастораль

  • Шуберт Ф. Музыкальный момент

  • Шуман Р. Отзвуки театра


Произведения отечественных композиторов XX века

  • Гаврилин В. Вальс

  • Глиэр Р. Рондо

  • Кажлаев М. Караван

  • Мотов В. Прелюдия

  • Разорёнов С. Мазурка

  • Цфасман А. Весёлый вечер

  • Шостакович Д. Праздничный вальс

Полифонические произведения

  • Бах И. С. Ария

  • Будницкий Б. Прелюдия

  • Кабалевский Д. Импровизация

  • Лондонов П. Рассказ

  • Лядов А. Прелюдия

  • Мюллер Т. Полифоническая пьеса

  • Мясковский Н. Двухголосная фуга

Произведения крупной формы

  • Бах И. С. Скерцо

  • Гайдн Й. Сонатина

  • Гендель Г. Сонатина

  • Кабалевский Д. Рондо – марш

  • Кирнбергер И. Полонез с вариациями

  • Клементи М. Рондо

  • Медынь Я. Сонатина

Ансамбли

  • Бах И. С. Ария

  • Гендель Г. Сарабанда

  • Глинка М. Романс Антониды из оперы « Иван Сусанин»

  • Глюк К. Гавот

  • Кузнецов Е. Весёлые часы

  • Шостакович Д. Вальс цветов

  • Шишаков Ю. Шествие

Примерные экзаменационные программы 6 класса

1 вариант

  • Ципполи Д. Фугетта ми минор

  • Самойлов Д. Сонатина Фа мажор

  • Русская народная песня «Как в лесу, лесу, лесочке» обработка В. Грачёва

2 вариант

  • Мясковский Н. Двухголосная фуга

  • Клементи. Соната до мажор 1 часть

  • Кузнецов. Саратовские переборы

3 вариант

  • Шишаков Ю. Фугетта

  • Шестериков И. Сонатина в классическом стиле 1ч.

  • Закарпатский народный танец «Чинадийка» обработка Н.Чайкина

Примерные репертуарные списки

Этюды

  • Агеев В. Этюд ре минор

  • Беренс Г. Этюд До мажор

  • Воленберг А. Этюд ми минор

  • Двилянский М. Этюд соль минор

  • Дюбюк А. Этюд в форме фуги

  • Лак Т. Этюд До мажор

  • Лондонов П. Этюд ля минор

  • Черни К. Этюд До мажор

  • Широков А. Этюд до минор

  • Шитте Л. Этюд – баллада

  • Шпиндлер Ф. Этюд Соль мажор

Обработки народных песен и танцев

  • Агафонов О. Я калинушку ломала

  • Бухвостов В. На улице мокро

  • Бушуев Ф. Аркан

  • Мотов В. Ирина да Марина

  • Павин С. Я с комариком плясала

  • Панкин М. Я на камушке сижу

  • Сурков А. То не ветер ветку клонит

  • Шестериков И. Танец радости

Произведения русских композиторов

  • Аренский А. Романс

  • Глинка М. Мелодический вальс

  • Гречанинов А. Прелюдия

  • Грилёв А. Прелюдия

  • Калинников В. Пьеса, Русское интермеццо

  • Лядов В. Канон, Прелюдия, Сарабанда

  • Мусоргский М. Анданте

  • Ребиков В. Вальс

  • Чайковский П. Танец маленьких лебедей

Произведения зарубежных композиторов

  • Барток Б. Восточный танец

  • Бах Ф.Э. Соната

  • Вивальди А. Ларго

  • Гендель Г. Чакона

  • Григ Э. Песня Сольвейг

  • Динику Г. мартовский хоровод

  • Скарлатти Д. Пастораль

Произведения отечественных композиторов XX века

  • Бурмистров А. Прелюдия

  • Бухвостов В. Русская зима

  • Гедике А. Прелюдия

  • Двилянский М. Скерцино

  • Звонарёв О. Русская рябинушка

  • Кабалевский Д. Прелюдия

  • Лондонов П. Деревенская картинка

  • Магиденко М. Танец

  • Раков Н. Скерцино

  • Рыбалкин А. Скоморошина

  • Свиридов Г. Военный марш

  • Широков А. Поэма

Полифонические произведения

  • Бах И.С. Ария

  • Блинов Ю. Фуга

  • Лядов А. Канон

  • Мусоргский М. « Возле речки, возле моста»

  • Соловьёв Ю. Инвенция

  • Холминов А. Фуга

Произведения крупной формы

  • Гайдн Й. Вариации

  • Гурлит К. Сонатина

  • Диабелли А. Сонатина

  • Кабалевский Д. Сонатина

  • Клементи М. Сонатина

  • Кулау Ф. Сонатина

  • Мацкапар С. Вариации

  • Моцарт В. Сонатина

  • Сорокин К. Сонатина

  • Эркель Ф. Полонез

Ансамбли

  • Агафонов О. Осенняя серенада

  • Аренский А. Романс

  • Бетховен Л. Менуэт

  • Вебер К. Хор охотников

  • Глинка М. Славься

  • Глюк К. Гавот

  • Григ Э. Элегия

  • Корнев В. Плясовая

  • Кузнецов Е. Рассвет

  • Кюсс М. Вальс « Амурские волны»

  • Лядов А. Мазурка

  • Моцарт В. Менуэт

  • Холминов А. « Ой да ты, калинушка»

  • Чайковский П. Трепак, Неаполитанский танец

  • Штраус И. Полька

Примерные экзаменационные программы 7 класс

1вариант

  • Бах И.С. Маленькая прелюдия до-мажор

  • Беркович И. Сонатина ля-минор

  • Русская народная песня «На Ермишке малахай» обработка Ю.Акимова

2 вариант

  • Бах.И.С. Маленькая прелюдия ре-минор

  • Диабелли А. Сонатина соль-мажор

  • Русская народная песня «На горе то калина» обработка Е.Завьяловой

3 вариант

  • Кетсшер. Прелюдия и фугетта

  • Власов В. Маленькая сюита

  • Лондонов П. Обработка русской народной песни «Приходите, гости, к нам»

Восьмой класс
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Образовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты» iconПрограмма учебного предмета дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной...
Федеральными государственными требованиями (фгт) по программе «Народные инструменты», утвержденными приказом Министерства культуры...

Образовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты» iconОбщеобразовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты»
Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детская школа искусств №3

Образовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты» iconПояснительная записка Характеристика учебного предмета, его роль...
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Струнные инструменты»

Образовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты» iconПрограмма «Народные промыслы России»
Так возникли народные художественные промыслы – особая форма бытования народного декоративно-прикладного искусства. Народные промыслы...

Образовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты» iconДетская музыкальная школа
Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной...

Образовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты» iconТема урока Элемент содержания
Интонационно образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его...

Образовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты» iconИз истоков русских песен слово автора о народной песне
Подобные признания об органической связи со своим народом и его музыкальным творчеством можно встретить у каждого великого композитора....

Образовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты» iconРабочая программа учебной дисциплины «Промышленность и народные промыслы Нижегородской области»
Цель дисциплины: формирование систематизированных знаний в области традиционных направлений промышленного производства и народных...

Образовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты» iconРабочая программа дисциплины "цветоведение и колористика" направление...
Главной целью дисциплины является подготовка студента к самостоятельной профессиональной деятельности в области декоративно-прикладного...

Образовательная программа в области музыкального искусства «народные инструменты» iconОбразовательный стандарт основного общего образования по искусству...
Специфика музыкального языка. Мелодия, ритм, темп, тембр, гармония, фактура. Роль выразительных средств в создании и исполнении музыкального...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции