Скачать 408.78 Kb.
|
МКОУ «Детский дом - школа» № 1 г. Бакала ЕГОРОВ АНАТОЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ, учитель русского языка и литературы высшей категории, МКОУ «Детский дом - школа» № 1 г. Бакала, призёр конкурса «Воспитатель интернатных учреждений – 2010». ВОСПИТАНИЕ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЛИ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ПРОЦЕССЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА г. Бакал 2013 год ОГЛАВЛЕНИЕ:I. Введение к квалификационной работе
II. Основная часть. Социализация детей – сирот в процессе литературного образования
а) Проблема суицида б) Учись создавать семью в) Патриотическое воспитание III. Заключение IV. Библиографический список V. Приложения. Нас повело неведомо кудаПред нами расступались, как миражи, Построенные чудом города, Сама ложилась мята нам под ноги, И птицами с нами было по дороге И рыбы подымались по реке, И небо развернулось пред глазами… Когда судьба по следу шла за нами, Как сумасшедшей с бритвою в руке. Арсений ТарковскийIВведение 1. Актуальность темы. 30 лет я работаю учителем, и все эти годы являюсь классным руководителем в Детском доме № 1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время в нашем Детском доме 108 детей, из них круглых сирот – 16 человек, остальные остались без попечения родителей:
По данным Генпрокуратуры из 15 т. подростков – ежегодных выпускников сиротских учреждений России в течение года 5 т. подростков попадают на скамью подсудимых, 3 т. остаются без жилья и 1,5 т. кончают жизнь самоубийством. (Адрес в Интернете - поколение ru., Владимирова Л. Дети и общество – грани общества. 1999 г. Август, стр. 8-9. Дементьева И. Ф. Социальная адаптация детей – сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка – Социальные исследования. 1999 г. № 10., стр. 62-70). Губительный для судьбы ребенка разрыв семейных отношений не компенсируется временным решением проблемы питания и воспитания в государственном учреждении, а наоборот порождает проблему постинтернатной жизни, которая приводит многих сирот к социальной депрессии, ставит их на пути асоциального поведения и даже суицида. (Журнал «Защити меня» - статья Н. Лисициной «Российские дети сегодня»). В течение первых трех лет после выхода из Детского дома 30 % выпускников вступили в контакт с правоохранительными органами из-за асоциального поведения, 8 % выпускников совершили уголовно наказуемые преступления и попали в воспитательно-трудовые колонии. Принимали участие в уличных драках 32 % выпускников и оставшаяся треть – это выпускники, чья жизнь сложилась относительно благополучно. (Назаров И. Б. – «Возможности и условия адаптации сирот» - С. И., 2001 год). Особенности всех приводимых данных является то, что ни в одном издании не дается ссылка на приводимые исследования, то есть остается неясным источник появления столь печальных цифр. Таким образом, в зеркале общественного мнения судьба выпускников интернатных учреждений выглядит достаточно удручающе. Складывается впечатление, что именно выпускники из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей пополняют ряды правонарушителей и бомжей, и образ жизни большинства из них иначе как асоциальным не назовешь. Получается, что все усилия государства, связанные с оказанием помощи этой категории детей, напрасны. Не являются исключением и выпускники Бакальского детского дома № 1, почти каждая парта моего класса – это памятник, ибо учеников, которые здесь сидели, уже нет в живых. Утонул Павел Ярин, зарезали Максима Комлева, отравилась уксусом Ира Косова, повесилась на пояске от халата в восемнадцать лет Люба Бутакова, в Полетаево зарезали Андрея Захарова, воруя цветной металл на заводе «Магнезит» в г. Сатке убит током Андрей Алябышев. И этот ужасный список можно продолжать и продолжать. Поэтому преподавание литературы, кроме познавательных целей, должно нести, прежде всего, цели нравственные, гражданские, социальные с учетом современных образовательных технологий. А тема «Воспитание в учебной деятельности» или «Социализация детей-сирот в процессе литературного образования в условиях дома» является актуальной. 2. Цели и содержание поставленных задач По мнению Германа Константиновича Селевко, последние десятилетия теория и практика обучения мало обращались к духовному, гуманитарному развитию и становлению личности, к формированию эстетических и нравственных её качеств, к проблемам социализации личности. Эстетические и нравственные нормы, понятия имеют социальное происхождение – формировались в исторической практике человека и отражены в духовной культуре человечества, в произведениях искусства, литературы. Глобальные задачи нравственного и эстетического воспитания в школе (во всех его формах) – духовное развитие личности в процессе освоения различных видов искусства приобщения к культуре своего народа и народов мира. Воспитание нравственных качеств личности основывается на понимании и освоении нравственных ценностей, составляющих современную общечеловеческую мораль. Ценности эти – свобода, демократизм, достоинство, честь, ответственность, совесть, стыд, любовь, доброта, экологическая культура, космическое сознание, вера, воля, добродетель. Эти нравственные критерии и будет ориентиром в нашей работе, главная цель которой социализация детей – сирот в процессе литературного образования: на уроках, факультативных занятиях, во время кружковой работы. Приложение №1 II Основная часть. Воспитание в учебной деятельности или Социализация детей – сирот в процессе литературного образования в условиях Детского дома. 1. Понятие социализация Социализация – усвоенное человеком знание социального опыта, обретение качеств необходимых для жизнедеятельности в обществе. Социализация неразрывно связана с передачей черт, навыков, ориентации в сфере политики, труда, нравственности. Социализация охватывает все без исключения сферы жизнедеятельности человека. Для понимания педагогических проблем социализации детей, оставшихся без попечения родителей, предварительно необходимо остановиться на сущности социализации и её механизмах. Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны – процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счёт его активной деятельности, активного включения в социальную среду. (Г. М. Андреева). Таким образом, можно считать, что социализация – это процесс взаимодействия человека и социальной среды. Человек не просто усваивает социальный опыт, а преобразует его в свои ценности, установки, ориентации. Это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни (в отличие от адаптации, которая возникает по мере необходимости приспособления к изменявшимся условиям). Социализация предполагает активное участие самого человека в освоении культуры человеческих отношений, в формировании определённых социальных норм, ролей и функций, приобретении умений и навыков, необходимых для их успешной реализации. Социализация включает познание человеком социальной действительности, овладение навыками индивидуальной практической и групповой работы. В качестве источника социализации выступают:
В сущности, смысл социализации раскрывается на перечислении таких её процессов, как адаптация, интеграция, саморазвитие и самореализация. Их единство обеспечивает оптимальное развитие личности на протяжении всей жизни человека во взаимодействии с окружающей средой. Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности. Выделяют три сферы, в которых этот процесс, прежде всего, осуществляется: деятельность, общение, самознание. Общей характеристикой всех сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром. Взятые в целом выделенные сферы создают для индивида расширяющуюся деятельность, в которой он действует, познает и общается, тем самым, осваивая не только микросреду, но и всю систему социальных отношений. С точки зрения взаимодействия ребёнка с социальным окружением в процессе социализации можно выделить ряд аспектов, раскрывающих основные сферы социализации:
Наиболее интенсивно социализация протекает в детстве и юности. Для каждого этапа возрастного развития можно выделить задачи социализации, отражающие процесс расширения социальной действительности ребенка, в которой он действует, познает и общается. Эти задачи условно можно разделить на естественно – культурные, социально – культурные, социально – психологические (А. В. Мудрик). Социально – культурные задачи: познавательные, морально – нравственные, ценностно-смысловые, специфические для каждого возрастного этапа в конкретном социуме. От человека в соответствии с его возрастом ждут приобщения к определённому уровню общественной культуры, владения некоторой суммой знаний, умений, навыков определенного уровня. Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека в обществе, с одной стороны, а с другой – способность в определённой мере противостоять обществу и тем его тенденциям, которые мешают саморазвитию, самореализации и самоутверждению. Другими словами, эффективная социализация предполагает определенный баланс идентификацией с обществом и обособлением в нем. Наиболее очевидными жертвами неблагоприятных условий социализации являются инвалиды, люди с психосоматическими дефектами и отклонениями, а также дети – сироты, оставшиеся без попечения родителей. 2. «Родословные» воспитанников Детского дома Для того, чтобы классное руководство имело конкретную направленность на социализацию детей-сирот, классному руководителю необходимо знать: из какой семьи ребенок попал в детский дом, «родословную» воспитанника. На основании изучения личных дел учащихся, мною было выделено семь основных групп (см. Приложение 1 «Группы воспитанников Детского дома по семейному положению»): • 1 группа: «Дети с Улицы». Официальный домашний адрес в личном деле - г. Сатка, свалка Комбината «Магнезит». Родители бомжи. (Оксана Белобородова). • 2 группа: Дети, которые не помнят семьи совсем. «Я здесь всегда. Это мой Дом». (Люда Черухина).
• 7 группа: «У последней черты» или почти по - Достоевскому. Дети, родители которых совершили уголовные преступления, а дети либо видели это, либо участвовали сами. (Семья Олега Стругова). Сожитель убил мать. Отец убил сожителя. Сын убил отца. (Саша Козлов). Судили вместе с мамой за кражу цветного металла с завода. При составлений тематического планирования и написании поурочных планов я всегда учитываю личность ребенка, из какой он семьи, к какой возрастной группе, из перечисленных выше, он относится, его социальное прошлое, негативный опыт, психическое состояние - это позволяет мне выполнять функции классного руководителя и вести уроки не вслепую, а конкретизировать воспитывающую цель урока и достичь большего результата при установке на социализацию. |
Название мероприятия Семинар практикум для педагогов "Интегрированные уроки" (уроки технологии и окружающего мира) |
"Уроки биологии КиМ. Животные" "Уроки биологии КиМ. Растения, бактерии, грибы" Электронные учебные издания (цифровая библиотека: экранно-звуковые пособия на dvd) |
||
Конспект урока словесности в 6 классе «Союз волшебных звуков, чувств и дум…» Сегодня я хочу предложить вашему вниманию необычный урок- урок словесности. Именно такие уроки, а не уроки русского языка и литературы,... |
Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе Уроки литературы Ерёмина О. А. Уроки литературы в 6 классе: кн для учителя / О. А. Ерёмина. – М.: Просвещение, 2008 |
||
Отчет о деятельности за 2010 год Областной целевой программы «Система информационного обеспечения социализации молодежи Приангарья» |
Протокол №1 от ... |
||
С79 Психологические особенности социализации детей с задержкой психического... С79 Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. — Спб.: Питер, 2008. — 192С: ил. — (Серия «Детскому... |
План работы заместителя директора по воспитательной работе Алиевой И. М «Развитие детско-взрослой общности как условия для успешной социализации и гражданского становления личности» |
||
Уроки по 40 минут |
Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях 14 География... Данные о проблемах социализации обучающихся (правонарушения, поведенческие риски) 16 |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |