Скачать 92.18 Kb.
|
Характер и судьба Григория Мелехова Цели: 1. Образовательные:
2. Развивающие:
3. Воспитательные:
Задачи:
Тип урока: комбинированный. Вид урока: урок-беседа. Методы: 1. По источнику получения знаний:
2. По уровню активности познавательной деятельности:
3. По функциям:
Межпредметные связи:
Теоретико-понятийный аппарат: Закрепление: роман-эпопея, образ героя, характер. Введение термина: катарсис. Опережающее домашнее задание по группам: Дать определение: 1 группа – ХАРАКТЕР 2 группа – ТЕМПЕРАМЕНТ 3 группа – ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА (ЛИДЕР и ВЕДОМЫЙ) План урока
Продолжительность урока: 45 мин. Ход урока1. Организационный момент. Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим разговор о художественном своеобразии романа Шолохова «Тихий Дон». Мы будем говорить о том, как в романе раскрываются особенности той эпохи, того времени не только в исторических событиях, но и фактах частной жизни, на примере изображения писателем отдельных личностей, в частности главного героя Григория Мелехова. Запишем тему урока: Характер и судьба Григория Мелехова - Попробуйте сформулировать цель урока: формирование представления об особенностях характера и перипетиях судьбы главного героя. Молодцы! А теперь вспомним основы литературоведения: - Что такое роман? РОМАН – большое повествовательное художественное произведение со сложным сюжетом, в центре которого – судьба личности. - Что такое эпопея? ЭПОПЕЯ – крупное художественное произведение, повествующее о значительных исторических событиях. В литературе 19-20 веков появляется такой жанр, как Роман-эпопея – это произведение, в котором становление характеров главных героев происходит в ходе их участия в исторических событиях. МОЛОДЦЫ! На предыдущих уроках мы знакомились с тем, как Михаил Александрович Шолохов работал над своими произведениями, выяснили, что его произведение «Тихий Дон» – роман-эпопея. - Назовите еще одно крупное произведение, изучаемое вами в 10 классе, которое относится к тому же жанру. («Война и мир».) - Отличается ли роман-эпопея Шолохова «Тихий Дон» от романа «Война и мир» Л.Толстого? Безусловно: - Отсутствие философских обобщений, рассуждений о силе, «движущей народами»; - Нет теоретического обоснования собственной исторической концепции; - Моноцентричность эпопеи (один главный герой – Григорий Мелехов). 2. Давайте обратимся к образу главного героя. На прошлом уроке мы постарались ответить на следующий вопрос: Каким предстает перед читателями романа Григорий Мелехов? (Ответы с использованием цитат из текста записаны в тетради на предыдущем уроке). Ученик: «Молодой, чернявый, турок, как и все Мелеховы», гордый, независимый, способный на большое чувство. Главные черты Григория (как и членов семьи Мелеховых) – доброжелательность, отзывчивость, великодушие, трудолюбие. - Как отзываются о нем другие герои: Ученик: «В душе Гришка нравился за казацкую удаль, за любовь к хозяйству и работе» (Мирон Григорьевич Коршунов). «Он и женишок хоть куда, и семейство ихнее шибко работящее… Работящая семья и при достатке» (Мать Натальи). «Мелеховы славные казаки» (дед Гришака). Учитель: Верно. - Шолохов называет Григория «Добрый казак». Какой же смысл вкладывает он в эти слова и в каких эпизодах полнее всего раскрывается личность Григория Мелехова? Ученик: Григорий Мелехов самая яркая личность среди героев «Тихого Дона», неповторимая индивидуальность, натура цельная, неординарная. Он искренен и честен в своих мыслях и поступках (особенно сильно это проявляется в его отношениях к Наталье и Аксинье). Самая яркая черта Григория – искренность. Он никогда не врал себе, всегда был верен себе. Ученик: Григорий очень эмоционально реагирует на все происходящее, у него отзывчивое сердце. В нем развито чувство жалости, сострадания, об этом можно судить по таким, например, сценам, как «На сенокосе», когда Григорий нечаянно подрезал дикого утенка (часть первая, гл. 9), эпизод с Франей (часть вторая, гл. 11). Или можно вспомнить сцену с убитым австрийцем, который является Мелехову во сне, вызывая душевные муки (часть третья, гл. 10. Учитель: Глубокая привязанность Григория к дому, к земле остается одним из сильнейший чувств на протяжении всей книги: «От земли я никуда не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем…». Это признание Аксинье перекликается с другим: «Моим рукам работать надо, а не воевать. Вся душа изболелась за эти месяцы». За этими словами – настроение не одного только Григория Мелехова, но и других казаков. Подчеркивая драматизм этой ситуации, автор добавляет от себя: «Заходило время пахать, боронить, сеять; земля кликала к себе, звала неустанно день и ночь, а тут надо было воевать, гибнуть на чужих хуторах…». Учитель: Главный герой Шолохова – простой казак, что само по себе уже примечательное новое явление в литературе. Менталитет Григория, его характер – прежде всего характер казака, хотя автор и утверждал: «У Мелехова очень индивидуальная судьба, в нем я никак не пытаюсь олицетворить среднее казачество». Давайте посмотрим на составленный по вашим высказываниям кластер, (то есть объединение в систему однородных единиц), отражающий характер Григория Мелехова. 3. 3.1. Наш урок сегодня будет несколько необычным. Мы попытаемся не только рассмотреть художественный образ Григория Мелехова, но и составить его психологический портрет. Каждому из нас важно уметь вскрывать свои внутренние психологические резервы. Но для этого нужно научиться познавать себя и других людей, выявлять темперамент, характер, направленность личности для наиболее комфортного взаимодействия с окружающими вас людьми дома, в школе, в будущей профессиональной деятельности. Итак, на основе оценки свойств личности можно составить ее психологический портрет, включающий следующие компоненты: 1. темперамент; 2. характер; 3. способности; 4. направленность; 5. интеллектуальность; 6. эмоциональность; 7. волевые качества; 8. умение общаться; 9. самооценка; 10. уровень самоконтроля; 11. способность к взаимодействию. Конечно, все компоненты психологического портрета мы рассмотреть просто не успеем, поэтому я предлагаю вам поработать с несколькими из них: ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Дома вы должны были найти материал по данным вопросам. Пожалуйста, представители первой группы…. Второй…. Третьей… Спасибо. Я думаю, что знание теоретического материала поможет вам на практике. Определите, пожалуйста, черты психологического портрета Григория Мелехова по группам:
Молодцы! Этот психологический портрет заложен самой природой, бытом, семейными традициями и т.д. (Условия, сформировавшие характер главного героя романа: Земля и труд на ней, воинский долг, семья, хутор, курень – важнейшие составляющие духовного мира казака.) 3.2. А теперь поработаем с текстом. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Подчеркните проявленные черты характера Григория в определенных обстоятельствах:
Учитель: Мне кажется, что теперь в наш составленный ранее кластер можно добавить еще некоторые черты героя: Оставаясь всегда честным, независимым по характеру, Григорий – это человек, способный на поступок. 3.3. Попробуйте снова составить психологический портрет Григория Мелехова по второму кластеру:
Сделайте вывод, изменился ли психологический портрет главного героя в связи с событиями, произошедшими с ним. Исходя из психологического анализа, мы можем задуматься над тем, где же Григорий ощущает гармонию. (Конечно, в первом случае). Во втором психологическом портрете очевидна многогранность характера Григория. Здесь мы видим моменты наиболее сильного душевного переживания. В науке существует специальный термин для обозначения таких переживаний и связанных с ними перемен в жизни, судьбе, внутреннем мире человека. Запишем его и запомним. Катарсис (греч. – возвышение, очищение) – категория философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эмоционального переживания, связанного с очищением души («очищение через страдание»). Сам М.А. Шолохов так определил основную идею своей книги: «Главное для писателя, то, что ему самому нужно – ДВИЖЕНИЕ ДУШИ человека... Я хотел рассказать об этом ОЧАРОВАНИИ ЧЕЛОВЕКА в Григории Мелехове…» Учитель: В финале романа Григорий возвращается на хутор Татарский. Всего лишился он, все отняли у него война и смерть. Подходя к дому, он бросает оружие, патроны – герой больше не желает воевать. Трудный, насыщенный трагическими событиями путь его судьбы определяет выбор: постоянно переживая душевные потрясения, катарсис, герой постепенно приближается к решению жить своими детьми, жить спокойно. 4. Вывод: Григорий Мелехов – натура стихийная; человек, поступающий под воздействием минутных желаний или под давлением внешних обстоятельств. Он не способен оценить последствия своих поступков, но, совершая предосудительные, остаётся честен и искренен. Именно эти черты героя, нравственные ценности, которые он исповедует, особенности его эмоционально-психологического склада и объясняют, почему именно Григория Шолохов делает главным героем. 5. Итог урока: Сегодня на уроке мы не только рассмотрели литературный образ Григория Мелехова, но и составили его психологический портрет. Исходя из знаний, полученных на уроке, вы сможете теперь оценить свои поступки, поступки своих знакомых. Но, кроме того, теперь вы понимаете, что все происходящее в нашей жизни должно отражать ДВИЖЕНИЕ нашей ДУШИ. 6. Д/з: Дайте аргументированный ответ: Какую роль в характеристике героя играют его внутренние монологи-мысли. 7. Оценивание работы в группах. |
Урок разработал: учитель технологии мбоу «сош №16» Методы обучения: устный опрос, беседа, показ учителем приёмов, рассказ, демонстрация наглядных пособий, самостоятельная работа |
Поурочное планирование курса литературы в 6 классе (102 часа по программе)... Чтение вступительной статьи в учебнике. Греческое слово "миф" и его значение. Знакомство с "Подвигами Геракла" (чтение, подробный... |
||
Урок-беседа «тема моря в русской музыке и литературе XIX века» Задачи: познакомить с описанием моря и литературе и музыке, в процессе беседы провести параллели в этих описаниях. На примере прослушанных... |
Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск |
||
Урок «Царевна-лягушка» Урок 17. Жанр басни. Рассказ и мораль в басне. Урок развития речи |
Урок Лирическая песня как жанр народной поэзии урок Лирическая песня.... Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной. Ч. I, II / авт сост. С. Б. Шадрина. Изд. 2-е, испр и доп. – Волгоград:... |
||
Литература 11 класс Поурочные разработки От авторов Н. А. Заболоцкий.... В 11 классе учителя литературы сталкиваются с рядом общих для всех объективных трудностей |
Название темы, разделов Объяснит-иллюстр., проблемно-поисковый, беседа, работа с книгой, демонстрация, иллюстрации,икт |
||
План конспект урока по информатике и литературе в 5,6 классе с применением... Учит. Ивт сегодня у нас необычный урок. Бинарный урок – нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей, урок ведут... |
Самые главные вопросы Беседа «Бог стал человеком для того, чтобы человек смог стать Богом» |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |