Литература 9 класс Методические рекомендации книга для учителя




Скачать 4.53 Mb.
Название Литература 9 класс Методические рекомендации книга для учителя
страница 1/32
Дата публикации 18.10.2014
Размер 4.53 Mb.
Тип Литература
literature-edu.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32
ЛИТЕРАТУРА
9 класс


Методические рекомендации

КНИГА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Под редакцией члена-корреспондента РАО,
профессора В. Г. Маранцмана



К ЧИТАТЕЛЯМ

      Закон об образовании в России предполагает возможность окончания учебы в 9-м классе, после которого юноши и девушки выходят в «открытое море» жизни. Свободное потребление искусства в современных условиях не сводится только к чтению. Многочисленные каналы массовой информации предлагают аудио- и видеоматериалы, общение с которыми часто протекает «по касательной» и не требует от зрителя и слушателя напряжения, которое он испытывает как читатель. Эти обстоятельства побуждают в возможном финале школьного литературного образования сосредоточить внимание учеников на связях и различиях в постижении литературы и других искусств.
      Определяя лейтмотив курса 9 класса как «Литература и другие виды искусства», в рамках нашего предмета более всего важно показать ученикам, что в восприятии литературы и других видов искусств существуют общие элементы, но переносить опыт общения с искусством слова на живопись, музыку, кино, театр невозможно, ибо у них свои задачи и формы отражения жизни.
      Первый раздел программы — Русская проза. «Судьба человеческая, судьба народная» — распространяет слова А. С. Пушкина о драме на русскую прозу, данную в историческом движении от древнерусской повести до произведений Сергея Довлатова. Однако не только образ героя в историческом времени интересует нас, как это было в 8 классе. Теперь важно проследить, как меняется жизнь и стиль искусства. В сущности, данный раздел — краткая история развития русской прозы, сопровожденная ее интерпретациями в опере и кино, аналогиями с русской живописью.
      Второй раздел — Русская поэма. «Правдивые песни», посвященный русской поэме, включает в себя вершинные явления лирического эпоса России, также соотнесенные с музыкой и живописью, архитектурой и кино.
      Третий раздел — Русская лирика. «Где я страдал, где я любил...» — представляет русскую лирику в развитии и взаимосвязях от Г. Р. Державина до А. А. Ахматовой и Н. А. Заболоцкого. Выбор стихотворений определен решением вопроса: что любили поэты и от чего они страдали? Музыка и живопись оказываются здесь спутниками лирических исповедей.
      Раздел Русская драматургия. «Волшебный край» позволяет проследить эволюцию драматургии.
      Произведения других видов искусств по отношению к литературному тексту выступают в разной функции. Иногда знакомство с ними оказывается способом создания установки на чтение, порой они уточняют эмоциональное содержание текста и служат установкой на его анализ. Часто восприятие явлений разных видов искусств углубляется литературным разбором, и мы возвращаемся к ним после анализа.
      Задачей курса литературы в 9 классе становится, таким образом, сопоставление читательских интерпретаций литературного произведения с интерпретациями зрителя и слушателя. В предлагаемую учителю программу входят разнообразные явления художественной жизни — живопись, скульптура, архитектура, музыка, театр, кино. В каждом разделе литературные произведения, подлежащие анализу, расположены в хронологической последовательности и сопровождаются художественными аналогами других искусств. Но это не иллюстрации к литературному тексту, а самостоятельные явления, в которых так или иначе заложена возможность соотнесения с литературным рядом. В этой программе мы никоим образом не претендуем на показ истории развития каждого из искусств и стремимся показать, что на разных этапах развития точки соприкосновения литературы и других художественных явлений неизбежно возникали. При такой задаче обучения учителю необязательно реализовывать все сопоставления, предложенные в каждом разделе. Если учитель убедился, что ученики способны уже самостоятельно создать интерпретацию литературного произведения и отделить ее от интерпретации музыкальной, живописной и т. д., он может сократить сопутствующий материал темы, оставив время на те разделы программы, которые вызывают большие трудности.
      Одной из важнейших целей курса 9 класса является обобщение литературных знаний, которые были освоены школьниками в предшествующих классах. Это равно касается и теоретико-литературных понятий, и представлений о художественной индивидуальности писателя.
      Девятый класс для учителя литературы представляет особую сложность в связи с той задачей, которая возникает перед нами при завершении литературного образования в основной школе. Многие выпускники уже не встретятся с курсом литературы, и их познания в искусстве ограничатся тем, что им успели дать за 9 лет. Поэтому курс литературы организован как размышления учеников над историей русской прозы, русской поэмы, русской лирики и русской драматургии. В сущности, это мини-история литературы в пределах каждого литературного рода. Поэтому размышления над каждым из разделов курса должны завершаться уроками-семинарами, подводящими итог пройденному. Примеры таких уроков в методических рекомендациях помещены в разделе «Теория литературы и речевое развитие школьников».
      В программу 9 класса включены многие произведения, ранее не изучавшиеся в школе. Поэтому в ряде случаев мы помещаем методические системы уроков, несходные друг с другом, что помогает учителю сориентировать литературный материал и формы его изучения на уровень своего класса. Авторы пособия стремились в каждом случае найти методические приемы, соответствующие художественной природе произведения и нашим педагогическим задачам: помочь ученикам найти результативные способы общения с искусством и сформировать ценностные ориентации школьников.

Программа курса 9 класса (102 ч. 3 ч в неделю)


Литературные произведения

Часы

Теория литературы

Внеклассное чтение

Литературное творчество

I. РУССКАЯ ПРОЗА

 

 

 

 

«Повесть о Горе-Злосчастии»

2

«Вечные сюжеты» в литературе

 

Составление внутреннего монолога героя в стиле повести

Образ Иоанна IV Грозного в исторических песнях и преданиях народа, «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина и кинофильме С. Эйзенштейна «Иоанн Грозный»

4

Интерпретация исторической темы в литературе и кино

Переписка Грозного с Курбским. А. С. Пушкин. «Какая ночь, мороз трескучий...»

Сочинение-рассуждение «Второе имя Иоанна IV — Грозный. (Как понимает его историк, кинорежиссер, какое имя сохранила за ним народная память, как его понимаете вы?)»

Н. В. Гоголь. «Портрет»

3

Фантастическое и реальное в литературе

Н. В. Гоголь. «Невский проспект», «Нос»

Сочинение «„Петербургские повести“ Н. В. Гоголя и картины П. Федотова». Сочинение-эссе «Подлинное и мнимое искусство»

Ф. М. Достоевский. «Белые ночи» — Л. Висконти. «Белые ночи»

4

Композиция кадра в кино и эпизода в литературе

Э.-Т. Гофман. «Золотой горшок»

Отзыв об одном из фильмов по сюжетам Ф. М. Достоевского

М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»

3

Понятие о пародии. Гротеск

Г.-Х. Андерсен. «Тень», Е. Шварц. «Тень»

Сочинение «Новые главы из истории города Глупова»

А. П. Чехов. «Дом с мезонином»

3

Развитие понятия о стиле писателя

А. П. Чехов. «Крыжовник»

Эссе «Об истинном назначении человека»

А. И. Куприн. «Поединок»

3

 

А. П. Чехов. «Дуэль». Фильмы И. Хейфица «Шурочка», «Плохой хороший человек»

Сочинение «Поединок в русской литературе» или «Можно ли победить в поединке с жизнью и с самим собой?»

II. РУССКАЯ ПОЭМА

 

 

 

 

А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила», «Медный всадник»

5

Поэма и повесть

А. С. Пушкин. «Арап Петра Великого».
В. А. Жуковский. «Двенадцать спящих дев»

Сочинение «Памятник и стихи, к нему обращенные». Сочинение «Зла промчится быстро миг...» (по страницам творчества А. С. Пушкина)

Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»

5

Понятие о хронотопе

 

Сочинение «Путешествие в поисках счастливого»

А. А. Блок. «Соловьиный сад»

2

Развитие понятия об антитезе

 

Эссе «Мир мечты в живописи и в литературе»

В. В. Маяковский. «Облако в штанах»

4

Акцентный стих

Стихотворения В. Маяковского, В. Хлебникова, Д. Бурлюка

Сочинение «Поэзия и архитектура современного города»

А. Т. Твардовский. «Василий Теркин»

4

Автор и герой в поэме

Я. Гашек. «Похождения бравого солдата Швейка»

Описание проекта памятника Василию Теркину

III. РУССКАЯ ЛИРИКА

 

 

 

 

Г. Р. Державин. «Памятник», «Фелица», «Властителям и судиям», «Признание», «Ласточка», «Евгению. Жизнь Званская», «Река времен...»

3

Лексический строй поэтической речи

Стихотворения Г. Р. Державина

Сочинение-эссе по стихотворению «Река времен...» «Каким могло бы быть продолжение последней незавершенной оды Державина?»

В. А. Жуковский. Баллады «Светлана», «Море», «Вечер»

3

 

Д. Кедрин. «Зодчие»

Словесные этюды-пейзажи «Утро», «Полдень», «Ночь», «Вечер»

К. Ф. Рылеев. Стихотворения. Думы (по выбору)

1

Дума и баллада

К. Рылеев. Думы

Сочинение «Дума Рылеева „Олег вещий“ и „Песнь о вещем Олеге“ Пушкина»

Поэты пушкинской поры: К. Батюшков, А. Дельвиг, Е. Баратынский

6

Элегия как жанр романтической поэзии

Поэзия А. Тарковского и А. Кушнера

Сочинения «Любимые стихи старых поэтов», «Человек создан любить» (К. Батюшков), «Полный восторга певец» (А. Дельвиг), «...Страданье нужно нам» (Е. Баратынский)

А. С. Пушкин. «Не пой, красавица, при мне...», «Вновь я посетил...», «Талисман»

3

Жанр элегии. Финал в композиции стихотворения

Стихотворения А. С. Пушкина, написанные в Михайловском. Стихотворения Пушкина, обращенные к Е. К. Воронцовой

Эссе «Над чем не властно время?», «Что сильнее: обстоятельства или чувства?»

М. Ю. Лермонтов. «И скучно, и грустно...», «Молитва» (1829), «Молитва» (1839), «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина»

3

Конфликт в лирическом стихотворении

Лирика М. Ю. Лермонтова

Эссе «Что я люблю и чего не люблю в людях, жизни, искусстве?»

А. А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»

3

Понятие об анафоре

Стихотворения А. Фета

Сопоставление музыкальных интерпретаций стихотворения А. Фета (по выбору учащихся)

А. А. Ахматова. «Царскосельская статуя», «Молитва» (1915), «Все души милых...», «Муза» (1924), «Данте», «Мужество»

3

Скульптурный и поэтический портрет

Лирика А. Ахматовой

Сочинение-эссе «Но кто нас защитит от ужаса, который был бегом времени когда-то наречен?»

Н. А. Заболоцкий. «Портрет», «Ласточка», «Посредине панели...» (из цикла «Последняя любовь»), «Где-то в поле возле Магадана...», «В этой роще березовой...»

3

Реминисценции и заимствования в поэзии

Стихотворения Н. Заболоцкого

Сочинение «Образ Данте в стихотворениях А. Ахматовой „Данте“ и Н. Заболоцкого „У гробницы Данте“»

IV. РУССКАЯ ДРАМАТУРГИЯ

 

 

 

 

Д. И. Фонвизин. «Недоросль»

4

Конфликт в комедии. Положительные и отрицательные герои комедии

Л. Разумовская. «Дорогая Елена Сергеевна»

Письмо Правдина о событиях комедии. Отзыв о постановке «Недоросля» на современной сцене

А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери» — М. Швейцер. «Маленькие трагедии»

4

Критерии оценки сценического образа

А. С. Пушкин. «Маленькие трагедии»

Эссе «Гений и злодейство — две вещи несовместные»

А. Н. Островский. «Гроза» или «Бесприданница»

7

Спектакль и экранизация как формы художественного прочтения пьесы

А. Володин. «Старшая сестра»

Очерк журналиста, побывавшего в городе Калинове или Бряхимове. Критическая статья «Мир А. Н. Островского на сцене и на экране»

А. Вампилов. «Прошлым летом в Чулимске»

5

Развитие понятия о ремарке

А. Вампилов. «Утиная охота», «Старший сын». А. Володин. «Осенний марафон». А. Соколова. «Фантазии Фарятьева»

Телесценарий по пьесе. Рецензия на спектакль

 

 

На изучение произведений — 88 ч. На внеклассное чтение — 6 ч. Теория литературы — 10 ч.

 

 
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература 9 класс Методические рекомендации книга для учителя icon Власенкова А. И. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык....
Письмо Департамента государственной политики в образовании моин РФ от 07-06-2005 №03-1263) и авторской программы Власенкова А. И....
Литература 9 класс Методические рекомендации книга для учителя icon Рабочая программа по музыке 1-й класс
В. В. Алеева, Т. Н. Кичак «Музыка. 1 класс» (М.: Дрофа, 2010), рабочая тетрадь, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические...
Литература 9 класс Методические рекомендации книга для учителя icon Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка»
В. Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка. 7 класс» (М.: Дрофа, 2010), дневник музыкальных наблюдений, нотная хрестоматия,...
Литература 9 класс Методические рекомендации книга для учителя icon Рабочая программа по музыке 8-й класс
Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка. 8 класс» (М.: Дрофа, 2011), дневник музыкальных размышлений, нотная хрестоматия,...
Литература 9 класс Методические рекомендации книга для учителя icon Методические рекомендации по использованию учебников «Литература» (9-10-11 кл.)
Методические рекомендации по использованию учебников «Литература» (9-10-11 кл.) Иллюстративный ряд (Т. А. Кузнецова
Литература 9 класс Методические рекомендации книга для учителя icon Методические рекомендации по освоению курса планы лекционных и семинарских занятий
Методические рекомендации предназначены для обеспечения студентов и преподавателей системы высшего и средне-специального образования...
Литература 9 класс Методические рекомендации книга для учителя icon Методические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...
Литература 9 класс Методические рекомендации книга для учителя icon Методические рекомендации по использованию дискуссионных форм обучения...
...
Литература 9 класс Методические рекомендации книга для учителя icon Методические рекомендации по организации изучения дисциплины. Методические...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт)
Литература 9 класс Методические рекомендации книга для учителя icon Методические рекомендации по дисциплине «История русского искусства»
Методические рекомендации адресованы студентам заочной формы обучения всех направлений бакалавриата ибк
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции