Литература 9 класс Методические рекомендации книга для учителя




НазваниеЛитература 9 класс Методические рекомендации книга для учителя
страница1/32
Дата публикации18.10.2014
Размер4.53 Mb.
ТипЛитература
literature-edu.ru > Литература > Литература
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32
ЛИТЕРАТУРА
9 класс


Методические рекомендации

КНИГА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Под редакцией члена-корреспондента РАО,
профессора В. Г. Маранцмана

http://www.prosv.ru/ebooks/marancman_literatura_9kl_metod/images/cover.jpg

К ЧИТАТЕЛЯМ

      Закон об образовании в России предполагает возможность окончания учебы в 9-м классе, после которого юноши и девушки выходят в «открытое море» жизни. Свободное потребление искусства в современных условиях не сводится только к чтению. Многочисленные каналы массовой информации предлагают аудио- и видеоматериалы, общение с которыми часто протекает «по касательной» и не требует от зрителя и слушателя напряжения, которое он испытывает как читатель. Эти обстоятельства побуждают в возможном финале школьного литературного образования сосредоточить внимание учеников на связях и различиях в постижении литературы и других искусств.
      Определяя лейтмотив курса 9 класса как «Литература и другие виды искусства», в рамках нашего предмета более всего важно показать ученикам, что в восприятии литературы и других видов искусств существуют общие элементы, но переносить опыт общения с искусством слова на живопись, музыку, кино, театр невозможно, ибо у них свои задачи и формы отражения жизни.
      Первый раздел программы — Русская проза. «Судьба человеческая, судьба народная» — распространяет слова А. С. Пушкина о драме на русскую прозу, данную в историческом движении от древнерусской повести до произведений Сергея Довлатова. Однако не только образ героя в историческом времени интересует нас, как это было в 8 классе. Теперь важно проследить, как меняется жизнь и стиль искусства. В сущности, данный раздел — краткая история развития русской прозы, сопровожденная ее интерпретациями в опере и кино, аналогиями с русской живописью.
      Второй раздел — Русская поэма. «Правдивые песни», посвященный русской поэме, включает в себя вершинные явления лирического эпоса России, также соотнесенные с музыкой и живописью, архитектурой и кино.
      Третий раздел — Русская лирика. «Где я страдал, где я любил...» — представляет русскую лирику в развитии и взаимосвязях от Г. Р. Державина до А. А. Ахматовой и Н. А. Заболоцкого. Выбор стихотворений определен решением вопроса: что любили поэты и от чего они страдали? Музыка и живопись оказываются здесь спутниками лирических исповедей.
      Раздел Русская драматургия. «Волшебный край» позволяет проследить эволюцию драматургии.
      Произведения других видов искусств по отношению к литературному тексту выступают в разной функции. Иногда знакомство с ними оказывается способом создания установки на чтение, порой они уточняют эмоциональное содержание текста и служат установкой на его анализ. Часто восприятие явлений разных видов искусств углубляется литературным разбором, и мы возвращаемся к ним после анализа.
      Задачей курса литературы в 9 классе становится, таким образом, сопоставление читательских интерпретаций литературного произведения с интерпретациями зрителя и слушателя. В предлагаемую учителю программу входят разнообразные явления художественной жизни — живопись, скульптура, архитектура, музыка, театр, кино. В каждом разделе литературные произведения, подлежащие анализу, расположены в хронологической последовательности и сопровождаются художественными аналогами других искусств. Но это не иллюстрации к литературному тексту, а самостоятельные явления, в которых так или иначе заложена возможность соотнесения с литературным рядом. В этой программе мы никоим образом не претендуем на показ истории развития каждого из искусств и стремимся показать, что на разных этапах развития точки соприкосновения литературы и других художественных явлений неизбежно возникали. При такой задаче обучения учителю необязательно реализовывать все сопоставления, предложенные в каждом разделе. Если учитель убедился, что ученики способны уже самостоятельно создать интерпретацию литературного произведения и отделить ее от интерпретации музыкальной, живописной и т. д., он может сократить сопутствующий материал темы, оставив время на те разделы программы, которые вызывают большие трудности.
      Одной из важнейших целей курса 9 класса является обобщение литературных знаний, которые были освоены школьниками в предшествующих классах. Это равно касается и теоретико-литературных понятий, и представлений о художественной индивидуальности писателя.
      Девятый класс для учителя литературы представляет особую сложность в связи с той задачей, которая возникает перед нами при завершении литературного образования в основной школе. Многие выпускники уже не встретятся с курсом литературы, и их познания в искусстве ограничатся тем, что им успели дать за 9 лет. Поэтому курс литературы организован как размышления учеников над историей русской прозы, русской поэмы, русской лирики и русской драматургии. В сущности, это мини-история литературы в пределах каждого литературного рода. Поэтому размышления над каждым из разделов курса должны завершаться уроками-семинарами, подводящими итог пройденному. Примеры таких уроков в методических рекомендациях помещены в разделе «Теория литературы и речевое развитие школьников».
      В программу 9 класса включены многие произведения, ранее не изучавшиеся в школе. Поэтому в ряде случаев мы помещаем методические системы уроков, несходные друг с другом, что помогает учителю сориентировать литературный материал и формы его изучения на уровень своего класса. Авторы пособия стремились в каждом случае найти методические приемы, соответствующие художественной природе произведения и нашим педагогическим задачам: помочь ученикам найти результативные способы общения с искусством и сформировать ценностные ориентации школьников.

Программа курса 9 класса (102 ч. 3 ч в неделю)


Литературные произведения

Часы

Теория литературы

Внеклассное чтение

Литературное творчество

I. РУССКАЯ ПРОЗА

 

 

 

 

«Повесть о Горе-Злосчастии»

2

«Вечные сюжеты» в литературе

 

Составление внутреннего монолога героя в стиле повести

Образ Иоанна IV Грозного в исторических песнях и преданиях народа, «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина и кинофильме С. Эйзенштейна «Иоанн Грозный»

4

Интерпретация исторической темы в литературе и кино

Переписка Грозного с Курбским. А. С. Пушкин. «Какая ночь, мороз трескучий...»

Сочинение-рассуждение «Второе имя Иоанна IV — Грозный. (Как понимает его историк, кинорежиссер, какое имя сохранила за ним народная память, как его понимаете вы?)»

Н. В. Гоголь. «Портрет»

3

Фантастическое и реальное в литературе

Н. В. Гоголь. «Невский проспект», «Нос»

Сочинение «„Петербургские повести“ Н. В. Гоголя и картины П. Федотова». Сочинение-эссе «Подлинное и мнимое искусство»

Ф. М. Достоевский. «Белые ночи» — Л. Висконти. «Белые ночи»

4

Композиция кадра в кино и эпизода в литературе

Э.-Т. Гофман. «Золотой горшок»

Отзыв об одном из фильмов по сюжетам Ф. М. Достоевского

М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»

3

Понятие о пародии. Гротеск

Г.-Х. Андерсен. «Тень», Е. Шварц. «Тень»

Сочинение «Новые главы из истории города Глупова»

А. П. Чехов. «Дом с мезонином»

3

Развитие понятия о стиле писателя

А. П. Чехов. «Крыжовник»

Эссе «Об истинном назначении человека»

А. И. Куприн. «Поединок»

3

 

А. П. Чехов. «Дуэль». Фильмы И. Хейфица «Шурочка», «Плохой хороший человек»

Сочинение «Поединок в русской литературе» или «Можно ли победить в поединке с жизнью и с самим собой?»

II. РУССКАЯ ПОЭМА

 

 

 

 

А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила», «Медный всадник»

5

Поэма и повесть

А. С. Пушкин. «Арап Петра Великого».
В. А. Жуковский. «Двенадцать спящих дев»

Сочинение «Памятник и стихи, к нему обращенные». Сочинение «Зла промчится быстро миг...» (по страницам творчества А. С. Пушкина)

Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»

5

Понятие о хронотопе

 

Сочинение «Путешествие в поисках счастливого»

А. А. Блок. «Соловьиный сад»

2

Развитие понятия об антитезе

 

Эссе «Мир мечты в живописи и в литературе»

В. В. Маяковский. «Облако в штанах»

4

Акцентный стих

Стихотворения В. Маяковского, В. Хлебникова, Д. Бурлюка

Сочинение «Поэзия и архитектура современного города»

А. Т. Твардовский. «Василий Теркин»

4

Автор и герой в поэме

Я. Гашек. «Похождения бравого солдата Швейка»

Описание проекта памятника Василию Теркину

III. РУССКАЯ ЛИРИКА

 

 

 

 

Г. Р. Державин. «Памятник», «Фелица», «Властителям и судиям», «Признание», «Ласточка», «Евгению. Жизнь Званская», «Река времен...»

3

Лексический строй поэтической речи

Стихотворения Г. Р. Державина

Сочинение-эссе по стихотворению «Река времен...» «Каким могло бы быть продолжение последней незавершенной оды Державина?»

В. А. Жуковский. Баллады «Светлана», «Море», «Вечер»

3

 

Д. Кедрин. «Зодчие»

Словесные этюды-пейзажи «Утро», «Полдень», «Ночь», «Вечер»

К. Ф. Рылеев. Стихотворения. Думы (по выбору)

1

Дума и баллада

К. Рылеев. Думы

Сочинение «Дума Рылеева „Олег вещий“ и „Песнь о вещем Олеге“ Пушкина»

Поэты пушкинской поры: К. Батюшков, А. Дельвиг, Е. Баратынский

6

Элегия как жанр романтической поэзии

Поэзия А. Тарковского и А. Кушнера

Сочинения «Любимые стихи старых поэтов», «Человек создан любить» (К. Батюшков), «Полный восторга певец» (А. Дельвиг), «...Страданье нужно нам» (Е. Баратынский)

А. С. Пушкин. «Не пой, красавица, при мне...», «Вновь я посетил...», «Талисман»

3

Жанр элегии. Финал в композиции стихотворения

Стихотворения А. С. Пушкина, написанные в Михайловском. Стихотворения Пушкина, обращенные к Е. К. Воронцовой

Эссе «Над чем не властно время?», «Что сильнее: обстоятельства или чувства?»

М. Ю. Лермонтов. «И скучно, и грустно...», «Молитва» (1829), «Молитва» (1839), «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Родина»

3

Конфликт в лирическом стихотворении

Лирика М. Ю. Лермонтова

Эссе «Что я люблю и чего не люблю в людях, жизни, искусстве?»

А. А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом...», «Сияла ночь...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»

3

Понятие об анафоре

Стихотворения А. Фета

Сопоставление музыкальных интерпретаций стихотворения А. Фета (по выбору учащихся)

А. А. Ахматова. «Царскосельская статуя», «Молитва» (1915), «Все души милых...», «Муза» (1924), «Данте», «Мужество»

3

Скульптурный и поэтический портрет

Лирика А. Ахматовой

Сочинение-эссе «Но кто нас защитит от ужаса, который был бегом времени когда-то наречен?»

Н. А. Заболоцкий. «Портрет», «Ласточка», «Посредине панели...» (из цикла «Последняя любовь»), «Где-то в поле возле Магадана...», «В этой роще березовой...»

3

Реминисценции и заимствования в поэзии

Стихотворения Н. Заболоцкого

Сочинение «Образ Данте в стихотворениях А. Ахматовой „Данте“ и Н. Заболоцкого „У гробницы Данте“»

IV. РУССКАЯ ДРАМАТУРГИЯ

 

 

 

 

Д. И. Фонвизин. «Недоросль»

4

Конфликт в комедии. Положительные и отрицательные герои комедии

Л. Разумовская. «Дорогая Елена Сергеевна»

Письмо Правдина о событиях комедии. Отзыв о постановке «Недоросля» на современной сцене

А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери» — М. Швейцер. «Маленькие трагедии»

4

Критерии оценки сценического образа

А. С. Пушкин. «Маленькие трагедии»

Эссе «Гений и злодейство — две вещи несовместные»

А. Н. Островский. «Гроза» или «Бесприданница»

7

Спектакль и экранизация как формы художественного прочтения пьесы

А. Володин. «Старшая сестра»

Очерк журналиста, побывавшего в городе Калинове или Бряхимове. Критическая статья «Мир А. Н. Островского на сцене и на экране»

А. Вампилов. «Прошлым летом в Чулимске»

5

Развитие понятия о ремарке

А. Вампилов. «Утиная охота», «Старший сын». А. Володин. «Осенний марафон». А. Соколова. «Фантазии Фарятьева»

Телесценарий по пьесе. Рецензия на спектакль

 

 

На изучение произведений — 88 ч. На внеклассное чтение — 6 ч. Теория литературы — 10 ч.

 

 
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   32

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература 9 класс Методические рекомендации книга для учителя iconВласенкова А. И. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык....
Письмо Департамента государственной политики в образовании моин РФ от 07-06-2005 №03-1263) и авторской программы Власенкова А. И....

Литература 9 класс Методические рекомендации книга для учителя iconРабочая программа по музыке 1-й класс
В. В. Алеева, Т. Н. Кичак «Музыка. 1 класс» (М.: Дрофа, 2010), рабочая тетрадь, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические...

Литература 9 класс Методические рекомендации книга для учителя iconРабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка»
В. Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка. 7 класс» (М.: Дрофа, 2010), дневник музыкальных наблюдений, нотная хрестоматия,...

Литература 9 класс Методические рекомендации книга для учителя iconРабочая программа по музыке 8-й класс
Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка. 8 класс» (М.: Дрофа, 2011), дневник музыкальных размышлений, нотная хрестоматия,...

Литература 9 класс Методические рекомендации книга для учителя iconМетодические рекомендации по использованию учебников «Литература» (9-10-11 кл.)
Методические рекомендации по использованию учебников «Литература» (9-10-11 кл.) Иллюстративный ряд (Т. А. Кузнецова

Литература 9 класс Методические рекомендации книга для учителя iconМетодические рекомендации по освоению курса планы лекционных и семинарских занятий
Методические рекомендации предназначены для обеспечения студентов и преподавателей системы высшего и средне-специального образования...

Литература 9 класс Методические рекомендации книга для учителя iconМетодические рекомендации по проведению «Уроков семьи и семейных ценностей»
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...

Литература 9 класс Методические рекомендации книга для учителя iconМетодические рекомендации по использованию дискуссионных форм обучения...
...

Литература 9 класс Методические рекомендации книга для учителя iconМетодические рекомендации по организации изучения дисциплины. Методические...
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (институт)

Литература 9 класс Методические рекомендации книга для учителя iconМетодические рекомендации по дисциплине «История русского искусства»
Методические рекомендации адресованы студентам заочной формы обучения всех направлений бакалавриата ибк

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции