№ п/п
|
Тема
|
Дата
|
Тип урока
|
Понятия
и термины
|
Деятельность
учащихся
|
Введение
|
1
|
Книга — твой друг. Книга в твоей жизни. Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память).
Стартовая работа «Я – читатель»
|
2.09
|
Урок по теории литературы
Путешествие по книге
|
Форзац, титульный лист, обложка.
|
Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации и т. д)
|
Из мифологии
|
2
|
Легенды и мифы Древней Греции.Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира
|
4.09
|
Комбиниро-
ванный урок
|
Миф, легенда, предание, мифологический сюжет, мифологический персонаж
|
Подбор ключевых слов и словосочетаний.
|
3
|
Жизнь мифа.Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев.
|
9.09
|
Урок-соревнование
|
Миф, легенда, предание, мифологический сюжет, мифологический персонаж
|
Различные виды пересказа
|
4
|
Мифы славян. Сравнение представления греков о мире и славян
|
14.09
|
Просмотр фрагментов фильма с элементами беседы
|
Миф, легенда, предание, мифологический сюжет, мифологический персонаж
|
Словесное рисование
|
5
|
Региональный компонент.. Легенды, мифы народов Севера..
|
16.09
|
Урок внеклассного чтения
|
Миф, легенда, предание, мифологический сюжет, мифологический персонаж
|
|
Из устного народного творчества
Навыки анализа текста и выразительного чтения
|
6
7
8.
|
Гомер. «Одиссея». («Одиссей на острове циклопов). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.
Анализ главы учебника «Одиссей у Полифема»
Контрольная работа по мифологии
|
21.09
23.09
27.09
|
Просмотр фрагментов фильма с элементами беседы
|
Эпитет, сравнение, метафора, иносказание, антитеза, антонимы
|
Игровая деятельность
Навыки анализа текста и выразительное чтение
|
9
10
11
12-13
|
Фольклор. Малые жанры фольклора
Фольклор Пословицы и поговорки
Региональный компонент. Фольклор.
Сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Сюжет в волшебной сказке: зачин, важное событие, преодоление препятствий, поединок со злой силой, победа, возвращение, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочные образы.
|
30.09
5.10
7.10
2 урока
12.10
|
Урок-презентация
Урок-презентация
Чтение и отгадывание северных загадок, поговорок
«Умники и умницы»
|
Загадка, сказка-загадка
Пословицы, их отличие от поговорок
Сказка, виды и элементы сказок, сказочные персонажи, образы животных, образ-пейзаж.
|
Сочини загадку
Расшифруй пословицу или составь рассказ по пословице
Словесное рисование
|
14
|
Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной. Сюжеты и реальная основа бытовых сказок.
|
14.10
|
Комбини-рованный урок
|
Работа со словарями, составление словарной статьи;
|
Составление словарной статьи
|
15
|
Сказки о животных
|
19.10
|
Урок-размышле
ние
|
Сказывание сказки
|
домашнее сочинение. Сочинение собственной сказки.
|
16
|
Региональный компонент.
Сказки народов Севера
|
21.10
|
Урок-беседа
|
Работа над особенностью северных сказок
Пересказ сказки
|
Словарик северных слов
|
|
17
18
|
Проверочная работа по сказкам
Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведения древнерусской литературы.
|
26.10
27.10
|
Урок-викторина
Интегрированный урок литература -история
|
Летопись
Нравственная позиция
|
Чтение учебника
Выписки из учебника
|
Басни народов мира
|
19
|
Зарождение жанра басни.Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басня «Ворон и Лисица»- Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.
|
2.11
|
Комбини-рованный урок
|
Басня, притча, эзопов язык, мораль, аллегория, сравнение, гипербола
|
Различные виды чтения, инсценировка
|
Русская басня
|
120
|
Русские басни. Русские баснописцы XVIII века.
В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня«Ворон и Лиса».
А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».
|
|
Урок-игра
|
Басня, притча, эзопов язык, мораль, аллегория, сравнение, гипербола
|
Письменный ответ на вопрос учителя «Нравственная проблематика басен, злободневность»
|
21
|
И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова.
|
|
Комбинированный урок
|
Басня, притча, эзопов язык, мораль, аллегория, сравнение, гипербола
|
Устные высказывания
Чтение по ролям
|
22
|
С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.
|
|
Урок-инсценировка
|
Басня, притча, эзопов язык, мораль, аллегория, сравнение, гипербола
|
Различные виды чтения, инсценировка Внеклассное чтение. «В литературной гостиной» Инсценировка басен И.А. Крылова.
|
Из литературы XIX века
|
23
|
Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне».
|
|
Урок-презентация
|
Авторский замысел и способы его характеристики
|
Работа с иллюстрациями
|
23
|
Образы природы в стихотворениях поэта «Зимняя дорога».
|
|
Анализ поэтического текста
|
Художественная деталь, пейзажная лирика Пейзажная лирика, звукопись, образ-пейзаж
|
Выразительное чтение
|
24
|
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной».
|
|
Урок-игра «Умники и умницы»
|
Литературная (авторская) сказка и ее отличия от фольклорной.
|
Рассказ о герое
|
25
|
Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее от личия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям.
|
|
Урок-диалог
|
Композиция сказки. Риторическое обращение, фольклорные элементы.
|
Словесное рисование
|
26
|
Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.
|
|
Комбиниро-ванный урок
|
Выразительные средства.
|
Выразительное чтение
|
27
|
Региональный компонент
Сказка Ершова «Конек Горбунок»
|
|
Комментированное чтение
|
|
Выразительное чтени
|
28
|
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Краткие сведения о детских годах писателя. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения.
|
|
Урок презентация
|
Эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись
|
|
28
|
Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения.
|
|
|
Взаимосвязь истории и литературы
|
Работа с иллюстрациями
|
29
|
Н.В. ГОГОЛЬ
Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.
|
|
Урок-презентация
|
Тропы (развитие представлений), звукопись
|
Письменный ответ на вопрос учителя
|
29
|
Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести.
|
|
Комбиниро
ванный урок
|
Фантастика, сюжет, художественная деталь, портрет, речевая характеристика
|
Краткий выборочный пересказ, словесное рисование, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы
|
30
|
Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.
Региональный компонент 15 мин. Урока – «Тобольские страхи»
|
|
Урок-инсценировка
|
Авторский замысел и способы его характеристики
|
Работа с иллюстрациями
|
31
|
И.С. ТУРГЕНЕВ
Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя
|
|
Урок-путешест
Вие
и
|
Рассказ, тема художественного произведения (развитие представлений), художественная деталь
|
Краткий выборочный пересказ, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование
|
31
|
Рассказ «Муму» и стихотворение в прозе «Воробей». Современники о рассказе «Муму».
|
|
Комбиниро
ванный урок
|
Рассказ, тема художественного произведения (развитие представлений), художественная деталь
|
Краткий выборочный пересказ, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование
|
32
|
Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социальная проблематика рассказа.
|
|
|
Углубление представления о теме художественного произведения
|
Устные высказывания
|
32
|
Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе.
|
|
Урок-суд
|
Стихотворения в прозе. Эпитет (развитие представлений)
|
|
33
|
И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».
|
|
Урок-исследование
|
Стихотворение в прозе эпитет, сравнение (развитие представлений).
|
Чтение наизусть Р/р.сочинение. Отзыв на эпизод или отзыв на стихотворение в прозе.
|
34
|
Контрольное тестирование за 1 полугодие
|
|
Контрольное тестирование
|
|
|
35
|
Н.А. НЕКРАСОВ
Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети».
|
|
Урок-путешествие
|
Авторский замысел и способы его характеристики
|
Работа с иллюстрациями, выразительное чтение, страницы устного журнала о Н.А. Некрасове («Грешнево-Карабиха»)
|
36
|
Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».
|
|
Урок-размышление
|
Тема и способы ее раскрытия
|
Цитатный план
|
37
|
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа
|
|
Урок-презентация
|
|
Работа с иллюстрациями
|
38
|
Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести.
|
|
Урок-игра «Умники и умницы»
|
Рассказ, его композиция
|
Письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, различные виды чтения, дискуссия
|
39
|
Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Отношение писателя к событиям.
|
|
Урок-исследование
|
Портрет, роль детали в создании художественного образа
|
Письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, различные виды чтения, дискуссия
|
40
|
А.П. ЧЕХОВ
Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте
|
|
Урок-презентация
|
-
|
Чтение по ролям, отзыв на эпизод, пересказ
|
41
|
Рассказ «Злоумышленник»: тема; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.
|
|
Урок-размышле
ние
|
Юмор, комическая ситуация, ирония, роль детали в создании художественного образа, антитеза, метафора, градация
|
Инсценировка отрывков из рассказов А.П.Чехова
|
42
|
Внеклассное чтение. Юмористические рассказы А.П.Чехова
|
|
Урок театра
|
|
Работа с иллюстрациями
|
Из литературы XX века
|
43
|
И.А. БУНИН
Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее реализации; художественное богатство стих творения; второй план в стихотворении.
|
|
Урок-презентация
|
Стихотворение-размышление
|
Работа с иллюстрациями, заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел». Составление цитатного плана, чтение наизусть
|
44
|
Рассказ «В деревне слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов.
|
|
Урок-размышление
|
Эпитет, метафора, сравнение, олицетворение (развитие представлений)
|
Работа с иллюстрациями, различные виды чтения, цитатный план
|
45
|
Л.Н. АНДРЕЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче основная тематика и нравственная проблематика рассказ (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта).
|
|
Комбинированный урок
|
Тема, эпизод, финал
|
Работа с иллюстрациями, различные виды пересказа, письменный ответ на вопрос, составление вопросов
|
46
|
Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика Значение финала.
|
|
Урок-диалог
|
Образ-пейзаж, образно-выразительные средства (развитие представлений)
|
Цитатный план
|
47
|
А.И. КУПРИН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух» Тема, особенности создания образа.
|
|
Урок-презентация
|
Рассказ (развитие представлений), характеристика персонажа, портрет героя
|
Работа с иллюстрациями, пересказ от другого лица
|
48
|
Р/р. Классное сочинение по теме «Нравственные проблемы в творчестве писателей XX века/по выбору/ ».
|
|
Урок развития речи
|
|
|
49.
|
А.А. БЛОК
Детские впечатления А. Блока. Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей
|
|
Анализ поэтического текста
|
Образная система стихотворения, антитеза
|
Работа с иллюстрациями. Выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение
|
50
|
С.А. ЕСЕНИН. Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде.. «Поет зима — аукает... », «Нивы сжаты, рощи голы... » — по выбору. Единство человека и природы.
|
|
Интегриро
ванный урок искусства и литературы
|
Тема, образ
|
Пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений
|
51
|
А.П. ПЛАТОНОВ
Краткие биографические сведения о писателе. Рассказ «Никита». Тема рассказа.
|
|
Урок-презентация
|
Сказ, его отличия от сказки. Приемы создания художественного образа, афоризм
|
Пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде
|
52
|
Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты.
|
|
Урок-диалог
|
Юмор (развитие представления)
|
Инсценированное чтение, письменный ответ на вопрос, различные виды пересказа
|
53
|
П.П. БАЖОВ
Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П. Бажова (труд и мастерство, вдохновение).
|
|
Урок-презентация
|
Диалог, сравнительная характеристика
|
Чтение по ролям, наблюдение за особенностями речи персонажей
|
54
|
Приемы создания художественного образа.
Региональный компонент. Сказы И.Ермакова
|
|
Урок-исследование
|
Тема,образ
|
Выразительное чтение, чтение наизусть
|
55
|
Н.Н. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника» : тема, система образов.
|
|
Урок-презентация
|
Эпитет, метафора
|
Выразительное чтение, чтение наизусть
|
56
|
Е.И. НОСОВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта
|
|
Комбинированный урок
|
Диалог
|
Составление аннотации
|
57
|
Внеклассное чтение: В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?»
|
|
Урок внеклассного чтения
|
|
|
Родная природа в произведениях писателей XX века
|
58
|
Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»
|
|
Урок-размышление
|
Тропы (развитие представлений)
|
Цитатный план
|
Из зарубежной литературы
|
59
|
Д. ДЕФО
Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок)
|
|
Урок-презентация
|
Притча, приключенческий роман, роман воспитания,
|
Работа с иллюстрациями
|
60
|
Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.
|
|
Анализ эпизода
|
Жанр путешествия (первичные представления)
|
Изложение с элементами сочинения, различные виды пересказа
|
61
|
Х.К. АНДЕРСЕН
Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.
|
|
Урок-путешествие
|
-
|
Работа с иллюстрациями
|
62
|
М. ТВЕН
Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы
|
|
Урок-диалог
|
Юмор, приключенческая литература
|
Различные виды чтения и пересказа
|
63
|
Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.
|
|
Интегриро ванный урок искусства и литературы
|
Волшебная сказка (развитие представлений), авторский замысел и способы его характеристики
|
Письменный отзыв об эпизоде, различные виды пересказов
|
64
|
Ж. РОНИ-СТАРШИЙ
Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы).
|
|
Комбинированный урок
|
Составление плана, письменная и устная характеристика героя.
|
Письменный портрет героя
|
65
|
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Детские впечатления.
|
|
Урок-презентация
|
|
|
66
|
«Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).
|
|
Комбинированный урок
|
Тема рассказа (развитие представлений)
|
Различные виды пересказа, письменная и устная характеристика героя
|
67
|
Внеклассное чтение. Региональный компонент. Тюменские писатели о войне
«Тайна «ЯМ -5»
|
|
Комбинированный урок
|
Тема рассказа (развитие представлений)
|
Различные виды пересказа
|
68
|
Р/р. Классное сочинение «Мир детства и мир взрослых в творчестве зарубежных писателей»
|
|
Урок развития речи
|
|
|
69
|
Итоговое тестирование «Путешествие в мир книги»
|
|
Контрольное тестирование
|
|
|
70
|
Итоговый урок. Встреча в литературной гостиной «Путешествие в мир книги»
|
|
Читательская конференция
|
Тема рассказа (развитие представлений)
|
|