Учебно-практическое издание Министерство образования и науки Украины Главное управление содержания образования Академия педагогических наук Украины Программы для общеобразовательных учебных заведений с русским языком




Скачать 1.43 Mb.
Название Учебно-практическое издание Министерство образования и науки Украины Главное управление содержания образования Академия педагогических наук Украины Программы для общеобразовательных учебных заведений с русским языком
страница 1/10
Дата публикации 17.10.2014
Размер 1.43 Mb.
Тип Пояснительная записка
literature-edu.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Учебно-практическое издание

Министерство образования и науки Украины

Главное управление содержания образования

Академия педагогических наук Украины

Программы

для общеобразовательных учебных заведений с русским языком

обучения

ЛИТЕРАТУРА 5–11 классы

Утверждено

Министерством образования и науки Украины

(Письмо Министерства образования и науки Украины

№1/11-3580 от 22.08.2001 г.)

Программу подготовила Л.Симакова
© Министерство образования

и науки Украины, 2001

© Академия педагогических наук

Украины, 2001

© Л.Симакова, 2001


Электронная версия

Институт способов обучения АПН Украины

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программы по литературе (русской и мировой) для 5–11 классов общеобразовательной школы рассчитаны на период перехода от ныне действующих к новым программам школы с двенадцатилетним сроком обучения.

Программы ставят целью приобщение учащихся к общече­ловеческим духовным ценностям, воспитание потребности в чтении и интереса к художественному слову, формирование эстетических вкусов и потребностей, высокой общей и чита­тельской культуры.

В связи с этим основными задачами программы является чтение и изучение произведений русской и мировой литерату­ры, освоение художественных ценностей и подготовка школь­ников к самостоятельным встречам с литературными произве­дениями в школе и за ее пределами.

Потребность в общении с книгой может выработаться лишь при умело организованной работе учителя на уроке и во вне­классной работе, учете возрастных особенностей и читательс­ких интересов, при постоянном внимании к личностному вос­приятию учеников, их размышлениям и самостоятельным оцен­кам изучаемых художественных произведений.

Содержание программ средних классов (5—8) определяется кругом интересов и предпочтений подростков, структура — хронологическим принципом. Это позволит школьникам ус­пешнее ориентироваться в мире родной и мировой литератур, получить представление о национальной самобытности лите­ратур разных народов.

Содержание курса старших классов (9—11) строится на историко-литературной основе и предполагает прежде всего чте­ние и изучение художественных произведений. Предлагаемый

вариант программы — результат дальнейшей разработки сис­темы изучения русской литературы в контексте мировой. Она нацелена на формирование у старшеклассников потребности в широких обобщениях, в целостном осмыслении жизни и исторических судеб народа и человечества, в осмыслении роли искусства, творческого пути писателей, их вклада в русскую и мировую культуру. Учащиеся получают более широкие воз­можности устанавливать взаимосвязи конкретно-исторического и общечеловеческого аспектов, что позволит обратиться к «веч­ным темам», приблизить произведения прошлого к современ­ности, а значит — усилить нравственно-эстетическое воздей­ствие на учащихся.

Темы (одни более подробно, другие — более кратко) дос­таточно освещают картину жизни и творчества писателя. Все они предполагают текстуальное изучение художественных произведений.

Обзоры знакомят с особенностями той или иной эпохи, литературных направлений и различных творческих групп.

Подбор авторов и произведений, содержание аннотаций позволят учителю акцентировать внимание на нравственных и эстетических ценностях произведения. Расширению круга чте­ния и литературного кругозора школьников служит рубрика «Для внеклассного чтения». Учитель может по своему усмот­рению дополнить ее произведениями авторов, живущих в данном регионе (либо включить их взамен рекомендуемых программой).

Принцип вариативности дает учителю право выбирать ав­торов и произведения, а также пути изучения конкретной темы.

На основе списка произведений, рекомендуемых в рубрике «Для внеклассного чтения», проводятся соответствующие бе­седы.

Учителю предоставляется право самому выбирать главы для изучения значительных по объему произведений. Однако сле­дует помнить, что художественный текст, отобранный для чте­ния и изучения, должен полностью отвечать аннотации про­граммы к соответствующему произведению.

Зарубежная литература может изучаться в каждом классе как самостоятельный раздел или в связи с изучением отдель­ных тем русской литературы на основе проблемно-тематичес­кого принципа (Мольер — Фонвизин; Байрон — Пушкин — Лермонтов; Стендаль — Бальзак — Достоевский и т.п.); учи­

тель может по своему усмотрению варьировать количество часов на изучение тех или иных тем, что даст возможность творчески решать задачу литературного образования школь­ников.

Деятельность учителя должна строиться на основе твор­ческого сотрудничества с последовательным возрастанием са­мостоятельности учеников от класса к классу. Уроки литера­туры необходимо сочетать с широкой внеклассной работой и факультативными занятиями.

На всех этапах литературного образования должна про­водиться целенаправленная работа по развитию устной и письменной речи. При этом следует использовать разнооб­разные виды устных и письменных работ (указанных в про­грамме для каждого класса), развивать литературное твор­чество учащихся.



5—8 КЛАССЫ

5-й КЛАСС (85 ч)

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

Роль чтения в жизни человека.

Художественная литература как учебный предмет. Литература и ученик-читатель. Знакомство с учебни­ком-хрестоматией.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (5 ч)

(с обобщением изученного в начальной школе)

Малые жанры фольклора. Детский фольклор (ко­лыбельные песни и потешки; скороговорки; загад­ки; считалки). Пословицы и поговорки; календар­ные песни.

«Польза и красота» произведений устного народно­го творчества. Отражение в них человеческих чувств, народной мудрости и извечного стремления людей к добру, правде, красоте, счастью.

Выразительное чтение: четкость, правильность и ос­мысленность чтения.

Теория литературы. Понятие о ритме и рифме.

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ (5 ч)

«Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Васили­са Прекрасная», «Солдатская загадка», «Лиса и рак», «Журавль и цапля» (3—4 сказки по выбору учителя).

Окружающий мир в русских народных сказках. Типы сказок. Отражение в них народных представлений о лучших человеческих качествах; прославление любви к родине, мужества и отваги, доброты и трудолюбия, ма-



стерства и творчества. Преодоление всех испытаний судьбы во имя победы добра над злом. Роль волшеб­ных и фантастических элементов. Эстетическое со­вершенство народных сказок. Сказки как вид народ­ной прозы. Сказители, собиратели сказок.

Выразительное чтение: логическое ударение и логи­ческая пауза.

Теория литературы. Понятие о народной сказке, особенностях ее построения и языка (постоянные эпи­теты, гипербола, пословицы и поговорки). Сказочные герои. Диалог как средство общения, выражения мыс­лей, чувств и настроений героев.

СКАЗКИ НАРОДОВ МИРА (5 ч)

«Один заработанный рубль» (грузинская), «Волшеб­ное кольцо» (итальянская), «Асилак и змей» (белорус­ская), «Синдбад-мореход» (арабская сказка из «Тысячи и одной ночи»), «Почему старикам почет» (болгарская), «Волк, улитка и осы» (французская) (3—4 сказки по выбору учителя).

Богатство тематики народных сказок. Общность идеалов у разных народов: утверждение в сказках доб­роты, справедливости, трудолюбия. Поэтика сказок: волшебное и реальное, особенности фантастики. Ки­нофильмы и мультипликационные фильмы по сказоч­ным сюжетам.

Выразительное чтение: Интонация.

Для внеклассного чтения

Сказки народов мира (по выбору учащихся).

«БИБЛИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ» (2 ч)

«Ветхий завет»

Библейские рассказы («Каин и Авель», «Ной», «По­топ», «Вавилонская башня» и др.)

Нравственный мир библейских историй. Библия в живописи.

Для внеклассного чтения

«Библия для детей» (истории по выбору учащихся).




ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ ПИСАТЕЛЕЙ

XIX ВЕКА
Александр Сергеевич ПУШКИН (4 ч)

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Сведения о жизни поэта.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Противопоставление истинной красоты, душевного бо­гатства красоте внешней, коварству и жестокости. Ут­верждение высоких нравственных идеалов, победы добра над злом. Элементы волшебства в сказке. Со­вершенство ее поэтического языка (яркость, вырази­тельность, музыкальность пушкинской сказки).

Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Понятие о литературной сказке, ее отличие от сказки народной.

Ханс Кристиан АНДЕРСЕН (4 ч)

«Снежная королева» или «Соловей»

(по выбору учителя)

Краткие сведения о жизни и творчестве писателя.

«Снежная королева». Торжество самоотверженной, преданной любви и дружбы над рассудочным, эгоисти­ческим началом в жизни и чувствах. Реальное и фан­тастическое в сказке. Выражение авторского отноше­ния к героям в описании их внешности. Особенности построения сказки (приключения Герды в поисках Кая).

«Соловей». Облагораживающая и целительная сила живой природы и подлинного искусства. Победа добра и бескорыстия. Реальное и волшебное в сказке.

Для внеклассного чтения

В.Жуковский. «Спящая царевна»; А.Пушкин. Сказ­ки (по выбору учителя); П.Ершов. «Конек-Горбунок»; В.Одоевский. «Городок в табакерке»; А.Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители»; В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе»; Х.-К.Андерсен. «Дикие лебе­ди», «Гадкий утенок»; Э.-Т.Гофман. «Щелкунчик и мышиный король»; В.Гауф. «Карлик Нос», «Холодное




сердце»; Ш.Перро. «Золушка», «Кот в сапогах»; бра­тья Гримм. «Госпожа Метелица», «Поющая косточка»; Л.Кэррол. «Алиса в стране чудес»; О.Уайльд. «Счаст­ливый принц», «Мальчик-звезда» и другие сказки (по выбору учащихся).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Александр Сергеевич ПУШКИН (6 ч)

«Зимняя дорога» (отрывок), «Руслан и Людмила»

(фрагменты по выбору учителя)

«Зимняя дорога». Картины родной природы, глу­бина чувств и переживаний поэта. Музыкальность сти­хотворения. Особенности выразительного чтения его (передача глубоких раздумий, грусти и задушевнос­ти).

Теория литературы. Понятие об эпитете.

«Руслан и Людмила». История создания поэмы. Ска­зочная основа ее: сюжет, герои, победа добра над злом. Иллюстрации к поэме.

Теория литературы. Понятие о герое (персонаже) литературного произведения. Понятие о поэме. Ритм и рифма (закрепление).

Для внеклассного чтения

А.Пушкин. «Птичка», «Конь» (из «Песен западных славян»), «В тот год осенняя погода...» (отрывок из романа «Евгений Онегин») и другие стихотворения (по выбору учащихся).

Михаил Юрьевич ЛЕРМОНТОВ (2 ч)

«Бородино»

Сведения о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России.)

«Бородино». Поэтическое изображение подвига на­рода в войне 1812 года. Патриотический пафос сти­хотворения. Значение роли рассказчика — выразителя дум и чувств народа. Монолог и диалог в стихотворе­нии. Изобразительность языка. Звукопись (описание боя).




Выразительное чтение стихотворных произведений.

Теория литературы. Понятие о сравнении. Поня­тие о ритмической паузе.

Для внеклассного чтения

М.Лермонтов. «Горные вершины», «Два великана», «Казачья колыбельная песня», «Ашик-кериб. Турец­кая сказка» (по выбору учащихся).

Иван Сергеевич ТУРГЕНЕВ (5 ч)

«Муму»

Сведения о писателе (детство, начало литературной деятельности).

«Муму» — рассказ о жизни в эпоху господства кре­постного права. Гуманизм рассказа. Осуждение авто­ром жестокости, унижения человеческого достоинства. Лучшие качества русского народного характера, воп­лощенные в Герасиме, трудолюбие, сострадание к ок­ружающим, способность глубоко любить, чувство соб­ственного достоинства, великодушие.

Роль описаний природы. Изобразительные средства языка и их значение в раскрытии характера пер­сонажей. Авторское отношение к изображаемому (вне­шность, речь, поступки, прямая оценка героев).

Выразительное чтение: определение смысла отдель­ных частей текста и исполнительских задач чтения.

Теория литературы. Пейзаж, портрет в художествен­ном произведении. Понятие о рассказе.
Николай Алексеевич НЕКРАСОВ (2 ч)

«Крестьянские дети»

Сведения о поэте (детство, годы учения, начало литературной деятельности).

«Крестьянские дети». Любовное отношение Некра­сова к крестьянским детям, восхищение их непосред­ственностью, любознательностью, трудолюбие. Раз­думья поэта о судьбах крестьянских детей.

Теория литературы. Понятие о сравнении.



РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДНОЙ

ПРИРОДЕ(3 ч)

Федор Иванович ТЮТЧЕВ. «Чародейкою зимою...», «Весенние воды»; Афанасий Афанасьевич ФЕТ. «Я при­шел к тебе с приветом...», «Весенний дождь»; Алексей Николаевич ПЛЕЩЕЕВ. «Весна» (по выбору учителя).

Глубина восприятия красоты природы, ее изменчи­вости и неповторимости. Гармония мира природы и души человека. Яркость, зримость поэтических обра­зов. Выразительность языка стихотворений, их музы­кальность.

Выразительное чтение стихотворений Ф.Тютчева, Л.Фета, А.Плещеева: ритмика, эмоциональность.

Теория литературы. Понятие об олицетворении.

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ ПИСАТЕЛЕЙ

XX ВЕКА
Константин Георгиевич ПАУСТОВСКИЙ (2 ч)

«Тёплый хлеб»

Сведения о писателе; его связь с Украиной.

Утверждение в сказке активного отношения к жиз­ни и ответственности человека за свои поступки. Де­душка, внук Филька и раненый конь. Народная муд­рость и народная мораль в сказке. Трудная победа маль­чика над самим собой. Элементы фантастики в сказке.
Джералд ДАРРЕЛЛ (3 ч)

«Говорящий свёрток»

Мир зверей в книгах путешественника и астролога Дж. Даррелла.

Приключения современных детей в мире древних вымыслов. Современные школьники в Мифландии. Дж.Даррелл — защитник мира животных; словари в его книге. Роль диалогов в сказочной повести «Гово­рящий свёрток».




Для внеклассного чтения

Джанни Родари. «Сказки по телефону», «Приклю­чения Чиполлино»; Астрид Линдгрен. «Малыш и Кар­лсон», «Пеппи — Длинныйчулок» и другие произве­дения (по выбору учащихся).
РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ XX ВЕКА

О ДЕТСТВЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ (3 ч)

Иван БУНИН. "Помню — долгий зимний вечер...», «Детство»; Сергей ЕСЕНИН. «Бабушкины сказки», «Пороша», «С добрым утром».

Картины детства и родной природы в стихотворе­ниях поэтов. Глубокий лиризм, особенности поэти­ческого языка стихов.

Теория литературы. Понятие о лирике.

Для внеклассного чтения

Стихи И.Бунина, С.Есенина, А.Блока. К.Баль­монта, А.Прокофьева и других поэтов (по выбору учащихся).
Виктор Петрович АСТАФЬЕВ.

«Васюткино озеро» или

Евгений Иванович НОСОВ.

«Белый гусь» (4 ч) (по выбору учителя)

Раскрытие человеческих взаимоотношений в про­изведениях современных писателей. Готовность геро­ев дружить, любить, сочувствовать, понимать друг друга.

Теория литературы. Понятие о герое литературно­го произведения (закрепление).

Для внеклассного чтения

В.Белов В.Астафьев, Е.Носов. Рассказы; А.Алек­син. «Самый счастливый день»; К.Паустовский «Зая­чьи лапы», «Барсучий нос»; Л.Петрушевская. «Чемо­дан чепухи, или Быстро хорошо не бывает» (по выбо­ру учащихся).




ИЗ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рудольф Эрик РАСПЕ (3 ч.)

«Удивительные приключения барона Мюнхгаузена»

(в пересказах К.И.Чуковского)

Немецкий писатель Распе и его обработка многих веселых историй, объединенных именем легендарного героя — барона Мюнхгаузена. Фантастика и сказоч­ные преувеличения в книге. Барон Мюнхгаузен — лю­бимый литературный персонаж взрослых и детей (гла­вы по выбору учителя).

Теория литературы. Понятия о юморе.

Марк ТВЕН (5 ч)

«Приключения Тома Сойера»

(главы по выбору учителя)

Марк Твен и его книги для детей. Дружба Тома и Гека. Бекки Тэтчер. Жизнь городка и приключения друзей. Мечты Тома и его затеи. Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями. Смелость и предприимчивость подростков, умение сделать окру­жающий мир интересным.

Для внеклассного чтения

М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна», «Принц и нищий», «Янки при дворе короля Артура»; Л.-А.Бус­сенар. «Капитан Сорвиголова»; С.Лагерлеф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями по Швеции» (по выбору учащихся).

Астрид ЛИНДГРЕН (4 ч)

«Знаменитый сыщик Калле Блюмквист»

Современный детектив. Приключения мальчика, став­шего сыщиком-любителем. Дружба и взаимовыручка среди ребят. Веселые забавы в летние каникулы.

Для внеклассного чтения

АЛиндгрен. «Расмус-бродяга»; М.Энде. «Бесконеч-­




ные истории», «Джим-Пуговица и дикое число 13»;

Дж. Гарднер. «Дракон и другие истории»; П.Гамарра. «Тайна пернатого змея»; Э.Кестнер. «Эмиль и сыщи­ки», «Летающий класс» (по выбору учащихся).

Всего на изучение произведений — 69 ч.

На уроки развития речи и тематическую

аттестацию — 12 ч.

На уроки внеклассного чтения — 4 ч.

Для заучивания наизусть

Пословицы, поговорки, загадки.

А.С.Пушкин. Вступление к поэме «Руслан и Люд­мила», «Зимняя дорога».

М.Ю.Лермонтов. «Бородино» (отрывок).

Дватри стихотворения из раздела «Русские поэты XIX века о родной природе» (по выбору учителя).

Дватри стихотворения из раздела «Русские писа­тели XX века о детстве и родной природе» (по выбору учителя).

Основные виды устных и письменных работ

по литературе в 5-м классе

Беглое чтение вслух художественных и учебных тек­стов (в том числе и выученных наизусть).

Устный и письменный пересказ (изложение) — под­робный и сжатый — фрагментов эпического произве­дения, в том числе с элементами описания (пейзаж, портрет).

Составление плана к тексту художественного про­изведения (несколько эпизодов),

Составление плана рассказа о герое.

Устный и письменный связный ответ на вопрос по содержанию одного или нескольких эпизодов.

Устный и письменный рассказ о герое изучаемого произведения.

Устный и письменный отзыв о прочитанной книге (с выражением своего отношения к героям).




Основные требования к знаниям

и умениям учащихся 5-го класса

Учащиеся должны знать:

— авторов, названия и содержание изученных про­изведений; главных героев, последовательность и связь событий;

— тексты, рекомендованные программой для зау­чивания наизусть;

— основные признаки понятий: литературный ге­рой, сравнение, олицетворение, эпитет;

— основные элементы логической выразительности (пауза, ударение).

Учащиеся должны уметь:

— осознанно, бегло, выразительно читать вслух зна­комые художественные и учебные тексты (примерный темп чтения 100—110 слов в минуту);

— выделять эпизоды, устанавливать временную и причинно-следственную связь между событиями в изу­чаемом произведении;

— находить в изучаемом произведении сравне­ния, эпитеты, олицетворения и объяснять их роль в контексте;

— пересказывать устно и письменно (в форме изло­жения) эпизод (или несколько эпизодов), составлять план небольшого эпического произведения;

— составлять устный рассказ о герое;

— определять место логического ударения и логи­ческой паузы в отдельных фрагментах;

— при чтении диалога по ролям передавать особен­ности настроения персонажей;

— выявлять свое отношение к прочитанному;

— пользоваться справочным аппаратом хрестоматии, прочитанных книг и словарями.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-практическое издание Министерство образования и науки Украины Главное управление содержания образования Академия педагогических наук Украины Программы для общеобразовательных учебных заведений с русским языком icon Программа I (V) Международной научно-методической конференции «теория...
Виктор Петрович – академик напн украины, член-корреспондент нан украины, заслуженный деятель науки и техники Украины, ректор Национального...
Учебно-практическое издание Министерство образования и науки Украины Главное управление содержания образования Академия педагогических наук Украины Программы для общеобразовательных учебных заведений с русским языком icon Руководителям городских и районных органов управления образованием,...
Исьмом Министерства образования и науки Украины от 20. 05. 2013 №1/9-349 «Об учебных планах общеобразовательных учебных заведений...
Учебно-практическое издание Министерство образования и науки Украины Главное управление содержания образования Академия педагогических наук Украины Программы для общеобразовательных учебных заведений с русским языком icon Положение о проведении I этапа Всеукраинского конкурса-защиты научно-исследовательских...
Малой академии наук Украины проводится с целью духовного, творческого, интеллектуального развития детей Украины, воспитания их в...
Учебно-практическое издание Министерство образования и науки Украины Главное управление содержания образования Академия педагогических наук Украины Программы для общеобразовательных учебных заведений с русским языком icon Рекомендации по оцениванию учебных достижений учащихся по русскому...
Критериям оценивания учебных достижений учащихся в системе общего среднего образования, утверждённым приказом Министерства образования...
Учебно-практическое издание Министерство образования и науки Украины Главное управление содержания образования Академия педагогических наук Украины Программы для общеобразовательных учебных заведений с русским языком icon Перспективный план развития красноперекопской общеобразовательной...
«Государственными санитарными правилами и нормами обустройства, содержания общеобразовательных учебных учреждений и организаций учебно-воспитательного...
Учебно-практическое издание Министерство образования и науки Украины Главное управление содержания образования Академия педагогических наук Украины Программы для общеобразовательных учебных заведений с русским языком icon М. С. Лангштейн, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики
Журнал «Экономика Советской Украины», №10, стр. 39 – 46, изд-во ЦК компартии Украины «Родянська Украина», Киев
Учебно-практическое издание Министерство образования и науки Украины Главное управление содержания образования Академия педагогических наук Украины Программы для общеобразовательных учебных заведений с русским языком icon Регуляторные механизмы клетки – нанотехнологии в растениеводстве
С. П. Пономаренко директор Межведомственного научно-технологического центра «Агробиотех» Национальной академии наук и Министерства...
Учебно-практическое издание Министерство образования и науки Украины Главное управление содержания образования Академия педагогических наук Украины Программы для общеобразовательных учебных заведений с русским языком icon Положение о проведении I
Малой академии наук Украины проводится с целью духовного, творческого, интеллектуального развития детей Украины, воспитания их в...
Учебно-практическое издание Министерство образования и науки Украины Главное управление содержания образования Академия педагогических наук Украины Программы для общеобразовательных учебных заведений с русским языком icon Учёным советом криппо
Министерства образования и науки Украины от 20. 07. 2004г. №601 и Плана мероприятий об улучшении качества художественно-эстетического...
Учебно-практическое издание Министерство образования и науки Украины Главное управление содержания образования Академия педагогических наук Украины Программы для общеобразовательных учебных заведений с русским языком icon Учреждения здравоохранения
П. Н.; канд мед наук Прокопович Л. С; врач Чередник Е. В.) при участии ОАО киев знииэп (канд арх. Куцевич В. В.): Зао нпп мединжсервис...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции