Урок литературы. 6 класс. Тема урока : Рассказ «Любовь к жизни» Джека Лондона (раздел «Зарубежная литература», 1-ый урок из 2-х по данной теме)




Скачать 104.03 Kb.
НазваниеУрок литературы. 6 класс. Тема урока : Рассказ «Любовь к жизни» Джека Лондона (раздел «Зарубежная литература», 1-ый урок из 2-х по данной теме)
Дата публикации16.10.2014
Размер104.03 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Литература > Урок

Сивуха Н.Н. МБОУ СОШ № 1, город Тулун, Иркутская область, май, 2013 года


Урок литературы. 6 класс.

Тема урока: Рассказ «Любовь к жизни» Джека Лондона (раздел «Зарубежная литература», 1-ый урок из 2-х по данной теме)

Тип урока: изучение новых знаний

Основная педагогическая технология: ТРКМЧП (применение приёмов ТРКМЧП: кластер, синквейн, написание эссе, работа в творческих группах: «теоретики», «художники», «литературоведы», «исследователи текста», «рассказчики», «фантазёры»)

Организационная форма обучения: коллективная

Дидактическая задача урока: создание условий для формирования УУД, обеспечивающих развитие ценностно-смысловой сферы личности и эффективных способов коммуникации.

Планируемые результаты:

Предметные результаты: научится анализировать текст рассказа, выделяя главное; научится видеть структуру рассказа (завязка, кульминация, развязка); понимать роль структурных элементов рассказа (роль пейзажа, детали); научится работе с эпизодом (анализ эпизода, пересказ); научится находить и объяснять целесообразность использования изобразительно-выразительных средств (эпитет, сравнение, метафора, антитеза).

Личностые результаты: формирование чувства сострадания, готовности помочь в трудной ситуации; дружбу и взаимопомощь; чувства самосохранения в экстремальных ситуациях; любовь к жизни;

Метапредметные результаты: личностные УУД: нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей; эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями рассказа, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений; познавательные УУД: решение учебных задач (чтение и анализ рассказа, пересказ отрывка); коммуникативные УУД: умение работать в группе, сотрудничать; регулятивные УУД: умение планировать и осуществлять деятельность, оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников, рефлексировать.
Подготовка к уроку:

учителя: даёт задания по группам, составляет конспект урока, готовит «элементы» кластеров;

обучающихся: читают рассказ и готовят задания по группам («теоретики» - биография писателя; «художники» - рисунки (абстрактные «любовь к жизни» и по рассказу); «литературоведы» - находят и отмечают в тексте элементы структуры рассказа, дают понятие «экстремальная ситуация» и соотносят понятие с текстом; «исследователи текста» - отмечают слова и обороты речи, характеризующие действия героев; «рассказчики» - пересказ эпизода; «фантазёры» - придумывают интересные задания: кроссворд, викторина и т.п.).

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент

Приветствие учителя, чтение эпиграфов к уроку: «Насколько человек побеждает страх, настолько он человек» (Томас Корлейль, английский историк и писатель); «Жизнь дороже богатства» (Омар Хайам, поэт).

- Как вы думаете, почему именно эти слова я взяла в качестве эприграфов к нашему уроку изучения рассказа «Любовь к жизни» Джека Лондона?

- Какие бы ещё слова вы взяли в качестве эпиграфа? (Русские пословицы: «Друг познаётся в беде», «Не в деньгах счастье»).

- Почему?


Обучающиеся объяснят,что 1-ый эпиграф можно соотнести с героем рассказа, его преодолением страха в стремлении выжить, а 2-ой эпиграф – сравнение двух героев, для одного из которых богатство оказалось дороже жизни, а другой понял, что самое прекрасное и дорогое, что есть у человека – это жизнь. «Друг познаётся в беде» - об отношениях героев рассказа.

2.Формулирование темы урока, постановка цели

- Я думаю, тему нашего разговора о героях Джека Лондона вы сформулируете сами в виде проблемного вопроса, на который нам предстоит ответить в конце урока, опираясь на опорную запись: «Как любовь к жизни помогла герою преодолеть…, победить…?»

- Я предлагаю тему урока соотнести с тем эпиграфом, который ближе для вас в понимании смысла рассказа.

- Какую цель урока нужно реализовать?


Обучающиеся сформулируют тему урока, возможно, так: «Как любовь к жизни помогла герою преодолеть страх и одиночество, победить смерть и выжить в экстремальной ситуации?»

Цель урока – анализ рассказа, размышление о героях рассказа, их поступках, ответ на проблемный вопрос.

Обучающиеся записывают в тетрадях тему урока и один из эпиграфов.

3.Актуализация знаний

-Джек Лондон сам являлся очевидцем многих событий, которые позже описал в своих рассказах. Согласны ли вы с моим утверждением?

-Спасибо «теоретикам», а вы, ребята, я думаю, отметили в своих тетрадях, что рассказ «Любовь к жизни» был написан в 1900 году по впечатлениям писателя от его путешествия на Аляску во время «золотой лихорадки». Юноша не обрёл богатства, но приобрёл богатый жизненный опыт и - начал писать.

«Теоретики» подтверждают слова учителя, рассказывая о жизни и творчестве писателя (сообщения, показ фотографий, демонстрация слайдов).

4.Восприятие и усвоение нового материала

1) анализ рассказа, составление кластера 1; анализ роли детали в рассказе

2) анализ роли пейзажа в рассказе

3) анализ рассказа, составление кластера 2;

4)Пересказ отрывка «Человек побеждает волка»; анализ данного эпизода;

5) анализ рассказа; проблематика

развязки


- Откуда и куда движутся герои рассказа? Почему автор начинает повествование с момента, когда герои уже несколько дней находятся в пути?

Учитель обращает внимание детей на то, что рассказ ведётся от 3 лица, но затем - как будто от 1лица. Читатели сразу погружаются в события рассказа и становятся очевидцами событий.

- Важную роль при описании героев здесь играют детали. Приведите примеры.

- В такой ситуации нужно поддерживать друг друга, но происходит обратное: Билл оставляет своего товарища в беде.

- Какой момент можно считать завязкой рассказа?

- Как вы оцениваете поступок Билла?

- Предательство, желание спастись, страх…Но для героя Билл станет целью, движением вперёд, смыслом жизни. Герой до последнего будет надеяться на то, что друг не мог так поступить, что он его ждёт, ведь « Друг познаётся в беде».

Подкрепите примерами из текста.

- В какой ситуации оказался герой? В экстремальной, сложной, опасной.

- Я предлагаю вам, используя кластер, показать сложность данной ситуации (Дети – в тетрадях рисуют кластер 1: «предательство, страх, боль, отчаяние, голод, одиночество, неизвестность, трудности пути…), на доске прикрепляют карточки, называя и подкрепляя их примерами из текста :

страх


Экстремальная

ситуация


боль

- А что самое страшное для человека?

Учитель обратит внимание детей, что экстремальные ситуации могут возникнуть и в их жизни, нужно уметь их преодолевать.

- Как описание природы помогает понять состояние одиночества?

- Почему описание природы становится всё более страшным? Приведите примеры.

- Оставшись один, герой понимает, что он одинок не только в этой снежной пустыне, но и во всей Вселенной. Описание природы подчёркивает беспомощность героя, безнадёжность его положения. Природа равнодушна к нему, как будто он уже вычеркнут из жизни. Учитель обратит внимание ребят на использование писателем изобразительно-выразительных средств (эпитеты, метафоры и др.), подробно остановится на приёме антитезы.

- Но герой не сдаётся, продолжает идти вперёд. Здесь автор использует приём антитезы (приведите примеры).

- Что движет им?

- Любовь к жизни или страх?

- Что помогает ему всё преодолеть?

- Какие качества присущи герою рассказа?

- Составьте кластер 2 и подтвердите его примерами из текста: (расчётливость, сила воли, терпение, рассудок, бесстрашие…)


Качества настоящего человека


мужество

выдержка

желание борьбы

Учитель обращает внимание детей на рисунки «художников». Почти на всех изображён эпизод борьбы человека и волка, и этот выбор нельзя считать случайным.

- Почему?

- Можно ли этот эпизод считать кульминацией рассказа? Какие моменты ещё вы отметили бы?

- Я предлагаю послушать пересказ отрывка, где человеку помогает сила воли, духа. Волк и человек обессилены, но человек всё же одерживает победу, так как его отличают человеческие качества: сила воли, духа.

- Какие эпизоды – развязка рассказа?

- На что променял жизнь Билл? (на золото)

- Но «жизнь дороже богатства», вы согласны с этим?

/


«Исследователи» текста обратят внимание ребят на слова и обороты речи, показывающие, что герои уже «очень устали, выбились из сил»: «прихрамывая, спускались», «шли сгорбившись, низко нагнув голову и не поднимая глаз», «голос звучал вяло», «говорил равнодушно»; детали: «лица их выражали терпеливую покорность», «плечи оттягивали тяжёлые рюкзаки» и др.

«Литературоведы» отметят, что завязка рассказа – человек попадает в беду («Слушай, Билл, я вывихнул ногу!») и просит о помощи своего товарища, но тот, видимо, испугавшись, что человек окажется для него обузой, думая, что в одиночку легче спасти жизнь, бросает его («Это была отчаянная мольба человека, попавшего в беду, но Билл не повернул головы…»). Билл от усталости и лишений потерял человеческий облик, для него важно лишь чувство самосохранения, но герой надеется, что «Билл его не бросил», хотя в глазах появляется тоска, «словно у раненого зверя».

«Литературоведы» дадут определение: «Экстремальная ситуация – крайняя, необычная по трудности, сложности», а обучающиеся приведут примеры из текста: голод «Он ничего не ел уже 2 дня…», «так сильно терзал его голод», «им владело только одно желание - есть!» и др.; отчаяние «в отчаянии он опустился на мокрую землю и заплакал»; боль «нога у него одеревенела», «лодыжка сильно распухла» и др.

Сделают вывод о том, что самое страшное для человека – одиночество.

«Исследователи» текста отметят, что через описание природы автор передаёт чувства героя, его одиночество, страх: «тускло светило солнце», «картина была невесёлая», «низкие холмы замыкали горизонт однообразной волнистой линией…», «бескрайняя пустыня подавляла его своей несокрушимой силой, угнетала своим страшным спокойствием», «солнца не было. Серые краски земли и неба стали ещё темней и глубже. Дул резкий ветер…повалил мокрый снег…».

Приём антитезы: голод – сны о еде; пустыня – могучие деревья.

Героем движут мысли о еде и о том, что его ждёт Билл.Но главное - им движет любовь к жизни.

Обучающиеся отметят, что герою, в первую очередь, помогла сила духа и другие качества настоящего человека.

Обучающиеся приведут примеры расчётливости (считает спички, и т.п.), терпения (борьба с голодом), рассудочности (ищет пищу, чтобы не умереть) и др. Здесь могут предложить свои задания «фантазёры».

Обучающиеся отметят, что это самый напряжённый эпизод рассказа.

«Рассказчики» пересказывают отрывок

(стр.300-302), а обучающиеся делают вывод, что волк – это символ смерти. Человек победил волка, потому что хотел жить. Любовь к жизни была сильнее страха смерти.

«Литературоведы» отметят «встречу с Биллом»: тот был наказан (его загрызли волки). Герой рассказа не стал «грызть его кости», «А Билл стал бы, будь он на его месте», не взял золота (а свой мешочек с золотом он ещё раньше выбросил). Это характеризует его как настоящего человека, сильного духом, который никогда бы не опустился до подлости и предательства (сравнение героев).

5. Обобщение и выводы.

- Что осуждает Джек Лондон?

- К чему призывает своим рассказом?

- Почему он не даёт имя своему герою?

- О чём вы задумались, прочитав этот рассказ?

- Как вы считаете, ответили ли мы на вопрос урока: «Как любовь к жизни помогла герою преодолеть страх и одиночество, победить смерть и выжить в экстремальной ситуации?»

Учитель обращает внимание детей на кластеры: благодаря настоящим качествам можно преодолеть любые экстремальные ситуации. Надо любить жизнь, ценить её.

Обучающиеся сделают выводы, что писатель осуждает предательство, трусость, выступает за дружбу, взаимопомощь. А герой олицетворяет собой жизнь, любовь к ней. Таким должен быть каждый человек, поэтому у героя нет имени.


6.Итоги урока. Рефлексия

- Ребята, я предлагаю ваши впечатления от урока записать в виде синквейна, а художники изобразили это в виде абстрактных рисунков «Любовь к жизни». Учитель читает свой синквейн:

Любовь к жизни

Безграничная, сильная

Зовёт, помогает, спасает.

Человек должен жить – это суть.

Главное – жизнь.

«Художники» демонстрируют свои работы, все пишут синквейны, оценивают свою работу и работу своих товарищей.

7.Домашнее задание

- Напишите эссе на тему «Настоящий человек», «Дружба»;

- Подберите произведения, близкие по тематике.

Обучающиеся получают дифференцированные задания


Приём составления кластера (технология ТРКМЧП) позволяет мне повысить эффективность урока, поддерживать высокий уровень познавательного интереса обучающихся, развивать их мышление и умственную активность. Составление кластера – это не только способ активного взаимоотношения «учитель – ученик», «ученик – ученик», но и способ открыто излагать свои мысли по какому-либо вопросу, свободно думать. Это активизирует работу обучающихся на уроке, помогает обобщать, структурировать знания, легче ориентироваться в учебном материале, применять творчество. На данном уроке был использован способ сопоставления двух кластеров для понимания смысла рассказа, его проблематики.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы. 6 класс. Тема урока : Рассказ «Любовь к жизни» Джека Лондона (раздел «Зарубежная литература», 1-ый урок из 2-х по данной теме) iconУрок литературы в 9 классе Тема урока: Анна Ахматова. Слово о поэте....
Методические приёмы: рассказ учителя; анализ стихотворений; лекция с элементами беседы; применение знаний по теории литературы; постановка...

Урок литературы. 6 класс. Тема урока : Рассказ «Любовь к жизни» Джека Лондона (раздел «Зарубежная литература», 1-ый урок из 2-х по данной теме) iconУрок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск

Урок литературы. 6 класс. Тема урока : Рассказ «Любовь к жизни» Джека Лондона (раздел «Зарубежная литература», 1-ый урок из 2-х по данной теме) iconЛитература 11 класс Поурочные разработки От авторов Н. А. Заболоцкий....
В 11 классе учителя литературы сталкиваются с рядом общих для всех объективных трудностей

Урок литературы. 6 класс. Тема урока : Рассказ «Любовь к жизни» Джека Лондона (раздел «Зарубежная литература», 1-ый урок из 2-х по данной теме) iconУрок по биологии Тема: Многообразие земноводных Значение земноводных...
Образовательная – закрепить, обобщить и расширить знания учащихся по теме «Класс Земноводные»

Урок литературы. 6 класс. Тема урока : Рассказ «Любовь к жизни» Джека Лондона (раздел «Зарубежная литература», 1-ый урок из 2-х по данной теме) iconУрок литературы. 7 класс Тема: А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»....
Рассмотреть взаимодействие характера человека и его судьбы в художественном мире баллады

Урок литературы. 6 класс. Тема урока : Рассказ «Любовь к жизни» Джека Лондона (раздел «Зарубежная литература», 1-ый урок из 2-х по данной теме) iconУрок «Царевна-лягушка»
Урок 17. Жанр басни. Рассказ и мораль в басне. Урок развития речи

Урок литературы. 6 класс. Тема урока : Рассказ «Любовь к жизни» Джека Лондона (раздел «Зарубежная литература», 1-ый урок из 2-х по данной теме) iconУрок: литература 9 класс Тема: «Любовная лирика А. С. Пушкина»
Любовь прекрасное чувство, о котором хочется рассказывать стихами. Может быть, некоторые из вас успели убедиться в этом на собственном...

Урок литературы. 6 класс. Тема урока : Рассказ «Любовь к жизни» Джека Лондона (раздел «Зарубежная литература», 1-ый урок из 2-х по данной теме) iconКонспект урока литературы по теме «Путешествие А. С. Пушкина по Оренбургскому краю»
Тема: Урок-путешествие. Защита проектно –исследовательских работ по теме «Путешествие А. С. Пушкина по Оренбургскому краю»

Урок литературы. 6 класс. Тема урока : Рассказ «Любовь к жизни» Джека Лондона (раздел «Зарубежная литература», 1-ый урок из 2-х по данной теме) iconУрок литературы 9 класс Тема: «Я вас любил…»
Оформление урока: презентация «Адресаты лирики А. С. Пушкина», распечатка стихотворений, фонограмма романса «Я помню чудное мгновенье»,...

Урок литературы. 6 класс. Тема урока : Рассказ «Любовь к жизни» Джека Лондона (раздел «Зарубежная литература», 1-ый урок из 2-х по данной теме) iconУрока: урок-закрепление Тема урока: «Books»
«Учитель, скорее назовите эти пять книг!» воскликнул ученик. «Но чтобы понять, что это за книги, продолжил свой урок учитель, тебе...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции