Сивуха Н.Н. МБОУ СОШ № 1, город Тулун, Иркутская область, май, 2013 года
Урок литературы. 6 класс.
Тема урока: Рассказ «Любовь к жизни» Джека Лондона (раздел «Зарубежная литература», 1-ый урок из 2-х по данной теме)
Тип урока: изучение новых знаний
Основная педагогическая технология: ТРКМЧП (применение приёмов ТРКМЧП: кластер, синквейн, написание эссе, работа в творческих группах: «теоретики», «художники», «литературоведы», «исследователи текста», «рассказчики», «фантазёры»)
Организационная форма обучения: коллективная
Дидактическая задача урока: создание условий для формирования УУД, обеспечивающих развитие ценностно-смысловой сферы личности и эффективных способов коммуникации.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: научится анализировать текст рассказа, выделяя главное; научится видеть структуру рассказа (завязка, кульминация, развязка); понимать роль структурных элементов рассказа (роль пейзажа, детали); научится работе с эпизодом (анализ эпизода, пересказ); научится находить и объяснять целесообразность использования изобразительно-выразительных средств (эпитет, сравнение, метафора, антитеза).
Личностые результаты: формирование чувства сострадания, готовности помочь в трудной ситуации; дружбу и взаимопомощь; чувства самосохранения в экстремальных ситуациях; любовь к жизни;
Метапредметные результаты: личностные УУД: нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей; эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями рассказа, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений; познавательные УУД: решение учебных задач (чтение и анализ рассказа, пересказ отрывка); коммуникативные УУД: умение работать в группе, сотрудничать; регулятивные УУД: умение планировать и осуществлять деятельность, оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников, рефлексировать.
Подготовка к уроку:
учителя: даёт задания по группам, составляет конспект урока, готовит «элементы» кластеров;
обучающихся: читают рассказ и готовят задания по группам («теоретики» - биография писателя; «художники» - рисунки (абстрактные «любовь к жизни» и по рассказу); «литературоведы» - находят и отмечают в тексте элементы структуры рассказа, дают понятие «экстремальная ситуация» и соотносят понятие с текстом; «исследователи текста» - отмечают слова и обороты речи, характеризующие действия героев; «рассказчики» - пересказ эпизода; «фантазёры» - придумывают интересные задания: кроссворд, викторина и т.п.).
Ход урока
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
1.Организационный момент
|
Приветствие учителя, чтение эпиграфов к уроку: «Насколько человек побеждает страх, настолько он человек» (Томас Корлейль, английский историк и писатель); «Жизнь дороже богатства» (Омар Хайам, поэт).
- Как вы думаете, почему именно эти слова я взяла в качестве эприграфов к нашему уроку изучения рассказа «Любовь к жизни» Джека Лондона?
- Какие бы ещё слова вы взяли в качестве эпиграфа? (Русские пословицы: «Друг познаётся в беде», «Не в деньгах счастье»).
- Почему?
|
Обучающиеся объяснят,что 1-ый эпиграф можно соотнести с героем рассказа, его преодолением страха в стремлении выжить, а 2-ой эпиграф – сравнение двух героев, для одного из которых богатство оказалось дороже жизни, а другой понял, что самое прекрасное и дорогое, что есть у человека – это жизнь. «Друг познаётся в беде» - об отношениях героев рассказа.
|
2.Формулирование темы урока, постановка цели
|
- Я думаю, тему нашего разговора о героях Джека Лондона вы сформулируете сами в виде проблемного вопроса, на который нам предстоит ответить в конце урока, опираясь на опорную запись: «Как любовь к жизни помогла герою преодолеть…, победить…?»
- Я предлагаю тему урока соотнести с тем эпиграфом, который ближе для вас в понимании смысла рассказа.
- Какую цель урока нужно реализовать?
|
Обучающиеся сформулируют тему урока, возможно, так: «Как любовь к жизни помогла герою преодолеть страх и одиночество, победить смерть и выжить в экстремальной ситуации?»
Цель урока – анализ рассказа, размышление о героях рассказа, их поступках, ответ на проблемный вопрос.
Обучающиеся записывают в тетрадях тему урока и один из эпиграфов.
|
3.Актуализация знаний
|
-Джек Лондон сам являлся очевидцем многих событий, которые позже описал в своих рассказах. Согласны ли вы с моим утверждением?
-Спасибо «теоретикам», а вы, ребята, я думаю, отметили в своих тетрадях, что рассказ «Любовь к жизни» был написан в 1900 году по впечатлениям писателя от его путешествия на Аляску во время «золотой лихорадки». Юноша не обрёл богатства, но приобрёл богатый жизненный опыт и - начал писать.
|
«Теоретики» подтверждают слова учителя, рассказывая о жизни и творчестве писателя (сообщения, показ фотографий, демонстрация слайдов).
|
4.Восприятие и усвоение нового материала
1) анализ рассказа, составление кластера 1; анализ роли детали в рассказе
2) анализ роли пейзажа в рассказе
3) анализ рассказа, составление кластера 2;
4)Пересказ отрывка «Человек побеждает волка»; анализ данного эпизода;
5) анализ рассказа; проблематика
развязки
|
- Откуда и куда движутся герои рассказа? Почему автор начинает повествование с момента, когда герои уже несколько дней находятся в пути?
Учитель обращает внимание детей на то, что рассказ ведётся от 3 лица, но затем - как будто от 1лица. Читатели сразу погружаются в события рассказа и становятся очевидцами событий.
- Важную роль при описании героев здесь играют детали. Приведите примеры.
- В такой ситуации нужно поддерживать друг друга, но происходит обратное: Билл оставляет своего товарища в беде.
- Какой момент можно считать завязкой рассказа?
- Как вы оцениваете поступок Билла?
- Предательство, желание спастись, страх…Но для героя Билл станет целью, движением вперёд, смыслом жизни. Герой до последнего будет надеяться на то, что друг не мог так поступить, что он его ждёт, ведь « Друг познаётся в беде».
Подкрепите примерами из текста.
- В какой ситуации оказался герой? В экстремальной, сложной, опасной.
- Я предлагаю вам, используя кластер, показать сложность данной ситуации (Дети – в тетрадях рисуют кластер 1: «предательство, страх, боль, отчаяние, голод, одиночество, неизвестность, трудности пути…), на доске прикрепляют карточки, называя и подкрепляя их примерами из текста :
страх
Экстремальная
ситуация
боль
- А что самое страшное для человека?
Учитель обратит внимание детей, что экстремальные ситуации могут возникнуть и в их жизни, нужно уметь их преодолевать.
- Как описание природы помогает понять состояние одиночества?
- Почему описание природы становится всё более страшным? Приведите примеры.
- Оставшись один, герой понимает, что он одинок не только в этой снежной пустыне, но и во всей Вселенной. Описание природы подчёркивает беспомощность героя, безнадёжность его положения. Природа равнодушна к нему, как будто он уже вычеркнут из жизни. Учитель обратит внимание ребят на использование писателем изобразительно-выразительных средств (эпитеты, метафоры и др.), подробно остановится на приёме антитезы.
- Но герой не сдаётся, продолжает идти вперёд. Здесь автор использует приём антитезы (приведите примеры).
- Что движет им?
- Любовь к жизни или страх?
- Что помогает ему всё преодолеть?
- Какие качества присущи герою рассказа?
- Составьте кластер 2 и подтвердите его примерами из текста: (расчётливость, сила воли, терпение, рассудок, бесстрашие…)
Качества настоящего человека
мужество
выдержка
желание борьбы
Учитель обращает внимание детей на рисунки «художников». Почти на всех изображён эпизод борьбы человека и волка, и этот выбор нельзя считать случайным.
- Почему?
- Можно ли этот эпизод считать кульминацией рассказа? Какие моменты ещё вы отметили бы?
- Я предлагаю послушать пересказ отрывка, где человеку помогает сила воли, духа. Волк и человек обессилены, но человек всё же одерживает победу, так как его отличают человеческие качества: сила воли, духа.
- Какие эпизоды – развязка рассказа?
- На что променял жизнь Билл? (на золото)
- Но «жизнь дороже богатства», вы согласны с этим?
/
|
«Исследователи» текста обратят внимание ребят на слова и обороты речи, показывающие, что герои уже «очень устали, выбились из сил»: «прихрамывая, спускались», «шли сгорбившись, низко нагнув голову и не поднимая глаз», «голос звучал вяло», «говорил равнодушно»; детали: «лица их выражали терпеливую покорность», «плечи оттягивали тяжёлые рюкзаки» и др.
«Литературоведы» отметят, что завязка рассказа – человек попадает в беду («Слушай, Билл, я вывихнул ногу!») и просит о помощи своего товарища, но тот, видимо, испугавшись, что человек окажется для него обузой, думая, что в одиночку легче спасти жизнь, бросает его («Это была отчаянная мольба человека, попавшего в беду, но Билл не повернул головы…»). Билл от усталости и лишений потерял человеческий облик, для него важно лишь чувство самосохранения, но герой надеется, что «Билл его не бросил», хотя в глазах появляется тоска, «словно у раненого зверя».
«Литературоведы» дадут определение: «Экстремальная ситуация – крайняя, необычная по трудности, сложности», а обучающиеся приведут примеры из текста: голод «Он ничего не ел уже 2 дня…», «так сильно терзал его голод», «им владело только одно желание - есть!» и др.; отчаяние «в отчаянии он опустился на мокрую землю и заплакал»; боль «нога у него одеревенела», «лодыжка сильно распухла» и др.
Сделают вывод о том, что самое страшное для человека – одиночество.
«Исследователи» текста отметят, что через описание природы автор передаёт чувства героя, его одиночество, страх: «тускло светило солнце», «картина была невесёлая», «низкие холмы замыкали горизонт однообразной волнистой линией…», «бескрайняя пустыня подавляла его своей несокрушимой силой, угнетала своим страшным спокойствием», «солнца не было. Серые краски земли и неба стали ещё темней и глубже. Дул резкий ветер…повалил мокрый снег…».
Приём антитезы: голод – сны о еде; пустыня – могучие деревья.
Героем движут мысли о еде и о том, что его ждёт Билл.Но главное - им движет любовь к жизни.
Обучающиеся отметят, что герою, в первую очередь, помогла сила духа и другие качества настоящего человека.
Обучающиеся приведут примеры расчётливости (считает спички, и т.п.), терпения (борьба с голодом), рассудочности (ищет пищу, чтобы не умереть) и др. Здесь могут предложить свои задания «фантазёры».
Обучающиеся отметят, что это самый напряжённый эпизод рассказа.
«Рассказчики» пересказывают отрывок
(стр.300-302), а обучающиеся делают вывод, что волк – это символ смерти. Человек победил волка, потому что хотел жить. Любовь к жизни была сильнее страха смерти.
«Литературоведы» отметят «встречу с Биллом»: тот был наказан (его загрызли волки). Герой рассказа не стал «грызть его кости», «А Билл стал бы, будь он на его месте», не взял золота (а свой мешочек с золотом он ещё раньше выбросил). Это характеризует его как настоящего человека, сильного духом, который никогда бы не опустился до подлости и предательства (сравнение героев).
|
5. Обобщение и выводы.
|
- Что осуждает Джек Лондон?
- К чему призывает своим рассказом?
- Почему он не даёт имя своему герою?
- О чём вы задумались, прочитав этот рассказ?
- Как вы считаете, ответили ли мы на вопрос урока: «Как любовь к жизни помогла герою преодолеть страх и одиночество, победить смерть и выжить в экстремальной ситуации?»
Учитель обращает внимание детей на кластеры: благодаря настоящим качествам можно преодолеть любые экстремальные ситуации. Надо любить жизнь, ценить её.
|
Обучающиеся сделают выводы, что писатель осуждает предательство, трусость, выступает за дружбу, взаимопомощь. А герой олицетворяет собой жизнь, любовь к ней. Таким должен быть каждый человек, поэтому у героя нет имени.
|
6.Итоги урока. Рефлексия
|
- Ребята, я предлагаю ваши впечатления от урока записать в виде синквейна, а художники изобразили это в виде абстрактных рисунков «Любовь к жизни». Учитель читает свой синквейн:
Любовь к жизни
Безграничная, сильная
Зовёт, помогает, спасает.
Человек должен жить – это суть.
Главное – жизнь.
|
«Художники» демонстрируют свои работы, все пишут синквейны, оценивают свою работу и работу своих товарищей.
|
7.Домашнее задание
|
- Напишите эссе на тему «Настоящий человек», «Дружба»;
- Подберите произведения, близкие по тематике.
|
Обучающиеся получают дифференцированные задания
|
Приём составления кластера (технология ТРКМЧП) позволяет мне повысить эффективность урока, поддерживать высокий уровень познавательного интереса обучающихся, развивать их мышление и умственную активность. Составление кластера – это не только способ активного взаимоотношения «учитель – ученик», «ученик – ученик», но и способ открыто излагать свои мысли по какому-либо вопросу, свободно думать. Это активизирует работу обучающихся на уроке, помогает обобщать, структурировать знания, легче ориентироваться в учебном материале, применять творчество. На данном уроке был использован способ сопоставления двух кластеров для понимания смысла рассказа, его проблематики.
|