Рабочая программа учебного предмета «Литература»




НазваниеРабочая программа учебного предмета «Литература»
страница1/5
Дата публикации16.10.2014
Размер0.8 Mb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
Рабочая программа учебного предмета «Литература»

базовый уровень 10 кл.

Составитель Акимова Светлана Александровна

Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 10 класса создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А. Чалмаева. – М. «ТИД «Русское слово – РС», 2008г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий четыре раздела: пояснительную записку; учебно-тематический план; календарно-тематическое планирование, перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;

  • обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;

  • развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.

Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Согласно действующему в школе учебному плану рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 10 классе предполагается обучение в объёме 102 часов (3 часа в неделю), из которых 11 часов отведено на развитие устной и письменной речи обучающихся.

В течение учебного года возможна корректировка распределения часов по темам с учетом хода усвоения учебного материала обучающимися или в связи с другими объективными причинами.

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений и формы организации учебного процесса:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • заучивание наизусть стихотворных текстов;

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание изложений с элементами сочинения;

  • анализ и интерпретация произведений;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.


Раздел 2. Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

  • выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение и сопоставление;

  • умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезиса, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчестваписателей XIX века;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Раздел 3. Учебно-тематический план



Тема раздела

Кол-во часов

Чтение наизусть

Тесты

Ответ на проблемный вопрос

Мини-сочинения

Терминологи-

ческий диктант

1

Введение. К истории русской литературы 19 века.

1



















Литература 1 половины XIX века

2

А.С.Пушкин

4

1

1










3

М.Ю.Лермонтов

4

1

1










4

Н.В.Гоголь

4










1

1




Литература 2 половины XIX века

5

Литература 2 половины ХIХ века

1
















6

А.Н.Островский

9

1

1

1







7

И.А.Гончаров

6




1




1




8

И.С.Тургенев

10




1

1







9

Н.Чернышевский

1













1

10

Н.А.Некрасов

7

1

1




1




11

Ф.И.Тютчев

4

2







1




12

А.А.Фет

5

1

1

1







13

Н.С.Лесков

5
















14

М.Е.Салтыков-Щедрин

6




1




1




15

А.К.Толстой

3

1










1

16

Л.Н.Толстой

15




1

1

1




17

Ф.М.Достоевский

9




1

1







18

А.П.Чехов

6







1




1

19

Контрольная работа

1
















20

Заключительный урок

1



















Итого

102

8

10

6

6

4
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconУчебного предмета Литература 2013г рабочая программа учебного предмета...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа по предмету «Музыка»
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа учебного предмета «литература»
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под ред. В. Я. Коровиной

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа основного общего образования учебного предмета «История» 8 класс
Рабочая программа учебного предмета «История» за курс 8 класса составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа учебного предмета «Литература»
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа учебного предмета «Литература»
Программа рассмотрена на заседании методического объединения учителей-филологов мбоу саранпаульская сош

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа учебного предмета: «Литература»
«Литература» под редакцией В. Я. Коровиной (Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я. Коровина,...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа учебного предмета «Литература» (7-ой класс)
Примерной программы по литературе основного общего образования. Литература: 5-9кл. Настоящая программа составлена в соответствии...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа учебного предмета «литература»
«Средняя общеобразовательнаяшкола №5 им. К. И. Пушновой с углубленным изучением отдельных предметов» г. Брянска

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconПрограмма по культуре общения под редакцией И. А. Стернина в 8 классе...
Рабочая программа учебного предмета «Культура общения. 8 класс» составлена на основе Сборника «Культура общения 5-11 классы. Программа....

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции