Пояснительная записка. Предлагаемая программа опирается на Федеральный государственный стандарт общего образования, примерную программу основного общего образования по литературе и программу А. Г. Кутузова к учебникам 5-11классов




Скачать 229.66 Kb.
НазваниеПояснительная записка. Предлагаемая программа опирается на Федеральный государственный стандарт общего образования, примерную программу основного общего образования по литературе и программу А. Г. Кутузова к учебникам 5-11классов
Дата публикации16.10.2014
Размер229.66 Kb.
ТипПояснительная записка
literature-edu.ru > Литература > Пояснительная записка
Лазебник Лина Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «СОШ №4», г.Корсаков

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Предлагаемая программа опирается на Федеральный государственный стандарт общего образования, примерную программу основного общего образования по литературе и программу А.Г. Кутузова к учебникам 5-11классов под редакцией А.Г.Кутузова. Реализует концепцию литературного образования с опорой на творческую деятельность. При этом данная программа включает технологические приемы освоения содержательной части, которые представлены системой коммуникативно-творческих работ.

На освоение содержания программы федеральным базисным учебным планом отведено: 2ч в неделю, т.е. в году 70 ч., 1четверть -18ч., 2 четверть -14ч., 3 четверть -20ч., 4 четверть -18 ч., внеклассного чтения – 3 ч., сочинений – 4 ч., самостоятельных работ - 2

Темы сочинений и контрольных работ:

- сочинение современной сказки с фольклорными героями

- самостоятельная работа по теме «Современная притча»

- классное сочинение «Судьба героя-романтика в России»

- самостоятельная работа «Анализ языка стихотворения Ф. Тютчева»

- классное сочинение «Человек на войне»

- классное сочинение «Сквозь пространство и время»

Под литературным образованием понимается изучение литературы как искусства слова, а целью изучения литературы в 8 классе является:

- развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.

- воспитание духовно развитой личности формирование творчества читателя, способного к полноценному восприятию предмета в контексте мировой духовной культуры

- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры, развитие устной и письменной речи

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания

Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы. К их числу можно отнести:

- освоение текстов художественных произведений;

- осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;

- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и интерпретации литературно-художественных произведений;

- освоение историко-литературных сведений, обеспечивающих адекватное и полноценное понимание художественного произведения.

Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью, так и с эстетической функцией литературы (см. Стандарты). Структурообразующими составляющими программы А. Г. Кутузова являются базовые теоретико-литературные понятия. Для 8 класса это «Литература и традиция», поэтому формулировки тем уроков составлены с учетом данного базового понятия и не противоречат сложившейся ранее системе, учитывают этапы литературного развития учащихся.

Кроме того, концептуальная основа программы А. Г. Кутузова – изучение произведений на основе творческой деятельности. Поэтому планирование составлено с учетом анализа произведения в единстве формы и содержания. Задолго до появления Стандартов в программе А. Г. Кутузова был осуществлен деятельностный подход в обучении, что также отражено в составленном тематическом планировании как в виде творческих практикумов и творческих мастерских, так и в названиях уроков.

Программа выбрана мною неслучайно. Я работала с программами В.И.Коровиной, Г.И.Беленького и остановилась на программе А.Г.Кутузова. Именно эта программа, на мой взгляд, изучает литературное произведение как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема — базовое понятие:

V класс — жанры;

VI класс — роды и жанры;

VII класс — характер — герой — образ;

VIII класс — литература и традиция;

IX класс — автор — образ — читатель;

X—XI классы — художественный мир писателя.

Базовые теоретико-литературные понятия, формирующиеся в каждом из классов, не противоречат традиционной системе. Разница заключается в том, что при ранее сложившейся системе, соответствуя логике развития подростка и юноши, формирование теоретико-литературных понятий идет «вслед» за школьником. Предлагаемая же в данной программе система направлена на формирование читательской квалификации, она не исключает логику возрастного литературного развития, а, опираясь на нее, формирует основы эстетического подхода к искусству слова.

Система теоретико-литературных понятий — неотъемлемый компонент интеллектуального багажа культурного читателя. Это не значит, что художественное произведение лишь иллюстрирует то или иное понятие. Главными условиями отбора программных произведений являются их эстетическая ценность, личностно-значимый потенциал и включенность в сферу читательских интересов учащихся. Вместе с тем всякое художественное произведение имеет двойную ориентацию на читателя и на культурную (литературную) традицию, поэтому выведение базовых теоретико-литературных понятий в качестве структурообразующего элемента кажется не только возможным, но и обязательным. Именно они обеспечивают литературное образование.

Программа определяет практическую направленность обучения в каждом классе:

V класс — переход от литературного чтения к изучению литературы;

VI—IX классы — изучение литературы как искусства слова;

X—XI классы — изучение литературы в историко-культурном и историко-функциональном аспектах.

Необходимость содержательного и структурного обновления программы обусловлена появлением стандартов литературного образования для основной (V—IX классы) школы.

Учебные цели изучения предмета более конкретны и охватывают деятельность учащихся на каждом этапе литературного развития:

V—VIII классы — обучение эстетическому анализу в различных аспектах;

IX класс — интерпретация текстов;

Х—XI классы — освоение художественного мира писателя в историко-культурном и историко-функциональном аспектах.

Историко-функциональный подход позволяет преодолеть «издержки» историко-генетического изучения художественного произведения, размыкает рамки «малого времени» бытия текста и позволяет ученику вступить в диалог с автором и профессиональными читателями (критиками и литературоведами). Тем самым преодолевается отчужденность, закрытость классического произведения от современного читателя, оно включается в сферу читательских интересов школьников.

Необходимо отметить, что в программе помимо произведений русской классики достаточно широко представлены произведения мировой литературы, расширен жанровый спектр литературы, так как формальная и содержательная специфика родной литературы может быть понята только на широком культурном фоне.

В программе не введено понятие «Развитие связной речи учащихся». Речевое развитие — психологический процесс. На всех уроках идет последовательное речевое развитие, т. е. формирование навыков слушания, говорения, чтения, письма. Работа учителя и учащихся в этом направлении обозначена в таких разделах программы, как «Творческая мастерская» и «Творческий практикум». Именно в них намечена технология освоения предмета, которая целенаправленно осуществлена в учебниках «В мире литературы».

Рассматривая литературное образование как единство трех компонентов: творчество — сотворчество — знания и умения, составители настоящей программы предлагают систему коммуникативно-творческих работ, реализованную в учебниках.

В «Творческих практикумах» предложены возможные варианты заданий разного характера, которые могут быть предложены ученику. При этом у учителя и учеников всегда есть возможность выбрать задания. Таким образом, можно сказать, что программа не только конкретизирует содержание предметных тем, но и задает технологию их освоения.

Методы обучения:

  1. Объяснительно-иллюстративный

  2. Проблемное изложение

  3. Частично поисковый

  4. Исследовательский

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса



Ученик в 8 классе должен знать:


  • базовые теоретико-литературные понятия;

  • содержание программных произведений;

Ученик должен понимать:

  • закономерности происхождения литературы;

  • жанровые особенности произведений;

Ученик должен уметь:

  • владеть умениями выразительного чтения;

  • видеть в произведении автора и авторское отношение к героям и событиям, к читателю;

  • видеть эстетическую функцию языковых средств и художественных деталей произведения;

  • самостоятельно анализировать литературно-художественные произведения и их фрагменты соответственно уровню подготовки;

  • грамотно строить монологические высказывания различных форм и жанров, владеть культурой диалогической речи;

  • выполнять элементарные исследовательские работы.


Содержание тем учебного курса

Введение

Понятие о традиции в культуре и литературе. Традиция и развитие литературы. Первоначальное понятие о новаторстве в искусстве.

Фольклорные традиции в литературе.
«Во лбу солнце, на затылке месяц, по бокам звезды». Русская народная сказка. Литературная сказка. А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ТРАДИЦИИ

«Слово о полку Игореве». Историческая основа и сюжет. Система образов. Образ Русской земли. «Слово...» и фольклор. Значение «Слова...» для судеб русской литературы.

Творческая мастерская.

Жизнь произведения в культуре другого времени (//. А. Бунин. «К о в ы л ь»; И. Северянин. «Игорь и Ярославна»).

Творческий практикум.

ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ТРАДИЦИИ

«Поучение Владимира Мономаха».

«Письмо преподобного оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к превосходительной NN». Жанр поучения в духовной литературе.

Оптина пустынь и русская литература.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА И ЕЕ ТРАДИЦИИ

Начальное представление о культурных эпохах и литературных направлениях.

Общечеловеческое в литературе. Сонет как литературный жанр.

Данте Алигьери. Сонет XLIX (из книги «Новая жизнь»); Ф. Петрарка. Сонет CCLVII (из «Книги песен на жизнь мадонны Лауры»); У. Шекспир. Сонет XXIII («Как на подмостках жалкий лицедей...»).

А. С. Пушкин. Сонет. Начальное представление о взаимовлиянии национальных литературных традиций.

Творческая мастерская.

Как сделан сонет.

Творческий практикум.

Западноевропейский сонет в русских переводах (сонет LXVI У. Шекспира в переводах С. Маршака и Б. Пастернака).

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА И ЕЕ ТРАДИЦИИ

Традиции древнерусской, античной и зарубежной литературы в новой русской литературе XVIII века. Понятие о влиянии литератур.

Д. И. Фонвизин. «Недоросль». Основные характеры. Драматургический конфликт. Особенности композиции. Способы создания комического эффекта. Отражение в комедии идей XVIII века. Значение комедии для современников и последующих поколений.

Р. Державин. «Осень во время осады Очакова» (отрывок), «Снегирь». Понятие о философской лирике. Духовный мир человека XVIII века. «Высокая» и «низкая» лексика. Аллегория, олицетворение. Ода как жанр.

Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». Изменение взгляда на человека в литературе XVIII века. Основа конфликта. Характеры главных героев. Демократизм повести. Представление о сентиментализме. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» в русской литературе.

Творческая мастерская.

Традиции и новаторство произведений XVIII века.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА И ЕЕ ТРАДИЦИИ

Романтические традиции в литературе. Романтизм и романтический герой.

Дж. Г. Байрон. «Корсар» как романтическая поэма. Образ «байронического героя». Своеобразие композиции. Байрон и русская литература.

А. С. Пушкин. «Братья разбойники» как романтическая поэма. Образ главного героя.

М. Ю.Лермонтов. «Мцыри». Развитие литературной традиции романтической поэмы. Образ главного героя. Пейзаж и его функции. Своеобразие композиции.

Е.А.Баратынский. «Водопад», «Чудный град порой сольется...»; Ф. И. Тютчев. «С поляны коршун поднял-с я...»; Романтические традиции в русской лирике.

Н.В. Гоголь «Портрет». Тема ответственности человека за свою судьбу.

Творческая мастерская.

Традиции в создании образа романтического героя.

РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ В ЛИТЕРАТУРЕ

А. С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Предисловие «От издателя» и его художественные функции. «Станционный смотритель». Образ и тема «маленького человека» в русской литературе.

И.С.Тургенев «Бирюк». Роль портретной характеристики и окружающей обстановки для раскрытия характера героя. Роль рассказчика.

Н.С.Лесков «Человек на часах». ». Конфликт в произведении.

Традиции русской духовной и светской литературы в изображении чувства и долга, человечности и чести.

Сочинение – рассуждение на тему «Борьба чувства и долга в литературных произведениях».

Ги де Мопассан. «Ожерелье». Реалистические традиции в европейской литературе. Взаимовлияние литератур. Творческий практикум.

Сочинение-характеристика «Герой реалистического произведениях. Сочинение-рассуждение или дискуссия «Злободневное и вечное в произведении».

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА И ЕЕ ТРАДИЦИИ

М. Горький. М. Горький «Макар Чудра». Образная система произведения.

Композиция, язык и стиль произведения. Роль автора – рассказчика.

Творческий практикум. «Образ женщины в романтической литературе XIX – XX в.» (или сопоставление Людмилы и Радды). Романтические традиции в рассказе: новое в образе героя, конфликте, стиле.

А. де Сент-Экзюпери. «М аленький принц». Развитие романтических традиций в европейской литературе. Идеал и реальность в философской повести-сказке.

А. С. Грин. «Алые паруса». Повесть и феерия. Художественный символ. Сказочное и реальное в повести. Чистота и возвышенность чувств, лиризм повести.

A. Т. Твардовский. Из «Автобиографии», «Василий Теркин» («От автора», «Переправа», «Гармонь», «Бой в болоте», «Смерть и воин»). Реалистические традиции. Романтическое и реалистическое в изображении войны. Человек на войне. Обобщенный образ героя. Национальный характер в литературе. Фольклорная основа, свободный сюжет. Особенности жанра.

Н. М. Рубцов. Поэтический мир поэта. Природа и родина в его лирике.

B. М. Шукшин. «Дядя Ермолай», «Стенька Разин». Традиции реализма. Образ «маленького человека». Смысл жизни и назначение человека. Герой-правдоискатель. «Открытый» финал как художественный прием.

Творческая мастерская.

Сравнивая Примерную программу с рабочей программой по УМК А.Г. Кутузова, должно сказать, что Примерная программа составлена в соответствии с обязательным минимумом содержания литературного образования, она является ориентиром для составления рабочих программ: она определяет инвариантную часть учебного курса , за пределами которого остаётся возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования.

В Примерной программе указано общее количество часов на изучение того или иного литературного периода или авторских произведений с 5 по 9 класс. Также указан перечень произведений с 5 по 9 класс в целом. В авторской программе распределение часов и тем поурочное, рассчитанное на определённый год обучения, в данном случае на 8 класс.


Примерная программа

Рабочая программа

Введение: 2ч.

Из русского фольклора: 15ч.

Русские народные сказки

Из древнерусской литературы: 25ч.

«Повесть временных лет»

«Поучение Владимира Мономаха»

«Слово о полку Игореве»

Из литературы ХVIII века: 15ч.

Д.И.Фонвизин: 8ч.

Н.М.Карамзин: 4ч.

Из литературы XIX века: 170ч.

А.С.Пушкин

М.Ю.Лермонтов

Н.В.Гоголь

И.С.Тургенев

Ф.И.Тютчев
Н.С.Лесков

Из литературы ХХ века (1половины)

М.Горький

А.Т.Твардовский

М.А.Шолохов

Из литературы ХХ века (2половины)

В.Г.Распутин

Н.М.Рубцов

Зарубежная литература

Байрон

А .де Сент-Экзюпери

Сведения по истории литературы:

Русская литература как национальное достояние народа. Литературные направления. Нравственная и историко- культурная проблематика литературы. Выдающиеся русские критики и учёные литературоведы.


Введение: 2ч.

Из русского фольклора: 2ч.

Русская народная сказки «Во лбу солнце на затылке месяц, по бокам звёзды»

Из древнерусской литературы:

«Повесть временных лет» 2ч.

«Поучение Владимира Мономаха» 1ч.

«Слово о полку Игореве» 7ч.

Из литературы ХVIII века:

Д.И.Фонвизин: 4ч.

Н.М.Карамзин: 2ч.

Из литературы XIX века: 170ч.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»1ч., «Братья разбойники» 2ч.

М.Ю.Лермонтов «Мцыри» 2ч.

Н.В.Гоголь «Портрет» 2ч.

И.С.Тургенев «Бирюк» 2ч.

Ф.И.Тютчев лирика 2ч.
Н.С.Лесков «Человек на часах» 2ч.

Из литературы ХХ века (1половины)

М.Горький «Макар Чудра» 2ч.

А.Т.Твардовский «Василий Тёркин» 2ч.

М.А.Шолохов «Дядя Ермолай» 1ч.

Из литературы ХХ века (2половины)

В.Г.Распутин «Уроки французского» 1ч.

Н.М.Рубцов лирика 1ч.

А.С.Грин «Алые паруса» 1ч.

Зарубежная литература

Байрон «Корсар» 1ч.

А .де Сент-Экзюпери «Маленький принц» 1ч.

Ги де Мопасан «Ожерелье» 1ч.

Сведения по истории литературы:

Первичные сведения о литературных направлениях: классицизме, сентиментализме, романтизме, реализме.


Нормы оценки знаний,

умений и навыков учащихся

по литературе.

ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

ОЦЕНКА ЗА СОЧИНЕНИЕ
Сочинение - основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
1.соответствие работы ученика теме и основной мысли;
2.полнота раскрытия темы;
3.правильность фактического материала;
4.последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
1.разнообразие словаря и грамматического строя речи;
2.стилевое единство и выразительность речи;
3.число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок орфографических, пунктуационных и грамматических.


Отметка “5”

1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.


Отметка “4”

1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3. Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Отметка “3”
1.В работе допущены существенные отклонения от темы.
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

Отметка “2”
1.Работа не соответствует теме.
2.Допущено много фактических неточностей.
3.Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
4.Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
5.Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

Оценка творческих работ

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы.
Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:
— соответствие работы ученика теме и основной мысли;
— полнота раскрытия тема;
— правильность фактического материала;
— последовательность изложения.
При оценке речевого оформления учитываются:
— разнообразие словарного и грамматического строя речи;
— стилевое единство и выразительность речи;
— число языковых ошибок и стилистических недочетов.
При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается
правильное оформление сносок;
соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;
реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;
широта временного и фактического охвата дополнительной литературы;
целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

Оценка дополнительных заданий:

При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом:

«5» – если все задания выполнены;

«4»– выполнено правильно не менее ¾ заданий;

«3» – за работу, в которой правильно выполнено не менее половины работы;
«2» – выставляется за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Критерии оценивания презентаций

Критерии
оценивания

Параметры

Оценка

Дизайн презентации

— общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;




— диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;




— текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;




— списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;




— ссылки – все ссылки работают







Средняя оценка по дизайну




Содержание

— раскрыты все аспекты темы;







— материал изложен в доступной форме;







— систематизированный набор оригинальных рисунков;







— слайды расположены в логической последовательности;







— заключительный слайд с выводами;







— библиография с перечислением всех использованных ресурсов.







Средняя оценка по содержанию




Защита проекта

— речь учащегося чёткая и логичная;







— ученик владеет материалом своей темы;







Средняя оценка по защите проекта







Итоговая оценка






Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.
Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.
Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.
Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

Календарно-тематический план для 8 классов по литературе ориентирован на использование следующего учебно-методического комплекта:

для учителя:

Учебник-хрестоматия «Литература 8 класс»

Литература. Поурочные планы по программе Кутузова 8 класс

Литература. Тематическое планирование по программе Кутузова

Н.В.Егорова. Универсальные поурочные разработки по литературе к учебнику-хрестоматии Кутузова.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка. Предлагаемая программа опирается на Федеральный государственный стандарт общего образования, примерную программу основного общего образования по литературе и программу А. Г. Кутузова к учебникам 5-11классов iconПояснительная записка рабочая программа основного общего образования...
К результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования...

Пояснительная записка. Предлагаемая программа опирается на Федеральный государственный стандарт общего образования, примерную программу основного общего образования по литературе и программу А. Г. Кутузова к учебникам 5-11классов iconПояснительная записка к рабочей программе по изобразительному искусству....
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: Приказ Министерства образования и науки Российской...

Пояснительная записка. Предлагаемая программа опирается на Федеральный государственный стандарт общего образования, примерную программу основного общего образования по литературе и программу А. Г. Кутузова к учебникам 5-11классов iconПубличный доклад о введении Федерального государственного образовательного...
Федеральный государственный стандарт начального общего образования реализуется в 13 общеобразовательных учреждениях Ачитского городского...

Пояснительная записка. Предлагаемая программа опирается на Федеральный государственный стандарт общего образования, примерную программу основного общего образования по литературе и программу А. Г. Кутузова к учебникам 5-11классов iconРабочая программа по курсу «История» 5-9 класс «Рассмотрено»
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от...

Пояснительная записка. Предлагаемая программа опирается на Федеральный государственный стандарт общего образования, примерную программу основного общего образования по литературе и программу А. Г. Кутузова к учебникам 5-11классов iconПояснительная записка к рабочей программе нормативные документы
Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного)...

Пояснительная записка. Предлагаемая программа опирается на Федеральный государственный стандарт общего образования, примерную программу основного общего образования по литературе и программу А. Г. Кутузова к учебникам 5-11классов iconПояснительная записка рабочая программа составлена в соответствии...
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённым приказом Минобразования России...

Пояснительная записка. Предлагаемая программа опирается на Федеральный государственный стандарт общего образования, примерную программу основного общего образования по литературе и программу А. Г. Кутузова к учебникам 5-11классов iconПояснительная записка. Настоящая программа по литературе для V класса...
Изменения,внесённые в авторскую учебную программу и их обосновании. В авторской программе по литературе для 5-9 классов рассчитана...

Пояснительная записка. Предлагаемая программа опирается на Федеральный государственный стандарт общего образования, примерную программу основного общего образования по литературе и программу А. Г. Кутузова к учебникам 5-11классов iconПримерная программа основного общего образования по литературе для...
...

Пояснительная записка. Предлагаемая программа опирается на Федеральный государственный стандарт общего образования, примерную программу основного общего образования по литературе и программу А. Г. Кутузова к учебникам 5-11классов iconПримерная программа основного общего образования по литературе для...
...

Пояснительная записка. Предлагаемая программа опирается на Федеральный государственный стандарт общего образования, примерную программу основного общего образования по литературе и программу А. Г. Кутузова к учебникам 5-11классов iconРабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе...
Официальные документы в образовании, 2004, №5),примерной программы основного общего образования по литературе и программы под ред....

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции