Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Красноярская основная общеобразовательная школа»
«Согласовано»
Руководитель МО МОУ «Красноярская ООШ»
М. Ю. Романова
Протокол № ___ от «__»
__________________2011г.
|
«Согласовано»
Заместитель директора по УР МОУ «Красноярская основная общеобразовательная школа»
М. М. Глухова
«__»________________2011г.
|
«Утверждаю»
Директор МОУ «Красноярская основная общеобразовательная школа»
В. Г.Архипов
Приказ № ___ от «__»_______________2011г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
к учебному курсу «Литература»
9 класс
учителя русского языка и литературы
Романовой Марины Юрьевны
2011-2012 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку; календарно-тематический план, перечень разделов учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы.
Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.
Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа 9 класса рассчитана на 3 часа в неделю, 102 часа в год. Реализуется в классе со средним образовательным уровнем.
Перечень разделов учебного курса
Разделы
|
Количество часов
|
Сочинения
|
Древнерусская литература
|
5
|
|
Русская литература 18 века
|
8
|
1
|
Русская литература 1 половины 19 века
|
57
|
12
|
Русская литература 2 половины 19 века
|
20
|
2
|
Современная литература
|
3
|
|
Зарубежная литература
|
7
|
|
Резервные уроки
|
2
|
|
Итого
|
102
|
15
|
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
историко-культурный контекст изучаемых произведений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
сопоставлять литературные произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебники
|
Учебные пособия
|
Методические пособия
|
Коровина В.Я., Забарский И.С., Коровин В.И.. Литература 9 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008.
|
Коровина В.Я., Коровин В.И., Забарский И.С.Читаем, думаем, спорим… 9 класс. М. Просвещение. 2004
|
Коровина В.Я., Забарский И.С. Коровин В.И. Литература: 9 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2006, 2007, 2008
|
Календарно-тематическое планирование
№
|
Тема урока
|
Кол. час.
|
Элементы содержания
|
Виды учебной деятельности
|
Требования к уровню подготовки учащихся
|
Виды контроля
|
Домашнее задание
|
Интернет-ресурсы
|
Дата план
|
Дата факт
|
Древнерусская литература (5 часов)
1
|
«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы
|
1
|
Открытие «Слова…», его издание и изучение. Вопрос о времени создания и авторстве. Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция
|
Чтение статьи учебника, пересказ очерка Д. Лихачёва, рассказ об истории открытия «Слова…», ответы на вопросы, сопоставление «Слова…» с летописными источниками
|
Знать историческую основу памятника, историю его открытия, содержание произведения. Понимать жанровые особенности «Слова…». Уметь составлять план прочитанного, выделять смысловые части. Уметь сопоставлять произведение с летописными источниками
|
Составление плана «Слово о полку Игореве». Сопоставление с летописными источниками
|
Определить в тексте «Слова…» композиционные части, выразительное чтение «Слова…»
|
|
|
|
2
|
«За землю Русскую». Осмысление текста памятника
|
1
|
Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея «Слова…»
|
Чтение и восприятие текста, осмысление сюжета, выразительное чтение, ответы на вопросы, комментирование текста, анализ художественного текста
|
Знать жанр и композицию произведения, нравственно-патриотическую идею «Слова…». Понимать, в чём заключается патриотизм произведения, какова роль изобразительно-выразительных средств. Уметь выделять смысловые части, формулировать идею произведения, выразительно читать
|
Аналитическое чтение
|
Ответить на вопрос: «Как проявляется в «Золотом слове» Святослава идея произведения?»
|
|
|
|
3
|
Вечные образы «Слова…»
|
1
|
Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины
|
Чтение и восприятие художественного произведения, ответы на вопросы, рассуждение «Как проявляется в «Золотом слове» Святослава смысл произведения?», выразительное чтение эпизодов, комментирование художественного текста, анализ текста
|
Знать приёмы создания характеров героев, художественные средства выразительности. Понимать особенности воплощения автором образов князей, Ярославны, патриотическую идею произведения. Уметь характеризовать героя произведения
|
Составление характеристик героев, ответы на вопросы
|
Выразительное чтение эпизода «Плач Ярославны», устное сочинение «Каким предстаёт в тексте поэмы князь…»
|
|
|
|
4
|
Поэтическое искусство автора
|
1
|
Символика «Слова…», своеобразие авторского стиля. «Слово …» и фольклорная традиция. Значение памятника для русской культуры. Переводы и переложения произведения
|
Ответы на вопросы, устное сочинение «Каким предстаёт в тексте поэмы князь…», выразительное чтение плача Ярославны, анализ текста, ответы на вопросы
|
Знать авторов поэтических переводов, своеобразие авторского стиля. Понимать образ автора в произведении. Уметь выявлять авторскую позицию, выразительно читать, строить монологическое высказывание
|
Устное сочинение «Каким предстаёт в тексте поэмы князь…». Анализ образа автора. Поиск примет авторского стиля
|
Наизусть «Плач Ярославны»
|
|
|
|
5
|
Анализ эпизода «Плач Ярославны»
|
1
|
Нравственно-патриотическая идея «Слова…». Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика «Слова…», своеобразие авторского стиля. «Слово…» и фольклорная традиция
|
Создание сочинения, комментирование текста
|
Знать содержание фрагмента, особенности композиционного строения эпизода. Понимать роль эпизода «Плач Ярославны» в идейном содержании произведения, позицию автора. Уметь комментировать эпизод, строить письменное высказывание, обосновывать собственную точку зрения
|
Выразительно читать наизусть «Плач Ярославны». Анализ эпизода
|
Прочитать о классицизме стр. 31-32
|
|
|
|
|