"феномен ломоносова"




Скачать 135.76 Kb.
Название "феномен ломоносова"
Дата публикации 14.10.2014
Размер 135.76 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы


Тема:"ФЕНОМЕН ЛОМОНОСОВА"

(Интегрированный урок химии и литературы).
Учитель химии и биологии ГБОУ специальная школа №9 города Москвы Л.С. Кочина,

учитель литературы и русского языка ГБОУ специальная школа №9 города Москвы В.М. Кондрашкина.

Цели урока: Познакомить учащихся с жизнью и научной деятельностью великого русского ученого М.В. Ломоносова, подчеркнуть особенности характера ученого: патриотизм, уверенность в будущем российской науки и его творцов; расширить знания учащихся о Ломоносове как химике и литераторе, активизировать познавательную деятельность учащихся; развивать познавательный интерес к предметам химии и литературе; развивать умения: работать с дополнительной литературой, конспектировать, выбирать главное, делать выводы; воспитывать гражданственность и патриотизм учащихся.

Девиз урока: "Гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба". В.Г. Белинский.

Эпиграф урока: "Я говорю об ученом, образованном человеке, для которого жить - мыслить". Цицерон.

Тип урока: интегрированный урок с использованием ИКТ.

Методы и приемы: словесные (беседа, рассказ), наглядно-иллюстративные (демонстрация), использование ИКТ (презентация), демонстрация слайдов.

Оборудование и реактивы: стенд "М.В. Ломоносов - флагман российской науки", кадры из документального фильма "Михайло Ломоносов", кадры из художественного фильма "Михайло Ломоносов", ТСО (компьютер, проектор, экран), таблица растворимости, рычажные весы, маркеры, стаканчики с раствором сульфата меди, с растворами щелочей, с растворами соляной кислоты, с раствором соды, спиртовой раствор фенолфталеина, учебники русской литературы для 9-ых классов, "Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года" М.В. Ломоносова, "Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния"; таблица "Теория трех штилей".

ХОД УРОКА.
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Приветствие, проверка отсутствующих, создание благоприятного настроя.
II.СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ УРОКА Ученики записывают дату, тему в тетрадь.
III.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1.Учитель литературы: " Богата славными именами Земля Русская. Среди них особое место занимает имя первого нашего гениального ученого, выдающегося поэта, общественного деятеля Михаила Васильевича Ломоносова, двинувшего вперед развитие отечественной науки, культуры, языка. В этом году исполняется 300 лет со дня его рождения. Сегодня мы обобщим, систематизируем и дополним Ваши знания о деятельности выдающегося ученого.

Девизом нашего урока являются слова литературного критика В.Г. Белинского " Гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба". В конце урока мы с вами попытаемся дать объяснение данным словам".
2.Учитель химии: "А.С. Пушкин писал: "Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец - он все испытал и все проник; первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка, дает законы и образцы классического красноречия, открывает физические и химические законы, дарит художества мозаическими произведениями и, наконец, открывает нам истинные источники нашего языка." Давайте посмотрим фрагмент биографии М.В. Ломоносова".

А). Просмотр документального фильма о детстве ученого.

Б).Прежде чем говорить об открытиях М.В. Ломоносова, мы продолжим разговор о его жизни. (Рассказ ученицы).

При знакомстве с жизнью ученого ученица использует стенд "

М.В. Ломоносов - флагман российской науки": 1731-1735 гг. - учеба в Московской Славяно - греко - латинской академии.

1736 г. 12 января зачислен студентом в Санкт-Петербургский академический университет.

1736 - 1739 гг. - обучался в Марбургском университете.

1739 - 1740 гг. - под руководством И.Ф. Генкеля обучался горному делу.

1741 г. 8 июня вернулся в Санкт - Петербург.

1745 г. 25 июля назначен профессором химии Академии наук и художеств.

1760 г. 30 апреля Шведская королевская Академия наук избрала М.В. Ломоносова своим почетным членом.

1765 г. 4 апреля скончался от воспаления легких в собственном доме на реке Мойке и похоронен на Лазаревском кладбище Александро - Невской лавры.

В). Ученик, используя демонстрацию слайдов, рассказывает о литературных открытиях М.В. Ломоносова.
3.Учитель литературы: " Рассказ о Ломоносове можно было продолжить и его собственными высказываниями, раскрывающими высокую любовь к Родине, самоотверженную преданность русской науке и просвещению, сознание ответственности перед молодым поколением, чувство собственного достоинства, независимость мыслей и убеждений недавнего крестьянина, сына поморского рыбака, великим трудом и стремлениями к знаниям не только достигшего уровня передовой европейской науки, но и в ряде областей значительно превзошедшего его".
4.Роль Ломоносова в изучении химии.

Учитель химии знакомит учащихся с открытием М.В. Ломоносовым закона сохранения массы веществ.

Ломоносов М.В. был первым физикохимиком, создал первую русскую химическую лабораторию. Когда заходила речь о его профессии, отвечал не задумываясь: "Химик". До него химию не считали наукой, а лишь "химическим искусством". После его работ искусством ее уже не называл никто. М.В. Ломоносов дал формулировку принципа ("всеобщего естественного закона") сохранения вещества: "Все перемены, в натуре случающиеся, такого суть состояния, что от одного тела отнимается, столько присовокупиться к другому".Этот закон впервые был открыт в середине XVIII века гениальным русским ученым М.В. Ломоносовым. При всех условиях общая масса этих веществ остаются совершенно неизменными. В этом состоит закон сохранения материи: Материя вечна, и ее количество во Вселенной неизменно. Материя не может исчезнуть бесследно или возникнуть из нечего.

Ставиться проблемный вопрос: "Изменится ли масса реагирующих веществ по сравнению с массой продуктов реакции?"

Учитель химии:"Предлагаю обратиться к опытам! Беру обычные весы со стрелкой. Ставлю на платформу весов два стаканчика:

а) один с раствором CuSO4, другой с раствором NaOH, отмечаю маркером значение показание стрелки на циферблате, сливаю растворы в один стакан, другой ставлю рядом, и ребята отмечают. что показание стрелки не изменились. хотя реакция и прошла. о том свидетельствует выпадение голубого осадка. На доске учащиеся записывают уравнения реакции. Исходные вещества: Продукты реакции:

CuSO4 + 2 NaOH = Cu(OH)2 + Nа2SO4

б) аналогично проводится и реакция нейтрализации - к окрашенной фенолфталеином щелочи приливается избыток кислоты из другого стаканчика - показание стрелки, отмеченное маркером другого цвета, не изменилось. Исходные вещества: Продукты реакции:

NaOH + HCI = NaCI + H2O

Вывод: масса веществ, вступивших в реакцию равна массе веществ, образовавшихся в результате реакции.

в) можно поставить еще одну проблемную демонстрацию, на весах со стаканчиками: в одном раствор Na2CO3, в другом соляная кислота. Показания на весах отмечается третьим маркером. Наблюдаем изменение показания в меньшую сторону. Почему? Верно, образовался газ, недаром в уравнениях рядом с формулами газом ставятся стрелки. направленные вверх. На доске учащиеся записывают уравнение химической реакции.

Исходные вещества: Продукты реакции:

Na2CO3 + 2HCI = 2NaCI + H2O + CО2

Объясним этот закон с точки зрения атомно - молекулярного учения. Молекулы состоят из атомов, атомы при химических реакциях не изменяются и не исчезают, происходит лишь их перегруппировка. Поэтому число атомов до реакции и после остается неизменным, а значит их общая масса не изменится.

Расставьте коэффициенты в схемах химических реакций:

а) NO + O2 NO2

б) Fe2O3 + AI AI2O3 + Fe

в) AgBr Ag + Br2

5.Учитель химии: "В 1752 году Ломоносов занимался организацией стекольной фабрикой в Усть - Рудице, он написал стихотворное послание

"Письмо о пользе стекла". В этом письме Ломоносов перечисляет разные возможности применения и производства стекла". Ученики читают отрывки из стихотворного послания "Письмо о пользе стекла" и комментируют их. Ученик 1:

"Неправо о вещах те думают, Шувалов,

Которые Стекло чтут ниже Минералов,
Приманчивым лучем блистающих в глаза:
Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса
Нередко я для той с Парнасских гор спускаюсь;
И ныне от нее на верьх их возвращаюсь,
Пою перед тобой в восторге похвалу
Не камням дорогим, ни злату, но Стеклу...

...Чего и сильный огнь не может разрушить,
Других вещей земных конечный разделитель:
Стекло им рождено; огонь его родитель.

С натурой некогда он произвесть хотя
Достойное себя и оныя дитя,...

Но Этна правде сей свидетель вечный нам,
Которая дала путь чудным сим родам.
Из ней разжженная река текла в пучину,
И свет, отчаясь, мнил, что зрит свою судьбину!
Но ужасу тому последовал конец:
Довольна чадом мать, доволен им отец.
Прогнали долгу ночь и жар свой погасили
И Солнцу ясному рождение открыли.
Но что ж от недр земных родясь произошло?
Любезное дитя, прекрасное Стекло..."

Комментарии ученика": Под" матерью" подразумевалась "натура" - природа, под "отцом" - огонь. Вулканическое "стекло" образовалось из остывшей лавы после извержения вулкана Этны. История возникновения стекла весьма расплывчата. Предполагается, что изначально древние люди увидели две формы естественного стекла, образующегося в естественных природных условиях. При ударе молнии в песок образуются длинные стеклянные трубы - результат оплавления песка под влиянием большой температуры. Нечто подобное было замечено и в тех местах, где над созданием стекла "поработала" раскаленная лава - при вытекании из жерла вулкана она оплавляет скальный массив и песок в новое вещество - обсидиан.

Кстати, его люди довольно быстро научились использовать для своих нужд - украшали им ножи, делали драгоценности, деньги. стекло известно людям уже около 55 веков. Самые древние образцы обнаружены в Египте. В Индии, Корее, Японии найдены стеклянные изделия более тысячи лет назад к 2000 году до нашей эры. А первые стекольные заводы начали появляться только в XVIII веке. Стекло представляет собой находящуюся в застывшем состоянии жидкость. Это аморфное вещество, которое не обладает в твердом состоянии свойствами кристаллического вещества. Основным компонентами, образующими стекло. являются:

а) кварцевой песок ( 69-74%),

б) сода ( 12-16%),

в) известняк,

г) доломит ( 5-12%),

д) и в небольших процентных соотношениях некоторые другие

компоненты.

Кроме основных сырьевых компонентов можно вводить различные добавки, например, для окрашивания стекла в желаемый цвет или для изменения других свойств стекла". Показ слайда.

Ученик 2:

" ...Тем стало житие на свете нам счастливо:

Из чистого Стекла мы пьем вино и пиво

И видим в нем пример бесхитростных сердец:

Кого льзя видеть сквозь, тот подлинно не льстец.

Стекло в напитках нам не может скрыть примесу;

И чиста совесть рвет притворств гнилу завесу.

Но столько ли уже, Стекло, твоих похвал,

Что нам в тебе вино и мед сам слаще стал?

Никак! сие твоих достоинств лишь начало,

Которым мастерство тебе с природой дало.

Исполнен слабостью наш краткий в мире век:

Нередко впадает в болезни человек!

Он ищет помощи, хотя спастись от муки,

И жизнь свою продлить врачам дается в руки.

Умев приличные лекарство предписать;

Лекарства, что в Стекле хранят и составляют;
В Стекле одном оне безвредны пребывают.
Мы должны здравия и жизни часть Стеклу:
Какую надлежит ему принесть хвалу!
Хоть вместо оного замысловаты хины
Сосуды составлять нашли из чистой глины;
Огромность тяжкую плода лишенных гор
Художеством своим преобратив в Фарфор,
Красой его к себе народы привлекают,
Что, плавая, морей свирепость презирают.
Однако был бы он почти простой горшок,
Когда бы блеск Стекла дать помощи не мог.

Оно вход жидких тел от скважин отвращает,
Вещей прекрасных вид на нем изображает.
6.Учитель химии:

"В этом же году Ломоносов создал мастерскую, в которой производились художественные изделия из особого разноцветного сплава - мозаики. В этой мастерской под руководством Ломоносова была создана мозаичная картина " Полтавская битва", сохранившаяся до наших дней. На картине изображен Петр I вместе со своими сподвижниками на поле Полтавской битвы в разгар сражения. Изделия мозаичной мастерской Ломоносова не уступали лучшим заграничным образцам. Показ слайда №9, на котором изображена мозаичная картина "Полтавская битва". На другом слайде изображены Екатерина Великая со своей свитой в стекольной мастерской Ломоносова".
Ученик 3:


Мозаичное искусство (его еще называют мусийным искусством) - это искусство подражать живописи, используя набор мелких цветных камней и стекол. Мозаика - это композиция из разноцветных кусков дерева, стекла, камней, кости, перламутра и др. материалов, употребляемых в форме приблизительно одинаковой величины кубиков, столбиков или пластинок, скрепляемых на плоскости помощью цемента, воска, мастики или клея. Мозаика процветала у греков, римлян в древности, а в средние века - в Византии и Италии, от которых распространилась по всей Европе. В России мозаичное искусство стало развиваться с 1840-х годов.

Считается, что первое мозаичное стекло было произведено в Египте уже в 360 г. до н.э., а производство стекла достигло кульминационного момента в Риме и Александрии в течение первого столетия до н.э. и первого столетия н.э. Затем производство мозаичного стекла остановилось, возможно, из-за того, что вкусы и предпочтения его потребителей изменились. Только в конце XIX в. мозаичное стекло снова появляется в Мурано, в археологических раскопках в Помпеях и Геркулануме обнаружили некоторые образцы раннего мозаичного стекла. Стеклянные пруты по-прежнему изготавливались в печи. Но в это время мастера как раз переходили от использования масляных ламп, сжигающих животный жир, к газовым горелкам, работающим от бытового газа и воздуха (1845-1850 гг.). Именно с облегчением техники lampwork

стекольщики смогли развить многие знания о стекле и

получить разнообразные стили мозаичного стекла. После этого времени мозаичное стекло со сложным рисунком постепенно стало выходить из моды, возможно, из-за больших временных затрат на его создание, а отсюда и соответствующей цены. Однако, многие более простые образцы отожженного мозаичного стекла выпускаются с тех пор и до настоящего времени, к примеру, при изготовлении пресс-папье, а также в дутых изделиях. Сложное мозаичное стекло, сделанное при помощи горелки (lampwork) или горелки и печи, практически пропало до недавнего времени. В последнее время некоторые художники занялись исследованием и экспериментами, чтобы вновь открыть этот очаровательный мир мозаичного стекла.

Общий способ изготовления мозаичного стекла состоит в следующем. Разноцветные стеклянные нити спаиваются в узкий цилиндрический прут, поперечный разрез которого имеет вид звездочки, розетки, круга или какой-либо другой фигуры. Затем этот стеклянный прут разрезается на множество тонких дисков (как режут хлебный багет), и затем эти пластинки (муррина, murrina) вводятся в стеклянную массу. Изделия, изготовленные из мозаичного стекла, представляют собой пестрое поле, сотканное из звездочек, розеток и т.п., в зависимости от использованных мурринов. Показ слайдов.



7.Учитель литературы: Смыслом жизни Ломоносова до самого последнего дня было " утверждение наук в отечестве", которое он считал залогом процветания своей родины. Ломоносов - поэт заложил основы современного русского литературного языка. Ломоносов - представитель классицизма и знаменит своими " торжественными", или " похвальными одами: "На день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны (1747 г.), "Вечернее размышление о Божием величестве"( 1751 г.) и др. В своих одах Ломоносов славил российских самодержцев и прославлял величие России - страны, что" коснувшись облаков, конца не зрит своей державы".Сочинял также оды наукам, которые "юношей питают, отраду старым подают".
Ученик 4:

Читает отрывок из "Оды...": "О, вы, которых ожидает Отечество от недр своих..."

8.Учитель литературы: А.С. Пушкин считал духовные оды Ломоносова лучшими его стихотворениями: "Они останутся вечными памятниками русской словесности; по ним долго еще должны мы будем изучаться стихотворному языку нашему". Как филолог, Ломоносов разработал систему русского силлабо-тонического стихосложения, изложенную им в "Письме о правилах российского стихотворства"(1739 г.). Он выдвинул теорию "трех штилей словесности, определив высокий стиль для оды и героической поэмы, средний - для трагедии, элегии. эклоги, эпической прозы, низкий - для комедии, эпиграммы и "писаний обыкновенных дел". С Ломоносова начинается наша литература: он был ее отцом и пестуном, он был ее Петром Великим", - говорил В.Г.Белинский. Ломоносов знал, что живет в злом мире, окружен врагами - мелкими льстецами, интриганами, корыстолюбцами, которые завидовали его гению. Но он не падает духом, борется против зла, личных оскорблений, потому что за ним истина и справедливость. Прочитайте еще раз на доске девиз урока, который подтверждает сказанные слова о русском ученом.

Ученики 9-го класса воспроизводят диалог Ломоносова и его покровителя, приближенного императрицы Екатерины Великой графа Шувалова.
IV. Подводится итог урока. Задается домашнее задание по литературе. Объявляются оценки.

Литература:

1. mikhail-lomonosov.compismo_o_polze_stekla.html.

2. abs-steklo.ru.

3. salon-bogemia.ru›.

4. steklo-dveri-sinop.rumozaichnoe_steklo.

5. rupoem. rulomonosov/nauki…pitayut.aspx.

6. allstude.ruLiteratura_i_russkiiy…Teoriya_treh.

7. Химия. Настольная книга учителя. 8 класс: методическое пособие / О.С.

Габриелян, Н.Г. Воскобойникова, А.В. Ящукова. М.: Дрофа, 2007.

8. О.С. Габриелян Химия. 9 класс. М.: Дрофа, 2008. 9. Химия: Неорганическая химия: 8-11 классы: Книга для учителя. -

М.: Издательство" Первое сентября", 2003. ( Я иду на урок ). 10. Журналы " Химия в школе". 11. Журналы "Литература в школе".

12.Учебник литературы. 9 класс. В.Я.Коровина, В.И.Коровин. Издательство

"Просвещение", 2006 год.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

\"феномен ломоносова\" icon Что меня поразило в личности М. В. Ломоносова?
Открывая начальную страницу биографии М. В. Ломоносова, я читаю слова: М. В. Ломоносов – гениальный русский ученый, поэт, переводчик,...
\"феномен ломоносова\" icon Внеклассное мероприятие: интеллектуальная игра
Задачи: познакомить с фактами биографии М. В. Ломоносова; воспитать чувство патриотизма на примере личности М. В. Ломоносова
\"феномен ломоносова\" icon Какой теме посвящена «Повесть о Петре и Февронии Муромских»?
Стихотворение М. В. Ломоносова «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия». Патриотизм М. В. Ломоносова
\"феномен ломоносова\" icon Г. Р. Державин «Памятник». О назначении поэта и поэзии в стихотворении
Задание: Работая в парах, составить вопрос по биографии М. В. Ломоносова с тремя ответами, один из которых верный. Таким образом...
\"феномен ломоносова\" icon Культивируемые микроорганизмы из пищеварительного тракта дождевых червей
Факультет почвоведения, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 119991, Москва, гсп-1, Ленинские горы, мгу...
\"феномен ломоносова\" icon М. В. Ломоносова» Почему А. С. Пушкин назвал М. В. Ломоносова «… первым нашим университетом»?
«Почему А. С. Пушкин назвал М. В. Ломоносова «… первым нашим университетом»? и обобщает представленный вами материал
\"феномен ломоносова\" icon Гульжан Абдезовны «Феномен образовательного знания в диспозитиве культуры»
Бейсеновой Гульжан Абдезовны «Феномен образовательного знания в диспозитиве культуры», представленную на соискание ученой степени...
\"феномен ломоносова\" icon Алексеев В. В. Личность м. В. Ломоносова в оценке а. С. Пушкина
Словом, всё то, что составляло черты разностороннего гения Ломоносова. Это было не случайно. Ещё Н. В. Гоголь говорил, что «Пушкин...
\"феномен ломоносова\" icon Сценарий литературного вечера, посвящённого 300-летию со дня рождения
М. В. Ломоносова, откроет устный журнал «Ломоносов – великий ученый». II часть вечера – интеллектуальная игра «Слабое звено». Тема...
\"феномен ломоносова\" icon Конференция состоится 11 12 марта 2014 года в мгу имени М. В. Ломоносова...
Приглашаем Вас принять участие в работе Международной научно-практической конференции «Евразийство: от диалога к взаимодействию»,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции