Михаил Васильевич Ломоносов Окружающий мир 4 класс Учитель: Эдняшева Ульяна Бинтяевна мбоу «Лиманская сош №2» 13 марта 2012год




Скачать 158.48 Kb.
Название Михаил Васильевич Ломоносов Окружающий мир 4 класс Учитель: Эдняшева Ульяна Бинтяевна мбоу «Лиманская сош №2» 13 марта 2012год
Дата публикации 14.10.2014
Размер 158.48 Kb.
Тип Презентация
literature-edu.ru > Литература > Презентация





Михаил Васильевич Ломоносов

Окружающий мир 4 класс

Учитель: Эдняшева Ульяна Бинтяевна

МБОУ «Лиманская СОШ №2»

13 марта 2012год

Окружающий мир 4 класс

13 марта 2012 г

Тема: Михаил Васильевич Ломоносов - наш первый университет.

Цели урока: познакомить с жизнью и деятельностью М.В. Ломоносова, показав его вклад в развитие России; закрепить знания детей о времени правления Петра1, его реформах, способствующих процветанию государства.

Задачи урока:

учебная – способствовать формированию у детей представления о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;

развивающая – способствовать развитию кругозора, умение делать вывод, коммуникативные способности;

воспитательная – способствовать воспитанию в детях чувства гордости, восхищения, уважения к своей Родине; здоровьесберегающая- осуществление профилактики утомления через выбор разнообразных форм работы, эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.

Наглядность.

  • Презентация к уроку, 

  • учебник А.Плешакова,

  • тесты на бумажном носителе.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Тут затеи и кроссворды,
Игры, шутки – всё для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час.

II. Проверка домашнего задания

У: Сегодня на уроке мы будем работать по группам. Делиться на группы мы будем следующим образом:
У: Каждый из Вас получил карточку с пропущенными словами, где найдёте продолжение фразы,  там работает ваша группа.

(Кто?)… передал в наследство московским князьям шапку Мономаха?

Победил хана Мамая на Куликовом поле 8 сентября 1380 года князь… .

Разбил шведов на реке Неве в 1242 году князь… .

(Кто?) … создали славянскую азбуку.

На столах стоят таблички:

Кирилл и Мефодий




Александр Невский




Дмитрий Донской




Иван Калита




ответив на вопросы, учащиеся разбиваются на группы и занимают нужный стол.

У: Разбивка на группы произошла, приступаем к работе. Чтобы перейти к следующему этапу истории, проверим домашнее задание. Вспомните, с какой исторической личностью мы познакомились на прошлом уроке.

1 этап проверки домашнего задания «Лучший знаток дат»

а) Я буду задавать вам вопросы, касающиеся темы, а вы быстро отвечайте:

– В каком веке правил Петр I? (В 18 веке)
– Когда родился Петр I? (30 мая 1672 года)
– Сколько лет прожил Петр I? (53 года)
– Назови рост Петра I? (2 м 4 см)
– Сколько лет длилась Северная война? (20 лет)

б) Я показываю таблички с датами, а вы называете событие, которое происходило в этом году?

Весна 1703 г – строился Санкт-Петербург.
1714 г – создаются «цифирные школы».
Январь 1703 г – напечатан первый номер газеты «Ведомости».
1721 г – Петр Первый стал императором

2 этап: «Объясни понятия»

На ромашке написаны понятия. Ромашка прикреплена на доске. Представители групп отрывают по 2 лепестка, совещаются с командой и затем дают ответы на вопросы

Понятия:

Кунсткамера – «кабинет редкостей» – музей, построенный в Петербурге на берегу реки Невы.
«Цифирные школы» – это школы, где главными предметами являются арифметика и геометрия.
«Бородовой знак» – возможность сохранить бороду, надо заплатить деньги и получить специальный знак.
Стрельцы – это воины-пехотинцы, вооруженные огнестрельным оружием.
Медаль – знак отличия, вручаемый за воинскую доблесть.
Ассамблеи – балы-собрания, в которых должны были принимать участие женщины.
«Чертово яблоко» – картофель.
«Верфь» – место на берегу для постройки и ремонта судов.

III. Определение темы и целей урока.

У: Петр Первый дал такой сильный толчок развитию русского народа, что даже частые придворные перевороты, последовавшие после его смерти, не могли остановить прогресс. Потребность в образовании стала ощущаться все сильнее и сильнее. Образованные и ученые люди стали выходить не только из высших слоев общества, но и из низших. Великое дело Петра – развитие российской науки - продолжил первый российский ученый. Его имя вы узнаете, разгадав кроссворд.




1

























2

























3













4

























5
















6



















7
















8






















9













1. Прозвище Петра I в истории России.
2. Как назывался его полк?
3. Что перевезли из Владимира в лавру?
4. Фамилия  Петра I
5. В устье какой реки была построена морская крепость Кронштадт?
6. Что было поставлено в центре крепости Кронштадт в честь апостолов Петра и Павла?
7. Кто занимался государственными делами, когда юный Петр стал царём?
8. Что было в округе той местности, где начали строить Санкт-Петербург?
9. Как называлось то место, где начали строить суда для частных лиц?

– Фамилия, какого ученого зашифрована в кроссворде? (Ломоносов)

– Сформулируйте, чему мы сегодня будем учиться на уроке? (Обучающиеся выдвигают свои теории о том, что нового они узнают на уроке, а после учитель подводит итог и формулирует задачи урока)

СЛАЙД I

– Тема нашего сегодняшнего урока: «Михайло Васильевич Ломоносов – первый русский университет». Так назвал Ломоносова А.С. Пушкин.

Почему он так назвал его? …Об этом мы узнаем на уроке.

IV. Работа по теме урока.

Давайте проследим, как Ломоносов стал первым русским академиком, какие его заслуги перед Отечеством.

Работать мы будем по плану: (план на доске)

  • Детство Ломоносова 

  • Путь в науку.

  • Ломоносов – ученый.



  • Каждая группа будет работать по своей теме, используя прием «инсерт».

Первая группа готовит сообщение о детстве Ломоносова.     
Учащиеся, используя прием «инсерт», готовят пересказ текста «Детство М. Ломоносова.


СЛАЙД II

. После пересказа учитель задает вопросы:

– Что закалило характер Ломоносова?
– Что интересовало любознательного мальчика?
– Какие книги он называл «вратами учености»?
– Какая у него была неодолимая страсть?

У: Вторая и третья группы работают над тем, каков был путь Ломоносова в науку?

СЛАЙД III-IV

После пересказа учитель задает вопросы:

– Какое решение принимает Ломоносов?
– В какую академию он поступает в Москве?
– Какому языку здесь обучали?
– Какие трудности возникли у Ломоносова?
– Где продолжил учебу талантливый юноша?

У: Четвёртая группа готовит информацию: «Ломоносов – ученый» .

СЛАЙД

После пересказа учитель задает вопросы:

– В каких областях знаний раскрылся талант Ломоносова?

Уч: - В Россию вернулся в 1741 году сформировавшимся ученым и стал работать в Петербургской академии наук. Михаил Васильевич преподавал много разных предметов: русский язык, историю, физику, химию и другие. Он написал первую русскую грамматику. Он первым объяснил русскому люду откуда берётся тепло и дожди, что такое планеты и кометы, отчего происходит северное сияние и многое другое.

V. ФИЗ. МИНУТКА. Ломоносов жил очень давно, но думал так же, как и мы — о солнце, о небе, о земле. И о людях, которые живут на земле. В одной из первых работ Ломоносова утверждалось, что сохранению здоровья способствует правильный образ жизни, давались рекомендации, как его организовать, т.е. режим дня. Он отличался необычайным трудолюбием, а лучшим отдыхом для себя считал смену занятий.

Где бы ни учился юноша, успехи его всегда были блестящими: первый ученик в Славяно-греко-латинской академии в Москве, один из лучших студентов университетов - при Петербургской академии наук и Марбургского университета в Германии. Круг его интересов чрезвычайно широк — химия, физика, астрономия, геология, медицина, история, филология, поэзия.

Главное дело в жизни Ломоносова – создание первого русского университета. Он открылся в 1755 году в Москве. Наука благодаря этому стала развиваться в России гораздо быстрее. Теперь не нужно было ездить за границу, чтобы получить знания и стать ученым.

Слайд «Университет»

У: Чем прославил М.В.Ломоносов Россию? Почему его помнят потомки?

На доске схема-таблица с "лучиками" – направления научных исследований учёного, в центре которой – портрет М.В.Ломоносова.



Слайды: Дети читают –какие открытия и в каких областях .

1.Открытия в области литературы, поэзии:

а) разработал правила грамматики русского языка, составил книгу “Российская грамматика”;

б) выпустил “Риторику”;

в) в1751 году вышел “Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова”.

2.Открытия в области физики:

а) открыл закон сохранения материи;

б) сконструировал термометр;

в)изобрел “ночезрительную трубу”, предшественницу современных приборов для ночных наблюдений

3. Открытия в области химии:

а) открыл первую в России химическую лабораторию;

б) составил рецепт для приготовления фарфоровых масс;

в) разработал принципы новой науки “Физической химии”.

4. Открытия в области астрономии:

а) открыл атмосферу на Венере;

б) построил телескоп.

5. Открытия в области географии:

а) составил “Полярную карту”;

б) разработал приборы для морского кораблевождения;

в) доказал возможность Северного морского пути в Индию.

6. Открытия в области геологии:

а) теория о возникновении металлов и минералов;

б) “ О причине землетрясений”.

7. Открытия в области истории:

а) закончен 1-ый том Российской истории.

б) составил “Краткий летописец с родословием”.

8. Ломоносов – художник:

а) открыл секрет изготовления смальты для мозаичных картин;

б) изготовил 40 мозаичных картин; в том числе “ Полтавскую битву”;

в) избран почетным членом Петербургской Академии художеств.

Уч: - У А.С.Пушкина эта мысль записана так: «Историк, Механик, Химик, Художник, Стихотворец, Ритор – он все испытал и все проник». Заслуги ученого в каждой из перечисленных наук были настолько велики, что Пушкин все слова записал с большой буквы. Этим он показал свое уважение к великому ученому России, который думал о процветании Родины. В наши дни российским и иностранным учёным за выдающиеся работы в области естественных наук присуждается золотая медаль имени М.В. Ломоносова.

Вернёмся к теме нашего урока. Почему Пушкин так назвал Ломоносова?

Не надо думать, что Ломоносов целыми днями занимался наукой, был нелюдимым и скучным человеком. Он был очень подвижным, энергичным. Говорят, что у него был неуравновешенный и взрывной характер и это иногда ему мешало в работе. Трудно перечислить все открытия, сделанные им. Он отдавал работе всё своё время и все силы. Это привело к тому, что ученый рано постарел; здоровье, подорванное в молодости изнуряющими занятиями, часто изменяло ему. Умер он случайно, от пустяковой весенней простуды.

СЛАЙД

Когда не стало света мысли,
Казалось, мир осиротел,
А Ломоносов так хотел
Добиться своей цели в жизни.

Эх! Не успел достичь всего!
Но навсегда его ученья
Нам будут символом того,
Что с нами на земле жил ГЕНИЙ!

VI. Рефлексия

У: Какое открытие ты сделал на этом уроке? Какое чувство ты испытываешь, узнав о Ломоносове?
У: Подводя итог нашей работе, каждой группе необходимо составить синквейн о Ломоносове.

Учитель

Дети

 1 существительное

Ломоносов

2 прилагательных

 

 

3 глагола

 

 

 

Фраза

 

Синоним

 

Когда мы отмечаем дни рождения наших одноклассников, вспоминаем и поем любимые песни, читаем стихи.

Сегодня мы послушаем басню о Волке, который, подобно лисе, хотел схитрить, чтобы украсть себе на ужин овечку из стада. Посмотрим, что же у него из этого получилось. Эту басню  написал М.В. Ломоносов.

VII. Инсценировка басни.

Лишь только дневной шум замолк,

Надел пастушье платье волк,

И взял пастуший посох в лапу.

Привесил к поясу рожок,

На уши вздел широку шляпу

И крался тихо сквозь лесок

На ужин для добычи к стаду.

Увидев там, что Жучко спит ...

И овцы все лежали сряду,

Он мог из них любую взять;

Но, не довольствуясь убором,

Хотел прикрасить разговором

И именем овец назвать.

Однако, чуть лишь пасть разинул,

Раздался в роще волчий вой.

Пастух свой сладкий сон покинул.

И Жучко С ним бросился в бой.

Один дубиной гостя встретил,

Другой за горло ухватил.

Тут поздно бедный волк приветил,

Что чересчур перемудрил.

В полах и в рукавах связался,

И волчьим голосом сказался ...

Я притчу всю коротким толком

Могу вам, господа, сказать:

Кто в свете сам родился волком,

Тому лисицей не бывать.

VIII. Д/з

Тест по теме " Михаил Васильевич Ломоносов"

1.В какой семье родился М.В. Ломоносов?

1) в дворянской                 3) в крестьянской

2) в купеческой                 4) в семье поморов

2. В каком возрасте Михайло Ломоносов начал постигать гра моту?

1) в 4 года                           З) в 11 лет

2) в 7 лет                             4) в 19 лет

3.Что открыли в 1755 году в Москве по предложению М.В. Ло моносова?

1) Академию наук               3) Московский университет

2) обсерваторию                 4) институт физики

4.Какая книга позволила Михайло Ломоносову в 11 лет стать лучшим чтецом на своей родине?

1) «Русская азбука» Василия Бурцова

2) «Букварь» Кариона Истомина

3) «Грамматика» Мелетия Смотрицкого

4) «Родное слово» К.Д. Ушинского

5.Какой язык считался в то время международным?

1) латинский                       3) немецкий

2) английский                     4) греческий

6.С какими трудностями столкнулся М.В. Ломоносов во время учёбы в Москве?

1) ему тяжело давались науки      

2) ему не хватало денег на жизнь

3) он был из простого народа

4) у него не было книг

7. В каких областях прославился М.В. Ломоносов?

1) в химии                           3) в архитектуре

2)в астрономии                   4) в физике

8. Какие достижения принадлежат М.В. Ломоносову?

1) открытие атмосферы на Венере

2) строительство фабрики цветного стекла

3) организация Химической лаборатории

4) открытие первого музея в России

Для 1 группы.

1.Детство Михаила Васильевича Ломоносова.

Родился он в 1711 году в деревне Мишанинской Архангельской губернии, на севере. Это край отважных, трудолюбивых и вольных людей. Его Родина-деревня Денисовка, это недалеко от Холмогор.

Отец Василий Дорофеевич Ломоносов имел участок земли, которым владел на правах собственника. Человек он был умный, предприимчивый, первым из того края построил и оснастил по - европейски парусный корабль и другие суда. Совершал на них далекие морские походы, перевозил грузы и людей.

Мать Елена Ивановна умерла очень рано.

Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец начал брать его с собой в море в качестве юнги. Поездки с отцом закалили Михаила физически, обогатили разнообразными наблюдениями. Впечатления от плавания остались у него на всю жизнь. Все интересовало любознательного мальчика: отчего стрелка компаса всегда повернута на север? Почему день сменяется ночью? Почему по небу разливается это чудесное северное сияние?

В 11-12 лет начал постигать грамоту по “Арифметике” Магницкого и “Грамматике” Смотрицкого. Назвал эти книги «вратами своей учености». Он их читал с таким усердием, что выучил наизусть.

По некоторым данным: отец в юности учился на священника, и в доме у них была неплохая библиотека. Ломоносов прочитал все, что было по рукой.

Узнавать новое из книг ему очень нравилось, и он не расставался с книгами.

Мачехе не нравилось, что он сидит постоянно за книгами. И поэтому он читал в уединённых местах, терпел стужу и холод.

Но была у Михаила Ломоносова заветная мечта, которую он боялся высказать отцу. После смерти матери отец стал угрюмым, да и мачеха то и дело ругалась. Заветная мечта Ломоносова- учиться.

Он слышал, что в Москве есть школы, где латыни, истории и другим наукам учат, да и книг там много.


Для 2 группы

2. Путь в науку (1часть)

В конце 1730 года Ломоносов тайком уходит из дома. Путь до Москвы он прошёл с рыбным обозом. В ту пору ему было 19лет. И было в Москве место, куда более всего стремился Михайло. Это Славяно-греко-латинская академия, или, как еще называли, «Спасские школы». Ломоносов утаил крестьянское происхождение и выдал себя за сына холмогорского дворянина, поскольку крестьян в Славяно-греко-латинскую академию не принимали.

Михайло назвался дворянским сыном, а знания его так поразили экзаменаторов, что он был принят учеником с жалованием в 10 рублей за год. Это 3 копейки в день! Так что жил он впроголодь: на 1 копейку в день покупал хлеба и кваса, а оставшиеся 2 копейки уходили на покупку бумаги и чернил, обувь и другие нужды.

Когда малые ребята увидели великовозрастного Михайла, они подняли его на смех:

- Гляньте, какой болван пришёл с нами учиться!

- Дядь, достань воробушка!

Михайло приподнял одного из них за шиворот, словно котёнка, и, стараясь быть серьёзным, проговорил: "Что с тобой делать? На крышу забросить?". Больше над Ломоносовым не смеялись. А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и вовсе будто на чудо стали смотреть. “ Да он лучше учителей всё знает, “- шептались школяры.

Но жажда знаний помогла преодолеть все невзгоды. За год Михаил перешел из низшего класса сразу в третий.




Для 3 группы.

3. Путь в науку. (2часть)

Полный курс обучения составлял 13 лет. Ломоносов закончил учебу в ней за 5 лет. В 1735 г. в числе 12 самых способных студентов Ломоносов направлен для дальнейшего обучения в Санкт-Петербургскую Академию наук, где проявил огромный интерес к наукам, изучал математику, экспериментальную физику, химию, минералогию. Самостоятельно постигал теорию стихосложения, изучал новейшие приборы и инструменты для проведения исследований, знакомился с новыми книгами и журналами.

Не прошло и трех месяцев, как он оказался в числе лучших студентов. И вот трёх лучших студентов отправляют в Германию в город Марбург для изучения горного дела и химии. В Германии он слушал лекции по теоретической химии, по механике, физике, логике. Наряду с изучением немецкого языка, с мая 1737 г. Ломоносов стал брать уроки французского, рисования, танцев и фехтования.






Для 4 группы.

4. Ломоносов – ученый.

Ломоносов прожил за границей около четырех лет. Все это время он неустанно работал. Профессора удивлялись его трудолюбию, его успехам и дарованиям. Он скоро выучил немецкий и французский языки, многие другие науки, стал самым образованным человеком .

По возвращению в Россию, Ломоносов был определен профессором в Академию. Он преподавал несколько разных предметов: русский язык, историю, физику, химию и другие. Он написал первую русскую грамматику, учебник русской истории. Множество мыслей было в голове этого гениального человека. Он первым объяснил русскому люду, откуда берется тепло и дожди, что такое кометы и планеты, от чего происходит северное сияние и многое другое.

Ломоносов сочинил множество стихов, ставших образцом стиля для других писателей. С этих пор и пошла слава о рыбаке Ломоносове, как о лучшем поэте России. В самых различных областях знаний раскрылся талант Ломоносова.

Он основал первый в России университет, который сейчас носит его имя.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Михаил Васильевич Ломоносов Окружающий мир 4 класс Учитель: Эдняшева Ульяна Бинтяевна мбоу «Лиманская сош №2» 13 марта 2012год icon Михаил Васильевич Ломоносов
Михаил Васильевич Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия...
Михаил Васильевич Ломоносов Окружающий мир 4 класс Учитель: Эдняшева Ульяна Бинтяевна мбоу «Лиманская сош №2» 13 марта 2012год icon План-конспект урока окружающий мир на тему «Екатерина II. Великая...
Общая цель урока: формирование позитивного общественного мнение учащихся о роли личности Екатерины II великой в истории России
Михаил Васильевич Ломоносов Окружающий мир 4 класс Учитель: Эдняшева Ульяна Бинтяевна мбоу «Лиманская сош №2» 13 марта 2012год icon Конкурс красноречия (30 с ): Михаил Васильевич Ломоносов. Расскажите,...
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Староюрьевской средней общеобразовательной школы
Михаил Васильевич Ломоносов Окружающий мир 4 класс Учитель: Эдняшева Ульяна Бинтяевна мбоу «Лиманская сош №2» 13 марта 2012год icon Рабочая программа Окружающий мир умк «Школа России»
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 3 класса разработана в соответствии с требованиями
Михаил Васильевич Ломоносов Окружающий мир 4 класс Учитель: Эдняшева Ульяна Бинтяевна мбоу «Лиманская сош №2» 13 марта 2012год icon Рабочая программа по окружающему миру умк «Школа России»
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования...
Михаил Васильевич Ломоносов Окружающий мир 4 класс Учитель: Эдняшева Ульяна Бинтяевна мбоу «Лиманская сош №2» 13 марта 2012год icon Рабочая программа Окружающий мир умк «Школа России»
Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой мо РФ (Москва...
Михаил Васильевич Ломоносов Окружающий мир 4 класс Учитель: Эдняшева Ульяна Бинтяевна мбоу «Лиманская сош №2» 13 марта 2012год icon Проекта
Автор проекта Медведев Максим, мбоу сош №3 ст. Фастовецкой Тихорецкий район, 10 «Б» класс. Надибаидзе Ю. В., высшей кк преподаватель-организатор...
Михаил Васильевич Ломоносов Окружающий мир 4 класс Учитель: Эдняшева Ульяна Бинтяевна мбоу «Лиманская сош №2» 13 марта 2012год icon Урок «Тайна эпитета» Методическая информация
Формировать представление о поэзии как об особом взгляде на мир, учить воспринимать окружающий мир живым и одушевленным, ощущать...
Михаил Васильевич Ломоносов Окружающий мир 4 класс Учитель: Эдняшева Ульяна Бинтяевна мбоу «Лиманская сош №2» 13 марта 2012год icon Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Примерной...
Учебник: О. Т. Поглазова Окружающий мир 2 класс (1,2 ч.)/ Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2010 г
Михаил Васильевич Ломоносов Окружающий мир 4 класс Учитель: Эдняшева Ульяна Бинтяевна мбоу «Лиманская сош №2» 13 марта 2012год icon Мку-управление образования мр «Верхневилюйский улус»
Мбоу «Верхневилюйская сош №2 им. М. Т. Егорова» как к базовой школе дистанционного образования прикреплены филиалы: мбоу «Магасская...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции