А. С. Пушкин. « Cказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне-Лебеди»Цели: продолжить знакомство учащихся с творчеством Пушкина; учить видеть прекрасное ; отличать доброе от злого; расширять кругозор детей;
развивать память и внимание уч-ся;навыки выразительного чтения; учить анализировать поступки героев;
воспитывать познавательный интерес к чтению.
Оборудование: мультимедиа проектор, интерактивная доска,
иллюстрации к сказкам;
презентация к мероприятию;
карточки с заданиями для команд;
таблички: команда «Князя Гвидона», «Царевны- Лебедь» и команда «Ткачихи с поварихой».
Ход урока
1 Организационный момент.
Я знаю, вы любите игры,
Песни , загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее,
Чем наши волшебные сказки.
-Весь наш мир состоит из противоречий: постоянное и изменчивое переплелось в нём в единое целое. Но существуют в нашем мире непреходящие ценности, рождённые величайшими гениями и выросшие из народных корней
2 Введение в тему.
У лукоморья дуб зелёный. Златая цепь на дубе том И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом. Идёт направо песнь заводит, Налево сказку говорит. Там чудеса, там леший бродит, Русалка на ветвях сидит. Там на неведомых дорожках, Следы невиданных зверей, Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей.–Кто написал эти строки? –Какое произведение начинается этими строками? (поэма «Руслан и Людмила») ---Пушкин писал для взрослых, но он умел писать так просто и в то же время так интересно, что и детям многие его произведения понятны и близки. А.С. Пушнин писал не только стихи, поэмы, повести, но и сказки. В основе этих сказок лежат народные сказки. Трудно найти человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта А. С. Пушкина. Ещё при жизни его называли «Солнцем русской поэзии». Проходят годы, а любовь к творчеству Пушкина становится всё крепче.
3. Слово учителя.
Сегодня на уроке мы проведём игру- соревнование. Класс разделён на группы- команды. За каждый правильный ответ вы получаете жетон (орех), у кого жетонов окажется больше, тот и победил.
Послушайте отрывки из произведений Пушкина и скажите, откуда они.
А) В третий раз он закинул невод,- Пришёл невод с одною рыбкой (Сказка о рыбаке и рыбке)
Б) Свет мой, зеркальце, скажи! Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее? (Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях)
В)Чуть опасность где видна, Верный сторож как со снаШевельнётся, встрепенётся К той сторонке обернётся И кричит: «Кири-ку-ку: Царствуй лёжа на боку!» (Сказка о золотом петушке)
Г) «Что , батька, так рано поднялся?Чего ты взыскался? Поп ему в ответ… Нужен мне работник: Повар, конюх и плотник. А где найти мне такого Служителя не слишком дорогого? (Сказка о попе и о его работнике Балде)
Д) Высока, стройна, бела. И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива (Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях)
Е) Дал гонцу такой приказ: « Ждать царёва возвращенья Для законного решенья.» ( Сказка о царе Салтане…»
4. Анализ сказки« Cказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне-Лебеди» была написана в 1831 году, Впервые издана в 1832 году. Этой сказке 180 лет. Сегодня мы займёмся анализом сказки Пушкина, узнаем, хорошо ли вы знаете эту сказку.
Соревнование у нас командное, значит мы должны дать название своим командам. Вы выберете одного из героев «Сказки о царе Салтане» и на уроке будете говорить именно о нём. Возьмите карточки, раздайте каждому игроку. Попробуйте прочитать название своей команды. Команда, отгадавшая первой, получает -3 балла, второй- 2 балла, третьей - 1 балл. Читайте только русские буквы.
Карточка1JGSW К RYUN Н VVZGFQRJU Я INVSS З GGRW Ь UYNM Г WFGV ВZQWY И VJLFGY Д О RWYJVZ НQUR
Карточка 2
ТJGSWКRYUNАVVZGFЧQRJИUINVХSАSGGСRWПUYОNMВWFGАVZРQWИYХVОJLFGYRЙWYJVZQU
Карточка 3
JGSWЦRYUАNVVРZGFQRЕJUINВVSНSGGRАWUYЛЕNMWFGVБZQWYДVJLFGЬYRWYJVZQURD
-А. С. Пушкин придумал характеры своим героям. Попробуйте и вы определить качества характера своего героя. ( Составление кластера)
Герои: Князь Гвидон-смелый, целеустремлённый, беспощадный…
Ткачиха с поварихой- злые, завистливые, трусливые, жестокие, лживые…
Царевна –Лебедь- красивая, добрая, щедрая, благодарная…
5 Физминутка.
Пора нам отдохнуть. Давайте поиграем в игру «Верю, не верю». Встаньте все. Отвечая на мои вопросы, вы должны поднять руки вверх, если вы мне верите, и присесть, если не верите.
- Царице и её сыну перед тем, как посадить в бочку прочитали закон(-, указ)
-Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна(+)
-Над лебедью носился в море орёл (- Коршун)
-Застреленный Гвидоном коршун оказался Чародеем.(+)
-Остров, на котором жил Гвидон, назывался Баян (- Буян)
-Гвидон сам построил город на острове(- лебедь помогла)
-Гвидон трижды летал к Салтану(+)
-О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от Бабарихи. (- От карабельщиков)
-Лебедь стала женой князя Гвидона.(+)
6. Продолжение работы по сказке
-За правильные ответы вы получаете орешки. Как вы считаете, случаен ли мой выбор.( Нет, белочка в сказке грызла орешки)
Это чудо?
-Куда идут сокровища, создаваемые белкой (из скорлупок льют монету, да пускают в ход по свету)
-Какие ещё чудеса происходят в сказке?( Превращение Гвидона, Лебеди, 33 богатыря)
7. Работа над репродукцией
Николай Андреевич Римский- Корсаков к 100-летию Пушкина написал оперу- сказку «Полёт шмеля». Декорации и костюмы к опере создавал великий художник Врубель. Одна из самых известных картин «Царевна Лебедь» (открываем учебники и рассматриваем картину)
-Какие настроения навевает на вас эта картина?
-Образ Царевны Лебеди создан редкостными по красоте, истинно сказочными красками… Сказочность картины заключена в лебедином оперении царевны. Она изображена в момент волшебного превращения белоснежной птицы в девушку. Врубель долго искал образ девичьей красоты юной царевны, образ прекрасный и загадочный.
-как вы думаете, что олицетворяет образ Лебеди в сказке? (добро)
8 . Выборочное чтение
-найдите обращение своего героя к волне
-отрывки, характеризующие ткачиху с поварихой
- отрывок, рассказывающий о спасении царевны Лебеди
9.Рабона с иллюстрациями
Рассмотрите иллюстрации к сказкам. Почему на доске я их распределила именно так (народные и авторские)
К каким сказкам отнесём «Сказку о царе салтане…»
-Как вы думаете, какая народная сказка стала первоисточником к сказке Пушкина.
-А есть ли в сказке слова, или сочетания слов, встречавшихся в произведениях, созданных народом? ( честной народ, двор широкий, белая ручка, море синее, число три, -Я там был, мед. пиво пил…)
10. Подведение итога урока
Вот и подошёл к концу наш урок. Мы не только вспомнили и проанализировали сказку А, С, Пушкина. Но и открыли для себя что-то новое.
А закончить наш урок я хочу стихами Алифиренко
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм.стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски,
Добро цветёт в них, Злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет.
-Дома выучите понравившийся отрывок наизусть.
- Ребята, а как вы считаете, чудеса в жизни бывают? В награду за работу на уроке я вам подарю по волшебному золотому орешку.
Вариативная часть
Продолжи фразу:
-
Сын на ножки поднялся,
В дно руками уперся,
Понатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?. Молвил он,
… (Вышиб дно и вышел вон)
-
Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах …(на раздутых парусах)
Приложение
Князь Гвидон
Царевна Лебедь
Ткачиха и повариха
Герои
JGSWКRYUNНVVZGFQRJUЯINVSSЗGGRWЬUYNMГWFGVВZQWYИVJLFGYДОRWYJVZНQURD
ТJGSWКRYUNАVVZGFЧQRJИUINVХSАSGGСRWПUYОNMВWFGАVZРQWИYХVОJLFGYRЙWYJVZQU
JGSWЦRYUАNVVРZGFQRЕJUINВVSНSGGRАWUYЛЕNMWFGVБZQWYДVJLFGЬYRWYJVZQURD
|