Скачать 115.12 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Бакчарская средняя общеобразовательная школа» Интегрированный урок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». «Три чуда» в музыке Н.А.Римского-Корсакова. Урок провели: учитель начальных классов Песковская Т.И. учитель музыки Ревера Н.П. 27.10.2010г. Тема: А.С. Пушкин “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”( литературное чтение). «Три чуда» в музыке Н.А. Римского – Корсакова (музыка). Цели: Образовательная:
Развивающая:
Воспитательная:
Оборудование:
Дидактический материал к занятию:
Виды музыкальной и литературной деятельности:
Методы, используемые на уроке:
Ход урока. I.Организационный момент. У.Л: Приветствие. - Добрый день, ребята! У.М: Музыкальное приветствие. У.Л: -Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение У.М: и музыки. II. Сообщение темы урока. У. Л: -На уроке чтения мы вспомним все сказки А.С. Пушкина и продолжим работу по сказке А.С. Пушкина “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди” и о чудесах, которые встречаются в ней. У.М: -На уроке музыки мы познакомимся с отрывком из оперы Н.А.Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане…” «Три чуда», и узнаем, какие музыкальные краски помогают композитору нарисовать сказочные картины. У.Л: -Т.е ребята, понаблюдаем с вами, как соединились в сказочной красоте две души: душа поэта А.С. Пушкина У.М: -И душа композитора Н.А. Римского- Корсакова. III. Рассказ учителя. У.Л: - На предыдущих уроках мы говорили, что А.С. Пушкин родоначальник новой русской литературы. Почти все наши великие писатели, поэты, художники, композиторы, многие учёные читали и перечитывали Пушкина, учились у него. Он писал поэмы, стихи, рассказы, повести, сказки. К.Д. Паустовский сказал: ”Каждый, кто прочтет сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. Это самые изумительные сказки Пушкина ”. IV. Проверка домашнего задания. Выставка книг и рефератов ”Сказки А.С.Пушкина” У.Л: -Скажите, какие сказки написал А.С. Пушкин? (ответы детей) -Сказки А.С. Пушкина издаются и переиздаются. Их печатают разные издательства. - Выйдут к доске те дети, которые принесли сказки А.С. Пушкина и рефераты. (Обзор книг) - Какие сказки собраны в ваших книгах? - В октябре Соня Непша с родителями побывала в Болдино. -Расскажи, что интересного ты увидела там? Что особенно тебе запомнилось? Соня создала фильм о поезке в Болдино. Давайте его посмотрим. Фильм «Болдино» (Непша Софья). V. Рассказ о няне. -У А.С.Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была кто? ( Простая крестьянка, его няня Арина Родионовна). ”Подруга дней моих суровых”- называл её поэт. От неё он впервые услышал замечательные русские сказки. Поэт торопливо записывал нянины сказки. ”Что за прелесть эти сказки” – говорил он. Каждая есть поэма. Под его быстрым и легким пером некоторые из этих сказок превращались в свободные и певучие стихи, чтобы разойтись по всему миру, обрадовать людей и открыть им удивительные богатства русской поэзии. VI . Викторина по иллюстрациям к сказкам А.С. Пушкина. - Угадайте, к каким сказкам А.С.Пушкина относятся эти иллюстрации? “Сказка о царе Салтане”. “Сказка о Золотом Петушке”. “Сказка о мертвой царевне”. “Сказка о попе и его работнике Балде”. “Сказка о Золотом Петушке”. “Сказка о рыбаке и рыбке”. “Сказка о царе Салтане”. “Сказка о рыбаке и рыбке”. VII. Угадай , из какой сказки эти отрывки: Ель растет перед дворцом, А под ней хрустальный дом; Белка в нем живет ручная, Да чудесница какая! Белка песенки поет Да орешки все грызет; А орешки не простые, Скорлупы все золотые, Ядра - чистый изумруд; Белку холят, берегут. («Сказка о царе Салтане») Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду реешь на просторе, Не боишься никого, Кроме бога одного. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях») Что ж? пред ним царские палаты. В палатах видит свою старуху, За столом сидит она царицей, Служат ей бояре да дворяне, Наливают ей заморские вины; Заедает она пряником печатным; Вкруг ее стоит грозная стража, На плечах топорики держат…(«Сказка о рыбаке и рыбке») У.Л: -А.С.Пушкина в мире литературы называют великим русским поэтом сказочником. У.М: -А в мире музыки есть композитор, которого знают как музыкального сказочника. Его имя - Н.А.Римский - Корсаков. Он написал оперы «Снегурочка», «Садко», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане…» VIII. Знакомство с новой темой. У.М: - Поэт изображал персонажей с помощью особых выразительных слов. А как в музыке композитор мог бы изобразить сказочных героев? Об этом у нас и пойдёт речь. - Как раскрасить музыку? (ответы детей). -Для этого композитор использовал особые музыкальные краски или по-другому средства музыкальной выразительности: регистры и тембры. Регистр – это высота звука. Регистр может быть: высоким, средним, низким. У.М: -Как звучит низкий регистр, каким персонажам он подойдет? - Средний регистр – близок человеческому голосу. -А верхний регистр, как он звучит, кого может изобразить? (Ученики записывают в рабочие тетради определение). (Учитель показывает на клавиатуре регистры). -Человеческий голос неповторим, у каждого - свое звучание, поэтому мы всегда отличим голос мамы от голосов других женщин даже с закрытыми глазами. Нам хорошо знакомы голоса друзей, потому, что они не похожи друг на друга. И в этом мы с вами можем убедиться. Игра «В лесу» (К доске выходит один из учащихся и поворачивается спиной к классу. А остальные ребята по руке учителя поют попевку и называют его по имени. Ученик, стоящий у доски, должен определить – кто его позвал). У.М: -Не только человеческий голос имеет свою окраску, свой тембр. Один и тот же звук или мелодия, исполненная на разных музыкальных инструментах, звучит по-разному. Голос скрипки не похож на голос трубы. У каждого инструмента свой “цвет” звука, свой тембр. Тембр – это окраска звука. (Ученики записывают в рабочие тетради определение). У.М: - Композитор-сказочник Николай Андреевич Римский-Корсаков к 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина написал оперу «Сказка о царе Салтане», где использовал особые музыкальные краски (выразительные средства). У.М: -Что такое опера? ( Музыкальный спектакль, где действующие лица не говорят, а поют). У.М: -В опере Римский - Корсаков весь сюжет сохранил точно таким, как его придумал Пушкин. Один из фрагментов оперы называется “Три чуда”. Композитор использовал особые музыкальные краски (выразительные средства): регистры и тембры. Вы услышите в музыке уже изображены знакомые персонажи. У.Л: - Ребята, назовите «Три чуда», которые встречаются в сказке А.С.Пушкина? (ответы детей) IX. Физкультминутка. Скучно, скучно нам сидеть, Друг на друга всё глядеть. Не пора ли пробежаться И местами поменяться. -------------------------------- Скучно, скучно нам сидеть, Друг на друга всё глядеть. Не пора ли возвратиться, На свои места садиться. ( Ребята под музыку пересаживаются на другие места) X. Первое чудо.”Белка” Работа по учебнику. У.Л: - Откройте учебник, найдите отрывки первого Чуда. Стр.105 У.Л: - Почему повариха рассказывает царю о чудесной белочке? (Ответы детей) Стр.106(два отрывка) У.Л: - Почему так захотелось Гвидону иметь чудо-белочку? - Получил ли князь это чудо? - Где ещё есть сторки про чудо-белочку? (Ответы детей) Стр.109-110 -Какой нам показывает А.С. Пушкин белку? (веселая, задорная, трудолюбивая) У.М: -Послушайте первое чудо из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и определите регистр и тембр фрагмента. (слушание музыки) -Какая музыка была у белки? -При помощи каких музыкальных красок композитору удалось изобразить эту картину? (Тембра и регистра). -Какой регистр использует композитор, почему? (регистр – высокий, чтобы показать маленькую белку в хрустальном теремке). - Голоса некоторых инструментов симфонического оркестра будут для вас сегодня новыми, в «Белке» это будет ударный инструмент ксилофон – щелканье орешков. - Прислушайтесь к голосу ещё одного инструмента, какой он? Чей еще тембр вы слышите? (флейта). - А знаете, какую песенку исполняет Белочка? (Она поет песенку на мелодию русской народной песни «Во саду ли, в огороде») (Ученики разучивают и исполняют песню). XI. Второе чудо “Богатыри”. Работа по учебнику. У.Л: - Скажите, от кого узнал князь Гвидон о втором чуде? (Ответы детей) - Что за это чудо? Прочитайте. Стр.111 - Трудно было ему заиметь это чудо у себя? Почему? (Ответы детей) Стр. 112 Стр. 113-114 - Найдите строки, где князь Гвидон сам увидел второе чудо. - Найдите отрывок, где ещё говорится о втором чуде. - С какой интонацией нужно читать? Стр. 116-117 -Каким мы представляем богатырей? ( Могучими, смелыми, грозными) У.М: – Как вы думаете, какие инструменты могут изобразить богатырей. (Группа медных духовых инструментов: трубы, валторны, тубы, группа ударных инструментов). - Послушайте, как изобразил второе чудо Н.А. Римский – Корсаков, определите музыкальные краски: тембры и регистры. -Какие голоса использовал композитор? (трубы, тромбоны) -Какой регистр? (низкий) - Почему именно эти музыкальные краски композитор использовал в богатырях? (Чтобы показать силу и мощь богатырей). -Тема богатырей нарастает постепенно. В ней слышится и рокот разбушевавшейся морской стихии, и завывание ветра. XII. Третье чудо “Лебедь”. Работа по учебнику. У.Л: - Прочитайте, о каком чуде рассказала повариха. Стр.117-118 - Как об этом же рассказал Гвидон? (Ответы детей) -С какой интонацией нужно прочитать? Стр. 119-120 - Найдите строки, где Лебедь превратилась в царевну. Стр.121 - Какой была царевна Лебедь? (нежной, красивой, хрупкой) У.М: -Ребята, какой инструмент по своей тембровой окраске, наиболее ярко может раскрыть образ этого сказочного персонажа? (Ответы детей) - «Третье чудо» является нам в сопровождении арфы – нежного и пленительного инструмента, которое помогает нам представить скользящее движение Лебедя по глади ночного моря, освещенного луной. - На фоне арфы, мы услышим гобой, напоминающий своим звучанием голос водяной птицы, т.е. пение Лебедя. (Слушание). - Какой еще инструмент вы услышали? (Скрипку. Когда Лебедь превращается в царевну) - Какой регистр звучит? (Средний). Почему именно эти выразительные средства использовал композитор? (Ответы детей) XIII.Обобщение. XIV.Домашнее задание. XV.Оценки за урок. У.Л: - Найдите строки, где корабельщики описывают все три чуда. Стр. 123-124 - Прочитайте о чудесах, который увидел царь Салтан своими глазами. Стр.126-127 - Кто помог князю Гвидону, встретиться со своим отцом? - При помощи чего это произошло? ( При помощи чудес) - Мы сегодня подробно разобрали три чуда в сказке А.С.Пушкина. Узнали, что добро побеждает зло. На следующем уроке продолжим работу над этой сказкой. Домашнее задание: выучить наизусть любое из трёх чудес. Оценки за урок. У.М: - Подводя итог нашей встречи, мне очень хотелось бы знать, что нового вы узнали? - Ребята, можно ли раскрасить сказку? -Да, можно. И каждый раскрасил ее по-своему. Поэт – словами, а композитор рисует сказку особыми музыкальными красками: регистрами и тембрами. Он мастерски точно изобразил сказочные чудеса. Можно сделать вывод, что Н.А.Римский – Корсаков – «музыкальный художник». -Спасибо за работу на уроке. Сегодня вы были внимательными слушателями, хорошими исполнителями, а дома попробуйте себя в роли художников. Попробуете изобразить красками то, что изобразил Н.А. Римский- Корсаков музыкой. Домашнее задание: нарисуйте рисунок к наиболее понравившемуся вам музыкальному фрагменту или музыкальной теме героев "Три чуда". Оценки за урок. XVI. Итог урока. Рефлексия. У.М: - У меня на столе лежат нотки трёх цветов: оранжевые, синие, белые. Если вам понравилось больше первое чудо - возьмите оранжевую нотку, если второе – синюю, если третье - белую и поместите на нотный стан. -Посмотрите, какое чудо вам больше всего понравилось? Почему? А белочка приготовила для вас СЮРПРИЗ – корзину с золотыми орешками. У.Л. - Спасибо за урок. До свидания. У.М. Музыкальное прощание. |
Урок по теме: А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном... |
«А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о его сыне славном и могучем... Тема: «А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о его сыне славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне... |
||
И изобразительному искусству А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» |
Урок по теме: «А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном... Цель урока: Создание условий для формирования умения анализировать авторскую и народную сказки |
||
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе... |
Конкурс поэтов «Я с детства Пушкина люблю!» А. С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; «Сказка о царе Салтане, о его славном и... |
||
А. С. Пушкин А. С. Пушкин. «Cказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне-Лебеди»Цели: продолжить... |
Урок литературного чтения в 3 классе. Умк «Школа России» Тема: А.... Сегодня заключительный урок по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» |
||
Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне и о Прекрасной Царевне Лебеди Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, средняя (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №22 г. Томска |
А урок наш посвящен произведению «Сказка о царе Салтане…», которую написал Открытый урок в 4 «А» классе по чтению интегрированный с уроком музыки по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |