Урок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»




Скачать 115.12 Kb.
Название Урок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Дата публикации 14.10.2014
Размер 115.12 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Бакчарская средняя общеобразовательная школа»

Интегрированный урок литературного чтения и музыки
в 3 «А» классе по теме:


«А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане и могучем


богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
«Три чуда» в музыке Н.А.Римского-Корсакова.


Урок провели:

учитель начальных классов

Песковская Т.И.

учитель музыки

Ревера Н.П.
27.10.2010г.
Тема: А.С. Пушкин “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и

могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне

Лебеди”( литературное чтение).

«Три чуда» в музыке Н.А. Римского – Корсакова (музыка).
Цели:

Образовательная:

  • совершенствование техники и выразительности чтения;

  • знакомство с инструментами симфонического оркестра;

  • формирование умений анализировать и сравнивать выразительные средства в литературе и музыке, соединять фантастические и реальные образы;

  • научиться осмысливать литературных героев, созданных в «Сказке о Царе Салтане» А.С. Пушкиным и в опере Н.А. Римского-Корсакова.


Развивающая:

  • развитие устной речи, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, музыкального вкуса, навыков работы с разными источниками информации;

  • развитие умений размышлять о музыке, сравнивать, обобщать, фантазировать;

  • развитие вокально-хоровых навыков, путём синтеза искусств (музыки и литературы).


Воспитательная:

  • содействовать воспитанию любви и интереса к сказочным произведениям к поэтическому слову в литературе и музыке.



Оборудование:

  • Медиапроектор

  • Фортепиано

  • Компьютер.


Дидактический материал к занятию:


  • Фильм «Болдино»

  • Слайдовая презентация

  • Портреты А.С.Пушкина и композитора Н.А.Римского- Корсакова

  • Иллюстрации с изображением музыкальных инструментов

  • Репродукции картин Врубеля

  • Выставка книг, сказок А.С.Пушкина

  • Симфоническая картина «Три чуда» из оперы «Сказка о Царе Салтане»

  • Русская народная песня «Во саду ли в огороде»

  • Музыкальная игра «В лесу».



Виды музыкальной и литературной деятельности:


  • Слушание музыки

  • Вокально-хоровая работа

  • Музыкальная игра

  • Чтение по ролям

  • Выборочное чтение

  • Викторина



Методы, используемые на уроке:


  • Метод музыкального общения

  • Метод звуковой и зрительской наглядности

  • Метод систематичности

  • Метод эмоциональной драматургии урока

  • Метод «забегания» вперед и возврата назад

  • Метод объяснительно-иллюстративный.



Ход урока.

I.Организационный момент.

У.Л:

Приветствие.

- Добрый день, ребята!

У.М:

Музыкальное приветствие.

У.Л:

-Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение

У.М:

и музыки.
II. Сообщение темы урока.

У. Л:

-На уроке чтения мы вспомним все сказки А.С. Пушкина и продолжим работу по сказке А.С. Пушкина “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне

Лебеди” и о чудесах, которые встречаются в ней.

У.М:

-На уроке музыки мы познакомимся с отрывком из оперы Н.А.Римского-Корсакова “Сказка о царе Салтане…” «Три чуда», и узнаем, какие музыкальные краски помогают композитору нарисовать сказочные картины.

У.Л:

-Т.е ребята, понаблюдаем с вами, как соединились в сказочной красоте две души: душа поэта А.С. Пушкина

У.М:

-И душа композитора Н.А. Римского- Корсакова.
III. Рассказ учителя.
У.Л:

- На предыдущих уроках мы говорили, что А.С. Пушкин родоначальник новой русской литературы. Почти все наши великие писатели, поэты, художники, композиторы, многие учёные читали и перечитывали Пушкина, учились у него. Он писал поэмы, стихи, рассказы, повести, сказки.

К.Д. Паустовский сказал: ”Каждый, кто прочтет сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне.

Это самые изумительные сказки Пушкина ”.
IV. Проверка домашнего задания. Выставка книг и рефератов

Сказки А.С.Пушкина”
У.Л:

-Скажите, какие сказки написал А.С. Пушкин? (ответы детей)

-Сказки А.С. Пушкина издаются и переиздаются. Их печатают разные издательства.

- Выйдут к доске те дети, которые принесли сказки А.С. Пушкина и рефераты. (Обзор книг)

- Какие сказки собраны в ваших книгах?

- В октябре Соня Непша с родителями побывала в Болдино.

-Расскажи, что интересного ты увидела там? Что особенно тебе запомнилось?

Соня создала фильм о поезке в Болдино. Давайте его посмотрим.
Фильм «Болдино» (Непша Софья).
V. Рассказ о няне.
-У А.С.Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была кто? ( Простая крестьянка, его няня Арина Родионовна).

”Подруга дней моих суровых”- называл её поэт. От неё он впервые услышал замечательные русские сказки. Поэт торопливо записывал нянины сказки. ”Что за прелесть эти сказки” – говорил он. Каждая есть поэма. Под его быстрым и легким пером некоторые из этих сказок превращались в свободные и певучие стихи, чтобы разойтись по всему миру, обрадовать людей и открыть им удивительные богатства русской поэзии.
VI . Викторина по иллюстрациям к сказкам А.С. Пушкина.

- Угадайте, к каким сказкам А.С.Пушкина относятся эти иллюстрации?

“Сказка о царе Салтане”.

“Сказка о Золотом Петушке”.

“Сказка о мертвой царевне”.

“Сказка о попе и его работнике Балде”.

“Сказка о Золотом Петушке”.

“Сказка о рыбаке и рыбке”.

“Сказка о царе Салтане”.

“Сказка о рыбаке и рыбке”.

VII. Угадай , из какой сказки эти отрывки:
Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка в нем живет ручная,

Да чудесница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет;

А орешки не простые,

Скорлупы все золотые,

Ядра - чистый изумруд;

Белку холят, берегут. («Сказка о царе Салтане»)

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду реешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

Что ж? пред ним царские палаты.

В палатах видит свою старуху,

За столом сидит она царицей,

Служат ей бояре да дворяне,

Наливают ей заморские вины;

Заедает она пряником печатным;

Вкруг ее стоит грозная стража,

На плечах топорики держат…(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
У.Л:

-А.С.Пушкина в мире литературы называют великим русским поэтом сказочником.

У.М:

-А в мире музыки есть композитор, которого знают как музыкального сказочника. Его имя - Н.А.Римский - Корсаков. Он написал оперы «Снегурочка», «Садко», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане…»
VIII. Знакомство с новой темой.

У.М:

- Поэт изображал персонажей с помощью особых выразительных слов. А как в музыке композитор мог бы изобразить сказочных героев? Об этом у нас и пойдёт речь.

- Как раскрасить музыку? (ответы детей).

-Для этого композитор использовал особые музыкальные краски или по-другому средства музыкальной выразительности: регистры и тембры.

Регистр – это высота звука. Регистр может быть: высоким, средним, низким.
У.М:

-Как звучит низкий регистр, каким персонажам он подойдет?

- Средний регистр – близок человеческому голосу.

-А верхний регистр, как он звучит, кого может изобразить?

(Ученики записывают в рабочие тетради определение).

(Учитель показывает на клавиатуре регистры).

-Человеческий голос неповторим, у каждого - свое звучание, поэтому мы всегда отличим голос мамы от голосов других женщин даже с закрытыми глазами. Нам хорошо знакомы голоса друзей, потому, что они не похожи друг на друга. И в этом мы с вами можем убедиться.
Игра «В лесу»

(К доске выходит один из учащихся и поворачивается спиной к классу. А остальные ребята по руке учителя поют попевку и называют его по имени. Ученик, стоящий у доски, должен определить – кто его позвал).
У.М:

-Не только человеческий голос имеет свою окраску, свой тембр. Один и тот же звук или мелодия, исполненная на разных музыкальных инструментах, звучит по-разному. Голос скрипки не похож на голос трубы. У каждого инструмента свой “цвет” звука, свой тембр.
Тембр – это окраска звука.

(Ученики записывают в рабочие тетради определение).
У.М:

- Композитор-сказочник Николай Андреевич Римский-Корсаков к 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина написал оперу «Сказка о царе Салтане», где использовал особые музыкальные краски (выразительные средства).
У.М:

-Что такое опера? ( Музыкальный спектакль, где действующие лица не говорят, а поют).
У.М:

-В опере Римский - Корсаков весь сюжет сохранил точно таким, как его придумал Пушкин. Один из фрагментов оперы называется “Три чуда”. Композитор использовал особые музыкальные краски (выразительные средства): регистры и тембры. Вы услышите в музыке уже изображены знакомые персонажи.
У.Л:

- Ребята, назовите «Три чуда», которые встречаются в сказке А.С.Пушкина?

(ответы детей)
IX. Физкультминутка.
Скучно, скучно нам сидеть,

Друг на друга всё глядеть.

Не пора ли пробежаться

И местами поменяться.

--------------------------------

Скучно, скучно нам сидеть,

Друг на друга всё глядеть.

Не пора ли возвратиться,

На свои места садиться.

( Ребята под музыку пересаживаются на другие места)
X. Первое чудо.”Белка”

Работа по учебнику.

У.Л:

- Откройте учебник, найдите отрывки первого Чуда.

Стр.105

У.Л:

- Почему повариха рассказывает царю о чудесной белочке? (Ответы детей)
Стр.106(два отрывка)

У.Л:

- Почему так захотелось Гвидону иметь чудо-белочку?

- Получил ли князь это чудо?

- Где ещё есть сторки про чудо-белочку? (Ответы детей)
Стр.109-110

-Какой нам показывает А.С. Пушкин белку?

(веселая, задорная, трудолюбивая)
У.М:

-Послушайте первое чудо из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и определите регистр и тембр фрагмента.

(слушание музыки)

-Какая музыка была у белки?

-При помощи каких музыкальных красок композитору удалось изобразить эту картину? (Тембра и регистра).

-Какой регистр использует композитор, почему? (регистр – высокий, чтобы показать маленькую белку в хрустальном теремке).

- Голоса некоторых инструментов симфонического оркестра будут для вас сегодня новыми, в «Белке» это будет ударный инструмент ксилофон – щелканье орешков.
- Прислушайтесь к голосу ещё одного инструмента, какой он? Чей еще тембр вы слышите? (флейта).

- А знаете, какую песенку исполняет Белочка? (Она поет песенку на мелодию русской народной песни «Во саду ли, в огороде»)

(Ученики разучивают и исполняют песню).
XI. Второе чудо “Богатыри”.

Работа по учебнику.
У.Л:

- Скажите, от кого узнал князь Гвидон о втором чуде? (Ответы детей)

- Что за это чудо? Прочитайте.

Стр.111

- Трудно было ему заиметь это чудо у себя? Почему? (Ответы детей)

Стр. 112

Стр. 113-114

- Найдите строки, где князь Гвидон сам увидел второе чудо.

- Найдите отрывок, где ещё говорится о втором чуде.

- С какой интонацией нужно читать?

Стр. 116-117

-Каким мы представляем богатырей? ( Могучими, смелыми, грозными)
У.М:

– Как вы думаете, какие инструменты  могут изобразить богатырей. (Группа медных духовых инструментов: трубы, валторны, тубы, группа ударных инструментов).
- Послушайте, как изобразил второе чудо Н.А. Римский – Корсаков, определите музыкальные краски: тембры и регистры.

-Какие голоса использовал композитор? (трубы, тромбоны)

-Какой регистр? (низкий)

- Почему именно эти музыкальные краски композитор использовал в богатырях? (Чтобы показать силу и мощь богатырей).

-Тема богатырей нарастает постепенно. В ней слышится и рокот разбушевавшейся морской стихии, и завывание ветра.
XII. Третье чудо “Лебедь”.

Работа по учебнику.
У.Л:

- Прочитайте, о каком чуде рассказала повариха.

Стр.117-118

- Как об этом же рассказал Гвидон? (Ответы детей)

-С какой интонацией нужно прочитать?

Стр. 119-120

- Найдите строки, где Лебедь превратилась в царевну.

Стр.121

- Какой была царевна Лебедь? (нежной, красивой, хрупкой)
У.М:

-Ребята, какой инструмент по своей тембровой окраске, наиболее ярко может  раскрыть образ этого сказочного персонажа? (Ответы детей)
- «Третье чудо» является нам в сопровождении арфы – нежного и пленительного инструмента, которое помогает нам представить скользящее движение Лебедя по глади ночного моря, освещенного луной.
- На фоне арфы, мы услышим гобой, напоминающий своим звучанием голос водяной птицы, т.е. пение Лебедя. (Слушание).

- Какой еще инструмент вы услышали? (Скрипку. Когда Лебедь превращается в царевну)

- Какой регистр звучит? (Средний). Почему именно эти выразительные средства использовал композитор? (Ответы детей)
XIII.Обобщение.



XIV.Домашнее задание.
XV.Оценки за урок.

У.Л:

- Найдите строки, где корабельщики описывают все три чуда.

Стр. 123-124

- Прочитайте о чудесах, который увидел царь Салтан своими глазами.

Стр.126-127

- Кто помог князю Гвидону, встретиться со своим отцом?

- При помощи чего это произошло? ( При помощи чудес)

- Мы сегодня подробно разобрали три чуда в сказке А.С.Пушкина. Узнали, что добро побеждает зло. На следующем уроке продолжим работу над этой сказкой.

Домашнее задание: выучить наизусть любое из трёх чудес.

Оценки за урок.
У.М:

- Подводя итог нашей встречи, мне очень хотелось бы знать, что нового вы узнали?

- Ребята, можно ли раскрасить сказку?

-Да, можно. И каждый раскрасил ее по-своему. Поэт – словами, а композитор рисует сказку особыми музыкальными красками: регистрами и тембрами. Он мастерски точно изобразил сказочные чудеса. Можно сделать вывод, что Н.А.Римский – Корсаков – «музыкальный художник».

-Спасибо за работу на уроке. Сегодня вы были внимательными слушателями, хорошими исполнителями, а дома попробуйте себя в роли художников. Попробуете изобразить красками то, что изобразил Н.А. Римский- Корсаков музыкой.

Домашнее задание: нарисуйте рисунок к наиболее понравившемуся вам музыкальному фрагменту или музыкальной теме героев "Три чуда".

Оценки за урок.

XVI. Итог урока.

Рефлексия.

У.М:

- У меня на столе лежат нотки трёх цветов: оранжевые, синие, белые. Если вам понравилось больше первое чудо - возьмите оранжевую нотку, если второе – синюю, если третье - белую и поместите на нотный стан.

-Посмотрите, какое чудо вам больше всего понравилось? Почему?

А белочка приготовила для вас СЮРПРИЗ корзину с золотыми орешками.

У.Л.

- Спасибо за урок. До свидания.

У.М.

Музыкальное прощание.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» icon Урок по теме: А. С. Пушкин. Сказка о царе Салтане, о сыне его славном...

Урок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» icon «А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о его сыне славном и могучем...
Тема: «А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о его сыне славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне...
Урок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» icon И изобразительному искусству
А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»
Урок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» icon Урок по теме: «А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном...
Цель урока: Создание условий для формирования умения анализировать авторскую и народную сказки
Урок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» icon Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе...

Урок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» icon Конкурс поэтов «Я с детства Пушкина люблю!»
А. С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; «Сказка о царе Салтане, о его славном и...
Урок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» icon А. С. Пушкин
А. С. Пушкин. «Cказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне-Лебеди»Цели: продолжить...
Урок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» icon Урок литературного чтения в 3 классе. Умк «Школа России» Тема: А....
Сегодня заключительный урок по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Урок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» icon Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне и о Прекрасной Царевне Лебеди
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, средняя (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №22 г. Томска
Урок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» icon А урок наш посвящен произведению «Сказка о царе Салтане…», которую написал
Открытый урок в 4 «А» классе по чтению интегрированный с уроком музыки по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции