Скачать 283.2 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «Орловский государственный университет» УТВЕРЖДАЮ Проректор по научной работе ______________________ Е.Н. Пузанкова «____» ____________________ 2014 г. Программа вступительного экзамена Направление подготовки: 45.06.01 Языкознание и литературоведение Раздел 1 Научная специальность: 10.01.01 Русская литература Кафедра истории русской литературы XI-XIX веков Орел 2014 г. Содержание курса Русская литература XIX века Основные особенности русской литературы XIX века. Современная постановка вопроса о национальном своеобразии, мировом значении русской классической литературы и ее периодизация. Исторические и эстетические предпосылки возникновения и развития русского романтизма. Его связь с западноевропейским романтизмом. Идейно-эстетическая система романтизма и особенности романтического стиля. Различные течения в русском романтизме и пути его развития в литературе XIX века. Актуальные проблемы изучения романтизма. В.А.Жуковский. Творческая эволюция художественного метода Жуковского. Роль поэта в развитии русской литературы, связи его творчества с западноевропейским романтизмом. В.Г.Белинский о Жуковском. Гражданско-героический романтизм в русской литературе XIX века, его идейное и стилевое своеобразие. Творчество поэтов-декабристов. Место и значение творчества Рылеева в развитии русской поэзии. (Думы, их идейно-художественное своеобразие. Поэма "Войнаровский". Гражданская лирика). Развитие реализма в русской литературе XIX века. Богатство способов и форм воспроизведения "правды жизни". Вопрос о типологии реализма в современном советском литературоведении. И.А.Крылов - новатор басенного творчества. Реализм и народность его басен. Мастерство баснописца. В.Г.Белинский о Крылове. А.С.Грибоедов. "Горе от ума" как новый этап в развитии русской драматургии. Проблема творческого метода Грибоедова. Новаторские принципы его драматургии (проблематика, образы, композиция, жанр, язык и стих комедии). В.Г.Белинский и И.А.Гончаров о "Горе от ума". А.С.Пушкин. Лирика Пушкина 1810-х и первой половины 20-х годов в ее отношении к традициям и современным поэту идейно-эстетическим исканиям русской поэзии. Южные поэмы как новый этап в поэтическом развитии Пушкина. Пушкин и Байрон. Преодоление байронизма. Поэтический мир поэмы "Цыганы" и ее роль в развитии творческого метода писателя. "Борис Годунов" как первая в русской литературе реалистическая трагедия. Ее проблематика, образы, стиль. "Евгений Онегин" - реалистический роман в стихах. Проблематика и центральные образы романа. Развитие характера Онегина. Образ автора в романе. Жанровое своеобразие, особенности композиции, язык и стих романа. "Онегинская строфа". Значение "Евгения Онегина" для развития реализма в русской литературе. В.Г.Белинский о романе "Евгений Онегин". Широта исторического и философского мышления А.С.Пушкина как создателя поэм "Полтава" и "Медный всадник". Особенности поэтического стиля поэм. Глубина проблематики, художественное и стилевое своеобразие прозы А.С.Пушкина. Ее значение для становления и последующего развития реалистической русской прозы. От "Арапа Великого" к "Дубровскому" и "Капитанской дочке". Особенности построения повести "Капитанская дочка". Авторская позиция. Творчество А.С.Пушкина в оценке отечественной критики и в исследованиях советских литературоведов (по выбору экзаменующегося). М.Ю.Лермонтов. Основные мотивы и идейно-художественные особенности лирики Лермонтова, ее эволюция. Стилевое своеобразие зрелой лирики Лермонтова. В.Г.Белинский о лирике Лермонтова. Особенности художественного метода Лермонтова, их социально-историческая и эстетическая обусловленность. Соотношение романтических и реалистических начал. Постановка вопроса о творческом методе Лермонтова в советском литературоведении. Поэмы "Мцыри" и "Демон". Проблематика. Своеобразие образа романтического героя. Особенности композиции и стиля поэм. "Песня про купца Калашникова..." - "историческая поэма в народном духе" (Белинский). Проблематика, образы, композиция и язык поэмы. "Герой нашего времени" - первый социально-психологический и философский роман в русской литературе. Печорин как социальный тип. В.Г.Белинский о типичности образа Печорина. А.В.Кольцов. Народность поэзии Кольцова, своеобразие его песен. В.Г.Белинский о Кольцове. Н.В.Гоголь. Творческий путь. Социальная, нравственная, эстетическая проблематика петербургских повестей Гоголя. Особенности метода и стиля. Повесть "Шинель" - этапное произведение русской литературы. Комедия "Ревизор". Новаторский характер комедии, ее значение для русской литературы и русского театра. Поэма "Мертвые души". Ее замысел, проблематика, образы, композиция. Особенности типизации образов, особенности гоголевской сатиры. "Мертвые души" в оценке русской критики и в исследованиях советских ученых. "Натуральная школа" в литературной борьбе 40-х годов XIX века. Ее роль в развитии русского критического реализма. В.Г.Белинский и "натуральная школа". В.Г.Белинский. Литературно-критическая деятельность. Эстетическая теория Белинского и ее роль в развитии русской эстетики. А.И.Герцен и его роль в общественно-политической и литературной борьбе 40-60-х годов XIX века. Роман "Кто виноват?" как произведение "натуральной школы". "Былое и думы" как энциклопедия русской жизни 30-60-х годов XIX века. Журнал "Современник" в общественно-политической и литературной борьбе 1850-60-х годов. Н.Г.Чернышевский как теоретик и критик литературы. Роль Чернышевского в общественной и литературной борьбе его времени. Роман Н.Г.Чернышевского "Что делать?". Социально-политическая и философская проблематика романа и его художественная структура. Проблема положительного героя. Н.А.Добролюбов как создатель "реальной критики". Его концепция народности литературы и' теория реализма. Мастерство Добролюбова-критика в статьях о Гончарове, Островском, Достоевском. Д.И.Писарев. Своеобразие его эстетической позиции и литературно-критических выступлений. Писатели-демократы 60-х годов (В.А.Слепцов, Н.Г.Помяловский, Ф.М.Решетников). Их роль в идейной борьбе и развитии литературы 60-х годов XIX века. Н.А.Некрасов. Лирика Некрасова в литературном процессе 60-70-х годов. Ее революционно-демократический характер. Новаторство Некрасова-лирика. Анализ (по выбору экзаменующегося) одного из исследований о творчестве поэта. Новаторство Некрасова в жанре поэмы. ''Кому на Руси жить хорошо" - итог и вершина поэтического мастерства Некрасова. Основные направления в развитии русской поэзии 60-х годов. Эстетическая программа и художественная практика школы "чистого искусства". Творчество А.А.Фета. Ф.И.Тютчев как поэт-философ. Концепция мира и человека в лирике Тютчева, стиль его поэзии. Связь Тютчева с традициями европейской и русской философской лирики. И.А.Гончаров. Место и роль Гончарова в развитии русского реализма. Проблематика и художественная структура романа "Обломов". Добролюбов и Дружинин об Обломове и обломовщине. И.С.Тургенев. "Записки охотника", их идейно-художественное своеобразие, их место в русской литературе. Художественное отражение общественной и идейной жизни 40-50-х годов XIX века в романах Тургенева "Рудин", "Дворянское гнездо", "Накануне". Типологические особенности тургеневского романа. Социальный конфликт и конфликт поколений в романе "Отцы и дети". Образ разночинца-демократа в изображении Тургенева. "Отцы и дети" в русской критике и современном литературоведении. Проблематика и поэтика произведений И.С.Тургенева последнего периода творчества. А.Н.Островский. Островский- создатель русского реалистического театра. Периодизация творчества драматурга. Идейные и творческие искания Островского в 1840-50-х, годах. Драма "Гроза". Образ Катерины и его истолкование Добролюбовым, Писаревым, Ап. Григорьевым. Жанрово-тематическое многообразие пореформенного творчества Островского, его драмы и комедии. Основные темы, образы и мотивы пьес: "На всякого мудреца довольно простоты", "Бешеные деньги", "Лес", "Волки и овцы", "Бесприданница", "Снегурочка" и др.Островского. М.Е. Салтыков-Щедрин. Развитие и характер его сатиры. "История одного города". "Сказки". "Господа Головлевы" - новый тип социального романа. Развитие и обогащение принципов сатирического изображения в романе. Образ Иудушки Голов-лева. Современное литературоведение о Салтыкове-Щедрине. Новые тендениции в литературном процессе 70-80-х годов XIX века. Творчество Г.И.Успенского. Успенский - мастер очерка. Ф.М.Достоевский. Идейная и творческая эволюция Достоевского от "Бедных людей" до романов середины 60-х годов. Роман "Преступление и наказание". Социально-философская и нравственно-психологическая проблематика романа. Особенности метода и стиля Достоевского-романиста. Д.И.Писарев и современные ученые о романе. Проблематика и образы романов "Идиот", "Бесы" и "Братья Карамазовы". Теория "полифонического" романа Достоевского Михаила Бахтина. Мировое значение писателя. Л.Н.Толстой. Творчество Толстого 50-х-начала 60-х годов. Становление художественного метода. Жанровые искания писателя. Н.Г.Чернышевский об особенностях таланта "молодого" Толстого. "Война и мир" Л.Н.Толстого - героико-патриотический роман-эпопея. Андрей Болконский и Пьер Безухов - воплощение социально-философских, нравственно-психологических исканий Льва Толстого. Принципы и средства раскрытия "диалектики души" человека в романе-эпопее "Война и мир". Роман "Анна Каренина". Специфика отражения и художественного выражения в романе взглядов и настроений Толстого накануне перелома в его мировоззрении. Особенности поэтики романа. Причины и сущность решительного перелома в мировоззрении и творчестве Толстого. Специфика идейных и эстетических позиций "позднего" Толстого, ее отражение в рассказах, повестях, драмах 80-х-900-х годов, в романе "Воскресение". Социальная и философско-этическая проблематика, образная система, метод и стиль "Воскресения". Мировое значение Толстого. Жизнь и творчество Л.Н.Толстого в исследованиях советских ученых. В.Г.Короленко. Особенности литературной биографии и творческого метода писателя. Идейные мотивы, образы, поэтический стиль рассказов и повестей Короленко. А.П.Чехов. Этапы творческого развития. Чехов - мастер реалистического рассказа. Новаторство Чехова-драматурга. "Три сестры", "Вишневый сад". Мировое значение Чехова. Серебряный век русской литературы Два века русской литературы. Серебряный век как историко-культурная эпоха. Развитие религиозной, философской мысли как следствие социально-экономических преобразований. Синтетизм жанров, методов, стилей - характерная черта искусства этого периода. Традиции и новаторство. Основные направления в литературе, их философско-эстетическое обоснование. Символизм как способ видения мира, художественного мышления. Исторические, религиозные, философские, эстетические корни символизма. "Старшие" и "младосимволисты". Понятие символа. Человек и мир в поэзии символистов. Эстетическая программа, поэтика "старших" символистов (Н. Минский, Д. Мережковский, К. Бальмонт). Поэзия и позиция - В.Я. Брюсов. Философия В. Соловьёва как основа художественного мира "младосимволистов". Духовная и эстетическая эволюция А. Блока. От "Стихов о Прекрасной Даме" - к "Возмездию" и "Двенадцати". Основные лирические циклы. Драматургия символистов. Публицистика Блока. А. Белый и кружок "аргонавтов". Основные книги лирики А. Белого. Цвето-звуковое начало его поэзии, своеобразие символики. Проза символистов: романы А. Белого, Ф. Сологуба. Традиции и новаторство романа XX века. Акмеизм как новое направление русского модернизма. Акмеизм и символизм. Н. Гумилёв и С. Городецкий - теоретики акмеизма. Особенности поэтики акмеистов. Н. Гумилёв, поэт и личность. Эволюция лирического героя Н. Гумилёва. Основные темы и поэтические циклы. Трагическая судьба поэта. Поэзия А. Ахматовой - "книга женской души". Основные лирические сборники. Многообразие проявлений любовного чувства. Эпичность лирики Ахматовой. Художественное своеобразие её лирики. "Единоличье чувств" в поэзии М.И. Цветаевой. Философский характер её лирики. Проза и драматургия. Футуризм. Эстетическая программа направления, её эпатирующий характер. Разнообразие индивидуальностей: В. Хлебников, И. Северянин, В. Маяковский. Мятежный дух поэзии Маяковского, её разрушающий характер по отношению к буржуазному обществу. Основные темы лирики. Глубина переживаний в любовной лирике. "Облако в штанах" - "программная вещь" раннего Маяковского. Неореализм. Традиции русской классики (Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Гоголя и др.) и особенности нового художественного мышления. Идея синтеза: слияние реалистических, романтических, символистских тенденций в творчестве неореалистов. Активизация авторского начала в повествовании, поиск нравственно-философского идеала. Роль литературного oбъединения "Среда" и издательства "Знание" в популяризации творчества мс дых прозаиков - Бунина, Андреева, Зайцева и др. И.А. Бунин. Становление личности писателя. Бунин и Орел. Поэзия и проза Бунина. Основные мотивы в поэзии. Тяготение к вопросам о сущности бытия, о путях России. Эволюция темы России и русского национального характера в прозе Бунина 90-х-10-х годов; от скорби об утрате былых материальных и духовных ценностей, через признание "двух душ" в русском человеке и беспощадного разоблачения в нём "пугачевского" начала- до признания вечных нравственных ценностей. Л.Н. Андреев. Становление художника. Андреев и Орёл. От "бытовых" рассказов - к условно-аллегорическим и философско-психологическим. Единство реального и трансцендентного в концепции мира и человека. Особенности "метафизического видения" писателя. Особенности поэтики. Жанровое многообразие творчества Андреева. Теория драмы и два этапа драматургического творчества. Роман XX века и андреевский роман. Публицистистика и дневники Андреева. А.И. Куприн. Становление художника. Тематическое и жанровое многогообразие рассказов Куприна. Критика социальной действительности: капиталистических отношений, армейских порядков, правосудия, семейных устоев - в повестях Куприна - "Молох", "Поединок". Тема любви, её спасительного назначения в жизни человека в произведениях Куприна. Духовный мир человека, изображение его "высот" и "низин" в произведениях Б.К. Зайцева, И.С. Шмелёва, А.К. Ремизова. К вопросу о художественном методе советской литературы. У истоков coцреализма (статьи В.И. Ленина, В.Я. Брюсова, сб. "Вехи" о трагических ошибках русской интеллигенции). Тема народной судьбы в дооктябрьском творчестве А. Серафимовича, В. Вересаева. "Новокрестьянская" поэзия и творчество С.А.Есенина. Основные темы и художественное своеобразие творчества. A.M. Горький. Становление писателя. Образ Руси и русского человека в дооктябрьском творчестве писателя. Романтические и реалистические начала в творчестве, два типа героя. Причины обращения к драматургии. Философско-психологическая драма "На дне": чеховские традиции и своеобразное их преломление. Политизация взглядов Горького в период первой русской революции и отражение её в творчестве - повесть "Мать". Горький и Октябрь. Отражение настроений Горького в публицистике. Русская литература XX века Введение. Литература как художественное отражение истории. Перио- -дизация. О художественном методе советской литературы. Революция судьбы русской интеллигенции. Публицистика, её актуальные проблемы. (Горький, Бунин, Андреев). Революция и гражданская война в оценке писателей разных социально-политических ориентаций (Фадеев, Серафимович, Бабель, Цветаева, Волошин и др. |
Фгбоу впо московский государственный университет Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, биологический факультет, кафедра энтомологии |
Регламент проведения областной студенческой олимпиады по педагогике... Фгбоу впо "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина" |
||
Фгбоу впо «Оренбургский государственный педагогический университет»... Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы |
Истолкование стихотворения А. А. Ахматовой «Что таится в зеркале?» Аксёнова А. А., Фгбоу впо «Кемеровский государственный университет», Кафедра теории литературы и истории зарубежных литератур, студент... |
||
Сборник статей по материалам студенческих научно-практических конференций,... Фгбоу впо «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» |
Фгбоу впо «Дагестанский государственный педагогический университет» филиал в г. Хасавюрте Россия Также манера повествования позволяет читателю самостоятельно делать выводы, увидеть и распознать: что хорошо, а что плохо |
||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (гос впо) по специальности |
Гоу впо «Альметьевский государственный нефтяной институт» Корепанов... Философия морали. Тоска по русскому аристократизму… Как знакомы нам эти темы из трудов Владимира Петровича Фетисова, одного из немногих... |
||
Рассмотрено на заседании кафедры протокол №10 от 14 июня 2011 г. «Утверждаю» Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского |
Ухтинский государственный технический университет утверждено Настоящая программа определяет необходимый начальный уровень научной подготовленности для поступающих в аспирантуру по специальности... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |