Урок литературы в 9 классе
Тема, изучаемая по программе: Творчество А.С.Пушкина. Роман «Евгений Онегин»
«И СНИТСЯ ЧУДНЫЙ СОН ТАТЬЯНЕ…»
(Анализ эпизода.Исследование образного строя, композиционной и смысловой роли сна Татьяны в романе.)
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины…
А.С.Пушкин. Евгений Онегин,гл.5
Цели урока
Формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для выдвижения собственной позиции.
Овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями: планировать деятельность, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.
Формировать понимание связи произведения с эпохой его написания, выявлять заложенные в нём вневременные, непреходящие нравственные ценности и их современное звучание.
Развивать понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; формировать эстетический вкуса.
ХОД УРОКА
Вступительное слово. (Повторение основных понятий, связанных сюжетом романа, системой образов.)
Прочитаны пять глав романа. Назовите героев, связанных с эпическим сюжетом.
Онегин и Татьяна. Ленский и Ольга.
Определение заглавного героя (Онегина).
Обращаем внимание учеников на сюжетную «странность» романа: чем дальше разворачивается действие, тем больше внимания автор уделяет… Татьяне. Почему?
На этом этапе урока не нужно добиваться исчерпывающего ответа на вопрос. Возможно, ответ на него мы получим только в финале изучения произведения.
Подготовка восприятия. Обращение к домашнему заданию: «Какова роль описания природы в начале пятой главы?»
Каким образом Пушкин создаёт наше представление о Татьяне?
Обращаемся к изученному ранее. Делаем записи на доске и в тетрадях.
А.С.Пушкин, характеризуя Татьяну, говорит о том, какой она НЕ БЫЛА, подчёркивая её уникальность, самобытность. Далее знакомит нас с кругом чтения героини (сентиментальные романы XVIIIвека). Указывает на «простонародное имя». Подчёркивает искренность героини (письмо). Указывает на владение французским языком.
2. Пятая глава дополняет характеристику Татьяны картинами зимней природы, отношением героини к подлинно русским обычаям (святочные гадания).
3. Как Пушкин готовит нас к восприятию сна Татьяны?
Анализ эпиграфа к пятой главе. Связь с содержанием эпизода «Святки в доме Лариных».
Вновь обращаемся к записи «Как создаётся образ Татьяны» и «исключаем» из неё всё, что можно отнести к модным тенденциям того времени, временным ценностям. Остаются «простонародность» героини и её искренность, уникальность.
Выделяем «ключевые слова» в характеристике героини: «русская душою» и «верила преданьям простонародной старины».
Гадание на сон.
Основной вопрос: «Какова роль сна литературного героя в произведении?»
Приготовление ко сну-гаданию (строфа Х).
Гадающий вступает в общение с нечистой силой, поэтому мир во сне «перевёрнут» по отношению к реальному. Гадают в бане (неосвящённое место, без икон), снимают с себя нательный крест, поясок-оберег, спать ложатся не крестясь.
Девицы гадают на жениха. Цель гадания должна быть сформулирована. Под подушку кладется зеркальце.
Всё это относится в народной традиции к разряду «страшных гаданий». С одним из них ученики знакомились, читая балладу В.А.Жуковского «Светлана». Отсюда – включение в контекст размышлений на уроке ассоциаций с этим произведением.
Сон (строфы XI - XXI).
В качестве домашнего задания девятиклассники получили прочитать комментарий Ю.М.Лотмана к пятой главе романа, выписать ключевые образы сна и истолковать их, пользуюсь комментарием и другими источниками по своему выбору.
В результате анализа на доске и в тетрадях оформляется запись, раскрывающая символику сна Татьяны. Выделяются образы, традиционные для свадебного фольклора, и народно-мифологические представления о них.
Свадебная символика
|
Образы сна
|
Народно-мифологическая символика
|
Предвещает скорую свадьбу. Переправа через ручей – символ перехода девицы в новую для неё жизнь.
|
РУЧЕЙ
|
Символ смерти. Переправа через ручей –переход в иной мир.
|
Сближаются влекущее и ужасное, любовь и гибель.
|
К скорому замужеству.
Мохнатая лапа – к богатству.
|
МЕДВЕДЬ
|
Хозяин леса, двойник лешего, «лесного чёрта».
|
Проводник Татьяны в «шалаш убогой». Убегая от него, Татьяна теряет во сне все обереги.
|
|
ДОМ
ОНЕГИН
|
Лесной дом, прибежище нечистой силы. Онегин – хозяин.
|
НЕ ЖЕНИХ, потому что не он идёт за невестой, а невеста приходит в его дом. Онегин убивает Ленского, как разбойник, ножом. Фольклорный мотив о девице и разбойнике использован Пушкиным в балладе «Жених».
|
Итак, перед нами предстаёт образ АНТИСВАДЬБЫ, свадьбы «наоборот», влекущий трагические последствия.
Делаем выводы о роли сна в сюжете и композиции поэмы:
Сон – ключ к сознанию героини. Не французские романы, а народная поэзия являются основой характеристики Татьяны, её «русской души».
Композиционная роль сна: связывает содержание предшествующих глав с драматическим содержанием 6-й.
III. Вслед за сном – сцена именин Татьяны.
Проводим сопоставление: гости в лесном доме и гостив доме Лариных. Выявляем совпадения на уровне ассоциативном, фонетическом, ритмическом.
Вывод: реальность – своеобразное продолжение сна. Единственный человек во сне и в доме – Татьяна.
Она выше всех, и даже Онегина. Выше нравственно.
Пушкин создаёт особый тип литературного фона (строфы 25 – 28). Здесь нарисованы общеизвестные герои , ставшие к тому времени литературными масками (Скотинины, Буянов, Петушков, Пустяков, Флянов, Харликов…). Это целый художественный мир.
Итак, сон – это…
Ученики делают самостоятельный вывод, дополняя свои записи с урока.
Домашнее задание.
Для гуманитарно одарённых детей начинать подбирать материал к сочинению «Мотив сна в романах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и «Капитанская дочка»» или «Символические образы романа «Евгений Онегин»».
-
Прочитать 6-ю главу, выполнить задания:
Каков смысл эпиграфа к главе?
Истолковать образы-символы в цене дуэли.
Каков смысл лирического отступления в конце главы? (по желанию).
|