Скачать 56.58 Kb.
|
Тема урока: «Поэт и цветы». 9класс, 2часа. Оформление доски: портрет А.С. Пушкина (работа художника В. Тропинина), картина «Алая роза в вазе». Эпиграф: «Истинный поэт умеет слышать, как растут цветы» Е.А. Баратынский Выставка вышивки: салфетки, полотенца, скатерть; передняя часть сумочки из бисера конца 19 века. Везде рисунки, орнаменты из цветов. Музыкальное сопровождение: (отрывки произведений) П.И.Чайковский «вальс цветов» из балета «Щелкунчик», романс А.Алябьева «Соловей» на стихи А.А.Дельвига. Цели и задачи уроков:
Формы и методы работы: рассказ учителя, беседа, пересказы (сжаые, подробные, творческие) учащихся по теме урока, анализ стихотворения А.С,Пушкина, выразительное чтение и наизусть стихотворений поэта(методы деятельности- репродуктивный, частично-поисковый). Ход урока: Есть в России место, где всегда чувствуется незримое присутствие А.С. Пушкина – это Михайловское. Он посетил его сразу же после окончания Лицея, и как пишет С.С. Гейченко в своей книге «У Лукоморья…»: «…первыми Пушкина встретили…цветы! Они здесь повсюду. Наши незабудки столь ярки, потому что они впитали …, может быть, в себя глубину глаз Пушкина». Поэт называл цветы «элементами жизни обыденной, мирной…» В классе сегодня много цветов, потому что мы поведём цветочный разговор: какую роль играли они в жизни поэта, и какое место цветы заняли в его поэзии. Ж. Делиль когда-то сказал: «Для всех искусств цветок- Образчик неизменный…» Звучит «вальс цветов» из балета П.И. Чайковской «Щелкунчик». Задание: силою своего воображения представить этот радостный танец, услышать цветы в вихре вальса. Какие? (учащиеся перечисляют: роза, ландыш, фиалка, василёк, тюльпан, лилия) Есть ли у Пушкина строки в стихотворениях, где встречаются эти цветы? «…Где липы престарелые С черёмухой цветут, Где ландыш белоснежный Сплёлся с фиалкой нежной…» «…Царицей среди полей лилея горделиво в роскошной красоте цветёт…» «На маках лени, в тихий час, Он сладко засыпает…» и другие. Какой, как вам кажется, у Пушкина был любимый? (Роза) Учащаяся рассказывает по воспоминаниям И.И. Пущина эпизод, который произошёл в Лицее на уроке русской словесности у профессора Кошанского. Пушкин за короткое время написал своё известное произведение: «…Где наша роза, Друзья мои?!» Царица цветов – роза ещё в Лицее указала на своего избранника в поэзии. Стихотворение Пушкина: «Соловей и роза»: «В безмолвии садов, весной во мгле ночной, Поёт над розой восточный соловей…» Говоря об этом стихотворение, нельзя не вспомнить А.А. Дельвига, лицейского друга поэта, который написал своего «Соловья», посвящённого Пушкину, а композитор Алябьев сочинил к поэту произведению прекрасную музыка (звучит романс) У Пушкина мы читаем: «…Я был рождён для жизни мирной Для деревенской тишины…» Не раз поэт применял в стихотворениях обобщающее понятие «цветы»: «…Цветы, любовь, деревня, праздность. Поля! Я предан вам душой …» или «…Я твой – люблю,сей тёмный сад, с его прохладой и цветами…» «Росой окропились цветы на полях…» Наиболее тесное и полное слияние Пушкина с природой произошло в годы ссылки в Михайловском (1824-1826г.г.) Цветы встречали поэта повсюду: и в Петровском, и, конечно, в Тригорском. Зимой на подоконниках и на вышивках тригорских барышень. Помните: «…Когда за пяльцами прилежно Сидите вы, склонясь небрежно,… Я в умиленье, молча, нежно Любуюсь вами, как дитя…» (просмотр выставки вышивки); Цветочное царство ласкало глаза поэта, создавало прекрасные лирические образы. В венке поэзии Пушкина и черёмуха, и василёк, гвоздика и незабудка, чабрец и боярышник… Пушкин любил цветы и, зная это, Прасковья Александровна Осипова постоянно посылала их поэту. Ей он написал: «У меня на окне всегда цветы…», ей он посвятил стихотворение: «Цветы последние милей Роскошных первенцев полей…» (анализ стихотворения: В черновике был рисунок – женская головка. Чья? Графини Воронцовой? (недавно оставлена Одесса), Анны Керн? (сильное увлечение поэта в это время). Учащиеся дают свои версии; показаны портреты двух женщин. В стихотворении всего шесть строчек, а сколько чувств! В нём слилось в одно целое восприятие последних цветов и переживаний поэта из-за разлуки с любимым человеком. Какие страницы жизни поэта раскрывает эта поэтическая миниатюра?... К уроку был приготовлен альбом «уездной барышни»: «…Конечно, вы не раз видали, Уездной барышни альбом,… ...Тут непременно вы найдёте Два сердца, факел и цветы…» Учащиеся подготовили альбом с изображением цветов, объяснили язык этих цветов: фиалка – скромность; бархатцы – поэтическое вдохновение; подснежник - утешение в печали; лилия – чистота верного сердца.… Всё это, несомненно, знал Пушкин, как знали все люди в те времена. Цветы, как и сегодня, хранились в гербариях. После смерти поэта его вдова Н.Н. Пушкина вместе с детьми, посетив Михайловское, зная, что муж восторгался цветами этих мест, взялась за коллекционирование высушенных цветов. Существует до сих пор альбом из этой коллекции. «Цветок, засохший, безуханный, Забытый в книге, вижу я… Это строки прекрасной поэтической миниатюры А.С. Пушкина «Цветок». В беседе с учащимися выясняются отдельные особенности стихотворения: простота формы и содержания, отсутствия поэтических фигур и тропов – метафор, эпитетов, сравнений, олицетворений, простота звукового строя. Простота в композиции: четыре катрена удивительно связаны между собой, гармонично уравновешены. Движение мысли выражено в вопросах, пожалуй, это произведение Пушкина – редкий случай в поэзии. Со второго четверостишия автор раскрывает главное в стихотворении: лирическое раздумье, которое читатели находят в первой строфе. Забытый в книге цветок вызвал размышления поэта, давшие начало построению стиха: экспозицию, а затем и вступление, приводящее нас к главной мысли стихотворения: коротка немудреная жизнь цветка – коротка и жизнь человека… Мы не можем равнодушно читать это стихотворение, потому что в нём так много пушкинской грусти, живого участия к судьбам людей, к их счастью, так много гуманности, лелеющей душу и поэта и нашу. Какой звук вы чаще произносите, когда напеваете мелодию без слов? (Самым музыкальным из звуков считается «л»: учащиеся выписывают из стихотворения сочетание «л» с гласными звуками. Получается цепочка: ел, ол, ль, ел, ли, ло, ли, лу, ля, ле, ле, ли, ло, ли, ли). Все звукосочетания в стихотворении, с «л» дают как бы нотную запись. Звуковая вязь, музыка «слышится» уже во втором катрене и заканчивается в четвёртом, делая простое, на первый взгляд, стихотворение шедевром. В этих же строфах есть противоположный нежному напевному «л» резкий звук, но тоже выразительный. Всего четыре раза появился он: «сорван», «рукою», «разлуки», «роковой», но внёс смерть, гибель печаль, разрыв. Звук «р» как бас, вырвался в нежную мелодию скрипки, порвав струну…Какое тончайшее искусство гения лирической поэзии. Всё просто и оригинально в «Цветке», даже кольцевая композиция – первое, последнее слово – «цветок», как последний аккорд. «Цветок гениальный образец подлинного и глубочайшего лиризма, один из вечно живых и благоуханных цветов мировой поэзии, - так пишет Д. Благой. Цветы украшали жизнь Пушкина. Они сопровождали его в радости и горести. Они обогатили его поэтической словарь, придавали деревенским главам «Онегина» особый колорит. Необычайно прав замечательный сказочник Г.-Х.. Андерсен, сказавший когда-то, «чтобы жить нужно солнце, свободу и маленький цветок…». Домашнее заданее (по выбору): 1.Написать литературное эссе: « Мой любимый цветок». 2.Выучить наизусть стихотворение А.С.Пушкина «Цветок». |
«Поэт он огромный, сделавший знаменитым и Дагестан, и аварский язык,... Поэт. Философ. Дипломат. Живой классик. Легенда. Непоседа, объездивший полмира. Вечный слуга самых преданных ему женщин на свете:... |
Шарль Бодлер. Цветы зла |
||
Тематическое планирование по литературе. 9класс Светские бытовые повести. Жанры путешествий («Хождение за три моря Афанасия Никитина») |
Шахриза Богатырева одна из высоких поэтических вершин народов, населяющих... Всё что происходит в мире, не обходит стороной чуткое сердце поэтессы. «Поэт – эхо эпохи, а не только нянька своей души»,- говорил... |
||
Любовная лирика А. С. Пушкина. Адресаты любовной лирики. (9класс) Оформление: портрет А. С. Пушкина, слайдовая презентация женских портретов (Н. Гончаровой, Е. Воронцовой, М. Волконской, А. Керн,... |
Рабочая программа по литературе, 9класс на 2013-2014 учебный год Рабочая программа по литературе в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида разработана с учетом нормативных... |
||
Без дружбы погиб бы мой малый народ, Великий лишь тем, что любовью... Поэт. Философ. Дипломат. Живой классик. Легенда. Непоседа, объездивший полмира. Вечный слуга самых преданных ему женщин на свете:... |
Назипова Гульнара Лазоевна Ноутбук, мольберт, корзина, цветы, снежинки, магнитофон с записями, скамейки, мяч, картинки с изображением: зимних месяцев, следов... |
||
Михаил Успенский Райская машина И кому я всё это говорю? Кто бы откликнулся, если слева одна тайга и справа одна тайга, а впереди и за спиной – просека высоковольтной... |
Виктор Ерофеев Русские цветы зла Злo это то, что отдаляет нас от... Признаться, я не люблю литературные антологии. Они напоминают винные дегустации, где вместо того, чтобы выпить бутылку хорошего вина,... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |