Урок литературы в 6 классе на тему: «А. С. Пушкин. Стихотворение «узник»




Скачать 58.75 Kb.
НазваниеУрок литературы в 6 классе на тему: «А. С. Пушкин. Стихотворение «узник»
Дата публикации14.10.2014
Размер58.75 Kb.
ТипУрок
literature-edu.ru > Литература > Урок
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 6 г. БУИНСКА РТ

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6 КЛАССЕ НА ТЕМУ:

«А.С.ПУШКИН. СТИХОТВОРЕНИЕ «УЗНИК»


УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

II КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

ЗАЙНУЛЛИНА ГУЛЬНАРА ДАНИСОВНА
2005 – 2006 учебный год

Тема: А.С.Пушкин. Лицейские годы. «Узник».
Цели: 1) познакомить учащихся с лицейскими годами поэта; со стихотворениями данного

периода;

2) формировать умение анализировать поэтический текст; выразительно читать стихотворное произведение;

3) воспитывать дружбу, взаимовыручку, волю на примере лицейской поры поэта и стихотворения «Узник».
Оборудование: репродукции гравюр – портретов А.С.Пушкина: Е.И.Гейтмана «Пушкин – юноша» (1822), В.А.Фаворского «Пушкин – лицеист» (1935); репродукции картин О.А.Кипренского (1827), П.Ф.Соколова (1836), В.А.Тропинина (1827), И.Линева (30 г.г. XIX века), И.Е.Репина «Пушкин на лицейском экзамене»; портреты членов семьи Пушкиных, няни Арины Родионовны; литография А.Тона «Лицей», памятник Пушкину – лицеисту в городе Пушкине скульптора Р.Р.Баха (1899, бронза); эпиграф, воспоминания современников, черновик стихотворения «Узник».
Эпиграф к уроку:

Смуглый отрок бродил по аллеям,

У озерных грустил берегов,

И столетие мы лелеем

Еле слышный шелест шагов.

(Анна Ахматова, 1911)
Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Формирование новых знаний.

1. Слово учителя.

- Мы снова возвращаемся к творчеству А.С.Пушкина. Эпиграфом к уроку служат стихи Анны Андреевны Ахматовой из триптиха «В Царском Селе». (Обращаемся к словам, записанным на доске: триптих (греч. «сложенный втрое») - три произведения искусства, объединенных одним замыслом (БСЭ, стр.1348), отрок (устар.) – мальчик – подросток в возрасте между ребенком и юношей («Толковый словарь» С.И.Ожегова, стр.469), лелеем (высок.) – мысленно желать осуществления чего-либо приятного («Толковый словарь» С.И.Ожегова, стр.312). Эти стихи написаны почти сто лет назад. Но относятся и к нашему времени, т.к. каждый год на уроках литературы мы открываем какую-то страницу жизни

Пушкина, больше читаем, узнаем о творчестве поэта, его окружении, его времени. Любой человек в нашей стране знаком с Пушкиным с самого детства.

- Помните ли вы, как Пушкин вошел в вашу жизнь?

- Что вы знаете о нем?

- Какие его произведения читали, слышали?

2. Сообщение ученика о детстве А.С.Пушкина, его семье. Демонстрируются соответствующие репродукции.

3. Пересказ статьи учебника о Пушкине – лицеисте по плану. Выразительное чтение стихотворений.

План (на доске).

  1. Открытие Лицея.

  2. Знакомство с Пущиным, воспоминания Пущина о первой встрече с Пушкиным.

  3. Первые поэтические опыты Пушкина. Выразительное чтение стихотворения «Роза» (лилея (устар.) – лилия – луковичное растение с прямым стеблем и крупными красивыми цветками в виде колокола («Толковый словарь» С.И.Ожегова, стр.315).

  4. Пушкин читает стихи на публичном экзамене в присутствии Державина. Выразительное чтение стихотворения «Воспоминания в Царском Селе».

Дополнение учителя:

- Это ода величию России и ее победам. В ней присутствует торжественность, диктуемая жанром, сочетание с глубокой лиричностью (обращение к словам на доске: ода – торжественное стихотворение, посвященное какому-либо историческому событию или герою («Толковый словарь» С.И.Ожегова, стр.432).

  1. Лицейская дружба в стихах Пушкина.

  2. Окончание Лицея, столичная жизнь, вольнолюбивые стихи.

  3. Причины ссылки поэта в Кишинев.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (классическая музыка)

4. Работа с репродукциями портретов Пушкина – лицеиста.

- Что, по – вашему, выделяет каждый из художников?

- Какой из портретов вам кажется особенно похож на поэта той поры?

5. Составление устного портрета по произведениям художников и воспоминаниям современников:

Лев Сергеевич Пушкин, брат поэта: «Пушкин был собою дурен, но лицо его было выразительно и одушевленно; ростом он был мал (в нем было с небольшим 5 вершков); но тонок и сложен необыкновенно крепко и соразмерно» (вершок – 4, 45 см, т.е. приблизительно 165 см).

Иван Александрович Гончаров, писатель: «С первого взгляда внешность его казалась невзрачною. Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядишься пристально в глаза, увидишь задумчивую глубину и какое – то благородство в этих глазах, которых потом не забудешь. В позе, в жестах, сопровождающих его речь, была сдержанность светского благовоспитанного человека».

Михаил Владимирович Юзефович, приятель Льва Пушкина, археолог: «Как теперь вижу его живого, простого в обращении… очень подвижного… с великолепными большими, чистыми и ясными глазами, в которых, казалось, отражалось все прекрасное в природе… Он вовсе не был смугл, ни черноволос, как утверждают некоторые, а был вполне белокож с вьющимися волосами каштанового цвета… Черты лица у него были приятные, и общее выражение очень симпатичное».

Вера Александровна Нащокина, жена друга Пушкина: «Пушкин был невысок ростом, шатен, с сильно вьющимися волосами, с голубыми глазами необыкновенной привлекательности… Это были особые, поэтические, задушевные глаза, в которых отражалась вся бездна дум и ощущений, переживаемых душою великого поэта. Других таких глаз я во всю мою долгую жизнь ни у кого не видала» (шатен – человек с темно-русыми, каштановыми волосами («Толковый словарь» С.И.Ожегова, стр.876).

  1. Выразительное чтение и анализ стихотворения «Узник».

- Какое главное слово – образ в первой строчке определяет мир чувств и переживаний лирического героя? («решетка», тема переживаний человека, оказавшегося в неволе).

- Как достигается в стихотворении удвоение образа неволи? (слова первой строчки «решетка», «темница» удваиваются словом второй строчки «неволя» орла).

- Какую роль играет удвоение этого? (подчеркивает страдания и одиночество героя – орла, это и настроение лирического героя).

- Как развивается настроение во второй строфе? (много глаголов действия, заканчивается восклицанием – «Давай улетим!»)

- В чем особенность пейзажа в третьей строфе? (преобладает стихия, открытое, беспредельное пространство – недостижимость мечты лирического героя о воле, поэтому интонация грустная).

- Как узник и орел называют друг друга? («Мой грустный товарищ» - «брат»).

- Какое значение имеет то, что второй узник именно орел? (орел – символ свободы, воли, гордости, независимости, силы. Лирическому герою присущи те же качества).

- Какое чувство выражается в последней строфе? Какими средствами? (чувство свободы, яркими красками: «белеет», «синеет». Вместо темницы – свет, вместо решеток – простор. Образ воли связан с картинами природы: гора, море, ветер.

9. Самостоятельная работа учащихся. Работа по учебнику, стр. 67.

- Какими словами выражена в стихотворении «свобода»? («орел», «задумал», «зовет», «улетим», «вольные птицы», «туча», «гора», «морские края», «ветер»).

10. Дополнительно. Сопоставительная работа с черновым вариантом стихотворения.

И тихо и грустно в темнице (глухой)!

Пленен, обескрылен орел молодой,

Мой верный товарищ в изгнанье моем,

Кровавую пищу клюет под окном.

Клюет и бросает, и смотрит в окно,

И вымолвить (хочет) мне слово одно.

Зовет меня взором и криком своим:

«Мой верный товарищ, уйдем, улетим;

Давай встрепенемся! пора нам! пора!

Острог нам не ближний, тюрьма не сестра.

Мы вольные птицы, ты, брат мой, и я.

Где сокол (и коршун), там наша семья».

- Какие строки поэт изменил? Как меняются образы? Как изменился смысл? (углубилась мысль, четче стих, ярче чувство).

III. Итог урока. Оценки.

- Что нового узнали о жизни поэта?

- Что вам особенно понравилось, запомнилось?

- Каковы основные мотивы стихотворения «Узник»?

IV. Домашнее задание. Выучить стихотворение «Узник» наизусть.














Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы в 6 классе на тему: «А. С. Пушкин. Стихотворение «узник» iconА. С. Пушкин «Узник». Вольнолюбивый характер стихотворения Цель урока:...
«Узник»; развивать самостоятельность в решении учебных проблем, умение добывать необходимую информацию, перерабатывать ее; формировать...

Урок литературы в 6 классе на тему: «А. С. Пушкин. Стихотворение «узник» iconУрок литературы в 9 классе на тему: «Петербург в поэме Пушкина «Медный всадник»
Пушкин тему Петербурга, по-новому выбирает героя и строит конфликт; привлечь внимание к богатству и изяществу поэтического языка...

Урок литературы в 6 классе на тему: «А. С. Пушкин. Стихотворение «узник» iconУрок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита"
Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск

Урок литературы в 6 классе на тему: «А. С. Пушкин. Стихотворение «узник» iconУрок литературы в 6 в классе на тему «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»
А. С. Пушкина, совершенствовать навыки анализа лирического произведения, овладеть секретами поэтического мастерства поэта и художественными...

Урок литературы в 6 классе на тему: «А. С. Пушкин. Стихотворение «узник» iconКонспект урока литературы в 5 классе. Тема Учимся читать и понимать...
Развитие читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций

Урок литературы в 6 классе на тему: «А. С. Пушкин. Стихотворение «узник» icon«А. С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение...
...

Урок литературы в 6 классе на тему: «А. С. Пушкин. Стихотворение «узник» iconУрок литературы в 6 классе по теме: «А. С. Пушкин «Станционный смотритель»
Пушкин… унёс с собою… великую тайну. И вот мы теперь с вами эту тайну разгадываем

Урок литературы в 6 классе на тему: «А. С. Пушкин. Стихотворение «узник» iconТема: А. С. Пушкин. Узник. М. Ю. Лермонтов. Узник
Дома вы читали балладу А. С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге" и отвечали на вопрос: Почему погибает князь Олег?

Урок литературы в 6 классе на тему: «А. С. Пушкин. Стихотворение «узник» iconУрок литературы в 8 «б» классе на тему: У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, элементы проблемного изложения, икт

Урок литературы в 6 классе на тему: «А. С. Пушкин. Стихотворение «узник» iconА. С. Пушкин «Узник» иМ. Ю. Лермонтов «Узник»
В фогс полного (среднего) общего образования (проект) в области «Филология» определен интегративный курс «Русская словесность (интегрированный...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции