Скачать 95.89 Kb.
|
Урок литературного чтения в III классе Разработка учителя начальных классов МОУ «СОШ№27» Нурковой Наталии Анатольевны Тема урока: А.С.Пушкин «Зимний вечер». Цели: добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя. Задачи: • образовательные: познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта; показать своеобразие пейзажной лирики А.С.Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа; отрабатывать навык выразительного чтения лирического текста; • развивающие: расширить и углубить знания учащихся о творчестве Пушкина; развитие умения сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы; • воспитательные: формировать представления учащихся о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа; воспитание любви и уважения к людям старшего возраста. Тип урока: совершенствование знаний, формирование умений и отработка навыков. Материал для чтения: А. С. Пушкин. «Зимний вечер». Оборудование урока: • учебник «Литературное чтение» 3 класс, автор Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий • «Поурочные разработки по литературному чтению» 3 класс, С.В.Кутявина • Тесты (презентация) • Электронная презентация к уроку • Тексты стихотворения • Словарь • Выставка книг – произведения А.С. Пушкина • Аудиозапись пьесы П.И.Чайковского «Январь. У камелька» (из альбома «Времена года») • Аудиозапись романса Яковлева «Зимний вечер» (Исполняет Гедда Николай) • Физкульт-минутка для глаз (музыкальная презентация). Ход урока. I Этап. Организационный момент. (Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности) (2 мин.) Вводное слово учителя. 1,2 – выше голова, 3,4 – плечи шире, 5,6 – тихо сесть. Долгожданный дан звонок, Начинается урок! - А какой урок у нас начинается? (Лит. Чтение) - Помните, что вы самые умные, сообразительные ученики, у вас всё получится. Вы готовы начать урок? (Да) II этап . Актуализация прежних знаний и способов действий учащихся. (Цель: Повторить знания детей о Пушкине) (5 мин.) И пробуждается поэзия во мне… И пальцы просятся к перу, перо к бумаге, Минута – и стихи свободно потекут.. Слайд 2 Портрет Пушкина. -Вы узнали этого поэта? ( Пушкин) -Это строчки А.С.Пушкина. С самого раннего детства в садике, в школе вы слушали волшебные сказки, стихи, созданные Пушкиным. С целью повторения знаний о Пушкине, пройдем тестирование. Тестирование (презентация). (2-3мин.) (Самооценка учащихся) -Молодцы. III. этап. Подготовка учащихся к восприятию лирического стихотворения . (Цель: формировать представления учащихся о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа) (8 мин.) - А знаете ли вы, что Пушкин начал писать свои первые стихи, когда еще не был Александром Сергеевичем, а был мальчиком Сашенькой? Слайд 3. Портрет Пушкина-ребенка. -Пушкин был очень впечатлительным и эмоциональным человеком и свои чувства начал очень рано выражать в стихотворениях. Первые знания о жизни, первые впечатления о ней маленький Саша получил от своей няни. - Кто знает, как звали няню поэта? (Арина Родионовна) - Верно. Это- Арина Родионовна. Узнавая о ней, мы должны формировать представлении о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций, культуры и нравственных представлений народа. Слайд 4. Портрет няни. -Арина Родионовна – крепостная крестьянка, она прожила и прослужила в доме Пушкиных много лет, вынянчила всех детей и была к ним очень привязана. Но особенно она любила маленького Сашеньку, будущего поэта Пушкина. Он тоже любил свою няню, считал её своим другом и самым близким человеком не только в детском возрасте, но и будучи уже взрослым. Пушкин был очень смелым поэтом: некоторые его стихи были направлены против царской власти и законов. Конечно, царю это не понравилось, и он решил наказать поэта. Царь запретил ему жить в столице и на два года сослал Пушкина в далёкое и глухое село Михайловское. (Слайд 5.) Няня поехала вместе с ним, и в эти годы Александр Сергеевич особенно сроднился с Ариной Родионовной: место ссылки находилось вдали от шумной столицы, от друзей, и няня была единственным близким человеком, кто находился с ним рядом в это тяжёлое для поэта время. Слайд 6. Картина Н.Н.Ге «Пущин в гостях у Пушкина» - На этой картине художник Николай Николаевич Ге изобразил момент пребывания Александра Сергеевича Пушкина в селе Михайловском. - Что вы видите на картине? (Пушкина, няню и друга) - Согласна с вами. К Пушкину как раз приехал в гости его близкий друг Иван Иванович Пущин, друзья общаются, а няня сидит за столом, она занята вязанием и в то же время внимательно слушает Александра Сергеевича, который что-то читает своему другу. - Но такие счастливые приезды друзей были очень редки, и няня была единственной собеседницей поэта: именно ей он читал свои произведения, которые сочинил, пребывая в ссылке в Михайловском. И.С.Аксаков вот что пи- шет про няню Пушкина: Слайд 7. Так вот кто первая вдохновительница, первая муза первого истинно русского поэта, это – няня… Да будет же ей, этой няне, от лица русского общества вечная благодарность. И.С.Аксаков.
- А за что он благодарит няню? (ответы учащихся)
В одном из стихотворений Пушкин писал: Мастерица ведь была, И откуда что брала! А куда разумны шутки, Приговоры, прибаутки. Небылицы, былины Православной старины! Слушать, так душе отрадно. И не пил бы, и не ел, Все бы слушал да сидел. - В очередной ссылке Пушкину приказано было жить в имении его предков в селе Михайловском в Псковской губернии (Слайд 8). Царь запретил навещать ссыльного. Единственной радостью для Пушкина стала встреча с Ариной Родионовной, с которой он давно был разлучен. Она жила в Михайловском и очень тепло приняла своего воспитанника. Не один вечер провел Александр Сергеевич в обществе Арины Родионовны, восхищаясь ее рассказами и пением. Долгие зимние вечера проводил Пушкин с няней, слушая ее песни и сказки (Слайд 9). Один из таких зимних вечеров 1825 года описан в его стихотворении «Зимний вечер». Физкульт- минутка для глаз (музыкальная презентация ) IV. Восприятие новых знаний. (Цель: добиться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя.) (17 мин.)
Слайд 10. Картина зимнего вечера
Буря – ненастье с сильным разрушительным ветром. Мгла – непрозрачный воздух / от тумана, сумерек, тьмы /. Вихрь – порывистое, круговое, движение ветра. Кровля обветшалая – очень плохая крыша. Ветхая лачужка – небольшая, плохая изба, хижина. Веретено – приспособление для прядения. 4. Слушание романса «Зимний вечер» -Лицейский друг Пушкина Яковлев написал музыку к этому стихотворению. Получился красивый романс. (Звучит запись романса) - Удалось ли композитору передать в музыке грусть, тоску поэта? (да)
-Прочитайте стихотворение сами и отметьте слова, которыми автор рисует такую грустную картину. (Дети работают самостоятельно, затем идёт повторное чтение текста с обсуждением). - 1 часть. Как вы понимаете содержание первой строчки? Что такое «мгла»? (Мгла – это непрозрачный воздух от тумана, снежный пыли или сумерек) -А теперь найдите в этой части текста, с чем автор сравнивает бурю. (Со зверем: «То, как зверь она завоет…»; С ребёнком: «То заплачет, как дитя…»; С путником: «То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит») -Как вы думаете, зачем автор природное явление сравнивает с людьми, с животными, то есть с живыми существами? (Чтобы читатель мог себе лучше представить картину ненастного зимнего вечера) - Сегодня я открою вам ещё один «секрет» литературных произведений, когда автор с чем-либо или с кем-либо сравнивает людей, явления природы. В литературе такой приём называется сравнением. - Автор рисует бурю и вой ветра с помощью звукописи. В тексте много слов со звуками, изображающими шум ветра, его порыва и завывание, похожие на рёв зверя: (р) – «буря», «кроет», «вихри», «крутя», «зверь»; (с), (з), (ч), (ш) – «зверь», «завоет», «обветшалой», «соломой», «зашумит», «запоздалый», «окошко», «застучит»; (а), (о), (у), передающие вой ветра: «буря», «мглою», «небо», «кроет» и т.д. -Как вы думаете, почему автор стихотворения начинает с описания ненастной картины природы? (Образ природы помогает автору передать своё настроение или настроение героя. Пейзаж не только передаёт, но и усиливает эти чувства) -Случайно ли здесь такое описание зимнего вечера? (Природа тоже, как живое существо, сочувствует героям произведения) -2 часть. - О ком говорит автор в этой части? К кому обращается? (О няне) - Найдите в тексте слова, которыми он называет няню. («Моя старушка», «Мой друг») -Какое настроение у автора? (Грустное) -Какими словами в тексте автор передаёт это настроение? («Ветхая лачужка», «печальна и темна», «бури завываньем», «утомлена», «дремлешь»). - В этом стихотворении вся боль и тоска, переживания поэта, который находится в тяжелом безрадостном положении. В ссылке. Вдали от друзей и родных. -3 часть. - Найдите слова, отражающие настроения автора. («Бедной юности моей»; «Выпьем с горя»; «Сердцу будет веселей») Дети приходят к выводу, что и здесь автору грустно и на сердце тяжело. -Найдите слова, которыми поэт обращается к няне. («Добрая подружка») -С какой просьбой он обращается к няне? ( «Выпьем, добрая подружка»; «Спой мне песню») -Зачем поэт просит няню спеть песню? Как он говорит об этом? ( Чтобы поднять настроение: «Сердцу будет веселей») 4 часть. -Прочитайте последнюю часть и проследите, изменилось ли настроение в конце стихотворения или осталось прежним. (В этой части повторяются первые четыре строчки, с которых начинается стихотворение, а за ними идёт первое четверостишие второй строфы) -Случайно ли поэт так построил последнюю строфу? (Нет, в конце поэт преодолевает первоначальную грусть и тоску, хотя вначале и показывает ту же безрадостную картину) -Сравните первую часть с последней: одинаковые они по настроению? (Но во второй части этой строфы автор снова говорит о няне и о том, что «сердцу будет веселей», и этим показывает, что именно няня помогает ему выйти из унылого и мрачного состояния своими песнями и тем, что находится рядом с поэтом. Когда поэт говорит о няне, чувства и настроение у него совсем другие: тёплые, задумчивые, нежные, ласковые) V этап. Формирование умений и отработка навыков (Цель: Обобщить и закрепить полученные знания) (8 мин)
-Для чего автор написал это стихотворение? (-Чтобы рассказать о своих чувствах. -Чтобы поделиться с читателем своими чувствами и переживаниями. -Это стихотворение не о картинах природы, а о чувствах человека.) - Как мы называем стихотворения о чувствах человека? (Лирическими). 2. Предварительно, чтобы создать лирическую атмосферу перед чтением этого стихотворения, дети слушают отрывок из музыкального альбома великого русского композитора Петра Ильича Чайковского «У камелька». Словарная работа: Слайд 12. Камелёк – это небольшой камин, очаг для обогревания. Слушание произведения с закрытыми глазами. -Представьте холодный зимний вечер. За окном буря, непогода, а в помещении горит огонёк и согревает своим теплом душу человека, который сидит у камелька. 3. Прослушав пьесу, дети обмениваются впечатлениями о характере музыкального произведения и делают вывод, что рассказать о своём настроении и чувствах можно и при помощи музыки. 4. Выразительное чтение стихотворения учениками. VI этап. Оценка учебных достижений, подведение итогов урока. Рефлексия. (Цель: Подвести итог проделанной работе на уроке) (5 мин.)
2. Оценки. 3. Домашнее задание: 1) выучить стихотворение «Зимний вечер». 2) напишите о своей бабушке, чтобы все смогли её себе представить и понять, какая она добрая и ласковая, как любит вас. Интернет ресурсы: http://www.uchasneg.ru/famous/39-jakovleva-arina-rodionovna.html http://clubs.ya.ru/4611686018427436031/replies.xml?item_no=987 http://www.liveinternet.ru/users/4505656/post191137566/ http://www.zoomax.ru/news/snezhinki_pod_mikroskopom_(54_foto).htm http://demiart.ru/forum/index.php?showtopic=38912&st=15 http://webstarco.narod.ru/19vek/big/kiprensky7.html http://class6a1130.ucoz.ru/ http://pushkin.novgorod.ru/push_in_mikh.htm http://www.photosight.ru/photos/4111033/ http://classic-online.ru›ru/production/7824 http://poiskm.ru›song…P.-I.-CHaykovskiy-U-kamelka-yanvar |
Моу «Октябрьская сош» Открытый урок по русскому языку в 4 классе.... Цели урока: закрепить знания о глаголе как части речи; повторить правописание безударных личных окончаний глаголов |
Разработка урока по проблеме «Филологическое образование младшего... Мамонтова Татьяна Геннадьевна, учитель начальных классов, моу «Славянская сош», Нововаршавский район, Омская область |
||
Урок литературного чтения в 4 классе Формировать навыки разбора лирического произведения, словесно-образного рисования и выразительного чтения |
Урок литературного чтения в 3 классе Учитель высшей категории мбоу «сош им. Г. И. Успенского» Пожелайте друг другу удачи, которая в будущем перерастет в личный большой успех каждого из вас |
||
Тематическое планирование уроков литературного чтения во 2-м классе Уроков литературного чтения во 2-м классе по учебнику «Маленькая дверь в большой мир» |
Урок литературного чтения и музыки в 3 «А» классе по теме: «А. С.... Сегодня мы проводим интегрированный урок. Это урок, который соединяет в себе два предмета литературное чтение |
||
Урок разработан учителем начальных классов моу сош №2 городского... Задачи: 1 образовательная: раскрыть идейное содержание стихотворения, его эмоциональное и эстетическое |
Есениязова Багила Атырауская область Махамбетский район Средняя школа... Формировать навыки выразительного чтения, устойчивого интереса к чтению, любви и красоте художественного слова |
||
Урок математики Начальная школа/Косырева И. В. 3 Оригами Изо- информатика... Данный проект- ежегодно обновляемый. Навигация осуществляется по гиперссылкам, которые представлены на сайте 2 видами |
Справка по итогам проведения недели начальных классов С 3 по 7 марта 2013 года в мкоу «Чинарская сош №1» проходила неделя начальных классов «Марафон знаний» |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |