Филологический факультет




Скачать 160.99 Kb.
Название Филологический факультет
Дата публикации 13.10.2014
Размер 160.99 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА издательского дела и редактирования

классическая, элитарная и массовая

литература: стратегии книгоиздания

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ 3 КУРСА Одо ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

(СПЕЦИАЛЬНОСТЬ О21500

«издательское дело и редактирование»)
иЗДАТЕЛЬСТВО

ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2006

Печатается по решению учебно-методического совета филологического факультета
Рабочая программа и методические рекомендации «Классическая, элитарная и массовая литература: стратегии книгоиздания» для студентов з курса ОДО филологического факультета специальности 021500 «Издательское дело и редактирование»
Автор:

Дворцова Н.П., доктор филол. наук, профессор кафедры издательского дела и редактирования
Рецензенты:

Мешков Ю.А., доктор филол. наук, профессор кафедры русской

литературы;

Швейбельман Н.Ф., доктор филол. наук, профессор кафедры зарубежной литературы
Ответственный за выпуск: Скалон Н.Р., доктор филол. наук, профессор
Рабочая программа содержит научно-методическое обоснование дисциплины, тематический план дисциплины, перечень тем лекционных занятий и специальные аннотации к ним, контрольные вопросы, список научно-критической литературы
© Тюменский государственный университет

© Дворцова Н.П.

Самые укоренившиеся, самые бесспорные наши

убеждения всегда и самые сомнительные.

Х. Ортега-и-Гассет

1. пояснительная записка


Курс «Классическая, элитарная и массовая литература: стратегии книгоиздания» читается студентам-«издателям» в цикле дисциплин специализации. Он опирается на их знание истории русской и зарубежной литературы, «Современного литературного процесса» и создает информационную базу для усвоения курсов «Региональное книгоиздание», «Современное отечественное и зарубежное издательское дело», «Психология и социология чтения».

Цель курса: научить студентов свободно ориентироваться в проблемах литературной иерархии и специфики издательских стратегий, связанных с «высокой», «средней» и «низкой» литературой.

Задачи курса:

  • Помочь студентам изучить критерии разграничения литературы на высокую, низкую и среднюю;

  • Научить студентов практически различать произведения различных литературных рядов (элитарной, классической, массовой, маргинальной литературы);

  • Познакомить студентов с рынком классической, элитарной и массовой литературы в современной России, изучить его проблемы и перспективы развития;

  • Помочь студентам разработать проекты издания элитарной, классической и массовой литературы в Тюмени и регионе.

Объем курса для студентов ОДО – 34 лекционных часа, итоговая форма контроля – зачет.

2. Тематический план изучения дисциплины




Наименование темы

Лекции

Инд. и самост. работа студ.

Формы контроля



«Верх», «середина» и «низ» художественной литературы: проблема критериев

2

2






Элитарное искусство: история и современное понимание явления

2

2






Рынок элитарной литературы

2

2






Феномен классики: история понятия, критерии классического произведения

2

2






Литературный успех, слава, бессмертие. Стратегии успеха с точки зрения писателя и издателя

2

2






Судьба классики в современном обществе. Рынок классической литературы

2

2






Проекты издания классики в Тюмени

2

4






Беллетристика с точки зрения писателя, издателя, читателя

2

2






Массовая литература как проблема современной культуры

2

4






Детектив, боевик, триллер: писатель, издатель, читатель

2

2






Любовный роман: писатель, издатель, читатель

2

2






Фэнтези и фантастика: писатель, издатель, читатель

2

2






Рынок массовой литературы в современной России

2

2






Технология создания бестселлеров

4

4






Проекты издания массовой литературы в Тюмени

2

4






Маргинальное искусство и его издательская судьба

2

2










34

40

зачет

3. Содержание дисциплины


ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ

  1. «Верх», «середина» и «низ» художественной литературы: проблема критериев

Функционирование литературы в обществе и проблема литературной иерархии1: литература первого и второго ряда; «литературные генералы»; понятие «верха», «середины» и «низа» литературы; литературный истеблишмент; маргинальная литература и т. Субъективные и объективные критерии отнесения литературы к «высокой» или «низкой». Относительность критериев. Аксиология (теория ценностей) и литературная иерархия. Виды ценностей (личные, групповые, национальные, общечеловеческие, абсолютные) и субъективные критерии отнесения литературы к тому или иному «ряду». Понятие литературной / культурной нормы.

Самостоятельная работа

Практическое задание: К какому «ряду» литературы и на каком основании Вы отнесете рассказ современной писательницы С. Купряшиной «Один день Серафимы Генриховны»? (Время рожать: Сборник / Сост. Вик. Ерофеев. М., 2001. С. 57-61).
2. Элитарное искусство: история и современное понимание явления

Понятие элитарного искусства в трактатах Х. Ортеги-и-Гассета «Дегуманизация искусства» (1925) и «Восстание масс» (1930). Определение элитарного искусства через ситуацию культурного кризиса рубежа ХIХ-ХХ вв. Понятие элитарного и массового человека. Представления об элитарном искусстве как искусстве новом, язык которого понятен лишь узкому кругу профессионалов и ценителей.

Элитарное и классическое искусство. Судьба элитарного искусства. Авангард, модернизм, постмодернизм и элитарное искусство. Contemporary art и элитарное искусство. Элитарное искусство в контексте неофициального / официального искусства.

Самостоятельная работа

Практическое задание: Рассмотреть с точки зрения «критериев элитарности» сборник стихов Вс.Н. Некрасова «Справка». М.: Изд-во «PS», 1991.
3. Рынок элитарной литературы

Элитарная литература с точки зрения писателя, издателя и читателя. Социальная эффективность и коммерческие стратегии издания элитарной литературы.

Специфика редакторской работы над элитарной литературой.

Современная поэзия с точки зрения автора, издателя и читателя (покупателя).

Самостоятельная работа

Практическое задание: Обсуждение проектов издания элитарной литературы в Тюмени.
4. Феномен классики: история понятия, критерии классического произведения

Классика как понятие, позволяющее осознать национальную (общечеловеческую) культурную идентичность.

История понятия «классика». Критерии классического произведения.


Самостоятельная работа

Практическое задание: Проанализировать с точки зрения «критериев классичности» произведения новеллу И.А. Бунин «Чистый понедельник».
5. Литературный успех, слава, бессмертие. Стратегии успеха с точки зрения писателя и издателя

Как становятся классиками? Этапы канонизации русских классиков. Парадоксы литературных судеб писателей/произведений (на примере судьбы В. Шекспира, Ф. Тютчева, «Дон Кихота» Сервантеса, «Канцоньере» Петрарки и др.). «Производство в классики» как уничтожение писателя (на примере судьбы М. Пришвина).

Понятие литературного успеха и славы. Стратегии успеха в истории и современности. Литературная репутация. Понятие литературного бестселлера.

Самостоятельная работа

Практическое задание: Проанализировать с точки зрения категорий успех / слава / репутация / бессмертие литературную судьбу П.П. Ершова и В.О Пелевина.
6. Судьба классики в современном обществе. Рынок классической литературы

Судьба классики в современном обществе. Данные социологических опросов и их анализ: какие социальные группы и с какой целью читают сегодня классику? Государственный и мемориальный статус классики в современной России.

Современный театр, кинематограф, телевидение и их роль в судьбе классической литературы. Понятие ремейка, издательская судьба ремейков (серия «Новый русский романъ» издательства «Захаров»).

«Отрицательная динамика» рынка классической литературы в современной России. Издательства-лидеры в выпуске классической литературы. Роль региональных издательств в выпуске классики.

Самостоятельная работа

Практическое задание: Разработать проект издания классической литературы в Тюмени.
7. Проекты издания классики в Тюмени

Проекты издания классики в Тюмени: поиски новых стратегий.
8. Беллетристика с точки зрения писателя, издателя, читателя

Значение термина «беллетристика» в современной науке.

Беллетристика как литература «второго» ряда, срединное пространство литературы. Беллетристика и классика. Беллетристика и массовая литература. Критерии «беллетристичности». Беллетристика с точки зрения автора, издателя и читателя.

Рынок беллетристики в современной России: проблемы развития.

Самостоятельная работа

Практическое задание: Определить место повести С. Сакина и П. Тетерского «Больше Бена» (2001) в литературной иерархии.
9. Массовая литература как проблема современной культуры

Феномен литературного «низа»: массовая, популярная, коммерческая, формульная, тривиальная литература, паралитература, бульварное чтиво, литературная попса и др. Массовая литература как историко-культурная проблема: «духовный мусоропровод» (В. Пелевин) и явление амбивалентное. Разрушительные для культуры и позитивные свойства массовой литературы. Эскапизм и психотерапевтическая функция массовой литературы.

Массовая литература как формульная литература. Виды литературных формул.

Проблема авторства в массовой литературе: автор как бренд.

Самостоятельная работа

Практическое задание: Прочитать статьи Вик. Ерофеева: 1) Мусор на совке (любовь к детективу); 2) Любовь к глупости // Вик. Ерофеев. Бог Х. М.: Изд-во ZебраЕ, 2001. С. 244-268.Дать свою оценку позиции Вик. Ерофеева.
10. Детектив, боевик, триллер: писатель, издатель, читатель

Детектив, боевик, триллер как литературные формулы. Классика детективного жанра и современный российский детектив. Современный российский боевик. Триллер как жанр массовой литературы: классика жанра и современные отечественные опыты.

Особенности редактирования массовой литературы.

Самостоятельная работа

Практическое задание: Проанализировать успешный коммерческий проект Г. Чхартишвили «Б. Акунин» на основе методологии Д. Кавелти.

Литература:

  1. http://www.fandorin.ru

  2. Трофименков М. Дело Акунина // Новая русская книга. 2000. № 4.


11. Любовный роман: писатель, издатель, читатель

Женский любовный роман как тип формульного повествования. История жанра и современная российская версия (розово-черная беллетристика). Портрет читательницы любовного романа. Проблемы издания сентиментального романа в России.

Самостоятельная работа

Практическое задание: На примере анализа конкретного текста (текст по выбору) выяснить, какое отношение иронический детектив Д. Донцовой имеет к канону женского любовного романа.
12. Фэнтези и фантастика: писатель, издатель, читатель

Фантастика (научная фантастика), альтернативная история и фэнтези как типы формульного повествования и виды издания. Особенности редакторской подготовки фантастической литературы. Портрет читателя фантастической литературы.

Классики жанра (Р.Р. Толкиен, К.С. Льюис и др.). Жанр фэнтези в современной России (Н. Перумов, М. Семенова, С. Лукьяненко и др.).

Самостоятельная работа

Практическое задание: На примере коммерческого успеха киноверсии «Дневного дозора» («Ночного дозора») С. Лукьяненко проанализировать причины востребованности фэнтези в современной России.
13. Рынок массовой литературы в современной России

ХХ век как век «восстания масс» и сохранение творческого меньшинства как задача современной культуры.

Самостоятельная работа

Изучение и обсуждение материала из журнала «Книжный бизнес» (2004. № 5. С. 4-9): Рынок детективной и приключенческой литературы; Рынок фантастической и мистической литературы.
14. Технология создания бестселлеров

Литературный шедевр и бестселлер. Коммерческий потенциал книги.

Текстовые и внетекстовые стратегии создания бестселлера. Роль редактора и литературного агента в создании бестселлера.

Самостоятельная работа

  1. Чтение и обсуждение книги Р. Уэбстера «Как написать бестселлер» (М., 2005).

  2. Феномен Гарри Поттера: продукт PR-компании или диагноз современной культуры? См.: Еремеева С. О множественности миров // Новое литературное обозрение. 2003. № 6 (64). С. 437-441.


15. Проекты издания массовой литературы в Тюмени

Проекты издания массовой литературы в Тюмени. Опыт издания серии политических триллеров «Слой» В.Л. Строгальщикова в издательстве Мандр и Ка.


  1. Маргинальное искусство и его издательская судьба

Маргинальное искусство и его издательская судьба. Искусство аутсайдеров, душевнобольных, детей, непрофессиональных писателей. Вопрос об обсценной лексике в литературе. Литература и наркотики, феномен Баяна Ширянова. Литература и тюрьма. Издательская судьба Э. Лимонова. Опыт издательства «Ad Marginem».

Самостоятельная работа

Практическое задание: Прочитать статью Вик. Ерофеева «Последние судороги русского мата» // Ерофеев Вик. Бог Х: Рассказы о любви. М.: Изд-во ZебраЕ, 2001. С. 196-201. Дать свою оценку позиции автора.
Вопросы и задания к зачету

  1. Разработать проект издания элитарной литературы в Тюмени.

  2. Разработать проект издания классической литературы в Тюмени.

  3. Разработать проект издания массовой литературы в Тюмени.

ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ


I.

  1. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996.

  2. Берг М. Литературократия (проблема присвоения и перераспределения власти в литературе). М., 2000.

  3. Бурдье П. Поле литературы» // Новое литературное обозрение. № 45.

  4. Бурдье П. Исторический генезис чистой эстетики // Новое литературное обозрение. 2003. № 2 (№ 60).

  5. Бурдье П. Рынок символической продукции // Вопросы социологии. 1993. № 1/2, 5.

  6. Гудков Л., Дубин Б. Образ книги и ее социальная адресация // Гудков Л., Дубин Б. Литература как социальный феномен (статьи по социологии литературы). М., 1994. С. 195-258.

  7. Гудков Л., Дубин Б. Социальный процесс и литературные образцы // Гудков Л., Дубин Б. Литература как социальный институт (статьи по социологии литературы). М., 1994. С. 99-151.

  8. Гудков Л., Дубин Б., Страда В. Литература и общество: введение в социологию литературы. М., 1998.

  9. Дубин Б. «Литературное сегодня»: взгляд социолога // Дубин Б. Слово – письмо – литература (очерки по социологии культуры). М., 2001. С. 175-182.

  10. Дубин Б. Интеллектуальные группы и символические формы: очерки социологии современной культуры. М., 2004.

  11. Дубин Б. Российская интеллигенция между классикой и массовой культурой // Дубин Б. Слово – письмо – литература (очерки по социологии культуры). М., 2001. С. 329-341.

  12. Дубин Б. Словесность классическая и массовая // Дубин Б. Слово – письмо – литература (очерки по социологии культуры). М., 2001. С. 306-323.

  13. Журнал «Критическая масса» // http://magazines.russ.ru/km.

  14. Зимина Л.В. Современные издательские стратегии: от традиционного книгоиздания до сетевых технологий культурной памяти. М., 2004.

  15. Кавелти Дж. Приключение, тайна и любовная история: формульные повествования как искусство и популярная культура // Новое литературное обозрение. № 22.

  16. Кинг Ст. Как писать книги. М., 2001.

  17. Лотман Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема // Ю.М. Лотман. Избр. статьи. В 3-х т. Т. 3. Таллинн, 1993. С. 380-388.

  18. Маргинальное искусство. М.: Изд-во МГУ, 1999.

  19. Маркович В.М. К вопросу о различении понятий «классика» и «беллетристика» // Классика и современность. М., 1999. С. 53-66.

  20. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М.,1991. С. 309-350.

  21. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства // Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М.,1991. С. 218-259.

  22. Популярная литература. Опыт культурного мифотворчества в Америке и России. М., 2003.

  23. Рейтблат А.И. Московская низовая книжность // Рейтблат А.И. Как Пушкин вышел в гении (историко-сициологические очерки). М., 2001. С. 157-181.

  24. Рейтблат А.И. Русские «бестселлеры» первой половины ХIХ в. // Рейтблат А.И. Как Пушкин вышел в гении (историко-социологические очерки). М., 2001. С. 191-203.

  25. Руднев В. Массовая культура // Руднев В. Словарь культуры ХХ в. М., 1999.

  26. Уэбстер Р. Как написать бестселлер. М., 2005.

  27. Хализев В.Е. Теория. М., 1999. С. 122-142.

  28. Цукерман А. Как написать бестселлер (рецепт приготовления суперромана, которым будут зачитываться миллионы). М.: Армада, 1997.


II. Литература о конкретных жанрах массовой литературы.

  1. Детектив

  1. Гинзбург К. Приметы: Уликовая парадигма и ее корни // Новое литературное обозрение. 1994. № 2(8). С. 32-61.

  1. Как сделать детектив. М., 1990.

  2. www.fandorin.ru.

  3. www.dariadoncova.by.ru.

2. Боевик

  1. Дубин Б. Испытание на состоятельность: к социологической поэтике русского романа-боевика // Новое литературное обозрение. 1996. № 22. С. 252-275.

3. Розовый роман

  1. Бочарова О. Формула женского счастья // Новое литературное обозрение. № 22. 1996. С. 292-302.

  2. Вайнштейн О. Розовый роман как машина желаний // Новое литературное обозрение. № 22. 1996. С. 303-330.

  3. Шапинская Е. Дискурс любви: Любовь как социальное отношение и ее репрезентация в литературном дискурсе. М., 1997.

  1. Фэнтези и фантастика

  1. http://edu5.narod.ru/library_sci-fi_1.html.

  2. www.interactiva.org.

  3. www.fictionalley.org.

СОДЕРЖАНИЕ

1. пояснительная записка 3

2. Тематический план изучения дисциплины 4

3. Содержание дисциплины 6

ЛИТЕРАТУРА К КУРСУ 13




1 Ключевые понятия выделены шрифтом.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Филологический факультет icon Филологический факультет редакционно-издательское дело магистерская
Программа предназначена для учащихся высших учебных заведений
Филологический факультет icon Личностно-ориентированное обучение в преподавании русского языка
Окончила Каменев Подольский государственный пединститут им В. П. Затонского, филологический факультет в 1985 г
Филологический факультет icon Шпиталева Елена Сергеевна
Алтайский государственный университет, Барнаул (2001 2007), филологический факультет (русский язык, литература), специальность: Филолог....
Филологический факультет icon К. В. Юрова, филологический факультет, 4 курс
Художественные особенности экфрасиса (экфразы) в романах дэна брауна «код да винчи», артуро перес-реверте «фламандская доска» и евы...
Филологический факультет icon 2007 szeptember-november gou №30
СПбГУ, филологический факультет, венгерский язык и литература, русский язык и литература
Филологический факультет icon Казанский Государственный Университет Филологический факультет, кафедра...
Примечательно также, что работы, выполненные на материале английского языка, занимают доминирующее положение в общем объеме исследований,...
Филологический факультет icon Российской Федерации Волгоградский государственный педагогический...
Сформировавшийся под воздействием идей позитивистской философии, натурализм уподоблял художественное познание научному, прокламировал...
Филологический факультет icon Харб Юлия Иосифовна моб. +330665610833 моб. 38096 8433847 (только смс)
Базовое образование Львовский государственный университет им. И. Франко (1994-1999), филологический факультет, специальность: Польский...
Филологический факультет icon Филологический факультет Курсовая работа Приём «точки зрения» в творчестве Уильяма Фолкнера
Открывая едва ли не любой из фолкнеровских романов, сразу ощущаешь, что попал в страну обширную, значительную, богатую, в страну,...
Филологический факультет icon Государственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Воспитательный потенциал курса литературы связан с особой возможностью формировать систему нравственных ценностей, углублять интеллектуальную,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции