«Музыка, которую любил А. С. Пушкин»




Скачать 73.93 Kb.
Название «Музыка, которую любил А. С. Пушкин»
Дата публикации 13.10.2014
Размер 73.93 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
 

Тема урока: «Музыка, которую любил А.С.Пушкин».

Цель: знакомство детей с творчеством А.С.Пушкина, музыкальностью его  

          стихов.

Задачи:  

образовательная: дать представление детям об отражении стихов

                               А.С.Пушкина в песнях, в романсах русских композиторов;

развивающая:       расширить знания детей о личности Пушкина, о сказках,

                               ставших основой музыкальных произведений, развивать  

                               вокально-хоровые навыки;

воспитательная: расширять музыкальный кругозор детей, пробуждать

                              фантазию, любовь к музыке.

Тип урока: углубление знаний.

Методы: беседа, показ, объяснение, исполнение.

Музыкальный материал: М.Яковлев «Зимний вечер», «Девицы-красавицы» из  

                              оперы «Евгений Онегин», отрывки из оперы «Сказка о царе  

                              Салтане…».

Оборудование: книги А.С.Пушкина, ноты с произведениями этого поэта, портрет 

                          А.С.Пушкина, П.И.Чайковского, иллюстрации к его произведениям

                          музыкальные диски.   

 

План урока

1.  Организационный момент урока       …………………………..….     2 мин.                           

2.  Изучение нового материала               ……………………………...     6 мин.

3.  Слушание песни «Девицы- красавицы».………………………….     3 мин.

4.  Анализ песни                                        ……………………………..     4 мин.

5.  Слушание романса «Зимний вечер» ………………………………    4 мин.

6.  Анализ романса                                 ………………………………..    4 мин.

7.  Разучивание романса                        ………………………………..    4 мин.

8.  Экскурсия в сказку                           ………………………………...    5 мин.

9.  Слушание отрывка из оперы «Сказка о царе Салтане…»………...   3 мин.

10. Итог урока                                         ………………………………..   3 мин.

11. Домашнее задание                            ………………………………..   2 мин.

 

 

 

Ход урока

 Организационный момент.

Изучение нового материала.

Учитель: Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры- песни и романсы, оперы и даже симфонии. Поэтический текст способен придать музыке новое звучание; он обогащает её смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров. Поэтому не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения: оно должно быть по-особенному мелодичным и ритмичным, должно состоять из благозвучных слов, которые легко поются. Многие композиторы очень любили произведения Александра Сергеевича Пушкина и сочиняли на его стихи удивительную музыку. Вот с такими сочинениями и встретимся мы сегодня. Перелистывая страницы биографии поэта, мы с вами поговорим о народной музыке, о лицейской дружбе Пушкина, побываем в его сказочных произведениях, а так же «услышим» нянины сказки. Начнём наше первое путешествие, и послушаем рассказ о том, как Пушкин любил слушать русские народные песни. Александр Сергеевич специально приезжал на народные ярмарки, чтобы слушать, как поют там странники-певцы, он старался запоминать и записывать песни, которые звучали на шумных гуляниях и праздниках. Вот почему многие стихи похожи на подлинные народные песни. Одну из таких песен мы сейчас с вами послушаем. Она написана для оперы «Евгений Онегин», музыку к которой написал Пётр Ильич Чайковский (портрет Чайковского).

Слушание песни «Девицы- красавицы».

Учитель:- О чём поётся в песне?

Дети: - Девушки собирают ягоды и поют песни о том, как весело и шумно они любят играть.

Учитель: - Каков характер мелодии?

Дети: - Бесхитростная, запоминающаяся, но мелодична и светлая.

Учитель: Следующая страница нашего рассказа: «Нянины сказки»

Все мы знаем, что у Пушкина была няня, которую звали Арина Родионовна (показ иллюстраций). Она не только нянчилась с маленьким Сашей, пока он подрастал. Она была с Пушкиным во время одного из самых трудных периодов его жизни – когда поэт был сослан в ссылку, в глухое селенье Михайловское (показ иллюстраций). Там, под завыванье вьюги и вой волков, Пушкин коротал глухие зимние вечера с няней. Пушкин так писал об этом в письме своему другу: «Она единственная моя подруга - и с нею только мне и не скучно». Своей няне Пушкин посвятил немало стихов, в которых он ласково называл её «своей подругой», «голубкой». Стихи, которые он ей посвятил, стали песнями.

Есть одно стихотворение Пушкина о няне, которое, наверное, знает каждый из нас.

В этом произведении Пушкин вспоминает о своей ссылке в глухом селе. Стихотворение оказалось таким музыкальным, что на него написано сразу несколько романсов.

 

Один из них написан другом Пушкина – Михаилом Яковлевым, с которым он учился в лицее. Давайте послушаем романс «Зимний вечер».

Слушание.

Учитель: - Какой характер передаёт музыка?

Дети: -   Мелодия передаёт, с одной стороны, монотонность завываний вьюги, а с другой - ласковую нежность, которую выражает поэт своей няне.

Учитель: Мы с вами разучим этот романс.

Разучивание первого куплета романса «Зимний вечер».

Учитель:  А сейчас с помощью музыки к нам придут в гости три чуда.

На доске открываются три иллюстрации: «Белочка», «33 богатыря», «Лебедь-птица».

Учитель: В какую сказку мы с вами попали?

Дети:  В «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной царевне Лебеди».

Учитель: Да. Совершенно верно. Оперу на сюжет этой сказки Пушкина написал великий русский композитор Н.А.Римский-Корсаков. Композитор придумал удивительные музыкальные темы ко всем героям сказки. Одно из самых знаменитых мест оперы - отрывок под названием «Три чуда». Ребята, вы помните, какие там чудеса дарит волшебная лебедь-птица. Первое чудо- белочка.

Учитель открывает книгу и читает вместе с детьми:

                                                             Ель растёт перед дворцом,

                                                             А под ней хрустальный дом,

                                                             Белка песенки поёт

                                                             Да орешки всё грызёт.

                                                             А орешки не простые,

                                                             Все скорлупки золотые.

                                                             Кучки равные кладёт

                                                             И с присвисточкой поёт

                                                             При честном при всём народе:

                                                             «Во саду ли, во городе».

 

Учитель: Вот сейчас вы услышите, как музыка рисует вам эту волшебную белочку.

Слушание.

Учитель: Какой инструмент исполнял главную партию?

Дети: Флейта.

Учитель: Да. У флейты - нежный, высокий голос. Здесь мы услышали напев русской народной песни - «Во саду ли, во городе». Давайте споем начало этой песенки.

Исполнение песни - «Во саду ли, во городе».

 

Учитель: Ребята. А каким было второе чудо? Я подскажу стихами:

                                                             Море вздуется бурливо,

                                                             Закипит, подымет вой,

                                                             Хлынет на берег пустой,

                                                             Разольётся в шумном бреге,

                                                             В чешуе, как жар горя,

                                                             Тридцать три богатыря,

                                                             Все красавцы удалые,

                                                             Великаны молодые,

                                                             Все равны, как на подбор,

                                                             С ними дядька Черномор.

 

Дети: Тридцать три богатыря.

Учитель:  Сейчас с помощью музыки к нам придут три богатыря. Послушайте, как рисует нам их облик композитор.

Слушание.

Ответы детей:  Сначала мы услышали призывный голос трубы, она возвестила о том, что к нам идут богатыри. Потом музыка изобразила их тяжёлую богатырскую поступь.

Богатыри идут издалека, и музыка звучит чуть слышно. Но постепенно она начинает расти, усиливаться – это богатыри подходят всё ближе и ближе. Потом они вновь ушли в морские волны, и музыка постепенно становится тише.

Учитель: И последнее чудо в этой сказке? «…Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит»

Дети: Лебедь-птица.

Учитель: Вот мы и послушаем музыку к последнему чуду из сказки - Царевна-лебедь.

Слушание.

Ответы детей:  Сначала композитор показывает нам образ птицы, плывущей по волнам: оркестр рисовал всплески воды, которую стряхивает с себя лебедь. Потом мы услышали, как мелодия стала похожа на привольную русскую песню: это тот момент, где птица- лебедь обернётся прекрасной девушкой.

Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Мы перелистали страницы произведений А.С.Пушкина и познакомились с музыкой, написанной русскими композиторами к этим произведениям. Жаль только, что времени у нас было немного. Ведь почти ко всем известным произведениям Пушкина, его роману, поэмам, сказкам, драмам обращались и обращаются композиторы. Только одних романсов на его стихи написано более двухсот.

 Ребята, когда вы будете читать книги Пушкина, вспомните, что у многих его произведений есть ещё и вторая жизнь – в музыке.

 

Итог урока

Учитель: - Помогла ли вам музыка почувствовать красоту пушкинских   

                  сказок?

                 - Какие настроения испытали, слушая музыку и стихи,            

                   рассматривая репродукции картин, исполняя песню?

Домашнее задание.

- Прошу вас, перечитайте ещё раз «Сказку о царе Салтане…» А.С.Пушкина и

нарисуйте героев, с которыми мы сегодня повстречались.

 

Звучит музыка из оперы «Руслан и Людмила».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Музыка, которую любил А. С. Пушкин» icon Александр Сергеевич Пушкин Руслан и Людмила «Александр Сергеевич...
Хочешь примерить шапку-невидимку или встретиться с настоящей колдуньей, а победить Чародея сможешь? Тогда нам пора в сказку, которую...
«Музыка, которую любил А. С. Пушкин» icon «Осенние фантазии» рассказала детям о том, что многие известные художники,...
Очень любил осень и знакомый детям поэт А. С. Пушкин. Предложила ребятам вспомнить название пушкинских сказок. К сожалению, отметила,...
«Музыка, которую любил А. С. Пушкин» icon Кому посвящены эти строки?
Я вас любил; любовь ещё, быть может, в душе моей угасла не совсем (А. Пушкин, Анне Алексеевне Олениной)
«Музыка, которую любил А. С. Пушкин» icon Кому посвящены эти строки?
Я вас любил; любовь ещё, быть может, в душе моей угасла не совсем (А. Пушкин, Анне Алексеевне Олениной)
«Музыка, которую любил А. С. Пушкин» icon Проходным билетом в Выставочный зал будет «Работа над словарными словами в тексте.»
Пушкина-Так писал об осени великий русский поэт А. С. Пушкин. Он очень любил осень и посвятил ей много прекрасных стихов
«Музыка, которую любил А. С. Пушкин» icon Пушкин и музыка не разделимы!!! Не может жизнь утратить смысл высокий
Пушкина, была связь творчества великого поэта с революционно-освободительным движением народа. Подлинный реализм, огромное идейное...
«Музыка, которую любил А. С. Пушкин» icon Александр Сергеевич Пушкин с гордостью относился к своей родословной,...
Ода поэт признается: " я черезвычано дорожу именем моих предков, этим единственным наследством, доставшимся мне от них." Также с...
«Музыка, которую любил А. С. Пушкин» icon 3. Какое предложение не соответствует содержанию текста
Книги Пушкин любил с детства. Мальчиком он пров дил бе сонные ночи, тайком заб раясь в к бинет отца, и «пожирал» все книги, поп давшиеся...
«Музыка, которую любил А. С. Пушкин» icon Рабочая учебная программа музыка
Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2007 год). Программа...
«Музыка, которую любил А. С. Пушкин» icon Обязательная для прочтения литература за курс 9 класса
А. С. Пушкин."К чаадаеву", "Во глубине сибирских руд ", "На холмах Грузии ", "Я вас любил ", "Я помню чудное мгновение ","Мадонна",...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции