Скачать 73.93 Kb.
|
Тема урока: «Музыка, которую любил А.С.Пушкин». Цель: знакомство детей с творчеством А.С.Пушкина, музыкальностью его стихов. Задачи: образовательная: дать представление детям об отражении стихов А.С.Пушкина в песнях, в романсах русских композиторов; развивающая: расширить знания детей о личности Пушкина, о сказках, ставших основой музыкальных произведений, развивать вокально-хоровые навыки; воспитательная: расширять музыкальный кругозор детей, пробуждать фантазию, любовь к музыке. Тип урока: углубление знаний. Методы: беседа, показ, объяснение, исполнение. Музыкальный материал: М.Яковлев «Зимний вечер», «Девицы-красавицы» из оперы «Евгений Онегин», отрывки из оперы «Сказка о царе Салтане…». Оборудование: книги А.С.Пушкина, ноты с произведениями этого поэта, портрет А.С.Пушкина, П.И.Чайковского, иллюстрации к его произведениям музыкальные диски. План урока 1. Организационный момент урока …………………………..…. 2 мин. 2. Изучение нового материала ……………………………... 6 мин. 3. Слушание песни «Девицы- красавицы».…………………………. 3 мин. 4. Анализ песни …………………………….. 4 мин. 5. Слушание романса «Зимний вечер» ……………………………… 4 мин. 6. Анализ романса ……………………………….. 4 мин. 7. Разучивание романса ……………………………….. 4 мин. 8. Экскурсия в сказку ………………………………... 5 мин. 9. Слушание отрывка из оперы «Сказка о царе Салтане…»………... 3 мин. 10. Итог урока ……………………………….. 3 мин. 11. Домашнее задание ……………………………….. 2 мин. Ход урока Организационный момент. Изучение нового материала. Учитель: Слово и музыка – два великих начала, две стихии искусства. На протяжении многих веков они непрерывно спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения порой рождают шедевры- песни и романсы, оперы и даже симфонии. Поэтический текст способен придать музыке новое звучание; он обогащает её смыслом, оттенками чувств, красочностью тембров. Поэтому не каждое стихотворение может стать основой музыкального произведения: оно должно быть по-особенному мелодичным и ритмичным, должно состоять из благозвучных слов, которые легко поются. Многие композиторы очень любили произведения Александра Сергеевича Пушкина и сочиняли на его стихи удивительную музыку. Вот с такими сочинениями и встретимся мы сегодня. Перелистывая страницы биографии поэта, мы с вами поговорим о народной музыке, о лицейской дружбе Пушкина, побываем в его сказочных произведениях, а так же «услышим» нянины сказки. Начнём наше первое путешествие, и послушаем рассказ о том, как Пушкин любил слушать русские народные песни. Александр Сергеевич специально приезжал на народные ярмарки, чтобы слушать, как поют там странники-певцы, он старался запоминать и записывать песни, которые звучали на шумных гуляниях и праздниках. Вот почему многие стихи похожи на подлинные народные песни. Одну из таких песен мы сейчас с вами послушаем. Она написана для оперы «Евгений Онегин», музыку к которой написал Пётр Ильич Чайковский (портрет Чайковского). Слушание песни «Девицы- красавицы». Учитель:- О чём поётся в песне? Дети: - Девушки собирают ягоды и поют песни о том, как весело и шумно они любят играть. Учитель: - Каков характер мелодии? Дети: - Бесхитростная, запоминающаяся, но мелодична и светлая. Учитель: Следующая страница нашего рассказа: «Нянины сказки» Все мы знаем, что у Пушкина была няня, которую звали Арина Родионовна (показ иллюстраций). Она не только нянчилась с маленьким Сашей, пока он подрастал. Она была с Пушкиным во время одного из самых трудных периодов его жизни – когда поэт был сослан в ссылку, в глухое селенье Михайловское (показ иллюстраций). Там, под завыванье вьюги и вой волков, Пушкин коротал глухие зимние вечера с няней. Пушкин так писал об этом в письме своему другу: «Она единственная моя подруга - и с нею только мне и не скучно». Своей няне Пушкин посвятил немало стихов, в которых он ласково называл её «своей подругой», «голубкой». Стихи, которые он ей посвятил, стали песнями. Есть одно стихотворение Пушкина о няне, которое, наверное, знает каждый из нас. В этом произведении Пушкин вспоминает о своей ссылке в глухом селе. Стихотворение оказалось таким музыкальным, что на него написано сразу несколько романсов. Один из них написан другом Пушкина – Михаилом Яковлевым, с которым он учился в лицее. Давайте послушаем романс «Зимний вечер». Слушание. Учитель: - Какой характер передаёт музыка? Дети: - Мелодия передаёт, с одной стороны, монотонность завываний вьюги, а с другой - ласковую нежность, которую выражает поэт своей няне. Учитель: Мы с вами разучим этот романс. Разучивание первого куплета романса «Зимний вечер». Учитель: А сейчас с помощью музыки к нам придут в гости три чуда. На доске открываются три иллюстрации: «Белочка», «33 богатыря», «Лебедь-птица». Учитель: В какую сказку мы с вами попали? Дети: В «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной царевне Лебеди». Учитель: Да. Совершенно верно. Оперу на сюжет этой сказки Пушкина написал великий русский композитор Н.А.Римский-Корсаков. Композитор придумал удивительные музыкальные темы ко всем героям сказки. Одно из самых знаменитых мест оперы - отрывок под названием «Три чуда». Ребята, вы помните, какие там чудеса дарит волшебная лебедь-птица. Первое чудо- белочка. Учитель открывает книгу и читает вместе с детьми: Ель растёт перед дворцом, А под ней хрустальный дом, Белка песенки поёт Да орешки всё грызёт. А орешки не простые, Все скорлупки золотые. Кучки равные кладёт И с присвисточкой поёт При честном при всём народе: «Во саду ли, во городе». Учитель: Вот сейчас вы услышите, как музыка рисует вам эту волшебную белочку. Слушание. Учитель: Какой инструмент исполнял главную партию? Дети: Флейта. Учитель: Да. У флейты - нежный, высокий голос. Здесь мы услышали напев русской народной песни - «Во саду ли, во городе». Давайте споем начало этой песенки. Исполнение песни - «Во саду ли, во городе». Учитель: Ребята. А каким было второе чудо? Я подскажу стихами: Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Разольётся в шумном бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря, Все красавцы удалые, Великаны молодые, Все равны, как на подбор, С ними дядька Черномор. Дети: Тридцать три богатыря. Учитель: Сейчас с помощью музыки к нам придут три богатыря. Послушайте, как рисует нам их облик композитор. Слушание. Ответы детей: Сначала мы услышали призывный голос трубы, она возвестила о том, что к нам идут богатыри. Потом музыка изобразила их тяжёлую богатырскую поступь. Богатыри идут издалека, и музыка звучит чуть слышно. Но постепенно она начинает расти, усиливаться – это богатыри подходят всё ближе и ближе. Потом они вновь ушли в морские волны, и музыка постепенно становится тише. Учитель: И последнее чудо в этой сказке? «…Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит» Дети: Лебедь-птица. Учитель: Вот мы и послушаем музыку к последнему чуду из сказки - Царевна-лебедь. Слушание. Ответы детей: Сначала композитор показывает нам образ птицы, плывущей по волнам: оркестр рисовал всплески воды, которую стряхивает с себя лебедь. Потом мы услышали, как мелодия стала похожа на привольную русскую песню: это тот момент, где птица- лебедь обернётся прекрасной девушкой. Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Мы перелистали страницы произведений А.С.Пушкина и познакомились с музыкой, написанной русскими композиторами к этим произведениям. Жаль только, что времени у нас было немного. Ведь почти ко всем известным произведениям Пушкина, его роману, поэмам, сказкам, драмам обращались и обращаются композиторы. Только одних романсов на его стихи написано более двухсот. Ребята, когда вы будете читать книги Пушкина, вспомните, что у многих его произведений есть ещё и вторая жизнь – в музыке. Итог урока Учитель: - Помогла ли вам музыка почувствовать красоту пушкинских сказок? - Какие настроения испытали, слушая музыку и стихи, рассматривая репродукции картин, исполняя песню? Домашнее задание. - Прошу вас, перечитайте ещё раз «Сказку о царе Салтане…» А.С.Пушкина и нарисуйте героев, с которыми мы сегодня повстречались. Звучит музыка из оперы «Руслан и Людмила». |
Александр Сергеевич Пушкин Руслан и Людмила «Александр Сергеевич... Хочешь примерить шапку-невидимку или встретиться с настоящей колдуньей, а победить Чародея сможешь? Тогда нам пора в сказку, которую... |
«Осенние фантазии» рассказала детям о том, что многие известные художники,... Очень любил осень и знакомый детям поэт А. С. Пушкин. Предложила ребятам вспомнить название пушкинских сказок. К сожалению, отметила,... |
||
Кому посвящены эти строки? Я вас любил; любовь ещё, быть может, в душе моей угасла не совсем (А. Пушкин, Анне Алексеевне Олениной) |
Кому посвящены эти строки? Я вас любил; любовь ещё, быть может, в душе моей угасла не совсем (А. Пушкин, Анне Алексеевне Олениной) |
||
Проходным билетом в Выставочный зал будет «Работа над словарными словами в тексте.» Пушкина-Так писал об осени великий русский поэт А. С. Пушкин. Он очень любил осень и посвятил ей много прекрасных стихов |
Пушкин и музыка не разделимы!!! Не может жизнь утратить смысл высокий Пушкина, была связь творчества великого поэта с революционно-освободительным движением народа. Подлинный реализм, огромное идейное... |
||
Александр Сергеевич Пушкин с гордостью относился к своей родословной,... Ода поэт признается: " я черезвычано дорожу именем моих предков, этим единственным наследством, доставшимся мне от них." Также с... |
3. Какое предложение не соответствует содержанию текста Книги Пушкин любил с детства. Мальчиком он пров дил бе сонные ночи, тайком заб раясь в к бинет отца, и «пожирал» все книги, поп давшиеся... |
||
Рабочая учебная программа музыка Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2007 год). Программа... |
Обязательная для прочтения литература за курс 9 класса А. С. Пушкин."К чаадаеву", "Во глубине сибирских руд ", "На холмах Грузии ", "Я вас любил ", "Я помню чудное мгновение ","Мадонна",... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |