«Уж небо осенью дышало…» А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» 2 класс




Скачать 79.76 Kb.
Название «Уж небо осенью дышало…» А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» 2 класс
Дата публикации 13.10.2014
Размер 79.76 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 10»

г
. Железногорска Курской области


Урок

литературного чтения

Программа: УМК «Начальная школа XXI века»
«Уж небо осенью дышало…» А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало»

2 класс

Учитель высшей квалификационной категории

Петухова Елена Николаевна

г. Железногорск

2013


Литературное чтение

2 класс

Тема: «Уж небо осенью дышало…»

А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало»

Цель: совершенствовать умение выразительного чтения стихотворных произведений, как результат понимания текста; развивать умение сопоставлять словесное описание в произведении с картинным, музыкальным, устанавливая межпредметные связи; воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, репродукции картин художников И. Левитана, В. Поленова, С. Остроухова «Золотая осень»; музыка П.Чайковского «Осенняя песнь. Октябрь» из цикла «Времена года»;

фотоснимки с осенними пейзажами (ИКТ); рисунки обучающихся и аппликации с использованием осенних листьев; учебник Л.А. Ефросининой «Литературное чтение» (часть I) ; тетрадь Л.А. Ефросининой «Литературное чтение» (часть I).
Ход урока:
I Обсуждение итогов обобщения по разделу «О детях и для детей».

- Что мы с вами изучали на последних уроках?

- Да, мы закончили работу с произведениями раздела «О детях и для детей». Слайд 1 Давайте проверим себя. (Викторина с использованием слайдов).

- Из каких произведений эти строки?

а) – Ты что на скамейке сидишь, как чужая?

Слайд 2 (А.Барто, стихотворение «Катя»)

- Продолжите дальше.

( - А Катя сказала: «Я жду урожая».)
б) – Пожалуй, я опять завтра в школу пойду.

Слайд 3 (С. Баруздин, рассказ «Как Алёшке учиться надоело?»

- Почему Алёшка опять решил учиться?
в) – Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт.

Слайд 4 (И. Крылов, басня «Лебедь, Щука и Рак»

- Чем в басне являются эти строки? (моралью)

г) А шепнула она ему две пословицы.

Слайд 5 (Е. Пермяк, сказка «Две пословицы»)

- Какие же пословицы вы запомнили из этого произведения?

(Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Бережливым быть хорошо, а добрым лучше)

- Чему учат прочитанные произведения?

II Знакомство с новой темой. Подготовительная работа к восприятию произведения.
1. - А сейчас я предлагаю вам отгадать загадку:

Пусты поля, мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает? (осенью)
2.Как вы думаете, почему я загадала вам эту загадку? (дети выстраивают свои предположения)

- Да, сегодня мы приступаем к знакомству с произведениями об осени в разделе «Уж небо осенью дышало…» (чтение вводной статьи обучающимися).
3. Речевая разминка:

Шуршат осенние кусты.

Шуршат на дереве листы.

И дождь шуршит,

И мышь, шурша,

В свою нору спешит.

- Какое слово чаще всего встречается? (шуршит)

- А звук? ( [ ш ] )

- Почему?
- Попробуем это стихотворение прочитать по-разному: быстро, медленно, громко, тихо. Какой темп подходит? Звук?
4. – Сейчас осень ранняя или поздняя?

Ранняя осень, когда появляются первые разноцветные листья на деревьях. Поздняя, когда завершается листопад и жизнь растений замирает, готовясь принять белый наряд. А сейчас – середина осени.
5. Валеология - Закроем глаза и произнесём слово «осень». Какие чувства вызывает у вас это слово? Какие картины представились? Что услышали?

(Физминутка «Деревья в лесу»)
III Выявление первичного восприятия.
- Почему осень вызывает разные чувства?

Да, осень бывает разная: нарядная и красивая, пасмурная и дождливая.

- А сейчас послушайте стихотворение Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

Чтение стихотворения учителем наизусть.

- Какое настроение передал автор?

- Прочитайте самостоятельно и подумайте, какие слова особо это подчёркивают?

-А сейчас ёщё раз прочитаем стихотворение и послушаем звуки.(Читает ученик)

- Почему здесь так много шипящих? (Создаёт осеннее настроение, падают листья)

IV Аналитическое чтение стихотворения.
1. - Почему у стихотворения нет заголовка? (Это отрывок из романа в стихах «Евгений Онегин»)

- Какие слова нам объясняет словарь?

(караван, сень)

- Почему нам трудно понять эти слова?
2.Работа по вопросам учебника.

№2 «Уж небо осенью дышало». Как понимаешь эти слова?

№3 Как поэт передаёт своё настроение и своё отношение к родной природе?

-Какие картины осени он рисует?(Выборочное чтение)

* Уж небо осенью дышало…

* Уж реже солнышко блистало…

* Короче становился день…

* Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась…

- Как понимаешь слово? Прочитай подсказку.

(Обнажалась, оголялась, раздевалась)

*Ложился на поля туман…

* Гусей крикливых караван

Тянулся к югу…

№4 Рассмотри иллюстрацию. Какие строки из стихотворения к ней подходят? (Работа с иллюстрацией)
V Связь литературы с живописью, музыкой и межпредметная связь.

1. - На каком уроке мы недавно говорили обо всех этих явлениях осени, только обычными словами и предложениями? (Окружающий мир)

- Замените поэтические строки обычными предложениями.

2. – Осенью восхищались многие писатели, художники, музыканты.

Валеология 1. – Я предлагаю и вам полюбоваться прекрасными репродукциями картин знаменитых художников И. Левитана, В. Поленова, С. Остроухова под гениальную музыку П.И. Чайковского.

(Дети стоя слушают музыку и смотрят репродукции картин)

Слайды № 6, 7, 8, 9 (репродукции)

- Что объединяет эти полотна? (тема осени)

Все они называются «Золотая осень», а музыка Чайковского называется «Осенняя песнь. Октябрь» из цикла «Времена года».

2. А вот это ваши работы с урока рисования, труда и домашние работы к выставке «Осень».

- Почему Пушкин не использует в этом стихотворении яркие краски?(У него было грустное настроение).

- Какую осень он описывает в этом стихотворении? (Позднюю)
VI Работа над выразительным чтением стихотворения.
- Что надо нам сделать, чему научиться, чтобы стихотворение прозвучало так, как задумал его автор, чтобы передать его чувства?

( Научиться его выразительно читать)
- Как этому научиться? Что мы с вами раньше уже пробовали делать на уроках знакомства со стихами других авторов?

- Составьте план работы над выразительным чтением стихотворения.

( Учащиеся выстраивают план работы над поэтическим произведением: рассмотрим строфу, поработаем над рифмой, расставим логические паузы и логические ударения).


  1. Знакомство с необычной для нас строфой (10 строк)

  2. Работа над рифмой.

- Чем отличается проза от стихотворения?

- Какие знаете рифмы?(парная, опоясывающая, перекрёстная)

( На доске схема)

--- --------- ------------- дышало,

--- --------- ------------- блистало,

----------- -------------- день,

--------- -------------- сень

-- ---------- ---------- обнажалась,

--------- -- ---------- туман,

----------- ------------- караван

--------- -- ---: приближалась

--------- ----------- пора;

---------- --------- -- -- двора.

- Найдите рифмующиеся слова. Какие рифмы здесь встретите?

«Цепочка»

(Дети находят рифмующиеся слова, показывают мелом на доске рифмы и называют их: парная, парная, опоясывающая, парная).

- Сделайте вывод.

( В строфе встречаются разные рифмы)

- Какой тип рифмы здесь отсутствует?

(Перекрёстная)
3. Находим слова, которые особо будем выделять голосом при чтении.(Логическое ударение)

- В этих словах – приметы поздней осени.

– Прочитайте каждую строчку. Какое слово выделяем голосом?

( Дети называют слова или словосочетания по каждой строке, уточняя и исправляя своих одноклассников, если на согласны.

Учитель в схему на доске помещает эти слова в виде карточек вместо черты. Дети работают карандашом в учебнике)
--- --------- осенью дышало,

--- реже ------------- блистало,

Короче -------------- день,

--------- таинственная сень

С прощальным шумом обнажалась,

--------- -- ---------- туман,

Гусей крикливых караван

--------- к югу: приближалась

--------- скучная пора;

---------- ноябрь -- -- двора.
4.Обозначаем логические паузы.

- Где мы при чтении сделаем остановку? Мы не должны разрывать описание картин или действий.

- Что является подсказкой? (Знаки препинания)

( Дети озвучивают, отмечают в учебнике, учитель – на доске)
5. Выразительное чтение стихотворения.(Рефлексия)

- Теперь мы готовы учиться выразительному чтению? Мы выполнили наш план?

- Сумеете ли передать при чтении настроение автора, правильно соблюдать паузы и особо выделять при чтении ключевые слова?

а) Самостоятельное чтение.

б) Чтение одним учеником.

в) Слуховое и зрительное восприятие:

Хоровое чтение стихотворения по слайдам на экране, где строки иллюстрированы фотографиями по содержанию произведения. (Слайды 10, 11, 12, 13, 14, 15)
6. - Рассмотрите модели обложек. (Модели на доске)

- В чём сходство? Различие?

-Какая модель обложки подходит к этому произведению? - Почему?

(Доказывают по наличию темы, жанра, автора и заголовка произведения)
VII Обобщение.
- Каким вам показался А.С.Пушкин? Любил ли он осень?
- Подойдёт ли эта картина к стихотворению?

( Слайд 16) «Яркая осень»
- Он писал разные стихи об осени.

- Сейчас вы услышите отрывок из другого стихотворения, которое Пушкин написал об осени (Читает ученик).

Унылая пора…

Очей очарованье!

Приятна мне твоя

Прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

(Слайды 17, 18, 19, 20) «Яркая осень» (продолжение)

- Какие чувства здесь автор передаёт нам? (Различные: грусть (унылая пора), восторг ( очей очарованье), любование (люблю я пышное природы .., приятна мне твоя…)

Слайд 21 (портрет Пушкина)

- Великий русский писатель А.С. Пушкин очень любил осень. Гуляя по осенним аллеям, его посещало особое вдохновение. Именно осенью он написал много своих произведений, теме осени он посвятил многие стихи.

- Он писал стихи, сказки, повести, романы.

- Каким вы его помните в сказках?
VIII Домашнее задание.

- Какое задание вы бы задали себе сами?

(Выучить наизусть)

- И поработайте в тетради.
IX Итог урока.
- Расскажите друг другу, что понравилось и что запомнилось на уроке?

(Работа в парах)


ОСЕНЬЮ

РЕЖЕ

КОРОЧЕ

К ЮГУ

СКУЧНАЯ

НОЯБРЬ

ШУМОМ

ГУСЕЙ

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Уж небо осенью дышало…» А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» 2 класс icon Урок разработан учителем начальных классов моу сош №2 городского...
Задачи: 1 образовательная: раскрыть идейное содержание стихотворения, его эмоциональное и эстетическое
«Уж небо осенью дышало…» А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» 2 класс icon Образ Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Он был начат Пушкиным в Южной ссылке, 9 мая 1823 года, и закончен Болдинской осенью, 28 сентября 1830 года. Действия в романе развиваются...
«Уж небо осенью дышало…» А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» 2 класс icon Ocr: Rock Mover посвящается с. А
Я любил тебя и потому взял в руки людские волны и волю свою написал во все небо средь звезд
«Уж небо осенью дышало…» А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» 2 класс icon Ход наблюдения Воспитатель задает детям вопросы
Солнце осенью светит не так ярко, часто идут дожди. Ут­ром бывают заморозки. Птицы собираются в стаи, улетают на юг
«Уж небо осенью дышало…» А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» 2 класс icon Праздник «Первого звонка»
«Gaudeamus», а после поздравляют первоклассников с их первым звонком в жизни, активизируя в игровой форме маленьких гимназистов....
«Уж небо осенью дышало…» А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» 2 класс icon Фестиваля «Хороводно-игровые традиции в календаре»
Международный фольклорный фестиваль «Окно в небо» состоится 4-6 июля 2014 года на родине известного русского ученого Дмитрия Константиновича...
«Уж небо осенью дышало…» А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» 2 класс icon Небо над ираном ясное
Написанный Дмитрием Анатольевичем Жуковым очерк политической биографии имама Хомейни безусловно можно считать успешной работой автора,...
«Уж небо осенью дышало…» А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» 2 класс icon Наедине с осенью
Константина Георгиевича Паустовского. Тема осени звучит в произведениях многих писателей, поэтов, художников, композиторов. Недаром...
«Уж небо осенью дышало…» А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» 2 класс icon Текст 2 Прочитай текст. Картофель
Многие видели, как растёт картофель, какие у него стебли, цветки и клубни. Кто-то из вас помогал ухаживать за растением, осенью собирал...
«Уж небо осенью дышало…» А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало» 2 класс icon Новая концепция леворукости
Австралии и Новой Зеландии с 1880 г по 1969 г леворукость возросла с 2% до 13%. Отмечались и другие временн`ые и пространственные...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции