Скачать 79.76 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 10» г . Железногорска Курской области Урок литературного чтения Программа: УМК «Начальная школа XXI века» «Уж небо осенью дышало…» А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало» 2 класс Учитель высшей квалификационной категории Петухова Елена Николаевна г. Железногорск 2013 Литературное чтение 2 класс Тема: «Уж небо осенью дышало…» А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало» Цель: совершенствовать умение выразительного чтения стихотворных произведений, как результат понимания текста; развивать умение сопоставлять словесное описание в произведении с картинным, музыкальным, устанавливая межпредметные связи; воспитывать любовь к родной природе. Оборудование: портрет А.С. Пушкина, репродукции картин художников И. Левитана, В. Поленова, С. Остроухова «Золотая осень»; музыка П.Чайковского «Осенняя песнь. Октябрь» из цикла «Времена года»; фотоснимки с осенними пейзажами (ИКТ); рисунки обучающихся и аппликации с использованием осенних листьев; учебник Л.А. Ефросининой «Литературное чтение» (часть I) ; тетрадь Л.А. Ефросининой «Литературное чтение» (часть I). Ход урока: I Обсуждение итогов обобщения по разделу «О детях и для детей». - Что мы с вами изучали на последних уроках? - Да, мы закончили работу с произведениями раздела «О детях и для детей». Слайд 1 Давайте проверим себя. (Викторина с использованием слайдов). - Из каких произведений эти строки? а) – Ты что на скамейке сидишь, как чужая? Слайд 2 (А.Барто, стихотворение «Катя») - Продолжите дальше. ( - А Катя сказала: «Я жду урожая».) б) – Пожалуй, я опять завтра в школу пойду. Слайд 3 (С. Баруздин, рассказ «Как Алёшке учиться надоело?» - Почему Алёшка опять решил учиться? в) – Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдёт. Слайд 4 (И. Крылов, басня «Лебедь, Щука и Рак» - Чем в басне являются эти строки? (моралью) г) А шепнула она ему две пословицы. Слайд 5 (Е. Пермяк, сказка «Две пословицы») - Какие же пословицы вы запомнили из этого произведения? (Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Бережливым быть хорошо, а добрым лучше) - Чему учат прочитанные произведения? II Знакомство с новой темой. Подготовительная работа к восприятию произведения. 1. - А сейчас я предлагаю вам отгадать загадку: Пусты поля, мокнет земля, Дождь поливает, Когда это бывает? (осенью) 2. – Как вы думаете, почему я загадала вам эту загадку? (дети выстраивают свои предположения) - Да, сегодня мы приступаем к знакомству с произведениями об осени в разделе «Уж небо осенью дышало…» (чтение вводной статьи обучающимися). 3. Речевая разминка: Шуршат осенние кусты. Шуршат на дереве листы. И дождь шуршит, И мышь, шурша, В свою нору спешит. - Какое слово чаще всего встречается? (шуршит) - А звук? ( [ ш ] ) - Почему? - Попробуем это стихотворение прочитать по-разному: быстро, медленно, громко, тихо. Какой темп подходит? Звук? 4. – Сейчас осень ранняя или поздняя? Ранняя осень, когда появляются первые разноцветные листья на деревьях. Поздняя, когда завершается листопад и жизнь растений замирает, готовясь принять белый наряд. А сейчас – середина осени. 5. Валеология - Закроем глаза и произнесём слово «осень». Какие чувства вызывает у вас это слово? Какие картины представились? Что услышали? (Физминутка «Деревья в лесу») III Выявление первичного восприятия. - Почему осень вызывает разные чувства? Да, осень бывает разная: нарядная и красивая, пасмурная и дождливая. - А сейчас послушайте стихотворение Пушкина «Уж небо осенью дышало…» Чтение стихотворения учителем наизусть. - Какое настроение передал автор? - Прочитайте самостоятельно и подумайте, какие слова особо это подчёркивают? -А сейчас ёщё раз прочитаем стихотворение и послушаем звуки.(Читает ученик) - Почему здесь так много шипящих? (Создаёт осеннее настроение, падают листья) IV Аналитическое чтение стихотворения. 1. - Почему у стихотворения нет заголовка? (Это отрывок из романа в стихах «Евгений Онегин») - Какие слова нам объясняет словарь? (караван, сень) - Почему нам трудно понять эти слова? 2.Работа по вопросам учебника. №2 «Уж небо осенью дышало». Как понимаешь эти слова? №3 Как поэт передаёт своё настроение и своё отношение к родной природе? -Какие картины осени он рисует?(Выборочное чтение) * Уж небо осенью дышало… * Уж реже солнышко блистало… * Короче становился день… * Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась… - Как понимаешь слово? Прочитай подсказку. (Обнажалась, оголялась, раздевалась) *Ложился на поля туман… * Гусей крикливых караван Тянулся к югу… №4 Рассмотри иллюстрацию. Какие строки из стихотворения к ней подходят? (Работа с иллюстрацией) V Связь литературы с живописью, музыкой и межпредметная связь. 1. - На каком уроке мы недавно говорили обо всех этих явлениях осени, только обычными словами и предложениями? (Окружающий мир) - Замените поэтические строки обычными предложениями. 2. – Осенью восхищались многие писатели, художники, музыканты. Валеология 1. – Я предлагаю и вам полюбоваться прекрасными репродукциями картин знаменитых художников И. Левитана, В. Поленова, С. Остроухова под гениальную музыку П.И. Чайковского. (Дети стоя слушают музыку и смотрят репродукции картин) Слайды № 6, 7, 8, 9 (репродукции) - Что объединяет эти полотна? (тема осени) Все они называются «Золотая осень», а музыка Чайковского называется «Осенняя песнь. Октябрь» из цикла «Времена года». 2. А вот это ваши работы с урока рисования, труда и домашние работы к выставке «Осень». - Почему Пушкин не использует в этом стихотворении яркие краски?(У него было грустное настроение). - Какую осень он описывает в этом стихотворении? (Позднюю) VI Работа над выразительным чтением стихотворения. - Что надо нам сделать, чему научиться, чтобы стихотворение прозвучало так, как задумал его автор, чтобы передать его чувства? ( Научиться его выразительно читать) - Как этому научиться? Что мы с вами раньше уже пробовали делать на уроках знакомства со стихами других авторов? - Составьте план работы над выразительным чтением стихотворения. ( Учащиеся выстраивают план работы над поэтическим произведением: рассмотрим строфу, поработаем над рифмой, расставим логические паузы и логические ударения).
- Чем отличается проза от стихотворения? - Какие знаете рифмы?(парная, опоясывающая, перекрёстная) ( На доске схема) --- --------- ------------- дышало, --- --------- ------------- блистало, ----------- -------------- день, --------- -------------- сень -- ---------- ---------- обнажалась, --------- -- ---------- туман, ----------- ------------- караван --------- -- ---: приближалась --------- ----------- пора; ---------- --------- -- -- двора. - Найдите рифмующиеся слова. Какие рифмы здесь встретите? «Цепочка» (Дети находят рифмующиеся слова, показывают мелом на доске рифмы и называют их: парная, парная, опоясывающая, парная). - Сделайте вывод. ( В строфе встречаются разные рифмы) - Какой тип рифмы здесь отсутствует? (Перекрёстная) 3. Находим слова, которые особо будем выделять голосом при чтении.(Логическое ударение) - В этих словах – приметы поздней осени. – Прочитайте каждую строчку. Какое слово выделяем голосом? ( Дети называют слова или словосочетания по каждой строке, уточняя и исправляя своих одноклассников, если на согласны. Учитель в схему на доске помещает эти слова в виде карточек вместо черты. Дети работают карандашом в учебнике) --- --------- осенью дышало, --- реже ------------- блистало, Короче -------------- день, --------- таинственная сень С прощальным шумом обнажалась, --------- -- ---------- туман, Гусей крикливых караван --------- к югу: приближалась --------- скучная пора; ---------- ноябрь -- -- двора. 4.Обозначаем логические паузы. - Где мы при чтении сделаем остановку? Мы не должны разрывать описание картин или действий. - Что является подсказкой? (Знаки препинания) ( Дети озвучивают, отмечают в учебнике, учитель – на доске) 5. Выразительное чтение стихотворения.(Рефлексия) - Теперь мы готовы учиться выразительному чтению? Мы выполнили наш план? - Сумеете ли передать при чтении настроение автора, правильно соблюдать паузы и особо выделять при чтении ключевые слова? а) Самостоятельное чтение. б) Чтение одним учеником. в) Слуховое и зрительное восприятие: Хоровое чтение стихотворения по слайдам на экране, где строки иллюстрированы фотографиями по содержанию произведения. (Слайды 10, 11, 12, 13, 14, 15) 6. - Рассмотрите модели обложек. (Модели на доске) - В чём сходство? Различие? -Какая модель обложки подходит к этому произведению? - Почему? (Доказывают по наличию темы, жанра, автора и заголовка произведения) VII Обобщение. - Каким вам показался А.С.Пушкин? Любил ли он осень? - Подойдёт ли эта картина к стихотворению? ( Слайд 16) «Яркая осень» - Он писал разные стихи об осени. - Сейчас вы услышите отрывок из другого стихотворения, которое Пушкин написал об осени (Читает ученик). Унылая пора… Очей очарованье! Приятна мне твоя Прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса. (Слайды 17, 18, 19, 20) «Яркая осень» (продолжение) - Какие чувства здесь автор передаёт нам? (Различные: грусть (унылая пора), восторг ( очей очарованье), любование (люблю я пышное природы .., приятна мне твоя…) Слайд 21 (портрет Пушкина) - Великий русский писатель А.С. Пушкин очень любил осень. Гуляя по осенним аллеям, его посещало особое вдохновение. Именно осенью он написал много своих произведений, теме осени он посвятил многие стихи. - Он писал стихи, сказки, повести, романы. - Каким вы его помните в сказках? VIII Домашнее задание. - Какое задание вы бы задали себе сами? (Выучить наизусть) - И поработайте в тетради. IX Итог урока. - Расскажите друг другу, что понравилось и что запомнилось на уроке? (Работа в парах) ОСЕНЬЮ РЕЖЕ КОРОЧЕ К ЮГУ СКУЧНАЯ НОЯБРЬ ШУМОМ ГУСЕЙ |
Урок разработан учителем начальных классов моу сош №2 городского... Задачи: 1 образовательная: раскрыть идейное содержание стихотворения, его эмоциональное и эстетическое |
Образ Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Он был начат Пушкиным в Южной ссылке, 9 мая 1823 года, и закончен Болдинской осенью, 28 сентября 1830 года. Действия в романе развиваются... |
||
Ocr: Rock Mover посвящается с. А Я любил тебя и потому взял в руки людские волны и волю свою написал во все небо средь звезд |
Ход наблюдения Воспитатель задает детям вопросы Солнце осенью светит не так ярко, часто идут дожди. Утром бывают заморозки. Птицы собираются в стаи, улетают на юг |
||
Праздник «Первого звонка» «Gaudeamus», а после поздравляют первоклассников с их первым звонком в жизни, активизируя в игровой форме маленьких гимназистов.... |
Фестиваля «Хороводно-игровые традиции в календаре» Международный фольклорный фестиваль «Окно в небо» состоится 4-6 июля 2014 года на родине известного русского ученого Дмитрия Константиновича... |
||
Небо над ираном ясное Написанный Дмитрием Анатольевичем Жуковым очерк политической биографии имама Хомейни безусловно можно считать успешной работой автора,... |
Наедине с осенью Константина Георгиевича Паустовского. Тема осени звучит в произведениях многих писателей, поэтов, художников, композиторов. Недаром... |
||
Текст 2 Прочитай текст. Картофель Многие видели, как растёт картофель, какие у него стебли, цветки и клубни. Кто-то из вас помогал ухаживать за растением, осенью собирал... |
Новая концепция леворукости Австралии и Новой Зеландии с 1880 г по 1969 г леворукость возросла с 2% до 13%. Отмечались и другие временн`ые и пространственные... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |