Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе «Брейн ринг»




Скачать 106.96 Kb.
НазваниеМетодическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе «Брейн ринг»
Дата публикации13.10.2014
Размер106.96 Kb.
ТипМетодическая разработка
literature-edu.ru > Литература > Методическая разработка
МБОУ «Благодарновская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка

внеклассного мероприятия

по русскому языку и литературе

«Брейн - ринг»

для учащихся 8-9 классов

Составил: учитель русского языка

и литературы Бережная Е.Н.

1 квалификационной категории

2011-2012 учебный год

Аннотация

Методическую разработку этого внеклассного мероприятия можно использовать при проведении недели русского языка и литературы.

Брейн – ринг помогает закрепить и углубить знания, полученные в процессе изучения русского языка и литературы в школе; способствовать повышению у ребят интереса к этим предметам; формировать навыки внимательного, вдумчивого чтения; воспитывать в учениках уверенность в своих силах, волю к победе.

Ценность этой работы состоит в том, что она ненавязчиво пробуждает интерес к учебному предмету. Даже слабоуспевающий ученик по русскому языку и литературе может проявить себя здесь с лучшей стороны. Если же в ходе игры усилится интерес к предмету, это будет значить, что "Брейн-ринг" как форма работы по повторению пройденного материала достиг одной из главных целей - пробуждение увлечения русским языком и литературой.

Игра состоит из 7 туров:

  • 1 тур «Синтаксис»:

  • 2 тур «Вопросы – тексты» - назвать автора, произведение

  • 3 тур «Кому принадлежат слова?» - назвать автора, произведение, героя

  • 4тур блиц -опрос

  • 5тур. Блиц-конкурс (отвечают сразу)

  • 6тур - смекалка

  • 7тур поэтический (конкурс капитанов).

В конце игры выявляются победители.
Брейн – ринг

Цели: закрепить и углубить знания, полученные в процессе изучения русского языка и литературы в школе; способствовать повышению у ребят интереса к этим предметам; формировать навыки внимательного, вдумчивого чтения ; воспитывать в учениках уверенность в своих силах, волю к победе.

Ход игры:

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Мы сегодня собрались на очередную игру – соревнование «Брейн – ринг», в ходе которой вы сможете проверить свою эрудицию и смекалку. Наша игра поможет вам – закрепить и углубить знания, получаемые в школе в процессе изучения литературы и русского языка; способствовать повышению вашего интереса к этим предметам, формировать навыки внимательного, вдумчивого чтения; почувствовать уверенность в своих силах и волю к победе.

В сегодняшней игре победит команда, которая проявит более быструю реакцию в ответах на заданные вопросы. Итак, дерзайте, думайте, размышляйте!

Представлю вам членов жюри, которые любезно согласились взвалить на себя тяжкое бремя ответственности за подсчёт баллов.

Это … ( представление жюри).

Учитель: А теперь попрошу команды представить своих членов (визитка команд).

1.«Разминка».

  1. Виды сложных предложений, которые связываются по смыслу и интонационно? (бессоюзные)

  2. Стихотворение И. С. Тургенева в прозе о языке? («Русский язык»)

  3. Фамилия известного автора-составителя словаря? (В. И. Даль)

  4. Вид работы по русскому языку, в которой учащийся имеет возможность изложить свои мысли? (сочинение)

  5. Каких звуков больше в русском языке? (согласных)

  6. Какими признаками обладают глаголы с постфиксом –ся? (возвратностью)

  7. Слова одинаковые по звучанию, но разные по значению? (омонимы)

  8. Как звали братьев-монахов, которые в 9 веке создали славянский алфавит? (Кирилл и Мефодий)

  9. Что означает фразеологизм «дамоклов меч»? (кара, возмездие и т.д.)

  10. Как называется часть речи, обозначающая признак предмета по действию? (причастие)

  11. Какое местоимение нужно прибавить к другому, чтобы получить овощи? (ты к вы)

  12. Как называются по отношению друг к другу слова «слабый» и «сильный»? (антонимы)

  13. Сколько «а» в слове «сорока»? (сорок «а»)

  14. Буквами какой азбуки являются «аз», «буки», «веди»? (кириллицы)

  15. Сколько склонений в русском языке? (три)

  16. К какой части речи относятся слова «уж», «замуж», «невтерпеж»? (наречия)

  17. Как изменяются наречия? (не изменяются)

  18. Какой звук обозначает «Ь»? (не обозначает звука)

1 тур «Синтаксис»:

1). О каких знаках идет речь?

Когда слова гремели и блистали,

Я в моде был, я был на пьедестале!

Однако время новое настало –

Оно меня и свергло с пьедестала. (Восклицательный знак.)

2).Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу –

За то, что много знать хочу. (Вопросительный знак.)

3. Какой знак препинания впервые был введён Н. М. Карамзиным? Что

означает сейчас этот знак препинания?

(Тире. Слово "тире" заимствовано из французского языка, tirer - "тянуть", что вполне соответствует форме знака.)

4.Как во времена М. В. Ломоносова называли восклицательный знак,

чёрточку, скобки? Вам необходимо составить соответствие:

вместительный -

удивительный –

единительный –

(Во времена Ломоносова восклицательный знак называли удивительным, чёрточку - единительным, а скобки - вместительным.)

5. Составьте распространённое предложение, каждое слово которого должно начинаться

на букву К (1 команда) и на Л(2 команда).

(Катя купила книги Катаева, Каверина, Куприна. Прасковья Петровна пригласила Порфирия Павловича поужинать пирогами).

6. Расставьте знаки препинания, объясните их.

«Отколе умная бредешь ты голова».

(И. А. Крылов.)

(Отколе, умная, бредёшь ты, голова? Разорванное обращение - умная голова.)

2 тур «Вопросы – тексты» - назвать автора, произведение:

1 вопрос Он - умён, образован, влюблён в неё. Она - умна, красива влюблена в другого. Другой ни в кого не влюблён, но делает вид, в жизни всё может пригодиться. Она – девушка с юмором, любит иногда пошутить. Взять да и объявить его сумасшедшим. Узнав об этом, он возмущается. Какими словами! Всё цензурные. И любовь как рукой сняло. Великая вещь – уметь мило пошутить. (А.С.Грибоедов Комедия «Горе от ума»)

2 вопрос В меру упитанный мужчина в полном расцвете сил, не красавец, но и не дурной наружности, для создания семьи мечтает о женщине, умеющей создать домашний уют. Намерен заняться предпринимательством. Делая деньги из воздуха, можно получить не менее 20 тысяч дохода. Но в мире бизнеса трудно удержаться на плаву. Некие Н. и К. выдают его коммерческую тайну. В результате приходит конец не только предпринимательству, но и начавшимся разговорам о женитьбе.(Н.В.Гоголь Поэма «Мёртвые души»)

3 вопрос Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Но и одного иногда иметь полезно. Друг может стать управляющим имения. Может даже после смерти друга заняться воспитанием его детей. А что остаётся герою? Самое драгоценное в жизни- сон, покой, красивые мечты, лежание на диване. Есть правда и неприятный момент- друг может стать и мужем его невесты. (И.А.Гончаров Роман «Обломов»)

4 вопрос Ветреный молодой человек едет скучать в деревню, где знакомится с провинциальной дурнушкой. Она влюбляется в него. Он раздражён и учит её жизни. Она не растерялась, приняла его советы за жизненное кредо и вышла замуж за богатого. Он у разбитого корыта. (А.С.Пушкин Роман «Евгений Онегин»)

5 вопрос Она весела, наивна, доверчива. Влюбилась в одного, он уехал за границу на целый год. Изменяет жениху, влюбившись в другого – ловеласа, интригана. Жених от неё отказывается. Но третий не заставляет себя долго ждать и появляется как пирог из печи. Она добилась своего – вышла замуж и стала многодетной матерью. (Л.Н.Толстой Роман «Война и мир»)

6 вопрос Они довольно пожилые, но непрактичные. Из – за тунеядства и лени остались без родного дома и богатой растительности, удивляющей своей красотой всю округу. Уезжая, они впопыхах оставляют слугу в доме на голодную смерть. (А.П.Чехов Пьеса «Вишнёвый сад»)

3 тур «Кому принадлежат слова?» - назвать автора, произведение, героя

1 вопрос «Доля народа, счастье его, свет и свобода – прежде всего» (А.Н.Некрасов Поэма «Кому на Руси жить хорошо?», Гриша Добросклонов)

2 вопрос «Он встретил смерть лицом к лицу как в битве следует бойцу» (М.Ю.Лермонтов Поэма «Мцыри»)

3 вопрос «Увы, - он счастия не ищет и не от счастия бежит!» (М.Ю.Лермонтов «Парус»)

4 вопрос «Изведал враг в тот день немало,что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой» (М.Ю.Лермонтов «Бородино»)

5 вопрос «Угас, как светоч, дивный гений, увял торжественный венок» (Н.А.Некрасов «Памяти Добролюбова»)

6 вопрос «А поворотись - ка, сын! Экий ты смешной какой? Что это на вас за поповские подрясники? И эдак все ходят в академии?» (Н.В.Гоголь Повесть «Тарас Бульба»)

4тур блиц -опрос

1. Однажды одному высокопоставленному человеку приснился вещий сон.

- Что приснилось этому человеку?

- Что предвещал этот сон? (две крысы, Н.В.Гоголь «Ревизор».)
2. Какое произведение заканчивается словами :

«И с этой мыслью я засну,

И никого не прокляну.» (М.Ю.Лермонтов «Мцыри»)
3. Назовите Эпиграф к повести А.С.Пушкина «Капитанская Дочка».

(Береги честь смолоду).
4. «Человек создан для счастья, как птица для полета».

-Назовите произведение и автора (В.Г.Короленко «Парадокс»)
5. Назовите фамилию знахаря, который умел заговаривать зубную боль. Известно, что звали его Яков Васильевич.

(Овсов.»Лошадиная фамилия» А.П.Чехов)
6.. Сейчас я вам назову имя писателя В.Алов, а вы назовите хотя бы одно его произведение. (Н В.Гоголь «Мертвые души», «Ревизор»)
7. Назовите средство передвижения одного влюбленного, который для выполнения желания возлюбленной согласен на все, даже продать душу дьяволу. (Черт, Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством»)
8. Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонка, в пестрядевой рубахе и латаных портах.

-У меня в руке то, из-за чего его судят. Что это? (Гайка. А.П.Чехов. «Злоумышленник»)
9. Как назывался кисломолочный продукт, который одной героине достался совершенно бесплатно, а другой стоил небольшого унижения? (Сыр. «Ворона и лисица» И.А.Крылов.)
10. Как связана усадьба Ясная поляна и литература? Кто здесь жил и какие произведения этого автора вы знаете? (Л.Н.Толстой. «Война и мир», «кавказский пленник», «Хаджи-Мурат»)
11. Болдино, Тригорское, Михайловское, петровское, Старица, Болдино, Торжок.

_ Назовите имя, которое связано с этими местами. (А.С.Пушкин)

12. В басне И.А.Крылова «Любопытный» герой басни , рассказывая об увиденном в кунцкамере, отметил и букашек, и мелких жучков.

-А чего он не увидел, и в связи с этим назовите литературный фразеологизм.

(Слона-то я и не приметил.)

5тур. Блиц-конкурс (отвечают сразу)

1)Составьте схемы предложений, отражая грамматическую основу в следующих предложениях:

А) Встречающие вышли на перрон.

Б) На улице сыро.

В) Думаю о тебе всегда.

Г) Жить – Родине служить.

Д) Свобода – это осознанная необходимость.

Е) Рассвело.

2.«Черный ящик» В этом ящике находится фрукт, который в русской пословице говорит о своем родстве. (яблоко)

3.В чёрном ящике лежит то, что индейцы майя называли чикле.

Они делали это из тягучего вкусного сока дерева сапподила. Одни это очень любят, а другие - терпеть не могут. А в Сингапуре продажа этого даже запрещена, и это отпускается только по рецепту врача.

В конце XIX века один американский коммерсант Вильям Ригли провёл рекламную акцию. Он давал это бесплатно при покупке мыла и муки. И вскоре, это стало популярней, чем основной продукт. С тех пор коммерсант перешёл на производство только этого.

Вопрос: Что в чёрном ящике? (жевательная резинка)

4.Вашему вниманию сценка, которая является импровизацией из современной действительности. Ваша задача: запомнить максимальное количество жаргонизмов. В данной сценке их около 20, назовите 15 в течение минуты

1 девушка: Хай, подружка!

2 девушка: Привет! Классно выглядишь! Ты раньше на тинейджера смахивала, а теперь – стильная герла.

1 девушка: Это мой стилист постарался. Я такой салон отыскала! Супер-класс!

2 девушка: Где?

1 девушка: Знаешь. Возле нашего хоума паркинг построили, на въезде постер висит. Подхожу, читаю: в одном из мультиплексов салон красоты открыли. Я после ланча туда отправилась. На входе секьюрити, в холле дизайн супер-модный, римейки самые клевые звучат. Все супер! Я как раз на прайм-тайм попала – пилинг со скидкой сделали. Кстати, вот тебе их визитка, сходи, не пожалеешь.

2 девушка: Нет, Женя, я туда не пойду.

6тур - смекалка

Перед вами карточки с «обновленными» названиями известных произведений русских писателей. Восстановите их истинные заголовки и укажите авторов.

«Предки и бэби», «Тинэйджер», «Записки «чайника», «Шнобель», «Не в свою тачку не садись», «Мочиловка и залет», «Кому на Руси кайф?» «Отцы и дети» Тургенева, «Подросток» Достоевского, «Записки сумасшедшего» Гоголя, «Нос» Гоголя, «Не в свои сани не садись» А. Островского, «Преступление и наказание» Достоевского, «Кому на Руси жить хорошо?» Некрасова.

7тур поэтический(конкурс капитанов)

Перед вами начальные строки стихотворений известных русских поэтов. Продолжите их.

Я пришел к тебе с приветом ...

Три девицы под окном ...

Мороз и солнце. День чудесный...

Я помню чудное мгновенье ...

Как ныне сбирается вещий Олег ...

Скажи-ка, дядя, ведь недаром ...

Умом Россию не понять ...

Вчерашний день часу в шестом ...

Я пришел к тебе с приветом  рассказать, что солнце встало.

Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

Мороз и солнце. День чудесный.  Еще ты дремлешь, друг прелестный.

Я помню чудное мгновенье – Передо мной явилась ты.

Как ныне сбирается вещий Олег – Отмстить неразумным хазарам.

Скажи-ка, дядя, ведь недаром – Москва, спаленная пожаром.

Умом Россию не понять – Аршином общим не измерить.

Вчерашний день часу в шестом – Зашел я на Сенную.
Список использованной литературы

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. Для учащихся/Под ред. Л.П.Крысина.-М.: Просвещение, 1995

  2. Вартанян Э.А. Путешествие в слово. М.: Просвещение, 1982.

  3. Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Занимательные задания по русскому языку. Чебоксары, 1997.

  4. Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания. Чебоксары, 1997.

 

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе «Брейн ринг» iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия Разработала: Касьянова...
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Всему начало слово чистое, живое»

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе «Брейн ринг» iconВнеклассное мероприятие по русскому языку Брейн-ринг
В соревновании участвуют 2 команды по 6 человек. Задание команды получают одновременно, сигналом готовности к ответу служит поднятый...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе «Брейн ринг» iconМетодическая разработка по проведению внеклассного мероприятия
Инсценирование сказок, сценок, пьес и тому подобного сообщает ученикам необходимый стимул в освоении знаний и умений для основного...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе «Брейн ринг» iconМетодическая разработка урока по русскому языку
Приемы обучения: демонстрация, классификация, сопоставление, выписывание изучаемых единиц из текста

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе «Брейн ринг» iconМетодическая разработка внеклассных мероприятий по литературе Новокузнецк,...
«Любви живое озаренье». Литературные гостиные: Методическая разработка внеклассных мероприятий по литературе – Новокузнецк, 2009....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе «Брейн ринг» iconУрок игра по литературе в 5 классе Брейн- ринг «Басни И. А. Крылова»
Описание игры. Класс делится на три команды во главе с капитаном. Участники по очереди выбирают конверты с заданиями. Время на обдумывание...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе «Брейн ринг» iconВнеклассное мероприятие для учащихся 7-х классов. Тема: «Лингвистический брейн-ринг»

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе «Брейн ринг» iconПавленко Валентина обучается в данной школе с первого класса. За...
Ятельности. Уже четыре года является членом Малой Академии Наук. С ее участием проводятся познавательно-развлекательные мероприятия:...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе «Брейн ринг» iconВикторина «Знатоки русского языка»(6 класс) Шахбанова Д. П. учитель...
Цель: повторение изученных тем, развитие словесно-логического мышления учащихся, умение действовать в условиях соревнования, работать...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе «Брейн ринг» iconУчебники. Русский язык
Цели: повышение качества образования, качества обучения русскому языку и литературе; совершенствование форм и методов обучения русскому...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции