Скачать 133.35 Kb.
|
Конспект урока по теме: Ода Горация «К Мельпомене» в переводах русских поэтов 18-19 вв. Цели урока: познакомить учащихся с переводом оды Горация; совершенствовать навыки сопоставительного анализа лирического произведения; развивать интерес к отечественной и мировой литературе. Оборудование: портреты М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, А. С. Пушкина, тексты стихотворений, комментарии, отпечатанные на листочках. Оформление доски: 1). Портреты М. В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А. С. Пушкина 2). Информация: Гораций Флакк Квинт (65-8 гг до н.э.) - римский поэт. Мельпомена - покровительница трагедии, муза поэзии. 3) Иллюстрации: Г. Г. Чернецов. Открытие Александрийской колонны 30 августа 1834 г.; П. Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563 г. Эпиграф: Никто да не почтит меня слезами, не оплачет мое погребение. Почему? Буду жить на устах у людей. Энний, древний римский поэт. Ход урока.
(объяснение эпиграфа) Что обозначает выражение «жить на устах у людей»? Это значит остаться в памяти поколений, обрести бессмертие. А благодаря чему? Своему таланту, выдающимся открытиям и свершениям. Сегодня на уроке мы будем говорить о тех, кто обессмертил свое имя и прославил его на века. Это римский поэт Гораций и великие русские поэты Г. Р. Державин и А. С. Пушкин. Цель нашего урока - познакомиться с литературными переводами оды Горация «К Мельпомене» и выяснить, как каждый из авторов понимает значимость своего поэтического творчества. 3. Беседа. Давайте вспомним, что такое ода? (Торжественное патетическое стихотворное произведение, хвалебная песнь в честь царей, полководцев или героических свершений. Ода должна выражать восторг, поэтому ей были присущи торжественные слова, риторические вопросы, восклицания, обращения.
4. Организация поисковой деятельности учащихся (новый материал) (на каждой парте лежат тексты стихотворений и комментарии к ним) Задание: прочитайте тексты и попробуйте определить, какой был сделан первым, какой - вторым, и какой - третьим. Обоснуйте свой ответ. А теперь обратимся к переводу М. В. Ломоносова. (текст читает учитель)
(Отечество мое молчать не будет, Что мне беззнатной род препятством не был, Чтоб внесть в Италию стихи Эольски. И первому звенеть Алцейской лирой.) - Обратимся к комментарию. Прочитайте, что такое «стихи Эольски» и «Алцейская лира». ( Ломоносов - великий сын своего Отечества, величие - его собственная заслуга. Чувство горечи и гордости одновременно. Горечь - из-за пренебрежительного отношения дворянского сословия к «народному академику»; гордость - от понимания собственных многочисленных свершений и открытий.)
- Итак, «Алцейская лира», «Эольски стихи», «великий Рим, владеющий светом (разумом)». О чем идет речь? (о поэзии, о творчестве)
Превыше пирамид и крепче меди...) - Что дает поэту право на бессмертие? (Его заслуги в области стихосложения. Чтоб внесть в Италию стихи Эольски, И первому звенеть Алцейской лирой. Ломоносов связывает свое бессмертие с великим Римом (сильным, господствующим над другими государством). Идеалом поэта была просвещенная монархия, корни которой находились в Западной Европе.
Обратимся к переводу Г. Р. Державина (ученик читает текст). Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит. Так! - весь я не умру, но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить, И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить. Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал; Всяк будет помнить то в народах неисчетных, Как из безвестности я тем известен стал, Что первым я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы возгласить, В сердечной простоте беседовать о Боге И истину царям с улыбкой говорить. О Муза! Возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой, неторопливой, Чело твое зарей бессмертия венчай. - Какие слова непонятны вам в оде Державина? Ответ найдите в комментарии.
(«Знак бессмертия». И мы слышим человечную интонацию у Державина и торжественную - у Ломоносова.) - С чем связывает Державин свое бессмертие? ( Державин говорит о значимости своего творчества для России, для русских: И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить.) - О какой стране говорится? (о России, о той стране, где «известен» стал Державин: Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал; Всяк будет помнить то в народах неисчетных, Как из безвестности я тем известен стал... - Обратим внимание на следующую особенность текста - предложение, состоящее из 8 стихов (в 3 и 4 строфе). Прочитайте его.
( Поэт во второй строфе начинает говорить о значении своего творчества, и эта мысль продолжена в третьей, а в четвертой он окончательно определяет свои заслуги перед Отечеством. Таким образом, просто необходима смысловая связь между строфами, которая обозначена огромным предложением, состоящим из восьми стихов.)
- Для чего их Державин вводит в стихотворение? Кто такая Муза? (Перед нами ода, и Державин, в последней строфе создает интонацию торжественности и славит здесь не себя, а Музу, богиню поэзии. (Чело твое зарей бессмертия венчай.) У Державина точно и ясно: Муза его человечна и справедлива. - Какие эпитеты помогают нам это понять? («заслугой справедливой», «непринужденной рукой».) Имя следующего автора перевода - А. С. Пушкин (стихотворение читает учитель.) Я памятник себе воздвиг нерукотворный, (м,в,н,р) К нему не зарастет народная тропа, (н.м,р) Вознесся выше он главою непокорной (в,н,л.р) Александрийского столпа. (л,н,р) Нет, весь я не умру - душа в заветной лире (н.м,р,в,л) Мой прах переживет и тленья убежит -И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит, (глухие согласные) Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий Тунгус, и друг степей калмык. И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. Веленью Божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца; Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца.
- Как вы понимаете эпитеты «памятник нерукотворный», «главою непокорной», «народная тропа»? Найдите повторяющиеся согласные звуки в первой строфе. Какой образ они создают в этой части стихотворения? (преобладают сонорные н, р, а также близкий к ним в. Возникает образ мощного, могучего поэта.)
(Пушкин считает себя не только поэтом многонациональной страны и обращается ко всем народам, населяющим его родину, как к равным (Слух обо мне пройдет по всей Руси великой...), но и понимает всемирное значение своего творчества: « И славен буду я, доколь в подлунном мире// Жив будет хоть один пиит».) 4. Обучение сравнительному анализу. - Давайте сопоставим 1, 4 и 5 строфы стихотворений Державина и Пушкина. Каким новым смыслом наполняется каждая пушкинская строфа? Державин / Пушкин Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный / Я памятник воздвиг нерукотворный К нему не зарастет народная тропа Что я дерзнул в забавном русском слоге / Что чувства добрые я лирой пробуждал О добродетелях Фелицы возгласить / Что в свой жестокий век восславил я Свободу И истину царям с улыбкой говорить / И милость к падшим призывал О Муза! Возгордись заслугой справедливой / Веленью Божию, о муза, будь послушна И презрит кто тебя, сама тех презирай / Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно Непринужденною рукой неторопливой Чело твое зарей бессмертия венчай / И не оспоривай глупца У Державина - «памятник себе», у Пушкина - «не зарастет народная тропа». Заслуга Державина - «забавный русский слог», заслуга Пушкина - «чувства добрые... лирой пробуждал». Державин говорит о «добродетелях Фелицы» (т.е. - императрицы), Пушкин - « в жестокий век восславил свободу». Державин - «истину царям с улыбкой говорил», Пушкин «милость к падшим призывал» Державин призывает Музу «возгордиться» «заслугой справедливой», презирать тех, кто презирает ее. Его муза увенчана «зарей бессмертия». Пушкин - к христианскому смирению, философскому осмыслению славы. Таким образом, Пушкин заново переосмысливает оду Горация, вслед за Державиным делает свой вольный перевод стихотворения, которое и тогда и сегодня существует как отдельное произведение.
5. Обобщение и систематизация знаний. Подведем итог. В ходе сравнительного анализа литературных переводов мы выяснили, что они объединены одной темой - темой поэта и поэзии. Это одна из основных тем литературы, которая берет свое начало в античности и продолжается до наших дней. Так как же понимает значимость своего творчества каждый из авторов? И тут уместно будет привести высказывание русского писателя Н. Г. Чернышевского, который, сопоставляя взгляд трех поэтов на свои заслуги, писал: «В своей поэзии что ценил он (Державин)? Служение на пользу общую. То же думал и Пушкин. Любопытно в этом отношении сравнить, как они видоизменяют существующую мысль Горациевой оды «Памятник», выставляя свои права на бессмертие. Гораций говорит: «Я считаю себя достойным славы за то, что хорошо писал стихи»; Державин заменяет это другим: «я считаю себя достойным славы за то, что говорил правду и народу, и царям»; Пушкин - «за то, что я благодетельно действовал на общество и защищал страдальцев». Таким образом, Державин первым взглянул на поэзию как на «гражданский долг», «нравственное оружие». Пушкин развивает мысль дальше: поэзия должна пробуждать «добрые чувства». А Ломоносов просто переводит оду Горация. 6. Домашнее задание. Ответить на вопрос: что общего у данных стихотворений с переводом А. X. Востокова? |
Конспект урока литературы по теме: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» Конспект урока литературы по теме: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино» как интерпретация реальных событий» |
Конспект повторительно-обобщающего урока физики в 8 классе по теме «Электрические явления» Цель урока: Закрепить, обобщить и углубить знания учащихся по теме «Электрические явления», научиться применять полученные знания,... |
||
Урока по литературе в 10-м классе на тему "Есть женщин® в русских селеньях" Конспект открытого урока по литературе в 10-м классе на тему "Есть женщин® в русских селеньях" |
План-конспект урока гласные в суффиксах существительных -ек и -ик. Фио (полностью) Цель урока: изучить и закрепить новые знания по теме «Гласные в суффиксах существительных –ек и -ик» |
||
Конспект урока литературы по теме «Путешествие А. С. Пушкина по Оренбургскому краю» Тема: Урок-путешествие. Защита проектно –исследовательских работ по теме «Путешествие А. С. Пушкина по Оренбургскому краю» |
Конспект урока литературы. 8 класс. Конспект составила учитель русского... Цели урока: систематизировать, углубить и обобщить знания о творчестве и судьбе |
||
Урок внеклассного чтения в 3 б классе по теме: «Стихотворения русских поэтов о зиме» Мы любим сказки, верим в чудеса и волшебство. И сегодня наш урок внеклассного чтения мы посвятим волшебнице зиме. В чем же её волшебство... |
Конспект урока по литературе. 6 класс. Тема урока: «Благородный разбойник» Цель урока: показать многоплановость и противоречивость образа Владимира Дубровского |
||
Конспект открытого урока в 9 классе по теме: «Любовная лирика А. С. Пушкина» Оборудование: сборник произведений А. С. Пушкина, письма, фотографии и портреты А. С. Пушкина, сестер Раевских, Е. Воронцовой, А.... |
Конспект урока для 6 класса по теме: «Стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро» Образовательная цель: познакомить учащихся со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро» |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |