ТАЁЖИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Мой Пушкин»
Интегрированный урок литературы
(7 класс)
(литература, живопись, музыка, киноискусство)
Учитель Рупека С.В.
п.Таёжный, 2008г.
Тип урока: повторение и углубление изученного.
Цель урока:
Обобщить, углубить знания учащихся о личности и творчестве великого русского поэта А.С.Пушкина.
Задачи урока:
- образовательные:
1. Показать учащимся взаимосвязь различных видов искусств.
2. Расширить кругозор учащихся.
- развивающие:
1. Развивать умение выразительно читать художественный текст.
2. Способствовать эмоциональному восприятию художественных текстов, произведений живописи, музыки, кино.
3. Развивать творческое воображение, эстетическое чувство и понимание прекрасного.
- воспитательные:
1. Учить видеть прекрасное в произведениях искусства.
2. Оказать эмоциональное, эстетическое воздействие посредством слова, живописи, музыки и киноискусства.
Оборудование:
-
Ноутбук
-
Проектор
-
Экран
-
Репродукции картин русских художников
-
Иллюстрации учащихся к произведениям А.С.Пушкина
Используемые ЦОР:
-
Авторская презентация с использованием репродукций, текстовых, звуковых и музыкальных файлов.
-
Видеофильм Н. Бондарчук «Пушкин. Последняя дуэль».
Уроки литературы, посвящённые личности писателя, невозможно провести, не привлекая иллюстративный материал. Для обработки и представления такого материала использовалась компьютерная программа Power Point, с помощью которой была создана презентация к уроку. В презентацию были включены изображения с репродукциями известных художников, музыкальные фрагменты, записи чтения стихотворений и творческие работы учащихся. Также использовались фрагменты из видеофильма Натальи Бондарчук «Пушкин. Последняя дуэль». Таким образом, с помощью интеграции разных видов искусств (искусство слова, живопись, музыка, киноискусство) достигается более полное и глубокое представление и понимание личности великого русского поэта А.С.Пушкина.
Использованный материал:
-
Пушкин А.С. Собр.соч.: в 10-ти т. – М.: Правда, 1981.
-
Колосова Н.В. Болдинская осень. М.: Мол. Гвардия, 1982.
-
Колокольцев Е.Н. А.С.Пушкин в портретах и иллюстрациях. М.: Просвещение, 1999.
-
Гусакова О.Я. «Стихотворение А.С.Пушкина «Осень». – Л-ра в школе, №1,2004.
-
Кузнецова Т.А. «Любовная лирика А.С.Пушкина». – Л-ра в школе, №4, 2006.
-
Любимова Т.Н. «Пушкинская тема в творчестве Л.Филатова». – Л-ра в школе, №8, 2007.
-
Бондарчук Н. Видеофильм «Пушкин. Последняя дуэль». М.: Гефест-медиа, 2006.
-
Шуберт Ф. Тема с вариациями. Музыкальный фрагмент.
-
Репродукции известных русских и зарубежных художников.
-
Творческие работы учащихся.
Организация урока:
Содержание урока
(этапы)
|
Формы реали-
зации содер-
жания
|
Фраг-
мент
ЦОР
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
Время
|
I этап. Вступление.
1. Организационный момент. Мотивация.
2. Объявление темы, настрой на тему, целеполагание.
Тема знакома всем. С детства
каждый соприкасается с твор-
чеством великого русского поэ-
та А.С.Пушкина. Сначала это
сказки, стихотворения о приро-
де, затем – более серьёзные
произведения. И каждый год
на уроках, посвящённых жиз-
ни и творчеству Пушкина, мы
говорим о его личности, с каж-
дым годом складывается в ду-
ще у каждого из нас образ ве-
ликого поэта.
Сегодня мы попытаемся
обобщить уже известные нам
знания о поэте и, может быть,
откроем для себя что-то новое
в его личности и творчестве.
|
Слово учителя
|
Слайды
1,2
|
Сообщение темы, це-
ли урока
|
Восприятие темы,
осмысление цели
урока
|
1 мин.
1 мин.
|
II этап. Активизация мыш-
ления, памяти.
Некоторые эпизоды жизни и
творчества поэта.
1.«Мой портрет».
Образ поэта – у каждого чи-
тателя свой. Любопытно, что
сам Пушкин смело писал о се-
бе в своих стих-ях, оставил на
страницах рукописей несколь-
ко автопортретов. Стих-е «Мой
портрет» написано поэтом в
юности на французском язы-
ке.
2. Образ няни А.С.Пушкина.
Жизнь с няней в Михайловском
III этап. Актуализация зна-
ний.
IV этап. Углубление знаний
(применение интеграции). Образ Пушкина – человека и поэта.
а) Фрагменты любовной ли-
рики Пушкина.
б) Дуэль.
Мы знаем, что печальное
предсказание о гибели Пуш-
кина в возрасте «сорока не-
полных лет» сбылось. Поэт по-
гиб на дуэли, защищая честь
своей семьи.
в) Бессмертие.
Как только весть о смерти
Пушкина разнеслась по Петер-
бургу, появилось стих-е тогда
ещё никому неизвестного поэ-
та.
V этап. Самостоятельная
творческая работа.
VI этап. Подведение итогов.
VII этап. Заключение.
Почему наш урок назывался
«Мой Пушкин»? – У каждого
есть в душе свой образ вели-
кого поэта. Сегодня мы мно-
гое вспомнили о Пушкине, а
может быть, кто-то открыл для
себя и что-то новое в его лич-
ности. Надеюсь, что в этом по-
могли вам и стих-я самого Пуш
кина, и стих-я других поэтов о нём, и картины художников,
и талантливая игра актёров.
Объявление домашнего зада-
ния, благодарность за рабо-
ту.
|
Работа с текстом.
Восприятие и истол
кование.
Беседа с классом.
Викторина по твор-
честву А.С.Пушки-
на.
Демонстрация ви-
деофрагмента
Демонстрация ви-
деофрагмента
Демонстрация ви-
деофрагмента
Мини-сочинение: от
вет на вопрос
Беседа учителя с классом
Слово учителя
|
Слайд 3
Слайд 4
Слайды
5,6
Слайд 7
Слайды
8,9
Слайды 10,11
Слайд
12
Слайд
13
Слайды
14,15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд
18
Слайд 19
Слайд
20
|
Постановка проблем-
ных вопросов: что по
казалось в стих-и ин-
тересным, любопыт-
ным? Что говорит о
себе поэт «не стес-
няясь»?
Вопросы: чей образ с колыбели неразрывно
связан с образом по-
эта? Что вы знаете о
няне Пушкина – Яков
левой Арине Родио-
новне?
Вопросы и задания:
1.Сколько сказок на-
писано Пушкиным?
Назовите их.
2. Кто автор демонст-
рируемых на экране
иллюстраций? Прочитайте отрывки
из сказки.
3. Иллюстрации к ка-
ким сказкам вы види-
те на экране?
4. Какое время года
было любимым у поэ-
та? Докажите строч-
ками его стих-й.
5. Какому городу по-
священы многие сти-
хотворения Пушкина
Процитируйте извест-
ные вам строчки.
Вопрос: хотелось бы
вам послушать, как
сам А.С.Пушкин чи-
тает свои стихи?
Выразительно чтение
стих-й «На холмах
Грузии», «Мадонна».
Вопрос: о каком поэ-
те и о каком стих-и
идёт речь?
Обозначение темы
сочинения: «Что ме-
ня особенно привле-
кает в Пушкине-пи-
сателе и в Пушкине-
человеке»?
Организация обсуж-дения творческих работ, комментарий
к работам, обобщение
ученических мнений
Инструктаж к выпол-
нению домашнего за-
дания: вы заметили,
что сегодня в презен-
тации к уроку исполь-
зовались рисунки уч-
ся, голосовые аудио-
записи с выразитель-
ным чтением стих-й.
Вы можете попол-
нить эту презента-
цию своими творчес-
кими работами, вы-
полнив домашнее
задание: нарисовать
иллюстрацию на те-
му «Мой Пушкин»,
приготовить выра-
зительное чтение на-
изусть избранного
стих-я А.С.Пушкина.
|
Выразительное чтение стих-яПуш-
кина «Мой пор-трет».
Осмысление,истол-
кование стих-я.
Беседа по вопро-сам.
Выразительное чте
ние стих-я Л.Фила-
това «Песня нянь-
ки».Осмысление, истолкование стих.
Вспоминаем извест
ные стих-я Пушки-
на: «Пущину», «У
Лукоморья дуб зе-
леный».
Ответы на вопросы викторины, выпол-
нение заданий.
Восприятие, осмыс
ление видео-сюжета
Восприятие
Выразительное чте
ние стих-я Л.Фи-
латова «Дуэль».
Восприятие, осмыс
ление видео-сюжета
Ответ на вопрос
Восприятие, осмыс
ление видео-сюжета
Выполнение твор-
ческой работы
Зачитывание работ, обсуждение
|
1 мин.
2 мин.
1 мин.
1 мин.
2 мин.
2 мин.
5 мин.
1 мин.
2 мин.
1 мин.
2 мин.
1 мин.
1 мин.
10 мин.
5 мин.
1 мин.
|
|