Сценарий литературной игры «России первая любовь»




Скачать 143.27 Kb.
Название Сценарий литературной игры «России первая любовь»
Дата публикации 13.10.2014
Размер 143.27 Kb.
Тип Сценарий
literature-edu.ru > Литература > Сценарий
Сценарий

литературной игры

«России первая любовь»,

посвященный 215 – летию со дня рождения А.С. Пушкина

(по аналогии интеллектуальной игры «Умницы и Умники»

для учащихся 8-х классов)
Шилильо С.А. – педагог-библиотекарь

МБОУ СОШ №3 г. Няндома

«Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет»

Ф.И. Тютчев.
Цели: - развитие коммуникативных качеств личности,

сообразительности, воспитание интереса к жизни и творчеству А.С. Пушкина.
Тип занятия:- в форме интеллектуальной игры «Умники и умницы».
Оформление: - книжная выставка о жизни и творчестве А.С. Пушкина, цитаты.
Оборудование: - ордена для «Умников и умниц», разноцветные квадраты для обозначения дорожек - два красных, три желтых, четыре зеленых.
Правила игры: - игра состоит из трех агонов («агон» в переводе с греческого – «соревнование»), в ходе которых из 9 участников в финал выйдут трое. Финальное состязание определит одного победителя. За каждый правильный ответ игроку вручается орден Умника. Если ответ неверен, ведущий обращается к «теоретикам» (болельщики). Перед началом состязания ведущий производит розыгрыш дорожек.

1. Красная дорожка - самый короткий путь к победе, ибо участник должен ответить всего на 2 вопроса. Однако, избрав красную дорожку, он подвергает себя большому риску, т.к. не имеет права ошибаться. Если агонист ошибся, он становиться «теоретиком». Если же он правильно ответил на 2 вопроса, агон заканчивается. На оставшиеся вопросы отвечают «теоретики».
2. Желтая дорожка – на этой дорожке участника игры ожидает три вопроса.

Ошибиться можно 1 раз и со штрафным очком перейти в следующий этап.

3. Зеленая дорожка - длиннее предыдущих дорожек. В ней 4 этапа. Здесь можно ошибиться 2 раза и перейти в следующий этап с двумя штрафными очками.

Выигравшие в туре попадают в финал, остальные становятся «теоретиками».

Теоретики отвечают на вопросы, на которые не ответили агонисты, за правильный ответ получают орден «умника».

Теоретик, получивший больше всех орденов, может попасть в финал или получает награду (приз).
Жюри: АРЕОПАГ ведущий представляет состав.

АРЕОПАГ – в Древних Афинах орган власти, осуществляющий гос. контроль, судебные и другие функции; состоял из пожизненных членов- представителей родовой аристократии.

АРЕОПАГ определяет правильность ответа, порядок выступления теоретиков, решает спорные вопросы.
Ведущий:

Александр Сергеевич Пушкин! Когда мы впервые услышали это имя? Кто в детском саду, кто дома от родных, кто в школе. Но трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения этого великого русского поэта. Еще при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии». В 2014 году 6 июня исполняется 215 лет со дня рождения А.С. Пушкина. Наша любовь к нему не ослабевает, стихи его становятся нам все ближе и дороже, нужнее. Сегодня мы лишь соприкоснемся с творчеством великого русского поэта, познакомимся с некоторыми страницами его биографии, вспомним произведения, которые изучали и читали раньше.

А эпиграфом к нашей литературной игре мы возьмем слова Федора Ивановича Тютчева: «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет».
Ведущий:

Итак, я объявляю конкурс. Это конкурс - красноречия. Каждому из вас будет дан небольшой отрывок из поэмы Александра Сергеевича Пушкина «Граф Нулин», вы должны проявить всё свое красноречие…

«Граф Нулин» — короткая шуточная поэма, написанная Пушкиным всего за два утра 13 и 14 декабря 1825 года во время ссылки в Михайловском.

Кругом мальчишки хохотали.

Меж тем печально, под окном,

Индейки с криком выступали

Вослед за мокрым петухом;

Три утки полоскались в луже;

Шла баба через грязный двор

Белье повесить на забор;

Погода становилась хуже:

Казалось, снег идти хотел…

Вдруг колокольчик зазвенел.

Кто долго жил в глуши печальной,

Друзья, тот, верно, знает сам,

Как сильно колокольчик дальный

Порой волнует сердце нам.

Не друг ли едет запоздалый,

Товарищ юности удалой?..

Уж не она ли?.. Боже мой!

Вот ближе, ближе… сердце бьется…

Но мимо, мимо звук несется,

Слабей… и смолкнул за горой.

Наталья Павловна к балкону

Бежит, обрадована звону,

Глядит и видит: за рекой,

У мельницы, коляска скачет.

Вот на мосту — к нам точно… нет,

Поворотила влево. Вслед

Она глядит и чуть не плачет.

Но вдруг… о радость! косогор;

Коляска на бок. — «Филька, Васька!

Кто там? скорей! Вон там коляска.

Сейчас везти ее на двор

И барина просить обедать!

Да жив ли он?.. беги проведать!

Скорей, скорей!»

Слуга бежит.

Наталья Павловна спешит

Взбить пышный локон, шаль накинуть,

Задернуть завес, стул подвинуть,

И ждет. «Да скоро ль, мой творец?» Вот едут, едут, наконец.


Ведущий:

Пока участники знакомятся с текстом немного интересных фактов…

  • Памятники Пушкину есть почти в каждом городе России. Но есть они и в других странах и даже на других континентах. Примером может служить памятник в Эфиопии в столице Аддис-Абебе.



  • Перед последней своей дуэлью Пушкин спросил жену «По ком ты будешь плакать?». Ответ был гениально прост: «По том, кто будет убит».




  • Интересный факт, переписку с царем гордый Пушкин вел исключительно на французском языке, чтобы не писать свое восхищение монархом, которое полагалось писать в таких случаях. 



  • Идею «Ревизора» дал Гоголю Пушкин в ответ на его просьбу подсказать ему что-нибудь по-настоящему смешное или рассказать новый анекдот.



  • Пушкин во время путешествия всегда возил с собой золотой наперсток. Нужен он был ему для того, чтобы не сломать большой ноготь на мизинце.




  • Пушкин не любил стоять рядом со своей женой. Он стеснялся своего маленького роста, но не терял присутствия духа и подшучивал над этим.




  • В Лицее был журнал рукописный "Лицейский мудрец". Пушкин писал туда стихи. Однажды написал "Вильгельм, прочти свои стихи, чтоб я уснул скорее". Обиженный Кюхельбеккер побежал топиться в пруд. Его вытащил дядька (должность такая, имя забыл). Вскоре в "Лицейском мудреце» нарисовали карикатуру: Кюхельбеккер топится, а его длинный нос торчит из пруда.



  • Известен такой интересный факт о Пушкине. Несколько молодых людей хотели подшутить над ним, поднять его на смех, и тогда, когда последний входил в зал, где шутники уже находились, один из них громко, чтобы все слышали, крикнул: - Дарю поэта я ослиной головою. - А сам останешься с какою? - тут же парировал Пушкин. - А я останусь со своею... -растерянно произнес шутник. - Так вы сейчас дарили ею, - заключил поэт.



  • Александр Сергеевич очень любил своего лицейского товарища Кюхельбекера, но часто устраивал ему розыгрыши. Кюхельбекер часто навещал поэта Жуковского, донимая его своими стихами. Однажды Жуковский был зван на какой-то товарищеский ужин и не пришел. Потом его спросили, почему он не был, поэт ответил: "Я еще накануне расстроил себе желудок, к тому же пришел Кюхельбекер, и я остался дома..." Пушкин, услышав это, написал эпиграмму: За ужином объелся я, Да Яков запер дверь оплошно - Так было мне, мои друзья, И кюхельбекерно, и тошно... Кюхельбекер был взбешен и потребовал дуэли! Дуэль состоялась. Оба выстрелили. Но пистолеты были заряжены... клюквой, и, конечно же, поединок завершился миром...

Источник: 10 интересных фактов о Пушкине - Информационно-развлекательный портал Stevsky.ru - серьёзные аналитические материалы и несерьёзные мобильные игры - www.stevsky.ru


Ведущий: А сейчас, уважаемый ареопаг выбирает лучший ответ и разрешает участникам выбрать цвет дорожки.

Просим представиться игрокам первого агона.
Первый агон - вопросы агонистам:

… В начале жизни школу помню я;

Там нас, детей беспечных, было много;

Неровная и резвая семья…

А.С. Пушкин

«В начале жизни школу помню я…» (1830)
На красной дорожке:

1. Это здание было построено при Екатерине II архитектором Ильёй Неёловым. Царица, мечтая передать престол – в обход отца – своему старшему внуку Александру, держала его и младших детей Павла при себе, для чего и был выстроен флигель Большого (Екатерининского) дворца. Перестраивал бывший дворец великих князей архитектор В. Стасов, превращая его в … (В Лицей)

На красной дорожке:
2. «Воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию. Будучи расточителен и честолюбив, позволял себе роскошные прихоти: играл в карты и входил в долги…». Назовите произведение и героя. (Дубровский)
На желтой дорожке:
1. На учебу принимались физически здоровые мальчики после предварительных испытаний в начальных знаниях по русскому, французскому и немецкому языках, арифметике, физике, географии и истории. А на сколько лет было рассчитано обучение в лицее?

(На 6 лет и состояло из двух курсов по 3 года в каждом).
На желтой дорожке:
2. «Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно красивым, но чрезвычайно живым. Разговор его остер и занимателен». О ком идет речь?

(Алексей Иванович Швабрин. «Капитанская дочка»).
На желтой дорожке:
3. Много мест в необъятной России исходил и исколесил за свою жизнь А.С. Пушкин. Одни места лишь промелькнули за окном кибитки, в иных он задерживался – на дни, месяцы, годы. И где бы поэт ни был, он писал- писал стихи, поэмы, повести. Со сказками же связан один интересный «географический» факт: оказывается, почти все они написаны Пушкиным в одном месте, правда, в разное время. Где создавал великий поэт свои сказки?

(В селе Болдино Нижегородской губернии в 1830 году написаны «Сказка о медведихе» и «Сказка о попе и работнике его Балде»: в 1833 году созданы «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке» и возник замысел «Сказки о золотом петушке»).
На зеленой дорожке:
1. Назовите полную дату торжественного открытия Царскосельского лицея.

(19 октября 1811 год).
На зеленой дорожке:
2. Вы – стройная, бледная, семнадцатилетняя девица. Вы воспитаны на французских романах. И, следовательно, влюблены. Кто Вы? (Марья Гавриловна "Метель”)
На зеленой дорожке:
3. Как известно, сюжет о мертвой (или спящей) царевне является «бродячим» - он известен в фольклоре многих европейских народов. Многие писатели сказочники, в том числе и А.С. Пушкин, использовали его в своем творчестве. Назовите не менее трех известных литературных сказок, главной героиней которых является спящая царевна.

(«Белоснежка» Бр. Гримм, «Спящая царевна» В.А. Жуковского, «Спящая красавица» Ш. Перро).
На зеленой дорожке:
4. «По мшистым топким берегам

Чернели избы здесь и там,

Приют, убогого чухонца;

И лес, неведомый лучам,

В тумане спрятанного солнца,

Кругом шумел».

Откуда эти строки?
(Поэма «Медный всадник»).

Второй агон - вопросы агонистам:
Просим представиться игрокам второго агона и выбрать дорожки.
На красной дорожке:
1. В Царскосельском Лицее по каждому из предметов выставлялась не одна, а сразу три оценки. Причем если первые две оценки изменялись со временем весьма сильно, то третья оставалась неизменной на протяжении всего срока обучения в Лицее.

Первые две оценки ставили за успехи и поведение. А за что ставилась третья оценка? (За талант или способности)

На красной дорожке:
2. Пушкин отличался тем, что писал свои повести удивительно простым и ясным языком. Как называются повести, где А.С. Пушкин описывает русские нравы и жизнь различных сословий русского народа? Перечислите названия повестей.

(«Повести покойного Ивана Петровича Белкина»: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»).
На желтой дорожке:

1. При выпуске директор подарил лицеистам некий подарок, как символ крепкой дружбы. Как стали называть лицеистов после этого?

(Чугунниками. На прощание директор Энгельгардт подарил всем выпускникам чугунные кольца – символ крепкой, как металл, дружбы,- и они станут «чугунниками». Кольца – одни, жизненные пути – разные, судьбы врозь).

На желтой дорожке:
2. « Она свежа, как вешний цвет,

Взлелеянный в тени дубравной.

Как тополь киевских высот,

Она стройна. Её движенья

То лебеди пустынных вод

Напоминают плавный ход,

То лани быстрые стремленья.

Как пена, грудь её бела.

Вокруг высокого чела,

Как тучи, локоны чернеют…» (Поэма «Полтава», дочь Мария Кочубея)
На желтой дорожке:
3. Из «Сказки о рыбаке и рыбке» во все словари крылатых слов и выражений вошли пушкинские слова, в которых заключена идея сказки. Сейчас они являются фразеологизмом, хорошо нам знакомым и часто употребляющимся.

Назовите его. (Разбитое корыто)
На зеленой дорожке:
1. На протяжении всего обучения в Лицее действовал единый режим дня.

В 6 утра – подъём по звонку.

С 7-9 часов – класс (учебные занятия).

В 9 часов – чай с белой булкой. И т.д.

А что делали лицеисты в 17 часов?

(В 17 часов – чай)
На зеленой дорожке:
2. «Безмолвно, гордо выступая

Нагими саблями сверкая,

Арапов длинный ряд идет.

Топорно, чинно, сколь возможно,

И на подушках осторожно

Седую бороду несёт;

И входит с важностью за нею,

Подняв величественно шею…» (Черномор, «Руслан и Людмила»).
На зеленой дорожке:
3. Как известно, Чернавка, героиня «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях…», была сенной девушкой. Кого так называли на Руси?

(Сенная девушка при крепостном праве – дворовая девушка, прислуживающая господам. От слова «сени» - то есть живущая в сенях).

На зеленой дорожке:
4. «Покройте попоной, мохнатым ковром,

В мой луг под уздцы отведите;

Купайте; кормите отборным зерном;

Водой ключевою поите».

И отроки тотчас с конем отошли,

А князю другого коня подвели…».

Из какого произведения эти строки?

(«Песнь о вещем Олеге»).
Третий агон - вопросы агонистам:
Просим представиться игрокам третьего агона и выбрать дорожки.

На красной дорожке:
1. Для награждения отличившихся лицеистов по эскизам Энгельгардта были отлиты золотые и серебряные медали. Изображение на них стало впоследствии гербом Лицея. Два венка, дубовый и лавровый, олицетворяли Силу и Славу, сова символизировала Мудрость, а лира, атрибут Аполлона, указывала на любовь к Поэзии. Над всем этим гордо был начертан лицейский девиз: ….? Назовите его. (Для Общей Пользы).

На красной дорожке:
2. Г. Свиридов создал свою музыку к повести А.С. Пушкина. В этой повести молодые люди решают обвенчаться в тайне от родителей, но что-то им помешало встретиться. Эта повесть - романтическая новелла со счастливым концом. Назовите произведение. (Повесть «Метель»).
На желтой дорожке:
1. Первый директор Царскосельского лицея, Василий Федорович Малиновский еще при разработке лицейского устава добился запрета ЭТОГО в Лицее, что было совершенно необычно, для того времени. Этот запрет долго просуществовал, пока его не отменил Николай 1. Что же именно по началу было запрещено в Лицее? (Телесные наказания)
На желтой дорожке:
2. «Маленькая кокетка со второго взгляда заметила впечатление, произведенное ею на меня; она потупила большие голубые глаза; я стал с нею разговаривать, она отвечала мне безо всякой робости, как девушка, видевшая свет. Я предложил отцу её стакан пуншу; ей подал чашку чаю, и мы втроем начали беседовать, как будто все время знакомы…»

(Повесть «Станционный смотритель»).
На желтой дорожке:
3. Сказки А.С. Пушкина – это не только своеобразный мир, но и отражение собственной мечты поэта. С каким важнейшим событием в своей жизни связал А.С. Пушкин «Сказку о царе Салтане…» ? Кого она прославляет?

(«Сказка о царе Салтане…» написана сразу после женитьбы на Наталье Николаевне Гончаровой и является своеобразным величанием молодой красавицы жены).
На зеленой дорожке:
1. Он был единственным из друзей, с кем у него однажды дело дошло до дуэли, поводом для которой была некая эпиграмма. Кто ОН, друг-неудачник? (В.Кюхельбекер)
На зеленой дорожке:
2. «Все мои братья и сестры умерли во младенчестве. В то время воспитывались мы не по- настоящему. С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог здраво судить о свойствах борзого кобеля. Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась».

(«Капитанская дочка» Петр Гринев).
На зеленой дорожке:
3. Первое издание поэмы «Руслан и Людмила» вышло в 1820 году. Но в этом издании не было одной части, которая всем очень хорошо известна. Эта часть была написана А.С. Пушкиным позже, и включена во второе издание «Руслана и Людмилы» в 1828 году. Что эта за часть? Как она начинается?

(Это пролог, начинающийся словами «У Лукоморья дуб зеленый…»).
На зеленой дорожке:
4. «Тиха украинская ночь,

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух, чуть трепещут

Сребристых тополей листы…»

Откуда эти строки? (Поэма «Полтава»).
Ведущий:

Итак, у нас определились 3 финалиста. И сейчас наша задача выявить сильнейшего игрока. Для этого мы проведем с вами решающий агон.
Блиц – конкурс: каждому финалисту нужно ответить на 5 вопросов.

Участник финала, набравший больше всех баллов становиться финалистом игры. За каждый правильный ответ – один балл. Я желаю вам всем удачи.
Вопросы первому игроку:

1. Как звали жену А.С. Пушкина? (Наталья Николаевна).

2. Какой композитор является автором оперы «Руслан и Людмила»?

(М.И. Глинка).

3. Сколько повестей входит в книгу «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»? (Пять).

4. Сколько всего сказок написал А.С. Пушкин? (Семь).

5. В кого превращался князь Гвидон? (Комар-муха-шмель).

Вопросы второму игроку:

1.Как звали няню поэта? (Арина Родионовна).

2.Кому посвятил М.И. Глинка романс на стихи А.С. Пушкина «Мадонна»? (Жене Н.Н. Гончаровой).

3. Назовите имя персонажа произведения «Капитанская дочка»- предводителя восстания. (Емельян Пугачев).

4. Кто такая Яковлева? (Фамилия няни Арины Родионовны).

5. Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны? (Солнце, месяц, ветер).

Вопросы третьему игроку:

1.Как звали отца А.С. Пушкина? (Сергей Львович).

2.Назовите родовые имения А.С. Пушкина? (Болдино, Михайловское).

3. Где расположен памятник «Медный всадник»» и кому посвящен? (г.Санкт-Петербург, у Исаакиевского собора, на Сенатной площади в 1833 г. Посвящен Петру I. Архитектор Этьен Фальконе. Памятник установлен на цельном скальном камне в форме волны: в память о том, что именно Петр Великий завоевал для России выход к морю).

4. Как звучит полное название «Сказки о царе Салтане»?

(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).

5. За какую плату согласился работать Балда? (Три щелчка).
Ведущий:

Итак, интеллектуально - литературная игра, посвященная А.С. Пушкину, подошла к концу. У нас выявился финалист, победитель игры. Прежде, чем приступить к награждению победителя, я еще раз хочу обратиться к вам, уважаемые присутствующие.

Александр Сергеевич Пушкин… О нем написаны горы книг. Мы так привыкли к этому имени, к его поэзии, что забываем иногда, что он наш современник, ибо идет рядом с каждым из нас от рождения до смерти.

Какое счастье, что у нас с вами, в России есть такое имя А.С. Пушкин. Поэта постигает каждый по-своему, идет к нему своей дорогой. И мы надеемся, что наша игра приблизит вас к его пониманию или хотя бы напомнит о том, что произведения А.С. Пушкина бессмертны.

Я благодарю вас за интересную игру. А сейчас настало время для награждения победителя. Награждаются теоретики (кто получил больше всего орденов).


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сценарий литературной игры «России первая любовь» icon Конспект урока Тема «России первая любовь»
«России первая любовь» (по произведениям И. Пущина «Записки о Пушкине», М. Цветаевой «Мой Пушкин»)
Сценарий литературной игры «России первая любовь» icon Сценарий игры путешествия «Путешествие в страну Светофория»
Светофор Светофорыч: Ох, извините, я не поздоровался и не представился! Здравствуйте! Меня
Сценарий литературной игры «России первая любовь» icon Искусство возвращения Королевы" игра в медитацию "Инструментальная...
Оглянулись мы как-то вокруг и увидели, что с самого рождения и до самых последних дней, знаем мы это или нет, все втянуты в самые...
Сценарий литературной игры «России первая любовь» icon Сценарий «Литературное и музыкальное окружение М. Ю. Лермонтова»
Знание литературы и любовь к ней есть тот минимум, который определяет культуру человека
Сценарий литературной игры «России первая любовь» icon Сценарий праздника halloween
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного празднованию Хеллоуина, представляет собой урок-соревнование. Может быть проведено...
Сценарий литературной игры «России первая любовь» icon Любви к женщине звучит во многих произведениях и представлена многогранно:...
Любовь для Пушкина спутница юности. Но она сопровождает поэта всю жизнь. В своем творчестве поэт неоднократно возвращается к теме...
Сценарий литературной игры «России первая любовь» icon Вопросы к экзамену по истории русской литературной критики V курс, стационар
Понятие о литературной критике; ее происхождение. Происхождение и значение термина крити­
Сценарий литературной игры «России первая любовь» icon Сценарий спортивного развлечения для старших дошкольников. «Малые Олимпийские Игры»
Конкурс проводится с целью воспитания мотивации здорового образа жизни и становление традиции ежегодного проведения малых Олимпийских...
Сценарий литературной игры «России первая любовь» icon Сценарий деловой игры п. Воротынец 2006 «Все бледнеет перед книгой»
...
Сценарий литературной игры «России первая любовь» icon Урок на тему: «200 лет присоединения Дагестана к России»
Цель: рассказать учащимся о истории присоединения Дагестана к России; воспитать чувство патриотизма, привить любовь к малой родине,...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции