Урока: обобщить знания по теме «Однородные члены предложения»




Скачать 142.07 Kb.
Название Урока: обобщить знания по теме «Однородные члены предложения»
Дата публикации 13.10.2014
Размер 142.07 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Интегрированный урок русского языка

и литературы в 8-м классе по теме

"Однородные члены предложения"

Цель урока: обобщить знания по теме «Однородные члены предложения» на материале рассказа А. П. Платонова «Любовь к Родине, или Путешествие воробья».
Задачи урока:

Образовательные:

- познакомить учащихся со своеобразием платоновского рассказа;

- систематизировать и обобщить знания учащихся об однородных членах предложения.

Воспитательные:

- формировать коммуникативные качества, культуру общения.

Развивающие:

- развивать умения анализа, сравнения;

- развивать устную и письменную речь школьников.

Оборудование: выставка книг А. П. Платонова, портрет писателя, «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, иллюстрация памятника А. С. Пушкину в Москве, запись музыки Шуберта (песня «Шарманщик» из цикла «Зимняя дорога»), иллюстрации французского художника Анри Руссо.

Подготовка к занятию: учащиеся должны прочитать произведения Платонова: «Неизвестный цветок», «На заре туманной юности», «В прекрасном и яростном мире» и др.
Конспект урока
Эпиграфы на доске:

«Надо относиться к людям по-отцовски».

А. Платонов

«В сердце все человеческое богатство».

А. Платонов
- Сегодня на уроке нам необходимо обобщить знания по теме «Однородные члены предложения», используя материал рассказа А. П. Платонова «Любовь к жизни, или Путешествие воробья», понять основную мысль текста, постичь замысел автора, обращаясь к композиции, системе образов, языку произведения. Прежде чем обратиться к тексту рассказа, послушайте небольшое сообщение о Платонове.
Сообщение ученика.
– Андрей Платонович Платонов родился в 1899 году на окраине города Воронежа в семье железнодорожника. Настоящая фамилия его Климентов. Подписывать свои произведения он стал именем отца, старого паровозного машиниста. Учился Платонов в церковно – приходской школе, затем в городском училище. В 15 лет начал работать. Еще подростком писал стихи, которые печатались в местных газетах и журналах. Одновременно писал прозу, критические статьи, очерки. Работал журналистом в Воронеже. Участвовал в гражданской и Великой Отечественной войне. С сентября 1942 года до конца войны находился на фронте. В последние годы жизни Платонов, несмотря на тяжелую болезнь, много работал: писал киносценарии, рассказы, обрабатывал народные сказки. Его перу принадлежат такие произведения, как «Неизвестный цветок», «Третий сын», «На заре туманной юности», «В прекрасном и яростном мире», «Цветок на земле» и др. Платонов всегда хотел, чтобы каждый человек, читая его произведения, мог сказать: «Мы не одни на свете, есть те, которым мы должны помочь!»
Знакомство с текстом.
– А теперь самое время познакомиться с рассказом А. Платонова «Любовь к Родине, или Путешествие воробья».

Звучит музыка Шуберта (песня «Шарманщик» из цикла «Зимняя дорога»)

Вопросы классу:

- Какое настроение передано композитором в этом произведении?

- Какие образы возникают в вашем воображении?

Учитель читает отрывок из рассказа «Любовь к Родине, или Путешествие воробья».

В глубине зимы, близ полуночи, началась однажды поземка. Старик играл последней вещью «Зимнюю дорогу» Шуберта и собирался затем уходить на покой. В тот час из середины ветра и снега появился знакомый седой воробей. Он сел тонкими, ничтожными лапками на морозный снег; потом походил немного вокруг футляра, задуваемый по всему телу вихрями, но равнодушный к ним и безбоязненный, - и перелетел внутрь футляра. Там воробей начал клевать хлеб, почти зарывшись в его теплую мякоть. Он ел долго, наверно целых полчаса времени; уже метель почти полностью засыпала снегом помещение футляра, а воробей все еще шевелился внутри снега, работая над своей пищей. Значит, он умел наедаться надолго. Старик подошел к футляру со скрипкой и смычком и долго ожидал среди вихря, когда воробей освободит футляр. Наконец воробей выбрался наружу, почистился в маленьком снежном сугробе, кратко проговорил что-то и убежал пешком к себе на ночлег, не захотев лететь по холодному ветру, чтобы не тратить напрасно свою силу.
Беседа по тексту.
- Какие чувства пробуждает в вас этот текст?

- В чем созвучие музыки Шуберта и текста Платонова?

- Каким вы представляете себе скрипача? (Старый, седой, с маленькой аккуратной бородой, одетым в длинное черное пальто и старую шляпу)

- Что заставляло старого музыканта ходить на бульвар и играть на скрипке?

«…старик скучал от мысли, что он не прино­сит людям никакого добра, и поэтому до­бровольно ходил играть на бульвар. Там звуки его скрипки раздавались в возду­хе, в сумраке, и хоть изредка они дохо­дили до глубины человеческого сердца, трогая его нежной и мужественной си­лой, увлекавшей жить высшей, прекрас­ной жизнью».

Музыкант привык трудиться, а его трудом была музыка, и он дарит людям радость: «У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска, — и все они умолкали в ожидании музыки, пото­му что музыка утешает людей, она обе­щает им счастье и славную жизнь».

- Почему скрипач не брал денег за свой труд?

«...старик не хотел прикрывать свою нужду за счет искусства музыки; пряча скрипку обратно в футляр, он осыпал с него деньги на землю, не обращая вни­мания на их ценность». Не нужда выводи­ла его из дома, а желание быть полез­ным. Он бескорыстно отдавал людям свое душевное тепло, свое искусство, и ему достаточно было, что его слушали со слезами на глазах.

- Почему старик играет у памятника Пушкину?

Продемонстрировать иллюстрации художников К.Соколова «Тверской бульвар» и И.К. Павлова «Памятник Пушкину».

Пушкин и музы­кант — люди искусства, они творят для того, чтобы все люди были счастливы. На постаменте памятника высечены слова из стихотворения Пушкина "Памятник": «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал…" Музыкант и Пушкин пробуждают чувства добрые своим искусством, они будят в людях желание быть лучше, утешают в жизненных невзгодах.

- Почему музыкант обратил внима­ние на воробья?

Он пожалел птицу, ведь так трудно прокормиться в городе воробью зимой. «Воробей был взлохмаченный, голова­стый, многие его перья поседели, время от времени он, бдительно поглядывал по сторонам, чтобы с точностью видеть вра­га и друга, и музыкант удивился его спо­койным, разумным глазам».

- Как скрипач заботился о нем? По­чему горевал, когда воробей пропал?

Скрипач стал приносить хлеб каждый день и крошить его. Если воробья не бы­ло, он горевал о нем. Он рад был, что ему есть о ком заботиться, эта забота согревает его душу, наполняет его оди­нокую жизнь смыслом.

- Что произошло с воробьем после грозной вьюги?

Воробья вихрем унесло в далекую южную страну. В тот день, когда это случилось, на ок­не старика «выросли» «замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны». Он «стал любоваться этой воодушевленной игрою природы», не подозревая о том, что именно в эту «волшебную страну» умчался воробей.

- Как описывается страна вечного лета, в ко­торую попал воробей?

Здесь «пищи... было много», «неизвестные и невидимые птицы пели долгие музыкальные песни», они «имели разноцветные, красивые перья». Воробей «повсюду наблюдал густые рощи трав и цветов, толстые низкие деревья, поющих, гордых птиц и синее, безветренное небо. Даже дожди здесь шли только по ночам, когда все спали, чтобы ненастье не портило никому настроение».

- Сопоставьте описание страны вечного лета с картинами французского художника Анри Руссо («Закли­нательница змей», «Трапеза льва», «Веселые насмешники», «Нападение на тигра» и другие), которые своими фантастическими цветами и травами очень напоминают сказочную страну из рассказа Андрея Платонова.

- Такой ли вы представляете страну вечного лета? Почему? Что созвучно в этих картинах рассказу?

- Это страна вечного лета, но почему не гре­ет она воробья? Почему он тоскует?

Это чужая страна, в которой «воробей ниг­де не встретил ни знакомого, ни родственни­ка». Здесь много пищи, но «все плоды трав и кустарников были слишком сладкими либо, на­оборот, горькими». И «вскоре воробей стал во­все печальным на этой летней, мирной земле».

Вспомните «замороженные леса и цветы» на окне старика. Они казались ему прекрасны­ми, но воробей, оказавшись среди этих трав и лесов, не получил никакого тепла и почувство­вал себя несчастным вдали от родного Твер­ского бульвара.

- Что чаще всего ему вспоминалось и почему?

«...Воробей затосковал по привычной кис­лоте простого черного хлеба; его мелкие кишки и желудок заскулили от ощущения теплой, темной мякоти в футляре музыканта у памятни­ка Пушкину».

Черный хлеб, заботливо накрошенный для него в футляр, казался воробью особенно вку­сным. Тем более что доставался он ему в са­мое голодное и холодное время, и от этих чер­ных крошек ему становилось тепло среди сту­жи и метели, так что он даже мог «пробормотать... небольшую песню». Здесь же, в стране вечного лета, воробей совсем замолчал.

- Где поселился воробей и почему?

Он выбрал «берег ручья, покрытый мелки­ми камнями, где ничего не росло, где земля лежала более скудной и неудобной». Это мес­то напоминало ему о родине: ведь там никог­да не было вечного лета, «сладости и обилия». А затем он и вовсе перебрался на голую скалу.

- Зачем?

Он «надеялся, что когда-нибудь настанет буря и она сорвет его, спящего, с камня и унесет обратно домой, на Тверской бульвар». И однажды его желание исполнилось...

- А как же жил старый скрипач в то время, пока воробей тосковал в чужой стране?

Он грустил долгими зимними вечерами, и «его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где склады­валась и разрушалась в тишине картина зарос­шей, волшебной страны, населенной, вероятно, одними поющими птицами». Душа его, навер­но, тосковала по далекому несбыточному сча­стью и по маленькой серой птичке. Может быть, поэтому он и купил себе в зоологическом магазине черепаху, которая «с кротким выра­жением» смотрела на музыканта, когда он иг­рал для нее на скрипке.

- Почему погиб воробей?

Очевидно, его немолодых сил уже не хвати­ло на такой трудный второй перелет, но остать­ся на благодатной земле он не мог: слишком тоскливо ему там было - в этом сытом и раз­неженном раю. А может, просто его сердце не вынесло радости свидания с родной землей...

- Как воспринял смерть воробья старый му­зыкант?

Это было для него большим потрясением, он даже не смог идти на Тверской бульвар, что­бы играть на скрипке. Будто часть его самого ушла куда-то вместе с седым воробьем... «Он вынул скрипку из футляра и начал играть неж­ную, счастливую музыку».

- Какую роль играет в рассказе музыка?

Благодаря ей, мы понимаем одинокую ду­шу старика и его мечту о счастье общения, она помогает нам увидеть его бескорыстное служе­ние искусству и стремление быть полезным своей родной земле, мы будто слышим его ис­кусную игру на скрипке, и нас тоже трогают и окрыляют ее нежные звуки. В музыке человече­ская душа обретает утешение и стремление «жить высшей, прекрасной жизнью». Музыка дает нам возможность ощутить всю полноту ут­раты старого человека.

Наверно, именно о таком музыканте напи­сал песню «Музыкант» Булат Окуджава. Песня написана будто от лица слушателя старого скрипача. Послушайте ее. (Если нет записи, можно прочитать стихотворение.)
Булат Окуджава

МУЗЫКАНТ

Музыкант играл на скрипке -

я в глаза ему глядел.

Я не то чтоб любопытствовал - я по небу летел.

Я не то чтобы от скуки - я надеялся понять,

как умеют эти руки эти звуки извлекать

из какой-то деревяшки, из каких-то грубых жил,

из какой-то там фантазии, которой он служил?

Да еще ведь надо в душу к нам проникнуть

и зажечь...

А чего с ней церемониться? Чего ее беречь?

Счастлив дом, где звуки скрипки наставляют

нас на путь

и вселяют в нас надежды... Остальное как-нибудь.

Счастлив инструмент, прижатый к угловатому

плечу,

по чьему благословению я по небу лечу.

Счастлив он, чей путь недолог, пальцы злы,

смычок остер,

музыкант, соорудивший из души моей костер.

А душа, уж это точно, ежели обожжена,

справедливей, милосерднее и праведней она.
- Как эта песня перекликается с рассказом Платонова?

В песне три главных образа: музыкант, скрипка и прохожий, простой, неискушенный человек, остановившийся послушать музыку и ошеломленный ее «костром». Образ музыканта, данный только деталью (угловатое плечо), и музыка, заставляющая лететь по небу, делаю­щая человеческие души «справедливей, мило­серднее и праведней», очень созвучны расска­зу Андрея Платонова.

- Но рассказ все-таки назван не «Музыкант», а «Любовь к родине, или Путешествие воробья (Сказочное происшествие)». Почему он пол­учил такое название? К кому оно имеет отношение? Только ли к воробью?
Нет, конечно, название относится к обоим главным героям рассказа: маленькой седой птичке и старому музыканту. Первый любит свою землю бессознательно, ассоциируя ее с Тверским бульваром и черным хлебом, но без этих двух составляющих нет для него жизни, и даже райские кущи не затмевают их. Второй любит свою родину сознательно и хочет прино­сить ее людям добро даже тогда, когда этого от него никто не требует, но душа его просит деятельного добра для всех, кто в нем нужда­ется. Две родственные души встретились нена­долго на Тверском бульваре, чтобы ощутить силу родства и единения с родной землей, и расстались, но тоже ненадолго, чтобы обрести покой и вечную гармонию в родной земле.

- В подзаголовке рассказа сказано: сказоч­ное происшествие. Можно ли в полной мере отнести это к рассказу? Почему? Что в нем сказочно? А что реально?

Сказочно только то, что связано с путеше­ствием воробья, — все же остальное абсолютно реально и делает рассказ удивительно актуальным, потому что и сегодня в нашей жизни так много странников, которые хотят найти счастье на чужбине и оставляют родную зёмлю, чтобы потом всю жизнь томить­ся по ней. Для некото­рых «сладость» и «обилие» оказываются пред­почтительней родины; другие же, подобно во­робью, не в силах вынести разлуки с нею.

Наши бульвары и улицы по-прежнему пол­ны одиноких старых людей, мимо которых рав­нодушно проходят «красивые чистые люди», «удаляясь по своим важным и счастливым де­лам», не слыша тревожного и редкого стука сердец тех, кому так нужны забота и тепло, а порой просто участливый взгляд и доброе сло­во. Все так же человеческая душа мечтает о «счастье и славной жизни» и стремится найти «в прекрасном и яростном мире» родственную близкую душу.

- Чему хотел бы нас научить писатель, к размышлению о чем привести?

Забота о других, сострадание — непременное ус­ловие жизни; сердечность - его главное богатство.

Автор относил­ся к растениям, к животным, как к рав­ным себе. Музыкант тяжело переживает смерть воробья: «Но в музыке недоста­вало чего-то для полного утешения горю­ющего сердца старика. Тогда он положил скрипку на место и заплакал».

- Что значит жить по Платонову?

Жить — это посто­янно трудиться, дарить людям радость, быть кому-то необходимым, заботиться о ком-нибудь, любить.
Анализ композиции.
– Анализируя композицию, хотелось бы знать ее элементы.

Экспозиция, завязка действия, кульминация, развязка действия, заключение (записывают в тетрадь).

– Запишите в тетрадь предложение, которое указывает на экспозицию рассказа Платонова.

В глубине зимы, близ полуночи, началась однажды поземка.

- Как вы понимаете слово поземка? Обратитесь к толковому словарю.

Работают со словарями. «Поземка – вьюга, во время которой дует низовой ветер».

Найдите в тексте слова, сочетания слов, которые близки по значению слову поземка.

Из середины ветра и снега – вихрь – метель.

Произведите разбор словосочетания снежный вихрь.

Автор не описывает подробно метель, а лишь отдельными словами, сочетаниями слов передает изменения, которые происходят в природе. Здесь же развиваются и все основные события рассказа. Какое предложение соответствует завязке действия?

В тот час из середины ветра и снега появился знакомый седой воробей.

Назовите глаголы, которые автор использует для описания действий воробья?

Сел, походил, перелетел…

Укажите кульминационный момент в развитии событий.

Уже метель почти полностью засыпала помещение футляра, а воробей все еще шевелился внутри снега, работая над своей пищей.

Выпишите глаголы, которые помогаю понять развязку происходящих событий.

Выбрался, почистился, проговорил, убежал.

Выпишите изобразительные средства языка, с помощью которых автор создает образ воробья.

Знакомый, седой, тонкими, ничтожными, равнодушный, безбоязненный…

Выпишите предложение, характеризующее поведение старого музыканта, наблюдавшего за воробьем.

Старик долго ожидал среди вихря, когда воробей освободит футляр.

От чьего лица ведется повествование? Докажите.

От лица автора – рассказчика (Старик собирался уходить на покой. Воробей равнодушный к вихрю. Ел долго, наверно полчаса…). Автор как бы видит все, что происходит, сочувствует, переживает, наверное, даже удивляется поведению воробья…

Теперь самое время обратить внимание на синтаксис. Расскажите об однородных членах предложения и постановке знаков препинания при них.

Однородными называются такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и являются одинаковыми членами предложения.

Однородные члены обычно выражены одной и той же частью речи, но могут быть выражены словами разных частей речи. Например: Мы шли по дороге быстро, с остановками.

В предложении может быть несколько однородных членов.

Повторяющиеся слова однородными членами не являются. Например: За деревней леса, леса, леса.

Сочинительные союзы при однородных членах делятся на три группы: соединительные, разделительные, противительные.

Найдите в рассказе предложения с однородными членами и объясните постановку знаков препинания.

Учащиеся находят для характеристики предложения и объясняют постановку знаков препинания при них.

У памятника сейчас же собирались дети, прохожие, чтецы газет из местного киоска.

Музыкант сошел с памятника, приблизился к футляру и тихо рассмотрел небольшую птичку.

Сладость и обилие пищи, свет воздуха и благоухание растений не привлекали его.

Бродя в тени зарослей, воробей нигде не встретил ни знакомого, ни родственника.

Вскоре старик задремал, но сразу же проснулся.

К утру он либо отогреется, либо никогда более не проснется.
Творческая работа учащихся.
- Сейчас я предлагаю вам написать небольшую творческую работу (можно в группах). Продолжите рассказ по данному началу: «На следующий вечер тот же воробей опять прибыл к памятнику Пушкину…». Подумайте, что могло произойти, каковы действия старого музыканта, воробья, что в это время происходило в природе. Вы должны представить себя авторами этого произведения, вдумчивыми, обращающими внимание на художественное слово.

После написания работ можно зачитать одну – две и обязательно озвучить авторский текст:

«На следующий вечер тот же воробей опять прибыл к памятнику Пушкину; он сразу же опустился в футляр и стал клевать готовый хлеб. Старик глядел на него с высоты и чувствовал добро в своем сердце. В тот вечер погода стояла тихая, словно усталая после вчерашней едкой поземки. Наевшись, воробей высоко взлетел из футляра и пробормотал в воздухе небольшую песню…»

Сформулируйте, пожалуйста, основную мысль отрывка из рассказа А. Платонова.

Единение живых существ: старика и воробья.

Человек делает жизнь своим трудом счастливой.

Душевное отношение старика к воробью помогает ему выжить…
Чтение текста Платонова со слов «В весенние вечера скрипач выходил играть к памятнику Пушкину…» и до конца, указывая на элемент заключения в рассказе. В полном объеме произведение может быть прочитано на следующем уроке или на уроке внеклассного чтения.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание:
Напишите сочинение – миниатюру «Что значит жить по Платонову». Сделайте рисунки к рассказу.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: обобщить знания по теме «Однородные члены предложения» icon Конспект повторительно-обобщающего урока физики в 8 классе по теме «Электрические явления»
Цель урока: Закрепить, обобщить и углубить знания учащихся по теме «Электрические явления», научиться применять полученные знания,...
Урока: обобщить знания по теме «Однородные члены предложения» icon Найдите однородные члены в следующих предложениях и укажите, какими...
Упражнение Найдите однородные члены в следующих предложениях и укажите, какими членами предложения они являются и какими союзами...
Урока: обобщить знания по теме «Однородные члены предложения» icon Урока : • образовательная: обобщить знания по теме «Школьная жизнь»
Оснащение урока: ноутбук, доска (экран), раздаточный материал (карточки), тетради
Урока: обобщить знания по теме «Однородные члены предложения» icon Тема: Главные члены предложения. 5 класс Цели урока
...
Урока: обобщить знания по теме «Однородные члены предложения» icon Учебник «Русский язык» 8 класс (под редакцией Львова) урок по теме «Обращение»
Уметь: находить в предложениях обращения; разграничивать обращение и члены предложения; читать предложения с обращениями, соблюдая...
Урока: обобщить знания по теме «Однородные члены предложения» icon Урока: актуализация знаний воспитанников по теме «Односоставные предложения»
Цель урока: актуализация знаний воспитанников по теме «Односоставные предложения»
Урока: обобщить знания по теме «Однородные члены предложения» icon Конспект урока литературы. 8 класс. Конспект составила учитель русского...
Цели урока: систематизировать, углубить и обобщить знания о творчестве и судьбе
Урока: обобщить знания по теме «Однородные члены предложения» icon Урок по русскому языку в 9 классе. Урок-практикум по теме «Сложное предложение»
Целью урока является закрепление умения отличать простые предложения от сложных; ставить знаки препинания в сложных предложениях...
Урока: обобщить знания по теме «Однородные члены предложения» icon Обобщение по теме «Звуки и буквы»
Обобщить и систематизировать знания учащихся о звуках и буквах, сформировать навыки употребления звуков и букв, развивать все виды...
Урока: обобщить знания по теме «Однородные члены предложения» icon Урока: обобщение и систематизация знаний
Цели: обобщить знания учащихся по основным вопросам синтаксиса; совершенствовать умение выполнять лингвистический анализ текста
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции