Программа вступительного экзамена по специальности




Скачать 0.69 Mb.
Название Программа вступительного экзамена по специальности
страница 1/7
Дата публикации 13.10.2014
Размер 0.69 Mb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4   5   6   7
Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по научной работе

______________А.Г. Иванова

«23 » сентября 2011г.

ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

10.01.01 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Оренбург - 2011 г.

Программа составлена в соответствии с утвержденными ФГТ и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования.

Автор _________/ С.М. Скибин, доктор филологических наук, профессор

Программа одобрена на заседании кафедры русской классической литературы и методики преподавания литературы

от «23» июня 2011г., протокол № 10

Согласовано:

Зав. кафедрой _______________________ / С.М. Скибин

Начальник УАДиПК____ ______________/ О.М. Мысенко

Введение

Вступительный экзамен по специальности 10.01.01 Русская литература является традиционной формой поступления в аспирантуру выпускников вуза, учителей-предметников.

Цель вступительного экзамена заключается в определении уровня общей личностной культуры, профессиональной компетентности и готовности аспиранта (соискателя) к научно-исследовательской деятельности в области литературы и к научно-педагогической деятельности в средних общеобразовательных и высших учебных заведениях.

Программа экзамена предполагает освоение поступающим теоретико-методологических оснований базового предмета русская литература формирование на его основе собственного исследовательского подхода.

Вступительный экзамен по специальности сдается в соответствии с утверждённой программой экзамена.

Экзаменуемый по специальности должен показать:

  • знания программного содержания теоретических дисциплин,

  • уметь логично излагать материал,

  • показать навыки владения исследовательским аппаратом применительно к области преподавания русской литературы,

  • демонстрировать свободное владение материалом, изложенным в реферате.

Раздел I. Русская литература ХIХ века.

Русский романтизм. Сущность романтизма как эстетическое выражение философских идеалистических категорий. Эстетика двоемирия. Исторические и литературные корни романтизма. Связь русского романтизма с европейским. Разновидности романтизма в зависимости от характера романтического идеала. Особенности жанровой системы.

Типы романтической личности, роль романтического героя в развитии конфликта, в сюжетостроении и композиции. Теоретики русского романтизма.

Литературная деятельность декабристов. Своеобразие декабристской разновидности русского романтизма: гражданская, социально-политическая направленность идеальных представлений. Формирование поэтики в зависимости от общественных позиций.

Основные литературно-критические статьи А.А. Бестужева-Марлинского, К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера, О. Сомова, П. Вяземского. Формирование понятия романтизма, категории народности. Борьба с подражательностью в русской литературе. Поэтическое творчество К.Ф. Рылеева: лирика, «Думы», поэмы. Значение поэмы «Войнаровский» в процессе становления жанра русской лирической романтической поэмы. Структура поэмы.

А.С. Пушкин. Художественно-философская концепция творчества, ее основные положения: идея «самостоянья человека», принцип «в малом –великое», концепция «человек и народ, судьба человеческая – судьба народная», философская идея «общего закона».

Эволюция пушкинского творчества: от усвоения литературно-художественного наследия мировой культуры к формированию национального русского содержания, приобретающего мировое значение.

Синтетизм лирических жанров, преодоление романтического двоемирия, многоаспектность художественного образа, простота и «гармоническая точность» художественной лирической структуры. Широкий идейно-тематический спектр лирики Пушкина (стихи о назначении поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, философские стихи, вольнолюбивые мотивы, «зимние» мотивы и т.д.).

Puschkiniana: классические труды XIX — XX веков, современное пушкиноведение.

Роман «Евгений Онегин». Место романа в литературном процессе. Новаторский реалистический метод создания образа персонажей, уровни художественного обобщения, структура образов. Композиционные принципы троичности, зеркального отражения, «открытой», «свободной» структуры повествования. Роман в стихах. Усложненный по принципу «троичности» конфликт.

Образ автора: персонаж, герой «поэмы о себе», демиург – создатель художественного мира. Роман как беседа с читателем, ступени диалогической структуры. Онегин, Ленский, Татьяна – сущность, генезис, развитие образов, их включенность в конфликт, авторские комментарии.

Принципы реализма в романе «Евгений Онегин»: строение эстетической модели мира по логике персонажа и события; развитие характеров в зависимости от обстоятельств и вопреки обстоятельствам (причинно-следственные связи), детерминированность характеров; принцип развития характеров; реалистические средства создания образов героев и романного мира в целом; принцип историзма, «энциклопедический» фон русской жизни. Роман как саморазвивающаяся система.

Работы литературоведов о романе. Литературоведческие комментарии.

Поэмы «Полтава» и «Медный Всадник». Синтетический характер эстетической системы поэм. «Полтава» как лироэпическая поэма. Проблема соотношения личности и истории в этой поэме. Приемы создания образа, особенности батальной поэтики. «Медный Всадник» — поэма-повесть с философским содержанием. Уникальная гармоничность эстетической системы произведения: прием умножения образов, архетипы, символика, функция фантастики.

«Маленькие трагедии» как «опыты драматических изучений». Уникальность художественной формы. Идейная и эстетическая логика цикла. Особенности драматического конфликта, его общий философский смысл. Степень художественного обобщения в цикле, «вечные образы». Другие особенности поэтики.

Новаторство драмы «Борис Годунов». Источники драмы. Черты «уличной драмы». «Шекспировский принцип» в произведении. Структура драматического жанра в «Борисе Годунове» в отличие от драмы классицизма и драмы романтизма. Конфликт драмы как конфликт народа и власти, его психологическое, нравственное, политическое содержание.

Проза А.С. Пушкина. «Капитанская дочка» — новый тип исторического романа. Глубинный анализ исторической и философской проблемы народного бунта. Честь и достоинство личности как основа исторической концепции в художественном произведении. Романная структура «Капитанской дочки», особенности повествовательной системы. Образ Пугачева.

М.Ю. Лермонтов. Предпосылки формирования художественной индивидуальности Лермонтова. Основные мотивы лирики. Демонический мотив. Философское и нравственное содержание лирического конфликта в стихотворениях Лермонтова. Основные характеристики поэтических систем Лермонтова («Парус», «Русалка», «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу», «Сон» и др.).

Тип романтического героя в поэмах «Мцыри», «Песня про купца Калашникова», «Демон». Философско-символический смысл конфликта и образной системы. Особенности жанровой структуры в поэмах.

«Герой нашего времени». Жанровая специфика романа: синтез предшествующих жанровых систем (повесть, цикл, роман-путешествие, авантюрный роман, бытовой, социальный роман, нравственно-философский роман), традиции «Евгения Онегина». «Герой нашего времени» как роман о философской личности. Сущность типа Печорина. Психологизм романа как выражение идейно-художественной концепции автора. Система конфликтов.

Восприятие и интерпретация образа Печорина и творчества Лермонтова в критике (Белинский, Ап. Григорьев, В. Соловьев, Мережковский и др.).

Н.В. Гоголь как художественная индивидуальность. «Миргород» как единый цикл. Петербургские повести: гоголевский город, мотив души, философско-религиозный аспект понимания проблемы искусства. «Миражный мир» — специфическая художественная модель в повестях Гоголя. «Шинель» — национальное русское произведение. Структура произведения, приемы типизации, система образов, роль фантастики, типология героя, «гуманное» место.

Пьесы Гоголя как «общественные комедии». «Ревизор»: «миражный» конфликт, способы создания комедии, значение «немой» сцены. Нравственно-символическое значение гоголевских «перевертышей». Смысл концовок в пьесах.

«Мертвые души» — итоговая эстетическая система первой половины XIX века. Проблематика и система образов. Композиционная мифологическая структура произведения. Приемы художественной типизации. Чичиков — новый герой в русской литературе. Авторская позиция: дидактическая концепция возрождения из глубины падения. Значение «Повести о капитане Копейкине». Лирические отступления. Образ автора. «Роман в стихах» и «поэма в прозе». Замысел трехтомной эпопеи. Полемика по поводу книги Гоголя (Белинский, И. Аксаков).

Книга «Выбранные места из переписки с друзьями»: вопросы общественной жизни, нравственности, религии, литературы. Публицистическая и религиозно-философская основа содержания. Элементы исповеди. Противоречия книги. «Письмо к Гоголю» Белинского — другая правда по этим вопросам. Прижизненная и последующая полемика по поводу книги.

В.Г. Белинский. Эволюция общественных и литературных взглядов. Эстетические категории в критике Белинского: народность, типическое, художественность, пафос, цели и задачи искусства. Концепция истории русской литературы. Концепция романтизма и реализма. Основные статьи критика, их структура и содержание: «Литературные мечтания», «О русской повести и повестях Гоголя», «Стихотворения Лермонтова», «Герой нашего времени», цикл пушкинских статей (11), статьи о «Мертвых душах», «Взгляд на русскую литературу 1847 года», «Письмо к Гоголю».

Литературная критика середины XIX века – Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Ап. А. Григорьев, А.В. Дружинин, Н.Н. Страхов. Основные статьи. Разнообразие идейно-эстетических концепций. Позиции критиков по поводу основных явлений русской литературы: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Гончаров, Островский, Л. Толстой, Достоевский и др.

Реализм. Русский классический реализм: философско-эстетические принципы, специфика художественного детерминизма, течения и типологические разновидности. Актуальные проблемы изучения метода.

Литературное движение 1840-1850-х годов. Социально-политические и экономические условия. Парадигмальная оппозиция «славянофильство — западничество». Развитие прогрессивно-демократического движения. Роль журналов в общественно-литературной жизни.

«Натуральная школа». «Натуральная школа» как историко-литературный факт. Манифесты «натуральной школы». Изменение критериев художественного прогресса в литературе и критике 1840-х годов. «Натуральность» как знаковое, корневое понятие. Специфика «физиологизма» в русской литературе. Журнальная полемика 1840-х годов о «натуральной школе». Славянофильская критика и ее уроки.

«Натуральная школа» как историко-литературное понятие. Проблема идейно-эстетической общности писателей сороковых годов в историко-литературных исследованиях. «Натуральная школа» в аспекте типологии русского реализма. Человек и среда в произведениях писателей «натуральной школы». Эволюция принципов художественного изображения в «физиологическом очерке», повестях и романах 1840-х годов. Роль «натуральной школы» в развитии классического реализма.

А.И. Герцен. Эволюция А.И. Герцена, мыслителя и художника. Современное состояние изучения творчества Герцена. Проблема творческой индивидуальности писателя в статьях Белинского и литературоведческих работах. Разработка Герценом основ нового реалистического знания. Учение о личности как основа концепции гуманизма. Философские работы Герцена и их значение для анализа произведений писателя. «Записки одного молодого человека», отражение в повести социально-философских исканий 1830-х годов. Проблематика и художественное своеобразие произведения. «Кто виноват?» А.И. Герцена как философский роман: проблематика и идейно-художественная структура. Содержательность композиции. Идейно-художественная роль диалогического конфликта. Герцен и Белинский о Бельтове. Новаторство Герцена-писателя.

«Русский социализм» Герцена и полемика с И.С. Тургеневым 1860-х годов о путях развития России. Книга «О развитии революционных идей в России»: историческая концепция писателя.

«Былое и думы» А.И. Герцена: проблематика и жанровое своеобразие книги. Современная точка зрения на природу типизации в произведении Герцена. Своеобразие сюжета, принципы компоновки материала. Движение как главная форма отражения жизни. Творческий принцип «отражения истории в человеке» и критерии оценки личности в книге. Искусство портретных характеристик. Эволюция социально-нравственных исканий автора. Философские обобщения Герцена и идейные выводы книги.

Литературное движение 1860-х годов. Специфика метода и жанровой системности в литературе. Журналистика 1860-х годов. Роль литературной критики в общественно-литературной жизни. Полемика о «лишних людях» и её современные интерпретации.

Н.Г. Чернышевский. Эстетическая теория Н.Г. Чернышевского. Отношение искусства к действительности в трактовке Чернышевского. Проблема идейности и тенденциозности искусства. Концепция народности литературы. Вопросы теории искусства в эстетике Н.Г. Чернышевского: содержание, цели, задачи искусства; проблема реалистического метода и типизации. Полемика вокруг эстетических идей Чернышевского в публицистике и литературе.

«Что делать?» как социально-философский роман-утопия. Гипотетическое моделирование действительности. Специфика синтеза познавательного, политического и эстетического в романе. Идея развития как структурообразующее начало. Проблематика, идейно-философский пафос и художественная система. Антропологический принцип философии и поэтика романа. Многосубъектность повествования. Реалистический характер романтики. Особенности рецепции романа «Что делать?» в общественно-литературном движении I860 — 1870-х годов. Чернышевский в отечественном литературоведении.

И.А. Гончаров. Формирование мировоззрения и творческой манеры И.А. Гончарова, философичность его прозы. «Эпохи развития» в трех романах, их внутренняя связь, своеобразие художественного воплощения оппозиции «новое – старое» в трилогии Гончарова.

«Обыкновенная история»: идейный замысел, проблематика и идейно-художественная структура. Концепция современности Гончарова-романиста и «вечное» в романе «Обыкновенная история». Полемика о «романтизме» Александра Адуева в современном литературоведении. Принципы типизации характеров. Роль диалогического конфликта.

Творческая история и проблематика романа «Обломов». Жанровое своеобразие и содержательность композиции. Специфика бытописи (социальное и архетипическое в быте). «Обломовщина» и «штольцевщина» как художественные обобщения. Типы человеческого существования и их реализация на персонажном уровне. «Поэма любви» и ее идейно-художественная роль в структуре произведения. Культурные контексты романа. Органическая взаимосвязь двух способов типизации в романе. Его современные интерпретации.

Роман «Обрыв» и его место в идейно-эстетической эволюции писателя. Художественная философия жизни в «итоговом» романе. «Дух времени» и «поэма любви». Сюжетно-композиционное своеобразие «Обрыва» и его идейно-нравственный пафос.

Поэтика романа Гончарова. «Трилогия» в аспекте жанровой типологии (диалектика типологического и индивидуального). Конкретно-историческое и метафизическое в романе Гончарова. Архетипическая основа характерологии Гончарова. Гончаров в русской критике и литературоведении.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительного экзамена по специальности icon Пояснительная записка программа вступительного экзамена подготовлена...
Программа вступительного экзамена подготовлена для поступающих в аспирантуру по специальности «10. 01. 10 –журналистика». Цель настоящей...
Программа вступительного экзамена по специальности icon Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Акционерные общества – производители авиационной техники, ее составных частей, компонентов и комплектующих изделий
Программа вступительного экзамена по специальности icon Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 09. 00. 11 социальная философия
Предмет и задачи социальной философии. Место социальной философии в структуре философского знания
Программа вступительного экзамена по специальности icon Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19. 00. 01
От экзаменующегося требуется знание материалов, включенных в данные разделы, а также умение кратко изложить содержание работы, представленной...
Программа вступительного экзамена по специальности icon Программа вступительного экзамена в магистратуру

Программа вступительного экзамена по специальности icon Программа государственного экзамена для специальности №08. 00. 14...
Программа государственного экзамена по специальности №060600 (080102. 65) – Мировая экономика утверждена на заседании кафедры мировой...
Программа вступительного экзамена по специальности icon Марийский государственный университет Программа вступительного экзамена по литературе
По теории литературы от экзаменующегося требуется владение следующими понятиями и терминами
Программа вступительного экзамена по специальности icon Программа вступительного экзамена по направлению подготовки 47. 06....
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа вступительного экзамена по специальности icon Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 030300 «Психология»
Описательные характеристики психических явлений. Общее представление об объекте и предмете психологии
Программа вступительного экзамена по специальности icon Программа вступительного экзамена по направлению подготовки 47. 06....
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции