Скачать 0.69 Mb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет» УТВЕРЖДАЮ Проректор по научной работе ______________А.Г. Иванова «23 » сентября 2011г. ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 10.01.01 РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Оренбург - 2011 г. Программа составлена в соответствии с утвержденными ФГТ и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования. Автор _________/ С.М. Скибин, доктор филологических наук, профессор Программа одобрена на заседании кафедры русской классической литературы и методики преподавания литературы от «23» июня 2011г., протокол № 10 Согласовано: Зав. кафедрой _______________________ / С.М. Скибин Начальник УАДиПК____ ______________/ О.М. Мысенко Введение Вступительный экзамен по специальности 10.01.01 Русская литература является традиционной формой поступления в аспирантуру выпускников вуза, учителей-предметников. Цель вступительного экзамена заключается в определении уровня общей личностной культуры, профессиональной компетентности и готовности аспиранта (соискателя) к научно-исследовательской деятельности в области литературы и к научно-педагогической деятельности в средних общеобразовательных и высших учебных заведениях. Программа экзамена предполагает освоение поступающим теоретико-методологических оснований базового предмета русская литература формирование на его основе собственного исследовательского подхода. Вступительный экзамен по специальности сдается в соответствии с утверждённой программой экзамена. Экзаменуемый по специальности должен показать:
Раздел I. Русская литература ХIХ века. Русский романтизм. Сущность романтизма как эстетическое выражение философских идеалистических категорий. Эстетика двоемирия. Исторические и литературные корни романтизма. Связь русского романтизма с европейским. Разновидности романтизма в зависимости от характера романтического идеала. Особенности жанровой системы. Типы романтической личности, роль романтического героя в развитии конфликта, в сюжетостроении и композиции. Теоретики русского романтизма. Литературная деятельность декабристов. Своеобразие декабристской разновидности русского романтизма: гражданская, социально-политическая направленность идеальных представлений. Формирование поэтики в зависимости от общественных позиций. Основные литературно-критические статьи А.А. Бестужева-Марлинского, К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера, О. Сомова, П. Вяземского. Формирование понятия романтизма, категории народности. Борьба с подражательностью в русской литературе. Поэтическое творчество К.Ф. Рылеева: лирика, «Думы», поэмы. Значение поэмы «Войнаровский» в процессе становления жанра русской лирической романтической поэмы. Структура поэмы. А.С. Пушкин. Художественно-философская концепция творчества, ее основные положения: идея «самостоянья человека», принцип «в малом –великое», концепция «человек и народ, судьба человеческая – судьба народная», философская идея «общего закона». Эволюция пушкинского творчества: от усвоения литературно-художественного наследия мировой культуры к формированию национального русского содержания, приобретающего мировое значение. Синтетизм лирических жанров, преодоление романтического двоемирия, многоаспектность художественного образа, простота и «гармоническая точность» художественной лирической структуры. Широкий идейно-тематический спектр лирики Пушкина (стихи о назначении поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, философские стихи, вольнолюбивые мотивы, «зимние» мотивы и т.д.). Puschkiniana: классические труды XIX — XX веков, современное пушкиноведение. Роман «Евгений Онегин». Место романа в литературном процессе. Новаторский реалистический метод создания образа персонажей, уровни художественного обобщения, структура образов. Композиционные принципы троичности, зеркального отражения, «открытой», «свободной» структуры повествования. Роман в стихах. Усложненный по принципу «троичности» конфликт. Образ автора: персонаж, герой «поэмы о себе», демиург – создатель художественного мира. Роман как беседа с читателем, ступени диалогической структуры. Онегин, Ленский, Татьяна – сущность, генезис, развитие образов, их включенность в конфликт, авторские комментарии. Принципы реализма в романе «Евгений Онегин»: строение эстетической модели мира по логике персонажа и события; развитие характеров в зависимости от обстоятельств и вопреки обстоятельствам (причинно-следственные связи), детерминированность характеров; принцип развития характеров; реалистические средства создания образов героев и романного мира в целом; принцип историзма, «энциклопедический» фон русской жизни. Роман как саморазвивающаяся система. Работы литературоведов о романе. Литературоведческие комментарии. Поэмы «Полтава» и «Медный Всадник». Синтетический характер эстетической системы поэм. «Полтава» как лироэпическая поэма. Проблема соотношения личности и истории в этой поэме. Приемы создания образа, особенности батальной поэтики. «Медный Всадник» — поэма-повесть с философским содержанием. Уникальная гармоничность эстетической системы произведения: прием умножения образов, архетипы, символика, функция фантастики. «Маленькие трагедии» как «опыты драматических изучений». Уникальность художественной формы. Идейная и эстетическая логика цикла. Особенности драматического конфликта, его общий философский смысл. Степень художественного обобщения в цикле, «вечные образы». Другие особенности поэтики. Новаторство драмы «Борис Годунов». Источники драмы. Черты «уличной драмы». «Шекспировский принцип» в произведении. Структура драматического жанра в «Борисе Годунове» в отличие от драмы классицизма и драмы романтизма. Конфликт драмы как конфликт народа и власти, его психологическое, нравственное, политическое содержание. Проза А.С. Пушкина. «Капитанская дочка» — новый тип исторического романа. Глубинный анализ исторической и философской проблемы народного бунта. Честь и достоинство личности как основа исторической концепции в художественном произведении. Романная структура «Капитанской дочки», особенности повествовательной системы. Образ Пугачева. М.Ю. Лермонтов. Предпосылки формирования художественной индивидуальности Лермонтова. Основные мотивы лирики. Демонический мотив. Философское и нравственное содержание лирического конфликта в стихотворениях Лермонтова. Основные характеристики поэтических систем Лермонтова («Парус», «Русалка», «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу», «Сон» и др.). Тип романтического героя в поэмах «Мцыри», «Песня про купца Калашникова», «Демон». Философско-символический смысл конфликта и образной системы. Особенности жанровой структуры в поэмах. «Герой нашего времени». Жанровая специфика романа: синтез предшествующих жанровых систем (повесть, цикл, роман-путешествие, авантюрный роман, бытовой, социальный роман, нравственно-философский роман), традиции «Евгения Онегина». «Герой нашего времени» как роман о философской личности. Сущность типа Печорина. Психологизм романа как выражение идейно-художественной концепции автора. Система конфликтов. Восприятие и интерпретация образа Печорина и творчества Лермонтова в критике (Белинский, Ап. Григорьев, В. Соловьев, Мережковский и др.). Н.В. Гоголь как художественная индивидуальность. «Миргород» как единый цикл. Петербургские повести: гоголевский город, мотив души, философско-религиозный аспект понимания проблемы искусства. «Миражный мир» — специфическая художественная модель в повестях Гоголя. «Шинель» — национальное русское произведение. Структура произведения, приемы типизации, система образов, роль фантастики, типология героя, «гуманное» место. Пьесы Гоголя как «общественные комедии». «Ревизор»: «миражный» конфликт, способы создания комедии, значение «немой» сцены. Нравственно-символическое значение гоголевских «перевертышей». Смысл концовок в пьесах. «Мертвые души» — итоговая эстетическая система первой половины XIX века. Проблематика и система образов. Композиционная мифологическая структура произведения. Приемы художественной типизации. Чичиков — новый герой в русской литературе. Авторская позиция: дидактическая концепция возрождения из глубины падения. Значение «Повести о капитане Копейкине». Лирические отступления. Образ автора. «Роман в стихах» и «поэма в прозе». Замысел трехтомной эпопеи. Полемика по поводу книги Гоголя (Белинский, И. Аксаков). Книга «Выбранные места из переписки с друзьями»: вопросы общественной жизни, нравственности, религии, литературы. Публицистическая и религиозно-философская основа содержания. Элементы исповеди. Противоречия книги. «Письмо к Гоголю» Белинского — другая правда по этим вопросам. Прижизненная и последующая полемика по поводу книги. В.Г. Белинский. Эволюция общественных и литературных взглядов. Эстетические категории в критике Белинского: народность, типическое, художественность, пафос, цели и задачи искусства. Концепция истории русской литературы. Концепция романтизма и реализма. Основные статьи критика, их структура и содержание: «Литературные мечтания», «О русской повести и повестях Гоголя», «Стихотворения Лермонтова», «Герой нашего времени», цикл пушкинских статей (11), статьи о «Мертвых душах», «Взгляд на русскую литературу 1847 года», «Письмо к Гоголю». Литературная критика середины XIX века – Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, Ап. А. Григорьев, А.В. Дружинин, Н.Н. Страхов. Основные статьи. Разнообразие идейно-эстетических концепций. Позиции критиков по поводу основных явлений русской литературы: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Гончаров, Островский, Л. Толстой, Достоевский и др. Реализм. Русский классический реализм: философско-эстетические принципы, специфика художественного детерминизма, течения и типологические разновидности. Актуальные проблемы изучения метода. Литературное движение 1840-1850-х годов. Социально-политические и экономические условия. Парадигмальная оппозиция «славянофильство — западничество». Развитие прогрессивно-демократического движения. Роль журналов в общественно-литературной жизни. «Натуральная школа». «Натуральная школа» как историко-литературный факт. Манифесты «натуральной школы». Изменение критериев художественного прогресса в литературе и критике 1840-х годов. «Натуральность» как знаковое, корневое понятие. Специфика «физиологизма» в русской литературе. Журнальная полемика 1840-х годов о «натуральной школе». Славянофильская критика и ее уроки. «Натуральная школа» как историко-литературное понятие. Проблема идейно-эстетической общности писателей сороковых годов в историко-литературных исследованиях. «Натуральная школа» в аспекте типологии русского реализма. Человек и среда в произведениях писателей «натуральной школы». Эволюция принципов художественного изображения в «физиологическом очерке», повестях и романах 1840-х годов. Роль «натуральной школы» в развитии классического реализма. А.И. Герцен. Эволюция А.И. Герцена, мыслителя и художника. Современное состояние изучения творчества Герцена. Проблема творческой индивидуальности писателя в статьях Белинского и литературоведческих работах. Разработка Герценом основ нового реалистического знания. Учение о личности как основа концепции гуманизма. Философские работы Герцена и их значение для анализа произведений писателя. «Записки одного молодого человека», отражение в повести социально-философских исканий 1830-х годов. Проблематика и художественное своеобразие произведения. «Кто виноват?» А.И. Герцена как философский роман: проблематика и идейно-художественная структура. Содержательность композиции. Идейно-художественная роль диалогического конфликта. Герцен и Белинский о Бельтове. Новаторство Герцена-писателя. «Русский социализм» Герцена и полемика с И.С. Тургеневым 1860-х годов о путях развития России. Книга «О развитии революционных идей в России»: историческая концепция писателя. «Былое и думы» А.И. Герцена: проблематика и жанровое своеобразие книги. Современная точка зрения на природу типизации в произведении Герцена. Своеобразие сюжета, принципы компоновки материала. Движение как главная форма отражения жизни. Творческий принцип «отражения истории в человеке» и критерии оценки личности в книге. Искусство портретных характеристик. Эволюция социально-нравственных исканий автора. Философские обобщения Герцена и идейные выводы книги. Литературное движение 1860-х годов. Специфика метода и жанровой системности в литературе. Журналистика 1860-х годов. Роль литературной критики в общественно-литературной жизни. Полемика о «лишних людях» и её современные интерпретации. Н.Г. Чернышевский. Эстетическая теория Н.Г. Чернышевского. Отношение искусства к действительности в трактовке Чернышевского. Проблема идейности и тенденциозности искусства. Концепция народности литературы. Вопросы теории искусства в эстетике Н.Г. Чернышевского: содержание, цели, задачи искусства; проблема реалистического метода и типизации. Полемика вокруг эстетических идей Чернышевского в публицистике и литературе. «Что делать?» как социально-философский роман-утопия. Гипотетическое моделирование действительности. Специфика синтеза познавательного, политического и эстетического в романе. Идея развития как структурообразующее начало. Проблематика, идейно-философский пафос и художественная система. Антропологический принцип философии и поэтика романа. Многосубъектность повествования. Реалистический характер романтики. Особенности рецепции романа «Что делать?» в общественно-литературном движении I860 — 1870-х годов. Чернышевский в отечественном литературоведении. И.А. Гончаров. Формирование мировоззрения и творческой манеры И.А. Гончарова, философичность его прозы. «Эпохи развития» в трех романах, их внутренняя связь, своеобразие художественного воплощения оппозиции «новое – старое» в трилогии Гончарова. «Обыкновенная история»: идейный замысел, проблематика и идейно-художественная структура. Концепция современности Гончарова-романиста и «вечное» в романе «Обыкновенная история». Полемика о «романтизме» Александра Адуева в современном литературоведении. Принципы типизации характеров. Роль диалогического конфликта. Творческая история и проблематика романа «Обломов». Жанровое своеобразие и содержательность композиции. Специфика бытописи (социальное и архетипическое в быте). «Обломовщина» и «штольцевщина» как художественные обобщения. Типы человеческого существования и их реализация на персонажном уровне. «Поэма любви» и ее идейно-художественная роль в структуре произведения. Культурные контексты романа. Органическая взаимосвязь двух способов типизации в романе. Его современные интерпретации. Роман «Обрыв» и его место в идейно-эстетической эволюции писателя. Художественная философия жизни в «итоговом» романе. «Дух времени» и «поэма любви». Сюжетно-композиционное своеобразие «Обрыва» и его идейно-нравственный пафос. Поэтика романа Гончарова. «Трилогия» в аспекте жанровой типологии (диалектика типологического и индивидуального). Конкретно-историческое и метафизическое в романе Гончарова. Архетипическая основа характерологии Гончарова. Гончаров в русской критике и литературоведении. |
Пояснительная записка программа вступительного экзамена подготовлена... Программа вступительного экзамена подготовлена для поступающих в аспирантуру по специальности «10. 01. 10 –журналистика». Цель настоящей... |
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... Акционерные общества – производители авиационной техники, ее составных частей, компонентов и комплектующих изделий |
||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 09. 00. 11 социальная философия Предмет и задачи социальной философии. Место социальной философии в структуре философского знания |
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 19. 00. 01 От экзаменующегося требуется знание материалов, включенных в данные разделы, а также умение кратко изложить содержание работы, представленной... |
||
Программа вступительного экзамена в магистратуру |
Программа государственного экзамена для специальности №08. 00. 14... Программа государственного экзамена по специальности №060600 (080102. 65) – Мировая экономика утверждена на заседании кафедры мировой... |
||
Марийский государственный университет Программа вступительного экзамена по литературе По теории литературы от экзаменующегося требуется владение следующими понятиями и терминами |
Программа вступительного экзамена по направлению подготовки 47. 06.... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
||
Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 030300 «Психология» Описательные характеристики психических явлений. Общее представление об объекте и предмете психологии |
Программа вступительного экзамена по направлению подготовки 47. 06.... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |