Скачать 64.94 Kb.
|
Открытый урок литературы в 11 классе Автор: Диагенова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ «Зиминский лицей» города Зимы Иркутской области Тема: «Любовь – это сердце всего» (Лики любви в лирике русских поэтов). Цель и задачи урока: на основе анализа лирических произведений и жизненного опыта «учащихся» ответить на вопрос, какие лики любви изображают русские поэты в своих стихах, какой образ живет в сердце каждого «ученика»;
- помочь увидеть особенности поэтического воплощения темы в русской поэзии, обратить внимание на своеобразие и неповторимость ее видения разными поэтами и самим и «учениками»; 2) развивающая: - развивать приемы языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения; - развивать образное мышление, речь; 3) воспитывающая: -воспитывать интерес к слову; - формировать творческие особенности, самостоятельность мышления. Тип урока: урок-мастерская Методы обучения:
- словесные (выразительное чтение, беседа); - практические (рисунок); -наглядные (карточки с отрывками стихотворений о любви разных поэтов). 2) по уровню активности познавательной деятельности: -проблемное изложение; - частично-поисковые. Уровень усвоения знаний: репродуктивно-творческий. Оборудование:
Эпиграфы: Изначальней всего остального – любовь. В песне юности первое слово – любовь. О, несведущий в мире любви, горемыка, Знай, что всей нашей жизни основа – любовь! Омар Хайям. Тайны человеческой жизни велики, И любовь – самая недоступная из этих тайн. И.С. Тургенев. Ход урока.
Звучит музыка, на фоне которой учитель говорит: «Любовь правит миром. Она вне возраста и времени. Любовь и связанные с ней Радость, Восторг, Нежность, Упоение положительно влияют на человека и вызывают у него прилив энергии, высокую работоспособность, общий подъём. Любви все возрасты покорны, Её порывы благотворны, - писал А.С. Пушкин. Но любовь – и причина человеческих страданий, терзаний, горя. Она приходит иногда, постепенно, медленно, иногда налетает внезапно, как вихрь: это могущественное, сладостное и мучительное, желанное и нежеланное чувство – любовь. Тема любви – вечная. На протяжении многих столетий великие люди: поэты, философы, ученые и простые смертные - пытаются постичь её тайны. Сегодня мы с вами вместе с русскими поэтами предпримем попытку приоткрыть завесу таинства и загадочности и увидеть, какие лики любви рисуют в своих стихах поэты и какой видим её образы мы».
Любовь – основа всего (1эпиграф). Любовь – тайна (2 эпиграф).
( - Любовь – тайна, счастье, … ) Записываю на доске в столбик.
Задание: нарисуйте в течение 1-2 минут образ любви. (рисуем под тихую музыку).
Я буду называть её лики, а вы внимательно следите, у кого из вас стихотворение, изображающее именно такую любовь. (Отрывки стихотворений, напечатанные вместе с определением лика любви, лежат на столе у каждого). А) Любовь – милость Божья: Исполнились мои желания… Творец Тебя мне ниспослал, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец. А.С. Пушкин. Б) Любовь – страсть: Я был готов на смерть и муку И целый мир на битву звать, Чтобы твою младую руку – Безумец – лишний раз пожать! М. Лермонтов. В) Любовь – рок: Любовь, любовь – гласит преданье – Союз души с душой родной – Их соединенье, сочетанье, И роковое их слиянье, И … поединок роковой… Ф. Тютчев Г) Любовь – родство, самодостаточная, ничего не требующая взамен: Верь в великую силу любви!.. Свято верь в ее крест побеждающий, В ее свет, лучезарно спасающий Мир, погрязший в грязи и крови, Верь в великую силу любви! С. Надсон. Д) Любовь – надежда: Не бывает любви несчастной. Может быть она горькой, трудной, Безответной и безрассудной, Может быть смертельно опасной… Но несчастной любви не бывает, Даже если она убивает. Б. Заходер. Е) Любовь – счастье, подарок судьбы: Под луной золотой все живет для любви, О любви об одной нам поют соловьи. Ты любовь не гони, ты любви не стыдись,- Береги и храни, как наградой гордись. Е. Долматовский.
(На раздаточном материале название лика любви должно напечатано с обратной стороны).
(У каждого может быть свой, собираю у всех и на доске помещаю рядом с определением любви).
Учитель: -Сейчас я прочитаю вам стихотворение, а вы представьте лик любви, изображенный в нем. (Релаксация способствует эмоциональному погружению в образный мир стихотворения, помогает его наглядно представить, развивает раскованность воображения и способность чувством отозваться на слово поэта).-Словесное воспроизведение образов, символов, картин, возникающих во время чтения стихотворения. Все начинается с любви… Твердят: «В начале было слово…» А я провозглашаю снова: Все начинается с любви!.. Все начинается с любви: И озаренье, и работа, глаза цветов, глаза ребенка- все начинается с любви. Все начинается с любви! С любви! Я это точно знаю. Все, даже ненависть – родная и вечная сестра любви. Все начинается с любви: мечта и страх, вино и порох, трагедия, тоска и подвиг – все начинается с любви. Весна шепнет тебе: «Живи…» И ты от шепота качнешься, И выпрямишься, И начнешься… Все начинается с любви! Роберт Рождественский.
(Любовь - основа жизни). - А без чего человек не может жить, существовать физически? (Без сердца). Итак, любовь – это сердце всего. Прав ли был Владимир Маяковский, заявляя так? В любви все слито, спаяно, соединено воедино. Любовь не имеет границ. Это свидетельствует о ее вечности. IV. Итог урока. Заключительное слово учителя. Заканчивая нашу сегодняшнюю работу, мне хочется сказать вам: - Хотите, чтобы вас любили, - любите сами и помните, что счастье любви – это сладость желанья, желание счастья ему… (Настоящая любовь). А потому: С любимыми не расставайтесь? Всей кровью прорастайте в них – И каждый раз навек прощайтесь, Когда уходите на миг. А. Кочетков. Закончить заданием: Сочинить стихотворение, в котором всего 4 строчки, заканчивающиеся словами: любить – жить; прощать – встречать; разбег – человек; тревожит – не может.
«Корзина чувств». Педагог подходит к каждому из участников группы и предлагает положить в воображаемую «корзину чувств» написанное им на «сердечке» чувство, которое они испытывали, занимаясь в группе. |
Урок ознакомления с новым материалом. Цели: познакомить учащихся... Открытый урок литературы, проведенный учительницей русского языка и литературы Аслановой Лейлой Адилевной в 5 «А» классе. Дата проведения... |
Урок литературы в 9-м классе по лирике А. С. Пушкина в рамках эксперимента... Открытый урок литературы в 9-м классе по лирике А. С. Пушкина в рамках эксперимента «синтез слова и музыки» |
||
Урок литературы в 11-м классе на тему "Добро и зло в романе Булгакова "Мастер и Маргарита" Форма проведения: Урок-размышление + урок-экскурсия (на определенном этапе урока) + урок-творческий поиск |
Открытый урок в 5 классе по музыке Цель: Формирование осознанного отношения к жизни, природе, человеческим чувствам на основе восприятия музыки романса |
||
Урок в 11 классе по теме «Афганистан болит в моей душе» Открытый урок в 11 классе по теме «Афганистан болит в моей душе» с приглашением военнослужащих |
А урок наш посвящен произведению «Сказка о царе Салтане…», которую написал Открытый урок в 4 «А» классе по чтению интегрированный с уроком музыки по произведению А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» |
||
Организатор Обсуждаемые вопросы Состав и количество участников По теме «Соблюдение правил безопасности около водоемах во время таяния льда. Открытый урок по литературе в 6 «Б» классе |
Литература 11 класс Поурочные разработки От авторов Н. А. Заболоцкий.... В 11 классе учителя литературы сталкиваются с рядом общих для всех объективных трудностей |
||
Урок литературы в 5 классе Урок – игра Цели: -познакомить учащихся первым произведением Н. В. Гоголя, принесшем ему большую славу |
Урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического... Открытый урок по русской литературе в 5 классе на тему «Анализ лирического произведения А. С. Пушкина «Зимний вечер» |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |