Рабочая программа учебного предмета «Литература»




НазваниеРабочая программа учебного предмета «Литература»
страница1/5
Дата публикации13.10.2014
Размер0.72 Mb.
ТипРабочая программа
literature-edu.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3   4   5
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Нороворотаевская основная общеобразовательная школа»

«Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО учителей-предметников: Директор школы:

_______________Т.М.Зубкова _____________Т.М.Мельникова
«02» сентября 2013г приказ № 47 от «02» сентября 2013г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Литература»»
для 7 класса
на 2013 – 2014 учебный год


Разработана учителем

русского языка и литературы

первой квалификационной категории

И.Н.Хаустовой.


с. Глазово,

2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Титульный лист ………………………………………………………………………1

  2. Пояснительная записка к программе 7 класса…………………………………….3

  3. Общая характеристика учебного предмета………………………………………..3

  4. Место учебного предмета в учебном плане……………………………………….4

  5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета…………....4

  6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения

учебного предмета…………………………………………………………………...5

  1. Содержание учебного предмета …………………………………………………....6

  2. Календарно-тематическое планирование………………………………………….16

  3. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса…………..34

  4. Приложение (формы и средства контроля, методические рекомендации)…….26



1. Пояснительная записка

Уровень рабочей программыбазовый

Классификация рабочей программы типовая

Данная рабочая программа разработана на основе:


  • Государственного стандарта общего образования (2004);

  • Примерной программы основного образования по литературе;

  • Авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы

( авторы-составители: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев).


Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:


  • Закон РФ «Об образовании».

  • Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  • Приказ Министерства образования Российской Федерации № 1312 от 09.03.2004 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» ( в ред.приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 № 241, от 30.08.2010 № 889, от 03.06.2011 №1994, от 01.02.2012 №74.).

  • Приказ Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27.07.2012 г. №760 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями).

  • Учебный план муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Нороворотаевская ООШ» Нижнедевицкого муниципального района Воронежской области, введённый в действие приказом директора МКОУ «Нороворотаевская ООШ»

№ 41 от «02» сентября 2013 года.


2. Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение художественной литературы в школе предполагает систематическое чтение и осмысление текстов, постижение своеобразия творческой личности писателя и его литературного наследия. В содержание программы входят литературные произведения и историко-литературные явления от древнерусской литературы до второй половины XX века включительно.

Содержание литературных произведений учитывает эстетическую и воспитательную роль предлагаемых для изучения текстов, имеет концентрическую форму.

Отличительной особенностью изучения литературы является то, что совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения, как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте, осуществляется с помощью использования понятий языка литературоведения, выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирования умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.


3. Место учебного предмета в учебном плане
Базисный учебный план на изучение литературы в 7 классе основной школы отводит 2 учебных часа в неделю, всего 70 уроков в год.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи

слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально),

но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с фи-лософией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековеде-нием», «учебником жизни».

Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни,

художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной

картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность,

многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающая активное сотворчество

воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражда-нина, патриота.

Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей - необходимое условие становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо

не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.

Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания учебного предмета
Личностными результатами освоения программы по литературе являются:

1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к

многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

2) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников

информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты освоения программы по литературе проявляются в умениях:

1) понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для

подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

2) самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

3) работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты освоения программы по литературе состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей Х1Х-ХХ вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в

них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из

литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос

литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произ-ведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного

произведения;

2) ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопо-ставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и аде-кватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать па вопросы по прослушанному или про-читанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и обще-культурные темы;

4) эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое

восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литера-турных произведений по выбору учителя или школьника (что наполняет работу личностным

смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической

и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.
В результате изучения литературы ученик 7 класса должен
знать/ понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений; 

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков 18-20 вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • понимать героя, сюжет, композицию художественного произведения.


уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • правильно, бегло и выразительно читать вслух;

  • определять род и жанр произведения;

  • писать отзыв на самостоятельно прочитанное произведение;

  • писать развернутый ответ на вопрос;

  • письменно составлять план сочинения;

  • писать рассказ-характеристику;

  •  свободно владеть письменной речью.


ИСПОЛЬЗОВАТЬ приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.


6. Содержание учебного предмета

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в 6 классе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы.
Учебно-тематический план



Название раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Устное народное творчество

3

3

Древнерусская литература

2

4

Русская литература XVIII века

5

5

Русская литература XIX века

28

6

Русская литература XX века

25

7

Зарубежная литература

6
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconУчебного предмета Литература 2013г рабочая программа учебного предмета...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа по предмету «Музыка»
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета «Музыка»; описание ценностных ориентиров содержания учебного...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа учебного предмета «Литература»
С. А. Зинина, В. А. Чалмаева. – М. «Тид «Русское слово – рс», 2008г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа учебного предмета «литература»
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под ред. В. Я. Коровиной

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа основного общего образования учебного предмета «История» 8 класс
Рабочая программа учебного предмета «История» за курс 8 класса составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа учебного предмета «Литература»
Программа рассмотрена на заседании методического объединения учителей-филологов мбоу саранпаульская сош

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа учебного предмета: «Литература»
«Литература» под редакцией В. Я. Коровиной (Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. Авторы: В. Я. Коровина,...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа учебного предмета «Литература» (7-ой класс)
Примерной программы по литературе основного общего образования. Литература: 5-9кл. Настоящая программа составлена в соответствии...

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconРабочая программа учебного предмета «литература»
«Средняя общеобразовательнаяшкола №5 им. К. И. Пушновой с углубленным изучением отдельных предметов» г. Брянска

Рабочая программа учебного предмета «Литература» iconПрограмма по культуре общения под редакцией И. А. Стернина в 8 классе...
Рабочая программа учебного предмета «Культура общения. 8 класс» составлена на основе Сборника «Культура общения 5-11 классы. Программа....

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции