Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса озо специальности 031001. 65 «Филология (русский язык и литература)»




Скачать 79.08 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов 4 курса озо специальности 031001. 65 «Филология (русский язык и литература)»
Дата публикации12.10.2014
Размер79.08 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
literature-edu.ru > Литература > Учебно-методический комплекс
Российская федерация

Министерство образования и науки

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Тюменский государственный университет

Филологический факультет

Кафедра русской литературы


Н. Н. Горбачева

Комментирование художественного текста

Учебно-методический комплекс

для студентов 4 курса ОЗО

специальности 031001.65 «Филология (русский язык и литература)»

Тюменский государственный университет

2009

Н. Н. Горбачева. Комментирование художественного текста. Учебно-методический комплекс для студентов IV курса ОЗО специальности 031001.65 «Филология (русский язык и литература)». Тюмень, 2009. с

УМК разработан на основании преподавания историко-литературных и теоретических дисциплин на филологическом факультете ТюмГУ. Содержание УМК определяется Государственным стандартом по специальности «Филология» (ОПД.Ф.03): Место литературы в структуре гуманитарного знания; приемы и методы анализа художественного, публицистического, критического текста; взаимодействие отраслей литературоведческого знания; творческие индивидуальности (А.С. Пушкин, В.В. Набоков и др.); ведущие отечественные литературоведы (Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман и др.).

УМК содержит пояснительную записку, учебно-тематический план, темы лекций, задания для самостоятельной работы, список контрольных вопросов к зачету, рекомендуемую литературу.

Учебно-методический комплекс опубликован на сайте ТюмГУ: Комментирование художественного текста [электронный ресурс] / Режим доступа http://www.umk.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к электронной публикации Учебно-методической комиссией филологического факультета. Одобрено Учебно-методической секцией Ученого совета Тюменского государственного университета.
Ответственный редактор – Эртнер Е.Н., д. филолог. н., профессор, зав. кафедрой русской литературы.

© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2009

© Н.Н. Горбачева, 2009


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Место дисциплины в учебном процессе. Цели и задачи курса.

Курс «Комментирование художественного текста» осуществляется в тесной связи с ведущими филологическими дисциплинами. Историко-литературные курсы дают возможность выбора объекта комментирования; теоретические курсы «Введение в литературоведение» и «Теория литературы» позволяют сформулировать принципы комментирования и избрать предмет комментария.

В предлагаемом курсе комментарий художественного произведения рассматривается в двух аспектах: 1) как форма литературоведческого исследования текста, 2) как элемент художественного текста, представляющий собой авторскую интерпретацию собственного произведения. В первом случае речь идет о научном комментарии, во втором – об авторском. Курс «Комментирование художественного текста» нацелен на овладение практическими навыками создания и оформления комментариев разного типа.

Основные понятия курса. Указанные обстоятельства определяют т е з а у р у с курса: литературоведение, комментирование, комментарий, научный аппарат издания, рамочный элемент текста, комментарий биографический, исторический.

Объем материала, темы лекций, требования к знаниям и умениям студента специалитета определяются действующими стандартами по направлению «Филология» (ОПД.Ф.03).

Дидактические единицы. Место литературоведения в структуре гуманитарного знания; соотношение теории и истории литературы; роль литературной критики; эстетические категории и система основных понятий науки о литературе; методы и приемы анализа литературного произведения; литературный процесс; взаимодействие литератур. Основные этапы развития теоретико-литературной мысли. История литературы и фольклора в контексте истории культуры.

Количество учебных часов по дисциплине



Виды учебных работ

Колич. часов

1.

Лекции

8

2.

Самостоятельная работа

23

3

Зачет







Всего

31

  1. Тематический план изучения дисциплины






Наименование темы

Количество часов

Лекции

Практические

Самостоятельная работа

1.

Научный аппарат художественного и научного издания


1




10

2.

История комментария как формы литературоведческого изучения текста. Задачи комментария


1




10

3.

Современные научные комментарии. Типология жанра


1




13

4.

Авторский комментарий художественного текста

1




10













Письменные индивидуальные работы (13ч.)




Итого

8




56



  1. Содержание тем лекционных занятий


Тема 1. Научный аппарат художественного и научного издания

Рассматривается комментарий как научная проблема. Место комментария среди других элементов научного аппарата художественного, мемуарного, литературоведческого издания (вступительная статья, послесловие, указатель имен, примечания постраничные и др.).
Тема 2. История комментария как формы литературоведческого изучения текста и его задачи

Выясняются этимология и семантика термина. История комментария (от схолии и маргиналии к комментарию как самостоятельному научному жанру). Предмет комментирования, критерии его отбора. Граница научного и научно-популярного комментирования. Язык комментирования.
Тема 3. Современные научные комментарии. Типология жанра

Комментарий текстологический (Д.С. Лихачев). Историко-литературный комментарий. Биографический комментарий. «Реальный» (бытовой, исторический, цитатный) комментарий (М.Л. Гаспаров). Комментарий как самостоятельный вид издания (комментарии В.В. Набокова и М.Ю. Лотмана к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
Тема 4. Авторский комментарий художественного текста

Исследуется комментарий А.С. Пушкина к роману «Евгений Онегин» (1833 г. издания). Выявляются необходимость комментария, его адресаты, «темные места» текста. Устанавливаются приемы организации и тематическое поле диалога поэта с «читателем-другом». Выясняется органичность сочетания поэтического текста романа и его рамочных прозаических комментариев в одном произведении.


  1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА


Самостоятельная работа предполагает выполнение заданий нескольких типов:

  1. Освоение содержания и составление конспектов основных историко-литературных, научных и художественных текстов по курсу. Составляются конспекты по темам 1, 2, 3, 4.

  2. Выполняется контрольная работа по теме 1 «Сравнительный анализ комментариев и др. элемента научного издания (на выбор студента)».

  3. Подготовка к зачету по контрольным вопросам.

  4. Выполнение письменной работы по выбору студента: 1) «Своеобразие и функции авторского комментария в художественном повествовании версионного типа (Я. Кросс «4 монолога по поводу святого Георгия» или Ю. Давыдов «Судьба Усольцева»). 2) Составление комментария любого типа к мемуарному тексту региональной литературы (М. Знаменский, Н. Чукмалдин и др.).




  1. Контрольные вопросы к зачету




  1. Этимология понятия комментарий

  2. История происхождения комментария (в том числе в России)

  3. Место комментария в научном издании и его научном аппарате

  4. Комментарий как самостоятельный вид научного издания

  5. Виды комментария в зависимости от характера текста

  6. Типы комментариев в зависимости от предмета комментирования

  7. Авторский комментарий как рамочный элемент художественного текста

  8. Авторский комментарий как вариант литературоведческого истолкования текста

  9. Источники сведений, необходимых для создания биографического, исторического, культурологического и др. видов комментария

  10. Комментарии Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, В.В. Набокова как образцы жанра (на выбор)




  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

  1. Зайцев В.А. История русской литературы второй половины 20 века. М., 2004

Дополнительная литература

  1. Соколов А.Г. История русской литературы конца 19 века – начала 20 века. М., 2006




  1. Рекомендуемая литература




  1. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. М., 1974

  2. Гаспаров М.Л. Ю.М. Лотман и проблемы комментирования // Новое лит. обоз. 2004. №2. с. 70–74

  3. Задорнова В.Я. Восприятие и интерпретация художественного текста. М., 1994

  4. Лихачев Д.С. Текстология. Л., 1983

  5. Лотман Ю.М. Пушкин: Биография писателя. Статьи и заметки (1960–1990). «Евгений Онегин»: Комментарий. М., 1997

  6. Набоков В.В. Комментарий к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». СПб, 1999

  7. Тименчик Р.Д. Чужое слово: атрибуция и интерпретация // Лотмановский сборник. М., 1997. Т.2. с. 86–99

  8. Литературный энциклопедический словарь / ред. П.Н. Николаев. М., 1988


Дополнение к списку литературы
Русская литература XX века от Бунина до Шукшина. М., 2012
***

[Дискуссия по проблемам комментария] // Новое лит. обоз. 2004. № 2

Богомолов Н.А. Венедикт Ерофеев и его комментатор // Новое лит. обоз. 2010. № 6

Наталья Николаевна Горбачева
КОММЕНТИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
Учебно-методический комплекс для студентов IV к. ОЗО

специальности 031001.65 «Филология (русский язык и литература)»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса озо специальности 031001. 65 «Филология (русский язык и литература)» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 031001. 65 Филология

Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса озо специальности 031001. 65 «Филология (русский язык и литература)» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология»
Рекомендовано в качестве учебно-методического комплекса по курсу «этика» для студентов специальности 031401– культурология, квалификация...

Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса озо специальности 031001. 65 «Филология (русский язык и литература)» iconСинтаксис словосочетания и простого предложения
Учебное пособие по курсу «Современный русский литературный язык» (дпп ф05) для специальности №032900 «Русский язык и литература»...

Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса озо специальности 031001. 65 «Филология (русский язык и литература)» iconУчебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделения...
Учебно-методический комплекс предназначен для эффективной организации и обеспечения учебного процесса при подготовке специалистов...

Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса озо специальности 031001. 65 «Филология (русский язык и литература)» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «русский язык и культура речи» Нижний Новгород
Трофимова Л. И. Учебно-методический комплекс дисциплины «Русский язык и культура речи». – Н. Новгород: вгипу, 2009. с

Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса озо специальности 031001. 65 «Филология (русский язык и литература)» iconУчебно-методический комплекс санкт-Петербург 2010 министерство образования...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специальности 220201. 65 управление и информатика в технических системах,...

Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса озо специальности 031001. 65 «Филология (русский язык и литература)» iconУчебно-методический комплекс для студентов юридического факультета 030501. 65 Юриспруденция
История отечественного государства и права: Учебно-методический комплекс. Институт Иностранных Языков. Москва

Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса озо специальности 031001. 65 «Филология (русский язык и литература)» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности «культурология»
Рекомендовано в качестве учебно-методического комплекса по курсу «История античной культуры» (курс по выбору) «…» января 2009г

Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса озо специальности 031001. 65 «Филология (русский язык и литература)» iconУчебно-методический комплекс по английскому языку для студентов 2-курса...
Учебно-методический комплекс по английскому языку для студентов 2-курса лечебного, стоматологического и медико-педагогического факультетов...

Учебно-методический комплекс для студентов 4 курса озо специальности 031001. 65 «Филология (русский язык и литература)» iconУчебно-методический комплекс русский язык. Классы Учебники
Русский язык. Рабочие программы Баранов М. Т., Ладыженская Т. А, Тростенцова Л. А. 5-9 классы

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции