Тема: Учитель




Скачать 159.77 Kb.
Название Тема: Учитель
Дата публикации 11.10.2014
Размер 159.77 Kb.
Тип Документы
literature-edu.ru > Литература > Документы
(Слайд 1)

Тема:



Учитель:

Всем нам с детства знакомо «звонкое имя» – Александр Сергеевич Пушкин. За два века необыкновенно много написано о поэте.

(Слайд2)

В символической книге под названием «Пушкиниана» огромное количество страниц: это научные исследования и воспоминания, лирические стихотворения и эссе, письма, романы, драматические произведения. Листая эту книгу, мы слышим голоса друзей и недругов поэта, его почитателей, холодных наблюдателей и горячих поклонников. Мы открываем эту книгу сегодня, в день памяти поэта. Попробуем восстановить по ней знакомую нам биографию Пушкина.
А может быть, впишем в эту книгу собственные страницы.
(Слайд3)

Ученик:

Все беззащитнее душа

В тисках расчетливого мира,

Что сотворил себе кумира

Из темной власти барыша.

Все обнаженней его суть,

Его продажная основа,

Где стоит все чего-нибудь,

Где ничего не стоит слово.

И все дороже, все слышней

В его бездушности преступной

Огромный мир души твоей,

Твой гордый голос неподкупный.

Звучи, божественный глагол,

В своем величье непреложный,

Сквозь океан ревущих волн

Всемирной пошлости безбожной...

Ты светлым гением своим

Возвысил душу человечью,

И мир идет к тебе навстречу,

Духовной жаждою томим...

Анат. Констант. Передреев
Учитель:

(Слайд2)

Стихотворение Анатолия Передреева – эпиграф к нашему уроку.

Пушкин был и остается нашим современником, потому что мы всегда знали: духовная жажда — единственный путь для спасения человечества от «темной власти барыша» и от «всемирной пошлости безбожной».

Каждое новое поколение, каждая эпоха утверждает своё понимание поэта, писателя, видит в нём современника, его изучают, его боготворят или отвергают.

Но неизменно каждый из нас видит в нём своего Пушкина. Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культурной жизни России.

Чем больше люди читают романы, повести и стихи, тем больше они хотят знать об их авторе. Знание жизни поэта помогает понять его произведения.

Интерес к Пушкину был всё время: и при его жизни, и после смерти.

Мы поговорим об обаянии личности А. С. Пушкина, о любви к нему современников, о том, какое место занимает его поэзия в наше сегодняшнее, сложное, противоречивое время.

Когда современных поэтов, прозаиков, да и просто любителей литературы, поэзии спрашивают, кого из писателей они любят и ценят, то наряду со многими именами неизменно называют Пушкина. Он для нас идеал поэта- гражданина. Человек огромных познаний, писатель высочайшей взыскательности к художественному слову.

(Сообщение: воспоминания В.А. Жуковского: Труд для Пушкина был купелью, в которой исцелялись язвы, восстанавливались расслабленные силы. Жуковский, разбирая после смерти Пушкина его рукописи, был поражен неустанными поисками поэтом нужного слова: “С каким трудом писал он свои легкие, летучие стихи! Нет страницы, которая не была бы перемарана.” )

Все, что мы знаем о Пушкине как о человеке, заставляет нас любить его”, - писал Н.Г. Чернышевский. А.С. Пушкин был прямой и откровенный человек. Его мужественная прямота проявилась в его ответе на вопрос Николая I, примкнул бы он к восставшим на Сенатской площади, в его ответе Милорадовичу о недозволенных стихах и в письме к Бенкендорфу от 21 ноября 1836г.: “Будучи единственным судьей и хранителем моей чести и чести моей жены и не требуя вследствие этого ни правосудия, ни лицемерия, я не могу и не хочу представлять кому бы то ни было доказательства того, что утверждаю”. Совсем не просто было в таком независимом тоне писать шефу жандармов.

Пушкин удивлял современников добротой и великодушием, простотой в обхождении и умением душевно привязываться к симпатичным ему людям и привязывать их к себе. Воспоминания таких дорогих, близких его сердцу людей, как А.П. Керн, И. И. Пущин свидетельствуют, с какой нежностью и трогательностью относился Пушкин к друзьям, как умел их поддержать.

(Сообщение: воспоминания А.П.Керн, И.И.Пущина) выступления учеников.

В поступках Пушкин всегда был добр и великодушен. В нем было до чрезвычайности развито чувство благодарности: самая малейшая услуга ему или кому-нибудь из его близких трогала его несказанно.” (А.П. Керн)

Я осужден. 1828 год. 5 января. Привезли меня из Шлиссельбурга в Читу, где я соединился, наконец, с товарищами моего изгнания и заточения прежде меня прибывшими в тамошний острог. Что делалось с Пушкиным в эти годы моего странствования по разным мытарствам, я решительно не знаю. Знаю только и глубоко чувствую, что Пушкин первым встретил меня в Сибири задушевным словом. В самый день моего приезда в Читу призывает меня к частоколу А.Г. Муравьева и отдает листок бумаги, на котором неизвестной рукой написано было: “Мой первый друг, мой друг бесценный…”Отрадно отозвался во мне голос Пушкина! Преисполненный глубокой, живительной благодарности, я не мог обнять его, как он меня обнимал, когда я первый раз посетил его в изгнании. Увы, я не мог даже пожать руку той женщины, которая так радостно спешила утешить меня воспоминанием друга” (И.И. Пущин)

- Поэтический талант Пушкина “отрадно отозвался в душе” русских поэтов разных поколений: Некрасова и Тютчева, Блока и Маяковского Твардовского и Дементьева.

(В исполнении школьников звучат стихи А.Блока, С.Есенина)

А.Блок

Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вослед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!
Не твоих ли звуков сладость


Вдохновляла в те года?
Не твоя ли, Пушкин, радость
Окрыляла нас тогда?


С.Есенин

Мечтая о могучем даре
Того, кто русской стал судьбой,
Стою я на Тверском бульваре,
Стою и говорю с собой.


Но эти милые забавы
Не затемнили образ твой,
И в бронзе выкованной славы
Трясешь ты гордой головой


Блондинистый, почти белесый
В легендах ставший как туман.
О, Александр! Ты был повеса,
Как я сегодня хулиган.


А я стою, как пред причастьем
И говорю в ответ тебе:
Я умер бы сейчас от счастья
Сподобленный такой судьбе…


- А какое место занимает А. С. Пушкин в вашей душе, что для вас значит это имя? Вспомните о своих встречах с творчеством А. С. Пушкина

(Выступления учеников)

- Когда читаешь стихи Пушкина, они тебя поднимают ввысь.

- Пушкин, как никто, понимал русскую душу. Его мысли, чувства – это наши чувства и мысли.

- Мне особенно близко его стихотворение “ Я вас любил”. Пушкин говорит, что настоящая любовь не эгоистическая, это светлое, бескорыстное чувство, это желание счастья любимой.

- Произведения Пушкина для меня – источник радости и мудрости.

- Стихи Пушкина врачуют душу.

- Обостренное чувство чести, независимости – ведущие черты характера поэта. И этим ловко пользовались царь и его окружение. “ Его травил Булгарин, искажала цензура, Бенкендорф преследовал выговорами… Ловкие люди… раздували общее недоброжелательство к нему, наконец, против него была пущена в ход клевета и – вскоре его застрелили”, - напишет позднее М. Горький.

Все это привело к трагедии, разыгравшейся 27 января 1837 года на Черной речке. Пожалуй, не было человека, который смог бы остаться равнодушным. Одни своей изощренной травлей тщательно подготовили и ждали трагедию. Другие испытали глубокое потрясение. Среди них близкие, друзья поэта, те, кто не был лично знаком с А. С. Пушкиным, но считал его своим духовным наставником, кто восхищался его поэтическим даром.

(Выступление ученика – чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова “Смерть поэта”)

- Не только поэты, но и известные писатели, публицисты считали своим долгом откликнуться на смерть великого А. С. Пушкина. Среди них Иван Алексеевич Новиков. Запомните это имя. Возможно, для многих из вас оно прозвучит сегодня впервые. И.А.Новиков - автор таких широко известных произведений о жизни поэта, как “Пушкин на юге”, “Пушкин в Михайловском”. Я хочу познакомить вас с отрывком из его повести, которая называется “Последний год”

(Чтение текста, звучит соната № 14 Бетховена)

Едва весть о смертельном ранении Пушкина распространилась по Петербургу, люди разных сословий двинулись на Мойку. Кто не знал адреса поэта, шел за другими. Шли пешком, ехали на извозчиках со всех концов города. У дома росла толпа, встревоженная, молчаливая, ожидающая.

Знакомые, малознакомые и даже вовсе незнакомые поэту люди поднимались по лестнице и звонили. К полудню 28 января посетителей было столько, что входная дверь открывалась непрерывно.

Тогда-то и вывесил на дверях квартиры свой бюллетень догадливый Жуковский. Но люди на набережной не расходились, с затаенной надеждой ждали добрых вестей.

Неожиданный робкий луч надежды блеснул ранним утром 29 января, когда еще совсем темно было за окнами пушкинского кабинета. Но раньше, чем заглянул в окна хмурый петербургский день, безнадежно угас робкий луч напрасных упований. Пушкин тает на глазах. Пульс опять едва уловим. Его снова одолевают боли.

Жуковский вывешивает новый бюллетень, звучащий, как погребальный звон: “Больной находится в весьма опасном положении”.

Было около трех часов дня, когда и врачам и друзьям Пушкина стало ясно, что жизнь его надо считать минутами.

- Хорошо, ах как хорошо…- в забытьи слабо произнес Пушкин. – Пойдем же выше, выше!

Он открыл уже почти безжизненные глаза, тень улыбки скользнула по его губам.

- Мне пригрезилось, что я карабкаюсь по этим книжным полкам все выше и выше, так, что голова кружится, - с трудом докончил он и задышал отрывисто и громко. Лицо его вздрагивало от страданий.

Все близкие собрались в кабинете. Жуковский не переставал беззвучно рыдать. Доктор Даль тихо сказал: “Отходит”. Наталью Николаевну под каким-то предлогом увели. Друзья приблизились к дивану вплотную.

Вдруг Пушкин широко раскрыл глаза. Лицо его прояснилось, и он прежним голосом внятно произнес:

- Кончена жизнь.

Только мгновенье в глазах его сиял лучистый свет, потом веки дрогнули и закрылись навсегда.

- И вот уж нас от него отделяет неизмеримая пропасть, - проговорил доктор Даль и, отвернувшись, зарыдал.

Жуковский, опустившись на колени, положил голову на ноги Пушкина и долго оставался неподвижным. Потом близко склонился над его лицом, всматривался в него с изумлением. На лице Пушкина застыло торжественное спокойствие, как будто поэт постиг еще никем не разгаданную тайну.

Когда Жуковский вновь показался перед толпой, по его лицу все поняли, что он сообщит сейчас страшную весть. И толпа замерла.

- Александр Сергеевич Пушкин скончался, - снимая шапку, сдавленным голосом проговорил Жуковский.

И люди в скорбном молчании обнажили головы.

Пошел густой, мягкий снег. Сумерки переходили в ночь… А у серого дома на Мойке народу все прибывало и прибывало”.

  1. О чем рассказывается в этом тексте? ( О последних часах жизни поэта)

  2. На чем сосредотачивает наше внимание автор? (Состояние Пушкина, его последние слова, поведение близких, скорбь жителей Петербурга)

  3. Как автору удалось показать тяжелое состояние поэта? На какие детали, слова, словосочетания особенно важно обратить внимание? (Пушкин тает на глазах, одолевают боли, пульс едва уловим; лицо вздрагивало от страданий; задышал отрывисто и громко)

  4. С чем связанны его предсмертные грезы?

  5. Обращаем внимание на то, с каким мужеством держался поэт в последние минуты своей жизни. В последние мгновенья наступила просветленность, глубокое, мудрое восприятие того, что происходит. Докажите. (широко открытые глаза, лицо прояснилось, внятно произнес: “Кончена жизнь”)

  6. Как описывается лицо умершего поэта? (На лице торжественное спокойствие, постиг еще никем не разгаданную тайну)

В последние дни, минуты, мгновенья жизни у постели поэта неизменно находились его друзья. Среди них В.А.Жуковский.

  1. Какие детали, слова особенно важны, чтобы передать состояние Жуковского? (не переставал беззвучно рыдать; опустившись на колени, положил голову на ноги Пушкина, долго оставался неподвижным, всматривался с изумлением)

  2. Как описывается тревога и скорбь русских людей? ( толпа встревоженная, молчаливая, ожидающая; молча обнажили головы)

Как описывается день, когда была сообщена эта скорбная весть? ( хмурый петербургский день 29 января, сумерки переходили в ночь, пошел густой, мягкий снег)

- Что почувствовали вы? Какие мысли возникли у вас под впечатлением этого текста о Пушкине?

(Высказывания учеников)

- Испытываешь потрясение, растерянность, душевную боль.

- Чувство невосполнимой утраты.

- Кажется, что я вместе с многотысячной толпой нахожусь у дома поэта в тревожном ожидании.

(Слайд 5)

Пушкин в живописи

...После поединка с Дантесом на Черной речке смертельно раненный Пушкин в карете Геккерна был привезен в дом на набережную Мойки. Никита Тимофеевич Козлов, слуга, бесконечно преданный поэту, на руках внес его в дом. "Грустно тебе нести меня?" - произнес тогда Пушкин...

Сто лет тому назад, в 1885 году, этот момент был запечатлен П. Ф. Борелем на рисунке "Прибытие раненого Пушкина". В 1985 году завершил свою работу над картиной "Памяти поэта" наш современник, народный художник СССР, лауреат Ленинской премии РСФСР Е. Е. Моисенко. Его картина - перекличка и вместе с тем своеобразный спор с былыми трактовками дуэльных событий.

Тематическая связь между двумя изобразительными версиями трагического прибытия поэта после дуэли очевидна. И даже в деталях много общего: и там и здесь Никита Козлов несет Пушкина из кареты в дом. Но как различаются и способы видения, и осмысления момента...

У Бореля на переднем плане карета с распахнутой дверцей. "Дядька" поэта (как было принято, в камзоле, в белых чулках...) подхватил Пушкина. Тревога охватила слуг. Это подчеркивается композицией рисунка, позами персонажей. Но выражения их лиц мы почти не различаем. Фигуры "удалены" от зрителя, обозначены общим планом, да и маловыразительны. Это рассказ о событии в жизни поэта, рассказ информирующий... Такой подход был естествен и закономерен для последней четверти прошлого века. Тогда биографию Пушкина лишь открывали, а еще вернее - приоткрывали, так как многие события замалчивались. Живописцы стремились донести до зрителя сведения о трагическом событие, им необходимо было передать самый факт.

Е. Е. Моисеенко создавал своё полотно в иных культурно-исторических условиях, когда почитатели Пушкинского таланта со школьной скамьи узнают о том, как сжималось кольцо гонений и травли вокруг поэта. Широко известны многие подробности заговора, прослежена трагическая предопределенность судьбы свободолюбивого гения. Вот что важно: знание причин, мотивов, деталей не заглушает непосредственность чувства, остроту переживания.

Все в этом полотне - на контрасте. В ясный, светлый день свершилась черная, непоправимая беда. Старик, плотный, кряжистый (не лакейского вовсе вида, а мужик в лаптях и обмотках...), несет поэта, тонкого, хрупкого. Мертвенно бледное, страдающее лицо поэта, прикрытые глаза рядом с широко распахнутым ужасом близкой потери и отчаяньем кричащими глазами доброго старика. В сочетании образных характеристик, в общем композиционном и цветном решении, в простоте и скупости изображения "прочитывается" многоплановое повествование о том страшном моменте, о поэте, о нашем герое...

Карета, река, город - лишь фон, отдаленный и тревожный. Под ослепительно белыми сводами арки Никита Козлов бережно прижимает к себе поэта, словно заслоняя от всего, что принесло ему погибель. Вера, испуг, безнадежность и безграничная любовь в лице простого человека - это боль всей России, в тот момент осознавшей невосполнимость потери.

Печать страдания в пластике фигуры поэта, в выражении нервного лица еще более оттеняет и подчеркивает его внутреннюю душевную силу и благородство. Нет в нем смятения, страха перед неизбежным - лишь осознание правоты и готовность к своему тяжкому жребию. Холод белых сводов, хрустальный звон прозрачного воздуха... В безысходности страдания Никита козлов обращает свой взор к зрителю, как бы в поисках сочувствия, сострадания.

Наш современник, создавая это полотно, учитывал, конечно же, широкую осведомленность зрителей о биографии Пушкина. Не потому ли он был менее связан необходимостью передачи фактографической стороны дела ? Он оказался свободнее в мелочах быта, в прорисовке (и даже выборе) одежды персонажей, в следовании документу. Для живописца наших дней главное - проникновение в великий трагический смысл происшедшего, глубинное, образное его постижение. Картина "памяти поэта" втягивает зрителя в свое пространство, вызывает острое чувство сопричастности... И рождает душевный отклик.

(Слайд 6)

Пушкиниана Нади Рушевой

Истоки неутолимого влечения к поэту в наши дни в открывшейся перед нашим поколением ценности восприятия жизни вокруг нас и в каждом из нас величайшей тайны, требующей серьезного, глубокого к ней отношения, полной отдачи. Это залог ощущения счастья, гармонии, полноты существования. И если это есть в конечном счете идеал каждого человека, то в Пушкине он был воплощен в полной мере, потому он и есть наш идеал, вечно живой...

Многие качества и свойства пушкинской натуры притягательны для наших современников. Это и "всеотзывчивость" поэта, феноменальная разносторонность интересов, творческих проявлений, энциклопедизм, широта кругозора, вулканическая созидательная энергия

Все отчетливее осознается, что "вечно растущее явление" - Пушкин не только не замкнут рамками его наследия, но и что современная культура впитывает его личный жизненный опыт, преподанные им идеалы нравственного, творческого поведения.

У каждого поколения, открывающего образ поэта, оказываются преимущественные пристрастия к истории его жизни, к тем или иным эпизодам биографии, которые воспринимаются как наиболее показательные для понимания его личности. Так, в первые годы советской власти, на заре становления новой культуры, в центре внимания оказывались чаще всего юность Пушкина, периоды ссылок и возвращение, то есть время приблизительно до второй половины 20-х годов ХIХ века. Последнему десятилетию жизни поэта уделялось сравнительно мало внимания.

Мы испытываем влечение к позднему периоду жизни и творчества поэта, к мудрому, зрелому Пушкину в пору, когда "томимое духовной жаждой" поколение наше стало ощущать дефицит нравственности, справедливости, когда не выдержали испытания бытовавшие критерии оценки человеческих поступков, совести, чести. По-новому вглядываемся мы теперь в жизнь Пушкина, прочитываем ее, акцентируя нравственно-этический урок.

Пушкин Марины Цветаевой

(Сообщение ученика)

Пушкин был для Цветаевой тем чистым родником, из которого черпали творческую энергию русские поэты нескольких поколений — от Лермонтова до Блока и Маяковского.

Мне кажется, что сама Цветаева тайно считала Пушкина своим современником вопреки тому, что жила в другую эпоху, вопреки даже здравому смыслу. Силой своего воображения однажды в детстве она создала себе живого поэта Пушкина да так и не отпускала его ни на шаг от своей души в течение всей жизни. С А.С. Пушкиным она постоянно сверяет свое чувство прекрасного, свое понимание Поэзии. Заполнив собой значительную часть духовного мира Марины Цветаевой, Пушкин, естественно, вторгся и в ее поэзию. Так одно за другим и стали появляться стихи, прямо посвященные Пушкину.

В лирические произведения из цикла «Стихи к Пушкину» вместе с лирическим героем — Александром Сергеевичем Пушкиным — перекочевали и многие пушкинские герои:

Бич жандармов, бог студентов,

Желчь мужей, услада жен —

Пушкин — в роли монумента?

Гостя каменного? — он,

Скалозубый, нагловзорый

Пушкин — в роли Командора?

Пушкин был для Марины Цветаевой олицетворением мужественности. Александр Сергеевич возник в духовном мире поэтессы «серебряного века» как волшебник, божественное существо, подаренное ей русской историей:

И шаг, и светлейший из светлых

Взгляд, коим поныне светла...

Последний — посмертный — бессмертный

Подарок России — Петра.

А утверждением о божественном происхождении солнца русской поэзии могут служить строки из четвертого стихотворения цикла:

То — серафима

Сила — была.

Несокрушимый

Мускул крыла.

Думая и говоря о Пушкине, о его роли в русской жизни и русской культуре, Цветаева была близка к Блоку и Маяковскому. Она вторила автору «Двенадцати» и «Соловьиного сада», когда говорила: «Пушкин дружбы, Пушкин брака, Пушкин бунта, Пушкин трона, Пушкин света, Пушкин няни... Пушкин — в бесчисленности своих ликов и обличий — все это спаяно и держится в нем одним: поэтом» Но ближе всего Цветаева к Маяковскому с его яростным признанием Пушкину: «Я люблю вас, но живого, а не мумию».

В отношении Цветаевой к Пушкину, в ее понимании Пушкина, в ее безграничной любви к Пушкину самое важное, решающее — твердое убеждение в том, что влияние Александра Сергеевича Пушкина на поэта и читателя может быть только освободительным: «...чудный памятник. Памятник свободе-неволе-стихии — судьбе и конечной победе гения: Пушкину, восставшему из цепей»

(Слайд 10)
«Мой Пушкин».Отрывки

Стихотворение Кугультинова как один из возможных способов интерпретации пушкинской судьбы.
...Вдруг за спиною двери загремели,
И в комнату заходят господа:
Вас ждет Дантес, как вы того хотели.
Дуэль сегодня или никогда! -
Что им ответить, этим светским сводням ?
И он вдруг стал беспомощным таким...
Потом! Потом! Но только не сегодня,
Я не могу
сегодня драться с ним. -
Они ушли.
А он кусает губы.
- Ну погодите, встретимся еще! -
И вновь в ушах
поют "Полтавы" трубы.
И строки боем дышат горячо.

Поэт завершает свое предположение весьма категорично:

Мы побеждаем.
Нами крепость взята.
Победой той
от смерти он спасен.
Так было бы,
я в это верю свято,
Когда б в тот день
писал "Полтаву" он
...И правда, ради пользы всей земли,
Искусства соблюдая интересы,
Не лучше ль было разрешить Дантесу
Пятнать прекрасный облик Натали,
Простить ему всю низость, все бесчестье
И пренебречь своею личной местью ?...
А то еще и жалобу подать,
Упечь врага, ну... на пятнадцать суток,
А самому за этот промежуток
Стихи о чести начертать в тетрадь,
Чтобы нехватка жизненной отваги
Восполнилась хотя бы на бумаге.

И мог ли он, в ком клокотала кровь,
Благоразумно сберегать свой гений,
Предать себя, предать свою любовь,
Чтоб удлинить собранье сочинений ?
Чтоб к бронзе прирасти еще вершок,
от мщенья отказаться ? Нет, не мог!

Автором, руководили, самые лучшие чувства. Силой творческого воображения он хотел "спасти"Пушкина. Но что получилось? Предположение разрушило реальную ценность пушкинского характера, исказило понимание его натуры:

"...Он дожил бы до наших дней, присоединил бы несколько приложений к Онегину и написал бы пять "Полтав" вместо одной. А мне всегда казалось бы, что я перестал понимать Пушкина, если бы допустил, что он нуждался в нашем понимании больше, чем в Наталии Николаевне". В этих словах, в строчках стихотворения Кугультинова - не просто один из возможных способов интерпретации пушкинской судьбы. В них взгляд на поэта соизмерен исторически. Это еще и урок того, как следует оценивать поступки, поведения А. С. в свете общей концепции его личности.

Да, он, поэт, велик и потому,
Что высшей совести и страсти цельной
Был верен неизменно, безраздельно,
И это не перечило уму,
Что он, премудрый, взрывчат был, как порох...
Вот почему тебе и мне он дорог!

Любовь его, как солнечный восход,
Воображенье согревает наше.
И тот, кто сомневается в Наташе,
Не сторону ль Дантеса он берет ?..
Ведь Пушкин верил ей, идя к барьеру...
Кто смеет посягать на эту веру ?

...Мой юный друг, и я скорблю о том,
Увидеть там нечитанные строфы
И знать, что Пушкин дожил до седин -
Счастливый муж, спокойный семьянин...

И все ж пред миром Пушкин не в долгу.
Суровым судьям я его не выдам !
Нет, гения винить я не могу,
Что он, земным подверженный обидам,
Метался и страдал куда лютей,
Чем ты да я, чем тьма других людей...

Он пал в борьбе с тупой, жестокой силой,
И смерть его - поверь ! - прошла не зря:
Она для нас навек соединила
Чеканный ямб с бесстрашьем бунтаря, -
затем, что слиты и друг в друга впеты
Стихи поэта и судьба поэта.

(Кугультинов)

Вернемся к эпиграфу. Гении не умирают, они остаются навсегда с нами в наших душах, в наших сердцах. Мы живем в сложное, противоречивое время. Стихотворение Анатолия Передреева необычайно точно и глубоко выражает особую сегодняшнюю роль наследия великого Пушкина

Домашнее задание: написать эссе на одну из тем:

  • “Мой Пушкин”

  • “Любимые строки пушкинских произведений”

  • “Мое любимое произведение А.С.Пушкина”.


( Эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») — литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы . Эссеистическому стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Учитель icon Литература. Классы 9, 10 отделения слабослышащих детей. Тема: «Единство...
Автор – учитель русского языка и литературы, учитель- дефектолог высшей категории Борунова Надежда Ивановна
Тема: Учитель icon Автор(ы): Учащиеся 3 класса (групповой проект) ноу сош «Образовательный...
Марченко Светлана Владимировна, учитель информатики и икт, Тюгаева Ирина Борисовна, учитель начальных классов, Набокова Надежна Михайловна,...
Тема: Учитель icon Урока: урок-закрепление Тема урока: «Books»
«Учитель, скорее назовите эти пять книг!» воскликнул ученик. «Но чтобы понять, что это за книги, продолжил свой урок учитель, тебе...
Тема: Учитель icon Урок литературного чтения в 4 классе Разработчик: Болдырева Надежда...
Тема: Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…» Поэтическая и прозаическая речь
Тема: Учитель icon Тема урока: «Слитное и раздельное написание производных предлогов»
Автор: Смирнова С. А, учитель русского языка и литературы мбоу сош №7 г. Бирска, рб
Тема: Учитель icon Тема: Автор: Абдухаликова Зиярат Надировна
Шахбанова Зайдат Багировна, учитель биологии мбоу «сош №2» городского округа «город Дагестанские Огни»
Тема: Учитель icon Урок музыки в 3 классе (учитель Огнева Т. А.) Тема урока: Урок путешествие «Многоголосие»
Сформировать представление о музыкальном искусстве и музыкальных инструментах
Тема: Учитель icon Урок литературы в 10-м классе (базовый уровень). Тема. «Страстная натура или больная душа?»
Менщикова Татьяна Александоровна, учитель моу гимназии №4г. Канска Красноярского края
Тема: Учитель icon Урока русского языка. Тема. Сложноподчиненные предложения с придаточными...
Цель анализа: проследить, каким образом учитель формирует общеучебные умения и навыки учащихся
Тема: Учитель icon Литература. Класс 6 Тема : Стихотворение С. Есенина «Пороша»
Форма: конференция в форме диалога в режиме «учитель- ученик- ученик», с элементами анализа стихотворения
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции