Опыт применения проектной деятельности во внеклассной работе




Скачать 53.18 Kb.
НазваниеОпыт применения проектной деятельности во внеклассной работе
Дата публикации11.10.2014
Размер53.18 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Литература > Документы
Опыт применения проектной деятельности во внеклассной работе.

(Литературный вечер «Святому братству верен я...», посвящённый 200-летию Царскосельского лицея).

Впервые Литературный вечер «Святому братству верен я …» был поставлен к 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Но выбор темы продиктован не только знаменательной датой. Автор видел свою педагогическую задачу в воспитании определённых нравственных качеств у студентов и развитии эмоциональности и душевной восприимчивости. Обращение к Пушкину поэтому вполне закономерно и всегда своевременно.

Сегодняшнее молодое поколение, когда вновь встал вопрос о чести, справедливости, о судьбе России особенно нуждается в Пушкине. Сам Пушкин своими поступками, отношениями с людьми, самой жизнью подтверждал свои нравственные позиции. Для вечера, посвящённого его памяти, была выбрана тема дружбы и лицейского братства.

По мнению автора, особого внимания в жизни великого поэта заслуживает «лицейский дух» и отношения с друзьями «из детства», где в полной мере сказался талант Пушкина, когда «размолвки дружества» сменяются «сладостью примирения». Это чувство – свойство души богатой, одухотворённой, щедрой и эмоциональной. Оно вызывает ответные сопереживания у каждого, кто прикоснулся к пушкинской судьбе.

И хотя поставлен и проведён он был в формате «литературной гостиной», осталось чувство неудовлетворённости. В постановке этих гостиных не хватало действа. Несколько раз хотелось поставить заново, на сцене. Но сцена требует мастерства другого рода: сценическая речь, умение держать голос на опоре, «полётность» голоса, жестикуляция, движение, вокальное мастерство. Нужен был специалист. И, к счастью, он появился. В колледж пришла работать Анетько В.В.

Идея, ещё раз поставить вечер, хоть и литературный, пришла во время занятий по истории культуры Санкт-Петербурга. Приближалось 200-летие Царскосельского лицея, хотелось выйти «за рамки учебника», объяснить, что значит «дней Александровых прекрасное начало», погрузиться в эпоху, пережить эпизоды дружеских отношений Пушкина с лицеистами, разглядеть талант Пушкина не только в литературе, но и в дружбе.

Перед ребятами, которые согласились участвовать в проекте, были поставлены вопросы:

- Известно, что Александр Горчаков, самый успешный из лицеистов, министр внутренних дел, рискуя не только карьерой, но и головой, пришёл в день восстания на квартиру к Ивану Пущину, принёс ему паспорт и сказал: «Беги, тебя в Кронштате ждёт корабль».

- Почему Пущин отказался?

- Почему он передал Горчакову портфель и просил его сберечь, так как в нём рукописи Пушкина?

Первым этапом работы с группой было чтение. Прочли «Кюхлю» Тынянова, прочли «Жизнь Пушкина. В садах лицея.» М.Басиной, «Пушкинский календарь» Т.Галушко.и др. Рассматривали иллюстрации Виталия Горяева. Итогом этой предварительной работы стало название «Да здравствует лицей!».

Но лицейский период – это первая завязь, зёрнышки дружбы. Автору сценария хотелось рассказать о детской дружбе, которая развилась с годами и стала мужской. И на следующем этапе, когда студенты втянулись в тему, мы стали читать воспоминания современников, письма. Эти свидетельства рассказывали об особых отношениях,выразимых пословицей «Сам погибай, а товарища выручай». Тогда и название окончательно прояснилось – «Святому братству верен я …».

Параллельно шла работа со стихами. Предпочтение отдавалось посланиям, посвящениям, шутливым эпиграммам, стихам или отрывкам, где отразились лицейские годы, их дружеские отношения: размолвки, примирения – «мы чашу дружества нальём и тотчас примиримся».

В процессе работы в сценарии выделились три новеллы: Пушкин – Пущин, Пушкин – Дельвиг и Пушкин – Кюхельбеккер. Решили ничего не сокращать, не упрощать, а подготовить рассказчиков и «героев». С этого момента в постановку включились и другие преподаватели (Гладких. И.И., Коршикова.Е.А., Сахно. А.С.). Они с ребятами шили крылатки, делали цилиндры, подбирали реквизит, делали оконные рамы из бумаги, чтобы стилизовать эпоху. Студенты увидели преподавателей совсем в другом формате. Это уже команда. Учились работать в команде.

Начались репетиции и работа над слайдами. Этот видеоряд и расширил и углубил тему.

Самым трудным этапом была работа с музыкой Георгия Свиридова к повести Пушкина «Метель». Чем обусловлен этот выбор? Разумеется, сама по себе эта музыка имеет огромную эстетическую ценность. Но главное, на наш взгляд, герой её – Пушкин в 30-е годы. Молодой, но уже не тот, иной …

Будущность является мне не в розах, но в строгой наготе своей.

Горести не удивят меня…Всякая радость будет мне неожиданностью.

Из письма Н. Кривцову 1831 г.

«Метель» Г. Свиридова – это не только повести Белкина, это уже женатый Пушкин, его светлое мироощущение, но не юношеское, не лицейское, а выстраданное. Это духовный опыт человека, познавшего и минуты счастья, и превратности судьбы, но не изменившего никогда идеалам юности. («Отзвуки вальса», «Дорога»).

Вспомните, - с чувством, пылко начинается «Вальс»: блеск глаз, живость речи, ожидание счастья…Но вот тема развивается, и это уже не бал, а дорога и думы, думы… - совсем как у Пушкина. А «Романс» ? Музыка опять выходит за рамки повести. Разве в нём судьба полковника Бурмина, над которым так добродушно смеётся Пушкин? Куда вернее это романс о трагичной судьбе так блестяще начавшего свою карьеру Ивана Пущина – «как сильно билось русское сердце при слове отечество!».

А за тревожной мелодией «Тройки» опять всё явственнее и явственнее проступает образ Пушкина и образ России. Тройка… Куда она скачет? В Михайловское? В Болдино? На Чёрную речку?

Если музыка подобрана верно, то она воздействует сильнее и глубже всяких слов – такое уж её свойство. Поэтому музыкальному оформлению придавалось решающее значение.

Для литературного вечера «Святому братству верен я…» также была выбрана мелодия Исаака Шварца из кинофильма «Звезда пленительного счастья». Она очень верно передаёт дух времени и его идеалы.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Но эти мелодии не уживаются вместе. Не хотелось отказываться от музыки И. Шварца. И, наконец, решение было найдено: музыкальными фразами музыки Шварца разрядили «новеллы» и части текста.

Эмоциональное воздействие на участников вечера и зрителей оказывает и оформление зала . В зале – выставка «Друзья, прекрасен наш союз!». На ней портреты лицеистов 1 выпуска. Среди них обязательно портреты Дельвига, Кюхельбеккера, Горчакова, Пущина, Малиновского. В центре – портрет А.С. Пушкина. Между портретами – графика Виталия Горяева, лучшие работы студентов, победителей конкурса «Мой Пушкин». Здесь же книги самого поэта, книги «Друзья Пушкина», «А.С. Пушкин в воспоминаниях современников», «Поэты пушкинской поры». Они же лежали на столике перед участниками, чтобы те могли их использовать непосредственно в ходе своего выступления.

Результатом этого проекта явился не только литературный и музыкальный вечер, посвящённый лицейской дружбе, которую пронесли сквозь годы Пушкин и его друзья, но и сам процесс, в который были вовлечены не только студенты разных курсов и отделений, но и педагоги.

Чему научились студенты?

- студенты обучались взаимодействию в группе, работе в команде;

- развивали умение самовыражения, самопроявления (предлагали свои постановочные ходы), самооценки;

- формировали навыки самостоятельности в практической и волевой сфере (нельзя опоздать на репетицию, нельзя уйти раньше);

- учились мыслить и аргументировать;

- воспитывали в себе целеустремлённость и толерантность, инициативность и творческое отношение к делу;

- учились быть в «роли», учились сценическому поведению;

- кроме всего сказанного, надо отметить, что выход в другую сферу снимает у студента психоэмоциональное напряжение и оказывает оздоравливающее воздействие.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Опыт применения проектной деятельности во внеклассной работе icon3. Методическая разработка одного урока, отражающего опыт применения...
...

Опыт применения проектной деятельности во внеклассной работе iconПедагогический опыт в организации исследовательской и проектной деятельности....
Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно по-настоящему увлечь их предметом исследования

Опыт применения проектной деятельности во внеклассной работе iconПубличный отчет мкоу «Ельцовская средняя общеобразовательная школа»...
Формирование нравственно – патриотического сознания в процессе учебной деятельности и внеклассной работе

Опыт применения проектной деятельности во внеклассной работе iconПрограмма курса по социальной работе отечественный и зарубежный опыт
А. З. Свердлов – доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности

Опыт применения проектной деятельности во внеклассной работе iconВнеурочная деятельность учителя литературы и русского языка в рамках...
Ной работы в школе. Значительное место в общей системе внеклассной работы принадлежит деятельности учителей русской словесности....

Опыт применения проектной деятельности во внеклассной работе iconМетодические рекомендации по организации проектной и исследовательской...
Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в удо

Опыт применения проектной деятельности во внеклассной работе iconПлан заседаний мо учителей географии на 2014/2015 учебный год
Использование информационных технологий на уроках географии и внеклассной работе. (Навахова А. Ш)

Опыт применения проектной деятельности во внеклассной работе icon«Моя родословная» 3 класс
Необходимо продумать программу работы с пытливыми и любознательными школьниками, направленную на подготовку учащихся к исследовательской...

Опыт применения проектной деятельности во внеклассной работе iconДолжностная инструкция заместителя директора по внеклассной работе. 1 общие положения
Заместитель директора школы назначается на должность и освобождается от нее приказом директора школы

Опыт применения проектной деятельности во внеклассной работе iconДоклад учителя экономики Левадней С. В
Проектная деятельность – первые шаги исследователя. Основа проектной деятельности – направленность на результат

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции