Литература эпохи Просвещения. Связь с другими искусствами: «Фауст»




Скачать 150.07 Kb.
Название Литература эпохи Просвещения. Связь с другими искусствами: «Фауст»
Дата публикации 10.10.2014
Размер 150.07 Kb.
Тип Литература
literature-edu.ru > Литература > Литература


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 5-11 классов Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева. – М., Русское слово, 2009. Учителем определено количество часов по разделам программы. В соответствии с государственным стандартом по литературе отведены 2 часа на изучение произведений Г.Р.Державина. Введённая учителем тема в содержании программы подчёркнута. Целостность и содержание курса сохранены полностью.

Рабочая программа соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе.

В содержание курса, кроме разделов и тем, входят перечисление теоретических понятий по предмету, видов связи с другими предметами, краеведение, списки литературы для самостоятельного чтения и учебно-методического обеспечения.

Количество уроков развития речи и внеклассного чтения соответствует рекомендациям филологического кабинета ВИРО.

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение (1 ч.)
Подведение итогов изучения литературы в средних классах. Своеобразие изучения литературы в 9 классе; историко-литературный процесс. Литературные направления, школы, движения. Периодизация литературного процесса. Развитие литературы от устного народного творчества, древнерусской литературы, литературы XVIII к XIX и XX векам. Литература и история; этические и эстетические взгляды.

Теория литературы: литературная ситуация, историко- литературный процесс, литературное направление.

Развитие речи: запись выводов, составление тезисов.

Из зарубежной литературы (5 ч.)
У. ШЕКСПИР (обзор)

Жанровое многообразие драматургии У. Шекспира. Проблематика трагедий. Высокое и низкое, сиюминутное и общечеловеческое, доброе и злое в трагедии «Гамлет». Центральный конфликт пьесы. Образы Гамлета и Офелии в трагедии и русском искусстве XX века.

Теория литературы: трагедия.

Развитие речи: различные типы чтения и пересказа; дискуссия.

Связь с другими искусствами: трагедия «Гамлет» на театральных сценах мира и в кино.

Ж.Б. МОЛЬЕР

Краткие сведения о драматурге. «Высокая комедия» Ж.Б. Мольера (обзор). Тематика и проблематика комедий Мольера. «Мнимый больной»: основной конфликт пьесы; объекты уничтожающего смеха; группировка образов в комедии.

Связь с другими искусствами: комедии Ж.Б. Мольера на сценах русских театров и в кино.

И.В. ГЁТЕ

Краткие сведения о поэте. И.В. Гёте – выдающийся деятель немецкого Просвещения. «Фауст» - вершина философской литературы. Чтение и характеристика отдельных фрагментов трагедии. И.В. Гёте в России.

Теория литературы: литература эпохи Просвещения.

Связь с другими искусствами: «Фауст» в музыке, живописи, кино.
Из древнерусской литературы (2 ч.)
Художественно-литературные памятники Древней Руси. «Слово о полку Игореве»: история написания и публикации, основная проблематика, система образов (образы-персонажи, образ-пейзаж, образы животных); центральная идея, значение «Слова…» в истории русской литературы и культуры. Оригинал и переводы; мысль о единстве Русской земли; сила, героизм, мудрость, верность, любовь к родине. Проблема ответственности за судьбу Руси в «Слове…».

Теория литературы: жанр слова в древнерусской литературе, плач как прием и жанровое образование.

Развитие речи: различные виды чтения, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными фрагментами. Книжная выставка «Слово..» в истории русского книгопечатания».

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «Слово…» в истории русской культуры».

Из литературы XVIII века (4 ч.)
А.Н. РАДИЩЕВ

Основные вехи биографии. «Путешествие из Петербурга в Москву»: «Он бунтовщик хуже Пугачева…» Основная проблематика книги (идеи Просвещения: гуманизм, человеческое достоинство, свобода личности; антикрепостническая направленность «Путешествия…»; человек и государство; писатель и власть).

Теория литературы: жанр путешествия.

Развитие речи: различные виды пересказа и комментария, сочинение по самостоятельно сформулированной теме.

Возможные виды внеурочной деятельности: библиотечный урок Судьба книги «Путешествие из Петербурга в Москву» - по материалам статьи Н.П. Смирнова-Сокольского// Смирнов-Сокольский Н.П. Рассказы о книгах. – М., 1969.

Из литературы XIX века (48 ч.)
А.С. ГРИБОЕДОВ

Основные вехи биографии А.С. Грибоедова: писатель, государственный деятель, дипломат. Комедия «Горе от ума». Творческая история. Личное и социальное в конфликте. Своеобразие языка. Группировка образов. Комедия в истории культуры России. Комедия в русской критике (Гончаров и Писарев о «Горе от ума»). Человек и государство, проблема идеала, нравственная проблематика. Художественное богатство комедии. Современные дискуссии о комедии.

Теория литературы: комедия в стихах, элементы классицизма в комедии («говорящие» фамилии; единство места, времени и действия).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, конкурс на лучшую формулировку темы сочинения, реферат или сочинение-размышление.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, прослушивание «Вальса» А.С. Грибоедова.

Возможные виды внеурочной деятельности: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Дорогами А.С. Грибоедова», дискуссионный клуб: «Актуальна ли сегодня грибоедовская комедия?»

А.С. ПУШКИН

Творческая биография А.С. Пушкина, темы и мотивы лирики, жанровое многообразие лирики, тема поэта и поэзии: «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Арион», «Пророк», «Анчар», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Я вас любил…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»; романтическая поэма «Цыганы». Художественные особенности поэмы – время, пространство, персонажи, язык; основная проблематика поэмы в контексте литературных дискуссий времени. Переход к реализму: «Повести Белкина». Богатство образов и характеров «Повестей…». Центральная проблематика. Пробуждение в читателе «чувств добрых» - нравственная позиция писателя. Реализм прозы А.С. Пушкина.

Роман в стихах «Евгений Онегина»: творческая история, основная проблематика и система образов. Образ автора в романе. «Энциклопедия русской жизни». Художественные открытия в «Евгении Онегине». В.Г. Белинский о романе. Современные дискуссии о романе. Комментарии к роману.

Теория литературы: романтизм, жанровое многообразие творческого наследия поэта, романтический герой, романтическая поэма (повторение, развитие и углубление представлений); реализм.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, подбор эпиграфов к сочинению, цитатный план, письменный отзыв о стихотворении, сочинение с элементами характеристики образно-выразительных средств.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями, рисунки А.С. Пушкина.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Дорогами поэта».

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Любимое стихотворение А.С. Пушкина», литературный вечер «Мой Пушкин», читательская конференция «Венок Пушкину».
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Творческая биография М.Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов и А.С. Пушкин: стихотворение «Смерть поэта». Образ поэта в представлении М.Ю. Лермонтова: стихотворение «Поэт». Темы и мотивы лирики: «Нет, я не Байрон…», «Я жить хочу…», «Пророк», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Три пальмы», «И скучно и грустно», «Дума», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»).

Роман «Герой нашего времени»: обсуждение первичных представлений; сюжет, фабула, композиция. Гражданская активность и смысл жизни, светская жизнь и светские представления, позиция писателя. Внутренняя связь проблематики романа с лирикой поэта. Художественное совершенство романа. Печорин и другие персонажи. Место и роль двух предисловий. Идейно-композиционное значение главы «Фаталист». В.Г. Белинский о романе.

Теория литературы: романтическое движение в литературе, лирический персонаж и лирический герой, фабула.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, подбор эпиграфов к сочинению, цитатный план, письменный отзыв о стихотворении, сочинение с элементами характеристики образно-выразительных средств.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова».

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю. Лермонтов – художник»; вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи Лермонтова»; читательская конференция «Венок Лермонтову».

Н.В. ГОГОЛЬ

Творческая биография Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» (главы из поэмы): образы помещиков, новый тип героя, отношение писателя к изображаемым явлениям, помещичий и чиновничий быт в изображении Н.В. Гоголя, художественное своеобразие произведения.

Теория литературы: развитие реализма.

Развитие речи: различные виды пересказа, составление словаря языка персонажа, составление тезисов, сочинение с элементами характеристики художественно-выразительных средств.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин», вечер в литературной гостиной «Гоголь шутит, Гоголь смеется, Гоголь…» (учащиеся сами добавляют недостающее слово к теме вечера), защита рефератов по теме «Биография и творчество Н.В. Гоголя».

Ф.И. ТЮТЧЕВ

Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики: «С поляны коршун поднялся…», «Как весел грохот летних бурь…» и три стихотворения по выбору. Вечные темы и мотивы, нравственная позиция поэта, лирика размышлений и философская лирика. Художественное своеобразие стихотворений.

Теория литературы: философская лирика.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: Тютчев в музыке.

А.А. ФЕТ

Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики. Лирика любви, природа и человек: «Какая ночь!..», «Я тебе ничего не скажу…», «Какая грусть!..». Художественное своеобразие стихотворений.

Теория литературы: медитативная лирика.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: час эстетического воспитания «Песни и романсы на стихи Ф.И. Тютчева и А.А. Фета».

Н.А. НЕКРАСОВ

Творческая биография Н.А. Некрасова. Отражение в лирике гражданской позиции и взглядов революционной демократии: «Памяти Добролюбова».

Теория литературы: гражданская лирика.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ

Основные вехи биографии. Роман «Бедные люди»: материальное и духовное в повести, характеристика образов повести, позиция писателя. Развитие темы «маленького человека». Ф.М. Достоевский и Н.В. Гоголь.

Развитие речи: различные виды пересказа, сочинение с элементами сопоставления, например: «Маленький человек» в изображении Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского».

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Основные вехи биографии. Автобиографическая проза: повесть «Юность». Нравственные идеалы, мечты и реальность, становление личности, основные приемы создания образа.

Развитие речи: различные виды пересказа, сложный план, устное сочинение, формулировка тем сочинений учащимися.


Из литературы XX века (18 ч.)
Своеобразие литературного процесса первой четверти XX века (реализм, авангардизм, модернизм).

М. ГОРЬКИЙ

Основные вехи биографии. Своеобразие прозы раннего М. Горького. Рассказы: «Челкаш», «Двадцать шесть и одна» или «Супруги Орловы» - по выбору. Основной конфликт: люди «дна» и проблема человека и человеческого; художественная идея. «Песня о Буревестнике».

Теория литературы: романтическое и реалистическое движение, новый тип героя.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, сложный план характеристики персонажа.


Из поэзии Серебряного века
Многообразие поэтических голосов эпохи (стихи А. Блока, С Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…», В. Маяковского, М. Цветаевой, Н. Гумилева, А. Ахматовой). Основные темы и мотивы.

Теория литературы: авангардизм, модернизм, фольклор и литература.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, цитатный или тезисный план к устному сочинению, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей, записей мастеров художественного слова, авангардизм и модернизм в живописи, музыка на стихи поэтов Серебряного века, поэты Серебряного века в живописи; творческие работы учащихся (конкурс художников-иллюстраторов).

Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания, литературный вечер, устный журнал, предметная неделя и др.

Краеведение: заочные литературные экскурсии, написание и защита рефератов, литературный вечер.

М.А. БУЛГАКОВ

Основные вехи биографии. Повесть «Собачье сердце». Основная проблематика и образы. Литература и история; нарицательный персонаж (Шариков, Швондер). Предшественники булгаковских персонажей в русской литературе XIX века. Пафос произведения и авторская позиция.

Теория литературы: сатира, сарказм.

Развитие речи: различные виды пересказа, сочинение в виде развернутой рецензии.

Связь с другими искусствами: М.А. Булгаков и театр, произведения Булгакова на киноэкране (викторины, выставки).

«Война. Жесточе нету слова…»

М.А. ШОЛОХОВ

Основные вехи биографии. Русский характер в изображении М. Шолохова. Рассказ «Судьба человека»: образы, роль сюжета и композиции в создании художественной идеи. Проблемы человека на войне; долг, любовь, сострадание, добро на страницах рассказа. Связь рассказа «Судьба человека» с военным очерком «Наука ненависти».

Развитие речи: различные виды пересказа; цитатный план, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: экранизация художественного произведения, работа с иллюстрациями.

В.В. БЫКОВ

Основные биографические сведения. Тема войны в творчестве писателя. «Альпийская баллада». Проблематика повести. Любовь и война. Образы Ивана и Джулии.

Связь с другими искусствами: произведения В.В. Быкова в кинематографе.

Возможные виды внеурочной деятельности: устный журнал «А на войне, как на войне…» (проза В.В. Быкова на экране).

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Сведения о поэте. Военная тема в лирике А.Т. Твардовского: «Я убит подо Ржевом», «Лежат они, глухие и немые…». Мотивы исторической и человеческой памяти в послевоенной лирике на военную тему. Художественное своеобразие лирики Твардовского о войне.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, цитатный план.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Мои любимые стихи А.Т. Твардовского»

А.И. СОЛЖЕНИЦЫН

Основные вехи биографии писателя. А.Т. Твардовский в творческой судьбе А.И. Солженицына. Рассказ «Матренин двор». Творческая история произведения. Реалии и обобщение в рассказе. Традиции Н.А. Некрасова в «Матренином дворе». Образы Матрены и рассказчика. Самостоятельный анализ рассказа «Как жаль».

Теория литературы: реальное и символическое.

Развитие речи: тезисы для выступления по теме «Традиции Н.А. Некрасова в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор».

Связь с другими искусствами: иллюстрации к рассказу.

Краеведение: годы жизни на рязанской земле.


АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ
Авторская песня – новое явление в русской поэзии XX века. Судьбы российских бардов. Основные темы и мотивы авторской песни.

Военная тема в поэзии Б.Ш. Окуджавы и В.С. Высоцкого.

Развитие речи: дискуссия; сообщения; составление сценария литературно-музыкальной композиции.

Связь с другими искусствами: авторская песня на эстраде и телевидении; сценическая и театральная судьба В. Высоцкого.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературно-музыкальная композиция; поэтический театр; литературный вечер.
Для заучивания наизусть
Г.Р. Державин. Стихотворения: «Признание», «Река времен»

А.С. Грибоедов. «Горе от ума» (отрывок по выбору).

А.С. Пушкин. Одно из стихотворений.

М.Ю. Лермонтов. Одно из стихотворений.

Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Н.А. Некрасов. Два-три стихотворения – по выбору.

А.А. Блок, С.А. Есенин, М.И. Цветаева, А.А. Ахматова, А.Т. Твардовский. По одному стихотворению – по выбору.

Для домашнего чтения
Из литературы XIX века

М.В. Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величии…»

А.С. Пушкин. «К портрету Жуковского», «Вольность», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обманет…», «Ты и вы», «Цветок», «Анчар», «Поэт», «Бахчисарайский фонтан».

М.Ю. Лермонтов. «Поцелуями прежде считал…», «Нищий», «Я не хочу, чтоб свет узнал…», «Расстались мы…», «Есть речи…», «Предсказание», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»).

Н.В. Гоголь. «Женитьба», «Портрет».

Ф.И. Тютчев. «Цицерон», «Осенний вечер», «Еще томлюсь тоской желаний…», «Над этой темною толпою…», «Она сидела на полу…».

Н.А. Некрасов. «Я не люблю иронии твоей…», «Ты всегда хороша несравненно», «Кому на Руси жить хорошо» (глава «Крестьянка»).

Ф.М. Достоевский. «Белые ночи».

А.П. Чехов. «Душечка», «Дама с собачкой».

И.А. Бунин. «Жизнь Арсеньева. Юность» (книга первая).

А.А. Блок. «Россия», «Скифы».

М.А. Шолохов. «Донские рассказы».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ДЕВЯТИКЛАССНИКОВ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия;


уметь

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

  • давать характеристику героев;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выделять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произведения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- Выразительное чтение.

- Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

- Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

- Анализ и интерпретация произведения.

- Составление планов и написание отзывов о произведениях.

- Написание изложений с элементами сочинения.

- Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

- Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


по литературе
Класс 9

Учитель Потапова Татьяна Николаевна

Количество часов

Всего 102 часа; в неделю 3 часа.

Из них: развитие речи 12 часов; внеклассное чтение 12 часов.
Планирование составлено на основе программы по литературе. 9 класс. Авторы – составители С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – М., Русское слово, 2009.
Учебник Литература. 9 класс. С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. – М., Русское слово, 2010.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература эпохи Просвещения. Связь с другими искусствами: «Фауст» icon Литература как наука и ее связь с другими науками
Определяя уровень развития науки о литературе в целом и способствуя росту ее профессионализма, теория литературы предстает "наукой...
Литература эпохи Просвещения. Связь с другими искусствами: «Фауст» icon Литература первой половины XIX века
Знать основные темы и проблемы русской литературы XIX века; понимать связь художественной литературы с общественными событиями эпохи....
Литература эпохи Просвещения. Связь с другими искусствами: «Фауст» icon К онтрольные вопросы 26
Возникновение науки об управленческих решениях и ее связь с другими науками об управлении
Литература эпохи Просвещения. Связь с другими искусствами: «Фауст» icon Конспект открытого (бинарного) урока по истории и литературе в 7...
Тема: «Эпоха Просвещения: общество, власть, церковь. Идеи Просвещения в трудах Вольтера, Дидро, А. Платонова»
Литература эпохи Просвещения. Связь с другими искусствами: «Фауст» icon Игра в бисер Издательство "Художественная литература", Москва, 1969
Игра в бисер. Не дело, а игра в пустые стекляшки. Ведь не что иное, как духовные устремления ученых и художников, их штудии, их занятия...
Литература эпохи Просвещения. Связь с другими искусствами: «Фауст» icon Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его роль...
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Струнные инструменты»
Литература эпохи Просвещения. Связь с другими искусствами: «Фауст» icon Ж. Б. Мольер «Мнимый больной» И. В. Гёте «Фауст»

Литература эпохи Просвещения. Связь с другими искусствами: «Фауст» icon У всякой эпохи свои задачи Евгений Бекметов
Карагандинской области. А после переезда в Россию – от директора школы до начальника отдела департамента образования правительства...
Литература эпохи Просвещения. Связь с другими искусствами: «Фауст» icon Григорий Соломонович Померанец Следствие ведет каторжанка
Шатуновской — легендарной героиней Бакинской коммуны, с юных лет готовой жертвовать собой во имя идеи народного блага, человека огромной...
Литература эпохи Просвещения. Связь с другими искусствами: «Фауст» icon Рабочая программа курса по выбору " Геометрические построения на...
Постулаты геометрических построений. Связь конструктивной теории геометрических построений с другими разделами математики. Роль геометрических...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции