Скачать 195.62 Kb.
|
РАЗДЕЛ 1. Данная рабочая программа по литературе для 9 группы создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по литературе (Москва, Дрофа, 2007г) и авторской программы по литературе для 5-11 кл. общеобразовательной школы/ Авт.-сост. : Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 3-е изд.- М.: «Русское Слово». Учебник: Литература. 9 класс. Часть 1, 2. Под редакцией С.А. Зинин, В.И. Сахаров– М.:, Русское слово, 2008 год Основными целями обучения в организации учебного процесса в 9 классе:
Данные цели обуславливают решение следующих задач:
Программа включает следующие разделы:
Программа по литературе для 5-11 кл. общеобразовательной школы/ Авт.-сост. : Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 3-е изд.- М.: «Русское Слово» рассчитана на 3 часа в неделю- 102 часа за год, в учебном плане школы на предмет «литература» дается 1 час в неделю- 68 часов в год. РАЗДЕЛ 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 9 класс Введение Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные литературные направления XVIII—XIX и XX веков. Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные » темы и мотивы. Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательского опыта. Из древнерусской литературы Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме. Опорные понятия: слово как жанр древнерусской литературы, рефрен, психологический параллелизм. Развитие речи: устное сообщение, сочинение. Внутрипредметные связи: «Слово...» и традиции былинного эпоса. Межпредметные связи: художественные и музыкальные интерпретации «Слова...». Из литературы XVIII века Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова. Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин). Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями). Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка. Опорные понятия: теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм как литературные направления. Развитие речи: чтение наизусть, доклады и рефераты. Внутрипредметные связи: традиции западноевропейского классицизма в русской литературе XVIII века. Межпредметные связи: классицизм в живописи и архитектуре. Литература первой половины XIX века Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века. Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме. Опорные понятия: романтизм как литературное направление, романтическая элегия, баллада. Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту. Внутрипредметные связи: романтизм в русской и западноевропейской поэзии. Межпредметные связи: романтизм в живописи и музыке. А.С. ГРИБОЕДОВ Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»). Опорные понятия: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог. Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спектакль. Внутрипредметные связи: черты классицизма и романтизма в «Горе от ума». Межпредметные связи: музыкальные произведения А.С. Грибоедова, сценическая история комедии «Горе от ума». А.С. ПУШКИН Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений. «Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе. Опорные понятия: романтическая поэма, реализм, пародия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступление. Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, письменный анализ стихотворения, сочинения различных жанров. Внутрипредметные связи: творчество А.С. Пушкина и поэзия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине». Межпредметные связи: графические и музыкальные интерпретации произведений А.С. Пушкина. М.Ю. ЛЕРМОНТОВ Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина». «Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой » как главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе. Опорные понятия: байронический герой, философский роман, психологический портрет, образ рассказчика. Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопоставительный анализ стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно-критической статьи. Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей. Межпредметные связи: живописные, графические и музыкальные интерпретации произведений М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» в театре и кино. Н.В. ГОГОЛЬ Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сю-жетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода. Опорные понятия: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть. Развитие речи: пересказ с элементами цитирования, сочинение сопоставительного характера. Внутрипредметные связи: Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе. Межпредметные связи: поэма «Мертвые души» в иллюстрациях художников (А. Агин, П. Боклевский, Кукрыниксы). Литература второй половины XIX века (Обзор с обобщением ранее изученного) Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—1890-х годов. Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»). Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета). Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра. Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»). Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия. Из литературы XX века (Обзор с обобщением ранее изученного) Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, Л. Куприн). Драма М. Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»). Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака). Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза М. Шолохова, А. Толстого, М. Булгакова). Литературный процесс 50—80-х годов (проза В. Распутина, В. Астафьева, В. Шукшина, А. Солженицына, поэзия Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (произведения В. Астафьева, В. Распутина, Л. Петрушевской, В. Пелевина и др., лирика И. Бродского, О. Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации. Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение, традиции и новаторство. Межпредметные связи: музыка, живопись, кино в контексте литературной эпохи. Для заучивания наизусть М.В. Ломоносов. Одно из стихотворений (по выбору). Г.Р. Державин. Одно из стихотворений (по выбору). К.Н. Батюшков. Одно из стихотворений (по выбору). В.А. Жуковский. Одно из стихотворений (по выбору). А.С. Грибоедов. «Горе от ума » (отрывок по выбору). А.С. Пушкин. 3—5 стихотворений (по выбору). М.Ю. Лермонтов. 3—5 стихотворений (по выбору). Для домашнего чтения Из литературы первой половины XIX века А.С. Пушкин. «К портрету Жуковского», «Вольность», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обманет...», «Ты и вы», «Цветок», «Поэт», «Бахчисарайский фонтан». М.Ю. Лермонтов. «Поцелуями прежде считал...», «Нищий», «Я не хочу, чтоб свет узнал...», «Расстались мы...», «Естьречи...», «Предсказание», «Молитва». Н.В. Гоголь. «Женитьба», «Портрет». Из литературы второй половины XIX—XX века См. обзорные темы. РАЗДЕЛ 4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА В результате изучения литературы ученик должен: знать/понимать:
уметь:
•сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Важнейшими умениями в 9 классе являются следующие:
— умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ:
РАЗДЕЛ 5 Основные виды устных и письменных работ по литературе в 5—9 классах Устно Правильное, беглое и выразительное чтение художественных, учебных и научно-популярных текстов, в том числе и выученных наизусть. Пересказ художественных произведений (подробный, краткий, выборочный, от другого лица, художественный — с максимальным использованием особенностей текста). Устное словесное рисование. Устное сочинение-рассуждение, сочинение-описание по изучаемому произведению. Характеристика героев (индивидуальная, сравнительная, групповая). Рассказ о писателе, о художнике-иллюстраторе на основе рассказа учителя, статьи учебника, самостоятельного чтения дополнительной литературы. Отзыв о прочитанном самостоятельно литературном произведении, просмотренном кинофильме, спектакле, телепередаче, прослушанной звукозаписи, об актерском или авторском чтении. Сочинение-рассказ о посещении выставки, экскурсии, музея; индивидуальное творческое задание — создание стихотворения, спектакля, прозаического или стихотворного произведения (басни, былины, сказки, рассказа, инсценировки и пр.). Письменно Пересказ художественного произведения или отзыв о нем (изложение). Сочинение-рассуждение по изучаемому произведению. Развернутый ответ на вопрос, написание тезисов. Проблемная характеристика героя (индивидуальная, сравнительная, групповая). Составление плана (простого, сложного, цитатного) прочитанного произведения или собственного высказывания. Отзыв о самостоятельно прочитанной книге, просмотренном спектакле, кинофильме, телепостановке. Сочинение на основе личных наблюдений. Доклад или реферат на литературную тему. Конспект, план исторической статьи. Работы творческого характера (рассказы, очерки, стихотворения и пр.). РАЗДЕЛ 6. Таблицы Теория литературы
Электронные пособия Литература
РАЗДЕЛ 7.
Интернет-ресурсы: http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений http://www.ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ) http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование» http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования. http://www.pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет. РАЗДЕЛ 8. |
Рабочая программа по литературе для 11 класса на 2012-2013 учебный год Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы/ авт сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. М.: Ооо... |
Пояснительная записка к программе по литературе Данная программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт сост. Г.... |
||
Рассмотрена Согласовано «Утверждаю» Программа по литературе для 5—11 классов общеобразовательной школы / авт сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. — 6-е изд.... |
Рабочая программа По предмету: Литература Программа: Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт сост.: Меркин Г. С., Зинин С. А., Чалмаев В.... |
||
Пояснительная записка Данная рабочая программа по литературе для... Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ Авт сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. – 2-е изд.... |
Пояснительная записка к программе по литературе Данная программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт сост. Г.... |
||
Пояснительная записка к программе по литературе Данная программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт сост. Г.... |
Программа по литературе для 5 11 классов общеобразовательной школы/... Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества |
||
Решением педсовета: протокол №1от 30 августа 2011 Программа разработана на основе авторской программы по по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт сост. Г. С.... |
Календарно-тематическое планирование по литературе Классы 11-е Планирование составлено на основе Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт. – сост. Г. С. Меркин,... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |