Дата
| № урока
| Тема урока
| Цели урока
| Компетенции
| Домашнее задание
|
| 1
| Введение. Русская литература и русская история на рубеже веков (конец XVIII – начало XIX века)
| Дать общее представление о развитии исторического и литературного процесса конца XVIII – начала XIX века; познакомить учащихся с лучшими представителями русского искусства.
| Знать, как проходило развитие исторического и литературного процесса на рубеже веков.
Уметь составлять план и тезисы.
| Ответить на вопросы с.8
|
| 2-3
| Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление и развитие реализма
| Познакомить учащихся с основными особенностями классицизма, сентиментализма и романтизма как активно борющихся литературных направлений.
| Знать литературные направления, их основные признаки, представителей.
Уметь конспектировать.
| Ответить на вопросы
|
| 4-5
| Гавриил Романович Державин. Краткая характеристика творчества поэта
| Дать краткую характеристику творчества Г.Р. Державина; помочь учащимся почувствовать новаторский характер лирики.
| Знать биографию Державина Г.Р.
Уметь выразительно читать.
| Чтение стихотворений Г.Р. Державина; чтение элегий Жуковского
|
| 6-7
| В.А. Жуковский. Краткая характеристика творчества поэта
| Пробудить интерес учащихся к личности В.А. Жуковского, его общественной и педагогической деятельности.
| Знать биографию Жуковского В.А., темы его творчества.
Уметь анализировать стихотворения.
| «Певец во стане русских войнов». Чтение, анализ.
«Эолова арфа». Чтение, анализ
|
| 8
| Произведения В.А. Жуковского «Певец во стане русских воинов», «Эолова арфа»
| Расширить представление учащихся о творчестве В.А. Жуковского путем знакомства с лучшими произведениями поэта.
| Уметь выделять ведущие идеи произведения.
| Прочитать стихотворения Жуковского «Море», «Вечер»
|
| 9
| Творческая работа. Анализ стихотворений В.А. Жуковского «Море», «Вечер»
| Обобщить изученное по теме; развивать умение анализировать лирические произведения.
| Уметь анализировать стихотворения, отвечать развернуто на вопросы.
| Ответить на вопросы к зачету
|
| 10
| Устный зачет по творчеству Г.Р. Державина и В.А. Жуковского
| Сообщение по биографии Пушкина
|
| 11-12
| «Вся жизнь – один прекрасный миг» (Александр Сергеевич Пушкин. Личность поэта. Основные этапы жизненного и творческого пути)
| Рассказать об основных этапах жизненного и творческого пути; выяснить отношение к поэту правящих кругов и причину его трагической гибели.
| Знать биографию А.С. Пушкина, его произведения.
| Сообщение о дуэли и смерти А.С. Пушкина; выучить (на выбор) стихи – отклики на смерть Пушкина
|
| 13
| Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина
| Показать необыкновенную разносторонность пушкинской лирики, многообразие ее тем, жанров, настроений.
| Знать основные темы и жанры лирики А.С. Пушкина.
Уметь выразительно читать.
| Выучить наизусть «К Чаадаеву»
|
| 14-15
| Патриотические и вольнолюбивые стихи А.С. Пушкина
| Показать идейную близость Пушкина к декабристам; донести до сознания учащихся идейное и эмоциональное содержание стихотворений.
| Уметь выразительно читать (наизусть), анализировать стихотворения.
| Выучить наизусть стихотворение А.С. Пушкина «Анчар»; письменный анализ лирического произведения
|
| 16
| «Я гимны прежние пою» (А.С. Пушкин)
| Прочитать стихи
|
| 17
| А.С. Пушкин – певец русской природы
| Расширить представление учащихся о творчестве Пушкина путем знакомства с пейзажной лирикой.
| Сообщение «Значение дружбы в жизни Пушкина»
|
| 18
| Стихи А.С. Пушкина о дружбе и любви
| Помочь почувствовать лиризм стихотворений о дружбе и друзьях; рассказать об адресатах пушкинской лирики.
| Знать друзей Пушкина, об их роли в жизни Пушкина.
Уметь выразительно читать.
| Подготовить выразительное чтение стихотворения «Вновь я посетил…»
|
| 19
| Мотивы смерти и бессмертия в лирике А.С. Пушкина
| Охарактеризовать взгляды Пушкина на задачи поэзии и поэта в жизни общества; углубить представление о философской лирике.
| Уметь выразительно читать (наизусть), анализировать стихотворения.
| Выучить наизусть стихотворение «Памятник»
|
| 20
| Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Творческая история романа
| Рассказать учащимся о творческой истории романа; дать представление об особой форме стихотворной строфы.
| Знать творческую историю романа, героев романа, «онегинскую строфу».
Уметь анализировать главы романа.
| Чтение глав 1 и 2
|
| 21
| «Плоды ума холодных наблюдений и сердца горестных замет» (А.С. Пушкин)
| Знакомство с содержанием глав романа, комментирование отдельных строф.
| Знать роль каждой главы в развитии сюжета.
Уметь отвечать на вопросы.
| «Письмо Онегина» наизусть
|
| 22
| Онегин – «лишний человек»
| Обобщить знания учащихся об Онегине; показать причины трагедии Евгения Онегина.
| Знать основные этапы жизненного пути Онегина, понятие «лишний человек».
Уметь показать свое отношение к герою.
| Выписать цитаты к образу Татьяны Лариной
|
| 23
| Татьяна Ларина – любимая героиня Пушкина
| Углубить представления учащихся о главной героине романа.
| Знать основные этапы жизненного пути Татьяны.
| Сообщение
|
| 24
| Широта изображения русской действительности в романе «Евгений Онегин»
| Обобщить и углубить знания учащихся о романе «Евгений Онегин».
| Знать роман.
Уметь анализировать текст.
| Прочитать статью о романе, подготовиться к сочинению
|
| 25
| Контрольное сочинение по творчеству А.С. Пушкина
| Закрепить и обобщить пройденный материал.
| Знать пройденную тему.
Уметь применять полученные знания на практике.
|
|
| 26
| Михаил Юрьевич Лермонтов – гордость и слава русской поэзии
| Охарактеризовать эпоху 30-х годов XIX века; пробудить интерес учащихся к личности и творчеству М.Ю. Лермонтова.
| Знать биографию М.Ю. Лермонтова, ранее пройденные произведения.
| «Смерть поэта» наизусть
|
| 27
| Основные темы и мотивы в лирике М.Ю. Лермонтова. Тема родины
| Познакомить учащихся с основными темами и мотивами в лирике М.Ю. Лермонтова.
| Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.
| Читать стихи Лермонтова о любви
|
| 28
| Мотивы свободы и одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова. Любовная лирика
| Продолжить знакомство со стихотворениями Лермонтова; уточнить представления учащихся о лирическом герое лермонтовской поэзии; познакомить с интимной лирикой поэта.
| Знать понятие «лирический герой», основные темы и мотивы в лирике поэта.
Уметь выразительно читать.
| Выучить наизусть стихотворение (на выбор), дать анализ
|
| 30
| М.Ю. Лермонтов о роли поэта и поэзии в жизни общества
| Помочь учащимся осмыслить взгляды Лермонтова на назначение поэзии; рассмотреть содержание, идею, композицию стихотворения «Поэт»
| Уметь анализировать стихотворения.
| Сочинение по лирике М.Ю. Лермонтова
|
| 31
| Идейный замысел романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Жанр и композиция
| Рассказать об идейном замысле романа «Герой нашего времени» и об откликах на выход произведения.
| Знать особенности композиции романа.
Уметь выявлять разницу между хронологическим и композиционным порядком.
| Читать повести «Белла», «Максим Максимыч», составить план
|
| 32
| «Странный человек» Печорин («Белла», «Максим Максимыч»)
| Заинтересовать учащихся содержанием повестей «Белла», «Максим Максимыч»; выяснить особенности сюжета, композиции, жанра.
| Уметь пересказывать текст, анализируя его эпизоды.
| Чтение, пересказ, сюжет повести «Тамань».
|
| 33
| Печорин в «кругу честных контрабандистов» («Тамань»)
| Заинтересовать учащихся романтическим сюжетом повести «Тамань»; обратить внимание на необычность композиции повести и ее роль в раскрытии характера главного героя.
| Уметь кратко пересказывать текст, выявлять основные черты характера героя.
| Чтение повести «Княжна Мэри»
|
| 34
| «История жизни Печорина, написанная им самим» («Княжна Мэри»)
| Рассмотреть конфликт Печорина с окружающей его дворянской средой, показать неизбежность его столкновения.
| Уметь развернуто отвечать на вопросы.
| Чтение главы «Фаталист»
|
| 35
| «…Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает» (повесть «Фаталист»)
| Определить основную мысль повести «Фаталист»; углубить представления учащихся о характере, поведении и поступках главного героя.
| Уметь выступать с докладами и сообщениями.
| Образ Печорина
|
| 36
| «Целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку» (образ Печорина)
| Помочь учащимся осмыслить характер главного героя, понять драму незаурядной личности; подготовить к домашнему сочинению.
| Уметь составлять план, делать выводы по прочитанному произведению.
| Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова
|
| 37
| Очерк жизни и творчества Н.В. Гоголя
| Вызвать интерес к личности и творчеству Н.В. Гоголя; расширить представления учащихся о ранее изученных произведениях Гоголя.
| Знать биографию Гоголя.
Уметь выступать с сообщениями.
| Прочитать «Петербургские повести»
|
| 38
| Н.В. Гоголь. «Петербургские повести»
| Расширить знания учащихся о творчестве Гоголя путем знакомства с произведениями из сборника «Арабески».
| Знать, что значит тема «маленький человек», наиболее характерные художественные приемы, своеобразные писательской манере Гоголя.
| Чтение «Мертвых душ» (1-я глава)
|
| 39
| «Мне хочется…показать хотя бы с одного боку всю Русь». Творческая история «Мертвых душ».
| Рассказать о возникновении замысла поэмы «Мертвые души» и его осуществлении; выяснить первоначальные впечатления учащихся о прочитанных главах.
| Знать историю создания поэмы.
| Прочитать 2, 3 главы поэмы «Мертвые души»
|