Учебник «Музыка 4 класс»




Скачать 100.11 Kb.
Название Учебник «Музыка 4 класс»
Дата публикации 10.10.2014
Размер 100.11 Kb.
Тип Учебник
literature-edu.ru > Литература > Учебник
Муниципальное общеобразовательное учреждение -

«Средняя общеобразовательная школа № 49 г. Белгорода

с углублённым изучением отдельных предметов»


Интегрированный урок музыки, литературного чтения, окружающего мира с элементами театрализации

«М. И. Глинка – великий русский композитор 19 века»

Учитель музыки Беседина Г. А.


г. Белгород

2011 год

Тема: М. И. Глинка – великий русский композитор 19 века
Цели: создать условия для знакомства учащихся с творчеством великого русского композитора 19 века – М. И. Глинки, дать представление об операх «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», истории их создания, показать взаимосвязь музыки и литературы; способствовать расширению кругозора учащихся, обогащению словарного запаса, развитию устной речи, памяти, восприятия; содействовать воспитанию интереса к классической музыки, литературе, историческому прошлому России.
Оборудование: учебник «Музыка 4 класс» (ред.Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной), портреты композитора, репродукции с видами Большого театра( 1856г, начало ХХ века, конец ХХ века); музыкальные словарики, мультимедийная аппаратура, музыкальное сопровождение: Увертюра к опере «Руслан и Людмила», Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила», хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин», « Вальс– фантазия для фортепиано», кроссворды и тесты (по группам), грамоты победителям, костюмы для сценок, объявление.

Ход урока:


  1. Организационный момент ( дети рассаживааются за столами группами, «артисты» располагаются так, чтобы удобно было выйти на «сцену», на «сцене» - столик, на нём свечи)

Учитель: Я рада приветствовать вас в нашей музыкальной гостиной! Вы уже поняли, что сегодня у нас необычный урок, он пройдет не в классе, а в музыкальной гостиной известной графини Растопчиной, у которой часто бывали известные нам музыканты, поэты… Давайте прочитаем отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»

  1. Проверка домашнего задания (чтение наизусть отрывка « У лукоморья дуб зеленый…» из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»)

  2. Сообщение темы и целей урока


Учитель: А. С. Пушкина называют солнцем русской поэзии. А что вы знаете о поэте? Какие произведения читали? (выслушиваются ответы детей)

Имя великого русского поэта тесно связано с темой нашего урока – «М. И. Глинка –великий русский композитор 19 века». Какие цели вы могли бы поставить перед собой? Что вы хотели бы узнать? (выслушиваются ответы детей)

То есть вы бы хотели побольше узнать о жизни и творчестве великого русского композитора, послушать его музыку, окунуться в атмосферу 19 века, также мы побываем на открытии Большого театра, в музыкальной гостиной графини Растопчиной, поработаем в группах, проведём музыкальную викторину, будем отвечать на вопросы тестов, узнаем много нового и интересного, а самое главное – выясним, каким образом творчество А. С. Пушкина связано с темой нашего урока.



  1. Знакомство с новым материалом


Учитель: Скажите, какой век называют «золотым веком русской культуры» и почему? Назовите представителей этого времени…(ответы детей)

(19 в., потому что в 19 веке жили и творили много гениальных людей: писатели, поэты, композиторы, архитекторы, художники – Пушкин, Толстой, Лермонтов, Жуковский, Глинка, Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков, Левитан, Шишкин, Брюллов и др.)

Учитель: Да, культура того времени преуспела во многом: в литературе и музыке, живописи и архитектуре…

А М.И. ГЛИНКА своим творчеством открыл ЭПОХУ русской классической музыки. Ещё при жизни композитора его имя было покрыто немеркнущей славой. М.И.Глинка навсегда останется ПЕРВЫМ РУССКИМ КОМПОЗИТОРОМ МИРОВОГО ЗНАЧЕНИЯ!
Учитель: Давайте перелистаем годы его жизни
(Звучит «Вальс – фантазия для фортепиано», на его приглушённом фоне подготовленные дети наизусть рассказывают биографию композитора)
1) М.И. Глинка родился 20 мая 1804 г. в селе Новоспасском Смоленской губернии. Первые годы он провёл в имении отца – капитана в отставке. Здесь он узнал и полюбил народные песни, сказки…

2) 1812г. Спасаясь от армии Наполеона, семья покинула своё имение и переехала в дом дяди Глинки, где Миша учился играть на флейте и скрипке у крепостных музыкантов, обнаружив хорошие способности к музыке, языкам, рисованию.

3)1817г. Миша учится в благородном пансионе при Главном педагогическом институте в Петербурге. Его преподавателем был Куницын – один из любимых преподавателей А. С. Пушкина. Учился он вместе с младшим братом А. Пушкина – Лёвушкой, тогда же познакомился и с самим поэтом, который часто… «хаживал к нам в пансион к брату своему»

4) По окончании пансиона Михаил Иванович становится чиновником Главного Управления путей сообщения, но вскоре выходит в отставку. В Петербурге он знакомится с выдающимися людьми того времени: Дельвигом, Жуковским, Грибоедовым и другими. Он автор уже известных пьес, романсов.

5)В 1830 году Глинка уезжает в Италию, чтобы «усовершенствоваться в искусстве». Там он знакомиться с певцами и композиторами, часто бывает в опере. Прожив 4 года в Италии, уезжает в Германию.

6) В Берлине Глинка берет уроки у известного теоретика музыки, пишет романсы. Возвратившись на родину, он приступает к работе над оперой «Иван Сусанин», позднее у оперы будет другое название – «Жизнь за царя».

7) В течение 3 последующих лет Глинка работает капельмейстером в Придворной певческой капелле. Он начинает сочинять сказочно-эпическую оперу на сюжет поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила». Тогда же Михаил Иванович пишет известные романсы: «Я помню чудное мгновенье», « Сомнение», «Ночной смотр», «Вальс-фантазию для фортепиано».

8)В 1842 году состоялась премьера оперы «Руслан и Людмила». Последние годы жизни М.И. Глинка проводил то на родине, то за границей: в Варшаве, Париже, Берлине. Он много работал, много писал для своей племянницы Оленьки…1857 год стал для Михаила Ивановича последним…

Учитель: Но и сейчас, спустя 150 лет после его смерти, мы не перестаём восхищаться, слушая гениальную музыку великого русского композитора, а все ведущие оперные театры мира считают за честь поставить на своей сцене его бессмертные произведения. Похоронен М. И. Глинка в С – Петербурге, в Александро – Невской лавре…

(музыка заканчивается)

Учитель: А теперь мысленно перенесёмся в музыкальную гостиную графини Растопчиной… Здесь собираются очень известные люди, часто бывает и господин Глинка…

(дети занимают свои места на «сцене»: 3 «дамы» за столиком, М. И. Глинка и «репортер из газеты» стоят за ними)

Учитель: Звучит музыка, поэты читают свои новые стихи, певцы исполняют модные романсы… (Здесь можно послушать романс М. И. Глинки)

И все обсуждают объявление в московской газете «Сегодня, в пятницу, 27 ноября 1842 года, на Большом театре: «Руслан и Людмила», волшебная опера, первое представление. Композитор – М. И. Глинка » (объявление висит на доске, читает ребёнок)

Учитель: Надо сказать, что Большой театр строился по указу царя Александра 1, строительство продолжалось 3 года и обошлось казне почти 2 млн. рублей. И вот 6 января 1825 года вся театральная Москва аплодировала архитектору Остапу Ивановичу Бове…(репродукции Большого театра)

… «Театр уж полон, ложи блещут,

Партер и кресла – всё кипит,

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит…»

- Дирижёр поднял палочку… Все замерли…Сейчас прозвучит увертюра к опере Глинки «Руслан и Людмила». Давайте вспомним, что такое увертюра? (вступление к опере или балету) Итак, звучит увертюра к опере « Руслан и Людмила»
Слушание увертюры к опере « Руслан и Людмила»
Учитель: - Можно ли по характеру музыки догадаться, как закончится опера? Что добро победит зло? (В Увертюре содержится краткое содержание всей оперы)

Вернёмся в гостиную графини Растопчиной…

1 дама – Говорят, прочитав поэму Пушкина «Руслан и Людмила», Глинка сразу влюбился в эту волшебную сказку!

2 дама – Он с большим удовольствием писал музыку и закончил оперу очень быстро…

3 дама - Рассказывают, что артисты, которые репетировали в Большом оперу, то и дело переставали петь и от восторга хлопали композитору!
Учитель: Давайте вспомним, как выглядит у А. С. Пушкина один из главных героев – волшебник Черномор?
Ученик:

Коварный, злобный Черномор,

Семейства нашего позор,

Рождённый карлой, с бородою…

…Умён как бес и зол ужасно.

Притом же, знай, к моей беде,

В его чудесной бороде

таится сила роковая…
Учитель: Каким вы представляете себе Черномора? (словесный портрет)

-А каким его рисует Глинка в опере? Послушайте Марш Черномора из оперы « Руслан и Людмила»

(Звучит «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»)
Учитель: Какие эпитеты вы можете подобрать к характеристике Черномора? Какой он у Глинки?

(дети работают в группах со словарями, отвечают)
Учитель: А в нашей гостиной присутствует репортёр из газеты «Московские ведомости». Наверное, он хочет написать очерк или статью о творчестве М. Глинки.

(В это время идут переодеваться «Иван Сусанин» и «Лях», им помогают 2-3 человека)
Репортёр: Господин Глинка! Расскажите о другой своей опере « ИВАН СУСАНИН»

Глинка : С детства в моей душе жили впечатления от войны с французами… Я мечтал с помощью музыки рассказать о героизме русского человека и создал оперу «Иван Сусанин».

Представьте, стоит суровая зима 1613 года. По русской земле идут польские войска. Они решили захватить царя Михаила. Сбившись с пути, поляки стали искать проводника. Иван Сусанин, крестьянин из села Домнино, завёл вражеский отряд в непроходимый густой лес. Когда поляки спохватились, было уже поздно… Выбраться из лесной глуши им не удалось. Гордо смотрел перед смертью на врагов Иван Сусанин…
(выходят « артисты». Инсценировка отрывка К. Рылеева «Дума»)
-Куда ты завёл нас? – лях старый вскричал.

-Туда, куда нужно - Сусанин сказал.

-Предателя, мнили, во мне вы нашли –

Их нет и не будет на русской земли!

Здесь каждый Отчизну с младенчества любит,

И душу изменой свою не погубит!

-Злодей,- закричали враги, закипев,-

-Умрёшь под мечами! – Не страшен ваш гнев!

Кто русский по духу, тот гордо и смело

И радостно гибнет за правое дело!

Ни казни, ни смерти и я не боюсь!

Не дрогнув, умру за родимую Русь!
Учитель: Геройски погиб Иван Сусанин, но Родину свою не предал! К историческому факту героического подвига простого русского крестьянина из костромского села обращались многие поэты. Но ближе всего по патриотизму Глинке оказалась «Дума» Кондрата Рылеева – поэта-декабриста, друга А. Пушкина, отрывок из которой мы прослушали.


  1. РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ ( С. 99) Рассматривание портрета Ф. Шаляпина в роли Ивана Сусанина, чтение и обсуждение текста.


Учитель: А что же говорят об этом у графини?

-1 дама - Глинка совсем забыл об отдыхе – он сочинял и сочинял музыку к опере «Иван Сусанин».

- 2 дама – Оперу назвали героической, так как она прославляла героизм русского народа и его любовь к Отчизне.

Учитель: Заканчивается опера хоровым исполнением гимна русской земле: «Славься, славься Русь моя! Славься, ты русская наша земля!» Веселится и ликует весь русский народ. Празднует победу над польскими захватчиками. Ликование усиливается перезвоном колоколов. Участвует 3 хора, 2 оркестра (1 из них духовой, располагается на сцене), колокола.

Торжественный, величественный характер музыки хора «Славься!» позволяет назвать его гимном русской земли. Музыка финального хора предлагалась как гимн нашей страны.

  1. Закрепление нового материала.

Учитель: ИТАК, мы познакомились с творчеством великого русского композитора 19 века – М.И. Глинки, прослушали отрывки из его произведений. Теперь я хочу проверить, насколько внимательны вы были. (групповая работа, детям предлагается ответить на вопросы теста)
Тест

Год рождения М. И. Глинки:

1. 1803г.

2. 1804г.

3. 1805г.

Где родился М.И. Глинка?

1. в Москве

2. в Санкт- Петербурге

3. в Смоленской губернии

Где состоялась премьера оперы «Руслан и Людмила»?

  1. в Санкт-Петербурге

  2. в Москве, в Большом театре

  3. в Смоленске

По произведению какого автора была написана опера «Руслан и Людмила»?

1. К. Рылеева

2. А. Пушкина

3. В Жуковского

По произведению какого автора была написана опера «Иван Сусанин»?

1.К. Рылеева

2.А. Пушкина

3.В.Жуковского

Чем заканчивается опера «Иван Сусанин»?

1. вальсом

2. хором

3. маршем

Когда умер М.И. Глинка?

1.в 1850г.

2.в 1860г.

3.в 1857г

Где похоронен М.И. Глинка?

1. в Москве

2. в Смоленской губернии

3. в Александро–Невской лавре г.Санкт-Петербурга
(Далее учитель включает отрывки из прослушанных произведений в произвольном порядке, дети отгадывают и ставят № того произведения, который прозвучал первым, вторым, третьим)

Отрывок из какого произведения прозвучал:

Увертюра к опере «Руслан и Людмила»

Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин»

Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»
(Проверка, выявление победителей. Если позволяет время, то можно предложить группам кроссворды, где ключевыми словами являются слова композитор, Глинка, опера, увертюра)

Учитель: Каким же образом имя М. Глинки связано с именем А. Пушкина? (выслушиваются ответы детей)
(познакомились во время учёбы Глинки в Петербурге, где учился брат А. С.Пушкина – Лев, преподавал любимый учитель Пушкина - Куницын, гувернёром был однокашник А.Пушкина – В. Кюхельбекер, на стихи А. С. Пушкина написал романсы «В крови горит огонь желанья», «Не пой, красавица при мне» и др., поэма «Руслан и Людмила» легла в основу оперы, посвятил романс «Я помню чудное мгновенье» дочери А.П. Керн – Екатерине, Кондрат Рылеев – друг А. Пушкина, на его поэму « Дума» была написана опера «Иван Сусанин»)
Учитель: «Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба великие таланты, оба – родоначальники нового русского художественного творчества,..оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой в музыке», - писал известный критик того времени В. Стасов.
В творчестве Глинки определились два важнейших направления русской оперы: народная музыкальная драма и опера – сказка; он заложил основы русского симфонизма, стал первым классиком русского романса. Все дальнейшие поколения русских музыкантов считали его своим УЧИТЕЛЕМ.

7.Домашнее задание: (по выбору)

нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся произведению; прочитать поэму А. Пушкина «Руслан и Людмила» и составить 3 вопроса;

составить кроссворд с ключевыми словами композитор, Глинка, увертюра, марш, опера.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебник «Музыка 4 класс» icon Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка»: Учебник для учащихся 1 кл нач шк
«Музыка. Начальная школа», авторов: Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2009
Учебник «Музыка 4 класс» icon Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. «Музыка»: Учебник для...
В соответствии с Базисным учебным планом во 2 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю)
Учебник «Музыка 4 класс» icon Рабочая программа по музыке для основной школы составлена на основе:...
«Музыка. 5-9 классы» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой (Издательство «Просвещение», год издания: 2014); учебник: Сергеева Г. П., Критская...
Учебник «Музыка 4 класс» icon Изд. Музыка, Москва – 1965 г htttp://ldn-knigi lib ru Nina & Leon Dotan 03. 2004
И. Дубовский, С. Евсеев, И. Способин, В. Соколов «Учебник Гармонии» Изд. Музыка, Москва – 1965 г
Учебник «Музыка 4 класс» icon Тематическое планирование курса II курс «История» Учебник ««Россия и мир», 10 класс
Учебник ««Россия и мир», 10 класс О. В. Волобуев, В. А. Клоков, М. В. Пономарёв, В. А. Рогожкин, 2004 г
Учебник «Музыка 4 класс» icon Рабочая программа по искусству (музыка) Класс 7
Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03. 2004., авторской программы «Музыка» Г. П. Сергеевой,...
Учебник «Музыка 4 класс» icon Рабочая программа по искусству (музыка) Класс 5
Государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству (музыка), базисного учебного плана общеобразовательных...
Учебник «Музыка 4 класс» icon Агарков Ю. А. Азбука. 1 класс: Учебник по обучению грамоте и чтению
Умк «Агаркова Н. Г., Агарков Ю. А. Азбука. 1 класс: Учебник по обучению грамоте и чтению. – М.: Академкнига/Учебник. 2009»
Учебник «Музыка 4 класс» icon Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Учебник «Музыка» 1 класс
От «27» августа 2013 года «29» августа 2013 года Приказ № от 30 августа 2013 года
Учебник «Музыка 4 класс» icon Учебник Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд....
Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. Математика, 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.:...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции