Задания




Скачать 88.31 Kb.
НазваниеЗадания
Дата публикации10.10.2014
Размер88.31 Kb.
ТипДокументы
literature-edu.ru > Литература > Документы
Школьный этап олимпиады по русскому язык

2009-2010 учебный год

ЗАДАНИЯ

5 кл.


  1. Что в толковом словаре раньше: зима или весна; обед или ужин; час или минута; прыжок или прыгать?




  1. Почему о человеке можно говорить стальные нервы; железная воля; золотое сердце? Продолжите данный ряд, придумав три словосочетания с «металлическими» прилагательными, характеризующими человека.




  1. Придумайте по 1 слову для каждого ряда с тем же набором гласных в слове. Например, барабан, сарафан и балаган.

    • Молоток, городок

    • Берет, вельвет

    • Тетива, вернисаж

    • Винегрет, пиетет




  1. «Четвертый лишний». В каждом ряду найдите слово, в котором количество согласных в указанном слоге не такое, как в других словах того же самого ряда.

    • Кол_ея, кол_ичество, бал_аст, гал_ерея.

    • Дес_ант, дес_ерт, рас_таять, профес_ия.

    • Тер_минатор, тер_итория, тер_аса, тер_ариум.




  1. Выпишите из текста все прилагательные:


Ребенок иногда мудрее взрослых:

Он захотел, чтоб, позабыв дела,

Мы с ним отправились на свежий воздух.

Ему природа мудрая нужна.

Н.И.Глазков


  1. Замените выражение фразеологизмом (например, говорить прямо, резко«рубить сплеча»)

    • Хорошо известно, всем понятно, ясно

    • Исподтишка, скрытно, незаметно

    • Очень громкий голос

Школьный этап олимпиады по русскому язык

2009-2010 учебный год

ЗАДАНИЯ

6 кл.


  1. Найдите слова, которые делают фразу смешной. Как называются эти слова?

    • Я в лес, и он влез, я за вяз, а он завяз (В.И.Даль)

    • Принято поласкать дитя или собаку, но всего необходимее полоскать рот (Козьма Прутков)




  1. Найдите в этом ряду слово, в котором ударение может падать и на первый, и на второй слог (в соответствии с нормой современного русского языка).

Щавель, знамение, баржа, квартал, звонит, клала.


  1. Выделите окончания в словах:


Озеро прозрачно; заячий крик; вычитаем из двухсот пятидесяти пяти; странное явление.


  1. Какой частью речи является слово один в каждом из предложений?




    • Выхожу один я на дорогу.

    • Один в поле не воин.

    • Одни пни да коряги остались от леса.

    • Одна голова хорошо, а две – лучше.




  1. Расставьте знаки препинания:


Узнай Руслан твой оскорбитель

Волшебник страшный Черномор

Красавиц давний похититель

Полнощных обладатель гор.

Еще ничей в его обитель

Не проникал доныне взор;

Но ты, злых козней истребитель,

В нее ты вступишь и злодей

Погибнет от руки твоей.

Тебе сказать не должен боле:

Судьба твоих грядущих дней

Мой сын в твоей отныне воле.

А.С.Пушкин


  1. Почему в названии города Ярославль на конце появился мягкий согласный л,?


Школьный этап олимпиады по русскому язык

2009-2010 учебный год

ЗАДАНИЯ

7 кл.


  1. Расставьте ударение в словах в соответствии с орфоэпической нормой современного русского языка. Поставьте два знака ударения в том случае, если одно и то же слово можно произносить по-разному.


Побаловать, новорожденный, кремень, иначе, творог, диспансер, индустрия.


  1. Слова мужского рода второго склонения (брат, стол) в предложном падеже имеют окончание –е (о брате, на столе). Но в некоторых случаях возможно появление других окончаний в предложном падеже у существительных второго склонения. Подумайте, какие это окончания и при каких условиях они появляются.




  1. В русском языке существуют устойчивые выражения (фразеологизмы): темна вода во облацех; притча во языцех. Что обозначают эти выражения? Почему выделенные жирным шрифтом слова имеют такую странную форму?




  1. Какое языковое явление использовали поэты в следующих строках?






Мне дорога моя дорога,

Не устану по ней бродить.

Нету в мире такого врага,

Чтоб друзья не могли победить.

Н.И.Глазков

– «Все перемелется, будет мукой!»

Люди утешены этой наукой.

Станет мукою, что было тоской?

Нет, лучше мукой!
Люди, поверьте: мы живы тоской!

Только в тоске мы победны над скукой.

Все перемелется? Будет мукой?

Нет, лучше мукой!

М.И.Цаетаева




  1. К кому обращается поэт? (Свой ответ обоснуйте).

Соперники другого рода,

Вы, рыцари парнасских гор,

Старайтесь не смешить народа

Нескромным шумом ваших ссор.

А.С.Пушкин


  1. Расставьте знаки препинания.


Старик в ответ Любезный сын

Уж я забыл отчизны дальной

Угрюмый край. Природный финн

В долинах нам одним известных

Гоняя стадо сел окрестных

В беспечной юности я знал

Одни дремучие дубравы

Ручьи пещеры наших скал

Да дикой бедности забавы…

А.С.Пушкин

Школьный этап олимпиады по русскому язык

2009-2010 учебный год

ЗАДАНИЯ

8 кл.


  1. Антоним. Объясните значение этого термина и его происхождение. Назовите слова, в состав которых входят те же самые элементы, из которых состоит слово антоним.




  1. Приведите примеры фразеологизмов, в состав которых входят названия букв славянского алфавита.




  1. Придумайте слово, в котором количество букв в два раза больше количества звуков.




  1. Поставьте в форму множественного числа родительного падежа существительные: полотенце, блюдце, туфля, тюль, мечта.




  1. Сравните способы словообразования выделенных в тексте слов.


…Не ты ли, милое виденье,

В прозрачной темноте мелькнул,

Приникнул тихо к изголовью?

Не ты ль, с отрадой и любовью,

Слова надежды мне шепнул?

А.С.Пушкин


  1. Выделите основы предложений, указав тип сказуемого. Сосчитайте, сколько односоставных предложений в этом фрагменте; определите их виды.


Но вы, соперники в любви,

Живите дружно, если можно!

Поверьте мне, друзья мои:

Кому судьбою непременной

Девичье сердце суждено,

Тот будет мил назло вселенной;

Сердиться глупо и смешно.

А.С.Пушкин

Школьный этап олимпиады по русскому язык

2009-2010 учебный год

ЗАДАНИЯ

9 кл.



  1. Создателями славянского алфавита являются Кирилл и Мефодий. Русский алфавит за время своего существования несколько раз подвергался реформированию. Назовите известные вам реформы русской орфографии с указанием времени и инициаторов проведения.




  1. В поэме А.С Пушкина «Руслан и Людмила» Руслан обращается к своему собеседнику с вопросом: «Откройся: кто ты, благодатный, Судьбы наперсник непонятный?» Кто был собеседником Руслана? Почему герой называет его «наперсником судьбы»?




  1. Объясните, каковы орфоэпические нормы употребления в современной русской речи слова аэропорт.




  1. Как лучше сказать: «Вернулся к родным пенатам» или «Вернулся в родные пенаты»? Свой ответ обоснуйте.




  1. Определите часть речи выделенных слов:


Мы все глядим в Наполеоны.

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно;

Нам чувство дико и смешно.

А.С.Пушкин


  1. Найдите и исправьте ошибку в построении предложения (грамматическую ошибку):


Творчество Пушкина направило дальнейшее развитие русской литературы на путь реализма, то есть правдивое изображение действительности.


  1. Посчитайте в каждой строке глухие согласные звуки и найдите самую «глухую» строку и самую «звучную». Есть ли связь между содержанием этих строк и количеством глухих согласных?


Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мертвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей невольно улыбнулась…

Ф.И.Тютчев

Школьный этап олимпиады по русскому язык

2009-2010 учебный год

ЗАДАНИЯ

10 кл.


  1. Выберите из предложенного списка те языки, которые относятся к славянской группе:


венгерский, эстонский, болгарский, русский, французский, польский, украинский, татарский, чеченский, белорусский, чешский, молдавский.


  1. Какая связь существует между географией и Георгием?




  1. Разберите слова по составу и заполните таблицу:




Список слов

Морфемный состав слова в современном русском языке

Морфемный состав слова в древности

Ветер

Окно

Воздух

Польза

Дотошный







*Морфема – часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).


  1. Всем с детства знакомы строки А.С.Пушкина «У лукоморья дуб зеленый…». А что такое лукоморье? Свой ответ обоснуйте и приведите примеры однокоренных слов.




  1. В научной литературе высказаны разные мнения по поводу того, как устроена основа предложения Сердиться глупо и смешно. Сколько вариантов синтаксического разбора данного предложения можете привести вы? Ответ можете оформить графически.




  1. В чем заключается особенность произношения следующих выражений: до крови, до дому, до ночи? Дополните данный список 2-3 примерами.




  1. Дан список глагольных форм. Попробуйте сосчитать, формы скольких глаголов представлены в этом списке. Сгруппируйте формы, подобрав для каждой группы соответствующий инфинитив (начальную форму глагола).

Сел, сидят, садись, садил, сиди, сидел, сядут, сидя, сядь, сев, садятся, садясь.
Школьный этап олимпиады по русскому язык

2009-2010 учебный год

ЗАДАНИЯ

11 кл.


  1. В поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» есть строки:

Мы весело, мы грозно бились,

Делили дани и дары

И с побежденными садились

За дружелюбные пиры.

Сравните значение и происхождение подчеркнутых слов.


  1. В романе «Евгений Онегин» поэт признается: «Мне галлицизмы будут милы, Как прошлой юности грехи». Что значит галлицизмы? Приведите 3 примера галлицизмов.




  1. В романе «Евгений Онегин» читаем разговор старшей Лариной и Владимира Ленского об Онегине:

«Скажите: где же ваш приятель? –

Ему вопрос хозяйки был.–

Он что-то нас совсем забыл».

Татьяна, вспыхнув, задрожала.

– Сегодня быть он обещал, –

Старушке Ленский отвечал, –

Да, видно, почта задержала…
В каком значении используется слово почта в данном случае? Назовите другие значения этого слова. Как можно охарактеризовать отношения между разными значениями слова почта?


  1. Разберите слова по составу и заполните таблицу:




Список слов

Морфемный состав слова в современном русском языке

Морфемный состав слова в древности

Перчатки

Обязать

Отворить

Подоплека

Завтра







*Морфема – часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).


  1. Госпожа Простакова, героиня комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль», не была дамой образованной и вместо арифметика говорила арихметика. Произнесите вслух оба варианта этого слова и постарайтесь понять, почему Простакова говорила именно так. Обратите внимание на движение своего языка, то есть на способ образования согласных звуков.




  1. Наречие воочию образовано от существительного око с предлогом во. В какой грамматической форме (форме числа и падежа) застыло существительное при образовании данного наречия?




  1. Определите, сколько грамматических основ в предложении. Сколько в этом предложении простых односоставных? Назовите тип этих односоставных предложений.


Как только он узнал, что русская армия находится в таком безнадежном положении, ему пришло в голову, что ему-то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он, тот Тулон, который выведет его из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе.

Л.Н.Толстой

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Задания iconИнструкция по выполнению письменного контрольного задания уважаемые студенты!
Вам следует выполнить четыре задания: по одному заданию из каждого раздела, обозначенного латинскими цифрами от I до IV. Таким образом,...

Задания iconТверской государственный технический университет
С помощью визуальных средств субд ms access разработать систему управления реляционной базой данных (БД), согласно своему варианту...

Задания iconБазы данных лабораторная работа №5 «Выбор данных из нескольких таблиц»
Получить вариант задания у преподавателя в соответствии с вариантами задания на лабораторную работу. Написать необходимые запросы....

Задания iconМетодические указания и контрольные задания для студентов специальности...
Методические указания содержат тематический план, программу курса, задания и методические указания к выполнению контрольных работ,...

Задания iconМетодические указания и контрольные задания для студентов специальности...
...

Задания iconМетодические указания и контрольные задания к выполнению контрольных...
Методические указания содержат программу курса, контрольные вопросы по темам курса, контрольные задания и методические рекомендации...

Задания iconСправка о проведении пробного огэ по русскому языку в 9 классе
Муталибова М. А. Варианты заданий состояли из С1(сжатое изложение по прослушанному тексту), С2(сочинение), задания А(всего 7 пунктов),...

Задания iconЗадания на межсессионный период
Аналитическое задание №1 (Теоретические и идеологические предпосылки гендерного подхода)

Задания iconАудирование
Прослушайте тексты и задания. Выберите правильный вариант и отметьте соответствующую букву на матрице

Задания iconЗадания олимпиады по русской литературе
Определите, какие средства художественной выразительности использованы в данном отрывке

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции