Скачать 142.09 Kb.
|
Литературное чтениеА. С. Пушкин «У Лукоморья»Цели урока:
Оборудование:
Цели: 1.Образовательная: раскрыть тайны сказок Пушкина, помочь детям увидеть, откуда пришли сказки Пушкина . 2. Развивающая: развивать навыки анализа поэтического текста; развивать навык целостного восприятия худ. образов; развивать навык выразительного чтения. 3. Воспитывающая: воспитывать чувство прекрасного, эмоции. Оборудование для учителя: компьютер, проектор, экран, презентация, худ галерея иллюстраций по сказкам А.С.Пушкина, аудиозапись. Оборудование для учащихся: учебник «Литературное чтение» (авт. Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская), 2 класс Ход урока. 1. Организационный момент. - Ребята! Сегодня в нашей школе необычный день. У нас в гостях учителя из различных школ нашего района. Психологический настрой на работу. Учитель: – Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Выходя поутру из ворот Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. Подарите улыбки друг другу… – Я желаю вам успехов на уроке! Начинаем урок литературного чтения! -Я хочу показать вам 2 картинки. (слайд сова и слон) - Как вы думаете почему я показала вам эти картинки? - Я хочу, чтобы на сегодняшнем уроке вы глазами внимательно читали и ушами слушали меня и слышали друг друга. ( слайд ) Сказка о рыбаке и рыбке Сказка о мертвой царевне и семи богатырях Сказка о золотом петушке - Прочитайте следующие строки и подумайте, что объединяет все эти произведения? (Это произведения А.С. Пушкина) II. Сообщение темы урока - Как вы думаете, какова тема урока? О ком будем вести речь на уроке? (мы будем говорить о Пушкине и читать его произведение) - Правильно, мы будем говорить о солнце русской поэзии - так называют Пушкина. - А отравимся мы сегодня в мир сказок, мы литературные исследователи. Целеполагание и сообщение темы. Учитель: Что бы вы хотели узнать и чему научиться? Ученик: Научиться выразительно, читать стихотворение; находить в нем красивые слова; узнать, почему Пушкин написал это стихотворение. Учитель: Для чего вам это нужно? Ученик: Нам это нужно для того, чтобы уметь красиво и правильно говорить самим и чтобы было приятно слушать другим. И предстоит нам раскрыть тайны сказки. - Мы вспомним сказки этого автора, узнаем новое о нем, постараемся ответить на трудные вопросы, будем учиться выразительно читать. На фоне музыки чтение слов с доски: Пока в России Пушкин длится, Метелям не задуть свечу. (Н. Доризо.) (Слайд портрет Пушкина) Эти слова Николая Доризо стали замечательным эпиграфом к нашему уроку. И сегодня мы начнем урок со священного ритуала – символа памяти. Пушкина уже нет в живых, но он остается в наших сердцах вечно, его произведения живы до сих пор. 3. Повторение изученного. Подготовительная беседа. - Посмотрите внимательно на портрет Пушкина, вглядитесь в его лицо.Пушкин родился 6 июня (26 мая по старому стилю) 1799 года в Москве в старинной дворянской семье. Отца его звали Сергей Львович, мать-Надежда Осиповна. У каждого из нас есть свое любимое произведение Пушкина. С самых ранних лет мы слышим его волшебные сказки, позже сами читаем лирические стихотворения и поэмы. Но сколько бы, ни было человеку лет, в сказках мы всегда находим что-то новое для себя, сказки многому нас учат. Необычны и сказки А.С.Пушкина. А.С.Пушкин – великий поэт и писатель. В его доме очень интересовались литературой. Отец А. С.Пушкина – Сергей Львович был поклонником французской литературы и сам иногда пописывал стихи. Среди его знакомых было очень много писателей. Мать – Надежда Осиповна совершенно не занималась воспитанием детей, а Александра не очень любила. В детстве он был упитанным мальчиком, чего стеснялась Надежда Осиповна и во время прогулок с Александром держалась от него на расстоянии. Воспитанием Пушкина занималась его няня, которая нянчила поэта с пеленок. Обладая богатой фантазией, блестящей памятью, она рассказывала мальчику сказки, пела песни, вводила в чарующий мир русского фольклора. Когда она умерла, то Пушкин тяжело переживал ее смерть. Она практически заменила ему мать. В семье Пушкиных кроме Александра было еще 2 детей – старшая сестра Ольга и младший брат Лев, которого очень любила мать. - Сегодня мы постараемся открыть что-то новое для себя о А.С.Пушкине. Вы уже знакомы со сказками Пушкина. - Сейчас мы это проверим. - Я приглашаю вас на экскурсию в художественную галерею. Открывается занавес с рисунками. - Знаете ли вы, сколько сказок написал Пушкин? - В конце экскурсии мы узнаем точный ответ на этот вопрос. - Перед вами экспозиция рисунков по сказкам А.С. Пушкина, авторами которых являются юные художники 2-го класса нашей школы, т.е. вы. - Какая это сказка? - Перед вами рисунки к этой сказке - Что понадобилось старику, чтобы поймать золотую рыбку? (Невод) - Назовите первый заказ, исполненный рыбкой (новое корыто) - А это, какое произведение Пушкина? - О каком образе идет речь? Он по морю гуляет и кораблик подгоняет. - Молодцы! А теперь отдохнем. - К каким еще сказкам вы видите рисунки в этой галерее? - Сколько сказок мы сегодня вспомнили? - На самом деле у Пушкина еще одна сказка ( о Медведихе, но она была не окончена. Всего 6 сказок. Но Пушкин писал не только сказки, но и стихи, и рассказы. III. Работа над новым материалом. ( слайд Лукоморье) У.Дети, сказочное исследование продолжается. А сегодня мы познакомимся с произведением, которое написано красивым литературным языком – сундук. Герои какого произведения находятся в волшебном сундуке? «У лукоморья дуб зелёный…» Кто из вас уже читал? И что вы знаете об этом произведении? Сегодня мы будем работать над вступлением к поэме. ( Слайд А.С. Пушкин. Вступление к поэме « Руслан и Людмила» У лукоморья дуб зеленый….) Словарная работа. - Что такое лукоморье? Кто знает? (слайд) - Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря ЛУКоМОРЬЕ. Получается залив. (Учитель рисует на доске). - Слова – златая, брег, песнь, чредой – старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, песня, берег, чередой – по очереди). - Неведомые дорожки – те, которые никто не знает, не ведает. - Что означает «дол»? как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это такое? (пространство без деревьев – долина). (Слайд) - Как вы понимаете слова «видений полны»? (Много выдуманных героев ) - о заре – на заре. - Почему воды названы ясными? (Прозрачные). - пленяет – берёт в плен. - тужит – грустит, тяжело ей, туго приходится. - чахнет – сохнет, худеет. У.Эти устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством. Техника чтения. - А еще нам встретятся слова в стихотворении трудные в произношении, давайте научимся читать их правильно! Прочитайте сначала по слогам, а затем целыми словами быстро без ошибок. Учащиеся хором читают с доски трудные слова и объясняют их смысл: У ЛУ-КО-МОРЬ-Я НЕ-ВЕ-ДО-МЫХ НЕ-ВИ-ДАН-НЫХ ИЗ-БУШ-КА ПРИ-ХЛЫ-НУТ ТРИД-ЦАТЬ ПРЕ-КРАС-НЫХ МИ-МО-ХО-ДОМ А) Работа над произведением . У.Ребята, сказочное исследование продолжается, давайте мы отправимся в лукоморье. Релаксация «У моря» Садитесь поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза и представьте каждый себе своё лукоморье, а самое главное внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье? Учитель читает отрывок наизусть или прослушивание. Первичное восприятие текста.
Повторное чтение в паре. Вопросы после чтения: У.Каким же поэт изобразил лукоморье? Д.Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным. У.Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем? - Что особенно понравилось и почему? Д.(Высказывания детей) Чтение по цепочке до первой ошибки. У.Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении? Д.Состоит из двух частей. Первая - состоит из шести строк. У.Что изобразил поэт в этой части? О чём пишет А.С.Пушкин? Д.Описал (время и место), где и когда происходят события сказочного мира. У.Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? Как вы думаете? Д.Поэт любуется этой картиной, уверен, что и читателю тоже нравится это описание. У.Что вы можете сказать о второй части? Д.Более объёмна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса. (Высказывания детей) У.Как можно понять строки: Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя… Объясните значение слова «мимоходом». Нарисуйте устно эту картину Д.Высказывания детей. Какие сказочные персонажи повстречались? 8.Работа с иллюстрацией в учебнике и на доске. Зарядка для глаз У.Ребята, путешествуя по сказочному лукоморью, устроим отдых нашим глазкам: Дети выполняют упражнения «По волнам» (движения слева направо и наоборот), «Морские качели» (движения вверх, вниз) «Выезжаем погулять, серых уток пострелять» (закрыть, открыть глаза). Выразительное чтение учащимися отрывка Как нужно читать это стихотворение? Задача выразительного чтения: поставить себя на место автора и прочитать сказку так, чтоб всем было интересно слушать. У лукоморья дуб зеленый (обратите внимание: нарушен порядок слов; определение – после определяемого слова) Такая необычная расстановка слов останавливает внимание, выделяет, подчеркивает их, придает речи особую выразительность. Воображение рисует образ. Златая цепь на дубе том эпитет золотой – любимый эпитет няни И днем и ночью кот ученый (т. е. постоянно беспрестанно! —>Передайте это голосом) Все ходит по цепи кругом; (логическое ударение, выделим голосом это слово) Идет направо // - песнь заводит, пауза Налево // - сказку говорит. (пауза, ожидание чуда: что же будет? Передайте голосом при чтении). 1) С. /р. Детей. Чтение про себя, работа над выразительным чтением. 2) Чтение вслух (кто хочет). Там чу-де-са: там леший бродит Закройте глазки. Послушайте. Сколько рисунков нарисуете? Пушкин использует мозаику. Мозаика – из отдельных кусочков составляем целое. Давайте увидим отдельные кусочки. Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках (Неведомые дорожки – это какие? Их никто никогда не видел, по ним не ходил) Следы невиданных зверей (вздох удивления. Что передадим голосом? Таинственность: этих зверей никто не видел). Избушка там, на курьих ножках (уменьшительно-ласкательные суффиксы —> читаем с улыбкой). Стоит без окон, без дверей. (использование из. средств народного фольклора). 1) Самостоятельная работа детей. Чтение про себя. Работа над выразительным чтением. 2) Чтение вслух (кто хочет) 3) Там лес и дол видений полны; - создадим звуковой образ этой строки [ Э О Э О] - транскрипцию ударных гласных попробуем пропеть. Что слышится, представляется? – простор, бескрайность русской природы —> покажем это голосом. Там [О] заре прихлынут волны Кто попадал под волну? Какое ощущение? Дух захватывает —> передадим это голосом. И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской (брег, чредой – старославянизмы —> придают речи торжественность. Как читаем? С каким чувством? —> с гордостью, любуясь!) 4) Чтение следующих 10 строк. (Какие сказки вспоминаем?) 5) Там русский дух… Там Русью пахнет! (Какое чувство вложил А. С. Пушкин в эти слова? – гордость за Россию —> передайте это голосом) Учитель: У поэта русский дух – духовный мир народа, понимание народом прекрасного, как доброго. 6) Самостоятельное чтение последних шести строчек. Что напоминают последние строчки? - концовку русских народных сказок. Под ним сидел, и кот ученый Свои мне сказки говорил. - Выберите интонацию, с которой их прочитал бы Пушкин. - Получилось ли у ребят, оцените. - Оцените. Кульминационный момент - Прикрыли книжки. Кто какие строчки запомнил? (Ответы учащихся.) - Откройте книжки. Проверьте себя, правильно ли вы воспроизвели. Закрепление изученного материала. Проверка усвоения текста. - Я покажу вам иллюстрации к сказке, а вы выберите из текста строки, которые к ним подходят. (Учитель демонстрирует иллюстрации, дети находят соответствующие строки). Слайд Зеленый дуб Слайд Леший Слайд Русалка Слайд. В темнице Итог урока - Сегодня мы только начали наши исследования, на следующем уроке продолжим раскрывать тайны и загадки Пушкинского произведения. - В благодарность за его творчество многие поэты посвящают ему стихи. Послушайте одно из них. Ученик читает стихотворение Вы подарили нам царевну, Что спит спокойно вечным сном, И море синее и пену… И рыбку золотую в нем. И три девицы пряжу пряли… По морю плавал царь Гвидон. А поп с Балдою выясняли, Кому и как менять закон… Мы с детства знаем сказки эти, Они нам дороги всегда. Вы нам оставили в наследство Любовь друзей и злость врагов, И изумительное средство Познанья вечного стихов. Итог урока. Рефлексивная деятельность. - Вам понравился урок? - Чему учились на уроке? - Что нового узнали? - Что вам больше всего понравилось? (не понравилось?) - Что бы хотели выполнить ещё раз? -Оцените, на какой ступеньке знаний вы сейчас находитесь?
Оценки за урок Встаньте и изобразите собой шкалу успеха. Покажите, насколько сегодня вы: 1) были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно; 2) разобрались с темой урока; 3) умеете применять свои знания. (Сидят за партами – плохо, слабо; Просто стоят – хорошо; Стоят, руки вверх – отлично). Домашнее задание. Появилось ли желание выучить стихотворение? Нарисовать рисунок? Предлагаю по выбору учащихся: выразительное чтение или наизусть выучить отрывок, нарисовать понравившееся чудо. Анализ урока 1. Урок, А.С. Пушкин «У Лукоморья» входит в раздел «Там на неведомых дорожках» 2.В классе 10 человек. Неуспевающих в классе нет. При проектировании урока были учтены индивидуальные особенности учащихся класса, темп работы. При планировании урока были учтены психологические особенности учащихся. Следует отметить, что почти 30 процентов учащихся слабо успевают и основное внимание уделялось привлечению именно этих детей к учебной деятельности на уроке. Сильные учащиеся получили индивидуальные задания: предварительная подготовка - заучивание стихотворения. 3.На уроке решались следующие задачи Задачи: -обучающая: ознакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина, со вступлением к поэме «Руслан и Людмила; формировать умение работать со стихотворением. -развивающая: развивать навыки выразительного , правильного и беглого чтения; навык работы с ИД, расширять кругозор учащихся; -воспитывающая: воспитывать любовь к русской поэзии 4. На все этапы урока было рационально распределено время, каждый этап был логически связан с предыдущим, что привело к целостному восприятию темы. Вопросы и задания были подобраны так, что дети смогли выполнить самостоятельно задания, применить полученные знания. Между всеми этапами четко прослеживается логическая связь и завершенность каждого этапа. В ходе урока была достигнута дидактическая цель. На основном этапе - этапе изучения нового материала - использовались эвристический метод (чтение учащимися подготовленных ранее докладов), метод наглядности (демонстрация слайдов, ИД) и фронтальная беседа. Словесный метод объяснения нового материала чередовался с наглядным: детям демонстрировались слайды – и задавались вопросы. 5.Главный акцент урока делался на усвоении нового материала, формировании умений работать со стихотворением. 6.При отборе форм и методов обучения (наглядные, репродуктивные, проблемно-поисковые, самостоятельная работа, работа в парах, фронтальная работа, индивидуальная) учитывались поставленные задачи, возрастные особенности. Для обобщения и систематизации знаний были использованы различные приемы и формы работы: постановка и разрешение проблемных вопросов и проблемных ситуаций; игровая ситуация; различные формы контроля. На уроке были использованы следующие методы обучения: по виду источника информации: словесные (объяснение, беседа с учащимися, доклады учащихся); наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации, выставка книг Пушкина); практические (работа с карточками). по виду учебной деятельности: проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем) 7. Для раскрытия нового материала использовались такие формы работы, как фронтальная, самостоятельная. Дифференцированный подход был необходим. Домашнее задание давалось дифференцированно, в зависимости от темпа чтения каждого. Для определения уровня знаний большинства учащихся за короткий промежуток времени использовался опрос фронтальный и индивидуальный (карточки с заданиями), устный, письменный. Обязательны были на этапе повторения комментирование ответов учащихся, оценка их знаний, умений и навыков, стимулирование их деятельности похвалой, одобрением. 8.Контроль усвоения знаний, умений и навыков: - фронтальный опрос. 9. На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся. На уроке использовалось следующее оборудование Мультимедийный проектор Диск с записью сказки Пушкина «У Лукоморья» выставка книг Пушкина 10.На уроке теплая атмосфера взаимопонимания учителя и учеников, чувствовалась некоторая скованность учащихся из- за присутствия гостей. Смена видов деятельности, использование игровых ситуаций, физкультминутка. На уроке присутствовала атмосфера сотрудничества. 13. Запасные ходы на случай непредвиденной ситуации: при отсутствии света слайды заменить рисунками, задания на ИД работой на обычной доске, если останется время 14. На уроке все поставленные задачи выполнены, дети работали с отдачей. 15. По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные дидактические цели и задачи урока. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения. Особенным вниманием у учащихся пользовался демонстрационный материал использование мультимедийного проектора. Перспективы педагогической деятельности: разработать цикл уроков с использованием ИКТ как наиболее эффективным (на мой взгляд!) средством активизации познавательной деятельности младших школьников, пропагандировать широкое использование ИКТ в начальной школе как неотъемлемый метод обучения. |
Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке» А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике его Балде»,... |
В каком году родился А. С. Пушкин? Ответ. Пять сказок в стихах: «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка... |
||
Конкурс поэтов «Я с детства Пушкина люблю!» А. С. Пушкина: «Сказка о рыбаке и рыбке»; «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; «Сказка о царе Салтане, о его славном и... |
Сказка о мертвой царевне и семи богатырях. Сказка о рыбаке и рыбке.... «Ходит по земле сказка… Ходит, рассказывая детям об одном и том же. Добро, рассказывает она, побеждает зло; чистосердечие лучше хитрости;... |
||
Контрольная работа. Конспект урока литературного чтения на тему:... «А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Знакомство с содержанием |
В. А. Жуковский «Спящая царевна». А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» |
||
В. А. Жуковский «Спящая царевна» АС. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
Урок-квн по сказкам А. С. Пушкина. Цели Руку правую потешишь,…» (семь богатырей, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях») |
||
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Развитие интереса к родной литературе, развитие интеллектуальных способностей у детей начальной школы |
Литература» Тема «Сопоставление сказки братьев Гримм Белоснежка»... Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №57 города Чебоксары» |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |