В прошлом году мы читали роман А. С. Пушкина «Дубровский». От какого лица шло повествование в романе?




Скачать 72.97 Kb.
Название В прошлом году мы читали роман А. С. Пушкина «Дубровский». От какого лица шло повествование в романе?
Дата публикации 10.10.2014
Размер 72.97 Kb.
Тип Вопрос
literature-edu.ru > Литература > Вопрос
А.С.Пушкин. Повести И.П.Белкина.

«Станционный смотритель»

Тема «маленького человека»

Проверка Д.з. - Чтение наизусть отрывка из «Медного всадника».
- В прошлом году мы читали роман А.С.Пушкина «Дубровский». От какого лица шло повествование в романе? Кто был рассказчиком? (повествование от 3 лица)
- А в повести «Станционный смотритель»? (с.98 – 2 абз.)
- От 1 лица. Кто же этот «я»?

Это не ПУШКИН. Если мы возьмем весь цикл «Повестей Белкина», то увидим, что Пушкину в прямом смысле можно приписать только главку «От издателя», подписанную А.П. Впрочем большую часть текста этой главки занимает письмо друга покойного И.П.Белкина. Итак, Пушкин – лишь издатель. Он хочет издать его повести, но в начале книги хочет поместить жизнеописание покойного автора. Обратившись к его ближайшей родственнице и наследнице Марье Алексеевне Трафилиной, издатель выясняет, что она вовсе не была с ним знакома, но предложила по этому вопросу обратиться к его другу. Тот и написал письмо в издательство, в котором и рассказывает биографию Белкина. Статья «От издателя» подписана А.П.

Итак, Пушкин – лишь издатель, а записки принадлежат Белкину.
- Так может быть, «я» - это БЕЛКИН?

В главе «От издателя» есть такие слова: «Они (повести), как сказывал Иван Петрович, большею частию справедливы и слышаны им от разных особ». И далее в сноске: «Смотритель» был рассказан ему титулярным советником. А.Г.Н.».

- Значит, «я» - это ТИТУЛЯРНЫЙ СОВЕТНИК А.Г.Н.

- Тогда вопрос: Почему же на обложке всей книги значится в качестве автора все-таки А.С.Пушкин, а не И.П.Белкин, и не А.Г.Н.?
Дело в том, что Пушкин в «Повестях Белкина» прибегает к литературной мистификации, создавая сложную систему повествования.


А.С.Пушкин--------И.П.Белкин ----------тит.советник А.Г.Н.

Издал Записал Рассказал





- Зачем же Пушкину понадобилось столь сложное устройство цикла повестей?
- Чтобы ответить на этот вопрос, познакомимся с тем человеком, которого Пушкин выбирает в главные повествователи – с И.П.Белкиным (биография приводится в главе «От издателя»).

Белкин – простой человек, «самый обыкновенный, нормальный русский дворянин средней руки» (В.О.Ключевский). Это обстоятельство позволяет Пушкину «простой» же язык свой прозы. Такая сложная система повествователей позволяет приблизиться к герою каждой повести. Все истории рассказаны так, как будто разговор шел между хорошими знакомыми. Введение в текс целого круга людей, якобы рассказывающих и записывающих услышанное, повышает степень достоверности повестей и доверия к ним.

«Повести Белкина» - это один из первых прозаических опытов Пушкина, и «начало русской прозы» вообще. Читатели уже привыкли к Пушкину, его образ уже сложился в массовом сознании, и образ этот был поэтический. Вымышленные же повествователи давали Пушкину возможность выступить в новой роли.
- Начинается повесть с рассуждения о станционных смотрителях. Причем даны два взгляда на это сословие.

Чьи это взгляды? Чтение 1 абз. повести.
Взгляд обычного путешественника, считающего станционного смотрителя виновником всех злоключений в дороге, включая плохую погоду. И взгляд человека, знающего жизнь станционных смотрителей с изнанки – самого станционного смотрителя, «сущего мученика 14 класса». Это едва ли не первое литературное описание МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА.

- Как относятся Белкин и Пушкин (их голоса сливаются) к сословию маленьких чиновников – смотрителей почтовых станций, где проезжие меняют лошадей? Какими словами описывают их положение?

«мученики», «каторга», во всем «виноват» смотритель, «досаду вымещают», «крики и толчки раздраженных постояльцев», «в дождь и слякоть» бегают по двору; ругательств и угрозы «сыплются» на их головы.
Своей небольшой повестью о станционном смотрителе Пушкин открывает «ТЕМУ МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА» в русской литературе. Маленький человек не чиновен, не богат, не знаменит, всегда притесняем, унижен, всегда страдалец и мученик, но при близком знакомстве с ним, в нем открывается труженик с добрым сердцем и высокими понятиями о чести, долге.

- Почему Пушкин посвящает одну из своих повестей не жизни богатого, удачливого гусара Минского, а станционному смотрителю?

Встает на защиту презираемого в обществе сословия, хочет восстановить честь простого человека, выразить ему христианское милосердие, сострадание, разобраться в его судьбе.

НО ПОВЕСТЬ не только об этом. Эта повесть о судьбе ОДНОГО отца среди многочисленных отцов, имеющих детей и наделенных глубоким чувством ОТЦОВСТВА. Давайте вчитаемся в повесть, подумаем над ее языком и построением.
- Читаем «День был жаркий» до слов «столь приятного воспоминания» - стр. 98 посл.абз.

- Кто рассказывает нам о посещении домика смотрителя? Чьими глазами мы осматриваем домик и его обитателей?

Мы прочитали с вами 1 часть экспозиции, а это всегда описание обстановки, места действия, знакомство с героями.

- Какой предстала перед нами Дуня? («красивая девочка», «разумная и проворная» - отзыв отца, «маленькая кокетка», «без робости»)

- А Самсон Вырин? (из последующего описания узнаем: «бодрый, свежий старик», расторопный, без памяти любивший дочь, напоминавшую ему покойную жену).

- Какая художественная деталь в описании жилища с самоваром, цветами на окнах, кроватью с пестрой занавеской ПРИВЛЕКЛА внимание проезжавшего и, видимо, очень важна для Пушкина? (Картинки, изображавшие историю блудного сына).

Художественная деталь – это что-то особенно значимое в описании портрета, пейзажа, интерьера, связанное со всем ходом действия, сюжета.



- Какую роль эта художественная деталь играет в построении всего сюжета? (Подобно сыну в библейской притче, ушедшему из дома, от отца в большую жизнь, убегает с молодым офицером и дочь Дунечка).

- В чем различие финала библейской притчи с финалом повести Пушкина? (В библейской притче счастливый отец встречает несчастного, всеми друзьями забытого блудного сына, а в повести «Станц.смотритель» счастливая дочь не возвратилась к одинокому и больному отцу и он умер).

Библейские притчи очень часто в литературе становятся основой сюжета, потому что все ситуации человеческой жизни были осмыслены Христом и не могли утратить своего значения в последующие годы общечеловеческой жизни… Священная книга была предупреждением, но человек не умеет жить по законам Господним… И нарушение этих законов может быть и в простонародной среде (Дунечка) и в дворянской, образованной… Закон Господний одинаков для всех: «Чти мать и отца своих».
- О каких же событиях поведал знакомому проезжающему старый смотритель?

Пушкин использует прием «рассказ в рассказе» (как особую композицию целого). Смотритель рассказывает о том, чего не мог видеть его друг. Пушкину важен голос самого отца, его переживания, его раздумья о случившемся…
- Чтение отрывка на стр. 103 «Так вы знали мою Дуню?» до слов «что суждено, тому не миновать».

- Как смотритель рассказывает о своей дочке? Изменились ли его чувства к ней после ее самоуправного побега? (Нет, не изменилось. Это его роднит с отцом из притчи о блудном сыне).

- Найдите типично разговорные слова и обороты речи в просчитанном на уроке отрывке. Зачем прибегает к ним Пушкин?

(Ах, Дуня, Дуня! Что за девка была!... Всякий похвалит, никто не осудит, «дарили ее», «поверите ли, сударь», «ею дом держался», «я –то, старый дурак», «я ль не лелеял моего дитяти»). ПЕРЕДАВАЯ ВЗВОЛНОВАННУЮ РЕЧЬ старика, Пушкин сохраняет ее мелодичность, вопросительные формы, её народную основу… МЫ ЧАСТО ГОВОРИМ О ЕДИНСТВЕ ХУД.ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ У ВЕЛИКИХ МАСТЕРОВ СЛОВА: ПУШКИН НАУЧИЛ литературу говорить языком ее героев.

- Как обманул гусар старика, познакомившись с его красавицей дочерью? («Мнимый больной» обманул того, кто привязался к нему всем сердцем).

- Вглядимся в манеру говорить 2-х героев, стоящих на разных ступенях социальной лестницы.
ЧТЕНИЕ отрывка в лицах стр. 107 «Минский вышел сам к нему в халате, в красной скуфье (шапочке)… » Далее в лицах: Минский и смотритель. Передайте голосом, интонацией спесь одного и простоту другого, замешательство первого и робость, растерянность старика.

- Как воспринимает читатель поведение Минского в 1 встрече и деньги, в качестве отступного?

- Чем потрясает читателя 2-ая встреча старика с Минским? (Минский выкинул старика из дома: отец его возлюбленной, не вызвал ни уважения, ни сочувствия. Минский не умеет чтить отцов по возрасту, он безбожен, его жестокость от душевной и духовной неразвитости…)

(… служанка не пускала, «подошел к нему, дрожа от гнева: ЧЕГО ТЕБЕ НАДОБНО? – сказал стиснув зубы, - что ты за мной крадешься, как разбойник?...Пошел вон! И вытолкнул его на лестницу» - в этом описании действий Минского целый портрет – портрет хама, который не пощадил чувств несчастного, БЕСЧУВСТВИЕ, ЖЕСТОКОСТЬ, ЦИНИЗМ – не христианские качества).

- Почему отец, увидевший Дуню в ослепительной роскоши, не обрадовался, а еще больше опечалился?

(Дуня жила вне закона, не была обвенчана, жила на содержании Минского – это было принято в высшем свете: содержать актрису, просто красивую женщину для утех, наслаждения. По существу девушек ПОКУПАЛИ, а потом бросали без чести и часто без материального обеспечения. Вот причина скорби смотрителя: «НЕ ЕЕ ПЕРВУЮ, НЕ ЕЕ ПОСЛЕДНЮЮ СМАНИЛ ПРЕЗЖИЙ ПОВЕСА, а там подержал и бросил». «Как подумаешь порою, что Дуня может быть, тут же пропадет, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы»).

Последние слова кажутся странными: желать дочери могилы! Но подумаем, что значит оказаться на улице? Стать женщиной легкого поведения. А это значит, с точки зрения христианина, погубить свою душу, т.е. нравственно умереть. Вырин перед посещением Минского заказал молебен в ХРАМЕ всех скорбящих радости о спасении души дочери.
Читаем « - Знал ли ты покойника» - спросил я дорогой мальчика» до конца.

С крестьянскими ребятишками дружил, вырезал им дудочки, орешками угощал… Другой человек, переживший горе разлуки с дочерью и, возможно, своими внуками, озлобился бы, разорвал бы связи с односельчанами, а этот – весь в доброте, беззлобии, щедрости души. И В ЭТОМ его ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПОБЕДА НАД ЗЛЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ и ПРЕДАТЕЛЬСТВОМ ДОЧЕРИ.
«Маленький человек», забытый обществом, презираемый, изгоняемый Минскими, оказался человеком, отцом с БОЛЬШИМ СЕРДЦЕМ. И потому случилась эта победа, что жил он по закону Господнему. И это понял рассказчик.

С
Д.з. – 1) письм. ответить на вопр. по повести №1, 2 или
№1, 3 с.110

еренькие тучи, покрывшие небо, холодный ветер, толстая пивовариха, встретившая его в доме, где жил смотритель с дочерью, вызвали недовольство собой: Зачем приехал? Но могила старого смотрителя с крестом, известие, что Дуня приезжала и лежала долго на ней, сначала вызвали в нем чувства нарушенной гармонии добра и справедливости, а потом успокоили: не все так безнадежно. ПУТЬ К ГАРМОНИИ ЕСТЬ! И каков этот путь –нам подсказал Старый ОТЕЦ – любовь.

Литература: С.В.Волков «Готовясь к уроку литературы», М.:МЦНМО, 2008.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

В прошлом году мы читали роман А. С. Пушкина «Дубровский». От какого лица шло повествование в романе? icon Женские образы в романе А. С. Пушкина «Дубровский» Исследовательская работа (образ няни)
А сколько там всего! Какая насыщенность сообщениями, чувствами, психологией, характерами… я думаю, у среднего (считающегося хорошим)...
В прошлом году мы читали роман А. С. Пушкина «Дубровский». От какого лица шло повествование в романе? icon Какие жанры фольклора вы знаете?
Изображение русского барства в романе А. С. Пушкина «Дубровский». Дубров­ский-старший и Троекуров
В прошлом году мы читали роман А. С. Пушкина «Дубровский». От какого лица шло повествование в романе? icon Урок по литературе в 9 классе. Тема: «Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Познакомить учащихся с разноречивыми отзывами современников Пушкина и критиков ХIХ о романе «Евгений Онегин» и его героях
В прошлом году мы читали роман А. С. Пушкина «Дубровский». От какого лица шло повествование в романе? icon Образ Татьяны Лариной в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Он был начат Пушкиным в Южной ссылке, 9 мая 1823 года, и закончен Болдинской осенью, 28 сентября 1830 года. Действия в романе развиваются...
В прошлом году мы читали роман А. С. Пушкина «Дубровский». От какого лица шло повествование в романе? icon Пушкин Роман «Капитанская дочка»
Роман написан от первого лица, в форме мемуаров главного героя Петра Андреевича Гринева
В прошлом году мы читали роман А. С. Пушкина «Дубровский». От какого лица шло повествование в романе? icon Урок литературы в 9 классе Тема, изучаемая по программе: Творчество...
Анализ эпизода. Исследование образного строя, композиционной и смысловой роли сна Татьяны в романе
В прошлом году мы читали роман А. С. Пушкина «Дубровский». От какого лица шло повествование в романе? icon А. С. Пушкин “ Дубровский ”. Композиция романа
Цель урока: как строится эпический роман, из каких композиционных элементов он состоит
В прошлом году мы читали роман А. С. Пушкина «Дубровский». От какого лица шло повествование в романе? icon Сказкам А. С. Пушкина в старших группах. Действующие лица
Ширма, кресло, столик, свеча, перо, чернильница, портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к сказкам А. С пушкина, ткань для волн, избушка,...
В прошлом году мы читали роман А. С. Пушкина «Дубровский». От какого лица шло повествование в романе? icon Литература для летнего чтения
Пушкин А. С. Стихотворения: «И. И. Пущину», «Узник», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; роман «Дубровский», «Повести покойного Ивана...
В прошлом году мы читали роман А. С. Пушкина «Дубровский». От какого лица шло повествование в романе? icon Реферат по литературе на тему: «Женские образы в творчестве А. С. Пушкина»
Пушкина. Так и я, прочитав роман «Евгений Онегин», комментарии к нему и статьи В. Г. Белинского, задумался над фразой: «Татьяна –...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции