Урок литературы. 7 класс Тема: А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Тема судьбы в балладе. Цели урока




Скачать 128.15 Kb.
Название Урок литературы. 7 класс Тема: А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Тема судьбы в балладе. Цели урока
Дата публикации 10.10.2014
Размер 128.15 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Учитель русского языка и литературы Иванова Галина Борисовна.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная Каплинская школа»
Урок литературы. 7 класс
Тема: А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Тема судьбы в балладе.
Цели урока:

1.Познакомить учащихся с балладой А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»

2.Проанализировать характеры персонажей баллады.

3.Рассмотреть взаимодействие характера человека и его судьбы в художественном мире баллады.

4.Развивать навыки аналитической работы с текстом.
Ход урока.

1.Вступительная беседа.

В последнее время мы читали произведения, где люди попадают в необычные ситуации, в которых и проявляются их характеры. Испытанием чаще всего становится стихия - нечто загадочное и непредсказуемое.

А сегодня пойдёт речь о судьбе. От чего зависит судьба человека? Этим вопросом задаются не только писатели – исследователи человеческой души, но и вообще люди. Художественные произведения дают самые разнообразные ответы и толкования.

Сегодня мы посмотрим, что говорит об этом А.С.Пушкин в своём известном и почему – то кажущемся очень простым произведении – «Песнь о вещем Олеге».

А.С.Пушкин чувствовал своё великое предназначение, свою судьбу. Поэтому понятие судьба его очень интересовало и волновало. В доме Н.М.Карамзина поэт бывал в лицейские годы как свой человек и читал великий труд «История государства Российского». Там он познакомился с летописью о загадочной смерти древнерусского князя Олега.
2. Исторические сведения о княжении Олега.

Детские выступления с ответами на заранее данные вопросы.

-Когда правил Олег?

(Олег – второй в династии Рюриковичей, он правил сразу после Рюрика, так как родственник Рюрика Игорь был ещё мал).

- Была ли Русь уже христианской или уже языческой?

(действие происходит в 912г. в x веке. Русь пока пребывает в язычестве: княгиня Ольга, жена Игоря, в старости примет христианство, а крещение произойдёт в 988 году, при её внуке, князе Владимире).

-Как Олег взял Царьград? Какую военную хитрость он применил?

(Царьград стоял на берегу пролива. Греки перегородили пролив цепями, чтобы не прошли корабли русского князя. Тогда Олег решил поставить корабли на колёса и по суше обойти цепь. Греки были ошеломлены, увидев, как лодки русских идут по земле. После этого они не смогли оказать достойное сопротивление. Царьград был покорён.

3.Чтение летописного отрывка.
4. Работа с художественным текстом. Анализ основных эпизодов.

а) Работа с непонятными словами

(на доску прикреплены листы с написанными на них словами и их значениями, учащиеся зачитывают значения слов)
б) Выразительное чтение «Песни»

(«Песнь о вещем Олеге» была закончена поэтом 1 марта 1822 года.)
в) Составление сопоставительной таблицы, изображающей события, основные эпизоды летописи и баллады.

(работа ведется двумя учащимися самостоятельно у доски, у детей карточки с названиями эпизодов, учащиеся должны расположить их так, чтобы передать последовательность событий)



«Повесть временных лет»

«Песнь о вещем Олеге»

1.Князь вспомнил своего коня.

1.Князь едет в поход против хазар.

2.Когда-то он оставил его из-за предсказания волхва.

2.По дороге встречает кудесника и спрашивает о судьбе.

3.Князь спросил о судьбе коня и узнал о его смерти.

3.Диалог князя и кудесника.

4.Он поехал взглянуть на кости коня.

4.Прощание с конём.

5.князь, смеясь, наступил на череп, и его укусила змея.

5.Князь пирует с дружиной.

6.он умер и был похоронен на горе Щековице.

6.Князь спрашивает о судьбе коня и узнаёт о его смерти.




7.Князь вспоминает предсказание (но не смеётся, а скорбит)




8.Князь едет взглянуть на кости.




9.Князь тихо наступил на череп и прощается с конём.




11.Гробовая змея.




12.Тризна по Олегу.



г) Определение жанровой принадлежности произведения.

Название отличительных признаков баллады. Сравнение баллады и летописи.

Общее: обе основаны на историческом событии.

Различие: летопись – проза, баллада – поэтический текст.

В балладе много средств художественной выразительности.

Вообще же для баллады характерно наличие сюжета, диалога, некой тайны.
д)Обмен читательским впечатлением

-Почему пушкинский текст больше?

(в нём гораздо больше деталей, которые делают прошлое зримым, почти осязаемым; особое внимание уделяем эпитетам; это художественное произведение, главное для автора – создать образ героя, выразить свои чувства)
-Найдите строки, которые особенно понравились, выразите свои впечатления от них.

(дети читают понравившиеся строки и выражают свои впечатления. Например: «И кудри их белы, как утренний снег над славной главою кургана» - это образ, сочетающий мотив старости и юности одновременно. Снег седины – знак прожитой жизни, а утро – начало дня и начало жизни. Утренний снег оставляет ощущение чистоты, свежести. Откуда это чувство? Может быть, Пушкин написал так потому, что, хотя дружинники и стары, мир их, если взглянуть нашими, «тысячелетними», глазами, очень молод?)

Вывод: Пушкин в своей балладе использует художественные детали, которые делают прошлое зримым, осязаемым. Так поэт «открывает окно» в прошлое, делает нас свидетелями происходящего.
е) Анализ деталей, делающих текст убедительным.

- Найдите детали, которые придают тексту историческую достоверность.

(Неразумные хазары; цареградская броня; Перун и его святилище в лесу; тризна, на которой должен быть убит любимый конь; ковши круговые)

Вывод: Пушкин в деталях очень точен, «стакан» - единственный анахронизм (ошибка от соединения неодновременных явлений, событий, вещей)

Обращаем внимание на такую деталь: князю Олега у Пушкина постоянно сопутствует дружина, и Пушкин не забывает о ней говорить.
ж)Проверка работы у доски

- Какой вывод можете сделать о композиции этих произведений? Как изображаются события в этих произведениях?

( в «Песни» хронологический порядок, все основные эпизоды сохранены, зримым предстаёт каждый эпизод;

в летописи хронологическая инверсия; главное – смерть Олега, спор с кудесником – предыстория, рассказ в рассказе, видим князя один раз)
з) Выявление композиционных и смысловых различий между рассказами.

По ходу обсуждения эпизодов делаем запись в таблице.

-Сравним эпизоды летописи и «Песни»

(учитель вместе с детьми обсуждает эпизоды, приводя примеры из текстов, составляет таблицу)



Летопись

Песня


1. Вступление князя в произведение





Величавое выступление князя на верном коне.

2. Прощание Олега с конём.

Олег сразу отказывается от коня.

Привязанность к коню, тяжесть прощания (этим подчеркивается его человечность, сила любви к коню)

3. Воспоминание о коне.

Вспоминает о коне в осенние дни

вспоминает о коне в минуту радости, в зимнюю пору.(в эти счастливые минуты жизни он хочет видеть рядом своего боевого товарища, разделить с ним радость)

4.Отношение к известию о смерти коня

Нет боли от известия

Тяжелое огорчение. Горе князя подчеркнуто противостоянием позы и эпитета:

Могучий Олег головою поник…

Душевная привязанность к коню.



1.Князь едет взглянуть на кости коня

Князь смеётся над кудесником и едет праздновать своё торжество
(победа над кудесником и судьбой)



князь скорбит о коне, досадует, что зря расстался, едет взглянуть на кости, чтобы проститься с другом

Ему горько, что не этот конь будет положен в могилу, князь мог бы перенести «дружбу» с конём в вечность.(Пушкин внёс мотив отношения князя к коню)



Олег – исторический деятель

Олег – человек

Летописец не сомневался в мудрости Олега.

Пушкин ставит под вопросом мудрость князя.



и) Подведение итогов сравнения.

-Какой судьбы пытался избежать Олег, отказываясь от коня?

Обратите внимание: в «Песни» Олег едет в опасный поход и хочет узнать будущее.

(он предположил, что конь подведёт его и он погибнет в сражении, князь хочет избежать гибели, которая пристала воину, - гибель в битве, где рядом с ним был бы друг – конь и все его друзья – дружинники)
-Сумел ли князь изменить свою судьбу?

(он не обошел предсказание, но судьбу свою всё же изменил. Он «обидел» судьбу, как обидел коня: она не была к нему враждебна. Та или иная смерть всё равно ждала князя, но он отверг гибель в битве – гибель воина и героя – и умер бесславно)

События следуют за чувствами человека. Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них не общая судьба. Именно это делает Олега лицом поэтическим. Так что же, смысл «Песни» так горек? Неужели верность чувству ведет к гибели? Может быть, и так. Ведь сказал же Данте: «Дано любви нас с жизнью разлучать».
На доске вопрос: почему для Пушкина важна любовь князя к коню?

-Почему Пушкин окружает Олега не семьёй, а дружиной?

(вся жизнь князя – битва. Дружина для него ближе, чем кто бы то ни было)
- Почему ещё пушкинский Олег так горько переживает смерть коня?

(он предал дружбу, пытаясь спасти свою жизнь)
к)Анализ эпизодов, связанных с поединком кудесника и князя.

- Какую роль сыграл здесь кудесник? Ведь вся история началась с их встречи.

вошла ещё одна тема. Кто такой кудесник. Что в -С кудесником в балладу нем особенного?

(Кудесник сродни поэту. Поэту тоже, считал А.С.Пушкин, дан божественный дар пророчества, вложен свыше «вещий язык»)
-Можно ли назвать их встречу поединком? Какой силой и властью обладает каждый из них?

Сравнительная характеристика


князь

кудесник

Земной владыка

Представитель высших сил. Прорекает судьбу. Соотносится с образом поэта – пророка

Появляется торжественно, величаво


Появляется неожиданно, таинственно

Обращается к кудеснику снисходительно, задевает его достоинство

Спокойно и гордо защищает своё достоинство.

Предлагает свою милость и плату, как будто подкупая судьбу.

Говорит высшую правду, которую нельзя изменить ни подкупом, ни угрозой. Судьба неподкупна. Ни сила, ни богатство не помогут. Даёт гордую отповедь. Конь, которым хотел задобрить, станет твоей

смертью.

Пытается противопоставить свою волю высшей воле

признаёт небесную власть








- Кот же герой баллады – Олег или кудесник?

- Как объясняет кудесник любовь Олега к коню? (цитата)

5. Подведение итогов беседы. Сравнение двух описаний кургана.
-Прочтите описания курганов в «Песни». Чем они отличаются? Какое впечатление на нас производят?

(Князь совершил ошибку: пытаясь обмануть судьбу, он предал друга. Но от пушкинских стихов не остаётся тяжелое впечатление. Впечатление скорее светлое и умиротворённое. Почему? Чтобы ответить на этот вопрос, сравним два описания кургана.

В последней строфе свет, преодоление горечи. Верность чувству может привести к смерти, но в верности человеческой памяти – залог бессмертия.

Место Олега на вершине кургана заняли князь Игорь и Ольга; его дружина отошла куда – то в сторону и пирует у брега. По сути, на наших глазах сменилось поколение. Пока был жив князь Олег, он пировал с дружиной на кургане какого – то прежнего героя, он был «на вершине жизни». Жизнь продолжается. Для Руси ещё всё впереди. Олег внёс свою лепту в русскую историю и ушел, оставив продолжать её потомкам, которые пируют на кургане.

Дружина же его по – прежнему вспоминает «минувшие дни» и битвы, которые уже окончательно стали прошлым и переходят в предания. Олегова дружина, спустившись с кургана, вплотную подошла к границе, отделявшей мир живых от мира мёртвых. С отгремевших битв смывается их страшная кровавая реальность, они становятся поэзией. Так и со смерти князя Олега смыто впечатление мучительного ужаса, осталось лишь предание, овеянное поэзией старины.

1.Вступительная беседа.
2.Чтение летописного отрывка.
3. Работа с художественным текстом. Анализ основных эпизодов.

а) Детские выступления с ответами на заранее данные вопросы.

-Когда правил Олег?

- Была ли Русь уже христианской или уже языческой?

-Как Олег взял Царьград?

-Какую военную хитрость он применил?
б) Определение жанровой принадлежности произведения.

Название отличительных признаков баллады. Сравнение баллады и летописи.
в) Работа с непонятными словами
г) Выразительное чтение «Песни»
д) Составление сопоставительной таблицы, изображающей события, основные эпизоды летописи и баллады.
е)Обмен читательским впечатлением

-Почему пушкинский текст больше?

-Найдите строки, которые особенно понравились, выразите свои впечатления от них.
ж) Анализ деталей, делающих текст убедительным.

- Найдите детали, которые придают тексту историческую достоверность.

Обращаем внимание на такую деталь: князю Олега у Пушкина постоянно сопутствует дружина, и Пушкин не забывает о ней говорить.
з)Проверка работы у доски

- Какой вывод можете сделать о композиции этих произведений? Как изображаются события в этих произведениях?
з) Выявление композиционных и смысловых различий между рассказами.

-Сравним эпизоды летописи и «Песни»
Летопись Песня

1. Вступление князя в «Песнь»

Величавое выступление князя

на верном коне

2. Прощание Олега с конём.

Олег сразу отказывается от коня. Привязанность к коню, тяжесть

прощания.

(этим подчёркивается его чело-

вечность, сила любви к коню)

3. Воспоминание о коне.

Вспоминает о коне в осенние дни вспоминает о коне в минуту ра-

дости, в зимнюю пору.

(в эти счастливые минуты жизни

он хочет видеть рядом своего

боевого товарища, разделить с

ним радость)

4.Отношение к известию о смерти коня

Нет боли от известия Тяжелое огорчение.

Горе князя подчеркнуто проти-

востоянием позы и эпитета:

Могучий Олег головою поник…

Душевная привязанность к ко-

ню.

1.Князь едет взглянуть на кости коня
Князь смеётся над кудесником князь скорбит о коне, досадует,

и едет праздновать своё торжество что зря расстался, едет взглянуть

(победа над кудесником и судьбой) на кости, чтобы проститься с другом

Ему горько, что не этот конь бу-

дет положен в могилу, князь мог

бы перенести «дружбу» с конём

в вечность.

(Пушкин внёс мотив отношения

князя к коню)
Олег – исторический деятель. Олег – человек.
Летописец не сомневался в мудрос- Пушкин ставит под вопросом

ти Олега. мудрость князя.
и) Подведение итогов сравнения.

-Какой судьбы пытался избежать Олег, отказываясь от коня?

Обратите внимание: в «Песни» Олег едет в опасный поход и хочет узнать будущее.

-Сумел ли князь изменить свою судьбу?

-Почему Пушкин окружает Олега не семьёй, а дружиной?

- Почему ещё пушкинский Олег так горько переживает смерть коня?

к)Анализ эпизодов, связанных с поединком кудесника и князя.

- Какую роль сыграл здесь кудесник? Ведь вся история началась с их встречи.

вошла ещё одна тема. Кто такой кудесник. Что в -С кудесником в балладу нем особенного?

-Можно ли назвать их встречу поединком? Какой силой и властью обладает каждый из них?

Сравнительная характеристика


князь

кудесник

Земной владыка

Представитель высших сил. Прорекает судьбу. Соотносится с образом поэта – пророка

Появляется торжественно, величаво


Появляется неожиданно, таинственно

Обращается к кудеснику снисходительно, задевает его достоинство

Спокойно и гордо защищает своё достоинство.

Предлагает свою милость и плату, как будто подкупая судьбу.

Говорит высшую правду, которую нельзя изменить ни подкупом, ни угрозой. Судьба неподкупна. Ни сила, ни богатство не помогут. Даёт гордую отповедь. Конь, которым хотел задобрить, станет твоей

смертью.

Пытается противопоставить свою волю высшей воле

признаёт небесную власть








- Кот же герой баллады – Олег или кудесник?

- Как объясняет кудесник любовь Олега к коню? (цитата)


4. Подведение итогов беседы. Сравнение двух описаний кургана.

-Прочтите описания курганов в «Песни». Чем они отличаются? Какое впечатление на нас производят?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок литературы. 7 класс Тема: А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Тема судьбы в балладе. Цели урока icon Урок №10. Тема : Александр Пушкин (1799-1837) «Песнь о вещем Олеге»
Тема : Александр Пушкин (1799-1837) «Песнь о вещем Олеге». Поэтизация древнерусской старины. Летописный источник «Песни…»
Урок литературы. 7 класс Тема: А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Тема судьбы в балладе. Цели урока icon Александр Пушкин «Песнь о вещем Олеге»
Тема : Александр Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Смысл сопоставления князя и кудесника как отражение главной мысли поэта
Урок литературы. 7 класс Тема: А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Тема судьбы в балладе. Цели урока icon Тема: А. С. Пушкин. Узник. М. Ю. Лермонтов. Узник
Дома вы читали балладу А. С. Пушкина "Песнь о вещем Олеге" и отвечали на вопрос: Почему погибает князь Олег?
Урок литературы. 7 класс Тема: А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Тема судьбы в балладе. Цели урока icon Список литературы для чтения
А. С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд», «Поэт», «к чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге»
Урок литературы. 7 класс Тема: А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Тема судьбы в балладе. Цели урока icon Исследование по творчеству А. С. Пушкина 8 класс. Баллада «Песнь о вещем Олеге»
Формирование умений анализа лирического произведения на основе историко-культурного наследия
Урок литературы. 7 класс Тема: А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Тема судьбы в балладе. Цели урока icon Тема исторического прошлого
Им были созданы такие произведения, как "Песнь о вещем Олеге", "Бородинская годов щина", "Полтава". "Медный всадник". "Борис Годунов"....
Урок литературы. 7 класс Тема: А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Тема судьбы в балладе. Цели урока icon По произведениям А. Спушкина «Дубровский», «Песнь о вещем Олеге»,...

Урок литературы. 7 класс Тема: А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Тема судьбы в балладе. Цели урока icon Тема: Главные члены предложения. 5 класс Цели урока
...
Урок литературы. 7 класс Тема: А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Тема судьбы в балладе. Цели урока icon Урок литературы в 9 классе Тема урока: Анна Ахматова. Слово о поэте....
Методические приёмы: рассказ учителя; анализ стихотворений; лекция с элементами беседы; применение знаний по теории литературы; постановка...
Урок литературы. 7 класс Тема: А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Тема судьбы в балладе. Цели урока icon Урок литературы в 8 классе Тема А. С. Пушкин «Пиковая дама»
Цель урока: познакомить учащихся с самым загадочным и мистическим произведением А. С. Пушкина, оп
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции