Скачать 1.35 Mb.
|
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А. И. ГЕРЦЕНА Н. Н. Акимова, О. В. Евдокимова, С. О. Шведова История русской литературы XIX века Комплекс учебно-методических материаловСанкт-Петербург 2005 Печатается по решению кафедры русской литературы и Совета филологического факультета РГПУ им. А. И. Герцена. Авторы пособия: Н. Н. Акимова, доктор филологических наук; С. О. Шведова, кандидат филологических наук (Методические материалы к курсу «История русской литературы XIX века (первая половина)»); О. В. Евдокимова, доктор филологических наук (Методические материалы к курсу «История русской литературы XIX века (вторая половина)»). Рецензенты: Н. Н. Скатов, член-корреспондент РАН; Е. И. Анненкова, доктор филологических наук; С. В. Федоров, кандидат педагогических наук. Цель издания: помочь студенту-филологу организовать систематическую и целенаправленную самостоятельную работу. Наряду с этим пособие позволит современному учителю разобраться в основных вопросах истории литературы XIX века. Методические материалы к курсу «История русской литературы XIX века (первая половина)»* Структура раздела. Первая часть знакомит с программой курса «История русской литературы XIX века (первая половина)». Программа отражает теоретические основания, ключевые понятия и основное содержание курса, она сопровождается обширным библиографическим списком, включающим, в том числе, и литературоведческие работы последних десятилетий. Во второй части материал дисциплины представлен в виде проблемных вопросов и заданий, конкретных рекомендаций, позволяющих уяснить содержание курса не только в историко-литературном, но и в теоретико-проблемном аспекте. Третья часть пособия содержит темы для самостоятельного изучения основных проблем курса; предложенные темы могут стать основой специальных вопросов к экзамену, курсовых работ и подготовительным этапом будущих дипломных сочинений. I. Программа курса «История русской литературы XIX века (первая половина)». Часть I. Цели и задачи дисциплины:
Формы аттестации: зачет, экзамен. Ключевые понятия курса: историко-литературный процесс, его основные этапы. Общественное движение, идеология, духовная и бытовая культура как факторы литературного процесса. Динамика литературного развития. Жанровая система. Жанровая эволюция. Стиль эпохи и индивидуальный стиль. Традиция и новаторство. Классика и беллетристика. Рекомендуемая литература: Общие работы
Справочная литература
Список художественных текстов
Содержание курса Исторические предпосылки формирования новых типов художественного, научного и бытового сознания на рубеже ХVIII и ХIХ веков. Общественно-политическая, религиозно-философская, литературно-эстетическая сферы русской культуры в первое десятилетие Александровского царствования. Формы культурного бытия (образовательные учреждения, журналы и альманахи, литературные общества и салоны, театральная жизнь). «Беседа любителей русского слова» и «Арзамас»: языковая, эстетическая, идеологическая программа. Многоаспектность споров «архаистов» и «новаторов» (Ю. Н. Тынянов). Рекомендуемая литература:
Литературное движение первой четверти ХIХ века. Жанры сентиментальной литературы. Преромантические тенденции. Поиски нового содержания личности в литературе и жизни. Раскрытие эстетического потенциала литературных жанров (элегии, дружеского послания, баллады) и жанров периферийной словесности (дружеское письмо, путевые заметки, дневниковая проза и др.) в литературе переходного периода (1800 – 1810-е годы). Утверждение романтизма в русской поэзии. Эстетические принципы «школы гармонической точности» (А. С. Пушкин). Элегическое творчество В. А. Жуковского (от элегий 1800-х годов – к «Славянке» и отрывку «Невыразимое»). Баллады Жуковского: проблематика, поэтика (типы конфликтов, характер преломления историко-культурного материала, соотношение эпического и лирического начал). Особенности романтического жизнеощущения Жуковского. Основные мотивы «легкой поэзии» К. Н. Батюшкова. «Мои пенаты» как образец жанра дружеского послания. Особый характер восприятия античности в антологической лирике Батюшкова. Эпические элегии позднего Батюшкова (трансформация ведущих мотивов и лирического героя, усложнение элегической проблематики, появление гражданской тематики). Рекомендуемая литература:
Эстетическая мысль и гражданское бытие декабристов. Полемика с представителями элегического романтизма. Поиски новых жанровых и стилистических форм («Думы» К. Ф. Рылеева, исторические повести писателей-декабристов, народно-поэтические стилизации, философско-религиозная поэзия декабристов после 1825 года). Рекомендуемая литература:
Движение литературы 1810 – 1820-х годов к освоению жизненного материала. Басенное творчество И. А. Крылова в единстве проблематики и поэтики. Обогащение сюжетного диапазона басни. Способы создания художественных характеров. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Полемика о характере главного героя в критике ХIХ в. Историческое и вневременное в образе Чацкого. Автор и его герои (усложнение поэтики комедийных характеров, формы проявления авторской позиции). Особенности жанровой природы пьесы. Поэтика конфликта и финала. Рекомендуемая литература:
Творческий путь А. С. Пушкина. Жанровое и тематическое многообразие лирики А. С. Пушкина лицейского времени. Особенности преломления политической проблематики в лирике петербургского периода. Поэма «Руслан и Людмила»: новый тип жанрово-стилистического синтеза. Романтическая лирика периода южной ссылки. Преобразование диапазона романтической элегии. Южные поэмы Пушкина в контексте традиций байроновской поэмы (трансформация конфликта и героя). Творчество Пушкина периода михайловской ссылки. Трансформация романтических мотивов и тем в лирике. Новое решение темы поэтического слова («Подражания Корану», «Пророк»). Появление исторической проблематики. Трагедия «Борис Годунов»: концепция русской истории. Особенности драматического действия, интерпретации финала и трагедии в целом в исследовательской литературе. Роман в стихах «Евгений Онегин»: этапы создания и эволюция замысла. Многослойность проблематики, своеобразие жанровой поэтики (принцип противоречий, стилистическое многоголосие, особенности повествовательной структуры, проблема интонации). Автор и его герои. Эстетическая эволюция автора, запечатленная в романе. Осмысление понятий «проза» и «поэзия» в качестве эстетических и внелитературных категорий. Движение Пушкина к прозе на рубеже 1820–1830-х годов. Поэтика «Повестей Белкина»: роль белкинского контекста, «чужое слово» в структуре повествования, значение литературных реминисценций. Проблема интерпретации «Повестей Белкина» в исследовательской литературе. Усложнение структуры повествования в «Пиковой даме». «Пиковая дама» в контексте фантастической повести 1830-х годов. Германн как новый тип героя в русской литературе. Тема поэтического дара в творчестве Пушкина конца 1820-х годов. Философичность поздней лирики поэта (в сопоставлении с философской поэзией любомудров, лирикой Е. А. Баратынского 1830–1840-х годов). «Маленькие трагедии» как цикл (сквозные мотивы, единство проблематики, особая драматургическая структура). Исторически сложившиеся типы сознания и общечеловеческие коллизии в конфликтах «маленьких трагедий». Проблемы интерпретации трагедий в исследовательской литературе. Эволюция исторической концепции Пушкина: от «Полтавы» – к «Медному всаднику». Неоднозначность видения автором исторических закономерностей. Преодоление трагизма исторической жизни в «Капитанской дочке». Сплав традиций исторического романа и сказочного повествования. Пушкинские темы, мотивы и образы в пути русской литературы. Рекомендуемая литература:
Литературно-общественное движение 1830-х годов. «Общество любомудров»: утверждение необходимости философской рефлексии в искусстве. Поиски новых возможностей в лирике, развитие жанра философской новеллы. Становление русской философской эстетики. Радикализм и скептицизм в русском обществе 1820-1830-х годов. Опубликование первого «Философического письма» П. Я. Чаадаева. Кружок А. И. Герцена. Философски-религиозный и культурно-бытовой мистицизм 30-х годов. Преломление категории чудесного в романтической повести. Жанровые разновидности повести 1830-х годов, типы фантастического в прозе А. А. Бестужева-Марлинского, Н. А. Полевого, Н. Ф. Павлова, В. Ф. Одоевского. Кружок Н. В. Станкевича – новая эпоха интеллектуального и духовного творчества в русском обществе. Рекомендуемая литература:
Творческий путь М. Ю. Лермонтова. Синтетический характер ранней лермонтовской лирики; своеобразие лирического героя. Основные мотивы поэзии Лермонтова и их эволюция. «Маскарад» как лирическая драма: соотношение лирико-исповедального и объективно-аналитического начал. Осмысление природы романтического бунта в Арбенине. Своеобразие воплощения мотивов игры, бала, маскарада. Социальная и философская природа конфликта драмы. Выход лирического героя Лермонтова за пределы индивидуального сознания, преодоление субъективности романтического миропонимания в лирике второй половины 1830-х годов. Поэмы Лермонтова в контексте жанровой традиции западноевропейской и русской романтической поэмы. Усложнение структуры конфликта и поэтики героя в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Двунаправленность завершения традиции в «Демоне» и «Мцыри». «Герой нашего времени» – первый философско-аналитический и социально-психологический роман в русской литературе. Пути создания Лермонтовым новой для русской литературы повествовательной структуры; смысловой потенциал жанрового синтеза. Соотношение эпического и лирического начал: лирико-символический подтекст, его связь с движением сюжета и проекция на философскую проблематику романа. Рекомендуемая литература:
Творческий путь Н. В. Гоголя. «Вечера на хуторе близ Диканьки» в контексте «вечерних» сборников 1820–1830-х годов. Пространственно-временная организация цикла, своеобразие воплощения фантастического. Рассказчики «Вечеров» и воплощенные в них типы фольклорного и литературного сознания. Художественная «логика» перехода от «Вечеров» к «Миргороду»: усложнение циклообразующих элементов, структуры повествования, композиции цикла. Соотношение автора и рассказчика в «Миргороде». Частная жизнь и историческое бытие: преломление проблематики цикла сквозь различные модусы художественности (идиллический, героический, трагический, сатирический). Дискуссионные вопросы интерпретации «Миргорода» в исследовательской литературе. Социальное и духовно-метафизическое «лицо» Петербурга в Петербургских повестях Гоголя. Своеобразие фантастического. Переосмысление романтических тем, мотивов (мотив демонического, тема художника, мотивы безумия, обмана, плененной красоты и т.д.), эстетических категорий (например, пошлого и трагического, прекрасного и безобразного). Драматургия Гоголя. Комедия «Ревизор» (соотношение сатирической и комедийной традиций, «миражная» интрига, поэтика героев, конфликта и финала). Поэма «Мертвые души» (эволюция замысла, своеобразие жанра, соотношение сатирического и символико-аллегорического планов изображения в первом томе поэмы). Образ автора. Многозначность темы пути. Поиски героев иного типа во втором томе и попытки синтеза «Нового человека» в жизни (публицистическая направленность «Выбранных мест из переписки с друзьями»). Значение Гоголя как писателя, соединяющего разные литературные эпохи. Рекомендуемая литература:
Литературно-общественное движение 1840-х годов. Возникновение полемики западников и славянофилов; обусловленность основных проблем историческим моментом русской жизни (оценка культурного наследия допетровской Руси, проблема духовного склада русского и западного человека, проблема личности, отношение к социально-экономическим реформам и т. д.). Натуральная школа. Повести А. И. Герцена. Рекомендуемая литература:
Часть II. Методические рекомендации. Теоретической основой курса истории русской литературы первой половины XIX века являются принципы исторической поэтики. Такой угол зрения позволяет осмыслить характер и закономерности литературной эволюции, рассмотреть движение литературы как трансформацию литературных родов, жанров, художественных систем русских писателей. Особенностью структуры читаемого курса является сочетание хронологической последовательности в изучении материала с теоретико-литературным принципом, опирающимся на категорию литературного рода (лирика – драма – эпос). Значительным подспорьем для овладения необходимыми теоретическими сведениями при самостоятельной подготовке студентов может служить пособие: Котельников В. А., Ляпина Л. Е., Михновец Н. Г. Историческая поэтика. СПб., 2001. Эволюция лирики в русской литературе первой половины XIX века 1. Главнейший парадокс лирики заключается, в том, что «самый субъективный род литературы, она, как никакой другой, устремлена к общему, к изображению душевной жизни как всеобщей. <�…> если лирика создает характер, то не столько “частный”, единичный, сколько эпохальный, исторический; тот типовой образ современника, который вырабатывают большие движения культуры». (Гинзбург Л. Я. О лирике. М., 1997. С. 9). Поразмышляйте, как эта особенность реализует себя в лирических жанрах первой половины XIX века? Установите взаимосвязь с изменениями в мировосприятии, эстетическом сознании эпохи? 2. Одной из центральных закономерностей эволюции русской лирики начала XIX века авторитетный исследователь Л. Я. Гинзбург считала смену поэтики жанров поэтикой стилей: «Теперь уже речь шла не о чистых классических жанрах, но о том, что избранная тема предполагала определенный жанрово-стилистический строй. <�…> Суть этой системы в том, что предрешенными оказывались основные, соотнесенные между собой элементы произведения; его лексика, семантические связи. И это потому, что предрешенным был всякий раз самый тип авторского сознания, с системой его ценностей, следовательно, и авторский образ. Слово здесь своего рода стилистический эталон. Оно входит в контекст отдельного стихотворения, уже приобретая свою экспрессивность, свои поэтические ореолы в контексте устойчивого стиля. Оно несет с собой его идеологическую атмосферу, являясь проводником определенного строя представлений, переживаний. Для подобного словоупотребления решающим является не данный, индивидуальный контекст, но за контекстом лежащий поэтический словарь, не метафорическое изменение, перенесение, скрещение значений, но стилистическая окраска». (Гинзбург Л. Я. О лирике. М., 1997. С. 26-27). Покажите действие этой закономерности в русской лирике начала XIX века, сделав анализ нескольких стихотворений К. Н. Батюшкова, В. А. Жуковского, К. Ф. Рылеева а аспекте поэтики устойчивых стилей, проследите характер сопряжения, взаимопроникновения устойчиво-поэтического и индивидуального. 3. Художественный объект и жанровые горизонты в обзоре реальности для жанра дружеского послания являются литературоведческой проблемой. Так один из подходов предполагает, что жанровой привилегией послания пушкинской поры является его разностильность и раномасштабность, а «жанровой почвой» – «пограничная область между “поэзией” и бытом», «послание стилизовало быт и прозаизировало сферу “поэзии”, пытаясь утвердиться на игровой, фамильярной черте, одновременно разделяющей и соединяющей эти реальности.(Грехнев В. А. Лирика Пушкина. О поэтике жанров. Горький, 1985. С. 26). Обоснуйте собственную точку зрения на проблему, опираясь на анализ поэтических текстов поэтов пушкинской поры. 4. Сопоставьте концепции поэтической школы, сложившейся в русской лирике начала XIX века, принадлежащие Л. Я. Гинзбург и В. Э. Вацуро (Гинзбург Л. Я. О лирике. Глава «Школа гармонической точности»; Вацуро В. Э. Лирика пушкинской поры. «Элегическая школа». СПб., 1994). В чем сходство и различие подходов? 5. По мнению В. А. Грехнева, «вряд ли могут быть оправданы попытки закрепить за элегией некое раз и навсегда доминирующее переживание <�…> известная психологическая неопределенность заключена в самой природе элегии нового времени, … жанровый объект ее предполагает не единство переживания, а целый спектр эмоций». (Грехнев В. А. Лирика Пушкина. О поэтике жанров. Горький, 1985. С. 134-135). Согласны ли вы с этим утверждением? На чем зиждется устойчивость жанра элегии? Что позволяет все-таки говорить о специфической определенности элегической эмоции? Докажите, опираясь на анализ художественных текстов. 6. Сделайте сравнительный анализ элегий В. А. Жуковского «Вечер» и «Славянка» в аспекте элегической поэтики и индивидуального авторского стиля: динамика взаимодействия объективного и субъективного планов, спектр элегических переживаний, структура художественного времени, особенности лирического сюжета, природа идеального. Какие элементы свидетельствуют об эволюции элегической поэтики Жуковского? 7. Проанализируйте стихотворение К. Н. Батюшкова «Выздоровление» в аспекте элегической поэтики и индивидуального авторского стиля: Как раскрывается элегическая ситуация (проследите трансформацию мотивов жизни, смерти, сладострастия и др., характерных для поэтики раннего Батюшкова)? Какие традиционные формулы позволяют воплотить элегическую эмоцию, в чем ее своеобразие? 8. Сделайте сравнительный анализ элегий Е. А. Баратынского «Разуверение», «Признание», «К чему невольнику мечтания свободы?..»: Какой тип лирического субъекта сформирован элегической лирикой Баратынского? Что становится объектом художественного анализа в его элегиях? Каковы особенности композиционного развертывания темы? Что отличает и что роднит элегические конфликты, питающие лирическую эмоцию у Баратынского в сравнении с другими поэтами-элегиками первой половины XIX века? 9. Обратитесь к элегиям А. С. Пушкина «Погасло дневное светило…», «Простишь ли мне ревнивые мечты…», «Желание славы», «К морю»: Проследите, как разнообразие пушкинских элегических эмоций ведет к изменению психологической установки жанра, раздвигает его границы и ведет к трансформации элегии в свободную лирическую структуру. 10. Что составляет основу уникальной гармонии пушкинского лирического мира. Сопоставьте различные подходы историков литературы. Обоснуйте собственную точку зрения. 11. Сравните событие беспощадной самооценки героя и поколения в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Дума» и в его повести «Фаталист»: Чем отличается природа лирического события от события эпического? Рекомендуемая литература:
Драматургия первой половины XIX века 1. «Героями драматических произведений весьма часто оказываются люди, склонные к игре и проявляющие себя по преимуществу в ней. При этом драма тяготеет к художественному воспроизведению ролевого поведения человека его “самоизменения”. <�…> Претворение в предмет изображения игрового поведения, сопряженного с притворством и обманом, веселым или зловещим маскарадом составляет одну из существенных черт театрально-драматического искусства едва ли не всех стран и эпох, (Хализев В. Е. Драматическое произведение и некоторые проблемы его изучения // Анализ драматического произведения. Л., 1988. С. 16-17). Подтвердите или опровергните это положение на материале русской драматургии первой половины XIX века. Покажите, в каких устойчивых мотивах реализуется эта особенность драмы. В какой мере сопряженность драматического рода литературы с игровым поведением позволяет решить вопрос о жанровой природе этого рода литературы? 2. В чем заключается принципиальное отличие драматургического конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» от комедии XVIII века? Какие структурные изменения повлекло за собой изменение конфликта? 3. Докажите, опираясь на текст комедии, что в «Горе от ума» осуществлен синтез разных родовых начал и жанровых традиций. Чем обусловлены структурная многосложность и смысловая глубина комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»? 4. Каковы отличия трактовки конфликта «героя истории» и массы в лирических произведениях А. С. Пушкина (например, в стихотворении «Свободы сеятель пустынный...» 1823 г.) и в трагедии «Борис Годунов»? Какие структурные особенности стали следствием новизны коллизии? 5. Как известно современная Пушкину критика упрекала трагедию «Борис Годунов» в отсутствии цельности, нарушении единства действия, так П. А. Катенин полагал, что это «не драма отнюдь, а кусок истории, разбитый на мелкие куски в разговорах». Сопоставьте подходы к проблеме композиционной целостности пушкинской трагедии, принадлежащие литературоведам XX века, обоснуйте собственную позицию. 6. Какие черты позволяют говорить о художественном единстве «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина? Охарактеризуйте художественно-композиционную функцию финалов. 7. Сравните трактовку символических мотивов «маскарада» и «игры» в драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад», содержащуюся в работах Ю. В. Манна и В. И. Коровина? 8. Проанализируйте развязку нескольких редакций драмы М. Ю. Лермонтова «Маскарад». Что изменилось с введением фигуры Неизвестного? 9. О «Ревизоре» Н. В. Гоголя В. М. Маркович пишет: «В развязке почти повторена исходная ситуация – ведь комедия и начинается и заканчивается сообщением о приезде ревизора. <�…> Получается, что с элементарно-фабульной точки зрения исходная ситуация не изменилась и, следовательно, между завязкой и развязкой, в известном смысле, ничего не произошло. В этой странности дают о себе знать особенности новой драматургической структуры». Дайте характеристику этой новой драматургической структуре и «миражной интриге» в ней? 10. Охарактеризуйте особую природу и масштаб художественного обобщения в гоголевской комедии «Ревизор», обратившись к понятию «сборного города», использованному Гоголем в пьесе «Театральный разъезд…», носящей характер автокомментария. 11. Кто из героев драматических произведений первой половины XIX века наиболее близок эпическим героям, а кто – лирическим? Чем можно объяснить эти особенности? Рекомендуемая литература:
|
Аннотация к рабочей программе по Литературе Программа построена так, что в ней последовательно даются этапы развития литературы: «Устное народное творчество», «Из древнерусской... |
Рабочая программа по дисциплине «История русской литературы XIX века... Целью данного курса является изучение указанного периода развития русской литературы с учетом современных теоретико и историко-литературных... |
||
Рабочая программа по дисциплине «История русской литературы XIX века... Целью данного курса является изучение указанного периода развития русской литературы с учетом современных теоретико и историко-литературных... |
Программа дисциплины дпп. Ф. 12 История русской литературы (ч. 3: 1/2 XIX в.) В истории русской литературы особую эстетическую и этическую значимость имеет литература начала и середины ХIХ века. При ее изучении... |
||
Программа дисциплины История русской литературы. Ч. II. Русская литература... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032700.... |
Литература первой половины XIX века Знать основные темы и проблемы русской литературы XIX века; понимать связь художественной литературы с общественными событиями эпохи.... |
||
Зачет по литературе в 10-а классе (февраль 2013-2014 уч год) Основные темы и проблемы русской литературы 19-го века Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе... |
Рабочая программа по дисциплине «История русской литературы Х i Х века 2 половина» Целью данного курса является изучение указанного периода развития русской литературы с учетом современных теоретико и историко-литературных... |
||
Судьбы в незавершенной повести М. Ю. Лермонтова «Штосс». Лугин и Печорин. Особенности фантастики Вопросы к зачету для студентов филфака в/о по курсу «История русской литературы XIX века (первая треть)» |
Фгбоу впо «Орловский государственный университет» утверждаю проректор по научной работе Основные особенности русской литературы XIX века. Современная постановка вопроса о национальном своеобразии, мировом значении русской... |
Поиск на сайте Главная страница Литература Доклады Рефераты Курсовая работа Лекции |