«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
_______/ Загидуллина Г. Р./
Протокол №1 от
«28» августа 2012г.
|
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_____________/Р.Г.Галимова/
«29» августа 2012г
|
«Утверждено»
Директор МБОУ «АСОШ№7»
_____________/А.М.Гатауллина/
Приказ №69/18 от
«29» августа 2012г.
|
Рабочая программа по литературе
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Арская средняя общеобразовательная школа №7»
Арского муниципального района Республики Татарстан
учителя высшей квалификационной категории
Загидуллиной Гульшат Ринатовны
9 а класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №1
от «29» августа 2012г.
2012-2013 учебный год
Учебно – тематическое планирование.
Предмет: литература
Класс: 9 а
Учитель: Загидуллина Гульшат Ринатовна
Количество часов: всего 102 часа; в неделю 3 часа.
Плановых контрольных работ - 4. Сочинений – 9.
Учебник:
Литература: 9 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений: в 2-ух частях/ Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2009.
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа по литературе в 9 классе составлена в соответствии со следующими нормативными документами:
*Закон РФ и РТ «Об образовании» (в действующей редакции);
*Приказ МО и Н РФ от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении Федерального Компонента Государственных Образовательных Стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);
*Примерная программа основного общего образования по литературе (базовый уровень) для образовательных учреждений с русским языком обучения.
*Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих аккредитацию на 2012-2013 учебный год;
*Учебный план МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №7» Арского муниципального района Республики Татарстан на 2012 – 2013 учебный год, утвержденного решением педагогического совета (Протокол № 1 от 29 августа 2012 года)
Рабочая программа по литературе в 9 классе рассчитана на 102 учебных часа (3 часа в неделю по базисному учебному плану)
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Национально-региональный компонент реализуется на уроках изучения биографии Г.Р..Державина (детство и юность поэта, проведённые в нашей республике, казанский период жизни Державина, анализ стихотворения «Арфа») – урок № 7, изучения биографии и творчества А.Н. Радищева (заметки о нашей республике, районе в дневнике писателя, рассказ о пребывании Радищева в Лаишево, с.Янгулово (Балтаси) – урок №9, изучение биографии и творчества В.А.Жуковского (рассказ о казанском периоде жизни) - урок № 15, изучение биографии А.С.Пушкина (приезд писателя в Казань с целью изучения архивов, сбора материала о Пугачеве) – урок 25; на уроках изучения биографии Л.Н.Толстого (семья Толстых в Казанской губернии, Л.Н.Толстой в университете) – урок 62; на уроках изучения биографии В.В.Маяковского (приезд поэта с выступлениями в Казань) – урок 81; при изучении биографии М.И.Цветаевой (последние годы, проведённые в Елабуге) – урок 83; изучение творчества и биографии Мусы Джалиля (литература народов России, тема героизма в творчестве татарского поэта) - урок 90.
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
*воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
*развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
*освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
*овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература. Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс. Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры русской литературы. В то же время данная программа, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.
Основные теоретико-литературные понятия, знания о которых углубляются или даются впервые:
- Литература как искусство слова.
- Слово как жанр древнерусской литературы.
- Ода как жанр лирической поэзии.
- Баллада, роман в стихах.
- Трагедия, комедия как жанр драматургии.
- Философско-драматическая поэма.
- Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
- Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном
произведении.
- Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе.
- Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция.
- Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое
отступление; конфликт.
- Система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой
- Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Требования к уровню подготовки выпускников.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
-
содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
-
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
-
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
-
историко-культурный контекст изучаемых произведений;
-
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
-
работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
-
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
-
выявлять авторскую позицию;
-
выражать свое отношение к прочитанному;
-
сопоставлять литературные произведения;
-
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
-
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
-
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
-
писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.
Содержание тем учебного курса.
Введение -1ч.
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
Древнерусская литература - 2ч.
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Литература ХVIII века - 10 ч.
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма-1ч.
Михаил Васильевич Ломоносов - 2ч.
Жизнь и творчество (обзор). Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин -2ч.
Жизнь и творчество (обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев - 2ч.
Слово о писателе.
«Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.
Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин - 2ч.
Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
Русская литература XIX века - 54 ч.
Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Европейская литература эпохи романтизма. Дж. Г. Байрон. Жизнь и творчество. Поэма «Корсар» (обзор). Романтизм поэзии Байрона.
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия ХIХ века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. – 1ч.
Василий Андреевич Жуковский - 2ч.
Жизнь и творчество (обзор)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов - 8ч.
Жизнь и творчество (обзор)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин-14ч.
Жизнь и творчество(Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
|