Конспект урока литературы в 11 классе Составитель: Щупачко Н. С




Скачать 135.95 Kb.
Название Конспект урока литературы в 11 классе Составитель: Щупачко Н. С
Дата публикации 09.10.2014
Размер 135.95 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
ГБОУ РК «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 23»

Конспект урока

литературы

в 11 классе

Составитель: Щупачко Н.С.,

учитель русского языка и литературы

Петрозаводск

2014
Тема: Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Технологии:, технология проблемно-диалогического обучения, элементы технологии развития критического мышления, ИКТ.

Цель: сформировать представление об образе Петербурга Достоевского
Задачи:

Познавательная: обобщение знаний о художественной манере Ф. М. Достоевского; закрепить знания учащихся о русском барокко и классицизме в архитектуре, увидеть историческую параллель основания Петербурга и Петрозаводска.
Коррекционно-развивающая: развитие критического мышления; развитие устной монологической речи.

Воспитательная: воспитание эстетического вкуса средствами литературы и других видов искусства.

Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», карточки «Цитатный план».
Форма: урок – подготовка к сочинению.

Метод: лекция, практикум

Доска: тема урока, репродукции картин (А.И. Шарлемань, Ф.Я. Алексеев), «барокко», «классицизм», Б.Ф. Растрелли.

Ссылка на презентацию http://es.karelia.ru/ptz/s23/копилка/DocLib4/петербург%20Достоевского.ppt

Ход урока
I Организационный момент.
Отсутствующие, проверка готовности к уроку.
II Проверка д/з: знание текста, выразительное чтение наизусть (по ходу урока).
III Работа по теме урока

Ввод в тему урока.
1. Стадия вызова

Формулировка темы.

Презентация. Слайд 2.

Слово учителя.

Сегодня у нас очень яркий урок. Я бы хотела, чтоб вы догадались, о чем мы будем говорить.

Перед вами цитата Ф.М. Достоевского.

- Согласны ли вы с ней?

- Как данное высказывание автора связано с романом «Преступление и наказание»?

- О чем мы будем говорить?

Презентация. Слайд 1.
2. Стадия реализация смысла, осмысления.

Слово учителя.

Все вы знаете, что Санкт-Петербург- гордость России. Это один из красивейших городов мира. Его улицы, проспекты, площади, набережные – подлинные произведения искусства, созданные по замыслу великих зодчих. Это город рек, каналов и связанных с ними мостов, многие из которых известны во всём мире. В русской литературе, да и в сознании общества в целом, Петербург с момента своего возникновения стал восприниматься не только как конкретный город, но и как символ новой России. Петербургу посвящали стихи А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, В. Брюсов, Ал. Блок, А. Ахматова и др. любимые нами поэты. Давайте вспомним строки из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник».

Презентация. Слайд 3.

Чтение наизусть. Отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник».

Александр Пушкин
«Люблю тебя, Петра творенье»

из поэмы «Медный всадник»





Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла,
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса. 
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой,
Девичьи лица ярче роз,
И блеск, и шум, и говор балов,
А в час пирушки холостой
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей,
Пехотных ратей и коней
Однообразную красивость,
В их стройно зыблемом строю
Лоскутья сих знамен победных,
Сиянье шапок этих медных,
На сквозь простреленных в бою.
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром,
Когда полнощная царица
Дарует сына в царской дом,
Или победу над врагом
Россия снова торжествует,
Или, взломав свой синий лед,
Нева к морям его несет
И, чуя вешни дни, ликует.

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!

Беседа.

- Каким чувством проникнуты эти строки?

- Почему они такие запоминающиеся? (Читая отрывок, мы чувствуем огромную любовь, гордость автора. Перед глазами читателя возникают конкретные образы Петербурга: его достопримечательности и тихие улочки. И, естественно, А.С. Пушкин связывает красоту, силу столицы и с мощью всей России).

Слово учителя.

Сегодня я предлагаю вам сравнить Петербург XIX века, Петербург Ф. М. Достоевского с Петербургом в понимании рядового человека сегодня.

Презентация. Слайд 4.

Для этого давайте вспомним историю северной столицы. Тем более что Петербург – ровесник и родственник нашего города.

3. Историческая лекция с элементами беседы

Город, основанный Петром в 1703 году, был заложен в устье Невы на месте, удобном в военном и торговом отношении. Петербург создавался по единому плану.      На левом берегу Невы 5 ноября 1704 года Петр I заложил Адмиралтейскую судостроительную верфь. По чертежам Петра строилась не только верфь, но и "Адмиралтейский дом", которому была придана форма "покоя", то есть широкой буквы "П", раскрытой в сторону Невы.

Презентация. Слайд 5.

Презентация. Слайд 6.

Уже в первые годы сложился композиционный центр Петербурга - Петропавловская крепость и Адмиралтейство. Их золотые шпили сияют над городом, во многом определяя своеобразие его художественного облика. Красота Петербурга поистине легендарна. Его великолепные памятники, его царственные площади и набережные, его белые ночи, его туманы навсегда заворожили русское искусство.

Презентация. Слайд 7.

Архитекторы: Анри́ Луи́ Огю́ст Рика́р де Монферра́н (Исаакиевский собор), Бартоломе́о Франче́ско Растре́лли (Зимний дворец).

Основатель Петербурга мечтал о создании города европейского типа. Первыми строителями северной столицы были преимущественно иностранные зодчие, специально приглашенные царем. 

Петербург недаром называют музеем под открытым небом – в городе собрана неповторимая коллекция архитектурных шедевров сразу нескольких эпох. Барокко, ампир, классицизм, модерн – по улицам города можно проследить весь путь развития архитектуры от XVIII века до современности. Каждое направление представлено во всём разнообразии, а стиль лучших архитекторов узнаваем и неповторим.

Ведущим мастером петербургской архитектуры середины XVIII в., когда русское барокко вступило в период своего расцвета, был Ф.Б.Растрелли

В созданных им роскошных императорских резиденциях в Санкт-Петербурге и его окрестностях (Зимний, Царскосельский дворцы), монументальность и пространственный размах сочетаются с богатейшим пластическим декором, подчеркнутой динамикой форм.

Слово «барокко» буквально означает «странный», «причудливый». Архитекторы стремились к парадной торжественности, пышности. Фасады храмов и дворцов украшены карнизами, окнами и лепниной всяческих форм и очертаний. Использование живописи, позолоты, скульптуры в архитектуре производили на людей сильное впечатление, подавляли их величием и грандиозностью.

Во второй половине XVIII в. барокко в России начинает сменяться другим направлением – классицизмом.

Для классицизма характерны строгие, чёткие формы с колоннадами, арками, скульптурами.

Зимний дворец (барокко). Архитектор В. В. Растрелли. Фасады его построек, расцвеченные белым, синим, позолотой, необычайно нарядны.

Исаакиевский собор (классицизм). Массивное здание высотой 101,52 м., завершённое куполом.

Презентация. Слайд 8.

Дворцовая площадь - исторический центр Санкт-Петербурга, откуда берет свое начало главная улица города - Невский проспект. В центре находится Александринский столб, построенный архитектором Э.М. Фальконе.

Презентация. Слайд 9.

Дворцовый мост соединяет Дворцовую площадь с Васильевским островом, выводя нас на знаменитую стрелку Васильевского острова, которая раньше была пристанью.
Презентация. Слайд 10.

Архитектор: Альфред Александрович Парланд.

Спас на крови.      В Санкт-Петербурге, на набережной канала Грибоедова, привлекает внимание удивительное произведение искусства - храм Воскресения Христова (Спаса на крови).
     Освященный в честь праздника Воскресения Христова, храм представляет собой уникальный памятник русской архитектуры и монументально-декоративного искусства конца XIX века.
     Собор возвели на месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен император Александр II. Это дало храму второе, более часто употребляемое название - "Спас на крови.
Презентация. Слайд 11.

Екатерининский дворец также ярко свидетельствует о расцвете барокко в архитектуре Петербурга XVIII века.

Таким выглядит Петербург сегодня.

IV ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Зрительный тренажер В.Ф. Базарного.

Беседа.

И по сей день образ Петербурга влечет к себе живописцев, графиков, поэтов, фотографов.

- Как вы думаете, сильно ли изменился этот город сегодня?

Петербург Достоевского.

- А сейчас давайте вспомним, каким Петербург изобразил Ф. М. Достоевский. Очевидно, что это был совершенно иной образ. Интересно восприятие Петербурга XIX века поэтом Николаем Коншиным.

Чтение наизусть.

Николай Михайлович Коншин

Жалобы на Петербург

В дымном городе душно,
Тесно слуху и взору,
В нем убили мы скучно
Жизни лучшую пору.
В небе — пыль либо тучи,
Либо жар, либо громы;
Тесно сжатые в кучи,
Кверху кинулись домы;
Есть там смех, да не радость,
Все блестит, но бездушно...
Слушай, бледная младость,
В дымном городе душно!

1828

Слово учителя

Роман « Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Архитектура Петербурга XIX века уникальна. Здесь сочетается, как я уже сказала, барокко и классицизм.

В 1907 году Достоевский на полях «Преступления и наказания» раскрыл многие сокращения, используемые в романе. Выяснилось, что он упоминал Столярный пер., где сам жил, который находился в двух шагах от Сенной площади, Кокушкин мост через Екатерининский канал, Тучков мост и т. д.

Презентация. Слайд 12.

Презентация. Слайд 13.

Важное место в романе занимает описание Сенной площади. Площадь стала называться Сенной еще в 1730 году. Тогда здесь был открыт рынок, где торговали дровами и, главным образом, сеном. Отсюда и старое название площади - Сенная. Во второй половине XIX века именно этот рынок и его окрестности, наполненные дешевыми лавками, трактирами и множеством питейных заведений, стал центом притяжения петербуржской бедноты.

Презентация. Слайд 14.

Презентация. Слайд 15.

Презентация. Слайд 16.

Презентация. Слайд 17.

Промежуточный итог

- Итак, мы попытались сравнить восприятие современного Петербурга с Петербургом XIX в.

- Захотелось ли вам побывать в этом чудо-городе? Какое впечатление он на вас произвел? (Гуляя по улицам Петербурга, мы можем прочувствовать, что ощущали Раскольников, Мармеладовы и сам Ф.М. Достоевский, у нас появляется возможность ощутить всю прелесть и притягательность этого города).

Работа с текстом

И теперь пришло время обратиться к страницам романа.

Давайте попробуем проанализировать пейзаж в романе и понять, какого же восприятие автором Петербурга.

У Ф.М. Достоевского пейзажные описания очень кратки. В этой особенности секрет сильного воздействия, которое оказывает он на чувства читателя.

Таким образом, описание города в романе несет большую художественную нагрузку.

И вы знаете, что пейзаж никогда не нацелен на простое описание обстановки, он не только создает настроение, усиливает и оттеняет социальную и психологическую характеристику героев, но и выражает то, что внутренне связано с изображаемым человеческим миром. Пейзаж прочно связан с образом Раскольникова, пропущен сквозь призму его восприятия.

ЧТЕНИЕ ЦИТАТ

***

Учащиеся, обучающиеся по программе VII вида, имеющие сложности в обучении, получают карточки с подбором цитат. Остальные самостоятельно работают с текстом, подбирают отрывки романа с пейзажными и интерьерными описаниями Петербурга.

Беседа

- Каким вам запомнился Петербург при чтении первых страниц романа?

- Какими вы видите улицы, по которым бродит Раскольников? (Во второй половине XIX века наблюдался кризис архитектуры. Строили много, но часто в погоне за прибылью заказчики требовали от архитекторов только лишь дешевизны в работе. Так возникли унылые корпуса заводов, фабрик, тесно стоящие доходные дома с дворами-колодцами, с темными комнатами для прислуги, с мрачными, черными лестницами).

-Что вам напоминают эти описания? (интерьер комнат Раскольникова, Мармеладовых) (В подобных домах, которые сплошь состояли из мелких квартир, жили герои Ф.М.Достоевского).

-Давайте зачитаем, как описаны комнаты Раскольникова, Сони, Мармеладовых? (Читаем описание и угадываем, чья комната).

- А теперь давайте вспомним сцены уличной жизни, описываемые Ф. М. Достоевским. Что вам наиболее запомнилось? (ПЕРЕСКАЗ). (Сцена смерти Мармеладова, встреча с пьяной девушкой, шарманщик и толпа женщин у распивочной…).

Промежуточный итог

- С каким Петербургом мы познакомились в последней части урока? (Человек задыхается в Петербурге Достоевского, все несет на себе печать общей неустроенности, скудности человеческого существования. Страшная жизнь людей пробуждает у читателей сочувствие, возмущение, мысль о том, что так жить человек не должен. Герои романа бессильны разрешить противоречия и тупики, в которые ставит их жизнь. За судьбами людей стоит образ преступного мира. Петербург постепенно становится городом контрастов. Пышность и серость, богатство и бедность, бездушие и бездуховность, отчаяние и безысходность все глубже проникают в жизнь человека).

V Итоги урока

- Итак, сегодня мы говорили о Петербурге Достоевского. Увидели, каким он был в XIX в. и каков он в наши дни. Вспомнили, чем характеризуются архитектура барокко и классицизма. Выявили роль пейзажа и интерьера в романе Ф.М. Достоевского.

- Через неделю вы должны будете сдать сочинение. Если вы выберите тему, обсуждаемую сегодня, наверняка зададитесь вопросом: так ли ужасен Петербург на самом деле? Чье восприятие вам ближе: А. С. Пушкина или Ф. М. Достоевского? Почему об этом городе до сих пор слагают стихи и песни? Доказательством наших слов станет песня, которую споют ваши одноклассники.

Рефлексия.

Синквейн «Петербург Достоевского».

Текст из 5-ти строк.

  • 1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

  • 2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

  • 3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

  • 4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

  • 5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).


VI Домашнее задание

Сочинение по теме «Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
VII Оценивание.


ПРИЛОЖЕНИЕ
ЦИТАТЫ ИЗ РОМАНА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
ПЕЙЗАЖ В РОМАНЕ

  1. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня… и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу. Нестерпимая же вонь из распивочных… и пьяные… довершили отвратительный и грустный колорит картины». (ч. 1, гл. 1)




  1. «Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он (Раскольников) этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха. Голова его слегка было начала кружиться; какая-то дикая энергия заблистала вдруг в его воспаленных глазах и в его исхудалом бледно-желтом лице». (ч. 2, гл. 6)




  1. «.. прошел он (Раскольников) шагов десять и оборотился лицом к Неве, по направлению дворца. Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцать до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение». (ч. 2, гл. 2)




  1. «Он бродил по набережной Екатерининского канала уже с полчаса... везде люди так и кишат… Выходя с В-ого проспекта на площадь, он вдруг увидел налево вход во двор, обставленный совершенно глухими стенами». (ч. 2, гл.2)




  1. «Он (Раскольников) подошел к окну, поднялся на цыпочки и долго, с видом чрезвычайного внимания, высматривал во дворе. Но двор был пуст… Налево… виднелись кой-где отворенные окна; на подоконниках стояли горшочки с жиденькою геранью. За окнами было вывешено белье». (ч. 5, гл. 5)


ИНТЕРЬЕР В РОМАНЕ


  1. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными… обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко..» (ч. 1, гл. 3)- описание комнаты Раскольникова.




  1. «Стояли крошечные огурцы, черные сухари, резанная кусочками рыба; все это очень дурно пахло. Было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным». (ч. 1, гл. 2)- описание кабака, в котором Раскольников познакомился с Мармеладовым.




  1. «Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней…. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать… комната.. была проходная..» (ч. 1, гл. 2)- описание комнаты Мармеладовых.




  1. «Дверь на лестницу была отворена, чтобы хоть сколько-нибудь защититься от волн табачного дыма, вырвавшихся из других комнат…» (ч. 2, гл. 7)- описание комнаты Мармеладовых.




  1. «В сенях же все плотнее и плотнее стеснялись зрители, жильцы со всей лестницы, не переступая, впрочем, за порог комнаты. Один только огарок освещал всю сцену». (ч. 2, гл. 7)- описание комнаты Мармеладовых.



  1. «Это была большая комната, но чрезвычайно низкая… Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое. Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перерезывала комнату как-то вкось…» (ч. 4 гл. 4)- описание комнаты Сони.

  2. «Небольшая комната… с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была… освещена заходящим солнцем…. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева.. состояла из круглого стола овальной формы… стульев по стенам да двух двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках….» (ч. 1, гл. 1)- описание комнаты старухи-процентщицы.



11. «Катерина Ивановна в своем стареньком платье, в драдедамовой шали и в изломанной соломенной шляпке, сбившейся безобразным комком на сторону, была действительно в настоящем исступлении. Она устала и задыхалась. Измучившееся чахоточное лицо ее смотрело страдальнее, чем когда-нибудь (к тому же на улице, на солнце, чахоточный всегда кажется больнее и обезображеннее, чем дома); но возбужденное состояние ее не прекращалось, и она с каждою минутой становилась еще раздраженнее. Она бросалась к детям, кричала на них, уговаривала, учила их туг же при народе, как плясать и что петь, начинала им растолковывать, для чего это нужно, при·· ходила в отчаяние от их непонятливости, била их...

Потом, не докончив бросалась к публике; если замечала чуть-чуть хорошо одетого человека, остановившегося поглядеть, то тотчас пускалась объяснять ему; что вот, дескать, до чего доведены дети «из благородного, можно даже сказать, аристократического дома». Если слышала в толпе смех или какое-нибудь задирательное словцо, то тотчас же набрасывалась на дерзких…» (ч. 5, гл. 5).


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока литературы в 11 классе Составитель: Щупачко Н. С icon Конспект урока литературы. 8 класс. Конспект составила учитель русского...
Цели урока: систематизировать, углубить и обобщить знания о творчестве и судьбе
Конспект урока литературы в 11 классе Составитель: Щупачко Н. С icon Конспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по...
Осмыслить роль образа Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Конспект урока литературы в 11 классе Составитель: Щупачко Н. С icon Конспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по...
Осмыслить роль образа Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Конспект урока литературы в 11 классе Составитель: Щупачко Н. С icon Конспект урока литературы в 11 классе Николаева Н. В. Тема урока
Подготовить учащихся к восприятию творчества В. М. Шукшина, к пониманию, откуда высокая нравственность писателя. Показать лучшие...
Конспект урока литературы в 11 классе Составитель: Щупачко Н. С icon Конспект урока литературы в 11 классе (2 часа). Тема : «Добро и зло...
Ночкина Юлия Станиславовна, учитель русского языка и литературы Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная...
Конспект урока литературы в 11 классе Составитель: Щупачко Н. С icon Конспект урока русского языка в 11 классе. Тема урока: А. С. Пушкин...
Цель урока: выявить определяющую роль А. С. Пушкина в создании русского литературного языка, показать, что русский язык является...
Конспект урока литературы в 11 классе Составитель: Щупачко Н. С icon Конспект урока литературы в 8 классе «Л. Н. Толстой. Страницы великой жизни»
Методическая разработка программы элективного курса «Современная русская литература» (10-11 класс)
Конспект урока литературы в 11 классе Составитель: Щупачко Н. С icon План-конспект урока литературы в 9 классе. Тема
Цель: дать представление о личности А. С. Грибоедова и его трагической судьбе; проследить историю создания комедии «Горе от ума»
Конспект урока литературы в 11 классе Составитель: Щупачко Н. С icon Конспект урока литературы в 5 классе. Тема Учимся читать и понимать...
Развитие читательской культуры и понимания авторской позиции, формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций
Конспект урока литературы в 11 классе Составитель: Щупачко Н. С icon Конспект урока литературы в в 9 классе на тему: «Тебя, как первую...
Пушкина, пониманию непростых условий его жизни, философских и политических воззрений, душевных привязанностей
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции