Конспект урока словесности в 6 классе «Союз волшебных звуков, чувств и дум…»




Скачать 99.96 Kb.
НазваниеКонспект урока словесности в 6 классе «Союз волшебных звуков, чувств и дум…»
Дата публикации09.10.2014
Размер99.96 Kb.
ТипКонспект
literature-edu.ru > Литература > Конспект
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Харпская средняя общеобразовательная школа»

Приуральский район Тюменской области

Конспект урока словесности в 6 классе


«Союз волшебных звуков, чувств и дум…»

(по стихотворению А.С. Пушкина «И.И. Пущину»)

подготовила

учитель русского языка и литературы

Петухова Елена Викторовна
п. Харп

2012
«Союз волшебных звуков, чувств и дум…»

(по стихотворению А.С. Пушкина «И.И. Пущину»)

Цели урока:

1) обучение сравнительному анализу произведений словесного искусства.

2) развитие у учащихся аналитического мышления;

развитие познавательного интереса к произведениям художественной литературы;

расширение читательской эрудиции учеников;

3) воспитание уважительного отношения к культурному наследию своей страны, к отдельным её представлениям.

Ход урока

- Здравствуйте, ребята!
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию необычный урок- урок словесности. Именно такие уроки, а не уроки русского языка и литературы, проводились в России во времена Пушкина, Тургенева, Толстого и Гоголя.
- От какого слова, по- вашему, произошло слово «словесность»? (Слово)
Вы правы «в Начале было Слово». Но вы правы отчасти, потому что между ними были ещё слова:
Словесность словесный словеса слово

-С помощью какой морфемы образовалось слово словеса?

С помощью суффикса –ЕС-

Можете назвать слова с этим суффиксом.

Небо + ЕС = небеса

Чудо + ЕС = чудеса
-Вот и произведения словесного искусства является своего рода маленьким чудом
Тайну создания одного чудесного стихотворения А.С.Пушкина мы попробуем раскрыть сегодня на уроке.


-Как вы думаете, а с какими словами сочетается прилагательное «словесный»?

произведение

кастрюля

словесный творчество

каша

искусство


-Вот вы и заулыбались. Почему? (ответ детей)
-Что означает выражение «словесная каша»? (бессвязная невнятная речь)
-Найдите антонимичные (т.е. противоположные по значению СС)

Словесная каша – словесное искусство.

Словесность- это и есть словесное искусство.

И непревзойденным мастером словесного искусства был А.С. Пушкин.
А теперь обратимся к тайне одного пушкинского стихотворения

«И.И. Пущин».
-Кто такой этот загадочный Пущин? Почему именно ему посвятил

А.С. поэтические строки?


… Наступил 1811 г., юному Пушкину, почти как и вам сегодня, шел 12 год. И он поступил в одно из лучших учебных заведений России – Царскосельский лицей.

На перекличке он услышал фамилию мальчика, очень созвучную с его фамилией – Пущин.
Лицеисты с похожими фамилиями сразу обратили друг на друга внимание и с тех пор уже не расставались: они учились в одном классе, жили в соседних комнатах, вместе огорчались и вместе радовались. Они стали лучшими друзьями. Т.е. между ними возникла тесная дружба.
-А как называют человека, с которым ты подружился? (Друг)

Подберите однокоренные слова к слову друг. Молодцы. Давайте запишем некоторые из них.

-Выделить в этих словах общую морфему (часть слова)


Друг – друзья – дружба
-Что вы обнаружили при сравнении корней? (изменилась последняя буква).


- Это языковое явление называется чередованием согласных, которое является традиционным для русского языка.


г//з//ж

-Пушкин и Пущин были друзьями.

А у вас есть друзья?

Как их зовут? (Ф. И. – ответы 2-3 детей)
-Дайте, пожалуйста, определение вашему другу. Какой он? (ответы 3 – 4 детей). (хороший, добрый, озорной, весёлый…)
-А сейчас давайте познакомимся, какие слова нашёл для своего самого близкого друга А.С.Пушкина


Чтение учителем стихотворения

(конечный вариант)
- Какие необычные определения для своего друга нашёл поэт? (первый, бесценный)
- Какой смысл он вложил в слово «первый»? (самый главный, близкий, лучший)
«Первый», «бесценный» - это эпитеты.


Эпитет- это яркое образное определение, основанное на переносном значении слова.
-В каком столбике прямое, а в каком переносное значение слова?


золотые серьги

твёрдый металл

мягкая подушка


золотые руки

твёрдый характер

мягкий человек


-Найдите в тексте определения, употреблённые в переносном значении.


(двор) уединенный, печальным (снегом), святое (провиденье), ясные (дни)
- А теперь определите, к какому стилю- низкому, т.е. разговорному, или книжному, т.е. высокому, относится этот текст. (к высокому)
-Найдите, пожалуйста, слова, относящиеся к высокому стилю, т.е. те, которые в обычной жизни почти не употребляются.
Работа в парах.

  1. бесценный

  2. благословенный

  3. огласил

  4. дарует

  5. провиденье

  6. озарил

  7. заточенье



-Поднимите руки, кто нашёл все слова. Молодцы!
- А теперь работа по вариантам: найдите в словариках толкование эти слов.
Зачитывание значений.

Надеюсь, теперь стихотворение вам стало намного понятнее.

Чтение стихотворения ребёнком.
-

О чём оно? (Определение темы- о встрече двух друзей)
- Что же произошло в их жизни? Почему они находились в разлуке?

…Той зимой 1825 года А.С.Пушкин находился в ссылке в с. Михайловском. Он был совсем один- без близких, без друзей. Рядом была только Арина Родионовна- добрая его нянюшка.
Зажечь свечу.
Долгими темными вечерами при тусклом пламени свечи Пушкин творил, и из-под его пера один за другим рождались истинные шедевры.
И вот однажды вынужденное уединение поэта было внезапно нарушено: к нему приехал нежданный дорогой гость – его давний лицейский друг И.И.Пущин.
Много лет назад И.И.Пущин вспоминал: «С той минуты как я узнал, что Пушкин в изгнании во мне зародилась мысль непременно навестить его(…)

И вот я вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками… Выскакиваю из саней, беру его в охабку и тащу в комнату… Не знаю, что (с нами) делалось.»
Проговорили друзья всю ночь. Простились за полночь. «Прощай, друг!»- это были последние слова Пушкина.
И действительно друзья больше не увиделись. Это была их последняя встреча. Под её впечатлением Пушкин написал стихотворение.
Чтение учителем 1-ой редакции (черновика) стихотворения.
Оказалось, что это был только черновик. Окончательный вариант вышел лишь 13 декабря 1826 г.
Сравнительный анализ 2-х редакций.
-Кем чувствует себя лирический герой 1-го варианта? (Изгнанником)

- Что могут нам сказать о душевном состоянии поэта следующие слова:
Уединенный (двор)

Забытый (кров)

Опальный (шалаш)

Чужой и дальней (стороне)

День печальный

Изгнанник
(Опала- немилость правящих властей)
Обратите внимание: в неволе находится только один человек.

- А теперь прочитаем 2-ой вариант.

-О скольких героях, находящихся в неволе, говорится во втором варианте? (о 2-х)
-Теперь уже не только поэт находится в изгнании, но и его друг? Какое слово свидетельствует об этом? (заточенье- это тюрьма)
- Что же произошло за прошедший год? Как изменилась жизнь друзей? Почему Пушкин изменил своё стихотворение?
-Ответить на эти вопросы сможем, только обратившись к истории нашего Отечества.
Между началом и завершением стихотворения прошло больше года. В промежутке был роковой день- 14 января 1825 года. Это день восстания на Сенатской площади, когда за освобождение народа, победившего самого Наполеона, выступили благородные русские люди. Среди них был и И.И. Пущин. Он был признан одним из руководителей бунта и приговорён к смертной казни. Впоследствии она была заменена 20- летней каторгой.
Итак, друзья поменялись ролями: А.С.П. в 1826 году из Михайловской ссылки был освобождён, а Пущин оказался в Сибири, на каторге.
- А теперь снова обратимся к стихам:
-Мы уже определили с вами слова, которые характеризуют душевное состояние поэта в 1- ой редакции.

Уединенный (двор)

Забытый (кров)

Опальный (шалаш)

Чужой и дальней (стороне)

День печальный

Изгнанник
Чувство одиночества, забытости, печали.

-Если бы вам предложили нарисовать место ссылки, какие бы краски вы использовали: сочные, яркие или тусклые, мрачные? (Цвет тусклый, мрачный.)
-А теперь определите чувства, которые возникают в душе поэта во 2-ой редакции.

В этом вам тоже поможет цветовая палитра. Найдите слова, связанные со светом.
Озарит, лучом, ясных

-Слово, выражающее ясное, позитивное настроение, называется «оптимизм». А кто сможет подобрать антоним к нему? (пессимизм)
-А теперь обратите внимание на знаки препинания.
1 вариант Какой знак препинания стоит в конце 1-го стихотворения? (многоточие)
И мы чувствуем, что поэта тревожит неопределённость и даже безнадёжность его положения.
2 вариант. А каким знаком препинания заканчивается 2-я редакция стихотворения?
-Какие чувства обычно мы передаём с помощью восклицательной интонации? (радость, восторг, восхищение и надежду)

Именно восхищением и надеждой пронизана 2-я часть окончательного варианта стихотворения.

Своё положение в ссылке А.С.П. оценивал пессимистически (хотя он не носил кандалы и не сидел в остроге). А положение друга- оптимистически. Это произошло, оттого что Пущин оказался в заточении из- за высокой и благородной цели. И это вселяет в Пушкина надежду на то, что рано или поздно его друг будет обязательно освобождён! Справедливость восторжествует!
Вот мы и раскрыли тайну 1-го маленького стихотворения, посвященного дружбе двух великих людей, вошедших в историю нашего Отечества.

Приложение 1


А.С. Пушкин

И.И. Пущину
Мой первый друг,

мой друг бесценный,

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил;

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!
/13 декабря 1826г., Псков/

Приложение 2



А.С. Пушкин
И.И. Пущину
Нежданный гость,

мой друг бесценный,

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный.

Пушистым снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

Забытый кров, шалаш опальный.

На стороне чужой и дальной

Ты с утешеньем посетил,

И день отрадный и печальный

С тобой изгнанник разделил...

/Вариант начала первой редакции 1825 г./


А.С. Пушкин
И.И. Пущину
Мой первый друг,

мой друг бесценный,

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил;

Молю святое провиденье:

Да голос мой душе твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!


/13 декабря 1826г., Псков/



Список использованной литературы


1. Пушкин А.С. Избранная лирика.- М.: Дет. лит., 1989.

2. Пущин И.И. Записки о Пушкине.- М: Просвещение, 1984





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока словесности в 6 классе «Союз волшебных звуков, чувств и дум…» iconКонспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по...
Осмыслить роль образа Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Конспект урока словесности в 6 классе «Союз волшебных звуков, чувств и дум…» iconКонспект урока литературы в 10 классе. Тема урока: «Путешествие по...
Осмыслить роль образа Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Конспект урока словесности в 6 классе «Союз волшебных звуков, чувств и дум…» iconКонспект урока по литературе в 9 классе. Тема: по «Маленькой трагедии»...
Цель урока: Подвести учащихся к формулировке основной идеи трагедии – истории души, поражённой гордыней

Конспект урока словесности в 6 классе «Союз волшебных звуков, чувств и дум…» iconТема урока: Необычное в обычном. Виктор Лунин «Что я вижу»
Конспект урока по произведению В. Лунина «Что я вижу» во 2 классе по программе «Перспективная начальная школа»

Конспект урока словесности в 6 классе «Союз волшебных звуков, чувств и дум…» icon«Творчество А. С. Пушкина. Мир волшебных сказок.» Цель урока
Цель урока: расширить знания о творчестве А. С. Пушкина; развить речь, творческие способности детей

Конспект урока словесности в 6 классе «Союз волшебных звуков, чувств и дум…» iconКонспект урока русского языка в 11 классе. Тема урока: А. С. Пушкин...
Цель урока: выявить определяющую роль А. С. Пушкина в создании русского литературного языка, показать, что русский язык является...

Конспект урока словесности в 6 классе «Союз волшебных звуков, чувств и дум…» iconКонспект урока литературы в 11 классе Николаева Н. В. Тема урока
Подготовить учащихся к восприятию творчества В. М. Шукшина, к пониманию, откуда высокая нравственность писателя. Показать лучшие...

Конспект урока словесности в 6 классе «Союз волшебных звуков, чувств и дум…» iconКонспект урока по предмету «час души» тема: «А. С. Пушкин «Зимнее утро»
Дорогие ребята! Сегодня мы с вами продолжаем увлекательное путешествие в волшебный мир поэзии. Нас ждет встреча с еще одним классиком...

Конспект урока словесности в 6 классе «Союз волшебных звуков, чувств и дум…» iconКонспект урока литературы. 8 класс. Конспект составила учитель русского...
Цели урока: систематизировать, углубить и обобщить знания о творчестве и судьбе

Конспект урока словесности в 6 классе «Союз волшебных звуков, чувств и дум…» iconПлан конспект урока по информатике в 5 классе с применением здоровьесберегающих технологии
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, в памяти компьютера файлы – заготовки

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции