УМК «ПЕРСПЕКТИВА»
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.
Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.
Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию — важное средства самообразования.
Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.
Отмеченные особенности предмета определяют основные цели обучения литературному чтению:
развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;
приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;
обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;
введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.
Результаты изучения курса
Личностные результаты
1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
5. Формирование эстетических чувств
6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.
8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Предметные результаты
1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.
2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.
3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.
4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.
5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.
6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.
8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Календарно — тематическое планирование 2 класс
№
|
Тема урока
|
Дата
|
Наглядные пособия, технические средства, оборудование
|
Знания, умения, навыки
|
Деятельность учащихся
|
Формы контроля
|
Раздел «Любите книгу» (10 часов)
|
Тема: «Любите книгу» (3 часа)
|
|
Любите книгу. Рассказы о любимых книгах
|
02.09
|
Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I.
Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс.
Книги, прочитанные учащимися летом.
|
Знают структуру учебника и умеют в нём ориентироваться
Умеют:
- находить в учебнике нужную информацию и работать с ней;
- распределять книги по разным основаниям;
- отвечать на поставленные вопросы к тексту
|
Рассказы о любимых книгах. Обсуждение высказывания М.Горького. Перечитывание текста целыми словами. Работа в паре: поиск ответов на вопросы с опорой на текст. Сравнение мультфильма с художественным произведением. Подготовка к выразительному чтению стихотворений. Обсуждение пословиц. Разметка стихотворений, определение пауз и интонации, с которой нужно читать стихотворения.
|
Презентация любимой книги
|
|
Ю.Энтин «Слово про слово».
|
03.09
|
Выразительное чтение
|
|
В.Боков. «Книга – учитель…».
Г.Ладонщиков «Лучший друг».
|
06.09
|
Работа в паре: ответы на вопросы
|
Тема: «Книги из далёкого прошлого» (3 часа)
|
|
Книги из далёкого прошлого и современные книги
|
07.09
|
Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I.
Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс.
Репродукция картины В.Васнецова «Святой Нестор-летописец».
Книга Н.Кончаловской «Наша древняя столица».
|
Умеют:
- планировать свою деятельность (составлять план урока под руководс-твом учителя);
- осмысленно воспринимать текст на слух;
- самостоятельно работать с текстом, находить в тексте ключевые слова;
- самостоятельно составлять высказывание по теме произведения.
|
Знакомятся со сказкой Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Слушают информацию о том, как появились книги. Читают статьи учебника и определяют ключевые слова. Работают с репродукцией картины В.Васнецова «Святой Нестор-летописец». Знакомятся с книгой Н.Кончаловской «Наша древняя столица» - рассматривают обложку, обсуждают содержание. Рассказывают, какой представляют себе первую книгу.
|
Определение ключевых слов в тексте учебника
|
|
Славянская письменность
|
09.09
|
Ответы на вопросы
|
|
Н. Кончалов-ская «В монастырской келье».
|
10.09
|
Выразительное чтение
|
Тема: «Мы идём в библиотеку» (1 час)
|
|
Мы идём в библиотеку. Справочная и энциклопеди-ческая литература.
|
13.09
|
Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I.
Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс.
Книги-справочники, книги-энциклопедии.
|
Умеют:
- группировать книги по разным основаниям;
- подбирать книгу для выставки, презентовать книгу;
- работать с библиотечным каталогом.
|
Знакомятся с выставкой книг, представленной в учебнике. Рассматривают тематический каталог в библиотеке. Знакомятся со справочной и энциклопедической литературой для детей. Выбирают книгу и самостоятельно с ней работают.
|
Подготовить выступление на тему: «Это интересно знать».
|
Тема: «Мои любимые художники – иллюстраторы» (3 часа)
|
|
Мои любимые художники-иллюстраторы
|
14.09
|
Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I.
Литературное чтение.
«Творческая тетрадь», 2 класс.
|
Знают профессиональные особенности художников-иллюстраторов.
Умеют соотносить иллюстрацию с текстом; использовать иллюстрацию как источник информации о содержании текста.
Умеют участвовать в коллективной беседе. Испытывают потребность в самостоятельном чтении.
|
Высказывают предположения о том, кто такие художники-иллюстраторы. Рассматривают иллюстрации и знакомятся с о старейшими и современными художниками-иллюстраторами. Самостоятельно знакомятся со стихотворением Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка», отвечают на вопросы учебника. Работают на пословицами: определяют смысл, лексическое значение незнакомых слов. Записывают наиболее понравившиеся пословицы в «Копилку мудрых мыслей».
|
Выполнить иллюстрацию к любимому произведению.
|
|
Мои любимые художники-иллюстраторы
|
16.09
|
|
Ю.Мориц
«Трудо-любивая старушка».
|
17.09
|
Раздел «Краски осени» (12 часов)
|
Тема: «Краски осени» (4 часов)
|
|
А.С.Пушкин «Унылая пора...»
А.Аксаков «Осень».
|
20.09
|
Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I.
Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс.
|
Эмоционально воспринимают стихотворный и прозаический текст на слух.
Умеют участвовать в коллективной беседе, высказывать свою точку зрения и эмоциональное отношение к прочитанному.
Умеют создавать свой текст( под руководством учителя).
Умеют сравнивать произведения живописи и литературы.
|
Формулируют вопросы, которые будут обсуждать на уроке. Создают небольшой текст об изменении в природе осенью. Читают стихотворение А.Пушкина, отвечают на вопросы, готовятся к выразительному чтению. Самостоятельно читают произведение С.Аксакова, отвечают на вопросы. Сравнивают произведения А.С.Пушкина и С. Аксакова. Знакомятся с репродукциями живописи, беседуют по картинам, определяют, почему картины названы по -разному. Предлагают свои варианты названия картин.
|
Выразительное чтение.
|
|
Работа с репродукция-ми картин. В.Поленов «Осень в Абрамцево».
А.Куинджи «Осень».
|
21.09
|
Продолжить ряд слов-ассоциаций.
|
|
|
|
А.Майков «Кроет уж лист золотой…»
|
23.09
|
Работа в паре: создание стихотворения «Осенний день»
Создание «палитры настроений» с помощью красок.
|
|
С.Есенин «Закружилась листва золотая»
|
24.09
|
Тема: «Осень наступила» (3 часа)
|
|
А.Плещеев «Осень наступила».
|
27.09
|
Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I.
Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс.
|
Умеют:
- сравнивать стихотворения разных поэтов по содержанию и по настроению;
- различают и используют в речи средства художественной выразительности;
- умеют находить в стихотворении слова, указывающие на отношение автора, его настроение.
|
Определение периода осени по фотографиям. Озаглавливают пейзажи на фотографиях. Работают в «Творческой тетради» с рубрикой «Приметы осени». Читают стихотворения, перечитывают повторно с дополнительными вопросами. Создание (текста устно) по теме урока. Чтение поговорок, народных примет об осени, обсуждение их смысла.
|
Подписать фотографии, используя фразы из «Народных примет»
|
|
И.Токмакова. «Опустел скворечник»
|
28.09
|
Работа в паре: подбор слов из стихотворения, которые созвучны осеннему настроению.
|
|
Осенние загадки
|
30.09
|
Работа в паре: сочинение осенних загадок.
|
Тема: «Мы идём в библиотеку» (2 часа)
|
|
Мы идём в библиотеку.
С.Маршак «Октябрь».
|
01.10
|
Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I.
Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс.
Книги об осени.
|
Умеют:
- классифицировать книги по разным основаниям;
- презентовать понравившуюся книгу;
- находить в тексте средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты);
- находить опорные слова, позволяющие осмыслить содержание текста и создать иллюстрацию.
|
Самостоятельное чтение стихотворений С.Маршака из книги «Круглый год». Создание иллюстраций к стихотворениям С.Маршака. Объяснение незнакомых слов с помощь толкового словаря. Создание иллюстраций к стихотворению. Проводят исследовательскую работу по стихотворению Л.Яхнина «Осень в лесу». Самостоятельное чтение, ответы на вопросы по тексту.
|
Работа в паре: определение ключевых слов в стихотворении.
|
|
Н.Сладков «Сентябрь».
Л.Яхнин «Осень в лесу»
|
04.10
|
Подобрать слова-ассоциации к слову осень.
|
Тема: «Наш театр» (1 час)
|
|
Наш театр. Н.Сладков «Осень»
|
05.10
|
Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I.
Декорации, костюмы и маски животных.
|
Умеют:
- правильно расставлять смысловые и интонационные паузы на основе знаков препинания в тексте;
- коллективно обсуждать прочитанное;
- читать текст по ролям.
|
Читают название рубрики, тему урока и формулируют основные задачи урока. Знакомятся с произведением Н.Сладкова «Осень». Называют главных героев, распределяют роли. Тренируются в группах выразительно читать этот текст. Сравнивают сказочное и реальное в произведении «Осень».
|
Инсценирование произведения Н Сладкова «Осень».
|
Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии» (2 часа)
|
|
Маленькие и большие сек-реты страны Литературии
Чем стихи отличаются от прозы.
Н.Никитин «Встреча зимы»
|
07.10
|
Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I.
Книги с произведениями об осени. Фото-графии с осенним пейзажем. Иллюстрации к произведениям об осени. Самостоятельно созданные тексты об осени.
|
Умеют:
- осмысленно читать учебный текст;
- обобщать пройденный материал;
- находить средства художественной выразительности, помогающие создать картину осени.
|
Работа по вопросам учебника. Подготовка материала к созданию газеты «прогулки по осеннему лесу».
|
Передать красками настроение осени.
Определение в тексте эпитетов и сравнений
|
|