Литературное чтение




Скачать 0.9 Mb.
Название Литературное чтение
страница 1/8
Дата публикации 09.10.2014
Размер 0.9 Mb.
Тип Программа
literature-edu.ru > Литература > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8
УМК «ПЕРСПЕКТИВА»

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Литературное чтение — один из основных предметов в начальной школе, объединяет два основных направления в обучении, отражённые в его названии, — изучение литературно-художественных произведений и освоение речевых навыков и умений. Особая роль предмета связана с формированием коммуникативно-речевого навыка чтения. Чтение как общеучебный навык является основой развития всех остальных речевых умений, и от его качества зависит развитие ребёнка и его успешность обучения по другим школьным дисциплинам.

Литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.

Предмет «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы, пробуждает у начинающего читателя интерес к книге, воспитывает потребность в систематическом чтении, формирует понимание художественных произведений как искусства слова, развивает воображение и образное мышление, прививает художественный вкус. Благодаря чтению и осмыслению подлинно художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, формируется нравственно-эстетическое отношение к людям и окружающему миру, происходит развитие его души, ума и сердца. Литературное чтение формирует читательскую компетенцию — важное средства самообразования.

Литературное чтение, которое обеспечивает единство обучения и воспитания, создаёт условия для освоения детьми позитивной модели общения, построенной на уважении, доброжелательности и бесконфликтном стиле общения.

Отмеченные особенности предмета определяют основные цели обучения литературному чтению:

  • развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений; формирование навыка чтения про себя; приобретение умения работать с разными видами информации;

  • приобщение младших школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как искусства слова; развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;

  • обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;

  • введение учащихся в мир детской литературы; формирование у начинающего читателя интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений, навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

Результаты изучения курса

Личностные результаты

1.Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

3. Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

4. Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

5. Формирование эстетических чувств

6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

7. Развитие навыков сотрудничества; формирование стремления овладеть положительной, гуманистической моделью доброжелательного общения; развитие умения находить выходы из спорных ситуаций.

8. Наличие мотивации к творческому труду, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

  1. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных видов и жанров, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

  2. Активное использование речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач.

  1. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

  2. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений.

  3. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи между объектами и процессами (общение, культура, творчество; книга, автор, содержание; художественный текст и др.); осознание связи между предметами гуманитарно-эстетического цикла.

  4. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства их осуществления.

  5. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Предметные результаты

1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

2. Формирование отношения к книге как важнейшей культурной ценности.

3. Формирование отношения к художественным произведениям как искусству слова.

4. Осознание духовно-нравственных ценностей великой русской литературы и литературы народов многонациональной России.

5. Осознание значимости систематического чтения для личностного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

6. Понимание роли чтения; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных видов текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

7. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приёмами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

8. Умение выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Календарно — тематическое планирование 2 класс




Тема урока

Дата

Наглядные пособия, технические средства, оборудование

Знания, умения, навыки

Деятельность учащихся

Формы контроля

Раздел «Любите книгу» (10 часов)

Тема: «Любите книгу» (3 часа)



Любите книгу. Рассказы о любимых книгах

02.09


Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I.

Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс.

Книги, прочитанные учащимися летом.

Знают структуру учебника и умеют в нём ориентироваться

Умеют:

- находить в учебнике нужную информацию и работать с ней;

- распределять книги по разным основаниям;

- отвечать на поставленные вопросы к тексту

Рассказы о любимых книгах. Обсуждение высказывания М.Горького. Перечитывание текста целыми словами. Работа в паре: поиск ответов на вопросы с опорой на текст. Сравнение мультфильма с художественным произведением. Подготовка к выразительному чтению стихотворений. Обсуждение пословиц. Разметка стихотворений, определение пауз и интонации, с которой нужно читать стихотворения.

Презентация любимой книги



Ю.Энтин «Слово про слово».

03.09

Выразительное чтение



В.Боков. «Книга – учитель…».

Г.Ладонщиков «Лучший друг».

06.09

Работа в паре: ответы на вопросы

Тема: «Книги из далёкого прошлого» (3 часа)



Книги из далёкого прошлого и современные книги

07.09

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I.

Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс.

Репродукция картины В.Васнецова «Святой Нестор-летописец».

Книга Н.Кончаловской «Наша древняя столица».

Умеют:

- планировать свою деятельность (составлять план урока под руководс-твом учителя);

- осмысленно воспринимать текст на слух;

- самостоятельно работать с текстом, находить в тексте ключевые слова;

- самостоятельно составлять высказывание по теме произведения.

Знакомятся со сказкой Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Слушают информацию о том, как появились книги. Читают статьи учебника и определяют ключевые слова. Работают с репродукцией картины В.Васнецова «Святой Нестор-летописец». Знакомятся с книгой Н.Кончаловской «Наша древняя столица» - рассматривают обложку, обсуждают содержание. Рассказывают, какой представляют себе первую книгу.

Определение ключевых слов в тексте учебника



Славянская письменность

09.09

Ответы на вопросы



Н. Кончалов-ская «В монастырской келье».

10.09

Выразительное чтение

Тема: «Мы идём в библиотеку» (1 час)



Мы идём в библиотеку. Справочная и энциклопеди-ческая литература.

13.09

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I.

Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс.

Книги-справочники, книги-энциклопедии.

Умеют:

- группировать книги по разным основаниям;

- подбирать книгу для выставки, презентовать книгу;

- работать с библиотечным каталогом.

Знакомятся с выставкой книг, представленной в учебнике. Рассматривают тематический каталог в библиотеке. Знакомятся со справочной и энциклопедической литературой для детей. Выбирают книгу и самостоятельно с ней работают.

Подготовить выступление на тему: «Это интересно знать».

Тема: «Мои любимые художники – иллюстраторы» (3 часа)



Мои любимые художники-иллюстраторы

14.09

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I.
Литературное чтение.

«Творческая тетрадь», 2 класс.


Знают профессиональные особенности художников-иллюстраторов.

Умеют соотносить иллюстрацию с текстом; использовать иллюстрацию как источник информации о содержании текста.

Умеют участвовать в коллективной беседе. Испытывают потребность в самостоятельном чтении.

Высказывают предположения о том, кто такие художники-иллюстраторы. Рассматривают иллюстрации и знакомятся с о старейшими и современными художниками-иллюстраторами. Самостоятельно знакомятся со стихотворением Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка», отвечают на вопросы учебника. Работают на пословицами: определяют смысл, лексическое значение незнакомых слов. Записывают наиболее понравившиеся пословицы в «Копилку мудрых мыслей».

Выполнить иллюстрацию к любимому произведению.



Мои любимые художники-иллюстраторы

16.09



Ю.Мориц

«Трудо-любивая старушка».

17.09

Раздел «Краски осени» (12 часов)

Тема: «Краски осени» (4 часов)



А.С.Пушкин «Унылая пора...»

А.Аксаков «Осень».

20.09


Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I.

Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс.

Эмоционально воспринимают стихотворный и прозаический текст на слух.

Умеют участвовать в коллективной беседе, высказывать свою точку зрения и эмоциональное отношение к прочитанному.

Умеют создавать свой текст( под руководством учителя).

Умеют сравнивать произведения живописи и литературы.

Формулируют вопросы, которые будут обсуждать на уроке. Создают небольшой текст об изменении в природе осенью. Читают стихотворение А.Пушкина, отвечают на вопросы, готовятся к выразительному чтению. Самостоятельно читают произведение С.Аксакова, отвечают на вопросы. Сравнивают произведения А.С.Пушкина и С. Аксакова. Знакомятся с репродукциями живописи, беседуют по картинам, определяют, почему картины названы по -разному. Предлагают свои варианты названия картин.


Выразительное чтение.



Работа с репродукция-ми картин. В.Поленов «Осень в Абрамцево».

А.Куинджи «Осень».

21.09

Продолжить ряд слов-ассоциаций.









А.Майков «Кроет уж лист золотой…»

23.09

Работа в паре: создание стихотворения «Осенний день»

Создание «палитры настроений» с помощью красок.



С.Есенин «Закружилась листва золотая»

24.09

Тема: «Осень наступила» (3 часа)



А.Плещеев «Осень наступила».

27.09



Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I.

Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс.

Умеют:

- сравнивать стихотворения разных поэтов по содержанию и по настроению;

- различают и используют в речи средства художественной выразительности;

- умеют находить в стихотворении слова, указывающие на отношение автора, его настроение.

Определение периода осени по фотографиям. Озаглавливают пейзажи на фотографиях. Работают в «Творческой тетради» с рубрикой «Приметы осени». Читают стихотворения, перечитывают повторно с дополнительными вопросами. Создание (текста устно) по теме урока. Чтение поговорок, народных примет об осени, обсуждение их смысла.

Подписать фотографии, используя фразы из «Народных примет»



И.Токмакова. «Опустел скворечник»

28.09

Работа в паре: подбор слов из стихотворения, которые созвучны осеннему настроению.



Осенние загадки

30.09

Работа в паре: сочинение осенних загадок.

Тема: «Мы идём в библиотеку» (2 часа)



Мы идём в библиотеку.

С.Маршак «Октябрь».

01.10

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I.

Литературное чтение. Творческая тетрадь, 2 класс.

Книги об осени.


Умеют:

- классифицировать книги по разным основаниям;

- презентовать понравившуюся книгу;

- находить в тексте средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты);

- находить опорные слова, позволяющие осмыслить содержание текста и создать иллюстрацию.

Самостоятельное чтение стихотворений С.Маршака из книги «Круглый год». Создание иллюстраций к стихотворениям С.Маршака. Объяснение незнакомых слов с помощь толкового словаря. Создание иллюстраций к стихотворению. Проводят исследовательскую работу по стихотворению Л.Яхнина «Осень в лесу». Самостоятельное чтение, ответы на вопросы по тексту.

Работа в паре: определение ключевых слов в стихотворении.



Н.Сладков «Сентябрь».

Л.Яхнин «Осень в лесу»

04.10

Подобрать слова-ассоциации к слову осень.

Тема: «Наш театр» (1 час)



Наш театр. Н.Сладков «Осень»

05.10


Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I.

Декорации, костюмы и маски животных.

Умеют:

- правильно расставлять смысловые и интонационные паузы на основе знаков препинания в тексте;

- коллективно обсуждать прочитанное;

- читать текст по ролям.

Читают название рубрики, тему урока и формулируют основные задачи урока. Знакомятся с произведением Н.Сладкова «Осень». Называют главных героев, распределяют роли. Тренируются в группах выразительно читать этот текст. Сравнивают сказочное и реальное в произведении «Осень».

Инсценирование произведения Н Сладкова «Осень».

Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии» (2 часа)



Маленькие и большие сек-реты страны Литературии

Чем стихи отличаются от прозы.

Н.Никитин «Встреча зимы»

07.10

Литературное чтение. Учебник, 2 класс, часть I.

Книги с произведениями об осени. Фото-графии с осенним пейзажем. Иллюстрации к произведениям об осени. Самостоятельно созданные тексты об осени.

Умеют:

- осмысленно читать учебный текст;

- обобщать пройденный материал;

- находить средства художественной выразительности, помогающие создать картину осени.

Работа по вопросам учебника. Подготовка материала к созданию газеты «прогулки по осеннему лесу».

Передать красками настроение осени.

Определение в тексте эпитетов и сравнений
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литературное чтение icon Рабочая программа учителя начальных классов Чернышовой Валентины...
«Литературное чтение» Литературное чтение: программа: 1-4 классы/ Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова. «Начальная школа XXI века» М.:...
Литературное чтение icon Аннотация к рабочей программе по предмету «Литературное чтение» умк «Школа России» 1-4 классы
Рф от 06. 10. 2009 №373 (ред от 26. 11. 2010) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного...
Литературное чтение icon Рабочая программа предмета «Литературное чтение»
Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы» (2012)
Литературное чтение icon Литературное чтение. 1 класс
Учебник Климанова Л. Ф., Виноградская Л. А., Горецкий В. Г. «Литературное чтение. 1 класс» Изд-во «Просвещение»
Литературное чтение icon Рабочая программа на 2013-2014 учебный год Предмет Литературное чтение
Программа: Школа России. Литературное чтение 2 класс. В. Г. Горецкий; В. П. Канакина. Традиционная система. Сборник программ для...
Литературное чтение icon Рабочая программа по литературному чтению класс
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы по предмету «Литературное чтение»...
Литературное чтение icon Рабочая программа «Литературное чтение» разработана на основе учеб-но-методического...
...
Литературное чтение icon Рабочая программа по литературному чтению
«Литературное чтение» для 1-4 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы...
Литературное чтение icon Валерии Владимировны «Литературное чтение»
Литературное чтение как учебный предмет имеет большое значение в решении задач развития и образования учащихся и играет ключевую...
Литературное чтение icon Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение»
«Литературное чтение» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции