«зимнее утро». Листая страницы избранных стихов а. С. Пушкина




Скачать 148.82 Kb.
Название «зимнее утро». Листая страницы избранных стихов а. С. Пушкина
Дата публикации 09.10.2014
Размер 148.82 Kb.
Тип Урок
literature-edu.ru > Литература > Урок
Тарашнина Светлана Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ № 14 г. Слободского Кировской области,

Тема урока

«ЗИМНЕЕ УТРО». ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ
ИЗБРАННЫХ СТИХОВ А.С. ПУШКИНА.




Предмет (направленность): литература.

Возраст детей: 10-11 лет.

Место проведения: 6 класс.
1. Организационный момент урока.

2. Этап мотивации учащихся:

Учитель приветствует учащихся, предлагает ученикам посмотреть ролик, в основе которого лежит видеоряд и звуковое сопровождение (смотри презентацию, слайд №2), предлагает оформить своё впечатление от увиденного в виде синквейна, схема которого представлена на слайде, сообщает об особенностях данного урока, в ходе которого учащиеся должны научиться нескольким способам добывания новой информации, которые пригодятся им не только в школе, но и в жизни

3. Этап актуализации знаний и умений учащихся.

Учитель организует работу по ранее изученному материалу и раздаточному материалу о ссылке поэта в Михайловском, который был дан для самостоятельного изучения дома и являлся опережающим заданием (приложение №1):

- На слайде презентации представлены иллюстрации и фото, связанные с эпизодами из жизни поэта. Выберите из них те, которые можно использовать в своём рассказе о Михайловском периоде жизни и творчества поэта, и на основе ранее полученных знаний составьте рассказ из 5-7 предложений на тему «Пушкин в Михайловском.

(Ученики выбирают из ряда предложенных иллюстраций и фото те, которые подойдут для составления рассказа на тему, заданную учителем, в парах составляют рассказ из 5-7 предложений. Один из учеников рассказывает у доски, подкрепляя свой рассказ обращением к иллюстрациям)

- Учитель рассказывает об истории создания стихотворения «Зимнее утро».

4. Этап целеполагания.

Учитель говорит о связи человека и природы, напоминает, что учащиеся обращались к стихотворению «Зимнее утро» в начальной школе. Предлагает заполнить таблицу ЗИУ, которая представлена на раздаточном материале (приложение №2).

(Ученики самостоятельно заполняют столбики «Что я знаю», «Чем интересуюсь», фронтально озвучивают итог работы по таблице).

Учитель предлагает сформулировать коллективно проблемные вопросы урока и записать их в 1 столбике таблицы ЗИУ.

(Учащиеся коллективно формулируют проблемные вопросы:

1) С помощью каких образов создаётся картина зимнего утра?

2)Какие поэтические средства помогают создать образ зимнего утра?

3) Как связано содержание стихотворения с автором и читателем?)

Учитель предлагает определить цель урока.

(Учащиеся определяют цель урока)

5. Этап изучения нового материала и закрепления знаний.

Учитель организует прослушивание аудиозаписи стихотворения (Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Исполняет В. Качалов (аудиофрагмент), ЭОР №1), проводит фронтальный опрос по выяснению первичного восприятия произведения:

- Каким настроением проникнуто стихотворение?

(Ученики отвечают (фронтально) на вопрос учителя)

Учитель формулирует проблемное задание по выявлению и изучению лексического значения незнакомых слов «В мире непонятных слов…»(задание представлено на слайде презентации или приложение №3,4)

(Ученики самостоятельно читают стихотворение, выполняют задание исследовательского и поискового характера в парах по выяснению лексического значения незнакомых слов, устно представляют результат работы, сверяются с ответом на слайде презентации)

Учитель продолжает фронтальный опрос по первичному восприятию текста с помощью вопроса: «Определите тему и идею стихотворения».

Учитель формулирует проблемное задание по выявлению структуры произведения:

-На слайде представлены картинки, которые являются отражением основных частей стихотворения. Каждая картинка зашифрована определённой буквой. Определите, на сколько смысловых частей можно поделить стихотворение, затем соотнесите номера частей с буквами картинок, запишите в тетрадь полученный результат.

(Учащиеся, анализируя текст, индивидуально определяют количество смысловых частей в стихотворении, соотносят части с картинками, записывают результат в тетрадь. Один из учеников на доске записывает результат работы, показывает картинки в той последовательности, которая соответствует содержанию стихотворения. Остальные ученики проверяют выполненное индивидуально задание).

-Учитель формулирует проблемное задание по составлению цитатного плана, контролирует выполнение задания, представляет план на слайде для проверки качества выполнения задания.

(Читают в парах текст, выбирают цитаты, которые отражают название каждой смысловой части, записывают в тетрадь получившийся план стихотворения, проверяют качество выполнения задания).

Учитель организует фронтальное повторение литературоведческого понятия «строфа»:

- Как называются 5 стихотворных частей стихотворения?

- Что такое строфа?

(Ученики фронтально отвечают)

Учитель формулирует проблемное задание по определению ключевых образов стихотворения, средств их создания и роли в произведении: «Каждая группа работает по одной строфе. Вам нужно прочитать «свою» строфу и заполнить 1,2 столбик таблицы «Ключевые образы и средства их создания» (таблица - в раздаточном материале, приложение №5), подготовиться к рассказу о том образе, материал по которому был собран в группе».

(Ученики читают в группе (в группе 4 ученика) «свою» строфу, выбирают ключевые образы, характеризующие их слова, заполняют 1 и 2 столбики таблицы: «Ключевые образы», «Слова, которые характеризуют образ», готовят сообщение от группы, представляют результат работы группы устно).

Учитель организует работу по повторению средств художественной выразительности (фронтально), демонстрирует «Словарь-подсказку литературоведческих терминов» для последующей самостоятельной работы учеников.

(Ученики повторяют изученные ранее определения).

- Учитель организует групповую работу учащихся с ЭОР по определению средств изобразительности на примерах из произведений поэта. (Задание: строки из стихотворений А. С. Пушкина распределить по трем рубрикам: эпитеты, сравнения, олицетворения (тренажёр), ЭОР №3). Объявляет задание, напоминает, как при работе с ЭОР проверить результат своей работы, предлагает в случае затруднения обратиться к «Словарю-подсказке» на листе раздаточного материала (приложение №6). Проверяет выполнение задания, вызвав одного из учеников для оглашения результата работы.

(Ученики выполняют задание-тренажёр в группе, обращаются к словарю, один из учеников оглашает результат, выводя ответы на экран с помощью компьютера, группы проверяют правильность выполнения задания).

Учитель организует индивидуальную работу по определению средств изобразительности в тексте с помощью задания: «Заполните (индивидуально) 3 столбик «Средства изобразительности» таблицы «Ключевые образы и средства их создания» (в раздаточном материале), анализируя «свою» строфу», затем контролирует выполнение задания, представляет ученикам для проверки образец выполненного задания на слайде.

(Ученики индивидуально анализируют текст, заполняют 3 столбик таблицы, проверяют правильность выполнения задания по образцу, представленному учителем на слайде презентации).

Учитель организует фронтальную работу по дальнейшему усвоению содержания стихотворения по вопросам и заданиям проблемного характера:

- Как связаны все 5 частей стихотворения?

- Что автор описывает во 2 и 3 строфах?

(Ученики фронтально отвечают на вопросы на личное восприятие, осознание текста, соотнесения его с переживаниями автора).

Учитель просит учеников прочитать в литературоведческом словаре понятие «антитеза», после чего задаёт проблемный вопрос:

- Что чему противопоставлено в этих строфах?

(Ученики читают определение антитезы, записывают его в тетрадь, отвечают на вопрос)

Учитель продолжает беседу с помощью вопросов:

- Как связаны 1,3 и 5 строфы?

- Почему автор не ограничивается созерцанием зимнего пейзажа из окна своего дома?

- Что влечёт его на лоно природы?

- Как желание поэта связано с его тогдашним положением в Михаловском?

- Какие картины зимнего утра привлекли внимание поэта?

(Ученики фронтально-индивидуально отвечают на вопросы).

Учитель организует парную работу с помощью вопросов и заданий и контролирует выполнение задания:

- В.Г. Белинский назвал картины природы в стихах А.С. Пушкина «живописью поэзии». Как вы понимаете это выражение?

-Давайте станем учениками художника слова А.С. Пушкина (работа в парах), проанализируем, какие краски использует автор для создания образов. Для этого ещё раз прочитаем стихотворение в паре, найдём все оттенки цветовой палитры. Один из пары последовательно с помощью цветных карандашей нарисует линейку цветовой палитры данного произведения, другой – выпишет слова, которые автор использует для передачи цветового эффекта.

(Ученики читают в паре стихотворение, выбирают слова, показывающие цветовой эффект. Один из пары рисует цветными карандашами, другой выписывает слова.
Во время фронтального ответа составляют «цветовую линейку», проверяют по образцу правильность выполнения задания).


Учитель предлагает выяснить значение словосочетания «янтарным блеском», затем познакомится со словарной цепочкой на слайде для проверки выполнения задания, задаёт вопрос для формулирования вывода по заданию: «Какую роль играют слова- краски в стихотворении?»

Учитель, продолжая работу над стихотворением, предлагает вопросы и задания:

- Какое стихотворное средство создаёт настроение стихотворения?

- Какие виды двусложных размеров стиха вы знаете?

Учитель организует коллективную работу учащихся с ЭОР по определению размера стиха на примере изучаемого произведения. (Определение стихотворного размера стихотворения «Зимний вечер» (Тренажёр), ЭОР №2)

(Ученики выполняют задание-тренажёр коллективно, один из учеников с помощью класса работает у доски с компьютером, после выполнения задания проверяют правильность выполнения).

Учитель организует фронтальный опрос с помощью вопросов:

- Какова связь 3-х составляющих: человека, природы и творчества?

- Какие чувства автора мы увидели в произведении? Как они характеризуют поэта?

(Ученики фронтально отвечают на поставленные вопросы).

6. Этап диагностики знаний и умений.

Учитель демонстрирует учащимся ЭОР, организует самостоятельную работу учащихся с ЭОР (Пейзажная лирика А.С. Пушкина. Анализ стихотворения «Зимнее утро (базовое изучение), ЭОР №4)

(Ученики выполняют самостоятельно задание, представленное в ЭОР, делают самопроверку).

Учитель предлагает составить связный текст на основе клише на раздаточном материале (приложение №7), а затем представить его классу.

(Ученики выполняют творческую работу на основе клише, представляют полученный результат)

Затем учитель обращает внимание учащихся на цель урока, составленную на основе проблемных вопросов в таблице ЗИУ, предлагает сделать выводы по изученному материалу и оценить уровень своих достижений (качественный прирост).

Задает вопросы:

- Какие способы получения новой информации вы можете назвать после сегодняшнего урока?

- Сможете ли вы воспользоваться данными способами при выполнении заданий по другим предметам?

(Ученики обращаются к практической цели урока, выраженной в проблемных вопросах в таблице ЗИУ, делают выводы по изученной теме и анализируют уровень своих достижений).

После чего учитель информирует о домашнем задании:

1) подготовить выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро» наизусть;

2) на выбор написать сочинение, основанное на личных впечатлениях (моё…) «Зимнее утро» или сочинение-эссе (в прозаической форме), или стихотворение.

7. Этап рефлексии.

Учитель предлагает заполнить 3 столбик в таблице ЗИУ «Что я узнал?»

Выходя из класса, прикрепить к доске с помощью магнита листочки со словами, которые ученики должны записать, выразив своё отношение к теме урока (листочки в виде снежинок). Тем самым составить на доске словесный пейзаж зимнего утра «Наш пейзаж зимнего утра».

Приложение к конспекту урока

«Зимнее утро». Листая страницы избранных стихов А.С. Пушкина»
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

«Зимнее утро». Листая страницы избранных стихов поэта. Поэзия А.С. Пушкина (базовое изучение) (единая коллекция цифровых образовательных ресурсов) Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Исполняет В. Качалов (аудиофрагмент)

Информационный учебный образовательный модуль

Учебный образовательный модуль

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a719be91-77e1-1325-202a-b232378ac57e/Pushkin-Zimnee-utro-1.mp3


2

«Зимнее утро». Листая страницы избранных стихов поэта. Поэзия А.С. Пушкина (базовое изучение) (единая коллекция цифровых образовательных ресурсов) Задание: определите стихотворный размер стихотворения «Зимний вечер» (Тренажёр)

Практический учебный образовательный модуль

Учебный образовательный модуль

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6cb13064-49c1-412f-8b5c-cf8c241d96e2/%5BLI6RK_5-04%5D_%5BTR_04%5D.swf


3

«Зимнее утро». Листая страницы избранных стихов поэта. Поэзия А.С. Пушкина (базовое изучение) (единая коллекция цифровых образовательных ресурсов)Задание: строки из стихотворений А. С. Пушкина распределить по трем рубрикам: эпитеты, сравнения, олицетворения (тренажёр)

Практический учебный образовательный модуль

Учебный образовательный модуль

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/06da7a94-ef0e-4240-99e1-daa3e005e872/%5BLI6RK_5-04%5D_%5BTR_05%5D.swf


4

Пейзажная лирика А.С. Пушкина.

Анализ

Стихотворения

«Зимнее утро»

(базовое изучение)


Контрольный учебный образовательный модуль

Учебный образовательный модуль

http://www.fcior.edu.ru/card/28438/peyzazhnaya-lirika-a-s-pushkina-analiz-stihotvoreniya-zimnee-utro-bazovoe-izuchenie-dlya-slaboslysha.htm






Приложение №1.
В Михайловском (1824-1826). Ссылка в село Михайловское, находившееся вдали от городов, затерянное в глуши сосновых лесов, была для Пушкина тяжелым испытанием. После шумной, многолюдной Одессы, где он имел возможность общаться с друзьями, ему было трудно переносить одиночество. Это было почти тюремное заключение: ему не разрешалось никуда выезжать, за ним был установлен полицейский надзор. Лишь творческая работа помогла поэту пережить ссылку и сохранить твердость духа и веру в лучшее. ”Поэзия спасла меня, и я воскрес душой”, - написал он впоследствии.

Пушкин жил в небольшом, одноэтажном доме своего деда Ганнибала. Кабинет поэта, как всегда, был очень скромно обставлен. Простая деревянная кровать с пологом, ободранный ломберный стол, на котором стояла вместо чернильницы помадная банка, два стула да полки с книгами — вот и все убранство рабочей комнаты Пушкина. Рядом жила няня. Остальные комнаты были заколочены. Просыпался Пушкин рано и бежал купаться в студеную речку. Зимой принимал ледяную ванну. Все утро посвящал литературным занятиям, часто в постели. Нередко, прервав занятия, на коне или пешком совершал далекие прогулки (ходок он был неутомимый). Обедал он поздно. “Вечером слушаю сказки, — писал он брату, — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!” Долгие часы длинных зимних вечеров проводил поэт в обществе своей старой няни Арины Родионовны. “Эго была старушка чрезвычайно почтенная, — вспоминает один современник, — лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца”. Няня знала много старинных сказаний, умела сказывать удивительные сказки, пела русские народные песни. Пушкин называл Арину Родионовну единственной своей подругой. “Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя” — так нежно обращался поэт к своей няне в позднейшем стихотворном послании. Часто в соломенной шляпе, в ситцевой красной рубахе, с неизменной железной палкой в руках появлялся Пушкин на народных гуляньях. Поэт любил слушать пение нищих у Святогорского монастыря, а иногда и сам подпевал им. На ярмарке он садился на землю, собирал вокруг себя слепцов, которые пели ему народные песни, сказывали народные стихи. Любил поэт поговорить с крестьянами, послушать их рассказы, шутки, песни. Он записывал сказки, песни о Степане Разине и другие, составил небольшой сборник свадебных песен. Поэт изучал быт, характер, культуру родного народа.

Стихотворение «Зимнее утро» написано Пушкиным в годы ссылки в Михайловском. Эти годы были наполнены не только горестным чувством одиночества, но и счастливыми переживаниями дружбы, любви, творческого вдохновения. Стихотворение написано очень быстро, в один день - 3 ноября 1829 г. В селе Павловском Старицкого уезда тверской губернии в семье друзей.
Приложение №2.

Таблица ЗИУ


Проблемный вопрос урока

Что я знаю?

Чем интересуюсь?

Что я узнал?













Приложение №3.

В мире непонятных слов…

  1. Нега («сомкнуты негой взоры»)- подбери однокоренные слова, в которых Г/Ж, постарайся определить лексическое значение слова.

  2. Аврора («навстречу северной Авроры») – обратись к дополнительному материалу в раздаточном материале, постарайся определить лексическое значение слова

  3. Вечор («вечор, ты помнишь вьюга злилась)- если автор описывает сегодняшнее зимнее утро, то что такое «вечор»?

  4. Лежанка («приятно думать у лежанки»)- подбери однокоренные слова, постарайся определить лексическое значение слова.


Приложение №4.
Аврора (Aurora), в древнеримской мифологии богиня утренней зари, приносящая дневной свет богам и людям. Соответствует в древнегреческой мифологии богине Эос. Изображалась юной крылатой женщиной, поднимающейся из океана на колеснице, запряжённой светлыми конями. В обраной и поэтической речи А. ‒ синоним утренней зари.
Приложение №5.

Ключевые образы и средства создания образов

Ключевой образ

Слова, характеризующие образ

Средства изобразительности










Приложение №6.

Словарь – подсказка литературоведческих терминов

Эпитет – определение, помогающее ярко представить особенности изображаемого предмета

Олицетворение- изображение неодушевлённого предмета как одушевлённого

Сравнение- уподобление изображаемого предмета или явления другому

Метафораиносказательные словесные обороты, основанные на сходстве явлений по какому-либо признаку.
Приложение №7.

Клише к творческой работе по стихотворению А.С. Пушкина «Зимнее утро».

1) Человек и природа неразрывно связаны в …

2) Поэт открыл для читателей …

3) Зимним пейзажем любуется поэт в …

4) Картину морозного утра создают …

5) Разнообразие красок в произведении помогают увидеть…

6) Стихотворение проникнуто…., что позволяет почувствовать…

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ


  1. М.А. Снежневская, О.М. Хренова. Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1. М.: Мнемозина, 2008

  2. О.М. Ерёмина. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. Методическое пособие к учебнику-хрестоматии. М.: «Экзамен», 2003.

  3. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. М.: «ВАКО», 2004.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«зимнее утро». Листая страницы избранных стихов а. С. Пушкина icon Картины зимы в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро» Тип урока:...
Продолжить знакомство с биографией и творчеством А. С. Пушкина; познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро»
«зимнее утро». Листая страницы избранных стихов а. С. Пушкина icon Конспект урока для 6 класса по теме: «Стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Образовательная цель: познакомить учащихся со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро»
«зимнее утро». Листая страницы избранных стихов а. С. Пушкина icon Тема: Контраст настроений в стихотворении А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Познакомить со стихотворением А. С. Пушкина «Зимнее утро»,выявить контраст настроений внутри произведения
«зимнее утро». Листая страницы избранных стихов а. С. Пушкина icon Урок литературы (интегрированный урок литературы и психологии). 6...
А. С. Пушкина «Зимнее утро», его анализ с целью выявления средств, помогающих автору передать радостное восприятие жизни, мотивы...
«зимнее утро». Листая страницы избранных стихов а. С. Пушкина icon Проект на уроке литературы. «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Проект на уроке литературы. «Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро», 6 класс
«зимнее утро». Листая страницы избранных стихов а. С. Пушкина icon План проведения урока-исследования по стихотворению А. С. Пушкина «Зимнее утро» в 10 классе

«зимнее утро». Листая страницы избранных стихов а. С. Пушкина icon Тема: А. С. Пушкин «Зимнее утро»
Задачи: обобщить знания учащихся о творчестве А. С. Пушкина, расширить круг чтения
«зимнее утро». Листая страницы избранных стихов а. С. Пушкина icon Урок литературы в 6 в классе на тему «А. С. Пушкин. «Зимнее утро»
А. С. Пушкина, совершенствовать навыки анализа лирического произведения, овладеть секретами поэтического мастерства поэта и художественными...
«зимнее утро». Листая страницы избранных стихов а. С. Пушкина icon Творческая работа на конкурс, посвящённый 210-летию со дня рождения...
Творческая работа на конкурс, посвящённый 210-летию со дня рождения а. С. Пушкина в номинации
«зимнее утро». Листая страницы избранных стихов а. С. Пушкина icon Урока: Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»
Цели урока: Развивать навыки восприятия поэтического слова, поэтических образов, навыки анализа поэтического текста, совершенствовать...
Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции