Реферат На тему: «Древнегреческая лирика, условия ее развития и разновидности»




Скачать 138.77 Kb.
НазваниеРеферат На тему: «Древнегреческая лирика, условия ее развития и разновидности»
Дата публикации15.05.2014
Размер138.77 Kb.
ТипРеферат
literature-edu.ru > Литература > Реферат
Министерство образования и науки Украины

Днепропетровский национальный университет им.О.Гончара

Факультет украинской и иностранной филологии и искусствоведения

РЕФЕРАТ

На тему:

«Древнегреческая лирика, условия ее развития и разновидности»

Подготовила Проверил

Студентка группы УУ-10-04 к.ф.н.Левченко А.В.

Довгаль Т.А.

Днепропетровск, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

  2. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ЛИРИКА

  3. ХОРОВАЯ ЛИРИКА

  4. СОЛЬНАЯ ЛИРИКА

  5. ЯМБЫ

  6. ДЕВЯТЬ ЛИРИКОВ

  7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Древнегреческая литература — совокупность литературных произведений античных авторов, включающая в себя всё творчество древнегреческих поэтов, историков, философов, ораторов и др. вплоть до конца истории Древней Греции.

Из огромного множества произведений древнегреческой литературы до нас дошли лишь весьма немногие; немало писателей и их сочинений известны нам только по именам; почти нет ни одного древнегреческого писателя, от которого дошло бы к нам все его литературное достояние. Ко всему этому присоединяется порча первоначальных текстов по вине времени, по невежеству переписчиков и иным обстоятельствам. Понятно, почему до настоящего времени не существует такого обозрения Греческой литературы, которое изображало бы все последовательное её развитие, без пробелов или произвольных теоретических построений. Однако вековыми усилиями западноевропейских учёных достигнуто многое в смысле восстановления древних текстов и разностороннего выяснения литературных произведений. [2]

История древнегреческой литературы органично связана с жизнью Эллады, ее культурой, религией, традициями, в ней по-своему отражаются перемены в социально-экономической, политической областях. Современной наукой выделяются четыре периода истории древнегреческой литературы.

Архаический, который охватывает время до начала V в. до н.э. Это эпоха «ранней Греции», когда происходит медленное разложение патриархально-родового строя и переход к рабовладельческому государству. Предмет нашего внимания – сохранившиеся памятники фольклора, мифология, прославленные поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», дидактический эпос Гесиода, а также лирика, созвездие поэтов, творивших в VII-VI вв. до н.э.

Аттический (или классический) охватывает V-IV вв. до н.э., когда греческие полисы и, впервую очередь, Афины, это «око Эллады», переживают расцвет, а затем – кризис, теряют независимость, оказавшись под властью Македонии. Это время замечательного взлета во всех художественных сферах. Это, прежде всего, греческий театр, драматургия Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана; аттическая проза: историография (Геродот, Фукидид), ораторское искусство (Лисий, Демосфен), философия (Платон, Аристотель).

Эллинистический охватывает время с конца IV в. до н.э. до конца I в. н.э. Предмет внимания – александрийская поэзия и новоаттическая комедия (Менандр).

Римский, т.е. время, когда Греция становится провинцией Римской империи. Главные темы: греческий роман, творчество Плутарха и Лукиана. [1]

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ЛИРИКА

Древнегреческая лирика зародилась в VII в. до н. э., в период становления рабовладения и бурного роста полисов — городов-государств, пришедших на смену старому родовому обществу. В них развивались всевозможные ремесла. Вместе с тем труд рабов начал постепенно вытеснять труд свободного человека: он был дешев, а приток рабов нескончаем. Тяжелый физический труд целиком ложился на плечи рабов, и потому свободный человек мог жить творческой жизнью, создавать великолепные произведения литературы, архитектуры, ваяния. Благодаря тысячам безвестных рабов могли быть созданы бессмертные памятники прошлого.

В новых общественных условиях развивается и человеческая личность. Усложняются ее культурные и социальные запросы. Гражданин греческого полиса живет интересами города, участвуя в его управлении, защите, торговой и ремесленной деятельности. Чем больше развивается. человек, тем шире открываются перед ним горизонты, тем больше его стремление выразить свои личные чувства, переживания. Так рождается лирическая поэзия.

Греческое слово «лирика» в переводе означает «песнь под аккомпанемент лиры». [3]Под лирикой у греков понималось соединение слова, музыки и танца (термин возник в эпоху эллинизма, до этого в ходу был термин "мелика" или "мелос" (песня). [5] В древности стихотворения пели под аккомпанемент музыкальных инструментов: лиры, кифары, форминги, флейты и др.[3] Кифара была одним из щипковых инструментов в античной Греции. У неё был деревянный корпус с прямыми или фигурными очертаниями, по бокам возвышались две стойки, к корпусу крепились струны, число которых увеличилось с 4 до 7. Кифара использовалась как сольный или аккомпанирующий пению инструмент. На кифаре играли стоя, держа её перед грудью. Лира была струнным инструментом с более сложным, чем кифара, конструкцией. В основном на ней играли дети и подростки. [1]

Зачастую древнегреческий поэт был автором текста и композитором. До нас дошло немного лирических стихотворений, но по ним можно судить, как богата была лирическая поэзия древних греков разнообразием тем и стихотворных размеров. [3]

Изначально греки называли лирикой вовсе не стихи, а песни, которые пели под лиру.

Конница — одним,а другим — пехота,

Стройных кораблей

вереницы — третьим...

А по мне — на чёрной земле всех краше

Только любимый.

Сапфо. «К Анактории» (перевод Я. Э. Голосовкера)

Сейчас это воспринимается как отрывок стихотворения — замечательного стихотворения, хотя и появилось оно на свет почти три тысячи лет назад, в VII в. до н. э., на острове Лесбос. Но это была песня. И почти всё, что собрано в книгах переводов древнегреческой лирики VII—V вв. до н. э. (так называемая эпоха архаики и классики), — это не стихи, а песни. Поэзия становится похожей на современную, т. е. книжную, только в IV— III вв. до н. э. [4]

Следуя античной классификации, необходимо различать следующие жанры лирической поэзии, представленные для удобст-ва их восприятия в виде следующей таблицы, предложенной А.А.Тахо-Годи (Методические указания к курсу античная литерату-ра. М.: Учпедгиз, 1957; см. также таблицу в учебнике под ее редакцией, С. 86 - 87):



Говоря о лирике, возникшей в Древней Греции в VII-VI в.в. до нашей эры, следует помнить, что она представляет собой своеобразный художе-ственный синтез - соединение слова, пения, музыки и танцев. Различие между этими видами лирической поэзии и характер исполнения обусловлены происхождением этих жанров от различных типов фольклорной песни. Декламационные виды лирики - элегия и ямб, связанные происхождением с эпической поэзией, - превратились в чисто литературные жанры, потеряв связь с музыкальным аккомпанементом. Мелическая лирика (мелика) эту связь с музыкой не теряла в течение длительного времени.

Характеризуя творчество отдельных поэтов и весь жанр лирической поэзии в целом, необходимо учитывать особенности исторического и социально-экономического развития древнегреческого общества в процессе становления этого жанра. Время появления лирической поэзии совпадает с возникновением тирании, т.е. единоличной власти правителя-тирана, опирающегося на силу народа. В противовес родовой аристократии возникает аристократия денежная, усиливается классовая борьба.

Гонимая нуждой демократическая часть населения устремляется на запад Италии и Сицилии, начинается эпоха колонизации. В этих условиях происходит изменение привычных представлений об окружающем мире, человек постепенно осознает себя как личность, которая представляет самостоятельный интерес. В новом литературном жанре субъективные индивидуальные переживания выступают на первый план повествования.

[6]

ХОРОВАЯ ЛИРИКА

Греки пели и соло, и хором. Хоровые песни адресовались прежде всего богам. Эллины не просто чтили своих богов, но и стремились ублажать их и радовать. В их честь приносили жертвы и совершали возлияния — выплёскивали вино из сосуда на землю, обращаясь при этом к богу с какой-то просьбой или мольбой. Наконец, богов развлекали плясками и песнями. Песнь во славу бога называлась гимном; Аполлону предназначался особый гимн — пеан, Дионису — дифирамб. Гимны строились по правилам. Сначала следовало обратиться к богу, не забыв его прозвища — эпитеты. Ведь у каждого бога они были свои и точно характеризовали его. Например, Зевса можно было величать «отче Додоны, мощный силой, высший уменьем» (Зевса особо чтили в Додоне — на северо-западе Греции). А так обращались к покровительнице колдовства Гекате: «Геката, несущая светоч, дочь темнолонной ночи...». Затем следовал рассказ о боге. Заключала гимн просьба.

Гимны — обрядовые песни, обращённые к богам. Но были у греков и обряды, связанные с человеческой жизнью и смертью. Когда праздновали свадьбу, исполняли гименей — песнь, величавшую жениха и невесту, а также покровителя брака бога Гименея. Неизвестно, песню назвали по имени бога или бога — по песне:

Эй, потолок поднимайте, —

О Гименей! —

Выше, плотники, выше!

О Гименей!

Входит жених, подобный Арею,

Выше самых высоких мужей!

Сапфо. «Гименей» (перевод В. В. Вересаева)

Другую свадебную песнь исполняли у дверей спальни, за которой уже находились новобрачные. Она называлась эпиталама (от греч. «таламос» — «спальня», «покои»). А когда человек умирал, его провожали треносом (греч. «плач»).

Были у греков и песни «на случай»: кто-то одержал победу в атлетических состязаниях — его нужно прославить; кто-то совершил достойный и благородный поступок — его нужно похвалить; кто-то встретился с друзьями на пирушке — и это тоже событие, которое стоит отметить подходящей песней. Песня во славу победителя называлась эпиникий (от греч. «нике» — «победа»), хвалебная песня — энкомий, а застольная — сколий. Сколии были разнообразны и по содержанию, и по мелодии, и по метрике, могли быть даже в форме загадок.

Слушатели не сразу понимали, что речь здесь идёт о кувшине с вином, а таинственная «ветвь истмийская» — просто затычка из сельдерея. Персть (старосте.) — пыль, прах.

Долгое время хоровые песни были не авторскими, а народными, фольклорными. Но примерно с VII в. до н. э. греки стали жить отдельными небольшими городами — полисами, — где число граждан составляло всего несколько тысяч. В полисах все знали друг друга, поэтому и сочинителей хоровых песен знали по имени и в лицо.

Самый ранний известный нам автор — Алкман (вторая половина VII в. до н. э.), живший в Спарте. Он любил писать парфении. Один из парфениев сохранился. Первые его строки утеряны, и начинается он рассказом о том, как Геракл расправился с сыновьями Гиппокоонта. Состязание девичьих хоров, для которого написан парфений, происходит в Спарте, где все прекрасно знали миф о Гиппокоонте. За историей следует мораль.

Жанр парфения ушёл вместе с Алкманом. Но сама хоровая поэзия продолжала жить. В конце VII — начале VI в. до н. э. был знаменит поэт Стесихбр (прозвище, означающее «устроитель хоров»). К сожалению, от его песен остались только небольшие фрагменты. Известна такая история: однажды Стесихор написал песню о том, как Елена сбежала в Трою с Парисом, — и ослеп. Пришлось ему сочинить палинодию («обратную песнь») о том, что не Елена была с Парисом в Трое, а только призрак её; сама же красавица будто бы переждала Троянскую войну в Египте:

Не по правде гласит преданье:

Не взошла ты на палубу судна,

Не плыла ты в Пергам троянский.

(Перевод Я. Э. Голосовкера.)

Парфений (от греч. «парфенос» — «дева») -песня для девичьего хора. От этого же корня происходит название Парфенона -храма Афины-Девы.

Согласно мифу, Гиппокоонт выгнал когда-то из Спарта её царя Тиндарея и присвоил себе царскую власть, которая потом перешла к его сыновьям. Расправившись с сыновьями Гиппокоонта, Геракл восстановил справедливость. и законный порядок правления в Спарте.

Эпиникий — песню в честь победителя — изобрёл Симонид Кеосский (конец VI — начало V в. до н. э.). К этому времени вошли в моду общегреческие атлетические состязания. Именно эпиникиями прославились поэты следующего поколения — Вакхилид (V в. до н. э.), племянник Си-монида Кеосского, и Пиндар (около 518—442 или 438 до н. э.). Вот какую песню Пиндара исполнил хор в честь мальчика, победившего сверстников в пятиборье на Немейских играх:

...Сын Феариона Соген,

Избранный в доблести,

Прославляется ныне в песнях

Меж пришедшими к пятерной борьбе.

Недаром обитает он в краю Эакидов,

Где песни звучат и копья стучат,

Ибо здесь

В каждом пылает дух

Ревностью искуситься в состязании.

И чей увенчается труд,

Тот станет для Муз истоком льющихся струй,

Которые — как мёд для ума:

Ибо без песни

И великая сила пребывает во мраке.

(Перевод М. Л. Гаспарова.)

СОЛЬНАЯ ЛИРИКА

Сольные песни сочинялись не для обряда, а «на случай». Самый основательный повод — пирушка, сборище друзей. В начале VI в. до н. э. на острове Лесбос жил поэт Алкей. Застольные песни были его любимым жанром.

Будем пить! И елей

Время зажечь:

Зимний недолог день.

Расписные на стол,

Милый, поставь

Чаши глубокие!

Хмель в них лей — не жалей!

Дал нам вино

Добрый Семелин сын

Думы в кубках топить...

По два налей

Полные каждому!

Благо было б начать:

Выпить один —

И за другим черёд.

(Здесь и далее перевод Вяч. И. Иванова.)

Уцелело несколько фрагментов сочинений поэта Ивика (VI в. до н. э.) и предание о том, как он погиб от рук разбойников. Немецкий поэт XVIII в.

Одновременно с Алкеем на Лесбосе жила знаменитая Сапфо (VII— VI вв. до н. э.). Она тоже писала песни «на случай», только предназначенные не для мужского, а для женского круга. Темой их была любовь. Ещё пристальнее, чем Алкей, всматривалась Сапфо в мир человеческой души. Сапфо придумала три способа рассказать о нём. Первый — передавать душевное смятение через изображение телесных состояний, психологию — через физиологию. Вот как поёт она о страсти, снедающей человека:

Богу равным кажется мне по счастью

Человек, который так близко-близко

Пред тобой сидит, твой звучащий нежно

Слушает голос

И прелестный смех. У меня при этом

Перестало сразу бы сердце биться:

Лишь тебя увижу, уж я не в силах

Вымолвить слова.

Но немеет тотчас язык, под кожей

Быстро лёгкий жар пробегает, смотрят,

Ничего не видя, глаза, в ушах же —

Звон непрерывный.

Потом жарким я обливаюсь, дрожью

Члены все охвачены, зеленее

Становлюсь травы, и вот-вот как будто

С жизнью прощусь я.

(Здесь и далее перевод В. В. Вересаева.)

Другой приём более сложный и тонкий. Сапфо описывает божество, которое насылает любовь, — Эроса (Эрота), но избирает такие эпитеты и сравнения, которые можно отнести и к человеку, вернее, к тому состоянию, в каком он находится, влюбившись: ему и приятно, и горестно одновременно, он в смятении, как деревья под порывом ветра: «Эрос вновь меня мучит истомчивый — / Горько-сладостный...»; «Словно ветер, с горы на дубы налетающий, / Эрос души потряс нам...».

Есть у Сапфо и третий способ поведать о своём чувстве. Её смятение в «Гимне Афродите» увидено глазами и описано устами явившейся к ней богини:

Так примчалась ты, предстояла взорам,

Улыбалась мне несказанным ликом...

«Сапфо! — слышу. — Вот я! О чём ты молишь?

Чем ты болеешь?

Что тебя печалит и что безумит?

Всё скажи! Любовью ль томится сердце?

Кто ж он, твой обидчик? Кого склоню я

Милой под иго?..»

(Перевод Вяч. И. Иванова.)

Поэт следующего поколения Анакреонт (Анакреон; около 570— 478 до н. э.) склонен подшучивать над переживаниями. Он намеренно использует приёмы своей предшественницы Сапфо в ироническом контексте:

Бросил шар свой пурпуровый

Златовласый Эрот в меня

И зовёт позабавиться

С девой пестрообутой.

Но, смеяся презрительно

Над седой головой моей,

Лесбиянка прекрасная

На другую глазеет.

(Перевод В. В. Вересаева.)

Анакреонт относится ко всему шутя — во всяком случае, такую маску он надевает как певец.

ЯМБЫ

Ямбы — такие стихи, в которых автор кого-то дразнит, обвиняет, бранит. Их не пели, а читали нараспев (возможно, под аккомпанемент флейты). Самый знаменитый автор ямбов — Архилох (после 650 г. до н. э.). По преданию, Архилох довёл до петли двух человек — свою несостоявшуюся невесту Необулу и её отца Ликамба, который сначала заверил поэта в том, что выдаст за него дочь, а затем нарушил обещание. Архилох набросился на обоих со злобными ямбами, и те не снесли позора. Правда, это лишь легенда. Тексты ямбов говорят о том, что Архилох умел не только язвить, но также размышлять:

Настроения у смертных, друг мой Главк;

Лептинов сын,

Таковы, какие в душу в этот день вселит

им Зевс.

И как сложатся условья, таковы и

мысли их.

***

Кто падёт, тому ни славы, ни почёта

больше нет

От сограждан. Благодарность

мы питаем лишь к живым, —

Мы, живые. Доля павших — хуже доли

не найти.

Своей прекрасной розе с веткой миртовой

Она так радовалась. Тенью волосы

На плечи ниспадали ей и на спину.

***

...Старик влюбился бы

В ту грудь, в те миррой пахнущие волосы.

А вот что мог он сказать в злобе:

Нежною кожею ты не цветёшь уже:

Вся она в морщинах...

Или

От страсти трепыхаясь, как ворона...

Из текстов Архилоха можно узнать, что он беден и потому вынужден служить наёмником; что он склонен к любовным утехам и при этом воинственно-мстителен («И даром не спущу ему я этого»); что у него есть враг-клятвопреступник («И клятву ты великую забыл, и соль, и трапезу...»). Многие учёные не сомневались, что автор правдиво нарисовал свой портрет. Но вот что странно: те же черты можно обнаружить и у другого знаменитого автора ямбов — Гиппонакта, жившего на сто лет позже Архилоха. Он тоже беден: Гермес Килленский, Майи сын, Гермес,

милый!

Услышь поэта! Весь в дырах мой плащ,

дрогну.

Дай одежонку Гиппонакту, дай обувь!

Насыпь червонцев шестьдесят в мошну

веских!

(Перевод Вяч. И. Иванова.)

Он тоже сладострастен, ревнив и мстителен: Пускай близ Салмидеса ночью темною

Взяли б фракийцы его

Чубатые, — у них он настрадался бы,

Рабскую пищу едя!

................................................................

Рад бы я был, если б так

Обидчик, клятвы растоптавший,

мне предстал, —

Он, мой товарищ былой! (Перевод В. В. Вересаева.)

И самое поразительное, что и Гиппонакт, по античному преданию, довёл до самоубийства двух человек — скульпторов, создавших его нелестное изваяние. Едва ли это простое совпадение. Скорее всего автору ямбов полагалось быть именно таким. [7]

ДЕВЯТЬ ЛИРИКОВ

Девять лириков (лат. novem lyrici) — канон поэтов-меликов (то есть поэтов-лириков) Древней Греции, оцененный филологами эллинистической Александрии как достойных критического изучения. В канон вошли:

Алкман (2-я пол. VII в. до н. э.), хоровая лирика

Сапфо (630/612 — 572/570 до н. э.), монодическая лирика

Алкей (620/626 — после 580 до н. э.), монодическая лирика

Анакреонт (ок. 570 — 487 до н. э.), монодическая лирика

Стесихор (2-я пол. VII в. — ок. 556 до н. э.), хоровая лирика

Ивик (VI в. до н. э.), хоровая лирика

Симонид (556 — 468 до н. э.), хоровая лирика

Пиндар (522/518 — 448/438 до н. э.), хоровая лирика

Вакхилид (ок. 518 — ок. 450 до н. э.), хоровая лирика

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. http://www.erudition.ru/referat/ref/id.44929_1.html

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Древнегреческая_литература

3. Детская энциклопедия. Для среднего и старшего возраста. Изд. 2. Т. 11. «Язык. Художественная литература». – М.: «Просвещение», 1968.– 528 с.

4. http://sveta-artemenkova.narod.ru/kurs/page_73.html

5.http://ics.cshi.crimea.edu/index.php?option=com_content&task=view&id=36&Itemid=6

6. http://antique-lit.niv.ru/antique-lit/shevchenko-l-i/lirika-vii-vi.htm

7. Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Ч. 1. От зарождения словестности до Гете и Шиллера. Глав. ред. М. Д. Аксенова.-М.:Аванта+, 2001.

8. http://ru.wikipedia.org/wiki/Девять_лириков

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат На тему: «Древнегреческая лирика, условия ее развития и разновидности» iconРеферат на тему: Индикаторы устойчивого развития общества: муниципальный аспект
Муниципалитет как и элемент более сложных систем в аспекте устойчивого развития 14

Реферат На тему: «Древнегреческая лирика, условия ее развития и разновидности» iconРеферат по дисциплине «Основы устойчивого развития общества» на тему...

Реферат На тему: «Древнегреческая лирика, условия ее развития и разновидности» iconДревнегреческая лирика зародилась в VII в до н э., в период становления...
Тяжелый физический труд целиком ложился на плечи рабов, и потому свободный человек мог жить творческой жизнью, создавать великолепные...

Реферат На тему: «Древнегреческая лирика, условия ее развития и разновидности» iconРеферат на тему: «Философия Владимира Соловьева»
В. Розанова, Д. Мережковского, Н. Бердяева, Владимира Соловьева, С. Булгакова и др. Русской религиозной философии этого периода современные...

Реферат На тему: «Древнегреческая лирика, условия ее развития и разновидности» iconРеферат на тему: Известные книжные музеи России
История книги — это составная часть истории культуры, а сама книга источник мудрости, наиболее полное и всестороннее выражение культуры...

Реферат На тему: «Древнегреческая лирика, условия ее развития и разновидности» iconРеферат по литературе на тему: «Философское звучание пейзажной лирики...
Приложение

Реферат На тему: «Древнегреческая лирика, условия ее развития и разновидности» iconРеферат по курсу «Культурология» на тему «Конфуцианство»
Конфуцианство философское учение, появившееся в Древнем Китае. Создателем конфуцианства был Кун Цю ( Конфуций )

Реферат На тему: «Древнегреческая лирика, условия ее развития и разновидности» iconБилеты по зарубежной литературе
Древнегреческая мифология. Особенности мифологического мышления. Оcновные циклы мифов

Реферат На тему: «Древнегреческая лирика, условия ее развития и разновидности» iconЛист № Информационный материал. Лирика и ее виды
Лирика это литературный род, в котором воспроизводятся чувства, мысли, настроения поэта, вызванные взволновавшими его явлениями жизни....

Реферат На тему: «Древнегреческая лирика, условия ее развития и разновидности» iconРеферат на тему «Основные понятия авторского права»
Авторское право представляет собой раздел гражданского права, регулирующий отношения, связанные с созданием и использованием издание,...

Литература


При копировании материала укажите ссылку © 2015
контакты
literature-edu.ru
Поиск на сайте

Главная страница  Литература  Доклады  Рефераты  Курсовая работа  Лекции